Реферат: Налоговая система Российской Федерации 10

Название: Налоговая система Российской Федерации 10
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Содержание:

Введение………………………………………………………………….

Глава 1. Основы налогообложения

1.1. Сущность и функции налогов…………….……………...

1.2. Элементы и структура налогов………………….……….

1.3. Классификация налогов…………………………….…….

Глава 2. Налоговая система

2.1. Структура налоговой системы……………………………..

2.2. Принципы налогообложения……………………….………

2.3. Принципы построения налоговой системы……………….

Глава 3. Налоговая система Российской Федерации

3.1.Характеристика системы налогообложения РФ………......

3.2. Основные проблемы налогового законодательства РФ.....

Заключение………………………………..…………………….

Глоссарий……………………………………………………..…

Литература………………………………………………………..

3

4

7

9

12

16

21

24

28

33

34

37

Введение

Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.

Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике налогообложение населения играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

Цель настоящей работы – на основе исследуемого материала дать характеристику системе налогообложения в России.

В работе рассмотрены лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и до настоящего времени многие методологические аспекты налогообложения трактуются учеными и практиками неоднозначно. Дискуссионный характер теоретико-практических положений о налогах отражает не только трудности становления в России адекватной рынку практики налогообложения. Он свидетельствует о разработке новых научных подходов к решению проблем методологии налогов.

Пока же не все теоретические проблемы, касающиеся содержания базисных понятий "налог", "налогообложение", "налоговые системы", "налоговый механизм", и системные взаимосвязи между ними исследованы в такой мере, чтобы на их основе формулировать закономерности развития налогообложения, создавать новые налоговые концепции и строить оптимальную налоговую систему России.

Глава 1. Основы налогообложения

1.1. Сущность и функции налогов

Налоги - одно из важных понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообло­жения в целях определения их места в экономической систе­ме. Вместе с тем проблема понимания природы налогов обус­ловлена тем, что налог - понятие не только экономичес­кое, хозяйственное, правовое, социальное, философское и историческое, но прежде всего понятие финансовой науки, жестко связанное с категориями "государство", "бюджет го­сударства".

Налоги, являясь экономической категорией, имеют глу­боко исторический характер. Они менялись вместе с разви­тием государства.

В современном понимании налог - это обязательный, при­нудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или опера­тивного управления денежных средств в бюджет и внебюд­жетные фонды в определенных законом размерах и в уста­новленные сроки в целях финансового обеспечения государ­ства и его территориальных образований.

Признаками налога являются:

· императивность (безусловность, категоричность), ко­торая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода (согласно закону) государству, а в случае не­выполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

· смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в соб­ственность государства (субъекта Федерации, местного са­моуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

· безвозвратность и безвозмездность передаваемой час­ти дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной ча­сти своего дохода;

· легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взима­ние только с законных операций.

Налоги исторически являются одним из основных источ­ников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустрой­ство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников пополнения казны, ко­торые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, яв­ляются той его частью, на которую государство не затрачи­вает средств.

Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Можно выделить три функции налогов: распределительную; фискальную; контрольную. Причем распределительную функцию можно разделить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Другая функция налога с населения как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

1.2. Элементы и структура налогов

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы на­лога.

В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться уста­новленным.

Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основ­ными элементами налога являются:

Объект (предмет) налогообложения - это имущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в со­ответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная ха­рактеристика объекта (предмета) налогообложения.

Источник налога - доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).

Налоговая ставка - размер налога или величина налого­вого исчисления на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый оклад - сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежа­щая внесению в соответствующий бюджет.

Единица (масштаб) налога - единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления окла­да налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квад­ратных метрах и других единицах измерения.

Сумма налога - сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

Налоговая льгота - снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отно­шению к другому плательщику налога.

Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется:

· зависимостью экономики (бюджета) от налогов на раз­личные виды доходов;

· влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога;

· зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);

· зависимостью колебания самих налогов (налоговых ста­вок) от изменения параметров элементов налога и т. д.

1.3.Классификация налогов

Классификация налогов - это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация на­логов имеет не только научный аспект, но прежде всего практическую направленность и позволяет более полно ха­рактеризовать изучаемый предмет, каковым являются нало­ги в общей системе налогообложения.

