Реферат: Развитие самоконтроля на уроках математики в начальных классах

Название: Развитие самоконтроля на уроках математики в начальных классах
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Введение

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых проблема отсутствия системности в реализации целостного развития личности, подготовка её к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям и уровню коммуникативной и информационной культуры.

В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются повышение качества образования в учреждениях образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий и апробация нового содержания.

« Новое содержание» понимается как содержание, способствующее развитию личности ребенка, его становления как субъекта разнообразных форм и видов деятельности, в том числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматривается не только самоизменением индивидом самого себя как субъекта, но и в способности фиксировать эти изменения.

Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона, и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психологических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к культивированию у детей способности к самоорганизации и регуляции деятельности, прежде всего учебной. Психологи указывают, что самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

Изучению роли самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психологических исследований. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Н.И. Гуткина), подчеркивается его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В. Апухтина, Л. Ф. Федорова).

В методической литературе также акцентируется внимание на необходимости развития самоконтроля при вычислительных, орфографических, коммуникативно-речевых умений на материале изучения конкретных тем.

Известно, что эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся, поэтому реализация развивающего обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Как показывает практика начального обучения математике у большинства учащихся навыки самоконтроля и контроля слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Поэтому развитие навыков самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты своего труда становится одной из важнейших задач, стоящих перед учителем.

Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю. Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации и педагог должен быть компетентен в этом вопросе.

Объект - развитие самоконтроля у младших школьников.

Предмет - способы развития самоконтроля на уроках математики в начальной школе.

Цель: обобщение способов развития самоконтроля и их апробация на практике в начальной школе на уроках математики.

Задачи:

1. изучить психолого-педагогическую, методическую литературу;

2. раскрыть сущность понятия самоконтроль;

3. определить педагогическое значение самоконтроля; систематизировать обобщить приёмы развития самоконтроля на уроках математики в начальной школе.

Методы : теоретические: абстрагирование, конкретизация, синтез, анализ;

эмпирические: изучение литературы.

Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля в начальных классах

1.1. Понятие самоконтроля

В начале исследования необходимо дать определение понятию «самоконтроль».

В Словаре русского языка слово «самоконтроль» означает «способность контролировать свои действия, поступки»[1] .

Другое понятие самоконтроля дает словарь «Профессиональное образование»

как «сознательной регуляции человеком собственных действий, состояний и побуждений на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями»[2] .

Термином «самоконтроль» могут быть обозначены особые действия, предметом которых являются собственные состояния свойства человека как субъекта деятельности, общения или самосознания.

В своем исследовании за основу возьмем такое определение самоконтроля как способность человека, благодаря которому он может контролировать процесс и результат своей деятельности на сознательном уровне.

Центральным звеном самоконтроля является управление содержаниями собственного сознания, тем, что субъект считает частью своего « Я». При этом могут быть выделены два вида контроля: аффективный и когнитивный самоконтроль. В первом случае предметом контроля являются эмоциональные процессы побуждения субъекта (чувства и желания). Во втором - его собственные представления, мысли.

Самоконтроль- это социально опосредованное явление, присущее только человеку как общественному существу.

Ребенок появляется на свет как биологическое существо, для которого не характерны социальные формы регуляции поведения. Первоначально движущим механизмом активности младенца выступают исключительно его собственные элементарные побуждения и потребности. Их удовлетворение находится в руках взрослых, и ребенок лишь способен заявлять о своих побуждениях в форме простейших реакций (плач, крик, двигательная активность). Развитие ребенка состоит в освоении им целесообразных практических действий, посредством которых он обретает возможность самостоятельного удовлетворения своих отдельных потребностей. Этот процесс осуществляется в общении с взрослыми, под его непосредственным руководством. Взрослый направляет и регулирует действия ребенка, демонстрирует подлежащие усвоению образцы поведения, осуществляют оценку и контроль. Механизмы контроля сначала выступают для ребенка как внешние, существующие независимо от него. В результате многократных повторений ребенок осваивает причинно-следственную природу человеческой деятельности, постепенно обретает способность предвидеть результаты того или иного шага. Со временем этот предвосхищаемый результат становится самостоятельным и достаточным регулятором активности. Ребенок способен уклониться от определенного действия, влекущего нежелательные последствия только потому, что мысленно ( во внутреннем плане) представляет себе эти последствия и не желает их наступления. Освоение этой способности связано с разрушением определенного внутреннего противоречия. С одной стороны, импульсивные побуждения ребенка толкают его на некоторые шаги; с другой стороны- уже существует опыт торможения подобных побуждений внешним воздействием (наказание, неодобрение и т. п.). Исход такого противоречия может быть различным. Если ребенок имеет достаточную возможность удовлетворения своих основных потребностей, и внешние регуляторы не повергают его в ситуацию депривации, то он оказывается, вполне восприимчив, к разумным ограничениям и осваивает их как собственные, внутренне присущие ему самому регуляторы поведения. От взрослого также зависит, чтобы самоограничение, производное от внешнего ограничения, не выступало для ребенка только своей негативной стороной, но было бы поощрено и одобрено. Становление самоконтроля происходит по мере осознания ребенком того факта, что выбор оптимального решения есть не отказ цели, а способ её достижения приемлемыми средствами.

В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерной для авторитарного воспитания, внешние требования воспринимаются как враждебные и чуждые; не происходит их присвоения в качестве собственных, внутренне присущих человеку норм. При этом формирование способности к самоконтролю затруднено; ребенок не только не стремится усвоить социальные нормы; но, демонстрируя следование им из страха наказания, пытается при любой возможности их обойти. Поэтому ситуация тотального внешнего контроля приводит к негативному результату: у ребенка не формируется способность к самостоятельной нравственной оценке.

Другой нежелательный вариант воспитательной стратегии - так называемый попустительский стиль, когда побуждения ребенка недостаточно регулируются старшими. В этих условиях ребенок не имеет возможности освоить механизмы саморегуляции и самоограничения.

