Реферат: Десять блоков В.В.Путина

Название: Десять блоков В.В.Путина
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Содержание.

I Введение.

IIЭкономический кризис в России

III Блоки В.В.Путина

1) План В.В.Путина по преодолению экономического кризиса

2) Мнения экспертов об эффективности блоков В.В.Путина.

III Антикризисная политика Д.А.Медведева

1) Выдержки из послания президента федеральному собранию

2) Антикризисный совет

3) Мнения экспертов об эффективности антикризисных мер Д.А.Медведева

IV Заключение

VСписок используемой литературы

VI Приложениею

Введение

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС - нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Порождает депрессивный процесс в экономической конъюнктуре. В широком значении - всеобщее либо свойственное отдельной отрасли или региону состояние угнетенной конъюнктуры.

Согласно марксистской методологии выступает формой разрешения противоречий, накопившихся в предшествующий период, фазой экономического цикла: кризис - депрессия – оживление - подъем, а непосредственной его причиной является несоответствие между производительной силой капиталистического общества, противоречие между тенденцией капиталистического производства к безграничному расширению производства и ограниченностью платежеспособного спроса.

Кризисы сопровождают вей историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX в. - как «недопотребления», связанного с нарушением равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом. До XX в. ограничивался пределами одной, двух или трех стран. В последующем стал приобретать международный характер, поскольку развитие торговли создавало через взаимодополняемость и конкуренцию благоприятные условия для их распространения. Проявляется в резком переломе конъюнктуры, что моментально влечет за собой спад производства, рост безработицы, увеличение количества банкротств, а также тенденцию к углублению кризиса. В последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов: укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др.

Экономический кризис в России

Экономический кризис в России будет затяжным и очень серьезно ударит по миллионам простых российских семей. Кризис был прогнозируем еще год назад, и не имеет ничего общего с «санкциями» Запада в отношении РФ после грузинской войны.

«Кризис имеет своих «отца» и «мать». «Отец» – это кризис в США, который привел к оттоку американских спекулятивных капиталов, составлявших основу стабильности российского фондового рынка. А «мать» нынешнего кризиса – это российская экономическая модель сырьевой экономики, которая построена на экспорте сырья и тем самым тотальной зависимости как от цен на сырье, так и от присутствия иностранных спекулятивных капиталов в экономике».

Кризис носит системный долгосрочный характер, несмотря на то, что на фондовом рынке возможны колебания в положительную сторону.

Возможны некоторые поправки на фондовом рынке в связи с тем, что представители правящей элиты сбрасывают свои собственные активы, и им нужно избавляться от этих активов по максимальным ценам, чем и обусловлено мощнейшее вливание государственных денег на российский фондовый рынок в целях точечной поддержки курса акций отдельных компаний, в которых заинтересованы как крупные бизнесмены, близкие Кремлю, так и коррумпированные бюрократы.

Однако, сам по себе индекс РТС и другие параметры фондового рынка – это второстепенные параметры кризиса.

Первостепенный параметр кризиса – состояние ликвидности банковской системы, работоспособность мелких и средних банков, а также состояние системы потребительского и ипотечного кредитования, что касается миллионов россиян. И сегодня мы видим, что система потребительского и ипотечного кредитования начинает разваливаться: банки и торговые сети приостанавливают выдачу потребительских кредитов. На очереди, очевидно, кризис ликвидности малых и средних банков.

Эти три фактора очень серьезным образом ударят по экономическому положению миллионов российских семей в отличие от индекса РТС, о котором большая часть россиян ничего не знает.

Кризис был абсолютно прогнозируем, и не является случайностью и конечно те, кто говорят, что его спровоцировала война в Осетии, мягко говоря, заблуждаются. Кризис был прогнозируем еще год назад.

В ноябре прошлого года группа экспертов во главе с руководителем экономических программ Института национальной стратегии (ИНС), доктором экономических наук, профессором Никитой Кричевским и президентом ИНС Михаилом Ремизовым при участии Станислава Белковского подготовила доклад «Итоги с Владимиром Путиным: Россия на пороге масштабного экономического кризиса».

Авторы отмечали, что общепринятая точка зрения о том, что в условиях высоких цен на нефть экономика чувствует себя прекрасно, что она застрахована от любых катаклизмов, и инъекция гигантских средств из Стабфонда решает любые проблемы и предотвращает любые кризисы в долгосрочной перспективе, поэтому никакие экономические проблемы не могут стать фактором нестабильности. Ничего не имеет общего с реальностью.

«В нашем докладе мы постарались обосновать, что это не так. Россия уже на грани кризиса. Она стоит в нем одной ногой, и никакие высокие цены, и Стабфонд не помешают вхождению в кризис и наиболее острым его проявлениям, поскольку кризис порожден системными причинами, которые заложены в национальной экономике, разрушением ее основных отраслей», – отмечал Станислав Белковский на презентации доклада.

На финише правления Владимира Путина Россия столкнулась с тремя основными кризисами: продовольственным (неконтролируемый рост цен на продукты питания в связи с критической зависимостью российской экономики от импорта), инфраструктурным (в связи с критическим износом ключевых элементов национальной инфраструктуры) и кризисом банковской ликвидности.

Авторы доклада утверждали, что через 3-4 года Россию ждет полномасштабный кризис в приоритетном для нынешней правящей элиты энергетическом секторе экономики, так как рост внутренних потребностей и экспорта энергоносителей не сопровождается разработкой новых месторождений нефти и газа, и уже к концу десятилетия страна столкнется с ощутимым дефицитом энергоносителей.

Мировой экономический кризис, докатившийся до России, еще толком не успел проявить себя, но уже стал источником огромного количества вопросов о том, как жить в кризисных условиях, бороться с ним или смириться и попытаться ужиться.

Международный финансовый кризис и снижение спроса на сырьевые товары вызвали спад в российской промышленности. В результате дефицит бюджета начнет стремительно расти

Отечественная экономика приближается к острому кризису. На прошлой неделе Государственный комитет статистики обнародовал экспресс-информацию о том, что в августе в промышленности России зафиксировано падение производства на 0,5% (к соответствующему месяцу прошлого года). При этом в годовом исчислении промышленное развитие замедлилось до 6,3%, хотя еще в мае составляло 8%.

Наиболее сильный спад зафиксирован в ключевых экспортных отраслях: химической (–12,8%) и металлургии (–8,6%). Представители предприятий подтверждают информацию о резком сокращении производства из-за снижения спроса на их продукцию. Металлурги даже успели выбить у правительства льготу и как минимум до конца месяца не будут платить двенадцатипроцентную надбавку к цене на природный газ. Кроме того, Министерство промышленной политики пообещало передать без конкурса 85 разрешений на пользование недрами (в основном речь идет о месторождениях угля и железной руды).

Производство в машиностроении пока не падает, но темпы роста в этой отрасли за последние два месяца сократились вдвое. Выручают автомобилестроители.

