Реферат: ШОС и БРИК

Название: ШОС и БРИК
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Реферат по теме «ШОС и БРИК»

Содержание

2.1.Создание ШОС ....................................................................................................5

2.2.Цели ШОС ...........................................................................................................7

2.3.Перспективы ШОС .............................................................................................9

2.4.Саммиты ШОС ...................................................................................................11

3. БРИК .....................................................................................................................13

3.1. СозданиеБРИК ................................................................................................ 13

3.2.Цели БРИК ......................................................................................................... 15

3.3.Перспективы БРИК ........................................................................................... 16

3.4.Саммиты БРИК .................................................................................................. 19

4.Заключение ........................................................................................................... 21

5.Список литературы .............................................................................................. 23

Введение

По всем внешним признакам Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), образованная в июне 2001 года, относится к региональным структурам, находящимся на начальном этапе своего становления. Вместе с тем она, фактически являясь прямой наследницей "Шанхайской пятерки". В свою очередь появление "Шанхайской пятерки" - во многом результат тридцатилетнего советско/российско-китайского двустороннего диалога по погранично-территориальной тематике и проблемам безопасности. К середине 1990-х годов, после появления в зоне бывшей советско-китайской границы трех новых государств, возникла необходимость преобразовать двусторонний переговорный механизм в многосторонний. Это произошло в Шанхае в 1996 году, когда руководители России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана заключили Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Этот документ и подписанное годом позже Московское соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы дали импульс формированию постоянно действующего консультативного пятистороннего механизма, позднее получившего известность как "Шанхайская пятерка".

Концепция БРИК (под этим сокращением скрываются первые буквы названий четырех государств: Бразилии, России, Индии и Китая) вошла в глобальное информационное пространство в 2001 году. Сформулированная аналитиками банка «Голдман Сакс», она была призвана объяснить возникновение и развитие новых мировых рынков, которые представляются перспективными для будущих инвесторов. Тем не менее, прогнозы о выдвижении в ХХI веке в авангард мирового развития новых государств-лидеров появились задолго до этого и по самой своей логике вытекают из доктрины многополярного мира, которая все более прочно утверждается в международных отношениях в качестве их системообразующей основы.

Состоявшийся в июне 2009 года в Екатеринбурге Саммит стран БРИК (Бразилия—Россия – Индия – Китай) своими решениями убедительно показал, об этом свидетельствует реакция в мире, что БРИК отнюдь не является некой умозрительной конструкцией, а сложился как форма перспективных взаимоотношений, которая уже стала весомым фактором мировой политики.

Цель данного реферата – выявление целей, перспектив, направлений развития Шанхайской организации сотрудничества и БРИК.

Актуальность данного реферата заключается в том, что:

1. ШОС – это субрегиональная международная организация взаимозащиты, деятельность которой направлена на решение важных проблем современности.

2. На сегодняшний день самыми перспективными в мире странами для бизнеса, по мнению многих аналитиков, являются Бразилия, Россия, Индия и Китай

Объектом данного реферата является изучение Шанхайской организации сотрудничества и БРИК.

В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение создания Шанхайской организации сотрудничества и БРИК

2. Изучение целей данных организаций

3. Выявление перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества и БРИК

4. Анализ проведенных встреч данных организаций

Шанхайская организация содружества

Создание ШОС

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты(общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а если учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОС, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), занимая промежуточную пози- цию.

Основы создания Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е гг. XX века, когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и новообразованных государств Центральной Азии. После того, как Китаю удалось цивилизованно решить все территориальные вопросы с соседними государствами СНГ — Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — перед партнёрами открылись перспективы для дальнейшего развития плодотворного регионального сотрудничества. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии.

На основе сложившегося благоприятного политического климата, а также по причине возрастающей опасности превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма в 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Ко времени проведения саммита в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной.

15 января 2001 года очередная встреча была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что было зафиксировано в совместном заявлении глав государств и повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или «Шанхайскую шестёрку»).

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге). В связи с тем, что по итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом.

С 1 января 2010 года генеральный секретарь ШОС - Муратбек Сансызбаевич Иманалиев (Киргизия).

Цели ШОС

Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы: Совет глав государств (СГГ);

Совет глав правительств (СГП);

Совет министров иностранных дел (СМИД);

Совещания руководителей министерств и ведомств;

Совет национальных координаторов (СНК);

Региональная антитеррористическая структура (РАТС);

Секретариат — постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2010 г. — представитель Киргиизии М.С. Иманалиев).