Оптимальная воспитательная стратегия состоит в поэтапном разграничении контрольных оценивающих функций взрослого и ребенка Задача взрослого - соразмерно с темпом формирования этой способности переложить на ребенка права и обязанности по регуляции собственного поведения. На каждом возрастном этапе соотношение внешней и внутренней регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать направлять свое поведение. Достижение этой способности отчасти и знаменует собой наступление психологической и социальной зрелости.

В основе физиологических механизмов самоконтроля лежит обратная афферентация. Возможность контролировать свои действия связана с функционированием специального физиологического аппарата – акцептора действия, выполняющего функцию оценки корой головного мозга результатов любого акта поведения, любого преднамеренного действия, благодаря чему становится возможным определение степени соответствия выполненных актов исходным побудительным раздражителям и внесение в них соответствующих коррективов. Навыки самоконтроля формируются у детей в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности под влиянием взрослых и коллектива. Воспитывать навыки самоконтроля необходимо уже с дошкольного детства, постепенно совершенствуя и усложняя их в процессе возрастного развития. Следует настойчиво учить планировать и контролировать свои действия, следить за собой, отдавать себе отчет в том, что и как они делают, предвидеть результаты своих действий и соотносить их с тем, что требуется. Сопоставляя свои действия с действиями, которые являются правильными в данной ситуации, дети приучаются не только исправлять ошибки в своих действиях, но и предотвращать возможность ошибок, воздерживаться от нежелательных действий. Развитие самоконтроля идет от самоконтроля в области простых движений к самоконтролю в области сложных действий, а затем к самоконтролю в области сложных действий, а затем к самоконтролю деятельности поведения в целом.

1.2. Самоконтроль как деятельность учащихся способствующая их развитию

Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, корректировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий, неправильных поступков.

В начальных классах начинают закладываться способы учебной работы, приемы действий, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем. Занимаясь разработкой технологических приемов развития самоконтроля у детей на уроках в начальной школе, выявлено, что ученик владеет самоконтролем, если:

- умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу);

- изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях деятельности,

- планировать состав действий, определяя субъективные трудности;

- сличать действия с образцом, заданным учителем;

- умеет самостоятельно находить ошибки,

- анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять их; и т.д.

Саморегуляция – контроль и управление человеком собой, своими психологическими процессами, состоянием и поведением. Человек вполне в состоянии управлять всем, что осознается им и находится под контролем его воли.

Самоконтроль в психологии и поведении может осуществляться исключительно на сознательной основе.

Желая избавиться от отрицательных своих качеств, человек намечает цель, планирует и контролирует шаги на пути ее достижения. Всё это - сознательные процессы. Как правило, человек осознает определенные свои способности и интересы, черты характера, мысли и чувства, реакции на обстоятельства жизни. Всем этим, в принципе, он может управлять.

Для того чтобы изменить себя, собственных усилий недостаточно, тем более, если речь идет о формировании самоконтроля у младших школьников. Для этого нужна помощь окружающих, в том числе и учителей, так как со стороны легче контролировать происходящие изменения в поведении человека.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся, и их мотивацию к учению. Самоконтроль укрепляет волю и дух, обеспечивает удержание себя в рамках принятых и внутренне одобренных правил. Он способствует развитию характера в ходе выполнения домашнего задания. Из школы ребенок приходит уставший, и ему естественно хочется отдохнуть. Кроме того, по возвращении домой возникает много других, отвлекающих от учения дел: посмотреть телепередачу, погулять, пообщаться с друзьями, поиграть или просто лечь и немного поспать. Для того чтобы в ходе выполнения домашнего задания укреплялся характер ребенка, необходимо: во-первых, приучать его делать домашнее задание сразу же по возвращении из школы домой или спустя короткое время после отдыха. Во-вторых, начинать выполнение домашнего задания с самых трудных учебных предметов. В-третьих, научиться контролировать себя, всегда тщательно проверять правильность выполнения домашнего задания. Следование этим правилам самоконтроля наверняка будет способствовать развитию волевых и деловых черт характера у ребенка.

Ощущение потребности в самоконтроле и самоанализе начинает проявляться в подростковом возрасте и тогда появляется нужда в тактичной педагогической помощи взрослых. Если такая помощь со стороны педагогов и взрослых была организована ранее, на начальных этапах развития и обучения ребенка, то в подростковый период самоконтроль и самодисциплина позволяет подросткам более сознательно строить свою жизнь и контролировать себя, принимая то или иное решение или какое-либо действие.

Овладение способами самоконтроля не только активизирует процесс учения, расширяя возможности усвоения, но и приводит к качественно новым формам активности, которая выступает как самоактивность ученика в виде самоорганизации, что непосредственно влияет на воспитание личности ученика, определяя его самосознание, отношение к себе, сверстникам и окружающему миру.

1.3.Формирование самоконтроля в учебной деятельности

Формирование учебной деятельности – процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

Понимание того, что самоконтроль нужно формировать в учебной деятельности возникло из необходимости решения следующих проблем:

- ученики представляют себе учебную деятельность нерасчлененной, несамостоятельной, непланируемой;

- учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими учениками;

- допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;

- отсутствуют или не совсем четко сформулированы критерии контроля учебной деятельности;

- педагоги видят эти затруднения учащихся и способны их снимать.

Именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком процесс.

Существует несколько подходов и приемов по формированию самоконтроля в учебной деятельности. Одним из таких подходов является подход. разработанный А.Г.Пачиной[3] . Он выстроен с учетом возрастных особенностей младших школьника, характера его мышления и особенности эмоциональной сферы. Формирование самоконтроля происходит в процессе четырехлетнего обучения в начальной школе. С 1 класса учитель сначала наблюдает за поведением детей и фиксирует исходный уровень развития умений самоконтроля. После чего у учащихся формируются начальные представления о самоконтроле, а именно о результате деятельности, цели, взаимосвязи между результатом, целью и процессом, а также о ходе действий по достижению цели. В конце 1 класса проводится диагностика развития самоконтроля, дети сравнивают свой уровень с исходным, отмечают свой рост.

