Реферат: Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Название: Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..2

1. Государственный бюджет…………………………………………….4

2. Бюджетный дефицит…………………………………………………10

2.1.Способы финансирования дефицита…………………………….13

3. Государственный долг……………………………………………….17

3.1. Стабилизация и управление государственным долгом………..22

3.2. Цели управления внешним долгом……………………………...23

Заключение……………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………..29

Введение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

При проведении бюджетно-налоговой политики важную роль играет государственный бюджет, в котором отражены все доходы и расходы государства. В соответствии с ним государство осуществляет хозяйственную деятельность, проводя внешнюю и внутреннюю политику. Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста.

Решение проблем, связанных с формированием и использованием бюджетов всех уровней, обеспечивает снятие социальной напряженности в стране. Именно поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций должны сегодня представлять в деталях, как формируются и исполняются бюджеты, как действует налоговый механизм.

Бюджет нашей страны - это "больное место ", каждый год его принимают после длительных политических баталий.

Не менее актуальным в наши дни является вопрос о госдолге. Это бремя многих стран мира. Госдолг тормозит развитие экономики.

В ходе проводимого анализа были рассмотрены различные информационные источники.

Так, по мнению Акперова И.Г. государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Исследование практической составляющей данной темы проводилось посредством статей из различных периодических изданий, а также аналитические материалы, позволяющие проводить анализ исследуемой темы.

Так например сноваавторы статей

Предметом изучения настоящей работы является дефицит государственного бюджета и государственный долга как фактора, воздействующего на экономическое развитие страны.

Целью моей работы является рассмотрение следующих задач:

1. Государственный бюджет.

2. Бюджетный дефицит.

3. Государственный долг.

В соответствии с поставленными задачами курсовая работа состоит из трех глав.

1. Государственный бюджет

Государственное регулирование экономики может осуществляться посредством как денежно-кредитной политики, так и бюджетно-налоговой, или фискальной политики.

Центральным понятием бюджетно-налоговой политики является государственный бюджет, являющийся важным звеном в финансовой системе. Он объединяет такие понятие, как налогообложение, государственные расходы и государственный кредит. Но это не просто финансовый документ, утвержденный в качестве закона. Именно вокруг бюджета государства организована вся финансовая система в целом, а также финансовое планирование и прогнозирование, осуществляемое на основе проводимой государством финансовой политики. Посредством государственного бюджета происходит мобилизация денежных средств и их распределение.

Бюджет государства состоит из расходной и доходной частей, которые в разных странах имеют свои особенности.

Доходы бюджета на 2010 год составляют 6,95 триллиона рублей (предполагается, что к 2012 году они вырастут до 8,1 триллиона). Доходная часть государственного бюджета в основном базируется на поступлении налогов, являющихся обязательными платежами юридических и физических лиц в пользу государства. Именно в процессе поступления налогов в государственный бюджет формируется та финансовая база, которая позволяет государству выполнять свои главные функции. Основные налоги, обеспечивающие поступление денежных средств в государственный бюджет, законодательно закреплены за ним. К таким налогам относятся:

1) Подоходный налог (с физических лиц и на прибыль предприятий)

2) Налоги на расходы (на добавленную стоимость, на продажи, акцизы)

3) Поимущественные налоги (на собственность, дарения и наследства)

Сущность налогов в полной мере отражается через такую форму как денежные взносы граждан, необходимые для содержания аппарата власти. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций. Манипулирование налогами и налоговыми льготами позволяет оказывать существенное воздействие на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Кроме того, налоги классифицируют как прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц. Косвенные налоги взимаются путем установления надбавки к цене товаров и услуг.

Прямые налоги обычно прогрессивные: чем выше доход налогоплательщика, тем большая его доля изымается государством в виде налога. Косвенные налоги напротив регрессивные. Их доля в доходе находится в обратной зависимости от величины дохода. В этом смысле они социально не справедливы.

В структуре налоговых поступлений в государственный бюджет РФ около половины составляют косвенные налоги, а подоходные налоги- примерно треть, еще приблизительно пятая часть налоговых доходов- прочие налоги, в значительной степени поимущественные. Кроме того, в основном за счет взносов работодателей формируются внебюджетные социальные фонды. По существу они представляют собой целевые прямые налоги, сумма которых превосходит прямые налоги государственного бюджета. В целом, с учетом внебюджетных целевых поступлений, доходы государства наполовину состоят из прямых налогов, в том числе почти на треть из взносов в социальные фонды, и более чем на одну треть – из косвенных налогов. (табл 1)

Таблица 1

Структура доходов государственного бюджета РФ и внебюджетных фондов в 2008 году (в % к ВВП)

Доходы - всего 38,4

из них:

налог на прибыль организаций

6
налог на доходы физических лиц 4
единый социальный налог 1,9
НДС 5,1
акцизы 0,9
налог на совокупный доход 0,4
налоги на имущество 1,2
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 4,2
доходы от внешнеэкономической деятельности 8,6
доходы от использования имущества, находящегося в госуд. и муниц. собственности 1,1
платежи при пользовании природными ресурсами 0,3
безвозмездные поступления 0,2
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 0,2

Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. М., 2009.