Анализ многих работ экономистов, занимающихся про­блемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обоб­щая их, можно выделить ряд характерных признаков, кото­рые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы. Рассмотрим некоторые из них:

По иерархии уровня власти или принадлежности к уров­ню управления и власти налоги бывают федеральные, регио­нальные и местные. В основу классификации признака поло­жена иерархия уровня власти, издающей закон о налогооб­ложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок ис­числения и уплаты налогов.

По объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребле­ния и т. д. В основу классификации налогов положен признак, характеризующий:

♦ операции по реализации товаров (работ, услуг);

♦ имущество;

♦ доход;

♦ прибыль;

♦ природные ископаемые и т. д.

Признак имеет стоимостную оценку, количественную или качественную характеристику, с наличием которых у нало­гоплательщика в соответствии с законом возникает обязан­ность по уплате налога.

По источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода (заработной платы, прибыли), выруч­ки, себестоимости продукции и т.д. В основу классификации положен признак дохода субъекта налога, из которого вно­сится оклад налога в бюджет.

По субъекту уплаты различают налоги, взимаемые с фи­зических или юридических лиц. В основу классификации по­ложен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).

По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщи­ка существуют налоги прямые и скрытые (косвенные). В осно­ву классификации положен принцип перелагаемости налога не­посредственно на товар (услуги, продукты и т. д.).

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, по­доходный налог с физического лица, налог на прибыль с орга­низации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д.

Прямые налоги можно подразделить на реальные и лич­ные. В основе такого деления лежит признак финансового положения налогоплательщика.

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов иму­щества, товаров или деятельности, независимо от финансо­вого положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают финансовое положение нало­гоплательщика и взимаются с источника дохода (с заработ­ной платы, прибыли, дивидендов и т. д.).

Скрытые (косвенные) налоги взимаются принудитель­но в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж и др. Скрытые (косвенные) налоги можно подразде­лить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фис­кальные) и таможенные пошлины.

Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми об­лагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на опре­деленной стадии воспроизводства.

Монопольные (фискальные) налоги — это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т. д. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.

Таможенные пошлины — это косвенный вид налогов, взи­маемых при перемещении товаров (работ, услуг) через тамо­женную границу (при внешнеэкономической деятельности).

По происхождению пошлины можно разделить на внут­ренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе клас­сификации лежит признак взимания определенного процен­та налоговой ставки.

По способу обложения налоги бывают кадастровые, дек­ларационные, налично-денежные и безналичные. В основе классификации заложен признак взимания налога по спосо­бу обложения налогом налогоплательщика.

По назначению различают налоги общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в еди­ный бюджет соответствующего территориального образова­ния (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, до­рожный, медицинский, страховой и т. д.).

Из приведенного списка классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по которым все виды суще­ствующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группу. Границы деления при­знаков условны, поэтому при разграничении налогов по груп­пам применяется один из признаков, имеющий доминирую­щее значение применительно к данной группе. В основе клас­сификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством нало­ги будут классифицированы по данному признаку.

В идеале такой вариант возможен при переходе к едино­му налогу, т. е. замене всех существующих ныне налогов на единый совокупный налог от дохода, взимаемый с юридичес­ких лиц.

Глава 2. Налоговая система

2.1. Структура налоговой системы

Налоговая система представляет собой единую совокуп­ность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюд­жетные фонды территориальных образований.

Налоговую систему любого государства можно рассмат­ривать как законодательно принятую в государстве совокуп­ность налогов и сборов, изымаемых соответствующими орга­нами с субъектов налога (налогоплательщиков).

Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных Документов, регулирующих и опре­деляющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (на­логов, сборов, пошлин), и контролем за их уплатой в соответ­ствующие бюджеты: федеральный, региональные и местные.

Рациональность означает разумную обоснованность с точ­ки зрения целесообразности налоговой системы для данного государства. Требование рациональности системы является одной из составляющих, которая позволяет оптимизировать структу­ру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.

Критериями требования рациональности системы могут выступать:

1. Количество налогоплательщиков или общее количество граждан государства, приходящихся на одного налогового служащего. Критерий является сравнительным по отноше­нию к аналогичным налоговым системам других государств или территориальных образований своего государства. Кри­терий позволяет проанализировать систему и выявить наибо­лее целесообразные варианты системы, их эффективность но собираемости платежей, наметить направления и пути совершенствования системы, в том числе применить совре­менную вычислительную технику и унифицировать алгорит­мы расчетов.

