Реферат: Молодежная субкультура 6

Название: Молодежная субкультура 6
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультуры связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультуры - современное порождение городского уклада жизни.

Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.

Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения.

Субкультура - это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщьности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контр культуры. Они близки, но не являются синонимами.

Sub по-латыни - это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения, а contra - «против». Поэтому понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противопоставления фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре.

Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой является христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния.

Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.

Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.

СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Молодежная субкультура - частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста, возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он откладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.

Молодежь - это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Она неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик. В чем специфика молодежи как социокультурного явления?

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойствен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие.

В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура - это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят себе молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить альтернативную жизненную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура - это явление временное, это особая форма жизненного поиска.

Конечно же, нельзя утверждать, что, переходя из одной возрастной группы в другую, люди порывают полностью со своими привязанностями молодости, но значительные изменения все-таки происходят. В отечественной социологии принято выделять три основные субгруппы молодежи: социальные, асоциальные, антисоциальные. Денная типология акцентирует внимание на взаимосвязях молодежных субгрупп и общества в целом.

Молодежная философия хиппи строилась на конфронтации по отношению к господствующей официальной культуре буржуазного общества, ее моральным нормам и устоям. Хиппи бросили вызов излишествам и комфорту буржуазной жизни, они не разделяли стремление общества к накопительству, служению золотому тельцу, процветанию потребительских ценностей. Именно поэтому многие дети богатых родителей США оставили свои благоустроенные резиденции, сбросив с себя груз поведенческих норм. Хиппи надели самою простую одежду: дырявые ковбойки и джинсы, отказались от элементарных гигиенических правил, перестали стричь волосы, обрели свободу и отправились на поиск смысла жизни. Прошло время, и большинство из них, переболев детской болезнью, вернулись в лоно буржуазной культуры и заняли заметно значительные места в современном западном обществе среди политиков, финансистов, промышленников.

ЭСТЕТИКА МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.

Молодежь, организованная в общность в результате единения во круг какой-либо идеи, достаточно часто проявляется склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. Она пытается изменить пространство, в котором существует, эстетизировать его с позиции ее представление о прекрасном.

Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. В молодежной субкультуре нередко происходит слияние границ между игрой и деятельностью. Это проявляется в театрализации, артизации, карнавализации, импровизационности жизни.

Театрализация широко проявляется в обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные субкультуры. Игровой момент свойствен созданию и функционированию собственного языка знаков и символов отдельных молодежных субкультур.

Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субгрупп (хиппи, панки, рокеры, металлисты) находит свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, включающем не только особенности поведенческих норм, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах.

В молодежной среде, как ни в какой другой, заметно тяготение к вненациональным и неидеалогизированным формам культуры. Не случайно она практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам.

Молодежная культура субгрупп мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения.

СТРУКТУРА МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Все движения дискретны и состоят из групп, часть которых объединяется в более сложные образования, создавая группировки, крылья и течения движений.

Группы, имеющие хорошие коммуникативные связи, образуют ядро территориальной (обычно региональной) части движения, которое наиболее сильно влияет на формирование норм поведения, нравственности и морали, субкультуру.

Далее, к движению примыкают периферийные группы, воспринимающие себя как часть движения со своими нормами поведения и идеологией. В движение, где большинство составляют безнадзорные, периферийные группы часто возникают из домашних подростков.

В любом движении имеется также небольшое количество подростков с задержкой психического развития, которые хотят себя как-то отождествить с группой.

Нередко движение состоит из нескольких самостоятельных, связанных между собой чисто формально - из-за общего названия. Подобная ситуация, к примеру, сложилась у сатанистов, где фанаты тяжелого рока никак не связаны с традиционными сатанистами.

Если в движение вовлечено несколько социальных слоев населения и оно многочисленно, то в каждом из них движение может развиваться в своем направлении.

ОСНОВНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа возникли в середине XX в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это ни покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.