Помимо того, что через бюджет аккумулируются денежные средства, с его помощью также осуществляется распределение этих средств на удовлетворение нужд государства.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования, по основным макроэкономическим показателям в 2010 году они составят 9,89 триллиона рублей.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. С помощью различных экономических рычагов государство регулирует личные доходы, перераспределяя национальный доход в пользу наименее обеспеченных слоёв. Важнейшими среди них являются социальные выплаты или дотации (трансферты) населению: пособия по безработице, помощь иждивенцам и инвалидам, больным, пенсионерам и престарелым, пособия на детей, жилищные субсидии. Социальная помощь может быть оказана также в виде предоставления бесплатного питания, оказания медицинской помощи, предоставления единовременных денежных пособий. Именно благодаря этой функции рыночную экономику в ряде стран называют “социально-ориентированной”, т.е. создающей высокий уровень социальной защиты населения. Среди всех экономически развитых стран особое место по этому показателю занимает Швеция. Трансферты в ней - один из самых высоких в мире, государственные расходы ежегодно составляют более 60% ВНП, из них более половины приходится на трансферты. В США на реализацию социальных программ ежегодно затрачивается более 10% национального продукта.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства.

Оборонная функция - это обеспечение существование нации, защита её суверенитета, национальных границ. Для выполнения этой функции необходимо иметь оснащённую армию, разведывательные органы, комплекс предприятий, производящих вооружение, сеть научно-исследовательских лабораторий и институтов. Кроме этого, для защиты своих национальных интересов ряд государств имеют за границей военные базы, контингенты вооружённых сил. Расходы на эти цели во всех странах значительны. Как правило они превышают все другие расходы, составляя 20-30% всех расходов государства. Особенно быстро растут расходы на проведение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) по созданию вооружений и военной техники. (см. табл. 2)

Таблица 2

Структура государственных расходов РФ в 2008 году (в % к ВВП).

Расходы - всего: 33,6

из них:

на общегосударственные вопросы

3,1
на национальную оборону 2,5
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 2,6
на национальную экономику 5,4
на ЖКХ 2,8
на социально-культурные мероприятия 17,1

Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. М., 2009.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры и т. д. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулировании экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

2. Бюджетный дефицит.

Важной характеристикой государственного бюджета является соотношение его доходной и расходной частей. Выделяют три типа соотношения доходных и расходных статей бюджета. В первом случае для государственного бюджета характерно полное соответствие его доходной и расходной статей. Государственный бюджет, отвечающий данным условиям, в экономической литературе называется сбалансированным. Если же наблюдается несоответствие между доходной и расходной статьями государственного бюджета, то это говорит о наличии профицита, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами, либо дефицита государственного бюджета, который выражается в недостатке доходной части. Естественно, наиболее предпочтительной будет ситуация, когда государственные доходы полностью соответствуют потребностям государства в денежных средствах. Однако, на практике сбалансированный бюджет имеет место крайне редко. Чаще всего государство сталкивается с ситуацией, когда расходная часть государственного бюджета превышает его доходную часть. В этом случае принято говорить о дефиците государственного бюджета.

Таким образом, под дефицитом государственногобюджета в современной экономической литературе понимается величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году.

В современной России проблема бюджетного дефицита оказалась наиболее тяжелой финансовой проблемой. Дефицит консолидированного бюджета составил, по данным Министерства финансов, в 2002 г. 5,8% ВВП, в 2003 г. - 5,2, в 2004 г. - 8,9, в 2005 г. дефицит снизился до 3,6, а в 2006 г. он возрос до 4,3% ВВП.

В 2010 году запланирован дефицит в 2,94 триллиона рублей (6,8 процента ВВП). При этом предусматривается последующее сокращение дефицита до 3 процентов в 2011 году. Дефицит планируется покрывать в первую очередь за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также внутренних и внешних заимствований.

