Контрольная работа: Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи

Название: Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: контрольная работа

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБШЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Контрольная работа

по дисциплине: Психодиагностика.

по теме: Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи.

Выполнила

студентка группы П4з

Михайличенко Д.Е.

Проверил:

преподаватель Бадалова М.В.

Севастополь 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ...................................................................... 6

1.1. Понятие и виды ценностей и идеалов.................................................. 6

1.2. Обзор теоретических работ в области ценностных ориентации........ 9

1.3. Анализ исследований ценностных ориентации................................. 11

Глава П. Практическое исследование ценностно-смысловой сферы студенческой
молодежи........................................................................................................... 14

2.1. Исследование ценностных ориентации по М. Рокичу...................... 14

2.2. Исследование ценностных ориентации методом анкетирования... ..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 23

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................ 27


ВВЕДЕНИЕ

Каждое общество имеет уникальную ценностно-смысловую структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценно­стей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему "транслирует" именно общество, исследование системы ценностных ориентации личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социаль­ных изменений, когда отмечается некоторая "размытость" общественной ценно­стной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, исчезают соци­альные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях по­являются противоречия.

Проблема ценностей и ценностных ориентации занимает существенное ме­сто в философских (М.Вебер, П.П.Гайденко, Н.О.Лосский и др.) и социально-психологических (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, В.П. Тугаринов, В.А.Ядов, М.Рокич, И.С.Кон, А.С.Шаров и др.) трудах. Психологический аспект проблемы состоит в применении ценностного подхода к психологическим явлениям и про­цессам, позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности, об­щества и увидеть личностный аспект ориентации молодых людей на социально значимые ценности. В настоящее время теория ценностей развивается в психо­логии и в педагогике в русле междисциплинарного подхода к жизнедеятельно­сти молодого человека.

Взросление неизменно сопровождается стремлением более углубленно по­нять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь молодого человека должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в молодом возрасте уста­навливается определенный круг интересов, который постепенно приобретает из­вестную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса квопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Итак, проблема исследования ценностно-смысловой сферы у студенческой молодежи остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у молодежи. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентации молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы.

В ходе исследования была поставлена следующая цель: выяснить приори­теты ценностной ориентации личности современной молодежи.

Объектом исследования является мировоззрение молодых людей, а предме­том - их ценностные ориентации.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от од­ной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи пока еще не раз­рушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеа­лов и ценностей.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Методика исследования психологических особенностей ценностных
ориентации как механизма регуляции поведения.

3. Методика изучения ценностных ориентации М.Рокича.

4. Методы математического анализа данных.

5. Метод экспериментального ориентирования.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ

1.1. Понятие и виды ценностей и идеалов

Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживания и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой истории общества люди выработали способность выде­лять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобретали для них особую значимость и к которым они поэтому питали особое отношение: ценили и оберегали их, стремились к овладению ими, ориентировались на них в своих действиях и стремлениях.

Первоначально ценности ограничивались сферой утилитарных отношений к природе и обществу. Единственным основанием для их различения был при­знак полезности. Люди ценили предметы природы, которые служили для них пищей; они ценили животных, которых приручали и использовали в качестве орудий труда; они ценили все, что облегчало им жизнь или по крайней мере ка­залось, что помогает жить, ограждает от страданий, бед и несчастий. Эти на­чальные ценностные ориентации, ценности и ценностные отношения людей к окружающему миру с развитием общества претерпевали существенные измене­ния в процессе формирования насущных потребностей, стремления к их удовле­творению.

В этическом словаре благо является наиболее общей категорией, эквива­лентной понятию ценности. Можно сказать, что благо есть все, что является для людей ценным, а можно утверждать и обратное: все, что представляет для лю­дей ценность есть благо. Это до сих пор заметно в современных языках: так, в русском языке слово «добро» одновременно означает и моральную категорию, и


нажитое богатство; то же самое и с английской парой терминов "good/goods" ("хорошо/товар").

