Реферат: Разработка теста-опросника для диагностики уровня агрессивности у лиц юношеского возраста

Название: Разработка теста-опросника для диагностики уровня агрессивности у лиц юношеского возраста
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

Дисциплина «Психодиагностика»

Разработка теста-опросника для диагностики уровня агрессивности у лиц юношеского возраста

Выполнила: студентка 3 курса

очной формы обучения гр.

Проверила:

Воронеж 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….............3

I. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА………………………………7

II. ITEM – анализ:

1. Анализ трудности заданий……………………………………………...8

2. Вычисление индекса дискриминативности……………………………9

III . Определение надежности теста

1. Расчет ретестовой надежности……………………………………….23

2. Расчет надежности частей теста…………………………………..…27

IV . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА…………………………..…31

V . Стандартизация показателей

( Z -преобразование оценок)

1. Получение Z-показателей…………………………………………..….36

2. Перевод Z-показателей в шкалу станайнов……………………..……38

3. Определение асимметрии и эксцесса……………………………...….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Агрессивность – это проявление агрессии к объекту или субъекту.
Агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессию, напряженность, страх, боязнь.

Виды агрессии:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань).

3. Косвенная агрессия – использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами и т.п.).

4. Прямая агрессия , непосредственно прямо направляется против какого-либо индивида или объекта.

5. Враждебная агрессия – непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации.

6. Аутоагрессия – отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения человека в том, что он вредный, плохой, поступает нехорошо: злобно и бессовестно.

Агрессивные акты выступают в качестве способа психологической защиты; способа удовлетворения определенной потребности; способа самореализации, самоутверждаемости, самореализуемости; средства для достижения какой-либо значимой цели; способа, помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивидуума с целью подавить его волевые стимулы, деструктировать – метаболизировать присущее другому индивиду устойчивые в его психике поведенческие реакции.

Теории агрессии

1. Психоаналитическая теория (З. Фрейд)

Агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

2. Фрустрационная теория (Д. Доллард)

Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

1) Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
2) Агрессия всегда является результатом фрустрации.
В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

· Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

· Сила препятствия на пути достижения цели;

· Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивиды не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Д. Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против
фрустратора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,
направляя на другие мишени – на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.

Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком – акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).
3. Теория социального научения А. Бандуры

Агрессия (приобретаемая посредством: биологических факторов (например, гормоны, нервная система); научения (например, непосредственный опыт, наблюдение) провоцируется:

· Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);

· Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация); Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);

· Инструкциями (например, приказы).

Агрессия регулируется:

а) Внешним поощрением и наказанием (например, материальное

вознаграждение, неприятные последствия);

б) Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощеряют или наказывают других)

в) Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)


Цель : разработка теста-опросника для исследования агрессивности.

Объект : агрессивность.

Предмет : особенности проявления агрессивности у лиц юношеского возраста.

I. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА

Области проявления (манифестации) Содержание (структура) конструкта
Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия Подозрительность Раздражительность
1.Эмоциональное напряжение 2 (23, 31) 2 (6, 32) 1 (43) 1 (34) 2 (26, 49)
2.Взрывной тип реагирования 5 (1, 5, 27, 36, 45) 2 (28, 42) 4 (3, 11, 16, 48) 1 (39) 3 (13, 40, 44)
3.Вербальное проявление 1 (50) 3 (2, 10, 15) 4 (20, 25, 33, 38) 1 (21) 3 (8, 17,22)
4.Невербальное проявление 3 (9, 14, 41) 2 (19, 37) 2 (7, 46) 1 (12) 2 (4, 35)
5.Злорадствование 1 (18) 1 (24) 1 (29) 1 (47) 1 (30)

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Исключается лишь уничтожение неодушевленных предметов.

Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Это могут быть сплетни, шутки, топание ногами и т.п.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы).

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие планируют и приносят вред.

Раздражительность – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, резкость).

II. ITEM – анализ

ITEM–анализ – анализ пунктов заданий по результатам, полученным в первом исследовании. Его цель – отбор наилучших заданий для окончательной версии опросника, также включает в себя определение трудности (сложности) задания и дискриминативности каждого задания.

1. Анализ трудности заданий

Для вычисления индекса трудности заданий используется следующая формула:

где U т – индекс трудности в процентах (%),

Nn – число испытуемых, правильно решивших данную задачу ( в соответствии с ключом),

N – общее количество испытуемых.

U1 = 100 · (1 – 28/50) = 44% U13 = 100 · (1 – 30/50) = 40%
U2 = 100 · (1 – 21/50) = 58% U14 = 100 · (1 – 34/50) = 32%
U3 = 100 · (1 – 34/50) = 32% U15 = 100 · (1 – 43/50) = 14%
U4 = 100 · (1 – 33/50) = 34% U16 = 100 · (1 – 34/50) = 32%
U5 = 100 · (1 – 43/50) = 14% U17 = 100 · (1 – 37/50) = 26%
U6 = 100 · (1 – 19/50) = 62% U18 = 100 · (1 – 18/50) = 64%
U7 = 100 · (1 – 36/50) = 28% U19 = 100 · (1 – 17/50) = 66%
U8 = 100 · (1 – 41/50) = 18% U20 = 100 · (1 – 41/50) = 18%
U9 = 100 · (1 – 3/50) = 94% U21 = 100 · (1 – 23/50) = 54%
U10 = 100 · (1 – 26/50) = 48% U22 = 100 · (1 – 7/50) = 86%
U11 = 100 · (1 – 26/50) = 48% U23 = 100 · (1 – 20/50) = 60%
U12 = 100 · (1 – 17/50) = 66% U24 = 100 · (1 – 33/50) = 34%
U25 = 100 · (1 – 29/50) = 42% U38 = 100 · (1 – 27/50) = 46%
U26 = 100 · (1 – 35/50) = 30% U39 = 100 · (1 – 18/50) = 64%
U27 = 100 · (1 – 22/50) = 56% U40 = 100 · (1 – 29/50) = 42%
U28 = 100 · (1 – 40/50) = 20% U41` = 100 · (1 – 14/50) = 72%
U29 = 100 · (1 – 16/50) = 68% U42 = 100 · (1 – 16/50) = 68%
U30 = 100 · (1 – 34/50) = 32% U43 = 100 · (1 – 39/50) = 22%
U31 = 100 · (1 – 23/50) = 54% U44 = 100 · (1 – 35/50) = 30%
U32 = 100 · (1 – 35/50) = 30% U45 = 100 · (1 – 35/50) = 30%
U33 = 100 · (1 – 37/50) = 26% U46 = 100 · (1 – 12/50) = 76%
U34 = 100 · (1 – 19/50) = 62% U47 = 100 · (1 – 17/50) = 66%
U35 = 100 · (1 – 16/50) = 68% U48 = 100 · (1 – 42/50) = 16%
U36 = 100 · (1 – 46/50) = 8% U49 = 100 · (1 – 28/50) = 44%
U37 = 100 · (1 – 31/50) = 38% U50 = 100 · (1 – 3/50) = 94%

Учитывая допустимые пределы трудности (от 16% до 84%) , мы смогли выбрать слишком легкие и слишком трудные задания. Задания, выходящие за допустимые пределы, мы исключаем из теста: 05, 09, 15, 22, 36, 50.

2. Вычисление индекса дискриминативности

Дискриминативность – способность отдельных заданий теста дифференцировать испытуемых относительно максимального и минимального результата теста.

2.1. Для вычисления индекса дискриминативности вычисляем стандартное отклонение индивидуальных оценок всех испытуемых выборки по всему тесту:

где Sx – стандартное отклонение,

xi – индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту,

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту

N – количество испытуемых в выборке.