По данным Министерства финансов, экономика начала работать на пониженных оборотах: августовский план поступлений в общий фонд госбюджета недовыполнен на 1,6%, тогда как ранее из-за высокой инфляции он перевыполнялся на 5–10%. В сентябре начал увеличиваться кассовый разрыв и Минфин был вынужден активизировать выпуск облигаций внутреннего государственного займа. Чтобы госбумаги покупали, их доходность пришлось повысить с шести-семи до 11,9–12,5% годовых.

Все это означает, что в ближайшее время экспортные поступления сократятся, начнется девальвация рубля, а правительству придется сдерживать рост расходной части бюджета и сможет проводить политику по агрессивному увеличению социальных выплат. Однако Кабинет министров делает вид, что не замечает смены экономического тренда. На этой неделе правительство внесет в парламент проект госбюджета на следующий год. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Э.С. Набиуллина объявила основные параметры, закладываемые в главный финансовый документ. Она считает, что отечественная экономика в 2009 году будет чувствовать себя так же, как и в этом — гигантский рост импорта, умеренное увеличение экспорта при замедлении инфляции. Экономическое развитие замедлится лишь на полпроцентного пункта — до шести процентов, а инфляция — сразу до 9,5%. При этом доходы общего фонда сводного бюджета повысятся на 40%. Дефицит бюджета составит около 40 млрд рублей, что превышает три процента ВВП. Покрывать кассовый разрыв казны снова будет приватизация (в этом году ставка на продажу госимущества не оправдалась).

Резкое снижение спроса на российскую экспортную продукцию совпало с обвальным падением цен на нефть. Стоимость топлива на биржевых торгах в Лондоне опустилась ниже 100 долларов за баррель (за два месяца оно стало дешевле в полтора раза). По мнению экономистов, начался период возвращения капиталов с ресурсного рынка на финансовый, что будет означать укрепление американского доллара на валютном рынке и дальнейшее снижение цен на сырьевые товары. Падение цен на нефть вызовет замедление экономического развития в России. Как результат, отечественные предприятия могут начать сокращение рабочих мест, что увеличит уровень безработицы. На фоне оттока капиталов с уроссийского фондового рынка (индекс ПФТС снизился за прошлую неделю еще на 9,9%, причем биржа вновь была вынуждена приостанавливать торги из-за обвала котировок) это будет означать ухудшение потребительских настроений. Единственная хорошая новость — цены перестанут стремительно подниматься, а на такие товары, как бензин и некоторые продукты питания, могут даже снизиться.

Однако, некоторые аналитики считают, что своевременное и массированное вмешательство властей предотвратило наихудшие сценарии развития событий. Какие-то локальные сложности в ближайшем будущем, наверное, неизбежны — на фоне глобального финансового обвала, — но угроза полномасштабного кризиса отступила. Теперь важно сделать из произошедшего правильные выводы.

Прежде всего нужно точно определить причины кризиса. Простые объяснения тут не годятся. Очевидно, что списывать все на войну в Грузии и общее обострение отношений с Западом — значит грубо упрощать картину. Можно подумать, что, если бы Россия проиграла войну Грузии, это сильно подняло бы котировки российских компаний. Но неправильно все объяснять и только лишь влиянием зарубежных рынков. Влияние это, безусловно, было очень большим, однако встает закономерный вопрос: а почему наша финансовая система настолько подвержена внешнему влиянию?

Ведь эта система возникла не из воздуха, как некая данность. Она является в том числе результатом работы финансовых властей. Например, зависимость отечественных компаний от западных заемных рынков и слабость российской банковской системы суть следствие упорно проводимой Минфином и ЦБ линии на складирование валютной выручки экспортеров на западных же рынках.

Критики этого курса не раз указывали, что такая политика мешает формированию сильной национальной финансовой системы и диверсификации экономики, — и кризис показал, что во многом они были правы. Вывод капиталов нерезидентами (чье влияние на динамику, напомним, до последнего времени считалось незначительным) и снижение доступа к западным кредитам быстро поставили российский рынок на грань коллапса.

Вторая ошибка, которую легко допустить, — свести все исключительно к рассмотрению ситуации на финансовых рынках. Дело же не только в финансах, но и в нарастающих кризисных явлениях в российской экономике, и речь идет не только и не столько о падении цен на нефть. Если смотреть на российскую экономику через призму показателей госфинансов, то все действительно выглядит замечательно. Однако государство — это далеко не вся экономика, точнее, лишь ее четверть. В оставшихся же трех четвертях ситуация гораздо менее благостная — темпы прироста инвестиций нулевые, промышленное производство падает, рентабельность компаний опасно сократилась.

Напомню, что дефолты по корпоративным облигациям российских компаний начались задолго и до войны на Кавказе, и до резкого обострения на американском рынке. А сообщения о все новых замороженных крупных инвестиционных проектах появляются чуть ли не каждый день. Так что можно четко зафиксировать, что частный сектор находится в таком состоянии, что больше не может быть генератором экономического роста. А ведь именно частный бизнес создает львиную долю рабочих мест, обеспечивая социально-экономическую стабильность в стране.

По итогам кризиса финансовые власти вроде бы показали готовность поддержать бизнес. Но объявленные стимулирующие меры вновь касаются в основном нефтегазового сектора. Вопросы о снижении НДС и ЕСН — а именно это больше всего волнует бизнес — вновь отложены в долгий ящик. Можно ли таким образом добиться декларируемой цели — диверсифицировать экономику и снизить зависимость от нефтедолларов? Госбюджет, три крупнейших банка и пять нефтегазовых корпораций — это далеко не вся страна. Понятно, что госбюджет сильно зависит от нефтегазового сектора и потому его поддержка является первоочередной целью правительства. Но игнорировать интересы остальной экономики недальновидно.

Демонстрируемые госфинансистами приоритеты заставляют задуматься о том, что будет, если цены на нефть вдруг продолжат падение, а бюджетные показатели и внешнеторговый баланс начнут ухудшаться. Устоит ли в таком случае правительство от соблазна повысить налоги? Российская экономика сегодня нуждается в масштабных инвестициях, без них она не может продолжать рост. Чрезмерная же концентрация на бюджетных показателях при нынешнем состоянии российской экономики может сыграть роковую роль.

К тому же, власти страны прогнозируют, что экономический кризис в России продлится еще два года. По крайней мере такой прогноз дается в докладе о развитии конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса, подготовленном рабочей группой Государственного совета.

По данным издания, согласно докладу, по итогам 2008 года российский ВВП вырастет на 7,4 процента, в то время как Минэкономразвития ожидает роста ВВП в 7,8 процента. В 2009 году экономика страны вырастет всего на 3 процента,а в госбюджете на 2009-2011 годы, одобренном Госдумой и Советом Федерации, в следующем году предусмотрен рост в 6,7 процента.

В докладе Госсовета не говорится об уровне инфляции в ближайшие годы, однако разработчики документа считают, что, скорее всего, темпы роста потребительских цен повысятся, в первую очередь, на продукты питания, а также товары и услуги первой необходимости.

Между тем, по данным Lenta.ru, с начала 2008 года инфляция в России достигла уже 12 процентов, хотя официальный прогноз Минэкономразвития составляет 11,8 процента.