2. Общее количество налоговых служащих, необходимых для охвата контролем всех налогоплательщиков. Критерий важен с точки зрения оптимизации структуры системы в це­лом или отдельных ее элементов (звеньев) в интересах пост­роения целесообразной системы с единым централизованным управлением.

В рациональной системе с единым централизованным уп­равлением действует единая законодательная и нормативная база с минимальным или оптимально-необходимым количе­ством достаточно четких, понятных и доступных для пони­мания и расчетов нормативных документов, регулирующих налоговые отношения и не дублирующих Налоговый и Тамо­женный кодексы РФ, а лишь разъясняющих их отдельные положения.

Засилье в системе налогообложения чиновников мини­стерств и ведомств, не подчиненных друг другу, порождает огромное количество издаваемых документов, приводящих к непониманию налогового законодательства и неверному ис­числению налогов.

Налоговая система должна носить стабильный характер на протяжении определенного периода времени. Стабиль­ность подразумевает, что в налоговое законодательство не должны вводиться новые налоги (сборы), вноситься изме­нения и дополнения, в том числе в налоговую базу и нало­говые ставки, особенно в сторону их увеличения, что при­водит к ухудшению положения налогоплательщиков и усу­губляет противоречие между властью и гражданами. Период стабильности должен по продолжительности сохраняться минимально хотя бы в течение одного срока работы зако­нодательного собрания государства (территориального об­разования).

Требование стабильности подразумевает, что в налого­вой системе должно быть определено и закреплено опреде­ленное количество и структура налогов на определенное вре­мя, что исключит внесение поправок, изменений и дополне­ний или новых налогов на определенный в законе период времени. Нестабильность налогового законодательства не толь­ко усугубляет противоречие между властью и субъектами налога, но порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от уплаты налогов, что делает налоговую систему малоэф­фективной.

Налоговое законодательство должно предусматривать минимально возможное количество платежей (налогов, сбо­ров, пошлин). Требование означает, что количество платежей должно быть сведено до минимума и предусматривать снижение налогового бремени или замену всех видов налогов единым налогом на доход, что будет означать упрощение системы налогообложения, сделает систему понятной, дос­тупной, простой в расчетах, прозрачной, контролируемой и эффективной по собираемости налогов, упрощенной по орга­низационной структуре.

Однако уменьшение числа налогов или введение единого налога не во всех случаях приведет к улучшению матери­ального положения субъектов налога, а наоборот, может ухуд­шить их положение. Все зависит от вводимых налоговых ста­вок. Вместе с тем требование предусматривает упрощение исчисления налогов, повышение контроля за уплатой нало­гов, оптимизацию построения рациональной и эффективной по собираемости налогов системы.

В частности, несмотря на принятие нового Налогового кодекса, согласно которому уменьшено число налогов на эко­номическом пространстве России до 13 видов (8 федераль­ных, 3 региональных и 2 местных), по своей сути налоговая система осталась грабительской по отношению к субъекту налога, сложной для понимания и, главное, малоэффектив­ной, нерациональной и неэкономичной. Система осталась мно­гоуровневой как по законодательной базе, так и по исчисле­нию платежей: трехуровневой по законодательной базе и трехуровневой по уплате налогов.

Налоговая система должна носить справедливый распре­делительный характер налогового бремени по отношению ко всем субъектам налога. Требование означает, что все нало­гоплательщики должны иметь одинаковые права и исполнять одинаковые обязанности на всем экономическом простран­стве государства. С этой точки зренияв налоговом законода­тельстве не должно быть льготных режимов для отдельных граждан, групп лиц или территорий. Требование означает, что в государстве не должно быть оффшорных, свободных и иных зон, обладающих льготным налогообложением. Уста­новление льготного налогообложения для отдельных зон, режимов и территорий носит чисто дискриминационный характер в отношении не только отдельных субъектов налога, что противоречит Конституции РФ, но и в отношении целых территорий, ставя граждан в нервные условия на едином экономическом пространстве государства.

Налоговая система должна быть социально справедливой, сглаживать несправедливое распределение богатств (дохо­дов) и своевременно способствовать росту капиталов.