Решающее значение для процесса объединения государств в ШОС имеет существование внешних угроз и вызовов благополучию, стабильности и безопасности государств региона, в первую очередь в лице эскалации терроризма и экстремизма, а также проблем экономического характера в мире, переживающем непростые процессы глобализации. Согласно этому определены основные цели и задачи ШОС:

· укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

· развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

· совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

· поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

· содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

· координация подходов при интеграции в мировую экономику;

· содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

· поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

· взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании

Перспективы ШОС

В планах Шанхайской организации сотрудничества – проработка идеи единого транспортного пространства государств-участников. Ведется определенная работа по модернизации автотранспортных коридоров, изучению возможностей прокладки новых маршрутов, в том числе железнодорожных, из западных районов Китая в Европу. Стратегическое значение новых транспортных коридоров, способных создать абсолютно новые векторы в региональной экономической политике, очевидно. Их благотворное влияние уже в краткосрочной перспективе скажется на ситуации не только государств Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, но и близлежащих стран.
Ведь открытый доступ к морским портам – это доступ к новым ресурсам развития, к новым рынкам, к новым отношениям. Именно такой путь развития станет наиболее надежным и эффективным средством преодоления существующих проблем современности, которые еще долго будут порождать межцивилизационную подозрительность и недоверие, экстремизм, сепаратизм и терроризм.
Перспективы Шанхайской организации сотрудничества достаточно широки. Во-первых, все страны-участницы географически близки, их связывает схожая история, общая культура, прочные традиции дружественных контактов. Это уникально для сотрудничества. Все страны – члены ШОС нуждаются в сохранении стабильности и безопасности как внутри своих стран, так и по периметру внешних границ, поэтому заинтересованы и в достижениях собственных результатов в продвижении решения социально-экономических и иных задач, и в совместном противодействии возникающим угрозам и вызовам их существования. Справедливости ради следует особо отметить, что все государства – участники ШОС проявляют заинтересованность в усилении экономической составляющей своей организации, ибо ясно осознают, что, только

объединив усилия, члены ШОС смогут превратить Шанхайскую организацию сотрудничества в более спаянную, более деловую, более востребованную международную организацию
Несомненно одно: за годы существования ШОС сделано немало и приведенные выше примеры – лишь незначительная часть большой работы в рамках организации. Надо приветствовать и поощрять любые дальнейшие шаги в направлении интеграции стран – членов Шанхайской организации, ведущие не только к улучшению экономической ситуации в наших странах, но и способствующие созданию прочной основы для сохранения стабильности и безопасности в данном регионе.

Саммиты ШОС

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны — участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

21 апреля 2006 года ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире. 1 октября 2007 года генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев призвал государства — члены организации активизировать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, акцентируя особоё внимание на борьбе с наркоэкспансией в афганском направлении.

26 октября 2005 года на московском саммите ШОС генеральный секретарь организации Чжан Дэгуан заявил, что ШОС сосредоточит внимание на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. Идея, выдвинутая президентом России В. В. Путиным на шанхайском саммите в июне 2006 года о создании Энергетического клуба ШОС как механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитёров энергоресурсов, была поддержана остальными главами государств. Конкретные решения по реализации были приняты на встрече глав правительств в Душанбе, в частности глава правительства России М. Фрадков предложил создать в рамках ШОС Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Кроме России активные шаги по развитию энергетики в регионе предпринимают также Китай и Казахстан.

15 июня 2009 года на саммите в Екатеринбурге главы государств констатировали, что экономическая составляющая в деятельности ШОС получает заметное развитие, совершенствуется правовая база и организационная структура торгово-экономического сотрудничества. Последовательно реализуется обновленный План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств- членов ШОС, утвержденный на заседании Совета глав правительств (Астана, 30 октября 2008 года).

Признано целесообразным принять эффективные меры с целью минимизации последствий мирового финансового кризиса и поощрения более тесного регионального торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в регионе ШОС.

По завершении саммита в Екатеринбурге 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов.

БРИК

Создание БРИК

Понятие БРИК было впервые употреблено в 2001 году в аналитической записке одной из крупнейших в мире банковских структур - "Голдман-Сакс". При этом специалисты банка исходили из того, что, по их подсчетам, к 2050 году экономики этих четырех стран суммарно превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира, то есть "большой семерки".

Определение оказалось удачным и устоялось еще и потому, что само сокращение фонетически звучит в английском языке, как слово "кирпич", став своего рода образным обозначением группы стран, за счет которых во м ногом и будет обеспечиваться будущий рост всей мировой экономики.

При этом аналитики из "Голдман-Сакс" даже не предполагали, что в будущем четыре страны попытаются наладить координацию между собой, а тем более создадут некий экономический блок или даже экономический союз. Однако со временем появились признаки, что четыре страны стремятся сформировать даже в какой-то степени политический клуб с тем, чтобы преобразовать свою растущую экономическую мощь в геополитическое влияние.

Объединение БРИК возникло в 2003 году. Выгодное положение странам обеспечивает наличие важных для мировой экономики ресурсов. Так, в Бразилии хорошо развита сельскохозяйственная отрасль, Россия является крупнейшим в мире экспортером энергетического сырья, Индия располагает значительными интеллектуальными ресурсами, а Китай - трудовыми.

Территория стран БРИК составляет 26 проц территории Земли, а население превышает 40 проц от населения мира. Согласно данным ОЭСР и других международных организаций, на эти страны приходится 8 проц глобальных экономических ресурсов и 45 проц всей рабочей силы планеты. Занятость трудоспособного населения составляет около 70 проц. Этот показатель выше, чем в государствах ОЭСР. Совокупный ВВП - 15 трлн долларов /примерно 25 проц мирового ВВП/. Совокупный золотовалютный резерв БРИК превышает резерв стран "семерки" - 1,3 трлн долларов. Сегодня более трети из 20 крупнейших энергетических компаний относятся к странам БРИК, столько же - к европейским странам и треть - к США. Подобная ситуация наблюдается и в других отраслях, в частности в угольной, пищевой и фармацевтической промышленности.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты.

Цели БРИК

16 апреля 2010 года в Буэнос-Айресе на II саммите БРИК Российский Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Экспортно-импортный банк Индии в рамках саммита БРИК подписали меморандум о сотрудничестве. Семистраничный документ предусматривает взаимодействие уполномоченных государственных финансовых институтов развития и поддержки экспорта стран-членов БРИК по вопросам финансирования проектов, в том числе в сфере высоких технологий, инноваций, энергосбережения.

Этот меморандум — первый практический документ в формате БРИК, ориентированный на создание эффективной инфраструктуры финансового обеспечения многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества четырех стран.

Согласно документу, «целями Меморандума является создать механизмы сотрудничества для развития всеобъемлющего долгосрочного сотрудничества между сторонами с целью упрощения и поддержки трансграничных транзакций и совместных проектов, для укрепления торговых и экономических отношений между предпринимателями стран БРИК, для создания инструментов, которые позволят оказывать финансовые и банковские услуги инвестиционным проектам, входящим в сферу интересов сторон, а также служащих развитию экономик стран БРИК, для изучения возможностей создания единой межбанковской системы для достижения указанных целей».

Перспективы БРИК

Голдман-Сакс утверждает, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен Джимом O’Нилом, глобальным экономистом в Голдман-Сакс. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15.435 триллионов долларов. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков. Однако, важно отметить, что Голдман-Сакс не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества — главным образом ради влияния на положение Соединённых Штатов в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из Соединённых Штатов — такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией.

Тезис БРИК предполагает, что Бразилия, Россия, Индия и Китай изменили свои политические системы, чтобы охватить глобальный капитализм. Голдман-Сакс предсказывает, что Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья. Сотрудничество является, таким образом, вероятным — как логический шаг БРИК, потому что Бразилия и Россия вместе логично формируют поставщиков Индии и Китая. Таким образом, у БРИК есть потенциал сформировать сильный экономический блок — наподобие государств «Большой Восьмёрки». Бразилия является доминирующей в производстве сои и железной руды, в то время как Россия обладает возможностью огромных поставок нефти и природного газа. Тезис Голдман-Сакс, таким образом, документирует, что предметы потребления, работа, технологии и компании отдаляются от США как от своего центра.