В зарубежной социологии и культурологии появление молодежных субкультур осмысливается как процесс перехода ребенка к статусу взрослого (Айзенштадт), другими словами, молодежная субгруппа - это своеобразный механизм социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный переходный возраст. Именно в таком возрасте молодые люди ищут пути адаптации реальности через комплекс собственных ценностей, подходов, норм поведения.

Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.

Формирование субкультур тесно связано с явлением девиантности, которое социологи и психологи трактуют как отклонение от общепринятых норм поведения. Так, М. Брейк, рассматривая молодежные субкультуры с точки зрения девиантности, выделяет основные четыре типа:

1.нормальная - молодежная группа, не нуждающаяся в специальной субструктуре для решения своих социальных проблем;

2.делинквентная - группа, объединяющая в основном тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия (мелкие кражи, драки, акты вандализма), за которые взрослые должны нести уголовную ответственность;

3.культурные бунтари - сочувствующие богеме, но профессионально не принадлежащие к литературно-художественному и артистическому миру, как правило, выходцы из среднего класса, имеющие высшее образование и являющиеся поклонниками искусства;

4.политически активная молодежь - эта группа включает в себя достаточно широкий спектр политических предпочтений: от экологических движений до прямых политических акций.

Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы называют «тедди-бойз». Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов. «Тедди», подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были не велики: кино, дансинг, кафе. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как отмечают английские ученые, облик «тедди» сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди» были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где проходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди» были мускулинным выражением консервативных ценностей, иногда им был присущ агрессивный национализм (расовые беспорядки). «Тедди» исчезли к 1964 году. Однако именно они заявили о молодежи не как о возрастной, но о социальной группе.

Другой молодежной субкультурной группой стали «моды». Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами» (термин заимствован из джазовой лексики). Цель этой социальной группы - выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу и его ценностям. «Моды» грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой.

Поэтому «моды» стремились быть и внешне похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин - атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали пионерами использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику.

Их оппозицией в британской молодежной культуре стали «рокеры», как правило, выходцы среды низкооплачиваемых социальных групп. «Рокеры» - одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателя. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом - символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно. Мир «рокеров» - их банда; их религия - рок; их Бог - спортивный Иисус на манер Джеймса Бонда. Сами «рокеры» считают себя «королями», властителями других авангардных групп.

Что касается мировосприятия «рокеров», то они оценивают мир с «жизнеутверждающей надежностью»; их собственные ценности, установки, чувства настолько глубоко укоренились в них самих, что образуют часть очевидной обыденной реальности. «Рокеры» культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного общения. Они явно склонны примитивизировать социальные отношения.

Обитая в созданном ими однозначном мире, «рокеры» пологаются главным образом на собственную силу и физический самоконтроль. Центральное значение этой установки косвенно проявляется в отвержении наркотиков. Общая ориентация получила у «рокеров» воплощение в подчеркнуто «мужском» стиле поведения. Этот стиль присущ и внутригрупповому общению. В личных контактах постоянно присутствуют толчки, шлепки, шутливые удары и потасовки. «Кожаные» мужчины любят драки. Внешний вид их подчеркнуто агрессивен. Мотоциклетное кожаное и грубополотняное одеяние с металлическими планками делает их угрожающе похожими на машину. Высокие ботинки напоминают о том, что они могут быть пущены в ход, если драка начнется. На руках и груди «рокеров» - татуировка, примета супермена. В уши вдеты кольца - это дань молодежной моде. Даже изображение распятого Христа используется как символы украшения.

Фундаментальная уверенность «рокеров», как и вообще весь их стиль - грубый, шумный и уверенный, прямо перекликается с определенным стилем, с рок-н-роллом. «Рокеры» считают своей «музыкой» мускульную - характерность раннего рок-н-ролла, символами которого были Элвис Пресли и Бадди Холи. Последующую стилизацию рока они отвергают. Тяжелый и простой ритм этой музыки, вызывающей ощущение ритмического и властного движения в безвременье, хорошо вписывается в их обращение с техникой.

К концу 1960-х годов от «модов» откололась субгруппа, получившая название «скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Название пошло от привычки брить головы наголо, дабы в драке нельзя было ухватиться за волосы. Расистские настроения начали появляться после того, как в Англию стали завозить дешевую рабочую силу.

Они были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала упорный труд, патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам, которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу обществу.

Движение «скинхедов» разнообразно. Имеется два крупных крыла:

1. «бонхеды» («костяные башки», «тупоголовые» и «наци-скины»);

2. «скины-антифашисты» («красные скины»)

«Бонхеды» в России появились в конце 1980-х годов. В начале 1990-х начало расти, в основном в больших городах - Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге. Участились нападения на людей с неевропейской внешностью: кавказцев, азиатов, негров и т.п.

внешне группировки различаются между собой мелкими нюансами атрибутики. Группировки «бонхедов», как правило, очень сплоченные, сформированные на базе расистской идеологии и организации совместных хулиганских нападений.

«Антифашисты» - ультралевое крыло «скинхедов». Кроме расизма они борются и против сексизма (угнетение женщин) и гомофобии (преследование сексменьшинств). Их деятельность направлена часто против губительных последствий господства транснациональных корпораций, участвуют в радикальных экологических акциях. Они выступают против империализма, усиления эксплуатации трудящихся, жестокости полиции и тюрем.

К середине 1960-х годов в Великобритании появились «хиппи» . Эта субгруппа включала в свои ряды прежде всего студентов и выходцев из среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возродить романтические отношения с природой. Культурная почва «хиппи» - европейская интеллигенция и аристократическая богема.

К основным качественным особенностям «хиппи» исследователи относят следующие принципы:

-пассивное сосуществование;

-движение;

-экспрессивность;

-субъективность;

-индивидуализм.

Чему сопротивлялись «хиппи»? Технократизму современному общества, достижениям цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления, войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что боролись? За лучшую, в их представление, жизнь, которая может реализоваться через любовь, мистику и ритуальную магию.

Принцип движения для этой субгруппы имел два воплощения: внешние и внутренние. Внешние - это преодоление географических пространств, границ и рамок. Это проблемы топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального места пребывания. Внутреннее движение - это трансформация сознания, его расширение, переживание новых ощущений за счет принятия наркотических веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам бытия.

Экспрессивность «хиппи» рождалась из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчеркнутой эмоциональностью.

«Хиппи» высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира.

«Хиппи» часто употребляли транквилизаторы, но в их среде не была распространена токсикомания.

Огромной популярностью пользовались авторы-исполнители песен.

Несмотря на наличие в идеологии «хиппи» свободной любви («фрилав»), в этой среде она была мало распространена. Однако, привлекаемые наличием такой идеологии, в движение нередко приходили нимфоманки. Кроме того, «фрилав» была привлекательна для подростков, у которых имелись проблемы с сексом и которые в период своей гиперсекуальности не могли (по различным причинам, но чаще из-за застенчивости) найти половых партнеров. Групповой секс имел место, но не особо пропагандировался. Занятие сексом на виду у остальных было частым явлением, связанным с особенностью мировоззрения «хиппи», приучавших себя не видеть окружающих.

Периоды сексуального экспериментирования довольно скоро переходили к стабильным брачным отношениям, нередко выделявшимся крайним консерватизмом. Браки, возникшие среди «хиппи», отличались впоследствии достаточной устойчивостью.

Индивидуализм «хиппи» был ответной реакцией на стандартизацию, омассовление и обезличивание общества. Субкультура «хиппи» была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко отразилась альтернативных воплощениях театра и музыки.

Наиболее близким по своей идеологии к «хиппи» оказалось движение «растаманов» . Однако, несмотря на свою полную неагрессивность, российские «растаманы» оказались антисоциальным, общественно опасным движением. Центральным стержнем идеологии «растаманов» является потребление наркотиков - продуктов конопли. Курение марихуаны носит полурелигиозный характер.

«Растаманы» - последователи религии Растафари, рожденной синтезом афрохристианских и неоафриканских (созданных черными рабами уже в Новом Свете) культов сионских, апостольских, ривайвалистских сект. Это было движение за создание «эфиопских» церквей, ожидавших скорого прихода Мессии - избавителя.