Требование означает, что распределение налогового бремени между субъектами налога должно учитывать уровень доходности каждого из них и строиться с учетом прин­ципов:

· каждый субъект налога должен отдавать часть своего дохода государству для выполнения последним своих функ­ций перед обществом, т. е. исполнять свои обязанности перед государством в соответствии с Конституцией РФ;

· субъект налога должен отдавать только часть своего дохода из той его части, которая превышает семейный про­житочный минимум или "порог" устойчивого развития предприятия;

· более богатый субъект налогообложения должен нести большее бремя налогов, т. е. более богатый должен отдать государству и большую часть своего дохода в сравнении с малоимущим.

Налоговая система должна быть экономичной по своему организационно-структурному построению и эффективной по собираемости налогов в соответствующий бюджет терри­ториального образования: федеральный, региональный, ме­стный.

На экономичность, оптимальность и эффективность нало­говой системы значительно влияют издержки (расходы) на содержание элементов системы, которые должны быть све­дены до минимума или оптимизированы, но не за счет ми­нимизации заработной платы служащим налоговой сферы, а за счет оптимизации организационной структуры самой на­логовой системы (сокращения налоговых органов, сведения их к единому налоговому органу с минимально необходимым количеством налоговых служащих, в том числе руководя­щих работников, автоматизации процессов сбора, обработ­ки, хранения налоговой формации и контроля за собираемо­стью налогов).

2.2. Принципы налогообложения

В теоретическом плане принципам организации налогов уделяли значительное внимание зарубежные экономисты Юсти, Вери, Мирабо, А.Смит, А. Вагнер, М. Такер и др. А. Смит сформулировал четыре основополагающих принци­па налогообложения: подданные государства должны участво­вать в содержании правительства соответственно своему до­ходу; налог, уплачиваемый субъектом налога, должен быть точно определен; каждый налог должен взиматься в то вре­мя и тем способом, когда и как это удобно плательщику; каждый налог должен быть разработан с учетом того, что может заплатить налогоплательщик.

А. Вагнер считал, что налогообложение должно базиро­ваться на принципах: достаточности и подвижности, учете финансово-технических и народо-хозяйственных условий, справедливости или всеобщности и равнонапряженности. Он выделил следующие из принципов:

· финансовые: достаточность обложения и подвижность;

· народо-хозяйственные: выбор источника обложения (об­ложения налогом дохода), действие налога на налогоплатель­щика, кто действительно облагается налогом;

· справедливости: общность обложения и равномерность;

· налогового управления: определенность обложения, удобство платежа и минимум издержек при взимании на­лога.

М. Такер выделял принципы: уровня доходности; одно­кратности обложения; обязательности уплаты; простоты, понятности и удобства системы налогообложения; гибкос­ти системы; возможности системы по перераспределению ВВП.

Среди множества принципов, положенных в основу нало­гообложения, можно выделить наиболее характерные, су­щественные, к которым можно отнести следующие:

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. В практике нало­гового законодательства, в том числе России, данный прин­цип не соблюдается. В частности, налог на добавленную сто­имость и налог с продаж, являясь косвенными видами нало­гов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время на­лог с продаж не существует.

Принцип всеобщности охвата налогами или обязательнос­ти участия каждой организации и каждого гражданина госу­дарства, являющихся субъектами налога, в поддержании го­сударства частью своих доходов означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

Принцип безвозмездности отчисления (изъятия) части до­хода субъектом налога в бюджет соответствующего территориального образования означает, что налогоплательщик пере­дает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и ника­кие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип добровольности уплаты налога не является, по своей сути, добровольным, а носит не только обязательный, по и принудительный характер.

Принцип возвратности или обеспеченности государством определенной части населения определенным набором "неде­лимых благ" (в виде пенсий, пособий, стипендий и т. д.) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет тер­риториальных образований, означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и эконо­мическому развитию государства.

Принцип территориальности налогообложения субъектов налога как юридических и физических лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообло­жения) налогоплательщиков, которые связаны с деятельнос­тью на территории данного государства, а доходы, получен­ные ими за пределами территории данного государства, на­логами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается ни одним из государств.