=

= (34 - 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (14 – 27,24)2 + (18 – 27,24)2 + (21 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (30 - 27,24)2 + (39 – 27,24)2 + (45 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 + (31 – 27,24)2 + (38 – 27,24)2 + (33 – 27,24)2 + (18 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (36 – 27,24)2 + (24 – 27,24)2 + (21 – 27,24)2 + (34 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 + (15 – 27,24)2 + (33 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (19 – 27,24)2 + (17 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (31 – 27,24)2 + (39 – 27,24)2 + (36 – 27,24)2 + (35 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (29 – 27,24)2 + (19 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (40 – 27,24)2 + (15 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (30 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (28 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 = 45,7 + 18 + 175,3 + 85,4 + 39 + 1,5 + 7,6 + 138,3 + 315,4 + 5 + 14,1 + 115,8 + 33,2 + 85,4 + 22,7 + 76,8 + 10,5 + 39 + 45,7 + 27,5 + 1,54 + 5 + 149,8 + 33,2 + 0,06 + 22,7 + 1,54 + 27,5 + 0,06 + 0,06 + 67,9 + 104,9 + 18 + 14,1 + 138,3 + 76,8 + 60,2 + 22,7 + 1,54 + 3,1 + 67,9 + 18 + 162,8 + 149,8 + 18 + 1, 54 + 7,6 + 27,5 + 0,6 + 5 = 2509

2.2. Вычисляем коэффициент дискриминации (мера соответствия успешности выполнения одного задания всему тесту) по формуле:

где rpb – коэффициент дискриминации,

- среднее арифметическое оценок по тесту у испытуемых, правильно выполнивших задание (показавших совпадение с ключом),

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту,

Sx – среднее квадратическое отклонение индивидуальных оценок всех испытуемых по всему тесту,

N+ - число испытуемых, правильно решивших анализируемую задачу,

N – общее количество испытуемых.

01. = (34+23+14+21+26+39+45+25+38+32+24+21+22+33+32+26+

23+31+39+36+35+32+26+29+40+23+26+30) / 28 = 29,5

r1 =

02. = (26+39+45+32+36+24+34+26+15+33+32+26+22+27+31+39+

35+32+26+22+28) / 21 = 30

r2 =

03. = (34+23+21+26+30+39+45+38+33+18+32+36+24+34+22+26+25+

33+27+22+27+23+31+39+36+35+32+29+40+15+30+28+25) / 34 = 28,8

r3 =

04. = (34+23+18+26+30+45+25+31+38+33+18+32+24+34+22+26+25+

15+27+32+27+19+23+31+39+36+35+29+40+15+26+30+28) / 33 = 28,4

r4 =

05. = (34+23+14+18+21+26+39+45+25+31+18+32+36+24+21+22+26+

25+15+33+27+32+26+27+27+19+17+23+31+39+36+35+32+26+29+23+40+15+

26+30+22+28+25) / 43 = 27,05

r5 =

06. = (34+30+45+31+38+33+32+34+25+33+31+39+36+32+26+29+40+

28+25) / 19 = 32,7

r6 =

07. = (34+23+30+39+45+25+31+38+33+32+36+24+34+22+26+25+33+

27+32+26+22+27+27+23+31+39+36+32+26+19+40+15+23+22+28+25) / 36 =

= 29,2

r7 =

08. = (34+18+26+30+39+45+31+38+33+18+32+36+24+21+34+26+25+

15+27+32+26+27+19+17+23+31+39+36+35+32+26+29+23+40+15+23+26+30+

22+28+25) /41 = 28,2

r8 =

09. = (23+33+45) / 3 = 33,7

r9 =

10. = (34+23+30+39+45=31+38+32+21+22+26+25+33+27+32+26+27+

27+17+36+32+19+23+40+26+30) / 26 = 29,3

r10 =

11. = (34+30+39+45+25+31+38+33+36+21+34+33+27+26+27+31+39+

36+35+32+29+40+15+23+30+25) / 26 = 31,3

r11 =

12. = (34+14+21+39+45+25+31+34+22+25+15+33+32+26+36+35+28) / 17 = 29,12

r1 2 =

13 . = (23+18+30+39+45+25+31+18+32+36+21+34+25+33+27+32+

27+27+17+31+35+32+26+29+19+40+23+26+28+25) / 30 = 28,47

r1 3 =

14. = (34+23+14+21+26+30+39+45+25+31+38+33+36+21+22+26+

33+32+26+22+27+27+19+23+31+39+35+32+26+29+40+26+30+28) / 34 = 29

r1 4 =

15. = (34+18+21+26+30+39+45+25+31+38+33+18+32+36+24+34+

22+26+25+27+32+26+22+27+27+19+17+23+31+39+36+35+32+26+29+19+40+

23+26+30+22+28+25) / 43 = 28,3

r1 5 =

16. = (34+18+26+30+39+45+25+31+38+32+36+34+33+27+32+26+22+

27+27+23+31+39+36+35+32+26+19+23+40+15+26+22+28+25) / 34 = 29,47

r1 6 =

17. = (34+18+21+30+39+25+38+33+18+32+36+24+21+34+22+26+33+

22+27+27+19+17+23+39+36+35+32+26+29+40+23+26+30+22+28) / 37 = 28,22

r1 7 =

18. = (23+18+26+39+45+36+24+26+33+32+27+23+39+35+26+40+

23+30) / 18 = 30,28

r1 8 =

19. = (39+45+25+31+34+17+31+39+36+32+29+40+23+30+22+28+25) / 17 = 30,94

r1 9 =

20. = (34+18+21+26+39+25+31+38+33+18+32+36+21+34+26+25+

15+27+32+26+22+27+19+23+31+39+36+35+32+26+29+19+23+40+15+23+26+30+22+28+25) / 41 = 27,5

r 20 =

21. = (34+14+21+26+39+45+25+38+33+36+24+22+25+33+32+26+27+

39+36+35+23+22+28) / 23 = 29,7

r 21 =

22. = (45+38+32+24+26+39+40) / 7 = 34,86

r 22 =

23. = (34+23+39+45+31+38+33+34+22+33+36+32+26+29+19+23+40+

23+26+22) / 20 = 30,4

r 23 =

24. = (34+14+21+26+30+39+45+31+38+33+32+24+21+34+26+27+32+

26+22+27+19+17+31+39+36+35+32+19+23+26+30+28) / 33 = 28,9

r 24 =

25. = (34+21+39+45+25+31+38+33+32+36+21+34+22+26+25+27+26+

27+27+23+39+36+29+40+23+26+22+28) / 29 = 29,56

r 25 =

26. = (34+23+14+21+30+39+45+31+38+33+18+32+36+24+34+22+26+

25+32+22+19+17+31+39+36+35=32+29+19+23+40+23+26+30+25) / 35 = 28,66

r 26 =

27. = (34+21+30+39+45+25+38+33+36+34+22+26+33+27+39+36+35+

32+26+23+40+30) / 22 = 32

r 27 =

28. =(34+23+14+21+26+30=39+31+38+32+36+34+22+26+25+15+27+

32+26+22+27+27+19+17+23+31+39+32+26+29+19+13+40+15+23+26+30+22+28+25) / 40 = 26,85