В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные, которые, в свою оче­редь, могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественны­ми, моральными. В самом общем виде различия материальных и духовных цен­ностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо прак­тических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов, вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, по­этому критерии их выделения иные. Мерой измерения познавательных и науч­ных ценностей, например, является истина; эстетических и художественных — красота, прекрасное. Особенности моральных ценностей обусловлены основной ролью морали в жизни общества. Мораль призвана регулировать и гармонизи­ровать взаимоотношения между людьми, разрешать противоречия между обще­ством и поведением отдельных людей. Подлинная нравственность призвана обеспечивать чистоту человеческих отношений, поэтому моральные ценности, к числу которых относятся добро, совесть, достоинство и т. д., свободны не толь­ко от каких-либо меркантильных, но и вообще от утилитарных соображений. Мораль выше интересов сиюминутной выгоды, расчета, ее цель — способство­вать утверждению человеческой солидарности и гуманности.

В чем же состоит позитивная роль моральных ценностей по отношению к повседневной жизнедеятельности и нравственному развитию личности? Мо­ральные ценности являются критерием и формами оценки человеческих помы­слов и действий, их личных моральных достоинств и уровня нравственного раз­вития. Оценить перечисленные явления в категориях добра, совести, ответст­венности, достоинства — значит выявить нравственное и общественное содер­жание самих побуждений, действий и личных качеств людей. А это, в свою оче­редь, означает, что моральные ценности не представляют собой оторванных от жизни понятий, представлений, а выступают в качестве вполне определенных и

реальных проявлений нравственных отношений. А так как нравственные отно­шения не существуют обособленно от конкретных форм жизнедеятельности лю­дей, а именно — труда, общественной деятельности, различного рода духовной деятельности, то все они так или иначе оказываются носителями моральных знаний, то есть обладают не только практической, но и моральной ценностью.

Нужно отметить, что моральное сознание человека предопределено теми ценностями, которыми общество уже располагает, которые порождены всем его предшествующим развитием. Само же общество интегрирует, обобщает в мо­ральных ценностях те нравственные отношения, которые складываются между отдельными людьми как субъектами исторического прогресса. С другой сторо­ны, ценностные ориентации отдельных людей лишь более или менее полно, бо­лее или менее адекватно соответствуют системе общественных ценностей.

Рассмотрим вопрос о роли идеала в нравственном развитии личности. Под идеалом обычно понимается образ наиболее совершенного общественного уст­ройства или совершенного человека. Потребность в идеале — одна из наиболее сильных человеческих потребностей, и связана она со стремлением освободить­ся от всего, что мешает людям свободно проявить свои физические и духовные силы, беспрепятственно применять способности для всеобщего блата, ощутить полнокровное дыхание жизни.

Потребность в идеале проявляется в развитии ребенка, тянущегося к об­разцам для подражания, избирающего для себя достойный пример, по которому он пытается строить себя. Всякий процесс самовоспитания предполагает мыс­лимый образ совершенства, который становится целью для достижения. По­требность в идеале является характерной чертой человеческого существования, могучим стимулом личностного развития.

Наблюдения показывают, что психологически потребность в идеале удов­летворяется по-разному [1, 23—24]. В одних случаях она удовлетворяется за счет избрания конкретного образца для подражания, которым может оказаться кто-либо из среды ближайшего окружения или художественный образ. Иногда


это собирательный образ. К ним чаще всего обращаются представители старше­го возраста. В юности ощущается наиболее интенсивная потребность в идеале. В сознании молодых людей происходят отбор наиболее привлекательных лично­стных качеств, присущих разным индивидам, связывание их в единый совер­шенный образ, то есть идеал.

1.2. Обзор теоретических работ в области ценностных ориентации

Система ценностных ориентации, являясь психологической характеристи­кой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выража­ет содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определен­ной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

В научной литературе существует множество различных определений поня­тия "ценность". Их настолько много, что, по мнению Н. Решера, горячее жела­ние разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценно­стей явилось, похоже, единственной точкой согласия для них [3].

