Контрольная работа: по Криминалистике

Название: по Криминалистике
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

ЗАДАНИЕ № 1 - Раздел 1. Криминалистическая техника.

1. Оставить отпечаток указательного пальца левой руки: Описать тип папиллярных узоров на данном отпечатке пальца, имеются или нет дельты, их количество и т.д.? Дайте понятие трасологии. Виды следов, их криминалистическое значение.

Ответ:

1.

2. Трасология — одна из базовых отраслей криминалистической техники, изучающая теоретические положения и закономерности образования следов, отражающих механизм совершения преступления; разрабатывающая рекомендации по применению методов и средств обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Любое преступное деяние вызывает в окружающей обстановке различные изменения, т. е. оставляет следы. Криминалисты различают следы в широком и узком смыслах слова. Под первой группой следов понимаются любые материальные последствия, связанные с событием преступления. Это могут быть следы, образованные при воздействии одного объекта на другой; предметы, брошенные или утерянные преступником, части разрушенных объектов, волоконца тканей, брызги крови, слюны, поверхностные наслоения веществ и др. К следам в узком смысле, изучаемым трасологией, относятся только следы-отображения.

По характеру изменений, вносимых в вещную обстановку, следы подразделяются на следы-предметы, следы-вещества, следы-отображения.

Следы-предметы — это объекты с устойчивой формой, в которых содержится информация о механизме их образования или изменения и средствах, использованных для этого. Они со­ставляют три группы:

части, фрагменты целого (обломки, обрывки, осколки), об­разующиеся в результате повреждений или разрушений различных объектов (по этим фрагментам возможна иден­тификация целого по частям, т. е. установление их принад­лежности единичному объекту до момента его разделения на части);

запирающие и фиксирующие устройства ,: замки, ключи к ним, пломбы, закрутки и т.п. (трасологически исследуются особенности их конструкции, техническое состояние, на­личие на них следов постороннего воздействия, а также по таким следам устанавливаются орудия или инструменты, использованные для их вскрытия (повреждения);

изделия, несущие на себе следы промышленного, кустарного или самодельного изготовления (исследование таких следов позволяет устанавливать источник их происхождения, а за­тем и место изготовления изделий).

Следы-вещества — это жидкие, пастообразные или сыпу­чие субстанции или их следы, образование которых находится в причинно-следственной связи с событием преступления, или содержащие информацию о его подготовке, совершении или сокрытии. К ним относятся следы биологического происхожде­ния (крови, спермы, пота, слюны и др.), горюче-смазочных ма­териалов, лакокрасочных покрытий, химических реактивов, му­ки, цемента, зерна и т.п. Собственно трасологические исследо­вания этих следов сводятся только к установлению механизма их образования, но не к составу образующих их веществ.

Следы-отображения образуются при контактном взаимо­действии двух объектов, имеющих устойчивые пространствен­ные границы, в результате чего внешнее строение одного объек­та отображается на другом.

Объект, воспринимающий след, называется следовоспринимающим . В следе отображаются признаки внешнего строения поверх­ности следообразующего объекта. Если эта поверхность покрыта каким-либо веществом, переход которого на другой объект обеспечит образование следа, это вещество будет называться ве­ществом следа .

Объект, оставляющий след, называется следообразующим . Он также иногда бывает покрыт веществом, часть которого может перейти на следовоспринимающий объект, и является веществом следа.

Следовоспринимающий и следообразующий объекты могут вступать в следовой контакт, находясь в статическом состоянии или двигаясь в том или ином направлении при определенных условиях. Этот процесс, характеризующийся многими парамет­рами, называется механизмом следообразования , а его результатом являются следы -отображения , которые классифицируются по различным основаниям.

По виду следообразующие объекты подразделяются на несколько классификационных уровней.

Первый — общий уровень: следы человека, животных, орудий и инструментов, транспортных средств. Эти следообразующие объекты проявляются в следе лишь некоторыми своими частя­ми. Так, например, человек может оставить следы рук, ног, зу­бов, губ, одежды, т.е. отображения в виде следов второго клас­сификационного уровня. На третьем уровне следы рук могут рассматриваться как следы пальцев и следы, ладоней, а следы ног — как следы обуви, ног в носках и босых нот.

По мерности отображения объекта в следе или по характе­ру (степени) изменения следовоспринимающего объекта следы-отображения делятся на две группы:

объемные — образуются в результате значительного измене­ния следовоспринимающего объекта в объеме. Их отличает возможность измерения трех параметров — длины, шири­ны и глубины;

поверхностные — образуются в поверхностном слое следо­воспринимающего объекта, измеряются только длина и ширина.