Столь высокий размер дефицита обусловлен завышенным объемом государственных обязательств, а также тем, что налоговая система не смогла приспособиться к условиям переходной экономики. Это выражалось в массовом уклонении от налогов (по оценке, в бюджет в середине 90-х годов не поступало от 30 до 50% подлежащих уплате налогов).

В первые годы рыночных реформ бюджетная политика России была направлена в основном на минимизацию бюджетного дефицита. Такое направление политики объяснялось двумя причинами: во-первых, сохранение значительного бюджетного дефицита поддерживало высокий уровень инфляции, а во-вторых, столь высокий дефицит исключал возобновление сколько-нибудь устойчивого экономического роста.

Сокращение бюджетного дефицита превратилось в России в одну из острейших политических проблем, так как ввиду невозможности увеличения доходов государство пыталось решить данную проблему путем сокращения бюджетных расходов. Однако этому препятствовало наличие в российской экономике обширного сектора, зависящего от государственных заказов или дотаций (ВПК, АПК, угольная промышленность, социальная сфера).

В рамках политики минимизации бюджетного дефицита были резко сокращены расходы по финансированию народного хозяйства, в незначительной мере производилась индексация социальных выплат и заработной платы в бюджетной сфере. Кроме того, значительная часть бюджетных расходов социального характера, перекладывалась с федерального уровня на региональный и местный уровни. Возник своего рода порочный круг: «сжатие» бюджетных расходов, сопровождавшееся углублением кризиса неплатежей, вело к падению объемов производства, за которым следовало новое падение реальных бюджетных доходов и расходов.

В проведении бюджетной политики России сформировались два варианта. Один вариант (либеральный) предполагает стимулирование экономического роста через решительное преодоление налогового кризиса и связанной с ним зависимости бюджета от внутренних и внешних заимствований, а также сокращение расходов путем проведения структурных реформ (военной, пенсионной, жилищно-коммунальной и др.). Другой вариант основывается на идее о принципиальной неспособности частного бизнеса накапливать капитал и инвестировать его в производство. Поэтому государство должно активно направлять инвестиционную деятельность всех экономических агентов. Предполагается, что только оно способно аккумулировать финансовые ресурсы и разумно их инвестировать. В основе этого предположения лежит проявившаяся в переходной экономике слабость частной финансовой системы, которая не может привлечь на длительный срок внутренние сбережения и повысить их общий уровень.

2.1. Способы финансирования дефицита .

Благодаря широкому распространению кейнсианской теории, с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики.

В период экономического спада органы государственного регулирования часто сознательно создают дефицит государственного бюджета, который способствует увеличению совокупного спроса, и тем самым приводит к стабилизации экономической ситуации.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита во многом зависит от способов его финансирования, среди которых выделяют:

1). Кредитно – денежную эмиссию;

2). Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет;

3). Выпуск займов.

Кредитно-денежная эмиссия, как правило, используется в странах с переходной экономикой. Такой способ финансирования по определению является инфляционным, так как происходит непосредственная монетизация дефицита государственного бюджета. Также монетизация дефицита бюджета может происходить в случае, если Центральный Банк осуществляет покупки на открытом рынке государственных ценных бумаг, согласовывая свои действия с Правительством.

Если Правительство решает покрыть дефицит государственного бюджета путем непосредственной денежной эмиссии, то это может привести к возникновению инфляционного налога. Этот налог возникает в результате превышения темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВВП, что приводит к увеличению общего уровня цен в экономике, т.е. возникновению инфляции. В этих условиях налогоплательщикам выгодно затягивать отчисления в бюджет, потому что нарастание инфляционной напряженности приводит к обесцениванию денег, в результате чего выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и финансовая неустойчивость в стране значительно усиливаются. Монетизация государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. (см. табл.3)

Таблица 3

ИСТОЧНИКИ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2010 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

Сумма (тыс. рублей)

│ Наименование 2010 год │ 2011 год │ 2012 год │

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 2 936 910 907,6 1 934 113 566,8 1 611 353 397,8

ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО

ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 2 507 330 610,0 1 419 717 127,4 1 036 508 018,8

Разница между средствами,

поступившими от размещения

государственных ценных бумаг

Российской Федерации, номинальная

стоимость которых указана в

валюте Российской Федерации, и

средствами, направленными на их

погашение 568 382 355,7 748 597 978,0 236 514 368,3

Изменение остатков средств на

счетах по учету средств

федерального бюджета в течение

соответствующего финансового года 2 245 870 113,4 762 400 000,0 812 900 000,0

в том числе:

изменение остатков средств

Резервного фонда 1 860 103 725,1 0,0 0,0

изменение остатков средств Фонда

национального благосостояния 385 766 388,3 762 400 000,0 812 900 000,0

Иные источники внутреннего

финансирования дефицита

федерального бюджета -306 921 859,1 -91 280 850,6 -12 906 349,5

ИСТОЧНИКИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 429 580 297,6 514 396 439,4 574 845 379,0

Разница между средствами,

поступившими от размещения

государственных займов, которые

осуществляются путем выпуска

государственных ценных бумаг от

имени Российской Федерации и

номинальная стоимость которых

указана в иностранной валюте, и

средствами, направленными на их

погашение 552 509 670,1 612 134 737,1 680 139 992,5

Разница между полученными и

погашенными Российской Федерацией

в иностранной валюте кредитами

иностранных государств, включая

целевые иностранные кредиты

(заимствования), с учетом

средств, перечисленных из

федерального бюджета российским

поставщикам товаров и (или) услуг

на экспорт в счет погашения

государственного внешнего долга

Российской Федерации,

международных финансовых

организаций, иных субъектов

международного права и

иностранных юридических лиц -54 628 361,0 -46 722 023,2 -45 061 254,9

Иные источники внешнего

финансирования дефицита

федерального бюджета -68 301 011,5 -51 016 274,5 -60 233 358,6

Проблема такого способа финансирования дефицита как увеличение налоговых поступлений в бюджет связана с тем, что применение данного метода возможно лишь на долгосрочной перспективе. Это обусловлено тем фактом, что правительству необходимо провести целый комплекс налоговых реформ, нацеленных на снижение процентных ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается снижением степени встроенной стабильности экономики. Кроме того, снижение налоговых ставок провоцирует рост эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок. Рост процентных ставок возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном предложении. Более того, такие действия могут привести к увеличению бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.

Кривая Лаффера строится на предположении, что при увеличении ставок налога налоговые поступления возрастают. Но дальнейшее увеличение налоговых ставок приводит лишь к сокращению налоговых поступлений.

Для развитых стран характерно обслуживание дефицита государственного бюджета через эмиссию государственных облигаций. Если дефицит государственного бюджета покрывается с помощью государственных займов, то это приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок, что влечет за собой снижение инвестиций в частный сектор экономики, а также снижение потребительских расходов. В результате возникает эффект вытеснения, ослабляющий стимулирующий эффект фискальной политики.

Такой способ финансирования нередко рассматривают как альтернативу монетизации дефицита государственного бюджета. Если государственные облигации размещаются среди населения или в коммерческих банках, то инфляционное напряжение оказывается меньше, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

При выпуске государственных займов возникает государственный долг, который государство будет вынуждено возвратить. Государственный долг представляет собой накопленную сумму задолженности правительства. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Согласно выше изложенному дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами.

Первый способ заключается в непосредственной денежной эмиссии для покрытия дефицита, однако такой способ финансирования приводит к возникновению инфляции. Следующий способ финансирования предполагает увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет. Но у этого метода имеется существенный недостаток. Дело в том, что реализация данного способа финансирования невозможна в краткосрочном периоде. Кроме того, необходимо помнить, что снижение налоговых ставок может привести к снижению налоговых поступлений в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера. Наконец, последним способом финансирования является выпуск займов. Такой способ финансирования принято считать неинфляционным. Это справедливо на краткосрочном временном интервале, однако в долгосрочной перспективе долговое финансирование может способствовать нарастанию инфляционных процессов.

В условиях рыночной экономики государственный бюджет является одним из инструментов достижения основных макроэкономических целей, таких как рост производства, достижение устойчивого экономического развития и борьба с инфляцией.

3. Государственный долг

Заимствования для покрытия дефицита государственного бюджета ведут к возникновению государственного долга. Государственный долг - накопленная сумма дефицитов государственного бюджета.

Из – за необходимости обращаться к займам государство выпускает и продает государственные ценные бумаги – обязательства государства перед кредиторами. Оно может делать займы на разные сроки. К краткосрочным относятся займы сроком до года. В этом случае государство предлагает кредиторам свои векселя, краткосрочные долговые обязательства. Займы на срок свыше одного года относятся к средне- и долгосрочным. Прибегая к средне- и долгосрочным займам, государство выпускает облигации. В практике РФ наиболее известны государственные краткосрочные обязательства и среднесрочные облигации федерального займа.

