Реферат: Сущность интеграционных процессов в экономике

Название: Сущность интеграционных процессов в экономике
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

СУЩНОСТЬ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе раз­вития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их эконо­мик на различных уровнях и в различных формах. На микроэкономическом уров­не этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близ­лежащих стран на основе формирования разнообразных экономи­ческих отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходи­мость межгосударственного регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-техни­ческой, социальной, внешней и оборонной политики. В результа­те создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономи­ческой интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего, таможенные пошлины. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными произво­дителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает вероятность банкротств, а с другой стороны является стимулом для совершенствования производства и внедрения инноваций. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. При этом отмена таможенных пош­лин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышлен­ных товаров.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаим­ной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу пере­движения капитала и рабочей силы, а также согласование эконо­мической политики. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, со­здаются наднациональные органы управления и контроля, совер­шенствуется правовая система, то есть возникает единое экономическое, правовое и информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интег­рации является экономический и валютный союз, со­вмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе – Европейский Союз (далее – ЕС). Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Мировой рынок является производным от внутренних рынков стран. Вместе с тем он оказывает активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие обособленных хозяйственных систем. Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сфор­мировавшиеся на наднациональном уровне, являются резуль­татом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения. «Зрелость» мирохозяйственных связей определяется соотно­шением темпов роста товарооборота и материального произ­водства.

Об изменениях, происходящих в сфере международ­ных экономических отношений, свидетельствуют данные о структуре товарообмена, удельном весе сделок, осуществляе­мых на рынке труда и рынке капитала, динамике мировых цен, направлениях движения товаров, услуг, капиталов. Анализ объемов ввозимых в страну благ (далее – импорт) и вывозимых из стра­ны промышленных изделий, ресурсов и инвестиций (далее – экспорт), взятых в денежном выражении, используется для составления баланса расходов и доходов государства, получившего назва­ние платежный баланс.

Открытость экономики страны и степень ее вовлеченнос­ти в мирохозяйственные связи может быть оценена на основе исчисления показателей экспортной квоты и объема экспорта на душу населения. Экспортная квота равняется отношению стоимости экспорта к стоимости валового национального про­дукта.

СТРУКТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Европейский союз – это объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе. ЕС – это уникальное международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально не являющееся ни тем, ни другим. ЕС не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Функционально ЕС состоит из трех фундаментальных «опор»:

1. Европейские сообщества – Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. В настоящее время все страны, ставшие членами ЕС, автоматически становятся членами указанных Сообществ;

2. Общая внешняя политика и политика безопасности;

3. Полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам.

В рамках первой «опоры» роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются Сообществом, к ведению которого относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми странами), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения. Во второй и третьей «опорах» роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются странами-участницами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным.

Основными институтами ЕС являются:

1. Европейский Совет – представляет собой саммит глав государств и правительств стран-участниц ЕС и министров иностранных дел данных государств. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции является основной миссией Европейского Совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Решения Европейского Совета обязательны для поддержавших их государств.

2. Европейская Комиссия – основная движущая сила ЕС. Еврокомиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Еврокомиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский Суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной.

3. Совет Министров – наделен рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского Союза. Совет Министров осуществляет политическое лидерство, играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. Данный орган наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей «опорам». В то же время Совет Министров входит в корпус институтов законодательной власти ЕС. Фактически любой правовой акт ЕС должен получить одобрение Совета Министров, однако ряд правовых актов, а также бюджет ЕС подлежат совместному решению Совета Министров и Европейского Парламента.

4. Европейский Парламент – является собранием депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Основная роль Европарламента заключается в утверждении бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета Министров ЕС требует либо одобрения Европарламента, либо, по крайней мере, запроса его мнения. Европарламент контролирует также работу Еврокомиссии и обладает правом ее роспуска. Одобрение Европарламента требуется и при принятии в ЕС новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

5. Европейский Суд – является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами, между государствами-членами и самим ЕС, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям, а также выносит предварительные постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. Суду предоставлено право налагать штрафы на страны-участницы, не выполняющие его постановления.