Поверхностные следы подразделяют на две группы:

следы наслоения , образующиеся при отделении части поверх­ности следообразующего объекта (или вещества, его покры­вающего) и наслаивания его на следовоспринимающий объ­ект (потожировой след папиллярного узора на стекле);

следы отслоения , имеющие место в тех случаях, когда часть следовоспринимающего объекта (или вещества, его покры­вающего) отслаивается на следовоспринимающий объект или уничтожается (след скольжения монтировки по по­верхности сейфа, покрытого масляной краской).

По связи механического состояния объектов с возникающими следами различают:

статические следы , возникающие в результате воздействия на следовоспринимающий объект в перпендикулярном на­правлении (следы нажима, удара, ходьбы, бега); разновид­ностью таких следов являются следы качения цилиндриче­ских предметов, поскольку они представляют собой раз­вертку следообразующей поверхности;

динамические следы , образующиеся в тех случаях, когда сле­дообразующий объект движется параллельно или под любым углом (кроме прямого) к следовоспринимающей поверхно­сти (следы скольжения, разруба, распила, сверления).

В зависимости от размещения на следовоспринимающем объ­екте различают:

локальные следы , образующиеся непосредственно под кон­тактной поверхностью следообразующего объекта (следы рук на стекле, следы ног в грунте и другие следы-отображения);

периферические следы , возникающие за счет изменения следовоспринимающей поверхности за пределами площади контакта с ней следообразующего объекта (следы обугли­вания пола вокруг канистры, выгорание обоев на солнце вокруг фотокарточки, следы смачивания дождем асфальта вокруг стоящей машины).

По возможности визуального восприятия следы подразделяются на:

· Видимые следы хорошо различимы невооруженным глазом и обнаруживаются без каких-либо специальных манипуляций.

· Слабовидимыми или вообще невидимыми следы могут быть вследствие ахроматичности (отсутствия цвета), совпадения их окраски с цветом фона, а также микроскопических размеров.

2. Составить небольшую письменную речь ( не менее 10 строк):

1) Исследовать данный текст, указав какие признаки письменной речи имеются в нем.

2) Дайте понятие письма, укажите его идентификационные признаки

Ответ:

1.

2. Письмо — средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменных знаков, письменности), позволяющей закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. Письмо в криминалисти­ческом понимании включает письменную речь (смысловые, языко­вые средства выражения мысли при письме) и почерк.

Признаки письменной речи подразделяются на общие и частные.

Общие признаки письменной речи — это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилисти­ческие и грамматические особенности языка, словарный запас.

Стилистические признаки характеризуют язык, архитектонику текста» стиль изложения (официально-деловой, научный, техни­ческий, производственный, литературно-художественный, пуб­лицистический, бытовой, профессиональный, характерный для преступной среды и пр.

Лексико-фразеологические признаки характеризуют общий сло­варный запас, употребление терминов, свойственных лицам оп­ределенных профессий, местности и т.п. Среди них можно вы­делить: профессионализмы — слова, специфические для лиц определенных профессий; архаизмы — устаревшие слова и выра­жения; диалектизмы — слова и обороты речи, используемые в определенной местности; варваризмы — употребление слов из других языков; жаргонизмы — слова искусственного, условного языка определенных групп людей (жаргона).

Грамматические признаки (орфографические, синтаксические, пунктуационные) отражают знание исполнителем грамматических правил письма. В соответствии с ними общий уровень грамотно­сти исполнителя определяется как низкий, средний и высокий.

Частные признаки письменной речи:

орфографические навыки , устойчивое неправильное написа­ние слов;

пунктуационные навыки , в том числе своеобразное исполь­зование тех или иных знаков препинания, разделение тек­ста на абзацы, разделы;

лексико-фразеологические навыки — использование слов в не свойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;

синтаксические навыки — определенное нарушение норм синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;

стилистические навыки — устойчивое нарушение норм лек­сической стилистики, своеобразные композиции изложения.

3. Произвести фотографирование предполагаемого места происшествия методом панорамной линейной вертикальной съемки.

1)Составить протокол осмотра места происшествия.

2) Составить схему.

ЗАДАНИЕ № 2 - Раздел 2. Тактика допроса.

Изучить протокол допроса потерпевшего, после чего подробно ответить на следующие вопросы:

1) Какие действия по подготовке к допросу выполнил следователь? Что входит в подготовку к допросу?

2) Какие виды допроса Вы знаете? К какому виду относится данный допрос?

3) Правильно ли определен предмет допроса?

4) Какие тактические приемы использовались и какие целесообразно было применить?

5) Все ли выяснены были обстоятельства? Какие вопросы задали бы Вы на месте следователя?

6) Соблюдены ли все соответствующие требования уголовно-процессуального закона?

ПРОТОКОЛ

допроса потерпевшего.

г.Курган _____ августа 2002 года

Допрос начат в ___час._____мин.

Допрос окончен в ____час._____мин.

