Контрольная работа: Контрольная работа по Cемейному праву опека

Название: Контрольная работа по Cемейному праву опека
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

Содержание

1 Опека (попечительство) над несовершеннолетними детьми. 3

2 Тесты.. 15

3 Задача. 16

Список используемых источников. 17

Приложение А - Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. 18

Приложение Б - Установление и прекращение опеки и попечительства над детьми 19

Приложение В - Опека и попечительство над детьми. Права и обязанности. 20


1 Опека (попечительство) над несовершеннолетними детьми

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей - одна из правовых форм защиты их личных и имущественных прав и интересов, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет. Попечительство - над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Цели опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, определены в п. 1 ст. 145 СК РФ, это:

- содержание, воспитание и образование детей;

- защита их прав и интересов.

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин "дети, оставшиеся без попечения родителей". Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка .

В п. 1 ст. 121 СК РФ названы наиболее распространенные причины, по которым дети утрачивают попечение родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными; болезнь, длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Из приведенного в п. 1 ст. 121 СК РФ перечня следует, что причины могут быть как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Другие причины утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда, такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).

Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей. Отсутствие в СК ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребенок растет в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощенные положением ребенка-беженца, временного переселенца.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст.121 СК, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

В случае, когда возникает проблема в определении степени заботы родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей, для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома - неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.

Следует иметь в виду, что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать в больнице - отец в местах лишения свободы, отец лишен родительских прав - мать, бросив ребенка, уехала в неизвестном направлении и т.п.

Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается СК на органы опеки и попечительства.

Таким образом, утрата родительского попечения - факт, имеющий юридическое значение. Он порождает беззащитность несовершеннолетнего гражданина, а соответственно и необходимость принятия мер по его защите. Одной из них и будет передача на опеку или попечительство.

Причинами утраты родительского попечения могут быть:

- смерть родителей;

- лишение их родительских прав;

- ограничение в родительских правах;

- признание родителей недееспособными;

- болезнь, длительное отсутствие родителей;

- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства.

Государство через органы опеки и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без родительского попечения.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления: районная, городская, районная в городе администрация по месту жительства несовершеннолетнего или по месту жительства опекуна (попечителя).

К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся:

- выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

- учет детей, оставшихся без родительского попечения;

- выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;

- осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей. /Приложение А/

Данная деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на ее осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей.

Статья 122 СК устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учета на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов РФ) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ) уровнях.

Своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей является важной предпосылкой для принятия органами опеки и попечительства мер по защите их прав и интересов. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребенка.

Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться в органы опеки и попечительства.

Семейный кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование. Цель такого обследования - проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребенком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

На основании первичного обследования составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).

Все данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству.

Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом. Так, КоАП РФ устанавливает ответственность за данное правонарушение в статье 5.36.

Кодекс в интересах детей, обеспечения скорейшего их устройства в семью вносит существенные коррективы в порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (как и ранее, в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет, в государственный банк данных.

В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования и науки РФ. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) - оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ.

Невозможность подобрать опекуна или попечителя может обусловить устройство нуждающегося в опеке или попечительстве ребенка в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только проживание, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь .

За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность.

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д.

Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, бытовых вопросах, вопросах материального обеспечения и т.д. Опекуны и попечители обязаны предъявлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам. Особенно важным представляется вопрос о отчуждении жилой площади, на которой прописаны или которой владеют несовершеннолетние.

Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. /Приложение Б/ Местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства. В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимание обстоятельств (например, в случае, если подопечный уже проживает в семье лица, желающего стать его опекуном) опекун (попечитель) может быть назначен по его месту жительства.

Все документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются управомоченным на то лицом, которое готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Выносится это постановление главой местной администрации единолично. Оно обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и действительно на всей территории Российской Федерации.

Срок установления опеки (попечительства) - один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему-либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии со ст.123 СК

Гражданский и семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. /Приложение В/ В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав.

Данный перечень требований расширен в п. 3 ст. 146 СК РФ, где сказано, что опекунами или попечителями не могут также стать лица:

1) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;

2) ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

3) у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченные в родительских правах;

4) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;

5) которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

Рассматривая пункт 5 перечисленных требований, необходимо сказать, что был утвержден специальный перечень заболеваний, к числу которому относятся:

- туберкулез;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические заболевания;

- инфекционные заболевания, до снятия с диспансерного учета;

- психические заболевания, вследствие которых больной был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

- алкоголизм, наркомания, токсикомания;

- заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающей трудоспособность .