Движение стало для черной молодежи аналогом движения «хиппи» для белого населения.

Ортодоксальные «расты» отказались от мяса, алкоголя и являются пацифистами. В противовес распространенному представлению, что все «расты» обязательно курят марихуану, настоящие «растоманы» не употребляют ее совсем.

Впервые они появились на Западе в 1950-х годах, а к концу 1970-х движение стало уже очень заметным в европейских странах, Америке, Австралии, Новой Зеландии. Рост этого движения в значительной степени стимулировался широким распространением и популярностью музыки регги.

Растафари легко можно узнать по их внешнему виду - во многом они напоминают «хиппи». Часто их головы украшают разноцветные береты.

«Энергеты». Это движение возникло в нынешней его форме не намного раньше ролевых игр. С конца 1980-х - начала 1990-х гг. оно превратилось в достаточно массовое движение с собственной развитой атрибутикой, стилем одежды, поведением, отличным от других неформальных движений. В настоящее время движение насчитывает, по разным оценкам, от двух до восьми сотен человек.

Участники движения довольно четко делятся на две части: тех, кто «играет» в магию, используют сленг, атрибутику и т.п., и тех, кто полностью погружен в свой собственный сложный виртуальный мир и реализует себя в нем.

Движение базируется на развитой мифологии, которая в общей части одинакова для всех групп. В основе ее лежит постулат множественности миров и возможности сообщения между ними и инкарнации в них. Также постулируется возможность человека управлять нематериальными силами и объектами. Это называется энергетикой или магией. Магия бывает доброй, злой или нейтральной по отношению к человеку. Адепты различных направлений борются друг с другом за контроль над миром.

В настоящее время в тусовку «энергетов» попадают в основном из движения ролевых игр, и эти два явления перекрывают друг друга. Контингент движения «энергетов» составляют большей частью «неблагополучные дети благополучных семей». При внешней социальной устроенности эти дети по той или иной причине не могут найти свое место в жизни и поэтому уходят в виртуальные миры, которые сами для себя создают.

Атрибутика «энергетов» досталось в основном от движения «хиппи». Но если «хиппи» предпочитали бисерные или кожаные «феньки», то у «энергетов» они «магические», часто из драгоценных или полудрагоценных камней (кольца, ожерелья, кулоны, реже - браслеты), из металлов предпочтительно серебро.

Движение хотя и неагрессивно, но представляет определенную социальную опасность из-за наличия групп, близких по характеру к сектам. Среди членов некоторых группировок имелись случаи суицида.

Самыми крупными группировки в движении были формирования «олмерятник», идеология которого базируется вокруг скандинавской мифологии, и «белый совет». По своей направленности внутри движения эти группировки противоположны.

«Олмерятник». Первая крупная группировка, возникшая в середине 1990-х гг., закрыта от посторонних и существует сама для себя. Она имеет лидера интеллектуального типа и строится по принципу семьи. Все члены группы являются обитателями «измерения Замков» и дети владельца одного из них.

Постулируя множественность миров, здесь считают, что через все измерения проходят дороги, на которые можно выйти. В группе детально разработаны ритуалы, базирующиеся на использовании огня, связанные с открытием разнообразных врат и выходом на Дорогу.

К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная молодежная субгруппа: «панки» . Исследователи связывали молодежную панккультуру с именем американского композитора Д.Кейджа, с идеями Э.Уорелла, теориями перфоманса и концептуального искусства.

«Панки» шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но то, добропорядочным англичанам преподнесли «панки», трудно поддавалось осознанию. «Панки носили наряды, которые и одевались, с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви». «Панки» - драматизированная реакция на социальный кризис, который позднее был определен как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символом, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда - старая школьная форма, мусорные пластиковые пакеты, туалетные цепочки, булавки… Прически - умопомрачительный дизайн и по цвету, и по форме.

«Панк» является антиподом «хиппи». Основной идеологии «Панков» в одежде, морали и культуре является лозунг «Чем хуже - тем лучше!». Себя они называют «детьми помойки» в отличие от «хиппи» - «детей цветов».