Следователь СО Первомайского ТОМ г.Кургана капитан юстиции Чистов В.А. в служебном кабинете с соблюдением требований ст. 187, 56, 188 и 190 УПК РСФСР допросил в качестве свидетеля по уголовному делу № 693505:

1. Ф. И. О. Сергеева Надежда Петровна

2. Время рождения 08 мая 1956 года

3. Место рождения с.Балакуль Лебяжьевского района Курганской обл.

4. Гражданство РФ

5. Национальность русская

6. Язык, которым свободно владеет русский

7. Образование, специальность среднее

8. Место работы, учебы

9.Род занятия, должность

10. Место жительства г.Курган, ул.Советская

11. Сведения о паспорте или ином документе, удостоверяющем личность паспорт серии 37 02 № 575200 выдан УВД г.Кургана 12 июля 2002 г.

Права и обязанности потерпевшего, предусмотренные 42 и 56 УПК РФ, мне разъяснены, а также, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ, право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, т.е. родителей, детей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков. Об ответственности по ст.308 УК РФ за отказ или уклонение от дачи показаний и по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний предупреждена.

_________________________________

По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее:

В 1976 году я вышла в первый раз замуж за Старыгина Владимира Ивановича, с которым прожила 2 года. От первого брака имеется сын Сергей, 25 лет. С первым мужем развелась, т.к. он злоупотреблял спиртным, устраивал скандалы, нарушал закон, в связи с чем был осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы. Повторно вышла замуж в 1985 году за Сергеева Петра Марковича. Есть совместная дочь Кристина.16 лет. Дочь учится в 10 классе школы № 31 г. Кургана без троек, учителя на поведение не жалуются.

Со Старыгиным я отношения не поддерживала и не знаю ничего о его судьбе, а алименты он не платил. Его родной брат проживает в г.Кургане. Где-то, год назад нечаянно встретила бывшего мужа на вокзале, он был в нетрезвом состоянии, выглядел как скиталец, пытался заговорить со мной и шел даже за мною какое-то время, просил денег, я подала ему 20 рублей и ушла домой. Больше я его не видела.

Старший сын проживает в г. Новосибирске. Закончил институт. Работает в какой-то фирме и где-то еще подрабатывает. Денег не хватает. Женат, имеет малолетнюю дочь, снимают квартиру. Не пьет.

Вчера, т.е. 12 августа с.г. утром в 07 часов муж ушел на работу, а дочь Кристина – в школу. Я пошла по своим делам около 08.00 часов. Входная дверь в квартиру одна, деревянная, закрывается на два врезных замка, но я закрыла на один замок. Вернулась в 13.00 час. Двери квартиры были вскрыты, в квартире беспорядок. Из мебельной стенки в большой комнате похищена зимняя одежда мужа. Также похищены из секретера золотые изделия, принадлежащие лично мне. Всего причинен ущерб на сумму 30.000 рублей, который для меня значительный. Наша квартира расположена в доме на первом этаже, на окнах решеток нет. Кто мог совершить кражу – я не знаю. Может быть, это сделал мой бывший муж.

С моих слов записано верно. Мною прочитано.

Подпись ____________

Следователь ____________

Ответ:

1. Подготовка к допросу включает

- собирание исходных данных для допроса,

- тактическое обеспечение,

- выбор момента и места допроса,

- определение способа вызова на допрос,

- тех­ническое обеспечение.

2. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого, а следовательно, в известном смысле, и от предмета допроса различают следующие виды допроса:

- допрос свидетеля,

- допрос потерпевшего,

- допрос подозре­ваемого,

- допрос обвиняемого.

- допрос эксперта

- допрос на очной ставке.

Данный вид допроса относится к допросу подозреваемого.
3. Предметом допроса - круг обстоятельств, которые следователь намерен выяснить путемдопроса.
4. ЗАДАНИЕ №3 - Раздел 3. Методика расследования преступлений.

Ознакомившись по своему варианту с обстоятельствами совершенного преступления, необходимо:

1. Вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

2. Составить план расследования с выдвижением типичных и конкретных версий, где также указать какие следственные и оперативно-розыскные действия необходимо выполнить.

3. Указать какие обстоятельства подлежат установлению.

4. Какие судебные экспертизы необходимо назначить?

13 мая 2002 года около 23-х часов на улице г.Кургана возле возвращающейся домой Силиной О. остановилась автомашина, из которой вышли ранее ей знакомый Тарус И. и второй незнакомый ей молодой человек. Они предложили довезти ее до дома, на что она согласилась. Однако, когда она села в салон автомашины, то Тарус И. предложил ей совершить с ними половой акт. В ответ на отказ Силиной незнакомый направил ей в лицо из баллончика струю газа нервно-паралитического действия. После чего ее увезли за город, где вдвоем поочередно изнасиловали.

О случившемся в правоохранительные органы Силина не заявила. Через некоторое время, узнав о наступившей беременности, она покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна квартиры, расположенной на шестом этаже.

Ответ: