Контрольная работа: Методы анализа эмпирических данных 2

Название: Методы анализа эмпирических данных 2
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: контрольная работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу………………5

2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных…………………………………………………..9

3. Структура отчета о социологическом исследовании, основные требования к его составлению…………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………………...18

Введение

Эмпирические данные социологического исследования еще не по­зволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную пер­вичную социологическую информацию следует обобщить, проанали­зировать и научно интерпретировать. Для этого все собранные анке­ты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, гра­фики, диаграммы и т.д.

Поэтому цель моей работы: изучить методы анализа эмпирических данных. Для того чтобы добиться поставленной цели необходимо, решить поставленные задачи:

во-первых, подробно разобрать этапы процесса анализа социологической информации, определить их роль в социологическом исследовании, дать характеристику подготовки и обработки методического инструментария, выделить особенности процедуры кодирования, указать известные мне системы кодирования;

во-вторых, дать определение статистической группировке, определить ее функции, перечислить виды и типы группировок, а также способы их классификации, подробно описать свойства простой и сложной группировки данных, указать характеристику ряда распределения, перечислить виды и типы таблиц и графиков;

в-третьих, показать структуру отчета о социологическом исследовании, сформулировать основные требования к его составлению.

Для решения этих задач я использовала следующую литературу. В учебном пособии для вузов М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги «Прикладная социология» подробно разобрана подготовка эмпирических данных к обработке и анализу. В учебнике «Социология» под редакцией В.Н. Лавриненко ясно освещены вопросы подготовки и обработки инструментария, кодирования информации и группировки данных.

Для более полного развернутого ответа в моей работе я также использовала такую литературу, как: учебное пособие Зборовского Г.Е., Шуклина Е.А. «Прикладная социология», учебное методическое пособие Пузикова В.Г., Тимофеева А.Ф. «Прикладная социология», учебник Фролова С.С. «Социология». А также я использовала информацию, взятую на сайте http://www.isras.ru/ - это официальный сайт «Социологического журнала».


1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

Рис. 1. Процесс подготовки данных к анализу

Наглядное отображение процесса подготовки данных к анализу представлено на рис. 1. Весь этот процесс определяется предварительно подготовленным планом анализа данных, который составляется еще в ходе
разработки всего плана социологического исследования. Первым его этапом выступает проверка пригодности анкет. Затем наступает черед редактирования, кодирования и переноса данных. Данные очищаются и, при необходимости, проводится работа с пропущенными данными. Часто необходимо также провести статистическую корректировку информации для того, что бы сделать ее репрезентативной для генеральной совокупности. Затем исследователю необходимо выбрать подходящую стратегию анализа данных.

Характеристика подготовки и обработки инструментария. Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается сконтроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п.

Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны:

1. Выявляется полнота и правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется.

2. Подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае, если респондент не ответил на 10—15% основных во­просов, против них контролер ставит отметку «Нет ответа»,и ан­кета идет на обработку в ЭВМ.

Более жесткие требования предъявляются к вопросам, ка­сающимся социально-демографических характеристик респон­дентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарийизымается из общего массива. Исключаютсяиз обработки на ЭВМ документы,заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются одно­значному толкованию.

Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией.

Способы обработки информации:

1. Вручную (если анкета содержит до 20 вопросов: при наличии 200 – 350 анкет; если более 20 вопросов – 100 – 200 анкет).

2. На ЭВМ (в виде табуляграмм).

Особенности процедуры кодирования. Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1 в целях контроля заих прохождением. В дальнейшем массивдокументов передается накодирование. Кодирование — связующее звено между качественной и ко­личественной информацией.

Существует два типа вопросов: открытые и закрытые . Поэтому, перед тем как передать анкеты в руки операторов, надо зако­дировать открытые вопросы:

1. Варианты ответов выписывают отдельно.

2. Подсчитывают число употреблений каждого варианта — частота его повторения.

3. Варианты группируются по смы­словой близости, совпадению.

Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них присваива­ется свой шифр или код.

Различают два вида открытых и полуоткрытых вопросов: перечневые и текстовые. Перечневые открытые вопросы содержат многократно по­вторяющуюся и легко поддающуюся группировке информа­цию (фамилии, названия партий, национальность респонден­тов и т.д.). Такая информация легко вводится в компьютер, при помощи которого и осуществляется ее группировка.

После подсчета частоты (повторяемости) идентичных по смыслу суждений близкие по содержанию объединяются в одну группу. Тем самым многозначность суждений сводится к пяти-десяти укрупненным смысловым индикаторам, достаточным для поиска решения задач исследования. Далее каж­дой из полученных групп присваивается числовой код, кото­рый и вводится в ЭВМ.