Также в документе Госсовета предполагается, что в случае падения цены на нефть до 50 долларов за баррель дефицит российского бюджета превысит один процент ВВП. Из-за снижения цен на нефть подешевеет 80 процентов экспорта страны, в том числе газ, нефтепродукты, металлы и удобрения. Ранее министр финансов Алексей Кудрин говорил, что бездефицитным бюджет страны может стать при цене на нефть в 70 долларов за баррель.

Lenta.ru отмечает, что в начале ноября Международный валютный фонд (МВФ) понизил свои прогнозы по темпам роста экономики России в 2008-2009 годах. Так, по данным МВФ, российский ВВП в 2008 году увеличится не на 7, а на 6,8 %, а в 2009-м - не 5,5 %, а 3,5.


Блоки В.В.Путина

План В.В.Путина по преодолению экономического кризиса.

Последние недели оказались богатыми на антикризисные планы и разного рода заявления о том, как нужно лечить больную экономику. Российское правительство обнародовало второй пакет мер по ее спасению: "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". Несмотря на то что в названии нет самого слова "кризис", судя по тексту, власти его наличие признают.

Кризиса в России нет, однако срочных мер, направленных на его преодоление, необходимо предпринять целых 55. Прописью: пятьдесят пять. Но кризиса нет, даже не думайте. Во всем пространном перечне поручений ведомствам и министерствам, который правительство обнародовало в минувшую пятницу, страшное слово из шести букв не употребляется ни разу. Плохо ли это? Смотря с какой точки зрения. Если вспоминать советские эвфемизмы, когда фраза «в отдельных районах страны наблюдаются временные перебои с поставками мясных продуктов» означала, что мяса вообще нет нигде, кроме Москвы, тогда плохо. Потому что это неправда. С другой стороны, видим ли мы пункты раздачи бесплатного супа на главной улице столицы? Пока не видим. Значит, и кризиса нет.

Все же поверить на слово властям не в отечественной традиции: легко ведь могут надуть, бывало не раз. И что-то подсказывает: фразы вроде «совершенствовать процедуры реорганизации коммерческих организаций, в том числе кредитных, посредством исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации» (это самая первая мера из 55) нужно читать как «срочно прикинь, чем прикроешься, если сбегут с деньгами!» или что-нибудь близкое к тому. При большом желании за железобетонными формулировками чиновничьего творения можно узреть и план развертывания полевых кухонь на Тверской.

Нагнетать страсти совершенно не хочется, хотя некоторые основания для сомнений в отсутствии кризиса имеются. Вот сообщение «Интерфакса» от 7 ноября: объем заказов на морские перевозки за год рухнул на 90%. Опечатки нет — на девяносто процентов. То есть в 10 (десять) раз. Даже несколько больше. По сообщению Lloyd's Registers Group, в минувшем октябре было зафрахтовано всего 37 судов, включая контейнеровозы и танкеры, против 378, зафрахтованных в октябре 2007-го. Снижение настолько резкое, что можно даже не спорить, затронет нас беда сия или нет, сильно мы зависим от чужих трансатлантических перевозок угля и железной руды или не очень. Конечно, зависим. Конечно, затронет. Да уже затронуло — спросите у тех же металлургов.

Но кризиса все равно нету. Его придумали средства массовой информации, судя по выступлению Дмитрия Медведева на совещании с руководством правоохранительных органов в Петербурге. «Когда появляется информация о том, что банк “падает”, его положение неустойчиво — естественно, оттуда изымаются деньги, люди не могут на это не реагировать», — объяснил президент милиционерам. А на самом деле, продолжил Медведев, за этим скрываются рейдерство и нечестная конкуренция.

Итак, документ состоит из 55 пунктов(см. приложение 1), разбитых на десять блоков: развитие финансовой и банковской системы, поддержка внутреннего спроса, поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан, жилищное строительство, сельское хозяйство, автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение, оборонно-промышленный, сырьевой и транспортный комплексы и малый бизнес. Все пункты уже с ноября этого года и по март будущего должны превратиться в законопроекты или другие соответствующие акты и вступить в силу. По словам министра финансов Алексея Кудрина, финансироваться план будет за счет 175 миллиардов рублей, выделенных Госдумой в рамках бюджета текущего года.

Суть плана — расширение государственного вмешательства в экономику при одновременной попытке сделать его более гибким.Задача-максимум - в ближайшие 5 месяцев поставить на ноги реальный и финансовый сектор. Из документа видно, что государство пошло по пути выбора приоритетных отраслей экономики, в которые будут впрыскиваться средства в виде субсидий. Стратегические предприятия кроме этого будут финансироваться за счет доп­эмиссии акций, которые выкупят уполномоченные правительством организации. Также план предусматривает поддержку инвестпрограмм естественных монополий и госкорпораций. А внутренний спрос правительство решило поддерживать госзаказом. Главная идея плана - взять под контроль то, как распределяются по экономическим артериям те шесть триллионов рублей, которые уже выделены государством. Не секрет, что часть этих средств застряла в банковском секторе либо утекла за рубеж. И теперь правительство прямо указывает на те отрасли, которые банки обязаны финансировать "кровь из носу". Для этого в кредитные организации направятся специальные контролеры Центрального банка.

Раздавай, но проверяй

Деньги на помощь компаниям и банкам у государства не переведутся, но и рассчитывать на бесконечную щедрость тоже не стоит. Один из первых пунктов "Плана Путина" - использование всех денег, которые направляются в банки и компании, должно строго контролироваться.

Кому и сколько давать? Подробные рекомендации на этот счет будут разработаны в этом месяце. Но уже сейчас решено приоритет при распределении кредитных средств отдавать автомобильному и сельхозмашиностроению, авиаперевозкам и жилищному строительству. Чтобы банки не уводили всю госпомощь в валюту и не прятали ее по своим "заначкам", а реально помогали компаниям, в каждую кредитную организацию будет назначен специальный представитель от Банка России.

Поддержим отечественного производителя

Государство хочет стимулировать не только производство, но и спрос. Здесь жертвой становится уже принцип свободной конкуренции. Покупаем отечественное - именно таким принципом должны руководствоваться федеральные, региональные и муниципальные власти, а также госкорпорации и естественные монополии при проведении закупок. Российские производители получат и ценовые преференции при размещении госзаказа - от 5 до 25%, причем действовать они будут до конца 2010 года. То есть при прочих равных отечественный товар может стоить дороже и все равно победить на торгах. Поддержка не обойдет и тех, кто еще вчера купался в деньгах, — строителей и нефтяников. «Ножницы Кудрина» уходят в прошлое: правительство собирается устанавливать пошлины на нефть каждый месяц, а не раз в два месяца, что позволит нефтяным компаниям не переплачивать в период стремительного снижения цен на нефть. Ну а строительному бизнесу поможет решение государства выкупить квартиры в домах высокой степени готовности, строящихся с привлечением средств граждан.

