Реферат: Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-э

Название: Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-э
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУСПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Выпускная квалификационная работа

Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-эстетического вкуса у подростков.

Выполнил: Логинова

Юлия Александровна

Студентка 5-е группы

Специальность: педагогика

дополнительного образования

Научный руководитель: Шадчнева

Светлана Владиславовна

________________________

________________________

Рецензент: Елькина С. В.

_________________________

Допустить к защите: Дипломная работа защищена:

«___»_________2008г. «___»_______________2008г. ___________________ оценка__________________

___________________ Председатель ГАК:

г. о. Самара, 2008

Пояснительная записка

Одной из отличительных особенностей современной школы и системы воспитания личности являются постоянное и глубокое внимание, приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства, к красоте окружающей человека действительности. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всём многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития.

Уже в первые годы после Великой Октябрьской революции в теоретических трудах и практической организационной работе Н.К. Крупской, А.В.Луначарского, С.Т. Шацкого, А.В.Бакушинского, П.П. Болонского одно из главных мест отводилось литературе и искусству, эстетическому воспитанию. Из школ изгонялась та рутина и казёнщина, которая господствовала в них в течение столетий. Двери новой школы раскрывались на встречу интересам и потребностям жизни.

В разработку теории и практики эстетического воспитания особенно ощутимый вклад внесли своим научно- педагогическим трудом классики педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, а также позже такие педагоги как Ю.Б. Алиев, И.Ф. Смольянинов. Новаторство их педагогических систем состоит, прежде всего, в том, что они направлены на максимальное развитие духовно- нравственных и творческих сил ребёнка.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определённым критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития творческих способностей.

В подростковом возрасте дети более чувствительны и восприимчивы к прекрасному. Они замечают каждую мелкую деталь, которая входит в окружающий их мир. В подростковом периоде учащиеся строже следят за внешним видом, за окружающими их людьми и предметами быта. Понятие «быт» достаточно широкое. К быту относятся условия, в которых живёт человек, вещи, которыми он пользуется и которые носит. А, значит, в самом узком смысле красота быта – это красота вещи и красота отношения к вещам.

В наше время красота вещи заключается не в дополнительном её украшении, а как бы в ней самой, в том для чего она предназначена. Чаще всего в пошиве модной одежды используются фрагменты традиционного костюма. В современной модной одежде очень часто встречается ручная вышивка, украшения (браслеты, кольца, серьги) тоже будут модными и актуальными, если они будут выполнены в стиле «ретро». Такая переориентация отвечает стремлению людей разнообразить свой быт, уйти от стандарта, осуществить которое стало возможным, сочетая вещи нового и старого стиля.

Во все времена одежда была не только показателем достояния семьи, но и влияла на характер человека, который носил её. То же самое происходит и в наше время, с помощью одежды люди показывают свою индивидуальность, особенно заметно такое явление в период подросткового возраста. С помощью разных стилей одежды, подростки проявляют себя, своё «Я», пытаются преподнести себя в наилучшем виде. И оказываются, хотят они того или нет, вовлечёнными в моду. Ведь именно мода подсказывает, во что одеться, на какую модель обратить внимание.

Современные подростки чаще всего выбирают спортивный стиль одежды. Но также в гардеробе современных подростков можно встретить одежду и других стилей: классического и даже романтического.

Найти свой стиль, свой образ – это одна из задач, которые подростки ставят перед собой. С помощью одежды они пытаются привлечь к себе внимание, утвердиться в кругу тех сверстников, с которыми общаются, а многие пытаются даже приобрести авторитет и избавиться от комплексов возможных в этом возрасте. Отсюда эксперименты, поиски, проба одежды очень разного, часто противоположного характера – от «взрослой» строгой классики до вызывающего авангарда. Именно этим проблемам и посвящена данная работа.

Объект исследования: воспитание художественно- эстетического вкуса у подростков.

Предмет исследования: диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно- эстетического вкуса у подростков.

Цель дипломной работы:теоретически разработать проблему воспитания художественно- эстетического вкуса у подростков в процессе ознакомления их с современным и традиционным древнерусским женским костюмом.