Способы кодирования закрытых вопросов:

· Линейная форма – это когда вариантам ответа присваивается порядковый числовой код в виде натурального числа. Например:

1. «Примете ли Вы участие в голосовании?»

1— Да

2 — Нет

3 — Еще не решил(а)

Номер варианта ответа, который респондент обводит кружком в соответствии со своим мнением и есть код.

· Табличная форма. В этом случае обычно аккумулируют несколько ли­нейных вопросов, они всегда кодируются в соответствии с рас­положением («вдоль») шкалы измерения.

В перечневых таблицахшкала измерения, как правило, располагается горизонтально, соответственно, и коды «вы­страиваются» в горизонтальный ряд натуральных чисел. Например:

2. «В работе каких общественных движений Вы готовы участвовать?»

Установки
Общественные движения готов(ва) участвовать еще не решил(ла) не собираюсь участвовать
1. Экологическое 1 2 3
2. Благотворительное 1 2 3
3. Религиозное 1 2 3

В функциональных таблицах, измеряющих разные типы поведения респондента, коды, как правило, располагаются вертикально. Например:

3. «С какими общественными движениями Вы знакомы, какие из них имеются в вузе и в работе каких Вы принимае­те участие?»

Характер отношения
Общественные движения Знаком(а) с движением (1) Имеется в вузе (2) Принимаю участие в его работе (3)
Экологическое 1 1 1
Благотворительное 2 2 2
Религиозное 3 3 3

Аналогично ставятся коды, если в вопросе табличной фор­мы шкала измерения расположена вертикально. Например:

4. «Как Вы оцениваете социально-психологический климат в вузе в целом, на факультете, в своей учебной группе?»

Социально-психологический климат В вузе в целом (1) На факуль­тете (2) В своей учебной группе (3)
Очень благоприятный 1 1 1
В целом спокойный 2 2 2
Неопределенный 3 3 3
Напряженный 4 4 4
Состояние близкое к бунту 5 5 5

Каждое линейное сочетание объекта оценки и шкалы из­мерения обозначается отдельным числом (в вопросе 2 в виде нумерации общественных движений, в вопросах 3 и 4 — в виде чисел в скобках).

Такая нумерация необходима для формализации вопросов при их обработке на ЭВМ. В этом случае, например, таблич­ный вопрос 4 как бы разбивается на три линейных: 4/1, 4/2 и 4/3. Если перечень оцениваемых объектов превышает девять и их нумерация происходит при помощи двухзначного числа, перед кодами, обозначенными одной цифрой, ставится ноль: 4/01, 4/02,...,4/10, 4/11,...

Приведенные правила кодирования необходимо соблюдать на стадии составления макета анкеты. На этой же стадии пре­дусматривается размерность кодов числовых величин или бал­льной оценки, которые при обработке на ЭВМ используются в качестве условной интервальной шкалы.

Пример числовой «закрытой» шкалы.

5. «Каков процент вероятности, что летом Вы поедете от­дыхать за границу? (Обведите соответствующий процент на шкале)»

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Пример балльной шкалы.

6. «В какой степени Вы удовлетворены работой телекана­лов?» (Оцените по 5-балльной шкале: 1 - самая низкая,..., 5 -самая высокая оценка)

Телеканалы Балльные оценки
1. Первый 1 2 3 4 5
2. Второй 1 2 3 4 5
3. Третий 1 2 3 4 5

2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных

Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка – это расчленение изучаемого явления на однородные группы по существующему варьирующему признаку. Статистической группировке можно дать и такое определение: статистическая группировка – это объединение изучаемых единиц в частную совокупность, которая характеризуется системой обобщенных показателей.

Выделенные группы при исследовании можно легко сопоставить, сравнить, а, следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашивае­мых.

Первый шаг в построении группировки является определение группировочного признака, следовательно, социологическая информация может быть сгруппирована по:

• количественному признаку (группы характеризуются чи­словым значением, они качественно сравнимы между со­бой, например группировка по возрастным интервалам: 18—20 лет, 21—25 лет, 26—30 лет и т.д.);

• качественному (атрибутивному) признаку:

- признакам, соответствующим ранговым шкалам (напри­мер, по характеру труда: ручной труд, работа с механиз­мами, наладка станков, интеллектуальный труд);

- номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.).

Основной функцией статистической группировки является работа с номинальными и ранжированными группами, которая ве­дется с использованием приемов математики.

При изучении взаимосвязи, признаки подразделяются на:

1. Факторные, то есть воздействуют на другие признаки.

2. Результативные, то есть испытывают на себе влияние других признаков.

Виды группировок:

1. Простая группировка данных. Простая группировка возникает, когда исследователь суммирует число ответов на вопросы анкеты.

2. Перекрестная (комбинированная) группировка . Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (пол, возраст, образование). В зависимости от решаемых в ходе исследования задач, она может быть:

-структурной (если надо установить возрастной состав опраши­ваемых, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности оп­рашиваемых),

-типологической (если из респондентов необходимо выделить группы по признаку: отношение к част­ной собственности, т.е. выделяются соответствующие типы респондентов),

Многомерная группировка – это разновидность типологической группировки, в которой типы, как правило, выделяются на основании субъективного признака, измеренного по оценочной шкале, либо на базе нескольких признаков.

-аналитической (если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопро­сам нравственного воспитания и чтением литературы, то группировку следует сделать по этим двум признакам, то есть группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи).

Характеристика ряда распределения. В социологическом исследовании, как правило, выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образо­ванию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (n1 , n2 , n3 ….nz ), которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, по­лучаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения . Существуют два вида распределений: вариацион­ный и атрибутивный. Вариационный ряд распределения основы­вается на количественных признаках изучаемых явлений, про­цессов, атрибутивный — отражает результаты группировки оп­рашиваемых по качественным признакам.

В соответствии с характером количественных признаков вариационные ряды делятся на дискретные и непрерывные . Последние, как правило, носят интервальный характер. Это значит, что та или иная группа респондентов характеризуется по количественному признаку не одним числом, а числовым интервалом. В соответствии с задачами группировки интервалы могут выбираться равные и неравные , с возрастающими и убывающими значениями . Числа, обозначающие интервалы, называются границами . Последние, в свою очередь, могут быть установленными и неустановленными. Ряды распределения, помимо числовой, имеют и текстовую характеристику. Отображение данных с сопроводительным объясняющим текстом осуществляется при помощи таблиц.

Виды таблиц:

1. Перечневая – простая таблица, составленная на основании ряда распределения по одному признаку.

2. Комбинационная – таблица, отображающая ряды распределений по двум и более признакам.

Составление таблиц не является отдельным видом математической операции обобщения первичной социологической информации. Это только форма отображения рядов распределения, преимущество которой в том, что в ней кратко даются пояснения числовых параметров соответствующих групп.

Структура таблицы . Числовые данные в таблице объясняются заголовками, подлежащим и сказуемым . Заголовки таблиц бывают общие , выступающие в качестве названия таблицы и раскрывающиеструктуру группировки рассматриваемой совокупности респондентов, либо связь между рядами распределения. Нарядус этим в названии таблицы целесообразно указывать место ивремя, к которым относятся приводимые сведения, а такжеобщие для всех показателей единицы измерения (проценты, численность респондентов, оценочный индекс, номинал денег и т.д.). Содержание строк и столбцов раскрывается внутренними заголовками : боковыми для строк и верхними для столбцов.

Подлежащим в таблице называется объект (совокупность респондентов), характеристики которого — сказуемое — выражены в таблице в числовом виде.

Наряду с табличными в целях наглядности широко применяется графический способ отображения социологических данных. Чаще всего он имеет вид полигона или гистограммы . Полигон используется преимущественно для графического отображения непрерывных рядов распределения , а гистограмма — дискретных . Строятся графики в прямоугольной системе координат, в которой на оси у отмечается общая численность, или доля респондентов (в %) по группам, на оси х — значения, или порядок признака.

Виды графиков:

1. Простой график (отображает развитие процесса с течением времени).

2. График с накоплением (отображает изменения вклада каждого значения с течением времени).

3. Нормированный график с накоплением (отображает изменения процентного вклада каждого значения с течением времени).

4. График с маркерами (отображает развитие процесса с течением времени).

5. График с маркерами и накоплением (отображает изменение вклада каждого значения с течением времени).

6. Нормированный график с маркерами и накоплением.

7. Объемный график.

3. Структура отчета о социологическом исследовании, основные требования к его составлению

Итоги анализа и интерпретации социологических данных излагаются в документах, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Это: отчет по итогам исследования , приложение к отчету и информационная или аналитическая справка (записка).

Основной документ — отчет по итогам исследования. Его структура:

1. глава первая включает краткое обоснование актуальности исследованной проблемы и характеристику исследования (выборка, репрезентативность данных, методы сбора информации и др.);

2. в главе второй приводится характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.);

3. третья и последующие главы посвящены проверке гипотез.

В соответствии с характером предмета исследования главы могут разбиваться на разделы (параграфы). Каждая глава и раздел заканчиваются формулировкой максимального числа частных выводов, вытекающих из интерпретации данных, соответствующих тематике главы и раздела.

Последняя глава отчета включает общие выводы, а также практические рекомендации. Объем отчета не ограничивается. В зависимости от вида исследования и числа, решаемых в ходе него задач он может быть изложен и на нескольких десятках, и на двух-трех сотнях страниц.

На основе отчета составляется аналитическая записка, объем которой может быть от 5 до 25 страниц. Структура записки идентична структуре отчета, однако логика изложения в ней материала как бы «перевернута». Если в отчете при написании главы сначала осуществляются анализ и интерпретация социологических данных, а потом на этой основе делаются выводы, то в справке каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций (иногда рекомендации могут быть вынесены и в конец справки), а социологические данные приводятся лишь для подтверждения, иллюстрации выводов.

Поэтому в аналитической справке таблицы и графики, как правило, не используются, либо используются в ограниченном количестве и в максимально упрощенной форме, а в качестве доказывающих аргументов берутся наиболее общие, усредненные числовые величины.

Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования (программу, план, инструментарий, инструкции и др.), а также те социологические данные (таблицы, графики, индивидуальные мнения, перечень наименований, адресов и т. д.), которые не вошли в отчет при поиске ответа на основную гипотезу. Эти документы могут быть с успехом использованы при разработке программы нового исследования.

Подготовкой названных документов завершается научная реализация цели и функций социологического исследования.

Основные требования к составлению отчета о социологическом исследовании:

1. Название организации, проводившей исследование;

2. Даты проведения исследования (полевых работ);

3. Используемые источники информации, эмпирическая база исследования;

4. Тип (вид) выборки, ее объем, сведения о ремонте выборки. Ошибка выборки;

5. Описание методов сбора данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, контент-анализ);

6. Описание методов анализа данных. При использовании коэффициентов корреляции указывать их статистическую зависимость, при использовании факторного анализа - процент объясненной дисперсии;

7. Авторство методического инструментария (авторский, полномочными частями);

8. Указание точной формулировки вопросов, а также их формы (открытый, закрытый, полузакрытый и проч.);

9. Краткое изложение позитивного и негативного методического опыта: апробация методического инструментария, сложности в реализации исходных замыслов, обнаруженные несовершенства инструментария, нештатные ситуации организационного и методического характера.


Заключение

Уже полученная в ходе исследования социологическая информация, прошедшая обработку и анализ, позволяет сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы.

Поэтому цель моей работы: изучить методы анализа эмпирических данных, достигнута. Были решены поставленные мною задачи и на все выделенные вопросы ответы найдены.

При подготовке и обработке инструментария в первую очередь осуществляется контроль за качеством (правильность и полнота) заполнения анкет, затем проводится исправление анкет и подсчитывается число неправильных ответов и отбраковка некачественно заполненных анкет.

Кодирование — связующее звено между качественной и ко­личественной информацией. Кодирование открытых вопросов осуществляется в несколько этапов: варианты ответов выписываются отдельно, подсчитывается число употреблений каждого варианта и по совпадению варианты ответов группируются. Способы кодирования закрытых вопросов заключаются в линейной и табличной формах.

После проведения кодирования наступает черед статистической группировки – это объединение изучаемых единиц в частную совокупность, которая характеризуется системой обобщенных показателей. Она осуществляется по варьирующему признаку. По форме выражения группировочные признаки делятся на качественные и количественные. В зависимости от решения задач различают следующие виды группировок: простая и сложная или комбинированная, которая подразделяется на типологическую, структурную и аналитическую группировки.

В результате группировки наблюдается ряд чисел, который называется рядом распределения. Характеристика такого ряда выражена в числовой и текстовой форме. Отображение данных осуществляется при помощи таблиц и графиков, которых существует великое разнообразие. Основные виды таблиц: перечневые и комбинационные.

После проведения анализа эмпирических данных составляется отчет о социологическом исследовании, в структуру которого входят три главы, содержащие в себе все этапы проведенного социологического исследования. Основными требованиями к его составлению являются следующие моменты:

- Название организации, проводившей исследование;

- Даты проведения исследования (полевых работ);

- Используемые источники информации, эмпирическая база исследования;

- Тип (вид) выборки, ее объем, сведения о ремонте выборки. Ошибка выборки;

- Описание методов сбора данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, контент-анализ);

- Описание методов анализа данных. При использовании коэффициентов корреляции указывать их статистическую зависимость, при использовании факторного анализа - процент объясненной дисперсии;

- Авторство методического инструментария (авторский, полномочными частями);

- Указание точной формулировки вопросов, а также их формы (открытый, закрытый, полузакрытый и проч.);

- Краткое изложение позитивного и негативного методического опыта: апробация методического инструментария, сложности в реализации исходных замыслов, обнаруженные несовершенства инструментария, нештатные ситуации организационного и методического характера.


Список литературы

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособия для вузов. – М., 2003.

2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М., 2004.

3. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2003.

4. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М., 2004.

5. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.

6. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007.

7. Социологический журнал: http://www.isras.ru/ .