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я., Наумова Н.Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия харак­тер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Ру­бинштейн С.Л.)

Кроме того, можно выделить особенности исследование ценностей в рам­ках различных наук. Так для философского исследования характерны: (1) гло­бальность, а также (2) рассмотрение ценностей в различных контекстах: исто­рическом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-


психологического исследования характерным можно назвать: (1) стремление строго развести понятия "ценность", "потребность", "цель", "норма", "ценност­ные ориентации" и т.п., (2) попытки классификации ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), (3) выделение структуры ценностей личности.

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаи­моотношений.

Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентации и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индиви­да.

Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что че­ловек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, ор­ганизованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность [21]. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сфе­ры социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые "встречаются" с определенными потребностями; и диспозиционное образова­ние, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентации индивида формируется на высшем уровне развития личности и ре­гулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей.

Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентации. Так, например, Колберг Л., за-


нимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.

Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества [22].

Таким образом, формирование системы ценностных ориентации личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в юношеском возрасте, поскольку именно с этим периодом онтоге­неза связан тот уровень развития ценностных ориентации, который обеспечива­ет их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воз­действие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

1.3. Анализ исследований ценностных ориентации

Результаты опросов, проведенных в Социоцентре МГУ по выборке и НИЦ при Институте молодежи в 2007 г. [3], показали, что почти каждый третий мо­лодой человек их имеет и стремится к их осуществлению, более трети имеет идеалы и цели, но только как ориентиры в жизни, не прикладывая особых уси­лий к их осуществлению, каждый десятый респондент идеалов и жизненных целей не имеет, поскольку они еще не сформированы, почти такое же количество опрошенных также не имеют идеалов и целей, но постольку поскольку они еще не сформировались в обществе и их сегодня не существует.

Согласно сделанной выборке, главным для молодежи, прежде всего, явля­ется реализация своих способностей (21,4%), а затем уже стать богатым (16,1%) и жить в свое удовольствие (15,9%). Достаточно равномерные по численности группы тех респондентов, кто стремится стать человеком высокой культуры (14,5%), высококвалифицированным специалистом (14,3%), сделать карьеру,

добиться высокого социального статуса в обществе (14,7%), а уйти от «мира» и спасти свою душу хотят только 1,0% из числа опрошенных.

Распределения в целом по массиву опрошенных показывают достаточно высокую степень ориентации молодежи на получение хорошего образования как на фактор успеха в жизни — 23,7%, хотя, наряду с этим знакомства и связи це­нятся несколько выше — 25,7%, а выше всего происходит ориентация на деньги, как на фактор, обеспечивающий успех в жизни — 31,3% [3].

В ходе исследования смысложизненных ценностей молодых людей, прове­денного В.В.Гаврилюк и Н.А.Трикоз [6] было установлено, что ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию пере­мен в обществе. Для 79% опрошенных эти ценности — основа интеграции. А вот отношение к правде, красоте и, что особенно настораживает, к жизни — весьма неоднозначное. 71% респондентов считают, что «не всегда нужно стре­миться к правде, иногда нужна ложь во спасение». Для 77% красота не является той ценностью, которая важна в нашем обществе, «спасти мир» сегодня не мо­гут ни правда, ни красота.

Согласно исследованиям, проведенных в Социоцентре МГУ по выборке и НИЦ при Институте молодежи в 2007 г., деньги, как основной фактор успеха в жизни, в соотношении по выделенным возрастным группам молодежи, более всего значимы для старшей возрастной группы (27-29 лет) — 33.8%, менее все­го — для 18-20 летних — 12,2% [3].