6. Экономический и социальный комитет – консультирует Европейский Совет и Еврокомиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

Итак, ЕС – это могучая экономическая сила, это один из главных полюсов мировой политики и экономики наряду и наравне с крупнейшими национальными государствами – США и Японией. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно двадцать три и двадцать четыре процента). Внутри союза складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Активно осуществляется строительство единого внутреннего рынка – пространства, где существует четыре «свободы»: свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей. Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.

Между тем основные проблемы, с которыми сталкивается европейский интеграционный процесс, возникают именно там, где его естественное течение, порожденное в первую очередь потребностями экономического развития и основанное на культурной близости европейцев, встречает политические препятствия или требует политического оформления. Сам этот факт свидетельствует о двух обстоятельствах.

Первое представляется достаточно очевидным. Будучи начатой непосредственно по завершении второй мировой войны, европейская интеграция имела своей целью использовать культурную, социальную и экономическую близость государств и народов Западной Европы для предотвращения потенциальных конфликтов между ними и ускорения их хозяйственного развития. Сегодня гражданин Европейского Союза имеет гораздо больше прав и возможностей, осуществляемых в пределах всего ЕС, чем то их количество, которым он может или хочет воспользоваться. Поэтому за последние полвека степень экономической и политической интеграции пришла практически в полное соответствие с существующей в настоящий момент степенью культурного единства европейских народов.

Второе обстоятельство менее очевидно, хотя и более важно со всех точек зрения. В рамках Европейского Союза складываются качественно новые, не известные традиционной политической теории формы сосуществования народов и государств в условиях распыления суверенных прав и неопределенности обязанностей индивидов, формы, которые базируются не на принципах гражданского общества в классическом его понимании, а скорее на возрождении некоей исторической памяти о прошлом континента, разумеется, обогащенной достижениями последних столетий.

ЭКОНОМИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ЕС является крупнейшей мировой торговой державой, производящей четверть всемирного богатства. ЕС предоставляет наибольший объем помощи бедным странам, чем любой другой донор. Его валюта, евро, является второй после доллара США на международных финансовых рынках. ЕС также крупнейший импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. ЕС имеет соглашения об ассоциации со многими странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще со многими странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа.

В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со ста тридцатью странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада в лице четырех своих крупнейших членов: Франции, Германии, Великобритании и Италии. ЕС с самого начала является активным участником процесса ОБСЕ.

Уровень открытости экономики ЕС, измеряемый экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах миро­вого хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять почти половину своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экс­портная квота в среднем составляет около двадцати пяти процентов. Для отдельных, преж­де всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.

Большая часть торговли стран ЕС приходится на взаим­ную торговлю, еще десять процентов – на торговлю с другими европейскими странами, около семи процентов – на торговлю с США, около четырех процентов – на торговлю с Японией, около двенадцати процентов – на торговлю с развивающимися странами.

Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными европейскими странами играют весьма значительную роль во внешней торговле стран ЕС, региональный рынок европейских стран не может ограничить сферы деловой активности европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами мировой экономики, что обусловлено, в частности, ресурсной ограничен­ностью региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС получают из третьих стран. Кроме того, другие страны являются для ЕС важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС является крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании – мировые лидеры в своей отрасли.

Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около шестидесяти процентов всего экспорта промышленных товаров по сравнению с пятнадцатью процентами США и пятью процентами Японии. ЕС явля­ется крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета регионального оборота на западноевропейские страны приходится почти тридцать процентов ее мирового экспорта. Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышлен­ность, которая экспортирует почти одну треть своего выпуска, приходится около четверти мирового рынка гражданского авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой. Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых стоит выделить США и Японию.

На долю промышленных товаров приходится около восьмидесяти процентов общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное обо­рудование – наиболее важная группа товаров, импортируемых из США. Импорт сырья составляет тринадцать процентов об­щего импорта стран ЕС из США. Импорт трех наиболее важных групп СМТК, импортируемых из США, к которым относятся офисное оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около тридцати процентов общего импорта стран ЕС из США. Отдельно импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет тридцать семь процентов общего импорта стран ЕС этого товара. К товарам, потребность в импорте которых удовлетворяется в большой степени за счет импорта из США, относятся также масленичные и измерительные инструменты, химические материалы и продукты, электрогенераторы и прочее транспортное оборудование.