Принцип справедливости налогообложения субъектов на­лога означает, что каждый налогоплательщик должен пла­тить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминацион­ного характера по отношению к субъекту налога. Принцип справедливости требует недопустимости установления дифференцированности ставок для отдельных субъектов нало­га, предоставления льгот отдельным налогоплательщикам или группам в зависимости от форм собственности, граж­данства или местопроисхождения капитала или предостав­ления аналогичных льгот отдельным территориальным об­разованиям.

Принцип социальной справедливости налогообложения по отношению к субъектам налога означает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее на­логовое бремя, чем организации и граждане с малыми дохо­дами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет спо­собствовать улучшению общего благосостояния наименее обес­печенной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, т. е. соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с уче­том развития организации или семейного прожиточного ми­нимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.

Идея справедливости налогообложения ставит проблему необходимости минимума дохода, свободного от обложения налогом. Таким минимумом обложения налогом может высту­пать критерий среднего прожиточного (месячного, годового) минимума члена семьи или семьи в целом. Хотя данный прин­цип противоречит принципу всеобщности обложения, но он отвечает в полной мере принципу социальной справедливос­ти, что обеспечивает гражданину человеческое существова­ние в обществе.

Принцип прогрессивности взимания налогов с субъек­тов налога означает, что с ростом доходов налогоплатель­щиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия пред­полагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная — деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональнос­ти, но не противоречит принципу социальной справедли­вости.

Принцип дифференцированности взимания налогов с субъектов налога предусматривает установление дифференци­рованных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения ка­питала, носит дискриминационный характер и находится в про­тиворечии с принципом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противо­речии с принципом справедливости взимания налогов и дру­гими принципами.

Принцип самообложения заключается в том, что субъект налога самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных зако­нодательством, заполняет декларацию (баланс) и представ­ляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оце­ночную сумму налога, а налоговый орган контролирует пра­вильность уплаты.

Принцип соразмерности взимания налога с дохода субъекта налога означает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточ­ного (семейного) минимума. Принцип находится в согласии с принципом социальной справедливости.

Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территори­ального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюд­жеты соответствующих территориальных образований дол­жна удовлетворять требованию выполнения данным терри­ториальным образованием своих задач (функций) за счет по­ступления налоговых средств в бюджет, т. е. обеспечивать все необходимые расходы, связанные с обеспечением обще­ства и выполнением планов развития экономики, за счет на­логовых поступлений.

Данный принцип является основным для установления определенного количества видов налогов и их налоговых ста­вок в государстве, для определения объектов налогообложе­ния и субъектов налога.

2.3. Принципы построения налоговой системы

Принципов, как и требований к построению системы на­логообложения, можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

Принцип единства или единой законодательной и нор­мативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:

· все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;

· единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нор­мативно-правовую базу, единую для всех налогоплательщи­ков на всем экономическом пространстве государства. Напри­мер, получение налоговых льгот, защиту законных интере­сов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов и т. д.

Единство законодательной и нормативно-правовой базы системы налогообложения означает, что все платежи (нало­ги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно еди­ным законодательным актом (Налоговым кодексом или зако­ном), действующим на всей территории государства (эконо­мическом пространстве), все налогоплательщики, в том числе и территориальные образования, находятся в равных усло­виях: несут равную повинность и имеют равные права в со­ответствии с законом.

Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.

Построение стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению функций органов государственной власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюд­жеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в ста­бильном состоянии. Налоговые изменения ведут к измене­ниям цен на товары (продукты), что сказывается на дохо­дах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смяг­чает противоречия между налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новых налогов или измене­ния в налоговых ставках в сторону их увеличения ведут к изменению ценовой политики, сокращению спроса на обла­гаемые товары, ухудшению материального положения и морального состояния общества, порождают недоверие к органам власти.

Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до ми­нимума расходы на ее организационное построение, содер­жание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.

Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует раз­граничение полномочий (прав и обязанностей) между раз­личными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.

Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной струк­туры и разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, и том числе их перераспределение между уровнями.

Принцип также законодательно закрепляет разграниче­ние прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взи­манию налогов и сборов, установлению контроля соответству­ющими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т. д.

В соответствии с данным принципом в налоговом законо­дательстве четко определяются функции каждого элемента налоговой системы.

Принцип единоначалия или централизации управ­ления налоговой системой по взиманию платежей и контро­лю за их поступлением в бюджет соответствующего терри­ториального образования предусматривает построение еди­ной централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т. е. объединение всех эле­ментов, входящих в налоговую систему (министерств и ве­домств), в единую систему с единым органом управления.

