Реферат: Методы анализа управленческих решений

Название: Методы анализа управленческих решений
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат

План:

1) Сущность и принципы анализа

2) Методы и приёмы анализа: сущность и область применения

3) Метод цепных подстановок

4) Факторный анализ с применением ЭВМ

5) Основы функционально- стоимостного анализа

6) Анализ эффективности использования ресурсов

7) Сущность SWOT- анализа

8) Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности

Процесс познания широко использует такие важнейшие инст­рументы, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование /I/. Ак­тивно- составляющим здесь выступает человеческое мышление, ко­торое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе зап­рограммирован как бы живым аналитико- синтезирующим аппа­ратом.

Мышление, как отмечает М. И. Баканов, в качестве творческо­го процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мыш­ление, а в данном случае и анализ, отражают общее, дифференци­руют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соот­ветствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективно­стью, в их развитии и противоречии. Черз суждение, через поня­тия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также де­дукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реаль­ные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом един­стве с понятием "синтез" (от гречес. - sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

Процесс мышления - процесс аналитико-синтетической дея­тельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязан­ные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование но­вых практических предложений и умозаключений.

Созерцание , или наблюдение, фактофиксация - начальный мо­мент познания, начальный момент анализа. Созерцание - это отда­ние чести "его величеству господину факту", факты - это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фак­тов - основа всех последующих этапов анализа - мышления. Со­зерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высо­ком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки:

"Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем" /1/.

На стадии абстрактных обобщений возможна многовариант­ность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше та­ких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод "Дельфи"). Абстрактное мышление, основанное на объективных дан­ных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет опре­деленные закономерности в их развитии.

Формирование новых практических предложений и умозак­лючений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

К основным принципам диалектики , на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

• системный подход;

• динамический подход;

• принцип проявления необходимости и случайности;

• принцип единства и борьбы противоположностей;

• принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

• принцип "отрицание отрицания", непрерывного отмира­ния систем (компонентов систем) и появления новых, более ка­чественных.

Рассмотрим сущность этих принципов.

Сущность системного и динамического подходов была рассмот­рена в п.п. 2.3, 2.4. Здесь добавим, что движение - непреложная предпосылка развития природы, общества, человека и других си­стем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динами­ке, в причинно-следственных связях . Причина порождает след­ствие, а следствие вновь оборачивается причиной последующего события и так до бесконечности.

Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах : а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть либо зафиксированными, бесспор­ными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;

б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-следственных отношений, которые могут быть либо де­терминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятнос­тными. Отсюда уравнения связи между факторами могут быть функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важнейших в философии, объясняющий противоречи­вость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонис­тических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения.

Особенно сближает диалектическое познание с экономичес­ким анализом философская проблема количества и качества . В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целос­тность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются в целое. Для исследования количества характер­ны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, дина­мику изменения показателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличе­нии) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособнос­ти. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относитель­ных затрат у потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно при­вести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта това­ров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

С проблемой количества и качества связан принцип или диа­лектический закон "отрицание отрицания ". Во всех сферах про­исходит отрицание новым старого и создание (рождение, форми­рование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, кон­курентоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8—12 % фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжительность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением конкуренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства более конкурентоспо­собных объектов. Например, в США за последние 15 лет продол­жительность выпуска вычислительной техники сократилась в сред­нем в 7 раз и составляет около 12 месяцев. В России за последние 5 лет продолжительность выпуска продукции машиностроения сократилась примерно в 2 раза.

Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:

I) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложе­ние на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рас­смотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факто­ров) предполагает постановку целей и установление способов до­стижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (веду­щее) звено, применяя методы факторного анализа и структури­зации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и усло­виям применения объектов анализа и другим условиям (см. п. 1.4);

4) принцип оперативности и своевременности анализа направ­лен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (про­порциональности, параллельности, прямоточности, непрерывнос­ти, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информа­ционного обеспечения, повышения качества информации и мето­дов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает ко­личественное выражение: а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов уп­равленческого решения; б) связей между компонентами системы менеджмента; в) степени неопределенности и риска при приня­тии решения.

Схема проявления принципа единства анализа и синтеза пока­зана на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Схема проявления принципа единства анализа и синтеза

Допустим, мы построили дерево эффективности конкретного товара. Тогда на 0-м уровне будет показатель эффективности то­вара как отношение совокупных затрат за его жизненный цикл к полезному эффекту (отдаче) за этот же период. На 1-м уровне по левой ветви будут показатели качества (1 - полезный эффект;

1.1 - показатели назначения товара; 1.2 - надежность; 1.3 - эколо-гичность; 1.4 - эргономичность; 1.5 - технологичность; 1.6 - эстетич­ность (дизайн); 1.7 - стандартизация и унификация; 1.8 - патентная чистота и патентоспособность; 1.2.1 - безотказность; 1.2.2 - долго­вечность; 1.2.3 - ремонтопригодность; 1.2.4 - сохраняемость и т. д.).

Правая ветвь дерева эффективности товара раскрывает сово­купные затраты - на 1-м уровне, на 2-м уровне: 2.1 - затраты на стратегический маркетинг; 2.2 - затраты на НИОКР; 2.3 - затраты на организационно-технологическую подготовку производства нового товара; 2.4 - затраты на производство товара; 2.5 - затраты на подготовку товара к функционированию или обращение; 2.6 -затраты на эксплуатацию (использование) и ремонты (восстанов­ление) товара за нормативный срок его службы; 2.7 - затраты на утилизацию товара. На 3-м уровне приведем составляющие толь­ко по показателю 2.2 (затраты на НИОКР): 2.2.1 - затраты на фун­даментальные исследования; 2.2.2 - затраты на прикладные иссле­дования; 2.2.3 - затраты на конструкторские работы; 2.2.4 - затраты на опытно-экспериментальные и испытательные работы. По ана­логичной схеме проводится структуризация остальных показате­лей на 3-м уровне, далее показатели 3-го уровня разбиваются на показатели 4-го уровня (по ветви "качество" это могут быть част­ные показатели качества, ветви "затраты" - затраты по подразде­лениям и проблемам). На рис. 4.1 показатели 2-го и 3-го уровней схематично раскрыты полностью, однако цифрами для простоты обозначены только крайние показатели, например, 1.1 и 2.7.

После построения дерева эффективности товара, т. е. после выпол­нения одного из первых этапов анализа, при помощи синтеза проверя­ется правильность структуризации показателей. Для этого на белом листе перечисляются вразброс (без привязки к ветви дерева и уров­ню) все показатели обеих ветвей и всех уровней без номеров. При­ведем фрагмент показателей эффективности оборудования:

1) надежность;

2) затраты на прикладные исследования;

3) экологичность;

4) производительность;

5) затраты на патентный поиск;

6) технологичность;

7) совокупные затраты за жизненный цикл товара;

8) сохраняемость свойств качества товара;

9) уровень вибрации;

10) полезный эффект и т. д.

Теперь мы должны каждому показателю присвоить номер, при­надлежащий ему в дереве показателей по экономическому содер­жанию и логике. Так, "надежность" имеет номер 1.2, "затраты на прикладные исследования" - 2.2.2, "экологичность" - 1.3, "произво­дительность" является одним из показателей назначения оборудо­вания и этому показателю можно присвоить номер 1.1.1, "затраты на патентный поиск" являются частью затрат на фундаменталь­ные исследования и этому показателю можно присвоить номер 2.2.1.2 (если 2.2.1 - затраты на фундаментальные исследования, 2.2.1.1 - анализ проблемы и разработка технического задания), "тех­нологичность" - 1.5, "совокупные затраты за жизненный цикл" - 2, "сохраняемость свойств качества товара" - 1.2.4, "уровень вибра­ции" относится к частному показателю эргономичности (1.4) и ему можно присвоить номер 1.4.1, "полезный эффект" - 1.