Экспорт промышленных товаров составляет около восьмидесяти пяти процентов от общего экспорта из стран ЕС в США, а экспорт производственного и транс­портного оборудования – около сорока пяти процентов, сырья — около десяти процентов. Основная продукция, экспортируемая в США из стран ЕС, это транспортные средства. Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются электрогенераторы и специаль­ное оборудование. Товарами, которые экспорти­руются главным образом в США, являются электрогенераторы, офис­ное оборудование, а также компьютеры и напитки. При этом главные торговые партнеры США из стран ЕС — Германия и Великобритания.

Страны ЕС из Японии импортируют четыре группы товаров (транспортные средства, офисное оборудование, электрооборудование, аудиоаппаратуру и телеаппаратура), которые составляют более шестидесяти процентов всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет около двадцати пяти процентов всего импорта стран ЕС из Японии и более пятидесяти процентов от общего импорта транспортных средств.

Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и пере­чень экспортируемых товаров более широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной группой товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, являются транспортные средства. Кроме транспортных средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары. При этом главным торговым партнером Японии из стран ЕС является Гер­мания, сохраняющая за собой около трети всего импорта и экспорта ЕС в Японию.

ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией, основанные на существующем свободно-торговом соглашении. ЕС и Швейцария взаимодействуют в отношении широкого диапазона определенных секторов. В настоящее время страны сотрудничают в рамках соглашений, в том числе в областях «свободного» движения людей, воздушного и земельного транспорта, научно-технологического сотрудничества, сельского хозяйства, оценки соответствия товаров, статистики, окружающей среды, торговли сельскохозяйственной продукцией, борьбы с мошенничеством и налогообложения.

Торговые отношения с Азией продолжают быть важным приоритетом для ЕС. Экономические отношения связывают ЕС и входящие в него государства, прежде всего, с Японией и Китаем, а также с такими государствами как Корея, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Индонезия, Вьетнам и Бруней. Данное сотрудничество нацелено в первую очередь на облегчение торговли и увеличение взаимных инвестиций.

Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону евро. Кроме того, крепка позиция России на международной арене как основного поставщика энергоресурсов в страны Европы, что также обеспечивает стабильность в отношениях России и ЕС. В числе приоритетных задач выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа, нефти и электричества, новые проекты космического сотрудничества, система взаимных мер в области ядерной безопасности.

Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами и интеграционными образованиями, далеки от идеала. Конкретные хозяйственные и политические интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют России претензии, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения.

Если говорить о трудностях в отношениях между Россией и Европой, то стоит сказать о проблеме соблюдения прав человека, поскольку отдельные европейские страны и организации предъявляют России обвинения в нарушении этих прав. Надо признать, что нарушения прав человека в России действительно существуют. Однако надо помнить о пока лишь начальном возрасте демократии в России и долгом тоталитарном прошлом.

В структуре российского экспорта в ЕС и США преобладают топливо и сырье, а импортируются, главным образом, потребительские товары и оборудование. Энергоносители составляют львиную долю российского экспорта в зону евро. Лидерами по объемам импортируемого из России топливно-энергетического сырья являются Германия и Италия. В эти две страны поставляется свыше половины всех экспортируемых в зону евро энергоносителей. Также на рынки ЕС поставляется существенная часть российского экспорта металлов, древесины, целлюлозы и продуктов химии. Таким образом, ЕС является главным торговым партнером России и на него приходится более половины всей торговли РФ. С другой стороны, Россия является пятым по значимости торговым партнером ЕС после США, Швейцарии, Китая и Японии. Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик, где топливо и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, а капитал и готовые промышленные и потребительские товары импортируются из ЕС.

С начала создания Европейских Сообществ общая торговая политика является общей политикой ЕС. Поэтому новые страны-участницы примут ее со дня своего вступления. Общая торговая политика – это динамичный торговый блок, в основе которого лежит таможенный союз с высоким уровнем открытости в отношении партнеров из третьих стран. Это также означает защиту промышленности ЕС от недобросовестной конкуренции и барьеров в третьих странах.