Из сказанного вытекает, что при решении указанных выше вопросов требуется предоставление медицинских документов об отсутствии перечисленных заболеваний. Это не может не создавать серьезных трудностей при устройстве детей, лишившихся попечения родителей, в частности, при установлении опеки (попечительства) бабушек и дедушек над внуками после смерти их родителей. Представляется, что в интересах детей органы опеки и попечительства должны проявлять в подобных ситуациях более гибкий подход. Целесообразно было бы также предусмотреть возможность временной выплаты пособий на детей в тех случаях, когда своевременное решение вопроса об устройстве ребенка в семью, где он фактически находится, задерживается из-за сбора медицинских документов.

При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного.

Опекун (попечитель) получает опекунское удостоверение. Одновременно заводится личное дело подопечного.

Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка определены в статье 150 СК РФ. Права и обязанности опекунов и попечителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и интересов аналогичны правам и обязанностям родителей ребенка, закрепленных в ст.63, 64 СК.

Различие состоит в том, что у опекуна (попечителя) права и обязанности ограничены по времени. Они прекращаются с достижением подопечным совершеннолетия, а также в случаях, когда несовершеннолетний вступает в брак или объявляется его эмансипация. Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) служит также его освобождение или отстранение. И, наконец, опекун перестает быть обладателем этих прав, если опека установлена на определенный период времени, обозначенный в решении (постановлении) органа опеки и попечительства. Прекращение прав и обязанностей опекуна (попечителя) касается как личной, так и имущественной сфер жизни ребенка, находившегося под опекой.

Так же, как и родитель, опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания своего подопечного. Однако при этом ему следует учитывать, во-первых, мнение ребенка, во-вторых, рекомендации органов опеки и попечительства. Подобное предписание больше носит рекомендательный характер и имеет педагогическое содержание, ориентирующее на установление в опекунской семье благоприятной атмосферы.

Поскольку опека (попечительство) является контролируемой формой семейного воспитания, в необходимых случаях опекун, во-первых, может обратиться за советом в органы опеки и попечительства, во-вторых, этот орган вправе корректировать действия и поступки опекуна (попечителя) как воспитателя. Опекун имеет также права на различного рода льготы, помогающие ему осуществлять воспитание подопечного.

Так же, как и родитель, опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения подопечного до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение несовершеннолетним основного общего образования.

Опекун управомочен государством в установленном законом порядке защищать права, интересы недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. От его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения.

За вред, причиненный несовершеннолетним подопечным, не достигшим 14 лет, опекун несет ответственность. Причем обязанность возместить вред, причиненный малолетним (не достигшим 14 лет), не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Согласно п.1 ст.36. ГК и п.5 ст.150 СК, обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Однако он получает на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в данном регионе для содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детском интернатном учреждении на полном государственном попечении. Эти средства выплачиваются детям, находящимся под опекой (попечительством), родители которых умерли или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи: с лишением их родительских прав или отобранием детей без лишения родительских прав; с признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными и объявлением их умершими; с длительной болезнью, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей; с отбыванием наказания в местах заключения и нахождения под стражей в период следствия; с розыском органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, неустановлением сведений об их местонахождении.

Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных, родители которых: не могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам; находятся в длительных служебных командировках; проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания.

Не назначаются и не выплачиваются средства на подопечных, которые находятся в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении или содержатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения.

Все вопросы о назначении денежных средств на подопечного рассматриваются, как правило, одновременно с установлением опеки и попечительства. Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечным 16-летнего (учащимся образовательных учреждений - до 18-летнего) возраста.

Основанием для прекращения выплаты денежных средств является свобождение опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей при устройстве подопечного в дом ребенка, детский дом, дом-интернат, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлении его и т.п. Прекращение выплаты денежных средств на ребенка производится по распоряжению органов опеки и попечительства. При переезде опекуна (попечителя), получающего денежные средства на содержание подопечного, на новое место жительства выплата этих средств продолжается.

Семейный кодекс уделяет особое внимание правам и интересам детей, находящихся под опекой (попечительством). /Приложение В/

Права детей, находящихся под опекой (попечительством) закреплены в статье 148 СК.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 СК.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) обладают также правами, предусмотренными статьей 55 (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками) и статьей 57 (право ребенка выражать свое мнение) Семейного Кодекса РФ.