Задачи дипломной работы:

1. на основе анализа педагогической и методической литературы по воспитанию подростков определить:

· суть современного и традиционного древнерусского костюма;

· историю его развития;

· технологию изготовления;

2. отобрать содержание и формы работы по воспитанию у подростков художественно- эстетического вкуса;

3. разработать рекомендации для учителей по воспитанию художественно- эстетического вкуса у подростков, посредством знакомства их с историей традиционного древнерусского женского костюма

4. выполнить образец традиционного древнерусского женского костюма.

Для решения поставленных задач в данной работе использовался теоретический анализ научной литературы и практическая работа по изготовлению образца древнерусского женского костюма в традиционном стиле.

Гипотеза:предполагается, что изучение современного и традиционного древнерусского женского костюма позволит целенаправленно и эффективно решить проблему художественно- эстетического воспитания подростков.

Методы исследования:теоретический анализ научной литературы.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разработке проблемы воспитания художественно- эстетического вкуса, что позволило отобрать наиболее эффективным средством диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма и разработать рекомендации для педагогов дополнительного образования.

Мода – понятие широкое и трудноопределимое. Это общепринятое отношение на данном этапе времени ко всем внешним формам и проявлениям культуры и быта. Однако, употребляя слово «мода», мы обычно имеем в виду моду в одежде.

Современная мода отличается большим богатством идей и свободой выбора. Она не диктует, она создала для нас благоприятные «демократические» условия для такого выбора, потому что одновременно существуют и одинаково модны и привлекательны разные стили, формы и покрои, разные объёмы и длина одежды, широкая цветовая гамма. И это вполне логично, поскольку все люди разные не только по внешним данным, темпераменту, социальному положению, но и просто по своему отношению к моде и одежде. Сегодня в моде ценится индивидуальность, умение приспособить новую идею конкретно для себя.

В современной международной моде как бы два направления, одно из которых устремлено в будущее, а другое обращено в прошлое. Первое использует новинки промышленности – новые искусственные материалы, что обычно дает толчок к появлению принципиально новых решений в моделировании. К этому направлению чаще всего обращаются молодые люди, подростки. Их одежда отличается нередко шокирующей новизной и нетрадиционностью. конечно они продвигают моду вперёд. Всё чаще встречаются подростки, одетые в эластичную одежду из сверкающих, металлизированных материалов, иногда предельно короткую, обнажающую тело, яркую и светящуюся.

Второе направление моды отражает настроения времени: ностальгию по прошлому, более духовному и размеренному, обращение к традициям, тягу к природе. Второе направление предпочитает натуральные ткани и материалы, как высококачественные, благородные, так и грубоватые, похожие на домотканые; использует вечные цвета живой природы, ясные, чистые или сдержанные, приглушенные, а также различные виды отделок ручной работы, традиционные народные изделия (вышивки, кружева, бусы, браслеты, кольца и многое другое)

В моде существует несколько стилей, что дает возможность каждому человеку подобрать что-то для себя. К традиционным стилям относятся такие стили как: классический, романтический, спортивный и фольклорный (этнический).

Подростки же выбирают то, что может помочь им утвердить себя. Это связано с тем, что жизнь современной молодёжи основана на постоянном движении вперёд. Каждый находит для себя место в жизни: кто- то посещает спортивные секции, тренировочные залы или просто спортплощадки, естественно в этих группах принята определенная манера одеваться – спортивные костюмы, шорты, майки или просто джинсы, так как эти вещи не стесняют движений и по- своему удобны.

Одежда классического стиля чаще всего встречается в школьных кабинетах, так как она не утомляет своего владельца яркостью красок. А романтический стиль – это лёгкость летящих, струящихся тканей насыщенных или пастельных тонов, подчёркивающая женственность. Романтический стиль предполагает обстановку праздника, отдыха, торжества, но не каждый человек может носить одежду данного стиля, кто- то из- за резких движений, а кто- то из- за особенностей строения фигуры (подростковый возраст характерен физиологическими изменениями).

Эстетическое воспитание сложно и многоступенчато. А эстетическое воспитание средствами искусства – это лишь шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного. Тяготения подростка к красоте так же естественно, как стремление к счастью, здоровью, радости. Подросткам интересно всё - они внимательно приглядываются к окружающему их миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее.

В практике эстетико-воспитательной работы в школах нашей страны различие между художественным и эстетическим воспитанием чаще всего как-то стирается. При этом эстетическое воспитание отождествляется с художественным, следствием чего является однобокое развитие ребят. На самом деле художественное воспитание и сама художественная культура являются особой специфической частью более обширной эстетической культуры.

В эстетической культуре присутствует процесс освоения мира наряду с его пересозданием и преобразованием. Без освоения мира, раскрытия его эстетических качеств не может состояться эстетическое преобразование, тем более создание художественных ценностей.

Формирование эстетической и художественной культуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания. Спецификой эстетического воспитания передача подрастающему поколению всего накопленного человечеством опыта, который содержится во всех творениях человека, в отношениях людей друг к другу и, особенно во всей системе художественных ценностей, а так же в отношениях людей с природой.

Эстетическое воспитание формирует человека, развивает его в основном для активной эстетической жизнедеятельности, используя при этом художественное воспитание, которое является процессом целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

Таким образом, можно сказать, чтоэстетическое воспитание– это направленный процесс формирования и развития эстетических и эмоциональных чувств и ценностного сознания личности, а так же воздействие на личность подростка всего общества в целом через передачу накопленного опыта. Целью данного процесса является подготовка полноценного разносторонне развитого члена общества.

Для того чтобы дать определение понятию художественно- эстетическое воспитание, необходимо дать определение самим терминам художественное и эстетическое воспитание. Данные направления воспитательного процесса взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют между собой. В практике эстетико-воспитательной работы современных школ эстетическое воспитание отождествляется с художественным, следствием чего является одностороннее развитие детей, приводящее к отрыву их эмоционально- чувственной жизни от жизни рациональной. Физическое развитие человека требовало от него развития духовно- эстетического. В связи с этим у человека стали появляться потребности и способности не только производить, но и потреблять специфические духовные ценности.

Без предшествующего эстетического развития трудно представить себе и художественное развитие, хотя грань между ними становится, менее различима. Но наилучшие результаты будут достигнуты при использовании в процессе разностороннего развития личности норм как эстетического, так и художественного воспитания.

По своей сутиэстетическое воспитание – это процесс формирования и развития эстетического, эмоционально- чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, а художественное воспитание является процессом формирования в человеке обогащенной художественной восприимчивости, хотя бы самых начал художественного мышления, помогающих личности глубоко и всесторонне общаться с искусством, обогащаясь через него жизненным опытом. В наше время главное для школ – это формирование эстетических творческихспособностей. Школа даже в художественных кружках не стремится из каждого участника воспитать художника. Ничего страшного не произойдет, если художественно развитая личность не выработает в себе желания, способности и упорства в создании художественных ценностей. Но беда, если эстетически развитая личность окажется не способной строить свою жизнь и деятельность по законам красоты. Здесь в проигрыше остаются и личность и общество.

В целом можно сказать, что организованный процесс эстетического и художественного развития личности обеспечивает естественную в ней гармонию чувственно- эмоциональной, рационально- интеллектуальной и волевой жизни. Из этого можно сделать заключение, что эстетическое воспитание не может осуществляться без воспитания художественного, что еще раз доказывает неразделимость этих двух направлений воспитательного процесса.

Художественно-эстетическое воспитание, как и любой другой процесс становления личности, имеет свои этапы или периоды. У каждого возрастного этапа развития ребенка есть свои особенности. Возрастные периоды – это необходимые стадии развития каждого нормального ребенка. Однако продолжительность того или иного этапа развития детей в разные общественно- исторические эпохи неодинакова. Относительно продолжительности возрастного развития, ученые отмечают, что для современных детей характерны рост темпов соматического развития, более раннее начало окостенения скелетов, ускорение полового созревания.

Характерной чертой именно подросткового возраста является превращение ребенка во взрослого человека, осмысление им своего «Я» и окружающего мира. Подросток растет физически и духовно, ощущая этот рост. Подросток становится в большей степени участником жизни взрослых, но духовные и физические силы его еще недостаточно крепки, чтобы осуществлять свои планы. Казалось бы, на этом этапе жизни ребенка познавательная деятельность должна сохранять свое доминирующее положение – от школьника по-прежнему требуют в первую очередь успешной учебы и именно ей он отдает большую часть своего времени; однако более внимательный анализ показывает, что центр тяжести интересов, помыслов, духовных забот подростка перемещается в это время в сферу ценностно-ориентационную, и основные его душевные силы направляются не на приобретение знаний, а на поиск смысла жизни, на выработку своих нравственных и эстетических воззрений, на самоопределение.