Важно и то, как функционирует ЕС. Еврокомиссия ведет международные переговоры по торговле на основе мандата и правил, одобренных Советом Министров ЕС. Европейский Парламент не играет роли в определении общей торговой политики. Однако с Европейским Парламентом проводятся консультации и его регулярно информируют по торговым вопросам.

Итак, экономика стран ЕС по многим показателям сегодня выглядит гораздо привлекательнее экономики США. Тем не менее, Европа пока не в состоянии воспользоваться слабостью США для укрепления собственных позиций. Европейцы заняты в основном внутренними проблемами. Европейские чиновники и экономисты обеспокоены иммиграционной политикой, энергетической безопасностью и либерализацией рынков. Экономика зоны евро, которую часто именуют глобальным конкурентом Соединенных Штатов, никаких существенных выгод из создавшейся ситуации пока извлечь не может. У нее сейчас другие приоритеты. Основная задача, которую предстоит решить странам зоны евро, это проблема интеграции, а не лидерство по экономическим показателям. Пока не решены проблемы унификации законодательства, создания единого рынка труда, единой системы социального обеспечения, все остальное отодвигается на второй план. Курс евро, о котором сегодня так много говорят, пока держится не на экономике, а на политической воле. Постепенное укрепление евровалюты ничего особенного не означает, поскольку не евро дорожает, а доллар дешевеет по отношению к британскому фунту, швейцарскому франку, иене и евро. Никакой революции не происходит до тех пор, пока евро не начнет дорожать по отношению к, например, фунту и швейцарскому франку.

Вместе с тем у Европы есть определенные преимущества локального характера. Например, даже тяжелые по местным меркам долговые проблемы европейских операторов сотовой связи или отдельных европейских банков не идут ни в какое сравнение с финансовыми проблемами в США. Экономика Америки ко всему прочему существенно подорвана разразившимся ипотечным кризисом.

Тем не менее, более весомых аргументов в пользу того, что экономика Европы станет в будущем мощным мотором экономики мировой, пока нет. Не достигнуты пока окончательные договоренности по ряду архиважных вопросов. Идут ожесточенные споры по поводу доступа на национальные рынки, налогов, трудового законодательства и пр.

Таким образом, наиболее достоверным выглядит прогноз, согласно которому ближайшие годы и США, и Европа будут заняты поиском оптимальной модели экономического развития, обеспечивающей длительный и стабильный рост. Скорее всего ослабление доллара все же временное явление.

В качестве проверенного рецепта разгона экономики США, судя по всему, будет использован государственный оборонный заказ, который не раз помогал Америке в прошлом. Для Европы проблема решается проще. Главный приоритет – это внутренняя экономическая политика, которая пока, к сожалению, далека от идеала. Развитие европейской экономики в ближайшие годы будет строиться на внутреннем спросе, то есть планируется обеспечить за счет активизации спроса на товары и услуги в Европе, например, путем более агрессивного кредитования. Кроме того, в будущем развитию может в значительной степени поспособствовать единая транспортная система и единый энергетический рынок, что может вызвать так называемую экономию за счет масштабов.

Следует отметить, что темпы экономического роста стран ЕС существенно замедляются вследствие высоких цен на нефть и роста стоимости заимствований, как для корпоративных, так и для индивидуальных заёмщиков. Последнее приводит, в частности, к снижению объёмов розничных продаж.

ЕДИНАЯ ВАЛЮТА – ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ

Доверие к валюте является доверием к государству, а проведение реалистичной денежно-кредитной политики является делом не менее важным, чем выбор оптимального позиционирования на международной арене. Поэтому отказ от своей национальной валюты и передача важнейших полномочий по установлению процентных ставок единому межгосударственному банку не может не рассматриваться как резкое ограничение государственного суверенитета той или иной страны. Хотя саму по себе идею валютного союза вряд ли можно считать новой, поскольку Европа знала как успешные прецеденты ее воплощения (валютные союзы между Англией и Шотландией, между государствами Италии или между Бельгией и Люксембургом), так и неудачные (Латинский валютный союз). Введение единой валюты в масштабах целого континента и в условиях неопределенности перспектив дальнейшего политического объединения – это беспрецедентное явление в истории.