В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью должны быть возложены на единый орган, как это сделано в ряде зарубежных стран. Согласованность же действий министерств, служб, фондов России, на которые возложены задачи по сбору налогов, сбо­ров и других платежей, определена только в сфере разгра­ничения функций.

Принцип максимальной эффективности налоговой си­стемы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.

Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюд­жет соответствующего территориального образования в со­ответствии с законом о налогах и сборах означает, что дви­жение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федераль­ного, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расхо­дов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налого­вое средства должны расходоваться на решение первооче­редных задач и целевых программ, предусмотренных плана­ми развития государства и общества, т. е. в первую очередь - на повышение уровня жизни общества.

Глава 3. Налоговая система Российской Федерации

3.1. Характеристика системы налогообложения РФ

Элементами любой системы, характеризующими налого­вую систему как таковую, являются:

· виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих террито­риальных образований (федеральные, региональные, местные);

· субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

· органы государственной власти и местного самоуправле­ния как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установле­нию контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

· законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообло­жению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их упла­той налогоплательщиками.

Законодательная база. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.

В России общую линию налогового законодательства оп­ределяет Государственная Дума, Совет Федерации, Прези­дент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рас­сматривает вопросы налогового законодательства и прини­мает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов Федерации принима­ют законы о налогах и сборах и иные правовые акты в обла­сти налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представитель­ных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и зако­нов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Существование такой структуры органов власти приво­дит к разработке многочисленного пакета документов и нор­мативно-правовых актов, регулирующих налогообложение. Основным документом, определяющим систему налогообло­жения является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), состоящий из частей I и II.

Частью I НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, опре­делены основные понятия и определения по налогообложе­нию, изложены принципы налогообложения, виды налого­вых правонарушений и ответственность за их совершение.

Часть II НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов (федеральных, региональных и местных), а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действу­ющих на территории РФ.

Налоговый кодекс РФ в целом определяет концептуаль­ные подходы к регулированию процессов исчисления и изъя­тия налогов и сборов в РФ.

Согласно законодательству РФ налоговая система являет­ся трехуровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.

Уровни законодательной базы. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Субъекты налога. Субъектами налога являются органи­зации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налого­плательщики и плательщики сборов - уплачивают налоги (сбо­ры), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законода­тельством.

Налоговые органы. Действующим законодательством пре­дусмотрено, что налоговые органы РФ представляют собой систему контроля за соблюдением налогового законодатель­ства, правильностью исчисления, полнотой и своевременнос­тью внесения налоговых сумм в соответствующие бюджеты. Налоговые органы России представлены Федеральной нало­говой службой с ее структурными подразделениями, входя­щими в состав Министерства финансов РФ, Федеральной таможенной службой РФ с ее структурными подразделения­ми, входящими в состав Министерства экономического раз­вития и торговли РФ, органами государственных внебюджет­ных фондов, государственными органами исполнительной вла­сти субъектов РФ, местного самоуправления и другими должностными лицами.

Анализ структуры налоговой системы России (см. рису­нок) и видов налогов свидетельствует, что, яв­ляясь наиболее важным механизмом регулирования экономи­ки, система не в полной мере соответствует условиям рыноч­ных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению нало­гов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведом­ствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, при­водит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения инфор­мации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур.

Для того чтобы налоговая система функционировала эф­фективно в условиях рыночных отношений и стимулировала товаропроизводителя и труд работника, необходимо выпол­нить два условия:

· снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа на­логов и их ставок;

· сделать налоговую систему понятной, прозрачной, про­стой, доступной для субъекта налога, экономичной и про­стой в исчислении налогов с оптимально-минимальным шта­том налоговых служащих.

Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена по принципу доходности субъекта налога и административно-территориальному принципу уплаты нало­гов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистриро­ванные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого только часть средств, установленная законом, зачисляется непосредствен­но в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего тер­риториального образования и так далее до федерального бюджета. Данная схема формирования бюджетов территори­альных образований позволит упростить процессы, протека­ющие в налоговой системе, и даст возможность территори­альным образованиям объективно формировать свои бюдже­ты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся в их распоряжении часть средств направить на развитие инфраструктуры своего региона.