r 28 =

29. = (34+18+30+39+25+31+38+32+36+34+27+22+27+23+23+28) / 16 = 29,2

r 29 =

30. = (34+23+21+26+30+39+45+38+33+18+32+36+24+34+22+33+27+

32+26+22+27+17+31+39+36+35+26+23+40+15+26+30+22+25) / 34 = 29,03

r 30 =

31. = (34+14+21+26+30+39+45+38+33+21+34+22+26+33+23+39+36+

35+26+29+23+40+30) / 23 = 30,3

r 31 =

32. = (34+23+26+30+39+45+25+31+38+33+32+36+24+34+26+25+27+

32+26+22+27+27+19+31+39+36+35+26+29+40+15+23+30+28+25) / 35 = 28,57

r 32 =

33. = (34+23+14+18+21+26+45+25+31+38+33+18+32+24+21+26+25+

15+33+27+32+26+27+19+17+23+31+39+36+35+32+26+19+23+40+28+25) / 37 = 27,22

r 33 =

34. = (30+45+38+33+36+26+25+33+27+19+31+39+35+29+19+23+23+

30+22) / 19 = 29,7

r 34 =

35. = (34+21+30+39+45+31+38+33+34+33+39+36+32+40+26+30) / 16 = 33,8

r 35 =

36. = (34+23+14+18+21+26+39+45+25+31+38+33+18+32+36+21+34+

22+26+15+33+27+32+26+22+27+27+19+17+23+31+39+36+35+32+26+29+19+

23+40+15+26+30+22+28+25) / 46 = 27,4

r 36 =

37. = (23+26+30+39+45+31+38+33+18+36+24+34+25+33+27+32+26+

27+23+31+39+36+35+32+29+40+26+30+22+25) / 31 = 30,4

r 37 =

38. = (18+21+26+45+38+18+36+24+21+34+25+15+33+27+32+26+22+

27+27+39+36+35+32+19+40+30+28) / 27 = 28,7

r 38 =

39. = (23+21+26+39+45+31+33+36+32+22+19+31+19+23+40+23+26+

30) / 18 = 28,8

r 39 =

40. = (18+39+45+25+31+33+32+36+24+34+22+25+15+33+27+22+27+

27+23+39+36+35+32+26+29+19=40+23+25) / 29 = 29

r 40 =

41. = (34+39+45+33+32+36+36+35+32+29+19+23+40+30) / 14 = 33

r 41 =

42. = (34+23+30+45+38+33+18+36+34+33+26+31+39+26+29+40) / 16 = 32,2

r 42 =

43. = (23+14+18+26+30+45+25+18+32+36+24+21+34+26+25+15+33+

32+26+27+27+19+17+23+31+39+35+26+29+19+23+40+15+23+26+30+22+28+

25) / 39 = 26,3

r 43 =

44. = (34+23+18+30+39+45+25+31+38+33+18+32+36+24+21+25+27+

32+27+17+23+31+39+36+35+32+26+23+40+15+26+30+22+28+25) / 35 = 28,74

r 44 =

45. = (34+23+14+26+30+39+45+31+38+33+32+36+24+21+34+22+26+

33+27+32+26+22+27+31+39+36+35+32+26+23+40+23+22+28+25) / 35 = 29,6

r 45 =

46. = (18+39+45+38+33+21+33+27+19+23+26+25) / 12 = 28,92

r 46 =

47. = (14+26+30+25+38+32+36+24+25+15+27+17+39+29+19+23+22) / 17 = 25,9

r 47 =

48. = (34+18+26+30+39+45+25+31+38+33+18+32+36+21+34+22+26+

15+33+27+32+26+22+27+27+19+17+23+31+39+36+35+32+26+29+23+40+15+

26+30+28+25) / 42 = 28,36

r 48 =

49. = (30+39+45+31+38+33+32+36+21+34+25+15+33+27+32+22+27+

19+31+36+35+32+29+40+23+22+25) / 28 = 30

r 49 =

50. = (45+36+35) / 3 = 38,7

r 50 =

Коэффициент дискриминации может принимать значения от -1 до +1. Задания с отрицательным коэффициентом дискриминации оцениваются как непригодные, в нашем случае это задания № 05, 28, 33, 43, 47 .

2.3. Вычисляем индекс дискриминативности (разность между долей лиц, отвечающих в соответствии с ключом, из лучшей и худшей групп) по формуле:

где D - индекс дискриминативности,

, - число испытуемых, выполнивших данное задание в высокой и низкой контрастных группах,

, - объемы контрастных групп.

Для вычисления объема контрастных групп отсекается по 27% испытуемых из группы с высокими и низкими показателями от общего числа испытуемых.

= 29 - 29·0,27 = 29 – 7,83 = 21,17

= 21 - 21·0,27 = 21 – 5,67 = 15,33

D1 = 19/21,17 – 9/15,33 = 0,9 – 0,6 = 0,3

D2 = 17/21,17 – 4/15,33 = 0,8 – 0,26 = 0,54

D3 = 24/21,17 – 10/15,33 = 1,13 – 0,65 = 0,48

D4 = 22/21,17 – 11/15,33 = 1,04 – 0,72 = 0,32

D5 = 25/21,17 – 18/15,33 = 1,18 – 1,17 = 0,01

D6 = 17/21,17 – 2/15,33 = 0,8 – 0,13 = 0,67

D7 = 24/21,17 – 12/15,33 = 1,13 – 0,78 = 0,35

D8 = 27/21,17 – 14/15,33 = 1,3 – 0,9 = 0,4

D9 = 2/21,17 – 1/15,33 = 0,09 – 0,06 = 0,03

D10 = 19/21,17 – 7/15,33 = 0,9 – 0,46 = 0,44

D11 = 21/21,17 – 5/15,33 = 0,99 – 0,33 = 0,66

D12 = 11/21,17 – 6/15,33 = 0,52 – 0,39 = 0,13

D13 = 20/21,17 – 10/15,33 = 0,94 - 0,65 = 0,29

D14 = 25/21,17 – 9/15,33 = 1,18 – 0,59 = 0,59

D15 = 28/21,17 – 15/15,33 = 1,32 – 0,98 = 0,34

D16 = 25/21,17 – 9/15,33 = 1,18 – 0,59 = 0,59

D17 =24/21,17 – 13/15,33 = 1,13 – 0,85 = 0,28

D18 = 13/21,17 – 5/15,33 = 0,61 – 0,33 = 0,28

D19 = 12/21,17 – 5/15,33 = 0,57 – 0,33 = 0,24

D20 = 25/21,17 – 16/15,33 = 1,18 – 1,04 = 0,14

D21 = 15/21,17 – 8/15,33 = 0,7 – 0,5 = 0,2

D22 = 6/21,17 – 1/15,33 = 0,28 – 0,06 = 0,22

D23 = 14/21,17 – 6/15,33 = 0,66 – 0,39 = 0,27

D24 = 24/21,17 – 9/15,33 = 1,13 – 0,6 = 0,53

D25 = 20/21,17 – 9/15,33 = 0,94 – 0,6 = 0,34

D26 = 21/21,17 – 14/15,33 = 0,99 – 0,9 = 0,09

D27 = 18/21,17 – 4/15,33 = 0,85 – 0,26 = 0,59

D28 = 24/21,17 – 16/15,33 = 1,13 – 1,04 = 0,09

D29 = 11/21,17 – 5/15,33 = 0,52 – 0,33 = 0,19

D30 = 23/21,17 – 11/15,33 = 1,09 – 0,72 = 0,37

D31 = 17/21,17 – 6/15,33 = 0,8 – 0,39 = 0,41

D32 = 26/21,17 – 9/15,33 = 1,23 – 0,6 = 0,63

D33 = 21/21,17 – 16/15,33 = 0,99 – 1,04 = - 0,05

D34 = 13/21,17 – 6/15,33 = 0,61 – 0,39 = 0,22

D35 = 15/21,17 – 1/15,33 = 0,7 – 0,06 = 0,64

D36 = 28/21,17 – 18/15,33 = 1,32 – 1,17 = 0,15

D37 = 24/21,17 – 7/15,33 = 1,13 – 0,46 = 0,67

D38 = 18/21,17 – 9/15,33 = 0,85 – 0,6 = 0,25

D39 = 11/21,17 – 7/15,33 = 0,52 – 0,46 = 0,06

D40 = 18/21,17 – 11/15,33 = 0,85 – 0,72 = 0,13

D41 = 12/21,17 – 2/15,33 = 0,57 – 0,13 = 0,44

D42 = 14/21,17 – 2/15,33 = 0,66 – 0,13 = 0,53

D43 = 21/21,17 – 18/15,33 = 0,99 – 1,17 = - 0,18

D44 = 22/21,17 – 13/15,33 = 1,04 – 0,85 = 0,19

D45 = 25/21,17 – 10/15,33 = 1,18 – 0,65 = 0,53

D46 = 7/21,17 – 5/15,33 = 0,33 – 0,33 = 0

D47 = 8/21,17 – 9/15,33 = 0,38 – 0,6 = - 0,22

D48 = 29/21,17 – 13/15,33 = 1,37 – 0,85 = 0,52

D49 = 20/21,17 – 8/15,33 = 0,94 – 0,52 = 0,42

D50 = 3/21,17 – 0/15,33 = 0,14

Обычно индекс дискриминативности принимает значения от -1 до +1. Чем выше индекс, тем выше дискриминативность задания. Как правило, требуется минимальное значение (корреляция) 0,1 , задания с отрицательной и нулевой корреляцией исключаются. Таким образом, из нашего опросника исключаются задания № 05, 09, 26, 28, 33, 39, 43, 46, 47 .

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что составленный нами опросник может быть почти полностью использован для проведения диагностических исследований агрессивности.

III . Определение надежности теста

Надежность характеристика психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов исследования к действию посторонних случайных факторов.

Тест считается надежным, если с его помощью получаются одни и те же показатели для каждого испытуемого при повторном тестировании.

Существует несколько способов определения надежности:

1. Надежность ретестовая предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же испытуемым и в примерно тех же условиях; повторное проведение проходило через месяц.