Семейный Кодекс РФ подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны, ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой - находится в особом положении. Каждый подопечный имеет прежде всего право на воспитание в семье, но теперь этой семьей является семья опекуна (попечителя). И только в исключительных случаях, когда опекун (попечитель) не может по уважительным причинам сам осуществлять воспитание, он вправе прибегнуть к временной помощи детского учреждения. Отсюда проистекает право несовершеннолетнего на заботу со стороны опекуна (попечителя), заменяющего родителей.

Осуществляя личное воспитание несовершеннолетнего, опекун (попечитель) поддерживает непосредственный и постоянный контакт с ним, даже если место их проживания зарегистрировано по разным адресам. Поэтому, по общему правилу, они должны жить вместе. Исключение делается только для подростков, достигших 16 лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства.

Чаще всего отдельно живут дети, обычно работающие или обучающиеся в средних, высших учебных заведениях. Попечитель обязан регулярно посещать своего подопечного. Что же касается детей более раннего возраста, то правило о совместном проживании опекуна и подопечного применительно к ним исключений не имеет. Однако в любом случае, живет ли опекун (попечитель) на площади своего подопечного или, наоборот, последний на площади своего опекуна (попечителя), ни один из них не приобретает права на жилую площадь другого.

Источниками средств существования подопечного, предоставляемых ему государством, являются денежные средства на содержание опекаемых детей, а в случаях, когда они не выплачиваются, - пособия, причитающиеся гражданам, имеющим детей. Материальной базой для подопечного являются получаемые им алименты, выплачиваемые его опекуну (попечителю). Если алименты на ребенка не выплачиваются, опекун (попечитель) должен принять меры к их получению с родителей ребенка. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей не допускается.

Суммы полученных алиментов, пенсий и пособий являются собственностью ребенка. Однако право распоряжаться ими в интересах ребенка принадлежит заменяющим родителей лицам (усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям). Они обязаны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребенка (п.2 ст.60 СК).

Ребенок имеет право на собственные доходы, эти доходы, в свою очередь, служат созданию условий его содержания. Порядок распоряжения причитающимися подопечному средствами определяется ст. 26 и 28 ГК РФ. Облегчают условия содержания подопечного и различного рода льготы, в числе которых бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси) на основании единого билета.

Гражданское законодательство определяет право ребенка самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Эти возможности ребенка зависят от его возраста и определяются статьями 26 и 28 ГК РФ. Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет вправе, например, самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять право автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки. Все другие гражданско-правовые сделки, связанные с реализацией имущественных прав ребенка, он совершает с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителя, попечителя). Причем эти сделки будут действительны и в том случае, если родители (лица, их заменяющие) впоследствии одобрят их в письменном виде. Из этого общего правила есть исключение: суд при наличии достаточных данных по просьбе родителей (лиц, их заменяющих) или органов опеки и попечительства может либо ограничить, либо лишить ребенка в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иным доходом. Причиной тому может послужить, в частности, использование причитающихся ребенку сумм на приобретение спиртных напитков, наркотиков. При ограничении этого права несовершеннолетний распоряжается своими доходами только с согласия родителей (лиц, их заменяющих), а при лишении права в интересах несовершеннолетнего распоряжаются его доходами родители (лица, их заменяющие).

Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам.

Малолетние (несовершеннолетние, не достигшие 14 лет) в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителями (лицами, их заменяющими) или третьими лицами с согласия последних.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут безвозмездно пользоваться предоставляемым им имуществом, принимать подарки. Они вправе также сами распоряжаться средствами, которые им выдают родители (лица, их заменяющие), а если эти средства им вручают другие члены семьи или вовсе посторонние лица, необходимо согласие на то родителей (лиц, их заменяющих). Подобного рода требования продиктованы главным образом соображениями педагогического порядка. Но в любом случае малолетний не может сам совершить сделку, если она требует нотариального удостоверения или государственной регистрации. Что касается детей в возрасте до 6 лет, то все сделки от их имени могут совершать только родители (лица, их заменяющие).

СК РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение . Закрепление этого права подчеркивает, что в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы.

Таким образом, законодательно закреплено что дети, оставшиеся без попечения родителей требуют особого внимания. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) закреплены в статье 148 СК. Объем прав детей, находящихся под опекой (попечительством) не отличается от объема прав любого несовершеннолетнего, но в силу их положения особую значимость приобретают право ребенка на общение с родителями и другими родственниками и право ребенка выражать свое мнение.