После выполнения этой весьма трудной работы, требующей знания проблем эффективности, строится дерево показателей снизу, т. е. мы соединяем ранее расчлененные элементы или вос­ходим снизу (с 4-го уровня) к вершине дерева. Дерево показате­лей, построенное на этапе анализа, мы не должны видеть (лучше, если анализ и синтез проводят разные люди).

На следующем этапе проводим сличение дерева показателей, построенного на этапе анализа, с деревом, построенным на этапе синтеза. Следует добиваться полного совпадения этих деревьев.

После построения и уточнения дерева показателей рекоменду­ется находить и анализировать горизонтальные связи между пока­зателями. Например, с повышением уровня безотказности изде­лия резко снижаются затраты на эксплуатацию и ремонты, но увеличиваются затраты в сфере производства. С увеличением зат­рат на стратегический маркетинг (конечно, при профессиональ­ном его проведении) снижаются затраты на последующих стадиях жизненного цикла изделия (иногда в 10 и

более раз). Эти зависи­мости нужны для ранжирования факторов и определения приори­тетов в инвестиционной политике. Методы выполнения этих ра­бот приведены в последующих разделах настоящего учебника.

Остальные принципы анализа (ранжирование факторов, обес­печение сопоставимости вариантов, принципы оперативности и количественной определенности) рассматриваются в темах 1, 3, 4 учебника.

Методы и приемы анализа: сущность и область применения

Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения приведена в табл. 4.1.

Рассмотрим сущность методов анализа.

Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, опреде­лить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

• отчетные показатели с плановыми показателями;

• плановые показатели с показателями предшествующего периода;

• отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

• показатели работы за каждый день;

• сравнения со среднеотраслевыми данными;

• показатели качества продукции данного предприятия с пока­зателями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравнивае­мых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сро­ков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, каче­стве, сезонных особенностей и территориальных различий, гео­графических условий и т.д.).

Индексный метод применяется при изучении сложных явле­ний, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относитель­ные показатели индексы необходимы для оценки выполнения пла­новых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показате­ля, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязан­ных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении ба­лансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда кор­ректированных значений обобщающего показателя путем после­довательной замены базисных значений факторов — сомножите­лей фактическими.

Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий пока­затель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйствен­ной деятельности, исключает действие других факторов.

Графический метод является средством иллюстрации хозяй­ственных процессов и исчисления ряда показателей и оформле­ния результатов анализа.

Графическое изображение экономических показателей разли­чают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод си­стемного исследования, применяемого по назначению объекта (из­делия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эф­фекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

Особенность проведения ФСА заключается в установлении це­лесообразности набора функций, которые должен выполнять про­ектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применя­ются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяю­щих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Примерным перечнем задач экономического анализа, для ре­шения которых могут быть использованы ЭММ, является:

• оценка разработанного с помощью ЭММ плана производ­ства продукции;

• оптимизация хозяйственной программы, распределения ее по цехам и оборудованию и количеству продукции (работ);

• оптимизация распределения хозяйственных ресурсов, рас­кроя материала, определения напряженности норм;

• оптимизация уровня унификации составляющих частей изде­лия и средств технологического оснащения;

• установление оптимальных размеров предприятия, цеха, уча­стка и т.п.;

• определение оптимального ассортимента изделий;

• определение наиболее рациональных маршрутов внутриза­водского транспорта, размещение складов;

• определение границ целесообразности проведения капиталь­ного ремонта, рациональных сроков эксплуатации оборудования и замена его новым;

• установление и сравнительный анализ экономической эф­фективности использования единицы ресурса каждого вида с точ­ки зрения оптимального варианта решения;

• определение внутрихозяйственных потерь в связи с возмож­ным оптимальным решением.

Наиболее важные методы анализа рассматриваются в данной теме.

Далее рассмотрим приемы анализа.

Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведе­ние общего результата действия различных факторов на обобща­ющий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Группировка заключается в выделении среди изучаемых явле­ний характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппиро­ванные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица пред­ставляет форму рационального изложения цифровых характерис­тик, изучаемых явлений и процессов.

Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономи­ческих явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

Прием средних величин используется для обобщающей ха­рактеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной со­вокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты.

В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифме­тические, геометрические, простые, средневзвешенные.

Прием динамических рядов предполагает характеристику из­менений показателей во времени, показ последовательных значе­ний показателей, вскрытие закономерностей и тенденций разви­тия. Различают ряды моментные — для характеристики изучаемо­го объекта за различные моменты времени и периодические — за определенный период времени.

Прием сплошных и выборочных наблюдений . Сплошные на­блюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, ха­рактеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяй­ственной деятельности предприятия.

Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйствен­ной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяет­ся возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.

Прием детализации и обобщения. Детализация проводится пу­тем разложения обобщающего (конечного) показателя на част­ные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого из них на эти показатели.

Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразде­лений и определяют степень их влияния на общие результаты.

Приведем примеры анализа управленческого решения. Ситуация 1

Требуется определить темп прироста объема продаж фирмы в 1998 г. и направления расширения рынка по следующим данным:

• объем продаж товара А на рынке 1 в 1997 г. составлял 450 тыс. у.е.;

• то же на рынке 2 — 130 тыс. у.е.;

• объем продаж товара Б на рынке 1 в 1997 г. составлял 1240 тыс. у.е.;

• то же на рынке 3 — 3150 тыс. у.е.;

• на основе сегментации рынка установлено, что темп прироста объема продаж товара А на рынке 1 на 1998 г. составит 5,0%;

• то же на рынке 2 — 12,0%;

• темп прироста объема продаж товара Б на рынке 1 на 1998 г. составит 2,5%;

• то же на рынке 3 — 4,5%.

Поскольку объемы рынков по товарам разные, для определе­ния темпа прироста объема продаж товаров фирмы в 1998 г. при­меняем прием анализа — прием средневзвешенной величины. Тогда искомая величина будет равна

Для справки сообщаем, что без учета объема продаж, по мето­ду среднеарифметической величины темп прироста объема про­даж составит 6,0%, что искажает реальную действительность.

Анализ приведенной ситуации показывает, что для увеличения объема продаж фирмы рекомендуется провести дополнительные маркетинговые исследования с целью расширения прежде всего наиболее эффективного сегмента — товара Б на рынке 3. Это можно достигнуть путем пересмотра стратегии повышения каче­ства товаров, ресурсосбережения и снижения цен, активизации рекламной деятельности фирмы.

Ситуация 2

Фирма стала терять свои конкурентные преимущества на рын­ке, вследствие чего стал снижаться уровень конкурентоспособно­сти выпускаемого товара. Для получения необходимой прибыли фирма может выбрать одну из трех основных стратегий:

1) повы­шение качества выпускаемого товара, т.е. переход на новую более прогрессивную модель;

2) снижение цены на товар путем совер­шенствования организации производства, технологии, системы менеджмента;

3) освоение нового рынка сбыта товара. Фирма не располагает отработанной конструкторско-технологической доку-ментацией на более прогрессивную модель товара, маркетологи не подготовили новый рынок. Технологи и менеджеры имеют со-гласованные предложения по совершенствованию технологии, организации производства и системы менеджмента. Значит, принимаем вторую стратегию — стратегию снижения цены товаров.