Результаты исследований смысложизненных ориентации молодых людей З.К.Селивановой [17] дают представление о том, что мир ценностей молодежи чрезвычайно противоречив. Это, в частности, означает, что молодые люди не всегда могут верно сориентироваться в социальной действительности. По мне­нию исследователя, «одной из основных причин негативных тенденций в духов­ной среде подростков является разрушение системы воспитания. Сегодня вос­питывают главным образом семья, улица, телевидение... Молодые люди прини­мают за «правду жизни» все то, что транслируется по ТВ и видео, часто не подозревая о том, что это вовсе не жизнь. Пока взрослые спорили о том, каким должна быть идеологическая основа воспитания, оно шло своим чередом, не­контролируемо и порой разрушительно влияя на молодое поколение. Его плоды воспитания уже дают свои всходы. Проблемой воспитания немедленно нужно начать заниматься вновь, восстанавливая систему воспитательной работы, иначе наше общество ждет катастрофа» [17, 91—92].

Глава П. Практическое исследование ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи

2.1. Исследование ценностных ориентации по М. Рокичу

Специфическим объектом исследования является старшая возрастная груп­па 18-22 года. Молодые люди, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой — их ценности остаются достаточно гибкими, подвержен­ными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представле­ния о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; про­блемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологиче­ским дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутст­вии адекватных возможностей. Поэтому исследование ценностных ориентации молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настояще­го и будущего общества.

Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М.Рокича [16]. Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей испытуемым было предложено выбрать сначала три ценности, которые являют­ся самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из ос­тавшихся ценностей-целей выбрать две, стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.

Исследование проводилось с использованием бланков (Приложение А) и было анонимным.

Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные в ПТУ № 21 г. Севастополя. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный ана лиз, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно). Данные бланков отдельной выборки сводились в таблицу 2.1.

Таблица 2.1.

Данные бланков отдельной выборки по методики ценностных ориентации

М.Рокича

ис- Номер ценности - цели ( по списку )
пытуе- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
мого
1 13 1 8 15 12 14 9 16 4 6 3 7 5 17 2 10 18 11
2 8 3 14 17 4 2 5 13 15 10 16 6 9 11 1 7 18 12
3 7 2 10 5 8 15 3 11 12 14 13 4 18 16 1 9 17 6
4 9 5 12 18 11 4 2 8 13 3 10 17 16 14 1 6 15 7
5 6 1 12 4 13 7 16 11 10 15 17 14 8 3 2 18 9 5
6 7 1 10 17 11 9 3 8 12 15 13 6 16 14 2 5 18 4
7 7 2 5 6 4 3 12 15 8 16 9 17 13 18 1 11 14 10
8 11 1 3 9 18 2 14 5 10 16 15 7 12 8 6 17 13 4
9 8 2 6 3 12 11 7 15 18 14 18 5 16 4 1 10 13 9
10 7 2 14 12 1 12 6 15 18 16 8 17 9 10 5 4 13 3
11 7 1 8 18 10 6 13 14 2 3 15 16 9 11 4 12 17 5
12 6 1 9 18 13 4 3 12 14 16 11 17 10 5 2 8 15 7
13 7 1 10 15 3 11 16 18 8 9 4 5 14 12 2 13 17 6
14 7 2 11 16 1 5 17 8 18 9 10 12 15 13 3 14 6 4
15 11 3 7 4 14 17 9 15 2 18 10 16 12 5 1 6 8 13
16 18 2 3 5 14 15 8 17 16 9 10 12 7 4 1 6 11 13
17 8 2 13 17 1 5 12 15 6 16 9 3 7 11 4 10 14 18
18 6 1 11 18 3 12 14 5 4 15 8 16 7 9 2 13 17 10
19 4 1 5 16 3 8 13 10 14 11 9 15 7 6 2 12 18 7
Сумма
1,2,3-го 18 2 1 6 3 4 2 2 1 1 1 15 1
мест
Сумма
17, 18-го 1 7 1 1 1 2 3 1 2 2 4 2 2 8 1
мест

Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в группе приравнивалось к 100 процентам, и по количеству вы­боров, сделанных испытуемыми, находился процент каждой ценности-цели по формуле:

Ui(%) = (Ri/3n)* 100%,

где Ц (%) — процентное содержание выборов /-той ценности; Ri— суммарное количество выборов г-той ценности; п — объем выборки (количество учащихся),

3 — коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащим­ся.

Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых цен­ностей-целей (соответственно вводился коэффициент 2), которым присваива­лись 17-е и 18-е места.

Анализ полученных данных. При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравст­венных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценно­сти-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоро­вье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преоб­ладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 32 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергае­мые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 26 % места и также не попадает в отвергаемые.

Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютно­го характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие раз­личный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: самостоятель­ность как независимость в суждениях и оценках — 10%; равенство (братство, равные возможности для всех) — 22 % и красота природы и искусства (пережи­вание прекрасного в природе и искусстве) — 19 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрос­лой» самостоятельности.

К числу не принимаемых, но и не особы отвергаемых ценностей принадле­жат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени); творчество (воз­можность творческой деятельности).

В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь — классические ценности. Принимаемой ценностью у студентов является наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных раз­делить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.

Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано с осоз­нанием своей неповторимости и уникальности.

2.2. Исследование ценностных ориентации методом анкетирования

Испытуемым предлагался опросник, состоявший из 20 вопросов. Им пред­лагалось выбрать один (или при необходимости два-три, но не больше) варианта ответа, который они считают наиболее приемлемым для себя. В случае, если ис­пытуемый не находит в списке того ответа, который считает правильным, он мог написать свой собственный вариант ответа (для этого в каждом вопросе преду­смотрен пункт «другое»).

Исследование проводилось с использованием бланков (см. Приложение Б) и было анонимным.

Методика обработки. Обработке подверглись данные, полученные у 16 испытуемых ПТУ № 21 г. Севастополя. При обработке полученных данных ис­пользовался количественный анализ, в котором учитывалась частота выбора ис­пытуемыми тех или иных вариантов ответа.

Данные бланков отдельной выборки сводились и таблицу 2.2.

Таблица 2.2.

Данные бланков анкетирования отдельной выборки


Вопрос Частота выбора варианта ответа
а б в г д е ж 3 и к л м
1. Что Вам больше всего нравится де­лать в свободное время? 4 16 17 0 3 0 3
2. Какие фильмы Вы предпочитаете смотреть? 6 1 0 2 5 0 3 1 2 0
3. Какие телепере­дачи Вас больше всего интересуют? 0 4 9 3 1 2 15 2 0 —,
4. Какая музыка Вам больше всего нравится? 1 0 5 1 0 7 0 1 3 4 0 0
5. Что Вы обычно читаете в свобод­ное время (помимо учебной програм­мы)? 4 2 11 4 3 9 0 2 7 1 3
6. Что такое, на Ваш взгляд, «здо­ровый образ жиз­ни»? 4 0 3 5 1 0 0 0 3
7. Считаете ли Вы для себя необхо­димым придержи­ваться принципов здорового образа жизни? 14 0 0 2 0 ------
%. Если бы Вы уз­нали, что Ваш друг (подруга) употреб­ляет наркотики, Вы бы: 1 7 8 0 0
9. Считаете ли Вы проституцию при- 1 5 0 6 5 0 1 _ _ _
емлемым способом зарабатывания де­нег?
10. С какого воз­раста, как Вы счи­таете, можно на­чинать половую жизнь? 1 4 2 5 6
11. Как Вы отно­ситесь к проблеме беременности? 0 7 0 11
12. Если бы Вы узнали, что Ваша подруга собирает­ся сделать аборт, Вы бы: 2 4 1 11 0 3 4 0
13. Насколько Вы осведомлены о средствах и спосо­бах безопасного секса? 7 5 2 0 2
14. Чего Вы бои­тесь больше всего в этой жизни? 0 2 5 1 1 0 4 0 0 3
15. Насколько безопасно Вы себя чувствуете? 7 12 1 2 6 0
16. Хотели бы Вы иметь какое-нибудь оружие? Какое? 2 1 3 0 1 3 9 1
17. Какая профес­сия (род занятий) представляется Вам наиболее пре­стижной и достой­ной? 1 0 2 0 1 0 0 0 8 4 0 0
18. Если бы у Вас была возможность выбора, в каком учебном заведении Вы предпочли бы учиться сейчас? 9 1 2 0 2 0 0 0 2
19. Как Вы считае­те, достаточно ли ПТУ готовит Вас к будущей самостоя­тельной жизни? 2 3 6 2 3 0
20. Что или кто яв­ляется для Вас поддержкой и опо­рой в трудную ми­нуту, помогает Вам «справляться с жизнью», с возни­кающими трудно­стями и проблема­ми? 4 6 1 0 0 3 1