Освобождение опекуна от исполнения ими своих обязанностей возможно по его просьбе и при наличии указанных в Законе причин. Освобождение происходит если опекун добросовестно исполняет свои обязанности.

Отстранение происходит при ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей и влечет за собой целый ряд установленных Законом неблагоприятных последствий.

Существует несколько оснований для прекращения опеки и попечительства. Опека над несовершеннолетними прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в попечительство. С наступлением совершеннолетия прекращается и попечительство, установленное над ребенком. Существуют и некоторые исключения из общего правила (вступление в брак до достижения совершеннолетия п.2 ст. 21 ГК РФ и эмансипация ст. 27 ГК РФ). Опека и попечительство так же могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей вследствие решения органа опеки и попечительства.


2 Тесты

2.1. Кто имеет право оспаривать запись об отцовстве (материнстве):

А)прокурор, орган опеки и попечительства, лицо, записанное в качестве родителя ребенка;

Б)опекун (попечитель) ребенка, орган опеки и попечительства, лицо, записанное в качестве родителя ребенка;

В)опекун (попечитель) ребенка, опекун родителя, признанного судом недееспособным, сам ребенок при достижении возраста 18 лет.

2.2. В отношении имущества родителей и детей закон устанавливает принцип:

А)раздельности имущества;

Б)общей собственности;

В)долевой собственности.


3 Задача

Через 3 года после смерти жены гражданин Калинин, имеющий ребенка в возрасте 13 лет, женился на гражданке Марьиной, которая при заключении брака приняла фамилию мужа. Между мачехой и пасынком сложились хорошие отношения, было достигнуто взаимопонимание. Исходя из этого год спустя после государственной регистрации заключения брака, Калинина решила усыновить ребенка своего мужа. Однако инспектор департамента образования, куда Калинины обратились за советом, заявила, что усыновление невозможно, поскольку законом запрещается усыновление, если разница в возрасте межу усыновителем и усыновленным менее 16 лет.

Разъясните, кто прав в этой ситуации.

Решение:

В соответствии со статьей 128 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 г. (в ред. от 04.05.2011 г. № 98-ФЗ) разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет, по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется. Следовательно, инспектор департамента образования был не прав.

Для усыновления гражданкой Калининой ребенка необходимо согласие ее супруга, т.е. его отца (ст. 129, 133 Семейного кодекса РФ) и согласие усыновляемого ребенка на усыновление, так как ребенок достиг возраста десяти лет, но так как в задаче сказано, что между мачехой и пасынком сложились хорошие отношения, то согласно п. 2 ст. 132 Семейного кодекса РФ данного согласия не требуется.

Список используемых источников

1. Конвенция ООН "О правах ребенка" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №45. - Ст.955.

2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в изданиях "Российская газета", N 7, 21.01.2009; "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445; "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. ФЗ от 30.11.1994 N 51-ФЗ В ред. от 26.06.2007.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. ФЗ от 26.11.2001 N 146-ФЗ. В ред. от 03.06.2006 с изменениями от 29.12.2006.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от13.06.1996 в ред. от 24.07.2007 с изменениями и дополнениями от 07.09.2007.

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ. в ред. от 21.07.2007.

7. Об актах гражданского состояния. ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ. в ред. от 18.07.2006.

8. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ. в ред. от 22.08.2004. // СЗ РФ 23.12.1996, N 52, ст. 5880.

9. О государственном Банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. ФЗ от 16.04.2001 N 44-ФЗ. // СЗ РФ 23.04.2001, N 17, ст. 1643.

10. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М.: Юристъ, 2005.

11. Гонгало Г.М., Крашенинниеов П.В. Семейное право: Учебник. М. Статут, 2007.

12. Гуев А.Н.Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ 2004.

13. Еремичев И.А., Страунинг Э.Л. Семейное право: Альбом схем: Учебное пособие. – М.: Инфра, 2002.

13. Корнеева И.Л. Семейное право Российской Федерации: Учебное пособие. М.:Проспект, 2005.

14. Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник. – М.: Юрист, 2008.

15. Муратова С.А. Семейное право: Учебное пособие. – М.:Эксмо, 2005.

16. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. – М.: Юрист, 2006.

17. Рузакова О.А. Семейное право: учебное пособие, 2007.

18. Тарусина Н.Н. Семейное право: Учебное пособие. М.: Проспект,2006.


Приложение А

Схема 1 - Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей


Приложение Б

Схема 2 - Установление и прекращение опеки и попечительства над детьми


Приложение В

Схема 3 - Опека и попечительство над детьми. Права и обязанности