Для реализации стратегии снижения цены изменяются следующие данные:

1) уравнение регрессии для факторного анализа себестоимости товара (С)

где М — норма расхода материалов на производство товара, кг;

Т — полная трудоемкость изготовления товара, н.ч;

Кпр — средневзвешенный коэффициент пропорциональнос­ти основных производственных процессов изготовления товара, доли единицы (оптимальное значение равно 1,0};

Kc — коэффициент стабильности кадров на фирме, доли еди­ницы (оптимальное значение равно 0,90 ... 0,95);

2) годовая программа выпуска товаров — 1500 шт.;

3) реализация организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства и си­стемы менеджмента фирмы позволит:

» снизить норму расхода материалов на 4,5%;

» снизить трудоемкость изготовления товара на 6,8%;

» повысить средневзвешенный коэффициент пропорциональ­ности основных производственных процессов изготовления това­ра на 5,3%;

» снизить текучесть кадров на 9,2%;

4) срок действия мероприятий — 3 года;

5) инвестиции в разработку и реализацию мероприятий — 110 тыс. у.е.;

6) себестоимость единицы продукции до внедрения организа­ционно-технических мероприятий составляет 830 у.е.;

7) норма прибыли по данному товару на 1998 г. сохраняется на уровне 1997и г., т.е. равна 8,5%;

8) степень капитального риска реализации мероприятий со­ставляет 0,80.

Сначала сделаем расчет снижения себестоимости за счет вне­дрения организационно-технических мероприятий.

Показатели степейи, при факторах в уравнении регрессии по­казывают их эластичность, т.е. на сколько процентов снизится себестоимость при улучшении данного фактора на 1%. Например, при снижении расхода материалов на 1% себестоимость снижается на 0,652 и т.д.

В данном примере снижение себестоимости товара в процентах (С) можно определить исходя из эффективности мероприятий по улучшению

где С – относительное снижение себестоимости за счёт внедрения мероприятий, %

i = 1,2, …n – номер фактора, влияющего на себестоимость;

Хi – i фактор снижения себестоимости;

ai - весомость i-го фактора.

Для данного примера

С = 4,5 * 0,652 + 6,8 * 0,340 + 5,3 * 0,148 + 9,2 * 0,085 = 6,8 %

Снижение себестоимости единицы товара за счёт внедрения мероприятий с учетом риска инвестиций (неопределённости) составит

Одновременно со снижением себестоимости товара за счёт внедрения мероприятий на цену оказывают влияние инвестиции, вложенные в предприятие. На единицу товара инвестиции отразятся следующим образом:

где К - рост себестоимости товара за счёт распределения инвестиций на разработку и реализацию мероприятий (К);

N – готовая программа выпуска товара;

T – срок действия мероприятий, лет.

Цена товара до внедрения мероприятий составляет

Цена товара после внедрения мероприятий составит 900 – 45,1 + 24,5 = 879,4 = 879 у.е.

Таким образом, реализация стратегии ресурсосбережения позволила снизить цену товара на 21 у.е.

Метод цепных подстановок

Метод цепных подстановок (МЦП) используется для исчисле­ния влияния отдельных факторов на соответствующий совокуп­ный показатель или функцию. МЦП используется лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функци­ональный характер. В этих случаях функция должна быть изобра­жена в виде суммы, произведения или частного, от деления одних показателей (факторов) на другие /1/.

МЦП заключается в последовательной замене плановой вели­чины одного из факторов при условии, что остальные факторы остаются неизменными.

Степень влияния на функцию того или иного фактора опреде­ляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычита­ется первый, из третьего - второй и т.д. В первом расчете все величины плановые, в последнем - фактические. Таким образом, число расчетов на единицу больше числа факторов.

Пример.

Требуется определить влияние на объем продаж (V) трудовых факторов по следующей формуле:

V=Ч*Д*t*B, (4.1)

где Ч — среднесписочное число рабочих;

Д — среднее число дней, отработанных одним рабочим за день;

t — среднее число часов, отработанных одним рабочим за день;

В — средняя выработка продукции на один отработанный человеко-день.

Следовательно, объем продаж равен произведению четырех фак­торов.

Исходные данные приведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2.

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж

Факторы и функция План Факт

1. Объем продаж (V), тыс $

2. Среднесписочное число рабочих (Ч)

3. Среднее число часов, отработанных рабочим в год (Д)

4. Среднее число часов, отработанных одним рабочим в день (t)

5. Средняя выработка продукции на отработанный человеко-час (В)

2803,8

900

301

6,9

1,5

3155,2

1000

290

6,8

1,6

План продаж перевыполнен на 351,4 тыс. $ (3155,2 - 2803,8). Для того, чтобы определить, каким образом влияли на функцию (V) различные факторы, сделаем следующие расчеты.

Первый расчет

Все показатели плановые

900 • 301 • 6,9 • 1,5 = 2803,8 тыс.$

Второй расчет

Среднесписочное число рабочих фактическое, а остальные по­казатели плановые

1000-301-6,9 .1,5 =3115,4 тыс.$.

Третий расчет

Число рабочих и число отработанных ими дней фактические, а остальные показатели плановые

1000 • 290 • 6,9 • 1,5 = 3001,5 тыс.$.

Четвертый расчет

Число рабочих, число отработанных дней и часов фактические, а выработка плановая

1000 • 290 • 6,8 • 1,5 = 2958,0 тыс. $.

Пятый расчет

Все показатели фактические

1000-290-6,8-1,6=3155,2 тыс.$. Далее сделаем анализ влияния факторов на объем продаж.

Отклонение фактического объема продаж от планового про­изошло за счет влияния следующих факторов:

1) увеличения количества рабочих определяется путем вычи­тания из второго расчета первого

3115,4 - 2803,8 = +311,6 тыс. $;

2) уменьшения числа отработанных дней - из третьего вычи­тается второй результат

3001,5 - 3115,4 = -113,9 тыс. $;

3) уменьшения средней продолжительности рабочего дня - из четвертого вычитается третий

2958,0 - 3001, 5 = -43,5 тыс. $;

4) повышения средней часовой выработки 3155,2 - 2958,0 = +197,2 тыс. $.

Общее отклонение 3155,2 - 2803,8 = +351,4 тыс. $. Или 311,6 - 113,9 - 43,5 + 197,2 = +351,4.

При использовании МЦП очень важно обеспечить строгую пос­ледовательность подстановки: сначала выявляется влияние коли­чественных показателей, а потом - качественных. К качественным относятся, например, выработка, производительность труда, цена.

Факторный анализ с применением ЭВМ

Факторный анализ — это процедура установления силы влия­ния факторов на функцию или результативный признак (полез­ный эффект машины.элементы совокупных затрат, производитель­ности труда и т.д.) с целью ранжирования факторов для разработ­ки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Применение методов факторного анализа требует большой под­готовительной работы и трудоемких по установлению моделей рас­четов. Поэтому без ЭВМ не рекомендуется применять методы кор­реляционного и регрессионного анализа, главных компонент. К тому же в настоящее время для ЭВМ различных классов имеются стандартные программы по этим методам. В свою очередь пользо­ваться установленными с помощью ЭВМ моделями очень просто.

На подготовительной стадии факторного анализа большое вни­мание следует уделять качеству матрицы исходных данных для ЭВМ. С этой целью сначала рекомендуется на основе логического анализа определять группы факторов, влияющих на исследуемую функцию.

К исходным данным предъявляются следующие требования:

а) в объем выборки должны включаться данные только по одно­родной совокупности объектов анализа, т.е. одного назначения и класса, используемых (изготавливаемых, функционирующих) в ана­логичных условиях по характеру и типу производства, режиму работы, географическому району и т.д. В том случае, когда необ­ходимо увеличить размер матрицы, исходные данные отдельных объектов могут быть приведены в сравнимый вид с большинством объектов по отличающимся признакам путем умножения их на корректирующие, коэффициенты;

б) период динамического ряда исходных данных должен быть небольшим, но, по возможности, одинаковым для всех объектов. Устойчивый период упреждения (зона прогноза) обычно в два и более раза меньше периода динамического ряда. Например, по дан­ным за 1985-1995гг. можно разработать прогноз до 2000г., а в пос­ледующие годы по фактическим данным модель должна обновляться (уточняться);

в) исходные данные должны быть качественно однородными, с небольшими интервалами между собой;

г) следует применять одинаковые методы или источники фор­мирования данных. Если динамический ряд имеет крупные струк­турные сдвиги (например из-за изменения цен, ассортимента вы­пускаемой продукции, программы ее выпуска и т.д.), то все дан­ные должны быть приведены в сравнимый вид или одинаковые условия;

д) отдельные исходные данные должны быть независимы от предыдущих и последующих наблюдений.