Для определения ретестовой надежности необходимо:

1.1. Вычислить стандартное отклонение первого испытания по формуле:

где Sx – стандартное отклонение,

xi – индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту,

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту,

n – объем выборки.

=

= (34 - 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (14 – 27,24)2 + (18 – 27,24)2 + (21 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (30 - 27,24)2 + (39 – 27,24)2 + (45 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 + (31 – 27,24)2 + (38 – 27,24)2 + (33 – 27,24)2 + (18 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (36 – 27,24)2 + (24 – 27,24)2 + (21 – 27,24)2 + (34 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 + (15 – 27,24)2 + (33 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (19 – 27,24)2 + (17 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (31 – 27,24)2 + (39 – 27,24)2 + (36 – 27,24)2 + (35 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (29 – 27,24)2 + (19 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (40 – 27,24)2 + (15 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (30 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (28 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 = 45,7 + 18 + 175,3 + 85,4 + 39 + 1,5 + 7,6 + 138,3 + 315,4 + 5 + 14,1 + 115,8 + 33,2 + 85,4 + 22,7 + 76,8 + 10,5 + 39 + 45,7 + 27,5 + 1,54 + 5 + 149,8 + 33,2 + 0,06 + 22,7 + 1,54 + 27,5 + 0,06 + 0,06 + 67,9 + 104,9 + 18 + 14,1 + 138,3 + 76,8 + 60,2 + 22,7 + 1,54 + 3,1 + 67,9 + 18 + 162,8 + 149,8 + 18 + 1, 54 + 7,6 + 27,5 + 0,6 + 5 = 2509

1.2. Вычислить стандартное отклонение повторного испытания по формуле:

где Sy – стандартное отклонение,

yi – индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту,

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту,

n – объем выборки.

= =

(35 - 27,48)2 + (22 - 27,48)2 + (15 - 27,48)2 + (20 - 27,48)2 + (21 - 27,48)2 + (27 - 27,48)2 + (29 - 27,48)2 + (41 - 27,48)2 + (44 - 27,48)2 + (27 - 27,48)2 + (32 - 27,48)2 + (39 - 27,48)2 + (33 - 27,48)2 + (20 - 27,48)2 + (32 - 27,48)2 + (37 - 27,48)2 + (25 - 27,48)2 + (19 - 27,48)+ (33 - 27,48)2 + (23 - 27,48)2 + (27 - 27,48)2 + (25 - 27,48)2 + (16 - 27,48)2 + (35 - 27,48)2 + (26 - 27,48)2 + (33 - 27,48)2 + (24 - 27,48)2 + (23 - 27,48)2 + (27 - 27,48)2 + (28 - 27,48)2 + (18 - 27,48)2 + (18 - 27,48)2 + (25 - 27,48)2 + (32 - 27,48)2 + (40 - 27,48)2 + (36 - 27,48)2 + (33 - 27,48)2 + (32 – 27,48)2 + (25 - 27,48)2 + (27 - 27,48)2 + (20 - 27,48)2 + (21 - 27,48)2 + (41 - 27,48)2 + (16 - 27,48)2 + (24 - 27,48)2 + (26 - 27,48)2 + (31 - 27,48)2 + (20 - 27,48)2 + (26 - 27,48)2 + (25 - 27,48)2 = 56,55 + 30,03 + 155,75 + 55,95 + 41,99 + 0,23 + 2,31 + 182,79 + 272,91 + 0,23 + 20,43 +132,71 + 30,47 + 55,95 + 20,43 + 90,63 + 6,15 + 71,91 + 30,47 + 20,07 + 0,23 + 6,15 + 131,79 + 56,55 + 2,19 + 30,47 + 12,11 + 20,07 + 0,23 + 0,27 + 89,87 + 89,87 + 6,15 + 20,43 + 156,75 + 72,59 + 30,47 + 20,43 + 6,15 + 0,23 + 55,95 + 41,99 + 182,79 = 131,79 + 12,11 + 2,19 = 12,39 + 55,95 + 2,19 + 6,15 = 2534,46

Sy =

1.3. Вычислим коэффициент корреляции двух тестовых испытаний (для этого используем формулу коэффициента корреляции Пирсона ):

гдеr – коэффициент корреляции,

xi , yi – индивидуальные баллы каждого испытуемого по всему тесту,

Sx , Sy – стандартные отклонения,

n – объем выборки.

= (34 - 27,24)(35 - 27,48) + (23 – 27,24)(22 - 27,48) + (14 – 27,24)(15 - 27,48) + (18 – 27,24)(20 - 27,48) + (21 – 27,24)(21 - 27,48) + (26 – 27,24)(27 - 27,48) + (30 - 27,24)(29 - 27,48) + (39 – 27,24)(41 - 27,48) + (45 – 27,24)(44 - 27,48) + (25 – 27,24)(27 - 27,48) + (31 – 27,24)(32 - 27,48) + (38 – 27,24)(39 - 27,48) + (33 – 27,24)(33 - 27,48) + (18 – 27,24)(20 - 27,48)+ (32 – 27,24)(32 - 27,48) + (36 – 27,24)(37 - 27,48) + (24 – 27,24)(25 - 27,48) + (21 – 27,24)(19 - 27,48) + (34 – 27,24)(33 - 27,48) + (22 – 27,24)(23 - 27,48) + (26 – 27,24)(27 - 27,48) + (25 – 27,24)(25 - 27,48) + (15 – 27,24)(16 - 27,48) + (33 – 27,24)(35 - 27,48) + (27 – 27,24)(26 - 27,48) + (32 – 27,24)(33 - 27,48) + (26 – 27,24)(24 - 27,48) + (22 – 27,24)(23 - 27,48) + (27 – 27,24)(27 - 27,48)+ (27 – 27,24)(28 - 27,48)+ (19 – 27,24)(18 - 27,48) + (17 – 27,24)(18 - 27,48) + (23 – 27,24)(25 - 27,48) + (31 – 27,24)(32 - 27,48) + (39 – 27,24)(40 - 27,48) + (36 – 27,24)(36 - 27,48) + (35 – 27,24)(33 - 27,48) + (32 – 27,24)(32 – 27,48) + (26 – 27,24)(25 - 27,48) + (29 – 27,24)(27 - 27,48) + (19 – 27,24)(20 - 27,48) + (23 – 27,24)(21 - 27,48) + (40 – 27,24)(41 - 27,48) + (15 – 27,24)(16 - 27,48) + (23 – 27,24)(24 - 27,48) + (26 – 27,24)(26 - 27,48) + (30 – 27,24)(31 - 27,48) + (22 – 27,24)(20 - 27,48) + (28 – 27,24)(26 - 27,48) + (25 – 27,24)(25 - 27,48) = 50,83 + 23,23 + 165,23 + 69,11 + 40,43 + 0,59 + 4,19 + 158,99 + 293,39 +1,07 + 16,99 + 123,95 + 31,79 + 69,11 + 21,51 + 83,39 + 8,03 + 52,91 + 37,31 + 23,47 + 0,59 + 5,55 + 140,51 + 43,31 + 0,35 + 26,27 + 4,31 + 23,47 + 0,11 – 0,12 + 78,11 + 97,07 + 10,51 + 16,99 + 147,23 + 74,63 + 42,83 + 21,51 + 30,07 – 0,84 + 61,63 + 27,47 + 172,51 + 140,51 + 14,75 + 1,83 + 9,71 + 39,19 + 1,12 + 5,55 = 2512,25

r·Sx ·Sy = 50·7,084·7,12 = 2521,904

r =

Коэффицент корреляции r = 0,99 говорит о том, что 99% испытуемых получили те же самые результаты.

2. Надежность частей теста (надежность содержания) определяется путем деления опросника на две части: на четные и нечетные вопросы.

Для определения надежности частей теста необходимо:

2.1. Найти стандартное отклонение для обеих половин теста:


s1 s2

где s 1 , s 2 – стандартные отклонения,

x1 i , x2 i - индивидуальные баллы каждого испытуемого по каждой половине теста,

1 , 2 - среднее арифметическое результатов всех испытуемых по каждой половине теста,

n – объем выборки.