Всячески будут стимулироваться и компании-экспортеры. Компании в течение этого и следующего года получат субсидии, чтобы возместить уплату процентов по кредитам. Правительство предусмотрело возможность корректировки таможенных пошлин - если вдруг у той или иной отрасли возникнут проблемы, сократят импорт.

В "оборонке" наша сила

Предприятиям оборонпрома "План Путина" обещает особую поддержку. Например, предлагается провести дополнительные эмиссии акций и облигаций предприятий этой сферы "с последующим их выкупом уполномоченными организациями". То есть власти готовы сделать все, лишь бы не отдать контроль за стратегическими объектами промышленности иностранным кредиторам. Но и это еще не все - "оборонке" обещают увеличить объем инвестиционных кредитов и предоставлять субсидии для погашения процентов. Дадут, если потребуется, и денег на текущую деятельность - чтобы ни одно предприятие ОПК не обанкротилось.

Квартирный вопрос

Российский рынок жилья, пожалуй, сильнее всего просел под натиском кризиса. Этому сегменту экономики в плане уделили особое внимание. В 2008-2009 годах государство для выполнения своих социальных обязательств будет покупать квартиры в уже готовых домах. Недострои также будут приобретаться, но при условии, что через 6 месяцев после заключения государственного контракта дом будет сдан. В 2009 году добавят также денег Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, которое выкупает кредиты у региональных банков.

В опоре на село и "малышей "

"План Путина" предусматривает возможность в следующем году за госсчет увеличить капитализацию Россельхозбанка и Росагролизинга, а значит, у фермеров появятся дополнительные возможности, чтобы взять необходимую технику в лизинг или в кредит.

Агропрому вообще повезло. Не каждый день власти обещают субсидировать процентную ставку в размере 100% ставки рефинансирования Банка России. То есть, грубо говоря, кредиты для фермеров станут вообще бесплатными.

Что касается малого бизнеса, то здесь правительство анонсировало свою готовность увеличить расходы бюджета на всевозможные меры поддержки предпринимателей.

Безработице бой!

Минздравсоцразвития поручено организовать целую кампанию по мониторингу роста безработицы. Однако правительство держит руку на пульсе и в случае чего готово оперативно отреагировать на ситуацию. "Мы готовы создавать новые рабочие места", - пояснил помощник президента Аркадий Дворкович, имея в виду быструю реализацию инфраструктурных проектов.

Проблемы безработных будут решать путем повышения максимальной величины пособия по безработице, которая сегодня составляет 3,124 тысячи рублей, а не созданием новых рабочих мест, что вызвало резкую критику экспертов.

Не забыт и фондовый рынок. Будут подготовлены девять законопроектов. Главные новации - доступ к деньгам ЦБ должны получить управляющие компании, а возможности для инвестирования пенсионных накоплений "молчунов" будут расширены.

Но есть в плане и меры, которые коснутся всей экономики. Это упрощение процесса банкротства и снятие барьеров на пути облегчения долгового бремени компаний. Антикризисным стало давнее предложение о создании института собрания облигационеров — это позволит держателям облигаций сформировать общее мнение и не даст миноритарным кредиторам затормозить реструктуризацию долгов. Банковский сектор ждет волна слияний и поглощений. План отвечает на это пунктом об отмене безусловного права кредиторов требовать досрочного погашения долгов при реорганизации компании. Российская экономика на пороге нового передела собственности: выживут сильнейшие. План правительства помогает понять, кто те, кого государство сочтет достойным спасения.

Таким образом, практически все меры так или иначе направлены на прямое финансирование государством отдельных отраслей и на жесткий контроль за расходованием госсредств. Запад уповает на принципиально иные меры. Ведущие страны из 9,2 триллиона долларов, выделенных ими на антикризисные программы (15,2 процента мирового ВВП), до 50 процентов направляют на государственные гарантии по кредитам, в России же свыше 80 процентов всех антикризисных денег идет на повышение капитализации банков и компаний, что может в конечном счете истощить накопленные резервы. Такую же модель обкатывала, кстати, и Исландия. Результат известен: финансовый дефолт.

Кризис в России продлится долго. Речь не о новом распределении государственных денег. Пожарные меры могут принести быстрый результат, но проблемы не кончатся через неделю или месяц — в условиях кризиса придется жить. Так что понятно, почему на этот раз премьер Путин подписал весьма бюрократический документ с минимальным количеством цифр — в основном даты разработки законопроектов и постановлений правительства. Дедлайн — февраль-март 2009 г., но большая часть документов должна быть готова уже в ноябре.

Есть у российского плана одна слабость. В нем, помимо скромных мер по борьбе с безработицей и некоторых других способов социальной поддержки, нет ничего о поддержке платежеспособного спроса населения. Между тем многие экономисты считают стимулирование потребления действенной антикризисной мерой. Скажем, американский план Полсона был скорректирован именно в сторону поддержки потребителей. О чем заявил сам его автор - министр финансов США. Огромные деньги будут потрачены не на выкуп "плохих" активов, как это предполагалось ранее, а на господдержку потребительского кредитования. Команда избранного президента Соединенных Штатов Барака Обамы также собирается бороться с кризисом, стимулируя покупательную активность американцев.

Таким образом, отечественный план поддержки отдельных отраслей несколько вываливается из мирового тренда. Однако не исключено, что антикризисная политика может быть скорректирована. Министр финансов Алексей Кудрин, поругав американские инициативы, все же отметил, что нынешний российский проект "не будет последним планом правительства". Так что до следующего плана.


Мнения экспертов об эффективности блоков В.В.Путина.

РФ Сергей Алексашенко - бывший первый заместитель председателя Центробанка.

У российских властей нет плана выхода из кризиса. Те 55 пунктов, которые ранее сформировало правительство РФ «для оздоровления ситуации в финансовом секторе», программой спасения экономики назвать нельзя.

С.Алексашенко пояснил, что финансовая ситуация в России слишком сложная, чтобы ее можно было улучшить «одним магическим решением».
«Сегодня экономика РФ столкнулась с принципиально новой ситуацией, которой еще в российской истории не было. Следовательно, серьезного ответа на такие вопросы, как будет развиваться дальше кризис, чего ждать и что делать, дать никто не может, так как нам не с чем сравнивать», – пояснил Алексашенко.
При этом эксперт уточнил, что финансовый кризис в России будет долгий и затяжной. А скорость выхода из него и та цена, которую РФ придется заплатить за стабилизацию ситуации, зависит от властей – насколько они адекватно смогут проанализировать обстановку.
«Но у меня сегодня сложилось впечатление, что российские власти либо пока не поставили диагноз ситуации в стране, либо тщательно его скрывают от общества, не хотят пугать. Но если они неправильно поставили диагноз, то те меры, которые они сейчас предпринимают, тоже в будущем окажутся неправильными», – сообщил Алексашенко.
Он отметил, что считает большой ошибкой правительства и Центробанка решение «выплеснуть» более 1,5 триллионов рублей в банковский сектор. Так как ЦБ в результате потерял 60 млрд. долларов валютных резервов – все суммы, которые выдавались банкам в рублевом эквиваленте, ушли на приобретение долларов.
Бывший первый заместитель председателя Центробанка РФ уточнил, что если такие действия будут приниматься и далее, это только ослабит российскую экономику. В то же время эксперт пояснил, что выход России из кризиса зависит не только от действий экономических властей РФ, но и от финансовой стабильности в мире.
«Если через 1,5 года рецессия в мировой экономике прекратится, и рост спроса на ресурсы возобновится, то российская экономика также продемонстрирует темпы роста», – подчеркнул Алексашенко.
Он заметил, что самым тяжелым последствием для России сегодня стало снижение объемов потребления в крупнейших мировых центрах: Европе и США, которое влечет за собой уменьшение спроса на сырьевые товары – основу российского экспорта.
«После всех событий, которые произошли на мировом финансовом рынке в сентябре, когда обанкротились крупные банки в Америке и Европе, мы пропустили, что ведущие страны мировой экономики попали в стадию рецессии, а темпы роста экономики стали отрицательными. Спад в мировой экономике наступил», – заметил Алексашенко.