Например, наблюдение не должно определяться расчетным путем по предыдущему на­блюдению.

Основные параметры корреляционно-регрессионного анализа в связи с их сложностью не приводятся, поскольку все расчеты предполагается выполнять на ЭВМ по стандартной программе. Ко­нечные результаты расчета выдаются на печать (табл. 4.3).

Факторный анализ следует проводить в следующей последова­тельности:

1. Обоснование объекта анализа, постановка цели.

2. Сбор исходных данных и их уточнение в соответствии с ранее описанными требованиями .

Основные параметры корреляционно- регрессионного анализа .

Назначение

параметра

Обозначение Что характеризует параметр и для чего применяется Оптимальное значение параметра
1 2 3 4
1. Объем выработки м Количество данных по фактору (размер матрицы по вертикали). Применяется для установления тенденций изменения фактора Не менее чем в 3-5 раз больше количества факторов (Nxi)
2. Коэффициент вариации Vi Уровень отклонения значений факторов от средней анализируемой совокупности Меньше 33%
3. Коэффициент парной корреляции Rxy Тесноту связи между i-м фактором и функцией. Применяется для отбора факторов Больше 0,1
4. Коэффициент частной корреляции Rxx Тесноту связи между факторами. Применяется для отбора факторов Чем меньше, тем лучше модель
5. Коэффициент множественной корреляции R Тесноту связи одновременно между всеми факторами и функцией. Применяется для выбора модели Больше 0,7
6. Коэффициент множественной детерминации D Долю влияния на функцию включенных в модель факторов. Равен квадрату коэффициента множественной корреляции Больше 0,5
7. Коэффициент асиметрии A Степень отклонения фактического распределения случайных наблюдений от нормального по центру распределения. Применяется для проверки нормальности распределения Метод наименьших квадратов может применяться при А меньше трёх
8. Коэффициент эксцесса E Плосковершинность случайных наблюдений от нормального по центру распределения. Применяется для проверки нормальности распределения функции Е должен быть меньше трёх
9. Критерий Фишера F Математический критерий характеризующий значимость уравнения регрессии. Применяется для выбора модели F должен быть больше табличного значения, установленного для различных размеров матрицы и вероятностей
10. Критерий Стьюдента t Существенность факторов, входящих в модель. Применяется для выбора модели Больше 2 (при вероятности, равной 0,95
11. Среднеквадратическая ошибка коэффициентов регрессии ai Точность полученных коэффициентов регрессии. Применяется для оценки коэффициентов регрессии В 2 и более раза меньше соответствующего коэффициента регрессии
12. Ошибка аппроксимации E Допуск прогноза или степень несоответствия эмпирической зависимости теоретической. Применяется для оценки адекватности (точности) модели Меньше +-15%
13. Коэффициент эластичности Эi Показывает, на сколько процентов изменяется функция при изменении соответствующего фактора на 1%. Применяется для ранжирования факторов по их значимости Больше 0,01

3. Построение гистограмм по каждому фактору с целью определения форм распределения случайных наблюдений.

Построение по каждому фактору корреляционных полей, т.е. графическое изображение функций от фактора с целью предварительного определения тесноты и формы связи между функцией и каждым фактором. Примеры корреляционных полей показаны на рис 4.2.


Корреляционные поля построены по исходным статистичес­ким данным X)—Х4 (факторы) и Y (функция). Анализ корреляци­онных полей показывает, что:

а) между Y и X1 теснота связи слабая, по форме она линейная, обратно пропорциональная;

б) между Y и Х2 теснота связи высокая, по форме она линейная, прямо пропорциональная;

в) между Y и Х3 связи нет, т.к. функцию Y = f(X3) можно про­вести в любом направлении;

г) между Y и Х4 теснота связи высокая, форма связи — гипер­болическая, после линии А—А фактор Х4 на Y уже не оказывает влияния.

4. Составление матрицы исходных данных производится по следующей форме:

№ п.п. Y X1 X2 Xn Принадлежность строки
1 5,80 0,93 1,47 Цех №1, I квартал 1997г
2 6,15 0,82 1,59 Цех №1, II квартал 1997г

и т.д.

В матрицу исходных данных следует включать факторы, имею­щие примерно такую форму связи, как Y с X1 и Х2 на рис. 4.2. Фактор Х3 с Y не имеет связи, поэтому этот фактор не следует включать в матрицу, фактор Х4 тоже не следует включать в матри­цу, поскольку после линии А—А этот фактор влияния на Y не оказывает. Влияние подобных факторов на Y следует учитывать при помощи коэффициентов, определяемых отдельно для каждо­го фактора и группы предприятий.

Наши исследования показывают, что к «организационным фак­торам, имеющим с экономическими показателями гиперболичес­кую форму связи, относятся уровень освоенности продукции в установившемся производстве, программа ее выпуска и др.

5. Ввод информации и решение задачи на ЭВМ.

В экономических исследованиях для многофакторных регрес­сионных моделей чаще всего приемлемы две формы связи факто­ров с функцией: линейная и степенная. Для двухфакторных моде­лей применяются также гиперболическая и параболическая фор­мы связи.

6. Анализ уравнения регрессии и его параметров в соответ­ствии с требованиями, изложенными в табл. 4.3.

7. Составление матрицы исходных данных для окончательной модели и решение ее на ЭВМ. Апробация окончательной модели путем подстановки в нее фактических данных по одной из строк матрицы и сравнение полученного значения функции с ее факти­ческим значением.

При составлении новых матриц исходных данных из них ис­ключаются поочередно:

а) один из двух факторов, коэффициент частной корреляции между которыми значительно больше коэффициентов парной корреляции между функцией и этими факторами. Например, если между двумя факторами коэффициент частной корреляции ра-

0,95, а коэффициенты парной корреляции между функцией и этими факторами равны 0.18 и 0,73, то первый фактор с коэффи­циентом парной корреляции, равным 0,18, из матрицы можно исключить;

б) факторы с коэффициентами парной корреляции между ними и функцией менее 0,1;

в) только после соблюдения требований а) и б) исключаются из матрицы факторы, имеющие с функцией обратную, с точки зре­ния экономической сущности, связь. Например, с повышением сменности работы цеха (фактор) должна расти его годовая произ­водительность (функция). Обратная же зависимость между ними свидетельствует о нерегулярном и недостоверном учете коэффи­циента сменности, а возможно, и производительности оборудова­ния, либо о неправильной методике расчета этих показателей. Поэтому в этом случае фактор необходимо исключить из матри­цы исходных данных и изучать систему учета.

Из матрицы могут быть исключены также отдельные строки по предприятиям (периодам), не отвечающие ранее описанным тре­бованиям.

Параметры окончательного уравнения регрессии должны отве­чать требованиям табл. 4.3. Если невозможно этого достигнуть, модель для ранжирования факторов и прогнозирования экономи­ческих показателей не может быть использована. Она пригодна только для предварительного отбора факторов.

8. И последнее — ранжирование.

Ранжирование факторов осуществляется по показателю их эла­стичности. фактору с наибольшим коэффициентом эластичности присваивается первый ранг, и он является важнейшим. Например, если два фактора имеют коэффициенты эластичности, равные 0,35 и 0,58, то второму фактору нужно отдать предпочтение перед пер­вым при распределении ресурсов на улучшение данной функции (при улучшении второго фактора на 1% функция улучшается на 0,58%, а по первому фактору — 0,35%).