= (19 – 13,86)2 + (11 – 13,86)2 + (6 – 13,86)2 + (9 – 13,86)2 + (11 – 13,86)2 + (13 – 13,86)2 + (13 – 13,86)2 + (21 – 13,86)2 + (23 – 13,86)2 + (15 – 13,86)2 + (17 – 13,86)2 + (18 – 13,86)2 + (14 – 13,86)2 + (8 – 13,86)2 + (17 – 13,86)2 + (16 – 13,86)2 + (13 – 13,86)2 + (11 – 13,86)2 + (17 – 13,86)2 + (13 – 13,86)2 + (15 – 13,86)2 + (13 – 13,86)2 + (6 – 13,86)2 + (17 – 13,86)2 + (14 – 13,86)2 + (18 – 13,86)2 + (15 – 13,86)2 + (10 – 13,86)2 + (14 – 13,86)2 + (13 – 13,86)2 + (8 – 13,86)2 + (8 – 13,86)2 + (13 – 13,86)2 + (16 – 13,86)2 + (20 – 13,86)2 + (19 – 13,86)2 + (17 – 13,86)2 + (18 – 13,86)2 + (13 – 13,86)2 + (15 – 13,86)2 + (8 – 13,86)2 + (8 – 13,86)2 + (20 – 13,86)2 + (8 – 13,86)2 + (12 – 13,86)2 + (15 – 13,86)2 + (14 – 13,86)2 + (12 – 13,86)2 + (18 – 13,86)2 + (11 – 13,86)2 = 26,42 + 8,18 + 61, 78 + 23,62 + 8,18 + 0,74 + 0,74 + 50,98 + 83,54 + 1,3 + 9,86 + 17,14 + 0,02 + 34,34 + 9,86 + 4,58 + 0,74 + 8,18 + 9,86 + 0,74 + 1,3 + 0,74 + 61,78 + 9,86 + 0,02 + 17,14 + 1,3 + 14,9 + 0,02 + 0,74 + 34,34 + 34,34 + 0,74 + 4,58 + 37,7 + 26,42 + 9,86 + 17,14 + 0,74 + 1,3 + 34,34 + 34,34 + 37,7 + 34,34 + 3,46 + 1,3 + 0,02 + 3,46 + 17,14 + 8,18 = 810,04

s1 =

= (15 – 13,38)2 + (12 – 13,38)2 + (8 – 13,38)2 + (9 – 13,38)2 + (10 – 13,38)2 + (13 – 13,38)2 + (17 – 13,38)2 + (18 – 13,38)2 + (22 – 13,38)2 + (10 – 13,38)2 + (14 – 13,38)2 + (20 – 13,38)2 + (19 – 13,38)2 + (10 – 13,38)2 + (15 – 13,38)2 + (20 – 13,38)2 + (11 – 13,38)2 + (10 – 13,38)2 + (17 – 13,38)2 + (9 – 13,38)2 + (11 – 13,38)2 + (12 – 13,38)2 + (9 – 13,38)2 + (16 – 13,38)2 + (13 – 13,38)2 + (14 – 13,38)2 + (11 – 13,38)2 + (12 – 13,38)2 + (13 – 13,38)2 + (14 – 13,38)2 + (11 – 13,38)2 + (9 – 13,38)2 + (10 – 13,38)2 + (15 – 13,38)2 + (19 – 13,38)2 + (17 – 13,38)2 + (18 – 13,38)2 + (14 – 13,38)2 + (13 – 13,38)2 + (14 – 13,38)2 + (11 – 13,38)2 + (15 – 13,38)2 + (20 – 13,38)2 + (7 – 13,38)2 + (11 – 13,38)2 + (11 – 13,38)2 + (16 – 13,38)2 + (10 – 13,38)2 + (10 – 13,38)2 + (14 – 13,38)2 = 2,62 + 1,9 + 28,94 + 19,18 + 11,42 + 0,14 + 13,1 + 21,34 + 74,3 + 11,42 + 0,38 + 43,82 + 31,58 + 11,42 + 2,62 + 43,82 + 5,66 + 11,42 + 13,1 + 19,18 + 5,66 + 1,9 + 19,18 + 6,86 + 0,14 + 0,38 + 5,66 + 1,9 + 0,14 + 0,38 + 5,66 + 19,18 + 11,42 + 2,62 + 31,58 + 13,1 + 21,34 + 0,38 + 0,14 + 0,38 + 5,66 + 2,62 + 43,82 + 40,7 + 5,66 + 5,66 + 6,86 + 11,42 + 11,42 + 0,38 = 649,56

s2 =

2.2. Т.к. s 1 s 2 , то надежность теста вычисляем по формуле Фланагана :

гдеrxx - коэффициент надежности теста,

s 1, s 2 – стандартные отклонения,

rx – коэффициент надежности половины теста.

2.2.1. Найдем коэффициент надежности половины теста , который вычисляется по формуле:

= (19 – 13,86)(15 – 13,38) + (11 – 13,86)(12 – 13,38)+ (6 – 13,86)(8 – 13,38) + (9 – 13,86)(9 – 13,38) + (11 – 13,86)(10 – 13,38) + (13 – 13,86)(13 – 13,38) + (13 – 13,86)(17 – 13,38) + (21 – 13,86)(18 – 13,38) + (23 – 13,86)(22 – 13,38) + (15 – 13,86)(10 – 13,38) + (17 – 13,86)(14 – 13,38)+ (18 – 13,86)(20 – 13,38) + (14 – 13,86)(19 – 13,38) + (8 – 13,86)(10 – 13,38) + (17 – 13,86)(15 – 13,38) + (16 – 13,86)(20 – 13,38) + (13 – 13,86)(11 – 13,38) + (11 – 13,86)(10 – 13,38) + (17 – 13,86)(17 – 13,38) + (13 – 13,86)(9 – 13,38) + (15 – 13,86)(11 – 13,38) + (13 – 13,86)(12 – 13,38) + (6 – 13,86)(9 – 13,38) + (17 – 13,86)(16 – 13,38) + (14 – 13,86)(13 – 13,38) + (18 – 13,86)(14 – 13,38) + (15 – 13,86)(11 – 13,38) + (10 – 13,86)(12 – 13,38) + (14 – 13,86)(13 – 13,38) + (13 – 13,86)(14 – 13,38) + (8 – 13,86)(11 – 13,38) + (8 – 13,86)(9 – 13,38) + (13 – 13,86)(10 – 13,38) + (16 – 13,86)(15 – 13,38) + (20 – 13,86)(19 – 13,38) + (19 – 13,86)(17 – 13,38) + (17 – 13,86)(18 – 13,38) + (18 – 13,86)(14 – 13,38) + (13 – 13,86)(13 – 13,38) + (15 – 13,86)(14 – 13,38) + (8 – 13,86)(11 – 13,38) + (8 – 13,86)(15 – 13,38) + (20 – 13,86)(20 – 13,38) + (8 – 13,86)(7 – 13,38) + (12 – 13,86)(11 – 13,38) + (15 – 13,86)(11 – 13,38) + (14 – 13,86)(16 – 13,38) + (12 – 13,86)(10 – 13,38) + (18 – 13,86)(10 – 13,38) + (11 – 13,86)(14 – 13,38) = 8,33 + 3,95 + 42,29 + 21,29 + 9,67 + 0,33 – 3,11 + 32,99 + 78,79 – 3,85 + 1,95 + 27,4 + 0,79 + 19,8 + 5,09 + 14,17 + 2,05 + 9,67 + 11,37 + 3,77 – 2,71 + 1,19 + 34,43 + 8,23 – 0,05 + 2,57 – 2,71 + 5,33 – 0,05 – 0,53 + 13,95 + 25,67 + 2,9 + 3,47 + 34,5 + 18,6 + 14,5 + 2,57 + 0,33 + 0,7 + 13,95 – 9,5 + 40,65 + 37,39+ 4,43 – 2,71 + 0,37 + 6,29 – 14 – 1,77 = 525,26

rx =

2.2.2. Вычислим коэффициент надежности теста по формуле Фланагана:

rxx =

Для признания теста надежным коэффициент надежности должен составлять не менее 0,7.

Исходя из показателя rxx = 0,84 ,наштест является надежным .

IV . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛИДНОСТИ ТЕСТА

Валидность – комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. Проверка валидности методики – валидизация .

В своем исследовании мы будем определять конвергентную валидность. Конвергентная валидность – проверка степени близости прямой или обратной связи. Речь идет о связи между разрабатываемым тестом и другим валидным близкородственным тестом.

В качестве валидного теста мы использовали опросник Басса-Дарки ( Buss - Durkey Inventory ) . Он был разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957г., предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет». Каждое утверждение относится к 1 из 8 так называемых индексов форм агрессивных и враждебных реакций:


·Физическая агрессия

·Вербальная агрессия

·Косвенная агрессия

·Негативизм

·Подозрительность

·Чувство вины

·Обида

·Раздражительность



Для вычисления валидности мы используем коэффициент корреляции Пирсона :

где rxb – коэффициент корреляции,

xi – индивидуальный балл каждого испытуемого по конструируемому тесту,

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту,

bi -результат каждого испытуемого по валидному тесту,

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по валидному тесту.

=

= (34 - 27,24)(50 – 42,06) + (23 - 27,24)(29 – 42,06) + (14 - 27,24)(30 – 42,06) + (18 - 27,24)(26 – 42,06) + (21 - 27,24)(27 – 42,06) + (26 - 27,24)(42 – 42,06) + (30 - 27,24)(48 – 42,06) + (39 - 27,24)(57 – 42,06) + (45 - 27,24)(61 – 42,06) + (25 - 27,24)(36 – 42,06) + (31 - 27,24)(41 – 42,06) + (38 - 27,24)(53 – 42,06) + (33 - 27,24)(46 – 42,06) + (18 - 27,24)(29 – 42,06) + (32 - 27,24)(48 – 42,06) + (36 - 27,24)(54 – 42,06) + (24 - 27,24)(46 – 42,06) + (21 - 27,24)(36 – 42,06) + (34 - 27,24)(36 – 42,06) + (22 - 27,24)(40 – 42,06) + (26 - 27,24)(43 – 42,06) + (25 - 27,24)(40 – 42,06) + (15 - 27,24)(21 – 42,06) + (33 - 27,24)(44 – 42,06) + (27 - 27,24)(45 – 42,06) + (32 - 27,24)(43 – 42,06) + (26 - 27,24)(42 – 42,06) + (22 - 27,24)(43 – 42,06) + (27 - 27,24)(31 – 42,06) + (27 - 27,24)(45 – 42,06) + (19 - 27,24)(38 – 42,06) + (17 - 27,24)(31 – 42,06) + (23 - 27,24)(35 – 42,06) + (31 - 27,24)(52 – 42,06) + (39 - 27,24)(57 – 42,06) + (36 - 27,24)(52 – 42,06) + (35 - 27,24)(60 – 42,06) + (32 - 27,24)(47 – 42,06) + (26 - 27,24)(46 – 42,06) + (29 - 27,24)(54 – 42,06) + (19 - 27,24)(35 – 42,06) + (23 - 27,24)(35 – 42,06) + (40 - 27,24)(60 – 42,06) + (15 - 27,24)(33 – 42,06) + (23 - 27,24)(31 – 42,06) + (26 - 27,24)(36 – 42,06) + (30 - 27,24)(47 – 42,06) + (22 - 27,24)(37 – 42,06) + (28 - 27,24)(42 – 42,06) + (25 - 27,24)(43 – 42,06) = 53,7 + 55,4 + 159,7 + 148,4 + 94 + 0,07 + 16,4 + 175,7 + 336,4 + 13,6 – 4 + 117,7 + 22,7 + 120,7 + 28,3 + 104,6 + 12,8 + 37,8 – 41 + 10,8 – 1,2 + 4,6 + 257,8 + 11,2 – 0,7 + 4,5 + 0,07 – 4,9 + 2,7 – 0,7 + 33,5 + 113,2 + 30 + 37,4 + 175,7 + 87 + 139,2 + 23,5 – 4,9 + 21 +58,2 + 29,9 + 228,9 + 110,9 + 46,9 + 7,5 + 13,6 + 26,5 – 0,05 – 2,1 =

2913

= (34 - 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (14 – 27,24)2 + (18 – 27,24)2 + (21 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (30 - 27,24)2 + (39 – 27,24)2 + (45 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 + (31 – 27,24)2 + (38 – 27,24)2 + (33 – 27,24)2 + (18 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (36 – 27,24)2 + (24 – 27,24)2 + (21 – 27,24)2 + (34 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 + (15 – 27,24)2 + (33 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (19 – 27,24)2 + (17 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (31 – 27,24)2 + (39 – 27,24)2 + (36 – 27,24)2 + (35 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (29 – 27,24)2 + (19 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (40 – 27,24)2 + (15 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (30 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (28 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 = 45,7 + 18 + 175,3 + 85,4 + 39 + 1,5 + 7,6 + 138,3 + 315,4 + 5 + 14,1 + 115,8 + 33,2 + 85,4 + 22,7 + 76,8 + 10,5 + 39 + 45,7 + 27,5 + 1,54 + 5 + 149,8 + 33,2 + 0,06 + 22,7 + 1,54 + 27,5 + 0,06 + 0,06 + 67,9 + 104,9 + 18 + 14,1 + 138,3 + 76,8 + 60,2 + 22,7 + 1,54 + 3,1 + 67,9 + 18 + 162,8 + 149,8 + 18 + 1, 54 + 7,6 + 27,5 + 0,6 + 5 = 2509

= (50 – 42,06)2 + (29 – 42,06)2 + (30 – 42,06)2 + (26 – 42,06)2 + (27 – 42,06)2 + (42 – 42,06)2 + (48 – 42,06)2 + (57 – 42,06)2 + (61 – 42,06)2 + (36 – 42,06)2 + (41 – 42,06)2 + (53 – 42,06)2 + (46 – 42,06)2 + (29 – 42,06)2 + (48 – 42,06)2 + (54 – 42,06)2 + (46 – 42,06)2 + (36 – 42,06)2 + (36 – 42,06)2 + (40 – 42,06)2 + (43 – 42,06)2 + (40 – 42,06)2 + (21 – 42,06)2 + (44 – 42,06)2 + (45 – 42,06)2 + (43 – 42,06)2 + (42 – 42,06)2 + (43 – 42,06)2 + (31 – 42,06)2 + (45 – 42,06)2 + (38 – 42,06)2 + (31 – 42,06)2 + (35 – 42,06)2 + (52 – 42,06)2 + (57 – 42,06)2 + (52 – 42,06)2 + (60 – 42,06)2 + (47 – 42,06)2 + (46 – 42,06)2 + (54 – 42,06)2 + (35 – 42,06)2 + (35 – 42,06)2 + (60 – 42,06)2 + (33 – 42,06)2 + (31 – 42,06)2 + (36 – 42,06)2 + (47 – 42,06)2 + (37 – 42,06)2 + (42 – 42,06)2 + (43 – 42,06)2 = 63 + 170,6 + 145,4 + 257,9 + 226,8 + 0,0036 + 35,3 + 223,2 + 358,7 + 36,7 + 1,12 + 119,7 + 15,5 + 170,6 + 35,3 + 142,6 + 15,5 + 36,7 + 36,7 + 4,2 + 0,9 + 4,2 + 443,5 + 3,8 + 8,6 + 0,9 + 0,0036 + 0,9 + 122,3 + 8,6 + 16,5 + 122,3 + 49,8 + 98,8 + 223,2 +98,8 + 321,8 + 24,4 + 15,5 + 142,6 + 49,8 + 49,8 + 321,8 + 82 + 122,3 + 36,7 + 24,4 + 25,6 + 0,0036 + 0,9 = 4516,23

· =2509 · 4516,23 = 11331221

rxb =

Коэффициент корреляции может принимать значение от -1 до +1. Если rxb – положительный, то зависимость прямопропорциональная; если - отрицательный, то обратнопропорциональная зависимость.

Для признания теста валидным коэффициент корреляции должен быть не менее 0,5 на уровне значимости 0,01 (p≤0,01).

Т.к. у нас rxb = 0,865 - значит наш тест является валидным ; зависимость прямопропорциональная.

V . Стандартизация показателей

( Z -преобразование оценок)

Стандартизация позволяет сравнить показатели, полученные одним испытуемым, с показателями генеральной совокупности или в соответствующих группах. Таким образом достигается адекватная интерпретация показателей каждого испытуемого. Стандартизация наиболее важна в тех случаях, когда осуществляется сравнение показателей испытуемых. В нашей работе мы вычислим показатели линейного преобразования (Z -показатели ). Для их нахождения используется формула:

где Z – показатель линейного преобразования,

xi – индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту,

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту,

s – стандартное отклонение.