Решение о введении единой валюты, закрепленное в договоре о Европейском Союзе, также как и концепция общеевропейского гражданства, окончательно оформилось в 1989-1990 годы и в значительной мере стало ответной реакцией европейских, и в первую очередь, французских политических кругов на ощутимую угрозу германского экономического доминирования в Европе, проявлявшуюся, в частности, в реальной возможности превращения немецкой марки в основу единой европейской валютной системы.

Основательная проработанность концепции валютного союза и возможности достаточно определенного просчета экономических рисков по сравнению с политическими привела к тому, что критерии, позволяющие отдельным странам войти в данную систему, были весьма четко сформулированы в договоре о Европейском Союзе и впоследствии не подвергались изменениям. Требования эти хорошо известны: сумма государственного долга не должна была превосходить шестидесяти процентов объема валового национального продукта, дефицит государственного бюджета следовало удерживать в пределах трех процентов от указанной величины, а уровень инфляции не должен был превышать средний по ЕС более чем на полтора процента. В качестве экономической цели этого проекта была названа экономия на трансакционных издержках, а также поддержание надежной предсказуемости валютных курсов, что было важно для государств ЕС, связанных весьма активным внешнеторговым оборотом. Однако, как и в случае с общеевропейским гражданством, более важной представляется чисто политическая, а отчасти даже психологическая задача, заключавшаяся в демонстрации населению европейских стран первого ясно различимого символа общеевропейского единства. Евро вошло в оборот в последние годы ХХ века, когда Европа за одно десятилетие увидела распад Советского Союза, Югославии и Чехословакии. В подобной ситуации феномен реальной финансовой интеграции невиданного ранее масштаба не мог не повлиять на изменение настроений относительно будущего Старого Света. Европейские политики поспешили назвать это событие самым важным после окончания второй мировой войны, главной тенденцией, связывающей уходящее и новое столетия, наиболее масштабным проектом, когда-либо предпринимавшимся Европой. Даже ряд американских экспертов признал, что появление евро стало самым знаменательным событием в финансовой сфере с тех пор, как в тридцатые годы доллар заменил фунт стерлингов в качестве основной мировой резервной валюты. По мнению большинства специалистов, введение единой валюты, даже порожденное политическими факторами, неизбежно должно было стать толчком к дальнейшей интеграции стран континента. В той же мере, как и провозглашение общеевропейского гражданства, введение евро является огромным авансом процессу европейской интеграции, авансом, выдача которого сопряжена с серьезным риском и условия предоставления которого не кажутся очевидными.

Как и идея общеевропейского гражданства, концепция единой европейской валюты опирается на постулаты. С одной стороны, зона евро в реальности отличается от тех территорий, на которых прежде успешно существовали валютные союзы, и теоретически не подпадает под определение оптимальной валютной зоны. Действовавшие на протяжении последних десятилетий в Европе валютные союзы определенно представляли собой объединения денежных систем совершенно или не вполне сопоставимых по своему экономическому потенциалу государств, например, Италии и Ватикана с Сан-Марино, Швейцарии и Лихтенштейна, Франции и Монако и, наконец, Бельгии и Люксембурга. При этом оптимальную валютную зону, которая только и может быть адекватным ареалом применения единой валюты, должны составлять сравнительно небольшие и вполне открытые экономики, имеющие значительные торговые связи друг с другом, принимающие режим свободного перемещения факторов производства между странами, и возможность для инвесторов каждой из сторон приобретать финансовые инструменты других участвующих в союзе стран в неограниченном количестве. Хотя никто не отрицает того факта, что процесс экономической интеграции приближает Европу к состоянию оптимальной валютной зоны, мало кто готов признать ее сегодня соответствующей критериям, задаваемым данным понятием. Сегодня в ЕС отсутствуют всякие ограничения на движение товаров, но составляющие Европейский Союз государства по-прежнему остаются относительно разобщенными. При этом установление Европейским Центральным Банком единой процентной ставки в значительной мере игнорирует неравномерность хозяйственного развития в странах ЕС. Опыт показывает, что устойчивое функционирование единого эмиссионного банка может быть успешным только там, где реально сложилась единая экономика, а в большинстве случаев даже там, где имеет место высокая степень политической интеграции. Таким образом, создание на современном этапе экономической интеграции неподконтрольного правительствам европейских стран Европейского Центрального Банка и делегирование ему масштабных полномочий по определению единой для всех стран ЕС денежно-кредитной политики серьезно выходят за рамки традиционных экономических представлений.