Во 2 классе происходит повторение знаний о самоконтроле, развивается умение контролировать свой результат, через развитие умения описывать цель и результат, выявлять их существенное признаки, через формирование понятия «знание» как учебной цели.

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученики хорошо представляли себе конечный продукт своего труда. Четкое осознание цели своей деятельности своей деятельности способствует ее эффективной организации, мотивации, что, несомненно, сказывается на результатах усвоения. На специально спроектированных уроках формируется понятие «цель». Большое внимание уделяется конкретизации «незнания» как при постановке учебной задачи, так и в процессе ее решения.( Чему мы договорились научиться? Какая цель наших действий? И т.п.). Когда цель достигнута, ученики соотносят, сравнивают ее со своими представлением при постановке учебной задачи, оценивают. (Что хотели получить и что получили?)

Процесс решения учебной задачи сопровождается графическим изображением, т.е. фиксируются промежуточные результаты на пути достижения поставленной цели.

Организованный таким образом процесс решения учебной задачи способствует формированию самоконтроля как результата деятельности у учащихся, а также подготавливает их к формированию способности к пооперационному контролю.

Умение контролировать процесс достижения цели - пооперационный контроль достигается путем формирования понятия «процесс» через получение знания о действии как о «звене процесса; понимание значимости правильного варианта выбора действий; формирование способа планирования действий через получение знания, что такое «план действий» и способа реконструкции ошибочного действия как способа самоконтроля.

Пооперационный контроль обеспечивает осознанное выполнение учебного задания на всех его этапах, своевременное исправление ошибок. Учащиеся, прошедшие этот этап формирования действия контроля, приобретают умения:

- выделяют и осознают возникшие в процессе решения задачи затруднения;

- осознают, к какому этапу решения задачи относится затруднение;

- могут самостоятельно вернуться к оценке предыдущих этапов решения;

- указать на состав и последовательность выполненных операций

Пооперационный контроль относится не только к выполненным действиям, но и к планируемым, что обеспечивает возможность анализировать работу над учебным заданием еще до фактического его выполнения, предполагать, прогнозировать результат.

Владея такой формой контроля, ученики, получив учебное задание, не спешат сразу его решать. Вначале они планируют ход его выполнения, сопоставляют и оценивают известные им способы решения, сознательно отбирают наиболее рациональные в данных условиях, продумывают возможные последствия их применения и лишь после этого приступают к выполнению задания. Если возникает потребность, ученики могут вернуться к любому этапу выполнения задания, проверить состав выполненных действий, осознать ошибочные и их исправить. Овладение планирующим контролем свидетельствует о том, чтобы учебная деятельность приобрела необходимые черты саморегуляции. Ученики сознательно строят свою учебную деятельность, предвидят возможность возникновения ошибок и затруднений, своевременно намечают меры по их предупреждению.

Так, после целенаправленной работы с учащимися происходят изменения:

- ученики устанавливают связь между результатом действия в ходе его получения;

- различают мыслительные и практические действия в ходе выполнения задания и устанавливают связь между ними;

- строят версии того, «как думали», выявляя при этом разные способы выполнения (правильные и неправильные);

- сравнивают результаты реконструкции, что позволяет ошибавшимся ученикам обнаружить недостающий в их действиях элемент способа, связать с уже имеющимся и исправить ошибку в решении.

После исправления ошибки ученики переходят к выполнению заданий, направленных на усвоение уточненного способа, фиксируя в результате его освоения изменением в себе: «Не мог выполнить задание, а теперь могу».

В 4 классе развиваются умения самоконтроля с использованием заданий разного типа с целью формирования самоконтроля на разных уроках. Ученики фиксируют уровень развития умений в «Картах наблюдения за развитием самоконтроля», сравнивают его с предыдущим, проводится рефлексия.

Существует и другой подход формирования самоконтроля в учебной деятельности, предложенный Тухман И.В.[4] Автор предлагает в качестве дидактического пособия, специально разработанные дневники, содержание которых позволяет каждому ученику на каждом уроке «упражняться» в самоконтроле и самооценке. Кроме того, работа в дневниках способствует более качественно подходить к формированию теоретических понятий по предмету. Дневник состоит из двух частей:1-структура понятия, 2-контрольная работа, показывающая уровень сформированности этого понятия.

Данная методика может использоваться на любых предметах. Для этого учителю необходимо составить технологические карты формирования понятий.

Упражнения на развитие психических процессов и другие формы и методы работы могут применяться на любых уроках, органично вплетаясь в их контекст.

Для инициации у школьников потребности в самоконтроле, осознания его роли в течение всего периода обучения можно использовать приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки». Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются. На основании полученных данных можно сделать выводы о наличии потребности в самоконтроле.

В 1 классе детям предоставляется три попытки внесения разноцветных поправок, во 2 классе – две, в 3 и 4 классах ученик мог вносить исправления один раз. Опыт показал, что качество и количество внесенных поправок позволяют приблизительно определить уровень развития самоконтроля.

В некоторых школах распространена безотметочная система обучения – это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.

С первого дня школьной жизни действия оценки и контроля как у учеников, так и учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование самооценки самоконтроля у учащихся. Самооценка должна предшествовать оценке учителя. Оценка учеником уже выполненной письменной работы, но непроверенной учителем работы способствует формированию самоконтроля и она чаще используется учителем на уроке.

Существуют приемы, формирующие самоконтроль у учащихся в учебной деятельности такие как:

- комментирование детьми выполняемого задания (в том числе коллективное комментирование -«цепочкой»)

- сопровождение комментариев действиями (например, показать руками целое на схеме, провести пальчиками по полоске и т.д.)

- работа с задачами, не имеющими решения;

- определение причин анализируемых ошибок;

- выяснение того, какие ошибки могут быть;

- поиск, придумывание «ловушек» разных видов, обучение этому других;

- нахождение и исправление ошибок (в тексте, схеме и т.д.)

Выводы по главе

Из всего выше сказанного следует, что самоконтроль – это свободное, сознательное, лишенное внешнего принуждения регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений. Становление самоконтроля – один из центральных механизмов социализации; оно связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразования этих норм во внутренние механизмы саморегуляции. Благодаря самоконтролю у ребенка развиваются такие важные качества личности как: трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной перед ним цели, а также добросовестность и самостоятельность в выполнении порученной ему работы, что очень важно для будущей учебной и профессиональной деятельности каждого человека. Формирование самоконтроля в учебной деятельности является процессом последовательным постепенным, имеющим свои определенные цели, этапы и задачи. Существуют методические разработки, приемы и способы формирования самоконтроля, которые внедряются в учебный процесс и благодаря их реализации ученики изначально приобретают навыки самоконтроля, помогающие им в дальнейшем.

Глава 2.Формирование самоконтроля на уроках математики

2.1. Виды работ, способствующие формированию самоконтроля

Существуют некоторые приемы, способствующие развитию самоконтроля на уроках математики на разных его этапах. Вот некоторые из них:

- выделение элементов букв, опорных точек и выбор удобного

направления движения руки

- составление «цепочкой» задачи по данной схеме

- обратные задачи

- подбор вопроса к данному условию задачи

- решение задач с неполными или избыточными данными

- составление для одноклассников задач с неполными или избыточными данными;

- выделение частей и целого

- «лучики» в буквенно-графической модели

- фиксация количества знаков в многозначном числе;

- фиксация места переполнения цифр в разрядах стрелками;

- определение количества цифр в результате сложения или вычитания многозначных чисел точкой

Для формирования самоконтроля у ребенка следует обучить его приему – проверка решения . Оно начинается с того, учитель пишет столбик примеров, в которых ученик должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы чередуются с правильными. Например, так: 2+3=5; 4-2=2; 5-3=3; 4+2=6; 5+2=7; 7+2=8.

Для проверки ученику дают красный карандаш. Против верных ответов он ставит плюс, а неверные зачеркивает, надписывая нужное число сверху.

На втором этапе занятий ученик сам пишет несколько примеров так, чтобы одни были правильны, другие - нет. Листок откладывается на 2-3 дня (для забывания), затем проверяются так же, как раньше проверялось задание, подготовленное учителем. Все эти занятия проводятся в форме игры « в учителя».

Когда ученик научится быстро и точно проверять примеры (записанные как учителем, так и им самим), нужно побудить его применять выработанный навык по отношению ко всем математическим заданиям.

За исправления никогда не следует ругать, так как самоисправления – это первая форма самоконтроля.

Кроме данных приемов на практике распространены некоторые способы и упражнения по развитию самоконтроля у школьников. С целью формирования навыка самоконтроля и коммуникативных умений в ходе изучения математического материала учителя начальной школы создают в классах математическую картотеку , содержание которой должно соответствовать Государственному стандарту по математике. Математическая картотека состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов и информационных карточек по следующим разделам: арифметические действия, задачи, геометрический материал, величины, алгебраический материал.

На карточках-вопросах учащиеся помещают задания, придуманные или взятые из дополнительных источников (книг, журналов, Интернета). На карточках-ответах учащиеся записывают образцы решения данных заданий. Информационные карточки включают материал, необходимый для ответа на вопрос, помещенный в первой карточке. На первом этапе работа строится таким образом: ученик выбирает карточку-вопрос, с которой хотел бы работать, отвечает на вопрос в своей тетради или на чистой карточке, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу и оценивает его.

Примерные карточки

Карточка-вопрос

Проведи в каждом треугольнике 2 отрезка так, чтобы на каждом рисунке получилось 6 треугольников

Обозначь отрезки буквами и запиши названия полученных треугольников.

Карточка-ответ


ADC,DKC,KBC,АКС,DВС,АBC ABE, AEF,AFC,ABE,AEC, ABС

Информационная карточка

Каждой точке можно дать «имя», чтобы различать эти точки. Для этого принято около точки ставить одну из заглавных букв. Обозначить точку значит назвать ее какой-нибудь буквой.

Буквенные обозначения позволяют коротко и ясно фиксировать результаты решения, кратко формулировать многие объяснения и задачи.

При обозначении фигур следует употреблять заглавные буквы латинского алфавита (некоторые из них пишутся и произносятся на русском и латинском языках одинаково: А, О, М, Е, К, Т).

Отрезок – часть прямой линии, заключенная между двумя точками.

Треугольник – это многоугольник, у которого три вершины и три стороны.

Эффективность работы по составлению математической картотеки обуславливается наличием уже сформировавшихся в процессе обучения таких первоначальных умений и навыков, как чтение текста, поиск нужного задания, умение пользоваться рисунками, схемами, чертежами, таблицами, составление заданий по аналогии.

Работа с математической картотекой может происходить следующим образом: ученик берет карточку-вопрос, отвечает на него в тетради, изучив предварительно материал в информационной карточке, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу. Такая работа окажет положительное влияние на формирование самоконтроля у младших школьников.

Кроме этого с первого класса можно применять на уроках математики так называемую «мозаику». Это нехудожественная аппликация, а решение примеров. Заключается эта работа в следующем: берутся две карточки одинакового размера и расчерчиваются на одинаковые прямоугольники. На одной карточке пишутся примеры, а на другой, в соответствующих местах, ответы. На обратной стороне карточки с ответами наклеиваются забавные рисунки, и разрезается карточка по линии разметки. Получается таблица с примерами и отдельные карточки с ответами. Решая пример, ученик находит ответ и кладет его на место примера. Так заполняется вся таблица. Потом каждый ответ переворачивается, и если все примеры решены, верно, то получится рисунок. Детям очень нравится эта работа. Этот вид работы дает учителю возможность проверить весь класс за минимальное количество времени, а тратить время на проверку не надо, так как ученик проверит себя сам, что конечно способствует развитию самоконтроля у учащихся.

С целью формирования самоконтроля и навыков устных вычислений используются серии дидактических игр. Например, игра « Математические пазлы» , которые состоят из: а) поля с ответами, на котором собирается какое-либо изображение; б) пазлов с заданиями. Каждый ученик получает поле с ответами, на котором он будет собирать картинку, и набор пазлов, с одной стороны, которых изображен фрагмент картинки, а с другой - числовое выражение. Ученик должен вычислить значение выражения, найти этот ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх. Если все вычисления выполнены правильно, то получится, например, иллюстрация к сказке «Теремок». Побеждает учащийся, справившийся с заданием первым.

Игра «Лесенка» . Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого, задание дается в виде лесенки. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так примеры, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Например, на первой ступеньке пример «5-4» и отсюда ответ на пример совпадает с номером ступеньки. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

Игра «Число-контролер» Ученики получают карточки с примерами:

2-1= 3-1= 0+3= 9-9=

1+1= 7-7= 5-3=

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать – сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Другая форма работы над самоконтролем предполагает следующее: ученики разбиваются на пары и работают с карточками, на одной стороне которых записаны примеры на таблицу умножения и деления, а на другой – ответы. Учащиеся решают примеры, откладывая в сторону карточки с числовыми выражениями, значения которых найдены неправильно. Учитель оценивает работу, например, по заучиванию таблицы умножения и деления на «5» следующим образом: за одну ошибку ставится «4», за две ошибки-«3», за три и более ошибки – незачет. Результаты опроса вывешиваются ежедневно на доске. Дети видя свои результаты, и если, например в графе «Таблица умножения на 5 » у ученика нет отметки (незачет), то он понимает, что именно эту таблицу он должен повторить. Ученикам не надо говорить, какие примеры им надо решать, чтобы исправить свои отметки только на «5». Они сами находят на перемене перфокарты с табличными случаями умножения и деления и быстро пишут ответы в тетрадях. Такая работа позволяет учителю иметь полную картину успеваемости учащихся, своевременно проводить необходимые корректирующие мероприятия и развивает самоконтроль у учащихся.

Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся могут узнать о своих достижениях или промахах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

В-15

С.8 №4

С.15 №5

Учитель может внедрять на уроке математики задания с карточками . На каждой карточке записано задание из учебника. Делается 20-30 карточек такого вида:

Учитель решает задание всего один раз, а ответы записывает в тетради самоконтроля. Вот так: В-1: 5,8 3-7,6 5-7,10

В-2: 4,7 4-8,9 6-8,11

Проверять такие карточки по тетради самоконтроля у учителя может каждый ученик, начиная со 2 класса. Учитель проверяет все тетради класса за несколько минут. Обычно в карточках предлагается 2-3 задачи, можно брать и примеры. Тогда дети будут писать только ответы, а учитель по ответам проверит решение у ребенка.

Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке своих работ. Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Каждый ученик решает свою задачу. Затем они проверяют решение друг у друга, и решают еще одну общую задачу, после чего сверяют ответ с ответом учителя. Это позволяет детям убедиться в правильности решения задачи.

на одинаковые прямоугольники.дующем: берутся две карточки одинакового вопрос, помещенный в первой карточкеть государственному 2.2. Текстовая задача как средство формирования самоконтроля

Текстовая задача – мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей.

В процессе решения младшим школьником текстовой задачи можно выделить следующие этапы:

· мотивационный, связанный с актуализацией интересов и мотивов учения;

· ориентировочный, на котором происходит анализ текста задачи, установление связей и зависимостей между данными и искомыми, перевод выявленных зависимостей на язык математических выражений и составление плана решения задачи;

· исполнительный, непосредственно связанный с реализацией плана решения задачи;

· контрольно – оценочный, на котором осуществляется проверка решения задачи.

Именно на последнем этапе у учащихся зачастую возникают затруднения, так как навыки самоконтроля у большинства слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Для решения данной проблемы учителя могут использовать некоторые задания для формирования у школьников самоконтроля на отдельных этапах решения текстовой задачи.

Задача 1. Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковые детали. Сколько деталей он изготовит за 4 часа?

После самостоятельного решения задачи ученик получает контрольную карточку с записью полного решения задачи.

1)72:6=12 (деталей)

2)12х4=48 (деталей)

Проверяя себя, ученик сравнивает свое решение с образцом, предложенным в карточке. В случае если решение не совпадает с образцом, ученик возвращается еще раз к условию задачи, внимательно анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях.

Учащиеся, затрудняющиеся в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе с условием задачи получают карточку, на которой записана схема решения задачи:

1) : =

2) х =

В схему могут быть введены некоторые числовые данные, например:

1) 72 : = 12

2) х = 48

Схематический образец решения задачи на карточке помогает ученику спланировать последовательность своих действий по ходу решения задачи, способствует формированию самоконтроля на этапе выбора арифметических действий, которыми решается задача.

Задача 2. В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов было в вазе?

Вместе с задачей ученик получает карточку, на которой записано два варианта решения, одно из которых не верно:

1) (7+2) +7=16

2) (7-2)+7 =12

Задание состоит в следующем: « Внимательно прочти задачу и выбери правильное решение». Для выбора правильного решения ученику необходимо произвести анализ предложенных вариантов решения в плане установления соответствия арифметических действий характеру отношений между данными задачами.

Задача 3. Девочка купила 8 конфет, а мальчик – 5 таких же конфет . Какой из вопросов можно поставить к условию задачи:

1) Сколько всего конфет купили дети?

2) На сколько меньше конфет купила девочка, чем мальчик?

3) Сколько стоит одна конфета?

Задание на выбор правильного вопроса к данному условию способствует формированию самоконтроля на этапе анализа условий задачи.

Задача 4. На карточке даны тексты двух и более задач, их краткие записи и решения. Учащимся дается задание: «Установите соответствие между условием, краткой записью и решением задачи.

Задачи:

1) В вазе – 10 роз, во второй – на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?

2) В двух вазах 10 роз. В первой – 4 розы. Сколько роз во второй вазе?

Краткие записи:

А) 1- 10

2 -? на 4 больше

Б) 1 – 10

2 - ? на 4 меньше

В) 1 – 4

2 - ?

Г) 1 – 4

2 – 10

Решения:

1) 10+4=14

2) (10+4)+10=24

3) 10-4=6

4) 14+10=24

Ученик рассуждает, сверяет результаты совершаемых в уме действий с представленными на карточке вариантами решения задач и делает свой выбор. Выбор соответствующей записи для каждой задачи и оценка их решения активизирует действие самоконтроля, а также способствует развитию гибкости, устойчивости, самостоятельности мыслительной деятельности. Осознанность действий ученика станет ясна при объяснении данного выбора. Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле, о сформированности актуального контроля на уровне произвольного внимания.

На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных, включенных в условие задачи. Ученик должен объяснить, что обозначает каждое выражение для данной задачи, и выбрать подходящие выражения для решения.

Таким образом, предложенные варианты заданий к задачам нацеливают ученика на осознанный контроль своих действий, анализ их содержания, последовательности, правильности и соответствия заданным схемам и образцам действий.

2.3. Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике

Фрагмент урока математики во 2а классе

Тема: Периметр прямоугольника

Цели: 1) объяснить способ нахождения периметра прямоугольника;

2) формировать навыки самоконтроля, развивать мышление и память;

3) воспитывать аккуратность и чувство товарищества.

Тип: изучение нового материала

Оборудование: набор «математических пазл» (20шт.).

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

IОргмомент

- Настраиваемся на урок математики

II Устный счет

Обобщение

IV Систематизация полученных знаний

Обобщение

- Предлагаю вам поиграть в игру под названием «Математические пазлы». Работать будете в паре со своим соседом. Каждая пара получает «поле» с ответами, на котором вы должны собрать картинку. К «полю» прилагается набор пазл с заданием с одной стороны, а с другой на них изображен фрагмент картинки.

12+16, 45-30, 20+10, 41+9, 47+7, 60-40, 55-44, 34+26, 72-6, 35+35, 40+12, 93-12, 71-10, 56+24, 63-40.

- Вы должны вычислить значение выражения, найти этот ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх. Если вы все вычисления выполняете правильно, тогда у вас получится картинка. А какая именно узнаете, когда все сделаете. Победит тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

- Молодцы, с заданием справились! Оценивание работы.

-Решим задачу №3. Прочитайте задачу про себя и ответьте на вопрос: О чем идет речь в задаче?

- Миша прочитает нам задачу, а вы выберете из задачи слова для краткой записи.

« У дедушки было 12 белых и черных кроликов. Черных было 8, а остальные белые. Сколько белых кроликов было у дедушки?»

- Какие слова возьмем для краткой записи?

-Сколько было черных кроликов?

- Что еще известно в задаче?

-Что нужно найти?

Ч. – 8 к.

Б. - ? 12 к.

- Сколько действий в задаче? Решите ее самостоятельно и запишите ответ.

1) 12-8=4 (к.)

Ответ: было 4 белых кролика.

_ Свой ответ прочитает Ваня. Как решал?

- У кого не так?

Составим задачу обратную данной. Что значит слово «обратная задача» ?

- Кто сможет по краткой записи составить обратную задачу?

- Что неизвестно?

-Что нужно найти?

Ч. - ?

Б. – 4 к. 12к.

- Решите самостоятельно.

1)12-4=8 (к.)

Ответ: было 8 черных кроликов.

Свой ответ зачитает Дима. Объясни, как ты решал задачу.

- Самостоятельно составьте еще одну обратную задачу по краткой записи.

Ч. – 8 к.

Б.- 4 к. ?

Работа над задачей аналогична предыдущим.

- Правильно ли вы решили самую первую задачу? Почему?

- Найдем значения выражений под №7. Решаем в столбик, а рядом пишем проверку. Каким действием проверим сложение? А вычитание?

-Решите данное задание самостоятельно.

-82 +16 +37 -95 -49 +65 -100

46 46 58 37 38 35 65

16 82 95 58 11 100 35

- Правильность ответов к выражениям проверьте друг у друга, исправьте карандашом ошибки своего соседа.

-Кто не допустил ошибок?

-У кого одна ошибка? Две? Три?

-Оцените работу соседа и поставьте отметку в тетрадь на полях.

- Прочитаем задание №5. Какая запись дана? Прочитайте ее главные слова.

Было - ?

Использовали – 5 кг и 6 кг

Осталось – 30 кг

О чем может идти речь в данной задаче? Где мы можем употребить эти слова. (в столовой или магазине)

- Что известно в задаче?

-Что нужно найти?

Составьте устно по краткой записи.( спрашиваются 2 -3 человека)

- Чью задачу будем решать?

Примерная задача: В столовой для приготовления котлет использовали сначала 5 кг мяса, потом еще 6 кг. После чего мяса осталось 30 кг. Сколько мяса было изначально?

-Зная, что использовали сначала 5кг, а потом 6кг, что мы сможем найти?

-Каким действием?

-А можем ли мы найти, сколько было всего? Каким действием?

- Почему именно сложением?

- Решите задачу самостоятельно.

1) 5+6=11(кг)

2) 30+11=41(кг)

Ответ: изначально было 41 кг мяса.

- Свой ответ зачитает Валя. У кого не так?

- Проверьте задачу составлением обратной.