Олег Иванов - ви­це-пре­зи­дент Ассо­ци­ации ре­ги­ональ­ных бан­ков "Рос­сия".

Позиции плана в части финансового рынка абсолютно верны. Но они обсуждаются уже последние пять лет. За это время не было сделано ровным счетом ничего. Поэтому сейчас поставлена задача за полтора месяца принять законопроекты, которые не были приняты в течение последнего времени. С одной стороны, это внушает оптимизм, с другой - тревогу. Темы, связанные с залогом, рефинансированием кредитных портфелей, секьюритизацией, с юридической точки зрения являются очень сложными. Нужно время. Из этого плана необходимо выделить меры, направленные на преодоление кризиса. А сложные проекты нужно принимать не в ущерб качеству. И не быстрее, чем в течение полугода.

Евгений Ясин - на­уч­ный ру­ко­во­ди­тель ГУ – ВШЭ.

Предусмотрено много мер, которые можно назвать "коррупциогенными". Речь прежде всего идет о субсидиях определенным отраслям. Чувствуется, что кто-то ходил и выбивал, лоббировал интересы. Такими мерами люди не просто спасают свои предприятия, но и сохраняют все их недостатки. Нет стимула для инноваций. Впрочем, поживем - увидим. Ожидания позитива все-таки есть. Поэтому я оцениваю действия правительста на 3+.

Владимир Игнатко - ге­не­раль­ный ди­рек­тор ЗАО "Рус­ский Уголь".

Антикризисный план правительства считаю важным и своевременным. Особенно хочется подчеркнуть то, что он принят тогда, когда еще есть время и возможность стабилизировать ситуацию. На угольную отрасль данные меры впрямую не распространяются, но то, что заложено в антикризисной программе, окажет положительный эффект и на угольщиков. Особенно это касается финансовой сферы, энергетики и ЖКХ. Надеемся, что данный план будет реализован в полном объеме и правительству удастся смягчить последствия кризиса.

Агван Микаелян - ге­не­раль­ный ди­рек­тор ООО "ФинЭкспер­ти­за"

Предложенный антикризисный план - это сочетание административных и рыночных мер. Так исторически сложилось, что без подобного сочетания в России ничего реализовать нельзя. В этом смысле план жизнеспособен. Но я считаю, что, не затронув всерьез налоговый аспект, добиться хороших результатов нельзя. В предложенном документе не видно серьезной проработки налоговых вопросов, поэтому план может сработать не в полной мере, в лучшем случае процентов на 70-80. Могу поставить троечку.

Александр Раппопорт - уп­рав­ля­ющий пар­тнер ад­во­кат­ской кон­то­ры "Рап­по­порт и пар­тне­ры".

Антикризисные планы сработают, если денежные средства будут расходоваться на поддержание реальной экономики. На данном этапе финансирование фондового рынка равно сжиганию денег в паровозной топке.

Владислав Корочкин - ви­це-пре­зи­дент об­ще­рос­сий­ской об­щес­твен­ной ор­га­ни­за­ции ма­ло­го и сред­не­го пред­при­ни­ма­тель­ства "ОПОРА Рос­сии".

Если план будет выполнен на совесть - сработает, если формально - то нет. Из возможных причин неудачи: низко качество госуправления, особенно на среднем уровне. Для того чтобы выстроить систему управления экономикой, направленную, скажем, на под­держку малого и среднего бизнеса, нужно время. Кроме того, скорость реагирования на различные проблемы у нас пока недостаточно высока. Успешная реализация любого плана в бизнесе - это всегда его непрерывная корректировка в соответствии с возникающими сложностями.

Андрей Стоянов - ди­рек­тор уп­рав­ле­ния ана­ли­за фи­нан­со­вых рын­ков УК Рос­бан­ка.

Те колоссальные средства, которые государство вливает в экономику, пока не доходят до реального сектора. Причин здесь несколько, но главной остается одна - на фоне продолжающегося падения цен на нефть и металлы (а это основные наши экспорт­ные составляющие) практически любой российский бизнес вынужден ориентироваться на пессимистические прогнозы. В таких условиях предприятия могут рассматривать только варианты сокращения производства и инвестиций, и государство не сможет здесь ничего изменить. Не будет же оно заменять собой экспортные рынки с более высокой закупочной ценой. В результате ликвидность не доходит до реального сектора не из-за нежелания банковской системы кредитовать, а из-за отсутствия спроса на весьма дорогие кредиты. Главная антикризисная задача сегодня - сформировать спрос в экономике через несырьевой сектор. Механизм здесь только один - активное финансирование строительства инфраструктурных объектов. К сожалению, пока речь идет лишь о рефинансировании долгов и целевой поддержке отдель­ных отраслей, что может быть эффективно лишь в краткосрочной перспективе.

Евгений Гавриленков - глав­ный эко­но­мист ИК "Трой­ка Ди­алог".

Основным антикризисным планом должно стать приведение макроэкономической среды в нормальные условия. Необходимо перестать бездумно накачивать экономику деньгами. Многие проблемы, которые мы сегодня наблюдаем, порождены неэффективным расходованием бюджетных средств, отсюда и кризис ликвидности. При несовершенной макроэкономической среде возникают потребности во все большем регулировании и искусственных мерах.

Алексей Пушмин - фи­нан­со­вый ди­рек­тор ОАО "Сис­те­ма Масс-ме­диа".

С момента наступления кризисной ситуации правительство России планомерно готовит и осуществляет мероприятия по поддержанию различных секторов экономики. Многие меры оказываются действенными. Новый план - это уже полноценный документ, который, безусловно, станет еще одним кирпичиком в деле укрепления финансовой ситуации и оздоровления различных отраслей российской экономики. Учитывая, что правительству удается удерживать текущую ситуацию под контролем, этот план вызывает доверие и даже оптимизм.

Сергей Кербер - ди­рек­тор по ин­вес­ти­ци­ям УК "Лидер.

Цель плана - помочь оздоровлению экономики страны. И все будет зависеть от конкретных шагов по его реализации. На сегодняшнем этапе план выглядит вполне реалистично.