С другой стороны, существует и иной аспект проблемы, порождаемый экономическими факторами, но имеющий в значительной мере политический характер. Переход к евро был осуществлен в условиях отсутствия широкой общественной поддержки, в силу чего ответственность за него целиком и полностью лежит на правительствах и политических элитах европейских стран. Соответственно, на протяжении ближайших лет будущее политических элит европейских держав находится в непосредственной связи с успехом этого проекта. Между тем различия в экономических реалиях, например, Португалии и Финляндии, или Ирландии и Греции, остаются гораздо большими, чем различия между, например, Бельгией и Люксембургом. Поэтому любая из европейских стран может столкнуться с хозяйственными трудностями, обусловленными внутренними причинами, которые потребуют адекватных мер. При невозможности манипулировать процентной ставкой той или иной стране может потребоваться адресная финансовая помощь других членов ЕС (при этом так как резкое увеличение внешних заимствований, которое может стать альтернативой подобной поддержки, приведет к росту доходности обязательств данной страны, что по цепочке дестабилизирует кредитную политику Европейского Центрального Банка). В отличие, например, от США, чья экономика сегодня является единственно соизмеримой с европейской по своим масштабам, в Европейском Союзе нет единой бюджетной системы.

Кроме того, в европейских странах сохранялась нескоординированная налоговая политика. В граничащих между собой Германии и Дании ставка налога на добавленную стоимость разнится в полтора раза. Аналогично отличается ставка налога на прибыль в Германии и в Австрии. Граждане и корпорации европейских стран непосредственно не вносят никаких платежей в бюджет ЕС, который не способен ни перераспределять значительные финансовые трансферты в зависимости от хозяйственной ситуации в том или ином регионе, ни гармонизировать налоги на отдельных территориях и создавать обязательства граждан и корпораций перед общеевропейскими структурами. Таким образом, введение евро, ставшее впечатляющим финальным аккордом экономической интеграции, настоятельно требует ускорения политической интеграции, которая одна только и способна активизировать становление общеевропейского бюджетного процесса.

Итак, введение евро в его нынешнем виде воплотило в себе важнейшую проблему европейской интеграции. Порожденная усилиями политических элит, эта интеграция динамично и непротиворечиво развивалась лишь до тех пор, пока, с одной стороны, каждый шаг на данном пути делал следующий шаг всего лишь возможным, но не необходимым, и, с другой стороны, основные последствия политических решений носили экономический, а не политический характер. Сегодня положение радикально изменилось. Как отмечают ведущие эксперты, валютная интеграция казалась необходимой для придания экономической интеграции политической сбалансированности, но для придания этому валютному союзу политически приемлемой формы оказывается жизненно необходимой дальнейшая политическая интеграция, интеграция, к которой большинство европейских правительств сегодня явно не готово.

Сегодня трудно судить, сколь оптимальным оказался выбранный европейскими лидерами в начале девяностых годов сценарий валютного объединения. Вполне очевидно, что на нынешнем этапе он укрепил единство Европейского Союза и значительно улучшил экономические условия развития более отсталых стран за счет резкого снижения цены заимствований, ныне осуществляющихся ими в евро, а не в национальных валютах, часть которых прежде была подвержена серьезному инфляционному давлению. При этом переходом к евро создан прецедент практической невозможности выхода из данной системы без возникновения последствий, близких по своим масштабам к экономической катастрофе. Ценность единой европейской валюты сегодня в значительной мере заключается в более тесном единстве самой Европы, обеспечиваемой одним только фактом ее обращения в двенадцати странах Европейского Союза. И в сфере ответственности европейских элит находится задача не допустить непредсказуемых, деструктивных вариантов развития зоны евро, задача, которая сегодня практически тождественна задаче обеспечения их собственного стабильного политического будущего.