Нами проведены специальные исследования зависимостей меж­ду элементами затрат и организационными факторами (програм­ма выпуска продукции, уровень ее освоенности, тенденция роста производительности труда). Результаты исследований показали, что эти факторы на -экономические показатели оказывают влияние только в определенных границах по гиперболической форме свя­зи. Поэтому эти факторы не должны включаться в общую много­факторную модель, их влияние на функцию должно учитываться отдельно. Например, себестоимость продукции прогнозируется по формуле

(4.2)

где 3 — прогнозное значение себестоимости продукции, рас­считанное с учетом организационных факторов производства и технических параметров конструкции;

— прогнозное значение себестоимости продукции, рас­считанное по ее техническим параметрам;

— коэффициент, учитывающий влияние на себестои­мость изменения программы выпуска нового изделия по сравне­нию с программой выпуска базового (или группы аналогичных проектируемому) изделия. Для изделии массового выпуска этот коэффициент равен единице;

— коэффициент, учитывающий влияние на себесто­имость уровня освоенности конструкции изделия;

— коэффициент, учитывающий закономерность не­уклонного роста производительности труда. Он определяется по формуле

где — среднегодовой (за последние 5 лет) прирост произво­дительности труда на предприятии (по общему объему продаж);

— доля фонда заработной агаты в себестоимости про­дукции, доли единицы;

t — интервал времени в годах, разделяющий периоды вы­пуска базовой и новой продукции.

Анализ применения регрессионных моделей показывает, что в общем случае с повышением коэффициента множественной корреляции улучшаются другие параметры модели. Однако между коэффициентом множественной корреляции и ошибкой ап­проксимации не наблюдается устойчивой связи. Покажем это на примере.

Для ранжирования факторов, например, влияющих на годовые затраты на эксплуатацию и ремонты воздушных поршневых ком­прессоров в условиях ряда машиностроительных предприятий Краснодарского края, окончательно были установлены следую­щие зависимости:

где — годовые затраты на эксплуатацию и ремонт воздушных поршневых компрессоров в условиях краснодарских машиностро­ительных заводов, млн.руб.;

— годовая производительность компрессора, м3 ;

— уровень централизации изготовления запасных частей к компрессорам, %;

— средний разряд рабочих, обслуживающих эти комп­рессоры;

— возраст компрессоров на 01.01.1995 г. (по дате их изго­товления), лет.

Структура затрат в данном примере: около 60% — энергия и топливо, 25 — заработная плата, 6 — амортизация, 6 — ремон­ты (без энергии и заработной платы), 3% — вспомогательные материалы.

Для обоих уравнений коэффициенты множественной корреля­ции равны 0,95. Ошибка аппроксимации для линейной формы свя­зи равна ±21,4%, а для степенной d=ll,5%. Вторая модель почти в два раза точнее первой, хотя коэффициенты корреляции одинако­вы. Коэффициенты эластичности факторов по этим уравнениям отличаются незначительно: для линейной формы связи соответ­ственно 0,900; 0,980; 1,630; 0,060, а для степенной — 0,967; 0,817;

1,525 и 0,065.

Между коэффициентами корреляции и эластичности тоже от­сутствует устойчивая связь.

Регрессионные модели могут также применяться для установ­ления факторов, оказывающих влияние на различные экономи­ческие показатели.

Факторный анализ может проводиться и без ЭВМ.

Основы функционально-стоимостного анализа

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод повы­шения полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его жизненный цикл в настоящее время широко применяется в промышленно развитых странах. Области применения ФСА: опти­мизация конструкции машин и оборудования, технологий, органи­зационных структур фирм и их подразделений, методов организа­ции производства. Этот метод достаточно глубоко разработан, опи­сан в литературе. Поэтому здесь остановимся только на основных особенностях ФСА.

Основные задачи ФСА:

• достижение оптимального соотношения между полезным эф­фектом объекта и совокупными затратами за его жизненный цикл;

• нахождение совершенно новых технических решений за счет применения функционального подхода;

• снижение расхода различных видов ресурсов по стадиям жиз­ненного цикла объекта за счет ликвидации или сокращения вспо­могательных и вредных (ненужных) функций объекта.

Основные принципы проведения ФСА:

• принцип функционального подхода, т.е. рассмотрения объек­та исследования с позиций тех функций, для выполнения которых он создается;

• принцип стоимостной оценки, заключающийся в непрерыв­ной экономической оценке возникающих технических решений;

• принцип системного подхода к объекту ФСА;

• принцип комплексного подхода;

• принцип динамического подхода;

• принцип полного использования достижений информатики и эвристики и др.

Основные особенности проведения ФСА:

• объектом анализа может быть любая система (с любым коли­чеством элементов и связей), ее подсистемы или элементы, по которым можно количественно выразить полезный эффект их функционирования по назначению;

• глобальным критерием ФСА является максимум полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат ресурсов за его жизненный цикл;

• одновременно и с равной степенью детализации анализиру­ется оптимальность элементов полезного эффекта и совокупных затрат по объекту;

• при проведении ФСА прежде всего устанавливается целесо­образность функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо целесообразность, достаточность и избыточность функции существующего объекта. Не функ­ции создаются или уточняются для объекта, а наоборот, выбирает­ся или проектируется объект для выполнения необходимых функ­ции с минимальными затратами за его жизненный цикл.

Организация работ по ФСА представляет собой комплекс вза­имосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для проведения работ по ФСА и непосредственное проведение ФСА конкретных объектов, и включает-

а) подготовку к внедрению метода, пропаганду его возможно­стей для повышения эффективности производства;

б) обучение менеджеров и специалистов основам метода;

в) подготовку специалистов для работы в координационной группе по внедрению ФСА;

г) обеспечение работ по ФСА нормативно-методическими до­кументами;

д) формирование и функционирование рабочих органов ФСА, интегрированных с существующими службами фирмы;

е) создание экономических условий для проведения работ по ФСА и внедрения рекомендаций ФСА на основе их планирования, финансирования и стимулирования.

Для организации и координации работ по ФСА на фирме орга­низуют координационный совет по проведению работ по ФСА в составе главных специалистов. Возглавляет координационный со­вет первый руководитель фирмы или, в крайнем случае, его за­меститель.

Основные этапы проведения ФСА:

1) подготовительный;

2) информационный;

3) аналитический;

4) творческий;

5) исследовательский;

6) рекомендательный;

7) внедренческий.

На подготовительном этапе выполняются следующие работы:

• выбор объекта анализа;

• подбор членов исследовательской рабочей группы (ИРГ) для решения поставленных задач;

• определение сроков, конкретных результатов, которых дол­жна достигнуть группа, порядка взаимодействия с соответствую­щими службами.

Информационное обеспечение ФСА предусматривает:

• подготовку, сбор, систематизацию информации об объекте ФСА и его аналогах;

• изучение потребностей и функций, которые нужно удовлет­ворить;

• прогнозирование конкурентоспособности объектов;

• изучение объекта и его аналогов;

• изучение условий их эксплуатации;

• изучение технологии создания объекта;

• построение структурно-экономической модели объекта;

• анализ стоимостной информации, определение затрат на из­готовление и функционирование объекта и его составных частей, затрат на техническое обслуживание и ремонты объекта;

• дополнение структурно-элементной модели объекта и его со­ставных частей стоимостной информацией;

• выявление зон наибольшего сосредоточения затрат в иссле­дуемом объекте;

• анализ патентной информации в данной области, в том числе отклоненных предложений.

Аналитический этап ФСА включает :

• формулирование всех возможных функций объекта и его элементов;

• классификацию функций;

• построение функциональной модели объекта;

• оценку значимости функций экспертным методом;

• определение материальных носителей соответствующих функций;

• оценку связанных с осуществлением функций затрат в увяз­ке с соответствующими материальными носителями;

• построение функционально-стоимостной диаграммы, модели объекта с применением принципа иерархичности системного под­хода. Модель содержит элементы объекта, шифры элементов, аб­солютные и удельные затраты по элементам, а также доли функ­ций, выполняющих эти элементы;

• определение противоречий между значимостью функций и их стоимостной оценкой;

• формулирование задач совершенствования объекта для пос­ледующих задач ФСА.