Анализ полученных данных. При анализе ответов испытуемых выясни­лось, что ценностные ориентации испытуемых более-менее лежат в плоскости общих ценностных ориентации в разрезе современного общества. Это, возмож­но, объясняется достаточно прочной связью между современными поколениями «отцов» и «детей» — недаром же первое место в вопросе о том, кого испытуе­мые считают наилучшей поддержкой, заняли родители. Низкие (или вообще ну­левые) показатели для «природы», «религии», «искусства», «хобби» могут сви­детельствовать о том, что испытуемые не считают опорой в своей жизни свой внутренний духовный потенциал, ориентируясь на общество («родители» и «друзья»).

О достаточно сильном желании быть «такими, как все» свидетельствует и их выбор престижных профессий — бизнесмен и юрист, в котором они просто пошли вслед за нынешними предпочтениями общества.

Такие же выводы можно сделать и из положительного ответа (причем, практически «хором») на вопрос о необходимости вести здоровый образ жизни. Несмотря на то, что практически все испытуемые назвали это обязательным в своей жизни, реальной основы под эти утверждением немного: об этом можно судить по выбору условий оного здорового образа жизни: немного «не пить»,

немного «правильно питаться», чуть-чуть «заниматься спортом» — и очень ред­ко совмещать эти способы. Следовательно, мы будем недалеки от истины, если сделаем вывод о высокой голословности декларируемого желания здорового об­раза жизни: делать что-то конкретное в этом направлении мало кто реально пока собирается.

В вопросах, касающихся секса, испытуемые проявили относительно тради­
ционные взгляды. Так, большинство из них считает, что секс должен появляться
в жизни не ранее 17 лет; они декларируют осуждение проституции и необходи­
мость бороться с ней, одновременно проявляя свое непонимание сути этого яв­
ления (об этом свидетельствует довольно значительное согласие — 5 из 16, т.е.
практически треть — с утверждением, что «проституция — это способ получить
за собственное удовольствие большие деньги»). •

Почти половина испытуемых заявила о том, что они знают все о способах безопасного секса. Думается, в этой позиции больше желаемого, чем действи­тельного. О некоторой их самонадеянности можно судить из того, что они мало задумываются о некоторых последствиях сексуальной жизни: практически дружное (11 из 16) «проблема беременности меня не волнует» и такие же совпа­дение (11 из 16) ответов о решении подруги сделать аборт как о «ее личном де­ле». Все это может свидетельствовать также и об элементарной неготовности принимать ответственность за последствия своих решений и поступков.

Вместе с тем испытуемые демонстрируют относительное отсутствие стра­хов перед окружающей жизнью. Большинство опасаются реальных (и, увы, дос­таточно распространенных) бед — «сесть на иглу», заразиться СПИДом. (Дис­сонансом выступают 4 ответа о боязни сойти с ума. Это может свидетельство­вать о вероятном развитии невроза.) Одновременно большое число респонден­тов ответили о полном отсутствии страха перед жизнью или о том, что им еще не приходилось сталкиваться с по-настоящему страшными вещами. Однако многие высказали желание иметь при себе оружие — видимо, не для защиты от вероятной опасности, а для чувства большей уверенности в себе.

Итак, мы можем сделать вывод, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятель­ности к другой, в сознании молодежи пока еще не разрушили стремление к дос­тижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей, что подтверждает гипотезу исследования.

Сопоставляя эти данные с моделью личности и системой идеалов и ценно­стей, можно видеть определенную степень расхождения между желаемым и дей­ствительным, что приводит к несогласованности, разорванности сознания и дея­тельности, социального поведения молодежи и ее социальных ожиданий. Моло­дой человек, возможно, желает быть более гуманным, ориентирован на самораз­витие, но жизнь вынуждает его к реализации более жестких и прагматичных форм поведения и социальной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основании выше изложенного мы можем сделать определенные выводы. Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания. При этом да­леко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в про­цессе ее социализации (воспитания в широком смысле этого слова), становятся ценностями для нее. В структуру личностных ценностей, определяющих глав­ную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усво­енных общественных ценностей, которая принимается и присваивается лично­стью на данном этапе собственного развития. Таким образом, идет процесс «ду­ховного вызревания» личности, то есть освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей.

В результате проведенных экспериментов по выявлению ценностных ори­ентации молодых людей мы можем сделать вывод, что происходящие социаль­ные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи, в ее смысложизненных цен­ностях пока еще не разрушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей.

Сопоставляя эти данные с моделью личности и системой идеалов и ценно­стей, можно видеть определенную степень расхождения между желаемым и дей­ствительным, что приводит к несогласованности, разорванности сознания и дея­тельности, социального поведения молодежи и ее социальных ожиданий. Моло­дой человек, возможно, желает быть более гуманным, ориентирован на самораз­витие, но жизнь вынуждает его к реализации более жестких и прагматичных форм поведения и социальной деятельности.

Изменение социально статуса во многом определяется ориентацией на дос­тижение ценностей, обеспечивающих, по мнению молодежи, успех в жизни. Ес­ли успех в жизни связывается с такими базовыми жизненными ценностями, как получение образования, развитие своих способностей, то можно ожидать ориен­тации молодых людей на получение высокой квалификации и, связанный с этим, рост социального статуса. В том случае, когда происходит ориентация на день­ги, знакомства, связи и другие внешние факторы, то вряд ли следует ожидать положительной мотивации на освоение высокой квалификации как основы по­вышения своего социального статуса.

В итоге можно сказать о том, что система ценностных ориентации совре­менной украинской молодежи находится в процессе преобразования, происхо­дящее под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации. Однако значительная часть молодежи все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультур­ной традиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - М., Питер, 2003.

2. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие лич­
ности. — М., Знание, 1978.

3. Безменова И.К. Ценностные ориентации студентов // Эл. публикация
http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm

4. Буренина СЮ. Влияние денег на процессы социализации современную мо-
лодеж. — СПб, 2000. // Эл. публикация http://selfrnoney.narod.ru/buren.htm

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.-- М.,
1979.

6. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период со­
циальной трансформации // Сопис, 2002, № 1, С. 96—105.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., Логос, 2003.

8. Киршева Н.В., Рябчикова Н.В. Психология личности. Тесты, опросники. —
М., Геликон, 1995.

9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. —М., 1989.

10. Кон И.С. В поисках себя: личность и се самосознание. —М., 1984.

11. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение,
1989.

12. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания: Учебн. пособие. — М., Про­
свещение, 1985.

13. Личко А.Е. Психиатрия. —Л., Медицина, 1979.

14. Общая психология (курс лекций) / Сост. Рогов Е.И. —М., 1995.

15. Орлов СВ. Молодежь и ее ценностные ориентации // Современная моло­
дежная политика. Сборник научных статей. — М., Научно-
исследовательский центр при Институте молодежи, 1999. С. 54—58.

16. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. - М., Феникс, 2005, 376 с.Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации молодежи // Социс, 2001, №
2, С. 87—92.

17. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.,
Владос, 1999.

18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение,
понимание социальной реальности. М., Добросвет, 1998.

Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций. - М., Знание, 1998, 304 с.