Займы берутся на определенный срок, по достижению которого взятую сумму необходимо возвратить. Кроме того, займы предоставляются под определенный процент, выплаты которого называются обслуживанием государственного долга. Государственные долговые обязательства могут продаваться на внутреннем рынке и за рубежом. Соответственно различаются внутренние и внешние (зарубежные) займы, внутренний и внешний долг государства. При внешних займах ценные бумаги предлагаются зарубежным кредиторам, а сами займы выплачиваются в иностранной валюте. При внешних заимствованиях правительство РФ обращается к международному валютному фонду (МВФ) и Мировому банку, к Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов, выпускает еврооблигации. Кроме того к валютным займам РФ относятся облигации государственного внутреннего валютного займа.

(см. табл. 4,5)

Таблица 4

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 декабря 2009 года
Категория долга млн. долларов США млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) 37 942,0 25 505,5
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации
1 054,0 708,5
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 857,9 1 248,9
Задолженность перед официальными
кредиторами - бывшими странами СЭВ
1 334,9 897,3
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 1 231,9 828,1
Задолженность перед международными финансовыми организациями 3 841,2 2 582,2
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 17 638,9
Задолженность по ОВГВЗ 1 778,1 1 195,3
в том числе:
ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 176,4
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России 0,0
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте 604,4 406,3
*-- в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте;
** Объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.
*** Потенциальный объем требований иностранных коммерческих кредиторов бывшего СССР, подлежащих выверке в целях признания коммерческой задолженности бывшего СССР.

Таблица 5

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНУТРЕННИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

2011 И 2012 ГОДОВ

(тыс. рублей)

2010 2011 2011
Государственные внутренние заимствования 568 382 355,70 748 597 978,00 236 514 368,30
в том числе: государственные ценные бумаги 568 382 355,70 748 597 978 236 514 368,30

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более обеспеченным, то есть те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. В-четвертых, государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие по размерам основные производственные фонды. Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Возникает необходимость управления долгом. Под управлением государственным долгомпонимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.

Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Методы управления государственным долгом включают конверсию и консолидацию. Конверсия-это изменение условий займа, касающихся доходности, то есть уменьшения или увеличения размеров выплачиваемых процентов по займам. Консолидация- это изменение условий займа, связанное с их сроками.

3.1. Стабилизация и управление государственным долгом.

Управление государственным долгом является одним из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

3.2. Цели управления внешним долгом

1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести также бюджетные цели, такие, как сглаживание неравномерности налоговых поступлений и финансирования текущих бюджетных расходов;

2. политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;

3. социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга, несвоевременное осуществление платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики и, как следствие, является фактором, который может самым серьезным образом влиять на экономическую безопасность страны. В теории подобное явление называется "тиски зависимости", на практике это означает фактическое банкротство страны.

Государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее. Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики, и затрагивает практически все элементы экономической системы.

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение. Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год. Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, ориентируется на значительные внешние заимствования. Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

- финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;

- бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;

- смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом. В российской практике большое распространение получил наименее эффективный способ - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.

Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах. Необходимо отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации ее в акции предприятий в нашей стране практически не применялись.

Заключение

Целью данной курсовой работы является анализ влияния дефицита государственного бюджета и государственного долга на экономическое развитие страны.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования и распределения денежных средств, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Он объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и поэтому является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Правительство может воздействовать на экономическое развитие страны посредством государственного бюджета. В период экономического спада уместно целенаправленное создание дефицита бюджета. Умышленно увеличивая государственные расходы и/или снижая величину налогообложения, Правительство оказывает существенное воздействие на совокупный спрос и объем национального продукта, что позволяет стране преодолеть экономический спад.

Из – за необходимости обращаться к займам государство выпускает и продает государственные ценные бумаги – обязательства государства перед кредиторами.

Займы берутся на определенный срок, по достижению которого взятую сумму необходимо возвратить. Кроме того, займы предоставляются под определенный процент, выплаты которого называются обслуживанием государственного долга. Государственные долговые обязательства могут продаваться на внутреннем рынке и за рубежом. Соответственно различаются внутренние и внешние (зарубежные) займы.

Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Методы управления государственным долгом включают конверсию и консолидацию.

Государственный долг является составной частью экономической системы, оказывая прямое и косвенное воздействие на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции и так далее.

Таким образом, государственный долг влияет на экономику страны в целом, а возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики, и затрагивает практически все элементы экономической системы.

Список литературы

1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в РФ – М.: Финансы и статистика 2002г.

2. Федеральный закон от 2.12.09 №308- ФЗ « О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 2012 годов (принят ГД 20.11.09)

3. 3. Федеральный закон от 2.12.09 №308- ФЗ « О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 2012 годов (принят ГД 20.11.09)

4.