1. Вычислим стандартное отклонение по формуле:

где s – стандартное отклонение,

xi – индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту,

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту

n – количество испытуемых в выборке.

=

= (34 - 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (14 – 27,24)2 + (18 – 27,24)2 + (21 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (30 - 27,24)2 + (39 – 27,24)2 + (45 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 + (31 – 27,24)2 + (38 – 27,24)2 + (33 – 27,24)2 + (18 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (36 – 27,24)2 + (24 – 27,24)2 + (21 – 27,24)2 + (34 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 + (15 – 27,24)2 + (33 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (27 – 27,24)2 + (19 – 27,24)2 + (17 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (31 – 27,24)2 + (39 – 27,24)2 + (36 – 27,24)2 + (35 – 27,24)2 + (32 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (29 – 27,24)2 + (19 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (40 – 27,24)2 + (15 – 27,24)2 + (23 – 27,24)2 + (26 – 27,24)2 + (30 – 27,24)2 + (22 – 27,24)2 + (28 – 27,24)2 + (25 – 27,24)2 = 45,7 + 18 + 175,3 + 85,4 + 39 + 1,5 + 7,6 + 138,3 + 315,4 + 5 + 14,1 + 115,8 + 33,2 + 85,4 + 22,7 + 76,8 + 10,5 + 39 + 45,7 + 27,5 + 1,54 + 5 + 149,8 + 33,2 + 0,06 + 22,7 + 1,54 + 27,5 + 0,06 + 0,06 + 67,9 + 104,9 + 18 + 14,1 + 138,3 + 76,8 + 60,2 + 22,7 + 1,54 + 3,1 + 67,9 + 18 + 162,8 + 149,8 + 18 + 1, 54 + 7,6 + 27,5 + 0,6 + 5 = 2509

2. ВычислимZ- показатели :

Z1 = (34 - 27,24) / 7,2 = 0,94 Z11 = (31 – 27,24) / 7,2 = 0,52
Z2 = (23 – 27,24) / 7,2 = - 0,59 Z12 = (38 – 27,24) / 7,2 = 1,49
Z3 = (14 – 27,24) / 7,2 = - 1,84 Z13 = (33 – 27,24) / 7,2 = 0,8
Z4 = (18 – 27,24) / 7,2 = - 1,28 Z14 = (18 – 27,24) / 7,2 = - 1,28
Z5 = (21 – 27,24) / 7,2 = - 0,87 Z15 = (32 – 27,24) / 7,2 = 0,66
Z6 = (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17 Z16 = (36 – 27,24) / 7,2 = 1,22
Z7 = (30 - 27,24) / 7,2 = 0,38 Z17 = (24 – 27,24) / 7,2 = - 0,45
Z8 = (39 – 27,24) / 7,2 = 1,63 Z18 = (21 – 27,24) / 7,2 = - 0,87
Z9 = (45 – 27,24) / 7,2 = 2,47 Z19 = (34 – 27,24) / 7,2 = 0,94
Z10 = (25 – 27,24) / 7,2 = - 0,31 Z20 = (22 – 27,24) / 7,2 = - 0,73
Z21 = (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17 Z36 = (36 – 27,24) / 7,2 = 1,22
Z22 = (25 – 27,24) / 7,2 = - 0,31 Z37 = (35 – 27,24) / 7,2 = 1,08
Z23 = (15 – 27,24) / 7,2 = - 1,7 Z38 = (32 – 27,24) / 7,2 = 0,66
Z24 = (33 – 27,24) / 7,2 = 0,8 Z39 = (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17
Z25 = (27 – 27,24) / 7,2 = - 0,03 Z40 = (29 – 27,24) / 7,2 = 0,24
Z26 = (32 – 27,24) / 7,2 = 0,66 Z41 = (19 – 27,24) / 7,2 = - 1,14
Z27 = (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17 Z42 = (23 – 27,24) / 7,2 = - 0,59
Z28 = (22 – 27,24) / 7,2 = - 0,73 Z43 = (40 – 27,24) / 7,2 = 1,77
Z29 = (27 – 27,24) / 7,2 = - 0,03 Z44 = (15 – 27,24) / 7,2 = - 1,7
Z30 = (27 – 27,24) / 7,2 = - 0,03 Z45 = (23 – 27,24) / 7,2 = - 0,59
Z31 = (19 – 27,24) / 7,2 = - 1,14 Z46 = (26 – 27,24) / 7,2 = - 0,17
Z32 = (17 – 27,24) / 7,2 = - 1,42 Z47 = (30 – 27,24) / 7,2 = 0,38
Z33 = (23 – 27,24) / 7,2 = - 0,59 Z48 = (22 – 27,24) / 7,2 = - 0,73
Z34 = (31 – 27,24) / 7,2 = 0,52 Z49 = (28 – 27,24) / 7,2 = 0,1
Z35 = (39 – 27,24) / 7,2 = 1,63 Z50 = (25 – 27,24) / 7,2 = - 0,31

После получения стандартных Z-показателей нам необходимо перевести их в одну из стандартных тестовых шкал, принятых в психодиагностике. Обобщенная формула перевода в заданную стандартную шкалу имеет вид:

где Y – стандартный балл по произвольной шкале с центром М и отклонением s ,

s – стандартное отклонение,

Z – показатель линейного преобразования,

M – медиана.

В психодиагностике принято выделять три вида стандартных шкал:

Шкала Медиана( M ) Стандартное отклонение (s )
T-шкала Маккола 50 10
Шкала стенов 5,5 2
Шкала станайнов 5 2

3. Переведем полученные Z-показатели в шкалу станайнов :

Y1 = 2·0,94 + 5 = 6,88 Y24 = 2·0,8 + 5 = 6,6
Y2 = 2·(- 0,59) + 5 = 3,82 Y25 = 2·(- 0,03) + 5 = 4,94
Y3 = 2·(- 1,84) + 5 = 1,32 Y26 = 2·0,66 + 5 = 6,32
Y4 = 2·(- 1,28) + 5 = 2,44 Y27 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66
Y5 = 2·(- 0,87) + 5 = 3,26 Y28 = 2·(- 0,73) + 5 = 3,54
Y6 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66 Y29 = 2·(- 0,03) + 5 = 4,94
Y7 = 2·0,38 + 5 = 5,76 Y30 = 2·(- 0,03) + 5 = 4,94
Y8 = 2·1,63 + 5 = 8,26 Y31 = 2·(- 1,14) + 5 = 2,72
Y9 = 2·2,47 + 5 = 9,94 Y32 = 2·(- 1,42) + 5 = 2,16
Y10 = 2·(- 0,31) + 5 = 4,38 Y33 = 2·(- 0,59) + 5 = 3,82
Y11 = 2·0,52 + 5 = 6,04 Y34 = 2·0,52 + 5 = 6,04
Y12 = 2·1,49 + 5 = 7,98 Y35 = 2·1,63 + 5 = 8,26
Y13 = 2·0,8 + 5 = 6,6 Y36 = 2·1,22 + 5 = 7,44
Y14 = 2·(- 1,28) + 5 = 2,44 Y37 = 2·1,08 + 5 = 7,16
Y15 = 2·0,66 + 5 = 6,32 Y38 = 2·0,66 + 5 = 6,32
Y16 = 2·1,22 + 5 = 7,44 Y39 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66
Y17 = 2·(- 0,45) + 5 = 4,1 Y40 = 2·0,24 + 5 = 5,48
Y18 = 2·(- 0,87) + 5 = 3,26 Y41 = 2·(- 1,14) + 5 = 2,72
Y19 = 2·0,94 + 5 = 6,88 Y42 = 2·(- 0,59) + 5 = 3,82
Y20 = 2·(- 0,73) + 5 = 3,54 Y43 = 2·1,77 + 5 = 8,54
Y21 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66 Y44 = 2·(- 1,7) + 5 = 1,6
Y22 = 2·(- 0,31) + 5 = 4,38 Y45 = 2·(- 0,59) + 5 = 3,82
Y23 = 2·(- 1,7) + 5 = 1,6 Y46 = 2·(- 0,17) + 5 = 4,66
Y47 = 2·0,38 + 5 = 5,76 Y49 = 2·0,1 + 5 = 5,2
Y48 = 2·(- 0,73) + 5 = 3,54 Y50 = 2·(- 0,31) + 5 = 4,38

На основании полученных результатов мы выстраиваем таблицу станайнов:

Y 1 2 3 4 5 6 7 8 9
интервалы 14-16 17-19 20-23 24-27 28-30 31-34 35-38 39-40 41-45

Для преобразования полученного распределения первичных нормативных результатов в стандартную Z-шкалу необходимо исследовать вопрос о характере эмпирического распределения и его согласованности с нормальным распределением. Для этого проводится количественное определение асимметрии и эксцесса кривой эмпирического распределения.