На творческом этапе осуществляются:

• выработка предложений по совершенствованию объекта;

• анализ и предварительный отбор предложений для реализации;

• систематизация предложений по функциям;

• формирование вариантов выполнения функций.

На исследовательском этапе выполняются следующие работы:

• разработка эскизного проекта по отобранным вариантам;

• экспертиза подготовленных решений;

• отбор наиболее рациональных вариантов решений;

• создание при необходимости макетов или опытных образцов для проведения испытаний;

• проведение испытаний;

• окончательный выбор реализуемых решений;

• технико-экономическое обоснование решений.

На рекомендательном этапе осуществляются:

• рассмотрение представленных технических решений на на­учно-техническом совете;

• принятие решения о возможности их реализации;

• согласование мероприятий по реализации принятых решений.

На этапе внедрения осуществляются:

• включение мероприятий по обеспечению внедрения приня­тых предложений ФСА в соответствующие планы;

• контроль выполнения планов;

• оценка эффективности реализации планов;

• стимулирование работников за внедрение методов ФСА.

Анализ эффективности использования ресурсов

В этом разделе будут рассматриваться стратегии ресурсосбережения, цели ресурсного обеспечения системы менеджмента, виды ресурсов, процесс их движения, факторы улучшения исполь­зования ресурсов и способы обеспечения ими производства, ме­тоды факторного анализа эффективности использования различ­ных видов ресурсов.

Основы стратегии ресурсосбережения

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов стра­тегического менеджмента, т.к., во-первых, ресурсоемкость явля­ется второй стороной товара (первая — качество), во-вторых, Рос­сийская Федерация по эффективности использования ресурсов значительно отстает от промышленно развитых стран. Например, эффективность использования электроэнергии в Российской Фе­дерации примерно в 2 раза ниже, чем в США, коэффициент ис­пользования металлов в машиностроительной промышленности США составляет порядка 0,92, а в Российской Федерации — 0,70. Российская федерация значительно отстает от промышленно раз­витых стран по коэффициенту извлечения из недр полезных иско­паемых, использования технологического оборудования и машин, основных и оборотных средств, трудовых ресурсов и т.д.

И как следствие, из-за отсутствия средств на качественное вос­производство всех составляющих потенциала страны растет удель­ный вес изношенных основных фондов, экологически опасных объектов, снижается доля конкурентоспособной промышленной продукции (в 1995 г. она составляла примерно 2%), средняя про­должительность жизни населения и т.д.

Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, фак­торов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное сни­жение расхода совокупных ресурсов на единицу валового нацио­нального продукта (в рамках страны), либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопас­ности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.

Рассмотрим это понятие по элементам и уровням иерархии.

Принципы ресурсосбережения в рамках страны:

¨ совершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увеличения удель­ного веса экологически чистых и эффективных видов ресурсов;

¨повышение коэффициентов извлечения из недр полезных ис­копаемых;

¨увеличение доли ресурсосберегающих технологий;

¨анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла объектов;

¨развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирования улучшения использования ресурсов;

¨применение при разработке проблем ресурсосбережения на­учных подходов менеджмента.

Для уровня фирм перечисленные принципы должны адаптиро­ваться к конкретным объектам, технологиям, возможностям, стан­дартам.

Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по но­вому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменя­емым вариантом.

Методы ресурсосбережения реализуются через организацион­но-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организацион­ных проектов, экономических и других методов менеджмента.

Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения должна разрабатываться на длительную перспективу (например, в США действует программа ресурсосбережения на 40 лет) на осно­ве рассмотренных выше принципов.

Стратегиями ресурсосбережения на фирме могут быть следу­ющие:

1. Упрощение кинематической схемы (структуры, принципа дей­ствия) товара.

2. Межвидовая и внутривидовая унификация составных час­тей товара.

3. Совершенствование технологичности конструкции товара.

4. Организационно-техническое развитие производства.

5. Расширение зарубежного производства качественного това­ра без изменения его конструкции в стране (странах), где дешев­ле (эффективнее) конкретный вид ресурса.

6. Реализация факторов ресурсосбережения .

Система показателей ресурсоемкости товара и производства

Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

√ своевременное обеспечение потребителей фирмы необходи­мыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

√ улучшение использования ресурсов — повышение произво­дительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности про­изводственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное исполь­зование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвес­тиций.

Виды ресурсов :

√трудовые ресурсы — промышленно-производственный пер­сонал (основные и вспомогательные рабочие, руководители, спе­циалисты и служащие, ученики) и непромышленный персонал;

√ материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

√основные производственные фонды — здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации уп­равления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.;

√финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный ка­питал, нематериальные активы и пр.;

√ совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретно­го вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.

Процесс движения ресурсов включает:

√ формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для вы­полнения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства, производства това­ров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантий­ного обслуживания товара фирмы. В свою очередь, привлечение ресурсов для производства товаров, выполнения услуг подразде­ляется на ресурсы для непосредственного изготовления товаров, выполнения услуг, ремонтно-эксплуатационных нужд, непроизвод­ственных нужд; для капитального строительства — на новое стро­ительство, расширение производства, техническое перевооруже­ние, реконструкцию;

√ использование ресурсов по одному из перечисленных направ­лений;

√ восстановление ресурсов;

√ утилизация или списание ресурсов.

Направления улучшения использования ресурсов:

√ применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;

√ оптимизация формирования и использования ресурсов пу­тем применения методов нормирования, моделирования, прогно­зирования, факторного, функционально-стоимостного анализа, эко­номического обоснования мероприятий по оптимизации, балансо­вых методов, сетевых моделей и др. методов;

√ совершенствование конструкции товара;

√совершенствование технологии путем применения лазер­ных, электрофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессив­ных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;

√ применение материалов с заранее заданными свойствами;

√ типизация технологий путем унификации элементов кон­струкций технологических процессов и оборудования, оснастки, организации производства;

√совершенствование управления ресурсами;

√ применение оптимальных для данных условий методов обес­печения ресурсами;

√ стимулирование улучшения использования ресурсов.

Способы обеспечения ресурсами:

√через товарно-сырьевые биржи;

√ прямые связи, аукционы, конкурсы;

√ собственное производство или подготовка;

√ спонсорство и др.

Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров под­разделяются на:

• абсолютные;

• структурные;

• относительные

• и удельные.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относят­ся показатели по стадиям жизненного цикла:

• затраты на маркетинг (на единицу товара);

• затраты на НИОКР (на единицу товара);

• затраты на организационно-технологическую подготовку про­изводства нового товара;

• затраты на производство товара;

• затраты на подготовку товара к функционированию;

• затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

• затраты на восстановление (ремонт) товара;

• затраты (экономия) на утилизацию товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относят­ся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресур­са на каждой стадии жизненного цикла единицы товара:

• сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизненного цикла товара);

• комплектующие покупные изделия или запасные части (в % от полных затрат);

• топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выраже­нии и в % от полных затрат);

• заработная плата промышленно-производственного персо­нала фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат);

• амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии

(в %).

К относительным показателям ресурсоемкости товара отно­сятся показатели расхода ресурса на единицу технического пара­метра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, рас­ход конкретного вида угля на выработку 1квт • час электрической энергии, процент усушки при транспортировании сельскохозяй­ственной продукции, процент технологических потерь конкретно­го вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла, коэф­фициент использования конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

Например, удельная материалоемкость создания товара опре­деляется по формуле

где

— удельная материалоемкость создания товара, кг/ единица полезного эффекта или денежное выражение материаль­ных затрат/ единица полезного эффекта товара;

— затраты на маркетинговые исследования по дан­ной группе товара, соответственно, в натуральном или денежном выражении;

— затраты на проведение НИОКР по данной группе товара, соответственно, в натуральном или денежном выражении;

— затраты на организационно-технологическую подго­товку нового товара, соответственно в натуральном или денежном выражении;

N — предполагаемое количество товара, которое будет вы­пущено по данной конструкторской (технологической) докумен­тации, шт. (или др. измерители);

— суммарный полезный эффект использования товара за его нормативный срок службы, единица полезного эффекта (в натуральном, денежном выражении или в баллах).