В настоящее время панковская субкультура, а также панковская мораль и этика главенствуют в подростковом андеграунде, являются базисными для большинства агрессивных контркультурных молодежных движений.

Движение достаточно обширно и включает в себя несколько крыльев:

- панк-рок

- классический английский панк

- подростковый андеграундный панк

- «гранджера» - поклонники группы «Нирвана»

Основная подпитка панкориентированных формирований происходит за счет подростков из наиболее социально неблагополучных семей. Однако сюда могут попасть дети и из средних слоев населения. Но их общим признаком является безнадзорность. Многие из подростков заметно отстают в умственном и физическом развитии.

Иерархия у Панков жесткая, имеет место возрастное расслоение:

1.младший слой (пионеры, термин привнесен из хиппивской системы 1980-х гг.) - преимущественно подростки 12 - 15 лет (начинается от 8 - 9 лет);

2. средний слой - юноши и девушки 15 - 19 лет (иногда 22 года) составляют основу движения и являются нормоформирующим слоем;

3. взрослый слой - после 20 лет, заметно отгорожен от остального движения и имеет на него небольшое влияние.

В движении «панков» и панкориентированных движений наличествует жесткий патриархат. Девочки не могут стать лидерами и не занимают каких-либо значимых мест в иерархии.

Место в уровне иерархии группировки нестабильно и требует активных постоянных усилий по поддерживанию собственного статуса.

«Сатанисты» пользуются очень древними, еще дохристианскими алфавитами - руническим и снохианским. В христианский период «сатанизм» стал формой протеста против существовавших религиозных канонов, своего рода «религиозным атеизмом» наиболее массовым движением стало в 60-е гг. XX века.

Для «сатанистов» характерно совершение таких обрядов, как употребление крови животных, занятие половыми извращениями, танцы в обнаженном виде и т.п. Сатанинские организации существовали в России еще до революции. Первое упоминание о «сатанистах» в СССР появились в 1930-е гг. Вновь «сатанисты» появились в СССР в 1974 - 1975-х гг. А в Ленинграде - в начале 1980-х гг.

Самой большой организацией того времени был «Орден Сатаны». В 1986 г. эта организация распалась, что привело к возникновению множества мелких сект.

Под понятие «сатанисты» попадает несколько самостоятельных течений:

- фанаты тяжелого рока

- формирования, рассматривающие «сатанизм» как форму агрессивного атеизма

-формирования, рассматривающие «сатанизм» с позиции, подаваемой желтой прессой, либо сформированной художественными произведениями.

Сатанизм как разновидность атеизма отвергает многие нравственные ценности, выдвинутые в свое время христианством и воспринятых в настоящее время в качестве общечеловеческих.

Специфической молодежной субкультурой является «баба» . Облик ее представителей сохраняет черты известной идентификации с Христом. Они носят длинные волосы «под Иисуса», нательные крестики, затасканные штаны. Вместе с тем юноши и девушки облачаются также в индийские туники, украшают волосы цветами. «Баба» по-восточному медлительны. Они любят запах сандалового дерева. Их бог - та же суперзвезда, только с примесью чего-то «восточного».

«Баба» - наследники «хиппи», калифорнийских молодежных кампусов конца 60-х годов и их идеологии. Их мир похож на не обретенную и нереализованную мечту. Целыми днями «баба» слушают музыку, пребывая в наркотическом дурмане. Представитель этой субкультуры мягок и пассивен. Он проповедует христианское смирение и грезит об Индии, где якобы и можно создать такие общины. Музыка этой субкультуры - одна из самых богатых, одна из самых красивых в мире джаза.

«Реперы» вызывают опасение из-за явной демонстративности, внешней расхлебонности и разболтанности, что подчеркивается просторной болтающейся одеждой. Эти внешние признаки говорят о реальном или напускном легкомыслии, демонстративности и потенциальной агрессивности. Последнее впечатление особенно усиливается во время танцев - быстрых, жестких, ритмичных, изобилующих резкими размашистыми движениями, способными доводить некоторых ребят до агрессивного экстаза.

Молодежная культура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.