После конца холодной войны или даже ранее, правительства, включающие БРИК, начали экономические или политические реформы, чтобы позволить их странам стать частью мировой экономической системы. Чтобы конкурировать, эти страны одновременно сделали упор на образовании, иностранных инвестициях, внутреннем потреблении и внутреннем предпринимательстве. Согласно исследованию, у Индии есть потенциал наибольшего роста среди четырёх стран БРИК в следующие 30 — 50 лет. Главная причина — снижение рабочего возраста населения для Индии и Бразилии случится позже, чем для России и Китая.

Глобальная экономическая команда Голдман-Сакс выпустила отчёт по исследованию БРИК в 2004. Отчёт утверждает, что в странах БРИК число людей с годовым доходом более 3 000 $ удвоится в течение трёх лет и достигнет 800 миллионов человек в течение десятилетия. Это предсказывает массивное увеличение среднего класса в этих странах. К 2025 вычислено, что число людей в странах БРИК, зарабатывающих более чем 15 000 $, может перевалить за 200 миллионов. Это говорит о том, что огромная нагрузка в спросе не будет ограничена лишь основными товарами, но и повлияет на более дорогие товары. Согласно отчёту, сперва Китай, а десятилетие спустя и Индия начнут доминировать над мировой экономикой. Всё же, несмотря на рост, средний уровень богатства людей в более развитых экономиках продолжит опережать этот средний показатель в странах БРИК. Голдман-Сакс оценивает, что к 2025 доход на душу в шести самых густонаселённых странах ЕС превысит 35 000 $, тогда как только приблизительно у 24 миллионов человек в БРИК будут подобные уровни дохода.

Отчёт также выдвигает на первый план большую неэффективность Индии в использовании энергии и упоминает о значимой недопредставленности этих экономик на глобальных рынках капитала. Отчёт также подчеркивает огромное население БРИК, которое создаёт относительную лёгкость для затмения совокупного богатства «Большой Шестёрки», в то время как уровни дохода на душу населения остаются далеко ниже нормы современных промышленно развитых стран. Это явление затронет мировые рынки, поскольку многонациональные корпорации попытаются использовать в своих интересах огромные потенциальные рынки БРИК, производя, например, намного более дешёвые автомобили и другие товары промышленного назначения, доступные потребителям в пределах БРИК вместо роскошных моделей, которые в настоящее время приносят большие доходы в автомобилестроении. Индия и Китай уже начали делать своё присутствие ощутимым в обслуживании и производственном секторе на мировой арене. Развитые экономики мира уже сделали серьёзные заметки этого факта.

Второй отчёт 2007 года даёт понимание «Возрастающей способности Индии к росту». Отчёт показывает обновленные числа проектирования, приписанные возрастающим тенденциям роста Индии за прошлые четыре года. Голдман-Сакс утверждает, что «влияние Индии на мировую экономику будет больше и более быстрым чем подразумеваемый в нашем ранее изданном исследовании БРИК». Они отметили существенные области научных исследований и развития, и экспансию, которая приведёт к процветанию растущего среднего класса.

В пересмотренных числах 2007 года, основанных на увеличенном и удерживающемся росте, большом притоке в иностранном прямом инвестировании, Голдман-Сакс предсказывает, что «с 2007 до 2020, валовой внутренний продукт Индии на душу населения, выраженный в долларах США, будет учетверён» и что индийская экономика превзойдет Соединённые Штаты к 2043. Это говорит о том, что эти четыре страны как группа настигнут G7 к 2032 году.

Саммиты БРИК

Налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел четырёх стран. В дальнейшем произошло ещё три встречи, включая полноформатную встречу в Екатеринбурге 16 июня 2009 года.

Первая (краткая) встреча глав государств БРИК состоялась 9 июля 2008 года в Тояко-Онсэн (Хоккайдо, Япония) после встречи «Большой восьмёрки». Во встрече приняли участие Президент России Дмитрий Медведев, Председатель КНР Ху Цзиньтао, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва и договорились о проведении полномасштабного саммита глав государств БРИК в 2009 году.

После этого дважды встречались министры финансов стран БРИК (в бразильском Сан-Паулу 7 ноября 2008 года и в Лондоне 13 марта 2009 года), а 29 мая 2009 года президент России Д. А. Медведев встретился в Кремле с представителями стран группы БРИК, отвечающими за вопросы безопасности (секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, Министром — руководителем Секретариата по стратегическим вопросам при Президенте Федеративной Республики Бразилии Роберто Мангабейра Унгером, советником Премьер-министра Республики Индии по национальной безопасности Маянкоте Келатх Нараянаном и членом Государственного совета Китайской Народной Республики Дай Бинго).

I саммит БРИК (Екатеринбург, 16 июня 2009)

Особняк Севастьянова в Екатеринбурге — место проведения I саммита БРИК

Главы стран БРИК собрались на свой первый саммит16 июня 2009 года в Екатеринбурге. Страны представляли Дмитрий Медведев (Россия), Луис

Инасиу Лула да Силва (Бразилия), Манмохан Сингх (Индия) и Ху Цзиньтао (Китай).

В ходе саммита состоялись две встречи: в узком составе и затем прошли переговоры с участием членов делегаций. Дмитрий Медведев сделал заявление от имени глав государств стран БРИК. Также было принято два заявления:

Совместное заявление лидеров стран БРИК (в последнем (16-м) пункте которого указывается, что следующая встреча глав государств БРИК планируется в Бразилии в 2010 году);

Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности.Четырехстраничное общее заявление отражает общие подходы стран по актуальным мировым проблемам. Такой же по объему документ, посвященный глобальной продовольственной безопасности, содержит призыв безотлагательно дать всесторонний ответ на вызовы, связанные с колебаниями цен на продовольствие и ростом числа голодающих в мире.

II саммит БРИК (Бразилиа, 15−16 апреля 2010)

Второй саммит руководителей стран БРИК состоялся 15−16 апреля 2010 года в столице Бразилии городе Бразилиа.

По итогам саммита было сообщено о подписании ряда межгосударственных договоров, и о важнейших затронутых вопросах: преодоление последствий кризиса, и создание нового финансового порядка, в частности, в части права на большее влияние в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ.

Заключение

"Шанхайская пятерка", куда входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, создавалась как механизм регионального сотрудничества в первую очередь в приграничных районах. Со вступлением в Шанхайский форум Узбекистана этот периметр замкнулся, и, как утверждают эксперты, проблема доверия здесь практически решена. До сих пор акцент делался на военно-политической составляющей. После саммита в Шанхае речь идет о создании нового полиса, где будет уделяться внимание и другим формам сотрудничества - от торгово-экономического и научно-технического до культурного и экологического.

Достигнутое соглашение о создании антитеррористического центра в столице Кыргызстана Бишкеке предоставляет, по крайней мере, моральную поддержку правительствам центрально-азиатских государств в наше неспокойное время. Однако антитеррористический центр Шанхайской организации сотрудничества может больше, чем просто координировать информацию между шестью государствами-участниками.

Шанхайская организация сотрудничества использует огромный потенциал и широкие возможности взаимовыгодного сотрудничества государств-участников в торгово-экономической области, предпринимает усилия в целях содействия дальнейшему развитию сотрудничества и диверсификации его форм между государствами-участниками на двусторонней и многосторонней основе. В этих целях в рамках Шанхайской организации сотрудничества будет начат переговорный процесс по вопросам создания благоприятных условий для торговли и инвестиций, разработана долгосрочная программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, а также подписаны соответствующие документы.

По мнению аналитиков, страны БРИК первыми выйдут из кризиса, так как их население, компании и правительства не имеют столь крупных долгов, как государства Запада, и не будут в ближайшее десятилетие направлять огромные средства на погашение кредитов.

Более слабые государства должны объединяться в блоки, чтобы единым голосом заявлять о себе и отстаивать свои интересы на международной арене. Примерами такого объединения являются рассмотренные в настоящей работе Шанхайская организация сотрудничества и БРИК.

Список используемой литературы

1.Бабин Э.П., Исаченко Т.М., Внешнеэкономическая политика. М.: «Экономика», 2006.- 463 с.

2.Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия : сборник статей. — М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. — С. 251—316.

3.Stakelbeck, FrederickW., Jr. (8 August 2005). «The Shanghai Cooperation Organization». FrontPageMagazine.com

4.http://www.infoshoc.ru-общественно-политический сайт о деятельности Шанхайской организации сотрудничества

5.Dreaming with BRICs: The Path to 2050 // The Goldman Sachs Group (англ.)

6. Первый саммит Брик. Екатеринбург. 16 июня 2009 // Сайт Президента РФ. (рус.) — 17.06.2009.