Асимметрия – величина, которая характеризует несимметричность элементов выборки относительно среднего значения. Асимметрия показывает величину смещения вершины эмпирической кривой относительно расчетной вершины по горизонтали. Если эта вершина смещается вправо, то асимметрия положительна, если влево – отрицательна.

Вычислим асимметрию по формуле:

где А – коэффициент асимметрии,

xi – индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту,

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту

n – количество испытуемых в выборке,

s – стандартное отклонение.

= (34 - 27,24)3 + (23 – 27,24)3 + (14 – 27,24)3 + (18 – 27,24)3 + (21 – 27,24)3 + (26 – 27,24)3 + (30 - 27,24)3 + (39 – 27,24)3 + (45 – 27,24)3 + (25 – 27,24)3 + (31 – 27,24)3 + (38 – 27,24)3 + (33 – 27,24)3 + (18 – 27,24)3 + (32 – 27,24)3 + (36 – 27,24)3 + (24 – 27,24)3 + (21 – 27,24)3 + (34 – 27,24)3 + (22 – 27,24)3 + (26 – 27,24)3 + (25 – 27,24)3 + (15 – 27,24)3 + (33 – 27,24)3 + (27 – 27,24)3 + (32 – 27,24)3 + (26 – 27,24)3 + (22 – 27,24)3 + (27 – 27,24)3 + (27 – 27,24)3 + (19 – 27,24)3 + (17 – 27,24)3 + (23 – 27,24)3 + (31 – 27,24)3 + (39 – 27,24)3 + (36 – 27,24)3 + (35 – 27,24)3 + (32 – 27,24)3 + (26 – 27,24)3 + (29 – 27,24)3 + (19 – 27,24)3 + (23 – 27,24)3 + (40 – 27,24)3 + (15 – 27,24)3 + (23 – 27,24)3 + (26 – 27,24)3 + (30 – 27,24)3 + (22 – 27,24)3 + (28 – 27,24)3 + (25 – 27,24)3 = 308,92 – 76,225 – 2320,94 – 788,89 – 242,97 – 1,9 + 21,025 + 1626,38 + 5601,82 – 11,24 + 53,16 + 1245,77 + 191,1 – 788,89 + 107,85 + 672,22 – 34,01 – 242,97 + 308,92 – 143,88 – 1,9 – 11,24 – 1833,77 + 191,1 – 0,014 + 107,85 – 1,9 – 143,88 – 0,014 – 0,014 – 559,48 – 1073,74 – 76,225 + 53,16 + 1626,38 + 672,22 + 467,29 + 107,85 – 1,9 + 5,45 – 559,48 – 76,225 + 2077,55 – 1833,77 – 76,225 – 1,9 + 21,025 – 143,88 + 0,44 – 11,24 = 4408,76

Эксцесс – степень выраженности «хвостов» распределения, т.е. частоты удаления от среднего значения. Эксцесс характеризует островерхость или пологость кривой. Если эксцесс положительный, то вершина кривой высокая и острая, если отрицательный, то – низкая и пологая.

Вычислим эксцесс по формуле:

где Е – коэффициент эксцесса,

xi – индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту,

- среднее арифметическое результатов всех испытуемых по всему тесту

n – количество испытуемых в выборке,

s – стандартное отклонение.

= (34 - 27,24)4 + (23 – 27,24)4 + (14 – 27,24)4 + (18 – 27,24)4 + (21 – 27,24)4 + (26 – 27,24)4 + (30 - 27,24)4 + (39 – 27,24)4 + (45 – 27,24)4 + (25 – 27,24)4 + (31 – 27,24)4 + (38 – 27,24)4 + (33 – 27,24)4 + (18 – 27,24)4 + (32 – 27,24)4 + (36 – 27,24)4 + (24 – 27,24)4 + (21 – 27,24)4 + (34 – 27,24)4 + (22 – 27,24)4 + (26 – 27,24)4 + (25 – 27,24)4 + (15 – 27,24)4 + (33 – 27,24)4 + (27 – 27,24)4 + (32 – 27,24)4 + (26 – 27,24)4 + (22 – 27,24)4 + (27 – 27,24)4 + (27 – 27,24)4 + (19 – 27,24)4 + (17 – 27,24)4 + (23 – 27,24)4 + (31 – 27,24)4 + (39 – 27,24)4 + (36 – 27,24)4 + (35 – 27,24)4 + (32 – 27,24)4 + (26 – 27,24)4 + (29 – 27,24)4 + (19 – 27,24)4 + (23 – 27,24)4 + (40 – 27,24)4 + (15 – 27,24)4 + (23 – 27,24)4 + (26 – 27,24)4 + (30 – 27,24)4 + (22 – 27,24)4 + (28 – 27,24)4 + (25 – 27,24)4 = 2088,27 + 323,19 + 30729,25 + 7289,33 + 1516,14 + 2,36 + 58,03 + 19126,22 + 99488,26 + 25,18 + 199,87 + 13404,45 + 1100,75 + 7289,33 + 513,37 + 5888,66 + 110,2 + 1516,14 + 2088,27 +753,92 + 2,36 + 25,18 + 22445,31 + 1100,75 + 0,0033 + 513,37 + 2,36 + 753,92 + 0,0033 + 0,0033 + 4610,08 + 10995,12 + 323,19 + 199,87 + 19126,22 + 5888,66 + 3626,16 + 513,37 + 2,37 + 9,59 + 4610,08 + 323,19 + 26509,57 + 22445,31 + 323,19 + 2,36 + 58,03 + 753,92 + 0,33 + 25,18 = 318700,24

Т.к. А и Е нормального распределения равны нулю, и если хотя бы один из показателей существенно отклоняется, это означает аномальность распределения. В нашем исследовании А = 0,24 ; Е = - 0,63 – следовательно наш опросник при незначительной коррекции можно считать достоверным. А значит существует возможность его использования для исследования такого качества личности, как агрессивность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей работы была разработка теста-опросника для исследования агрессивности у лиц юношеского возраста. Мы ввели понятие «агрессивность». Агрессивность – это проявление агрессии к объекту или субъекту.

Первым этапом нашей работы стала разработка заданий опросника и их структурный анализ. Далее мы вычислили индекс сложности заданий и индекс дискриминативности, т.е. ITEM-анализ. Учитывая допустимые пределы значений, нами были исключены непригодные задания.

Затем мы произвели расчет надежности конструируемого нами теста двумя способами:

· Расчет ретестовой надежности

· Расчет надежности частей теста

В результате мы получили, что наш тест является надежным в обоих случаях.

Следующим этапом нашей работы стало вычисление валидности нашего опросника. В своем исследовании мы определяли конвергентную валидность, т.е. вычисляли корреляцию между результатами, полученными при прохождении нашего теста, с результатами валидного теста. В качестве валидного теста мы использовали опросник Басса-Дарки. В итоге нами была выявлена прямопропорциональная зависимость, а наш тест признан валидным.

Последующий этап – стандартизация показателей, который включал в себя ряд операций:

· Вычисление показателей линейного преобразования

· Перевод полученных показателей в стандартную шкалу – шкалу станайнов

· Вычисление асимметрии и эксцесса

Учитывая то, что в нашем исследовании асимметрия и эксцесс немного отличаются от нуля, наш опросник можно считать достоверным при незначительной коррекции.

На основании произведенных нами вычислений данный тест-опросник был признан надежным и валидным, а это значит, что он может быть использован для исследования агрессивности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2005.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2005.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Бахрах-М, 2000.

4. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.1. Общие основы психологии.

5. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

6. Психологические тесты / Под. ред. Карелина А.А.: в 2т. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т 2.

7. Психологическая энциклопедия / Под. ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. Научная редакция перевода на рус. яз. Проф. А.А.Алексеева. – СПб.: Питер, 2003.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М, 2003.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста.

10. Шурыгина И.А. Психодиагностика. Учебное пособие. – Воронеж, 2003.