Антикризисная политика Д.А.Медведева

5 ноября 2008 г. Президент РФ Дмитрий Медведев обратился к Федеральному Собранию Российской Федерации с посланием. Итак, что в своем Послании определил президент, как главные экономические цели страны?

Выдержки из послания президента федеральному собранию.

Д.А.Медведев: «Для защиты нашей экономики от внешних рисков уже многое было сделано. Не зря мы накапливали золотовалютные и бюджетные резервы. Не зря перешли на среднесрочное бюджетное планирование. А при первых признаках воздействия глобального кризиса на нашу финансовую систему предприняли оперативные шаги по нормализации положения. Правительство приняло программу действий по минимизации последствий кризиса в России. По оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики. Сегодня главное – эти меры полностью реализовать.

Обращаю особое внимание Правительства, Банка России, всех государственных организаций: промедление с реализацией этих мер недопустимо. Надо прежде всего пробить образовавшиеся в экономике «финансовые тромбы». Так, чтобы выделенные средства дошли до их конечных получателей. Я имею в виду предприятия в таких важнейших отраслях, как сельское хозяйство и строительство, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс. А также до малых предприятий. При этом каждый рубль должен тратиться эффективно, значит, с умом.

Экономический кризис – не нужно обольщаться – ещё далек от завершения. Весь этот период нам надо быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности нашей работы, так и к обоснованности новых планов и программ. Это касается и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека.

Уверен, что мы справимся со всеми трудностями и уже в ближайшем будущем сформируем современную самостоятельную финансовую систему, способную противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач.

То, что нам сегодня больше всего необходимо, – это доверие и сотрудничество. И мы не должны ни на день откладывать решение наших стратегических программ. В сложившихся условиях как никогда надо действовать на опережение. Именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России.

Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации . Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020года. Реализовать его нужно в полном объёме. Добавив к нему, как я уже об этом как-то говорил, пятую составляющую – интеллект.

Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит – даже в непростые финансовые периоды.

Хочу также еще раз подчеркнуть - государство будет выполнять все свои обязательства перед людьми. Денежные сбережения граждан, уровень пенсионного обеспечения, все социальные гарантии должны быть предметом самого пристального внимания, повседневной работы и безусловной ответственности правительства России. Исполнительной власти всех уровней. И в этой связи напомню руководителям министерств, ведомств, субъектов федерации, органов местного самоуправления: согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей, - они не только аморальны, они еще и незаконны.

Антикризисный совет

Финансовый кризис, породивший в мире новые экономические реалии, заставил руководство страны задуматься о том, как дальше воплощать в жизнь тезис о конкурентоспособности российских производителей. По этому поводу 18 ноября Дмитрий Медведев даже провел заседание Госсовета.

Конкурентоспособность уже несколько лет является одной из основ государственной политики России, заложенной еще Владимиром Путиным в бытность его президентом. Дмитрий Медведев продолжил эту политику, столкнувшись, правда, в конце этого года с серьезной проблемой - мировым финансовым кризисом. Возросшая степень интеграции России в мировую экономику давала нашей стране определенные преимущества, но в то же время отозвалась и проблемами. Но рабочая группа Госсовета пыталась вчера убедить главу государства, что выгод от кризиса больше, и ими надо только успеть воспользоваться. "Национальная конкурентоспособность была и остается нашей стратегической целью, - заявил Дмитрий Медведев, открывая заседание Госсовета. - Развитие страны по пути введения инновационных технологий никаких альтернатив не имеет". Вместе с тем теперь правительство вынуждено делать поправку на фактор финансового кризиса. Правительство, подчеркнул Медведев, уже приняло определенные меры для поддержки российской экономики. "Всего на стабилизационные мероприятия будет израсходовано около 5 триллионов рублей", - напомнил глава государства. Но тут же оговорился, что эта сумма, может быть, еще неокончательная - возможно, потребуется принятие дополнительных решений. "Ключевая задача - обеспечение реальным финансированием промышленности, сельского хозяйства, - указал президент. - То есть реального сектора экономики". А на правительстве и Центробанке лежат обязанности по контролю за целевым использованием этих средств.

В новых экономических условиях государство не оставит в беде и регионы - тема наполнения бюджетов субъектов и муниципалитетов по-прежнему актуальна. "Мы сейчас прорабатываем вопрос об увеличении соответствующих денежных средств, которые будут направлены на поддержку субъектов, - сообщил губернаторам глава государства. - При этом мы не должны забывать и о совершенствовании межбюджетных отношений. Это дополнительный ресурс в реализации долгосрочных национальных приоритетов".

Но, содействуя регионам, Дмитрий Медведев требует от них и отдачи. В частности, он считает, что местные администрации должны сконцентрироваться на двух вещах. Во-первых, каждый регион должен иметь собственный план действий в кризисе. А во-вторых, уделять особое внимание развитию малого и среднего бизнеса. "Программы поддержки малого и среднего бизнеса должны быть в самом лучшем смысле этого слова радикальными", - посоветовал Дмитрий Медведев.

Не оставит государство без поддержки отечественные компании, ориентированные на экспорт. Ранее глава государства одобрил предоставление госгарантий на экспортные операции в машиностроении и попросил продумать страхование экспорта в сельском хозяйстве. "Сейчас очень важно сформировать условия для поддержки экспорта и на федеральном, и на региональном уровнях, стимулировать и освоение, и расширение новых рынков, - отметил Медведев, заметив, что это должна быть целая система продвижения отечественной продукции. - Особенно в условиях, когда государства, несмотря на всякого рода призывы, все равно будут предпринимать протекционистские меры".

Естественно, президент вспомнил о прошедшем в Вашингтоне саммите "Группы 20", на котором обсуждались коллективные шаги и ответственность в преодолении финансового кризиса. Россия, по его словам, готова выполнять свои обязательства. Хотя при этом она намерена блокировать ошибочные решения, принимаемые в других странах. "В ряде случаев мы зависим от того, какие решения принимаются в других странах, особенно в крупных экономиках", - пояснил Медведев. Характеризуя текущий кризис, президент отмел всякие аналогии с финансовыми проблемами 60, 70 и 80-х годов. "Они не верны, потому что это первый международный кризис в эпоху глобальной экономики глобальной финансовой системы, - заявил глава государства. - Отсюда и проблемы, так как никто не знает закономерности этого кризиса, и имеются определенные надежды, потому что в условиях глобальной финансовой системы какие-то проблемы проще развязать". Именно поэтому, отметил он, Россия должна свои национальные интересы сочетать с имеющимися возможностями и преимуществами.

В преимуществах президента, правительство и коллег убеждал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Кризис открывает и дополнительные возможности для развития инновационной инфраструктуры. И может исправить положение дел на рынке жилья, приведя цены к нормальному порядку. Правда, губернатор обеспокоился тем, что кризис может вызвать напряжение в обществе, а значит, правительству надо направить средства в социально значимые сектора. В том числе в жилищное строительство. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина особой радости от этого не испытывала, но выдержала свое выступление в рабочем настрое. "Мировой финансовый кризис - это по сути тест на нашу конкурентоспособность", - подчеркнула она. В последние годы рост конкурентоспособности в России был на высоком уровне. Измерила она это ростом производительности труда, составлявшим 6-7 процентов в год. В то же время ей пришлось признать, что экономический рост в 2009-2010 годах, скорее всего, окажется ниже заложенного в среднесрочную программу развития страны прогноза. Но кризис не отменяет стоящих задач по развитию страны, где министр выделила несколько направлений: повышение качества человеческого капитала, технологическое обновление и диверсификация экономики и экспорта. "Мы не можем дальше зависеть от конкурентоспособности нескольких, прежде всего сырьевых и энергетических секторов", - заявила Набиуллина. Между тем, и это очевидный факт, ответом предприятий на кризис станет снижение издержек. И в первую очередь пострадают инвестиционные программы и научно-исследовательские разработки. Последние глава минэкономразвития призвала как-то поддержать на уровне. Одним из вариантов является содействие через институты развития, но Набиуллина как-то недвусмысленно намекнула, что не согласна с их дальнейшим наполнением капиталом, но если надо будет, то готова и сдаться. "Можно подумать об увеличении капитализации, но в текущем году на капитализацию институтов развития уже было потрачено 1,3 триллиона рублей", - подчеркнула она. И добавила, что это в два раза больше, чем в 2007 году.

Но кризис кризисом, а в России, в ее политической сфере между тем происходят и другие события. Безусловным фаворитом политического рейтинга стали предложения Дмитрия Медведева, озвученные им в Послании Федеральному Собранию, об увеличении срока полномочий президента и Госдумы. И естественно, что в кулуарах Госсовета собравшиеся немало говорили и на эту тему: противников этой идеи не нашлось. "РГ" в свою очередь связалась с некоторыми главами городов и руководителями местных заксобраний и попросила их прокомментировать нововведения.


Мнения экспертов об эффективности антикризисных мер Д.А.Медведева

Принимаемые российским правительством меры по борьбе с кризисом носят выжидательный характер и никак не направлены на разрешение противоречий, породивших хозяйственный кризис.
Как считают эксперты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), власти надеются на прохождение мировой экономикой негативной полосы в 2009 году, и возобновление роста цен на нефть, однако кризис может продлиться до 2013 года, а имеющихся у России резервов может не хватить.
По оценкам экспертов ИГСО, в действительности в 2009-2010 годах глобальный кризис лишь войдет в пиковую стадию, после чего последует продолжительная депрессия. Скорого возвращения нефти на прежние стоимостные позиции не будет. Государство только впустую израсходует накопленные резервы.
В ИГСО отмечают, что основная цель антикризисного плана правительства: смягчить воздействие кризиса на российские компании. При этом не предполагается защита населения от разворачивающихся увольнений и создание новых рабочих мест. Повышение потребительских возможностей трудящихся также не предполагается.
«Правительство России явно все больше переходит к протекционизму. Однако его политика не отвечает на ключевой вопрос кризиса: кто будет покупать все произведенные товары?» – отмечает директор ИГСО Борис Кагарлицкий.
По его словам, власти не отказались от прежней эмиссионной политики, усиливающей инфляцию в стране. На 2009 год намечено 33% увеличение рублевой массы в экономике. В условиях естественной для кризиса инфляции, такое содействие обесцениванию денег, а с ними и доходов населения способно лишь усугубить экономическую ситуацию.
Руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов убежден, что в 2009 году Россию ожидает стагфляция и рост безработицы, дальнейшее падение цен на нефть.
«Власти надеются на то, чего не произошло в 2008 году – на завершение кризиса. Поэтому антикризисные меры не направлены на принципиальное перестроение экономики, а ограничиваются мумификацией. Все ждут, что мировое хозяйство спонтанно пройдет через кризис и останется прежним. Этого не произойдет», – считает эксперт.
Многие аналитики утверждают, что после кризиса (в 2010-2011 годах) цены на нефть вернутся на прежний уровень, продолжат расти, достигнут $200 за баррель. Однако, как отмечают в ИГСО, глобальное хозяйство не сможет развиваться дальше без революционных преобразований в энергетике. Нефть в будущем останется промышленным сырьем, но потеряет свое значение как энергоресурс.
Согласно оценке ИГСО, мировой экономический кризис не завершится в следующем году и может продлиться до 2013 года, а ставка на его завершение к концу 2009 года безосновательна и влечет за собой лишь бесперспективное расходование валютных резервов страны, уже сократившихся c 1 августа почти на $120 млрд.
«России для смягчения воздействия кризиса и дальнейшего выхода из него требуется не только поддержка производства, но и стимулирование потребительского спроса. Это означает отказ от всей прежней политики удешевления рабочей силы и переход к техническому перевооружению индустрии. Выжидательная антикризисная политика лишь истощит ресурсы страны, усилив поражение кризисом национального хозяйства», – считают эксперты, сообщает «Восток-Медиа» со ссылкой на «Новый регион».


Заключение.

Российское падение 2008 года будет иметь долгосрочные последствия

Тем не менее, российское падение 2008 года, как и более крупный кризис десятилетней давности, будет иметь долгосрочные последствия, отмечает Financial Times.

Во-первых, случившееся уничтожило надежды на то, что Москва вскоре станет глобальным финансовым центром. Падение рынка продемонстрировало серьезные недостатки ее финансовой инфраструктуры. России необходимо увеличить резерв капитала, активнее привлекать пенсионные фонды к покупке акций, развивать розничный инвестиционный рынок. Стране необходимо поддерживать исправно работающую систему банковского кредитования, чтобы бизнес мог получать финансирование на конкурентных условиях. Необходимо обеспечить, чтобы вливания со стороны Центробанка более эффективно поступали в финансовую систему. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)

Во-вторых, кризис показал, что Россия неразрывно связана с глобальной экономикой. Она не может избежать влияния внешних факторов вроде изменения курса доллара или цен на нефть. А за внешнеполитическую конфронтацию пришлось заплатить подорванным доверием и бегством капитала. Возможно, это ограничит агрессию в будущем. Но важнее всего то, что Россия хочет занимать место за столом переговоров по важнейшим мировым вопросам, а ее претензии основаны на достаточно крупной экономике.

Может сказаться и другой сдерживающий фактор - олигархи. Путинизм был построен на следующем постулате: магнаты преуспевают, если играют по правилам Кремля, отмечает издание. Однако военный авантюризм последнего времени подорвал эту основную договоренность. Снижение цен на сырье и замедление роста еще более осложнит попытки ее сохранить. Падение рынка больно ударило по олигархам. Меры по его спасению были приняты лишь после того, как обеспокоенная бизнес-элита обратилась с жалобой к Кремлю.

Укоренившаяся власть Владимира Путина делает опасными более решительные действия оппозиции. Однако после недавней встряски лояльность олигархов уже не будет гарантирована.

Московский экономист, колумнист одной из газет Константин Сонин сказал, что курс правительства на вливание средств в финансовую систему вызовет новый виток инфляции и позволит коррумпированным и неэффективным банкам, которые следовало бы закрыть, продолжать работу.

"Чем более режим основан на личной власти, тем менее он подготовлен к подобным кризисам, – сказал он. – Подобным режимам всегда приходится быть по-настоящему злобными и репрессивными либо давать хорошие экономические результаты. Если с экономикой у них не ладится, это толкает их в репрессивном направлении, а я не уверен, что российская элита к этому готова".

Давление на Кремль усилится, если кредитный кризис перекинется на другие отрасли

Если кредитный кризис перекинется на другие отрасли - например, сектор недвижимости, - давление на Кремль может усилиться. Растущая инфляция - проблема политическая. По прогнозам большинства аналитиков, в текущем году инфляция достигнет 14-15%, а значит, впервые за время правления Путина среднестатистический россиянин к концу года станет беднее по сравнению с его началом.

В последние месяцы рядовые граждане, недовольные ростом цен, устраивали в разных районах страны небольшие акции протеста. Экономист Евгений Гонтмахер, имеющий связи с президентом Дмитрием Медведевым, предрекает, что зимой и весной произойдут более масштабные демонстрации, так как цены на продовольствие растут еще быстрее, чем инфляция в целом.

"Люди пытаются делать деньги из воздуха вместо того, чтобы вкладывать в реальное производство и бизнес", - говорит о потрясениях на фондовом рынке 40-летний бизнесмен Иван Смолин, участвовавший в акции протеста в Красноярске. Он также посетовал, что государство не инвестирует в инфраструктуру. Например, за первые шесть лет администрации Путина протяженность мощеных дорог в России увеличилась на 0,1%.

Михаил Бергер, профессор Высшей школы экономики, говорит, что в Кремле две фракции борются за формирование экономического курса: одна заинтересована в дальнейших рыночных реформах и интеграции в мировую экономику, а другая выступает за расширение контроля государства и более изоляционистский курс по отношению к Западу.

После войны в Грузии Путин, по-видимому, склонился к позиции второй группы – он неоднократно заявлял, что российская экономика может по-прежнему процветать без США или Европы. Но после обвала фондового рынка Путин смягчил свой тон и начал поощрять иностранные инвестиции.

"Через взаимные инвестиции мы становимся более зависимыми друг от друга", - сказал он в пятницу, добавив, что Россия делает "ставку на частную инициативу, предпринимательскую свободу, открытость и рациональную интеграцию в мировую экономику".

Путин обещает инвесторам хороший климат

По словам аналитиков, Россия сталкивается с непрекращающимися сомнениями в инвестиционном климате, учитывая концентрацию политической власти в руках Кремля. Война в Грузии, действия российских властей против концернов ТНК-BP и "Мечел", а также снижение цен на нефть подорвали доверие инвесторов.

Жесткая антизападная риторика Путина вселила опасения, что возможна атака на иностранных инвесторов и еще большее расширение контроля государства над экономикой. По оценкам BNP Paribas, за несколько недель после войны инвесторы вывели из России без малого 35 млрд долларов.

"Когда правительство предпринимает действия, которые пугают людей, это сказывается на рынке капиталов, - поясняет Харви Савикин, - основатель хедж-фонда Firebird Management, специализирующегося на территории бывшего СССР; этот фонд сократил свои активы в России. - Нас тревожит, когда страна вступает в открытый конфликт с Западом, особенно при нынешнем экономическом положении".

Москва напрягла политические и финансовые силы, чтобы ограничить финансовый кризис и вернуть доверие инвесторов. Как подчеркнул премьер-министр Путин, выступая в Сочи, городе на юге России, его страна заинтересована в привлечении инвесторов и не заинтересована в конфронтации с США. Об этом он заявил, выступая перед главам международных банков и компаний, в числе которых были главы Shell Иерун Ван дер Вир и Deutsche Bank Йозеф Акерманн, пишет Handelsblatt.

Несмотря на то, что в общем и целом российская экономика, похоже, твердо стоит на ногах, в августе объемы инвестиций сократились сильнее, чем ожидалось. Цены производителей, как и инфляция, уровень которой составил 15%, достигли самого высокого уровня за последние 5 лет. Растет количество признаков, указывающих на то, что экономика не сможет удержать уровень роста последних лет - в том числе и вследствие финансового кризиса.

"Объемы инвестиций сокращаются, поэтому мы снизили свои прогнозы относительно роста на будущий год с 7,4 до 6,1%", - говорит Владимир Савов из московского филиала компании Credit Suisse. Кризис доверия на финансовом рынке серьезно угрожает и такой отрасли экономики, как строительный сектор, пишет рейтинговое агентство Fitch, компании, работающим в сфере недвижимости, могут испытать нехватку кредитов на новые проекты.

Руководство страны, по-видимому, также обратило внимание на эти сигналы. Уже несколько месяцев ведутся дискуссии об облегчении налогового бремени для поддержки экономики. Министр финансов Алексей Кудрин пообещал не останавливаться на нынешнем снижении экспортных пошлин на нефть, которое позволило промышленности сэкономить 5,5 млрд долларов. На очереди и другие меры. Они должны быть направлены прежде всего на увеличение инвестиционной привлекательности, поскольку объемы нефтедобычи сокращаются.

Медведев дал зеленый свет дальнейшему снижению налогов. Так, должны будут снизиться налоги с предприятий, а также налоги на доходы с капитала. По словам помощника президента по экономическим вопросам Аркадия Дворковича, эти шаги могут быть предприняты уже в будущем году. Но дойдет ли дело до снижения налога на добавленную стоимость, за что особенно ратует министр экономики Эльвира Набиуллина, до сих пор неясно. Пока министерство финансов отказывалось урезать один из самых важных источников дохода.

И в будущем году Россия сможет делать ставки - несмотря на выросшие на четверть затраты на оборонные нужды - на профицит бюджета, хотя профицит в 2,5% от ВВП будет наполовину меньше, чем в 2008 году, считают специалисты Credit Suisse. В результате правительству придется более дисциплинированно расходовать бюджетные средства, считает эксперт Credit Suisse Савов. Прошлая неделя показала, что и большие денежные резервы, которыми располагает Россия, могут быть быстро израсходованы.


Список используемой литературы:

1. «SmartMoney» - № 35 (125) 22 сентября 2008

2. «SmartMoney» - № 42 (132) 10 ноября 2008

3. «SmartMoney» - № 44 (134) 24 ноября 2008

4. «Известия» - 05.11.08

5. «Известия» - 10.11.08

6. «Итоги» - № 47/649 17 ноября 2008

7. "Российская газета" - Федеральный выпуск №4794 от 19 ноября 2008 г.

8. «Эксперт» №33 (433)/6 сентября 2004

9. «Эксперт Online»/19 сентября 2008

10. «Эксперт» №37 (626)/22 сентября 2008

11. «Эксперт Online»/5 ноября 2008

12. «Эксперт» №22 (61)/17 ноября 2008

13. http://www.banki.ru/news/pressreleases/?id=647927

14. http://www.government.ru/content/governmentactivity/mainnews/archive/2008/11 /07/898859.htm