Анализ урока: В соответствии с типом урока была определена его структура. На этапе устного счета применялась дидактическая игра «Математические пазлы». Дети с интересом выполняли, порученную им работу. Учащиеся работали в парах и индивидуально. Там, где работа проходила в парах, каждый ученик (поочередно) самостоятельно находил значение выражения и его ответ на «поле». Те ребята, которые все делали по правилам игры – быстро и правильно справились с заданием. Однако были дети, которые не смогли решить быстро данные им выражения и поэтому начали собирать картину, не производя вычислений, вследствие чего не успели за остальными и не справились с заданием. Остальные же смогли проверить себя по собранной ими картинке. Данная игра развивает у детей не только навыки устных вычислений, но и формирует навыки самоконтроля, кроме того, работа в парах реализует воспитательную задачу урока, способствуя воспитанию у учащихся сотрудничества и коллективизма в выполнении общей работы. Все это положительно влияет на учебный процесс.

На этапе систематизации полученных знаний проходила работа над текстовой задачей. Составление обратной задачи к данной и составление задачи по краткой записи являлись важными приемами формирования самоконтроля, т. к. именно при такой работе над задачей у детей происходит глубокое осознание своих действий, что является важным фактором развития самоконтроля.

При работе над выражениями применялись приемы формирования самоконтроля такие как: проверка решения и взаимопроверка. Эти приемы активизируют внимание детей к заданию и повышают интерес к действиям контроля, что очень важно при обучении математике в начальной школе.

Фрагмент урока математики во 2б классе

Тема: Связь между компонентами при умножении

Цели: 1) раскрыть связь между компонентами при умножении;

2) развивать навыки самоконтроля, мышление и память;

3) воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Тип: изучение нового материала

Оборудование: карточки с выражениями.

Этапы

I Оргмомент

II Устный счет

Игра «Число – контролер»

Обобщение

IV Закрепление изученного материала

Обобщение

Обобщение

Деятельность учителя и учащихся

- Каждый из вас получает карточки с выражениями, значение которых вы должны найти и ответы записать карандашом рядом с каждым выражением. Затем все полученные ответы устно сложить и записать только полученную сумму. После мы проверим ваши результаты.

35-25=10 88-78=10 66-46=20 14-0=14

3+17=20 2х3=6 10х2=20 18-18=0

На обороте карточки: 100

- У кого какое число получилось? (спрашиваются 3-4 ученика)

- Переверните карточку, какое число там дано?

- Как думаете, для чего оно здесь изображено? (это ответ)

- У кого именно это число, поднимите руку? У кого не так?

- Найдите ошибки в своих вычислениях и исправьте их самостоятельно.

Отметить тех, кто быстро и правильно справился с заданием.

- Решим задачу под №3. Вася читает вслух, а вы должны ответить на вопрос: О чем эта задача?

Цена одной булочки 5 рублей. Сколько стоят 3 такие булочки?

- Так о чем же эта задача?

- Для краткой записи мы возьмем следующие слова: цена, количество, стоимость.

-Назовите цену одной булочки?

-Что показывает цена?

-Что нужно найти в задаче?

Цена

Количество

Стоимость

5 руб.

3 б.

?

5 руб.

?

15 руб.

?

3б.

15 руб.

-Что обозначает число 3?

-Что нам неизвестно? ( стоимость)

-А если точнее то, сколько денег нужно уплатить за 3 булочки, т. е. их стоимость.

-Как мы это можем узнать, если нам известна цена одной булочки и количество таких булочек?

-Каким действием?

-Решите самостоятельно.

1) 5х3=15(руб.)

- Какой ответ получился у Миши? Как нашел?

-Кто согласен?

-Запишите ответ.

Ответ: 15 рублей стоят 3 булочки.

- Как мы находили стоимость? Запишем формулой.

Ц х К = С

-Какое задание дано к этой задаче? (составить задачи обратные данной)

-Устно составьте обратную задачу.

-Что будет не известно? (количество)А известно?

-Если известна стоимость и цена, как найти количество?

-Каким действием?

-Какая формула получится?

С : Ц =К

-Решите самостоятельно.

1) 15 : 5= 3 (б.)

-Сколько получилось?

-Как решали?

-Скажите ответ.

Ответ: 15 рублей заплатили за 3 булочки.

-Составьте еще обратную задачу к данной.

-Что будет неизвестным?

-Как найти цену, если известна стоимость и количество?

-каким действием?

-Составьте формулу.

С : К = Ц

Решите задачу.

1) 15 : 3=5 (руб.)

Ответ: 5 рублей стоит одна булочка.

-Как найти сумму? Количество? Стоимость?

Анализ урока: При проведении данного урока используются приемы для развития самоконтроля такие как: дидактическая игра «Число- контролер» и прием составления обратной задачи. Применение игры на этапе устного счета способствует активизации внимания учащихся к учебному материалу, кроме того, развиваются навыки самоконтроля при сравнении полученного результата с образцом. Хорошо прошла работа над задачей на этапе закрепления изученного материала, которая была продолжением работы по теме урока. Дети познакомились с новыми величинами: цена, количество, стоимость. При нахождении данных величин используется исследовательский метод, когда дети самостоятельно выводят формулы. Такая работа способствует развитию логического мышления, а при составлении обратной задачи формируется навык контроля над своими действиями.

Выводы по главе

Для формирования самоконтроля на уроках математики учителя могут использовать различные приемы и формы организации работы с учащимися. Все они нацелены на выработку умений контролировать свои действия в учебной деятельности. Работа по зачетной системе, создание в классе математических картотек, тестовые задания, математические игры - все это способствует развитию самоконтроля у учащихся. Такие задания усиливают мотивацию и активизируют внимание ученика, формируют ответственное отношение к выполнению контроля над собой.

Особым средством формирования самоконтроля в начальной школе является задача. Решение задачи и выполнение различных заданий к ней, например, составление обратной задачи или проверка ее решения являются основными действиями для развития самоконтроля.