3.2. Основные проблемы налогового законодательства

Никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.

2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений.

Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики:

Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным "бумагомаранием" граждан.

Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не является наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов).

Блокирование тенденции к уклонению от уплаты налогов. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты.

Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков. В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения.

Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета.

Очевидно, что действующая система налогообложения в России не отвечает ни одному из перечисленных критериев.

Существует множество точек зрения на проблему, как усовершенствовать систему налогообложения населения.

Возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации.

В условиях повышения предельной ставки подоходного налога особую остроту приобретают проблемы перекрытия каналов ухода высокообеспеченной части населения от уплаты этого налога. Один из наиболее эффективных путей для достижения этого заключается в следующем: необходимо кроме учета доходов установить действенный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам.

Речь идет о том, чтобы законодательно обязать лиц, приобретающих или имеющих в собственности имущество особо крупной стоимости, допустим, не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, представлять налоговому органу декларацию с указанием всех источников и размеров доходов, обеспечивающих приобретение имущества и фактической уплаты с этих доходов подоходного налога.

Главное здесь - сделать налогообложение физических лиц более социально справедливым. В этих целях также следовало бы рассмотреть вопрос о значительном сокращении количества и уровня многочисленных подоходных налоговых льгот.

В рамках развития налогового федерализма необходимо ускорить решение вопроса о существенном повышении роли имущественного и земельного налогообложения, а также увеличении поступлений от налогов, связанных с использованием природных ресурсов. В частности, следовало бы рассмотреть вопрос о целесообразности введения вместо налога на имущество физических и юридических лиц, налога на недвижимость. Дело в том, что до сих пор при налогообложении имущества не учитывается его рыночная стоимость. Это приводит к большим потерям доходов бюджета.

Анализ системы налогообложения России позволяет выявить ряд направлений совершенствова­ния налоговой системы и разрешения проблемы в налоговой сфере, основными из которых являются следующие:

1. создание экономичной и эффективной налоговой систе­мы с упрощенной законодательной базой, охватывающей всех субъектов налога, которые несут налоговое бремя на издер­жки и содержание аппарата, налоговых служащих, на орга­низацию сбора, обработку и хранение налоговой информа­ции и установление контроля за поступлением налогов. Осо­бое значение это имеет в переходный период к рыночной экономике;

2. создание налоговой системы с учетом конкретно скла­дывающихся условий и адекватной внешнеполитическим и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы могут выступать:

· своевременная отмена или ввод в действие новых пла­тежей (налогов, сборов);

· своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;

· изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид залога на доход, ко­торый обеспечит необходимую долю средств бюджета, ис­пользуемого для решения задач, стоящих перед органом власти;

· своевременное введение пропорциональных, прогрес­сивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;

· совершенствование (упрощение) налогового законода­тельства, в том числе регулирующего использование при­родных ресурсов;

· создание единого централизованного налогового орга­на, отвечающего за изъятие налогов и установление контро­ля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соот­ветствующий бюджет территориального образования.

Обозначенные выше направления совершенствования на­логовой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере, в зависи­мости от используемых механизмов и примененных в налого­вой системе принципов, могут значительно уменьшить про­тиворечия и получить оптимальную, экономичную и доста­точно эффективную налоговую систему, удовлетворяющую многим требованиям, предъявляемым к современным систе­мам налогообложения.

Заключение

Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира один из таких видов налога с населения, как подоходный налог с физических лиц, является основной частью дохода федерального бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложиться на юридические лица. Этот фактор мы считаем одним из важнейших недостатков налоговой системы нашей страны. По-нашему мнению, центр тяжести должен быть перенесен на подоходный налог с физических лиц. Но и сами налоги с населения имеют большой ряд недостатков. Одним из таких недостатков является непрогрессивность налогов. Большинство населения облагается по минимальной ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части населения. Необходимо предотвратить утечку капитала по этим каналам. Наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов получения доходов населения, а налоговое законодательство не отражает все их виды. Поэтому надо в первую очередь реформировать налоговое законодательство (что сейчас и пытаются делать органы государственной власти). Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики. Только когда государство решит проблему с законом о взимании налогов с населения, оно решит все остальные проблемы данного сектора экономики.