Удельная материалоемкость производства товара определяет­ся по формуле

где

— расход материалов на производство единицы това­ра в натуральном либо стоимостном выражении.

Удельная материалоемкость подготовки товара к функциони­рованию определяется по формуле

где

— расход материалов на подготовку товара к функ­ционированию (на транспортирование, монтаж, строительство, при необходимости технической и ремонтной базы, в натуральном либо стоимостном выражении.

Удельная материалоемкость эксплуатации и технического обслуживания товара за его нормальный срок службы определяется по формуле

где

- нормативный срок службы товара, лет;

- расход материалов на эксплуатацию товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражении;

- расход материалов на техническое обслуживание в году t.

Удельная материальность восстановления (ремонтов) товара за его срок службы определяется по формуле

где

- расход материалов на восстановление (ремонт) товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражениях.

Удельная материалоёмкость товара за его жизненный цикл определяется по формуле

По аналогичным формулам определяется удельные показатели по расходу остальных элементов структуры ресурсоемкости товара:

√ удельная энергоёмкость ( по стадиям жизненного цикла, в натуральном выражении по видам энергии и стоимостном выражении);

√ удельная зарплатоёмкость (трудоёмкость);

√ удельная фондоёмкость (отношение амортизации основных производственных фондов, приходящихся на единицу товара, к его полезному эффекту).

Удельные показатели по совокупности ресурсов определяются аналогично. Например, удельная стоимость создания товара определяется по формуле

где

- соответственно сменная стоимость маркетинговых исследований, НИОКР, ОТПП.

Удельная себестоимость товара

где

С – себестоимость товара

Удельная стоимость подготовки товара к функционированию

где

- стоимость подготовки к функционированию.

Удельная стоимость эксплуатации и технического обслуживания товара

где

-затраты на эксплуатацию товара в году t.

- затраты на техническое обслуживание в году t.

Удельная стоимость восстановления (ремонтов) товара за его срок службы

где

- затраты на ремонты товара в году t.

Удельные затраты за жизненный цикл товара

По сложным товарам рекомендуется анализировать структуру затрат на каждой стадии жизненного цикла по ведущим блокам (агрегатам) товара, с применением метода функционально-стоимо­стного анализа.

Анализ частных показателен ресурсоемкости товара позволяет най­ти узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако окон­чательное решение может быть принято только по комплексному по­казателю либо его обратному значению - эффективности товара.

К показателям ресурсоемкости производства относятся пока­затели, характеризующие эффективность использования отдель­ных видов ресурсов в целом по фирме, без привязки к конкрет­ным товарам.

К этим показателям целесообразно отнести следующие:

√ показатель эффективности рабочего капитала;

√ показатель эффективности накопленного капитала;

√ рентабельность производства;

√ показатель задолженности;

√ показатель эффективности активов и др.

Дополнительно к перечисленным показателям ресурсоемкости произэодства рекомендуется включить следующие:

• производительность труда (отношение общего объема про­даж за год к среднегодовой численности персонала фирмы);

• сверхнормативные потери рабочего времени, например, за год;

• сверхнормативные потери материальных ресурсов (вклю­чая топливно-энергетические);

• сверхнормативные простои технологического оборудова­ния основного, вспомогательного и обслуживающего производств;

• сверхнормативные выплаты штрафов и неустоек.

Основные факторы ресурсосбережения приведены на рис. 4.3. Разработка конкретных мероприятий по реализации перечисленных факторов позволит улучшить основные и дополнительные показате­ли ресурсоемкости отдельных товаров и производств в целом.

Анализ эффективности использования ресурсов

На эффективность и соответственно конкурентоспособность товара прежде всего оказывают влияние три фактора: себестои­мость, качество и затраты у потребителя. Ориентация любой дея­тельности на потребителя требует уточнения приоритетов: 1) сна­чала нужно повышать качество товара, 2) потом снижать затраты у потребителя (прежде всего за счет высокого качества товара и условии его применения), 3) в последнюю очередь нужно снижать себестоимость товара.

Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно применять современные научные подходы и методы (функци­онально-стоимостный анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизация и др.).

Рассмотрим показатели использования основных видов ресурсов.

Основные производственные фонды характеризуются струк­турными показателями и показателями эффективности их исполь­зования.

К структурным показателям основных фондов относятся сле­дующие:

1) удельный вес активной части основных фондов;

2) коэффициент выбытия основных фондов (ОФ);

3) коэффициент обновления ОФ;

4) коэффициент годности ОФ (с учетом физического и мораль­ного износа);

К показателям эффективности использования ОФ относятся следующие:

1) фондоотдача (f)

где

V- общий объём продаж;

- среднегодовая стоимость ОФ;

2) коэффициент использования производственной мощности

где

N- производственная мощность фирмы за тот же период (максимально возможный выпуск продукции);

3) коэффициент сменности работы технологического оборудования

где

- количество единиц оборудования, стоящего в резерве и ремонте;

- количество единиц оборудования, работающего в одну смену;

- то же в две смены;

- то же в три смены;

4) коэффициент экстенсивного (во времени) использования ведущего оборудования;

5) коэффициент интенсивного ( по производительности) использования ведущего оборудования.

Факторный анализ фондоотдачи

Исходные данные для факторного анализа фондоотдачи приведены в табл. 4.4.


Расчёт влияния отдельных факторов на фондоотдачу.

1. Изменение фондоотдачи при изменении структуры ОПФ

2. Изменение фондоотдачи при изменении сменности работы оборудования

3. Изменение фондоотдачи при изменении удельного веса кооперированных поставок в себестоимости продукции

4. Изменение фондоотдачи при изменении объема производства

Вывод: наибольшее влияние на фондоотдачу оказал второй фактор

Эффективность использования оборотных средств анализируется по следующим показателям:

1) оборачиваемость оборотных средств (число оборотов за год)

где - средний остаток обработанных средств в конце рассматриваемого периода;

2) время оборота оборотных средств в днях

3) коэффициент закрепления оборотных средств за единицей выпускаемой продукции

4) коэффициент использования i-го вида материала в производстве;

5) экономический эффект внедрения мероприятий по снижению норм расхода материалов

Сущность SWOT-анализа

При разработке стратегических планов многие фирмы приме­няют SWOT-анализ (рис. 4.4).

В проанализированной нами литературе сущность SWOT-ана-лиза раскрывается укрупнено. Он является одним из первых эта­пов стратегического планирования. На наш взгляд, идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными воз­можностями.

SWOT-анализ нами предлагается разбить на ряд этапов.

На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы - кон­курентные преимущества фирмы в следующих областях:

• патентоспособность выпускаемых товаров;

• цена товаров;

• прогрессивность технологии;

• квалификация кадров;

• стоимость ресурсов, применяемых фирмой;

• возраст основных производственных фондов;

• географическое расположение фирмы;

• инфраструктура;

• система менеджмента (в т. ч. маркетинга);

• сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менедж­мента фирмы и др.

На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурен­тоспособности: на 0-м уровне - комплексный показатель конку­рентоспособности конкретного товара; на 1-м уровне - полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затра­ты, условия применения товара; на 2-м уровне - конкретные пока­затели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с постро­енным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.

На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макро­среды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и так­тических угроз фирме и своевременного предотвращения убыт­ков от них.