Уроки, проведенные в базовой школе, показали, что развивать самоконтроль можно на каждом уроке математики, так как проверка к решенным задачам, выражениям, уравнениям является обязательным действием учащихся. Однако не все дети любят выполнять проверку к решенным заданиям, поэтому учителю необходимо так строить этот вид деятельности, чтобы привлекать интерес учащихся к самоконтролю. Например, на этапе устного счета можно применить дидактическую игру, которая поможет учащимся овладеть навыками самоконтроля, а учителю такая форма работы позволяет проследить за развитием навыков самоконтроля и навыков устного счета у учащихся.

Заключение

Нашей целью было определить способы развития самоконтроля на уроках математики и применить некоторые из них на практике. Было выделено несколько способов – это дидактические игры, тестовые задания, работа с карточками, математическая картотека, взаимопроверка и другие.

Анализ литературы по проблеме формирования самоконтроля в начальной школе на уроках математики показал, что самоконтроль является важным компонентом учебного процесса и его развитие играет не последнюю роль в формировании личности ученика.

В практической части данной работы представлены не только приемы формирования навыков самоконтроля, но и фрагменты уроков, главной целью которых является развитие самоконтроля. Формируя у учеников функции самоконтроля по средствам различных игр, тестовых заданий, приемов проверки и взаимопроверки, а также при решении текстовых задач, решается задача диагностики и коррекции освоения учащимися и учебной задачи, и предметных знаний. Одновременно с этим у детей развивается умение анализировать, сравнивать, находить ошибки в собственных рассуждениях и математических вычислениях. Ученики овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля, что свидетельствует о процессе формирования у них учебной деятельности.

Разработанные фрагменты уроков, помогут студентам на педагогической практике использовать на уроках математики различные приемы формирования самоконтроля, ведь формирование самоконтроля в начальной школе на уроках математики обеспечивает успешность и результативность не только процесса обучения, но и процесса воспитания и развития школьников.

Перспектива дальнейшей работы по данной тематике видится в поиске более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на различных этапах урока математики.

Список литературы

1) Андреева И.В. Педагогика и психология. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 256 с.

2) АнуфриевА.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 272 с.

3) Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (метод. основы). – М.: Просвещение, 1982. – 192с.

4) Бантова М.А. и др. Методика преподавания математики в начальных классах. Пособие для пед. училищ. Под ред. М.А. Бантовой. – М.: Просвещение, 1973.- 304 с.

5) Венгер А. Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. – 160с.: ил. – (Б-ка школьного психолога)

6) Дусавицкий А.К. Некоторые особенности формирования действия контроля в 1 классе //Нач. школа. – 2002. - №17. – С.14

7) Зарупина Т.Р., Зиновьева М.П. Использование тестовых заданий для тематического контроля по математике // Нач. школа.-2003. - №10. – С.110.

8) Иванова Г.С. Применение тестовых заданий с элементами самоконтроля //Нач. школа.-2005.-№3. – С.32-33

9) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

10) Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288 с.

11) Пачина А. Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа. – 2004. - №11. – С.31-37

12) Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608с.

13) Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 – 528с.: ил.

14) Педагогическая энциклопедия. Гл.ред.: И. А. Каиров (глав.ред.), Ф.Н. Петров (глав.ред.) и др., т.3, М.: «Советская энциклопедия», 1966. – 888 столб. с ил.

15) Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989. – 258 с. – ( Б-ка для родителей)

16) Потапенко Н.В. Игра «Математические пазлы» //Нач. школа. – 2006. - №9. – С.91

17) Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: ПМЦ СПО, 1999. -538 с.

18) Психология: Популярный словарик/ Сост.А.Д. Андреева, Т.В. Вохмякина, Н. И.Гуткина и др.; - М.: Издательский центр «Академия»» ИЦ «Кафедра», 1998. – 96с.

19) Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – кн.2: Психология образования. – 608с.

20) Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. – 750 с.

21) Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 160 с.

22) Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа. – 2004. - №2. – С.20-24.

23) Фридман Л.М. Школьная психологическая служба: формы деятельности// Народное образование. – 2001. -№2. – С.136-141.

24) Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с. ил.

25) Шикова Р.Н., Бологова Е.И. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач// Нач. школа. – 2000. - №1. – С. 37-40.

26) Шимулис П. А., Винграс А. А. Молодым родителям. Справочник. М.: СП «Квадрат», Каунас ЗАП. «Аиета», 1992 - 347с.

27) Яковлева Н. П.Формирование действий контроля и оценки у младших школьников//Нач. школа. – 2006. -№7. – С.22-23.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ СПО «Тулунский педагогический колледж»

Курсовая работа

по методике преподавания математики

Формирование самоконтроля на уроках математики в начальных классах

Выполнила: студентка 3 А группы,

специальности 050709

Преподавание в начальных классах Иванченко Елена Александровна

Научный руководитель:

Блинова Татьяна Кузьминична

- преподаватель математики высшей

квалификационной категории

Тулун – 2007

Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы формирования самоконтроля в начальной школе ……………………………………………………………………………….. 6

1.1. Понятие самоконтроля………………………………………………………6

1.2. Самоконтроль как деятельность учащихся, способствующая их развитию……………………………………………………………………...10

1.3. Формирование самоконтроля в учебной деятельности…………………..13

Выводы по главе……………………………………………………………………19

Глава 2. Формирование самоконтроля на уроках математики………………….20

2.1. Виды работ, способствующие формированию самоконтроля…………...20

2.2. Текстовая задача – как средство формирования самоконтроля…………26

2.3. Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике……………………………………………………………………..30

Выводы по главе…………………………………………………………………...38

Заключение

Список литературы


[1] Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз, 1989.-С.534.

[2] Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: ПМЦ СПО,1999. – С.401.

[3] См: Пачинова А. Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа.-2004.-№11.-С.31-37

[4] Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников//Нач. школа.-2004.-№2.-С.20-24.