Глоссарий

Возникновение обязанности по уплате налога (сбора) - возникновение у нало­гоплательщика объекта и других элементов налогообложения обязанно­сти по налогу (сбору).

Доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учиты­ваемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую вы­году можно оценить.

Имущество для целей налогообложения - виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу (вещи, деньги, ценные бумаги, работы, услуги, информация, нематериальные блага).

Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) - момент предъявления в банк поручения на уплату налога (сбора) при наличии достаточного де­нежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налога (сбора) наличными денежными средствами — момент внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк, кассу органа местного самоуправления или в организацию связи.

Налоговая база - величина объекта обложения за календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании ко­торого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подле­жащая уплате.

Налоговая санкция - мера ответственности за совершенное налоговое право­нарушение (в Налоговом кодексе, Таможенном кодексе и Кодексе об ад­министративных правонарушениях — это штрафы или штрафные налого­вые санкции, в Уголовном кодексе — это штрафы и сроки лишения сво­боды).

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговое бремя - это, с одной стороны, форма монопольной цены общест­венных благ, в которой выражается мера стоимости (ценности) государст­венных услуг по отношению к источникам уплаты налогов, или совокуп­ная доля (ставка) налогов к добавленной стоимости, складывающаяся под влиянием законов рыночной экономики и частных налоговых законов (стоимости, спроса и предложения, налогового предела и т.п.); с другой стороны, это расчетный ценовой показатель количественного измерения налоговых параметров оценки услуг государства по принятой методике, характеризующий налоговую нагрузку на источник уплаты налогов.

Налоговое обязательство (обязанность по уплате налога и сбора) - обязанность налогоплательщика (плательщика сбора) в полном объеме и своевремен­но уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды установленные налого­вым законодательством налоги (сборы), а также совершать другие дейст­вия, сопряженные с налогообложением (предоставление отчетности и на­логовой декларации, ведение налогового учета и др.).

Налоговые органы - Федеральная служба по налогам и сборам Минфина РФ и ее подразделения, включая налоговые инспекции; по налогам, взимае­мым при пересечении таможенной границы РФ, полномочиями налого­вых органов наделяются таможенные органы.

Налоговый платеж (конкретный налог) - отчуждение налогоплательщиком де­нежных средств в бюджетную систему, одновременно удовлетворяющее признакам обязательности, индивидуальной безвозмездности, опреде­ленности и долговременности законодательно установленных элементов налогообложения.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в государстве, определение видов налогов, налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, носителей налогов, порядка уплаты налогов в соответствии с налоговой политикой государства и принципами налогообложения.

Налогоплательщики (плательщики сборов) - организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (сборы).

Объекты налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость реализо­ванных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристи­ки, с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательст­во связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Прекращение обязанностей по уплате налога (сбора) -освобождение от уплаты налога (сбора); отмены налога (сбора); списания задолженности по нему; смерти налогоплательщика — физического лица и ликвидации организа­ции налогоплательщика.

Распределение налогового бремени - распределение налогов, которые осуще­ствляются на основе двух принципов: принципа полученных благ (выгод) и принципа платежеспособности.

Сбор - обязательный взнос (налоговый платеж), взимаемый с организаций и физических лиц за обладание специальным правом или за предпочтение при оказании услуги органом государственной власти и управления.

Функции налогов - формы проявления сущности, общественного предназна­чения налогов как финансовой категории.

Элементы налогообложения- установлен­ные в налоговом законодательстве основы построения и организации взимании налога.

Литература:

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2007. – 318 с.

2. Барулин С.В. Налоги и налогообложение: учебник / С.В. Барулин, О.С. Кириллова, Т.В. Муравлева. – М.: Экономистъ, 2006. – 398 с.

3. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник для студентов вузов. - М.: Дело, 2008. - 400 с.

4. Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 700-722.

5. Мандрощенко О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О. В. Мандрощенко, М. Р. Пинская. - М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2007. - 344 с.

6. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Б.Х. Алиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 448 с.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) // КонсультантПлюс: электронная справочно-правовая система.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) // КонсультантПлюс: электронная справочно-правовая система.

9. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года // КонсультантПлюс: электронная справочно-правовая система.

10. Финансовая политика России: учебное пособие / Р. А. Набиев и др.; ред. Р. А. Набиев, Г. А. Тактаров. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.