На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы (этот вопрос рассматривается в курсе "Страте­гический менеджмент").

Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности

Сегодняшнее финансовое состояние фирмы определяется ка­чеством и эффективностью системы менеджмента, функциониру­ющей вчера (допустим, в 1995 г.), качеством стратегии фирмы до 1998 г. (включительно). Поэтому анализ финансового состояния фирмы следует начинать с анализа факторов, которые были ис­пользованы вчера. Сегодня мы пожинаем плоды вчерашнего тру­да . К этим факторам рекомендуется относить следующие:

• качество нормативно-технических документов по системе ме­неджмента, которые были применены вчера (допустим в 1995 г.);

• качество стратегии фирмы (допустим до 1998 г.);

• степень использования конкурентных преимуществ при раз­работке стратегии фирмы;

• динамика циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый период и на перспективу;

• эффективность использования ресурсов;

• динамика конкурентоспособности товаров фирмы на конк­ретных рынках и фирмы в целом;

• устойчивость функционирования фирмы.

Раскроем содержание перечисленных факторов.

Качество нормативно-методических документов определяет­ся их полнотой по составу и содержанию, обоснованностью реко­мендуемых методов, требований, показателей, научных подходов, принципов. Нормативно-методические документы должны охва­тывать все компоненты системы менеджмента, учитывать науч­ные подходы и принципы менеджмента, международные требова­ния по стандартизации, сохранению экосистемы, безопасности то­варов и услуг, взаимозаменяемости объектов и др. Например, если при разработке стратегии фирмы не были использованы между­народные стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, Реко­мендации по сертификации, стандарты по функционально-стоимо­стному анализу, методики оптимизации технических и социально-экономических процессов, нечего рассчитывать на выпуск конкурентоспособных объектов. Чем быстрее "ковбойский" ме­неджмент уступит место научному менеджменту, тем успешнее пойдут дела в области конкуренции.

Качество стратегии фирмы определяется ее составом и содер­жанием, количеством и глубиной применяемых научных подходов и современных методов. Тенденции экономического развития кон­курентоспособных стран характеризуются резким увеличением затрат на стратегический маркетинг, формирование системы менеджмента, на НИОКР ради многократной экономии на последу­ющих стадиях жизненного цикла объектов и обеспечения их кон­курентоспособности на внешних рынках. Эти вопросы освещают­ся в курсе "Стратегический менеджмент".

Анализ динамики циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый период и на перспективу должен дать ответ на следую­щие вопросы: Как живут наши родители за счет вчерашней при­были? Как мы (дети) живем сегодня? Как мы будем жить завтра? Для ответа на эти вопросы строятся циклы прибыльности каждого товара фирмы (рис. 4.5.).

Рис. 4.5. Динамика циклов прибыльности товара фирмы

На рис. 4.5 показана динамика сменяемости и прибыльности моделей товара одного назначения (наименования). Названия цик­лов - вчерашние "кормильцы", сегодняшние "кормильцы", завт­рашние "кормильцы" - заимствованы из работы Е. В. Деминой. На схеме показан пример воспроизводства моделей товара с приме­нением воспроизводственного подхода, т. е. для поддержания кон­курентоспособности модели каждая будущая модель прибыльнее вчерашней.

Время "T1" - продолжительность проведения стратегического маркетинга, НИОКР и организационно-технологической подготовки производства нового товара. "Т2 - продолжительность выпуска первой модели (освоение, рост, зрелость, спад). Пунктирной лини­ей на первом цикле показан возможный вариант прибыльности модели товара при плохой работе; тогда и по будущим моделям будет меньше прибыль, т. к. не будет средств на инновации. Пере­ход с одной модели на другую в данном примере осуществляется наиболее сложным - параллельно-последовательным методом. Например, в точке "А" одновременно выпускались две модели товара: старая, на стадии спада, снятия с производства и новая, на стадии освоения производства. Прибыль фирмы в точке "А" равна сумме прибыли, полученной со снимаемой модели, и прибыли, полученной с осваиваемой модели. Проще переход с одной моде­ли на другую осуществлять с остановкой производства, перена­ладкой оборудования, освоением прогрессивной технологии. Но в этом случае от данного товара в этот период фирма не будет по­лучать прибыль. На рис. 4.5 в 1998 г. фирма получает максималь­ную прибыль по второй (сегодняшней) модели и несет затраты на создание третьей (завтрашней) модели.

Конкурентоспособность товаров и фирмы следует анализиро­вать по конкретным рынкам и прогнозировать альтернативные варианты товаров одного назначения и сегментов для них. Количе­ство альтернативных вариантов товаров и сегментов рынка долж­но быть не менее трех. Это очень сложная проблема. Она охваты­вает анализ факторов внешней среды фирмы, конкурентоспособ­ности конкурентов по аналогичным товарам, конкурентов поставщиков "входа" системы менеджмента фирмы, организаци­онно-технического уровня производства и др., которые подробно рассматриваются в курсе "Стратегический менеджмент".

Одним из показателей устойчивости функционирования фир­мы и гарантированного ее развития является безубыточность го­довой программы выпуска товара, ее минимальное значение. На рис. 4.6 показана схема определения границы безубыточности программы товара.

К условно-постоянным издержкам относятся издержки на го­довую программу выпуска данного товара, условно (относитель­но) не изменяющиеся при изменении программы выпуска товара. К ним относятся комплексные общецеховые и общезаводские расходы, которые трудно калькулировать на единицу продукции.

К условно-переменным издержкам относятся издержки на го­довую программу выпуска данного товара, изменяющиеся, как правило, пропорционально программе выпуска. К ним относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергию (при наличии индивидуального учета), заработную плату основных производственных рабочих, амортизацию конкретного технологи­ческого оборудования. Эти затраты нормируются на единицу вы­пускаемой продукции.

Левее точки "А", в связи с недостаточной программой выпуска продукции, условно-постоянные издержки будут распределяться между небольшим количеством продукции и доля этих издержек на единицу продукции будет велика, цена товара будет больше рыночной (равновесной) и он не будет реализован. Правее точки "А", наоборот, при сохранении условно-постоянных издержек на программу примерно на прежнем уровне уменьшится их доля на единицу продукции, снизится себестоимость единицы продукции. Себестоимость будет меньше цены, товар будет реализован и бу­дет получена прибыль.

Для нахождения и анализа границ безубыточности конкретных товаров необходимо автоматизировать учет расхода ресурсов.

Методика расчета показателя устойчивости фирмы приведе­на в работе автора /14/.

После анализа перечисленных факторов, предопределяющих сегодняшнее состояние фирмы, выполняется анализ и оценка финансового состояния фирмы. За основу системы показателей, характеризующих финансовое состояние фирмы, рекомендуется принимать следующие:

• показатели ликвидности активов;

• показатели привлечения заемных средств;

• показатели оборачиваемости ресурсов;

• рентабельность продукции и производства;

• устойчивость фирмы.

Конкретная система финансовых показателей фирмы опреде­ляется особенностями отрасли, выпускаемой продукции, разме­ром фирмы и другими факторами. В работах /10, 13, 14/ приведе­ны в качестве примеров различные системы показателей.

Соблюдение системного, маркетингового, динамического и дру­гих подходов менеджмента в условиях ужесточения конкуренции требует, во-первых, проведения анализа конкурентоспособности и рентабельности каждого вида товара на каждом рынке, во-вто­рых, прогнозирования стратегии изменения финансовых показа­телей по товарам, рынкам и фирме в целом. Другими словами, стратегию финансов фирмы следует формировать не сверху, как делается в настоящее время, а снизу: с товаров и рынков . Труд­ная работа. Однако в условиях развития международной конку­ренции устойчивость функционирования фирмы другим путем обес­печить очень и очень трудно.

Список используемой литературы:

«Разработка управленческого решения» Р.А. Фатхутдинов, Москва 1998