По мнению В.А. Крутецкого, подростковый возраст это период формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он действовал либо в силу непосредственных указаний старших, определенных правил поведения, либо в силу собственных случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные взгляды и убеждения. У подростков возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность к самооценке, к сопоставлению себя с другими людьми. Он начинает «всматриваться» в самого себя, как бы «открывает» для себя свое «Я». [12, с. 92, 94-95.]

Формирование мировоззрения и самосознания личности не ограничивается нравственной сферой: социальная активность молодого человека распространяется все шире. Непосредственно вслед за нравственными ценностями и на их основе складываются его политические убеждения. В результате, нередко возникают конфликты «отцов и детей», так как в отличие от знаний, которые человек получает в готовом виде, ценности он вырабатывает для себя сам и нет для него более важной задачи до тех пор, пока он не решит данную. Потому-то подростковый возраст обычно называют «трудным» в отличие от младшего или старшего школьного возраста.

Превращение ценностно-ориентационной деятельности в ведущую именно на этом отрезке глубоко закономерно: ведь, с одной стороны, личность, прежде чем она вступит на путь практической деятельности, должна обрести ту или иную систему ценностей, оправдать смысл своей жизни, свои цели и идеалы – без этого немыслим свободный выход к практике; с другой – самостоятельная разработка системы ценностей возможна лишь на основе накопления известного запаса знаний, потому ценностно-ориентационная деятельность способна стать ведущей только после того, как подобную роль уже сыграла познавательная деятельность. Закономерно и то, что изменение в структуре деятельности влечет за собой и соответствующие изменения в психике: став ведущей, ценностно-ориентационная деятельность обусловливает интенсивное развитие тех специфических духовных сил человека, которые современные психологи называют нравственными чувствами. Выработка убеждений, ценностных ориентиров, жизненных установок и идеалов не может осуществляться только мышлением, приспособленным, прежде всего для решения познавательных задач; формирование ценностного сознания, отношения человека к миру есть в основе своей эмоционально-волевой процесс, мышление же подвергает его интеллектуальной обработке, стремясь осознать его и более или менее отчетливо сформулировать его выводы. Этот процесс развертывается постепенно, и существуют физические и духовные различия между подростковым и юношеским возрастом, которые отражены в общепринятом в педагогике различении средних и старших классов. По справедливому замечанию И.С. Кона: «для 13-летнего подростка и 17-летнего юноши вопрос «кто Я?» одинаково актуален. Но содержание его различно. В первом случае речь идет об определении самых общих своих свойств и отличий от других, во втором – о социальном, мировоззренческом и моральном самоопределении». [11, с.282.] Поэтому, учитывая переходный характер подросткового возраста и реальную динамику структуры деятельности и сознания в юношеском возрасте, можно объединить эти два периода и рассмотреть особенности эстетического воспитания в подростково-юношеском возрасте.

Во-первых, эти особенности связаны с возрастанием активности эмоциональной сферы психики на том ее высшем уровне, на котором находятся нравственные, гражданские, художественные чувства человека. Эстетические чувства принадлежат к тому же уровню эмоциональной жизни. Эстетическое отношение человека к деятельности – есть форма проявления духовности, оно представляет эмоциональную активность в том ее виде, который придают ей сформировавшийся интеллект, разум, мыслительная активность.

Во-вторых, именно на этом этапе человеческой биографии, благодаря появлению развитого самосознания, окончательно формируется человеческая личность, что придает определенную завершенность ее вкусам и их устойчивость.

В-третьих, общий уровень развития сознания и самосознания позволяет эстетическому отношению к действительности сложиться в целостную систему потребностей, установок, вкусов, принципов, которая осознается в большей степени, чем в младшем школьном возрасте и служит основой в весьма характерных в подростковом возрасте рассуждениях и спорах на эстетические темы.

Для успешного формирования эстетического сознания подростков чрезвычайно важно иметь в виду, что оно попадает в это время в зависимость от нового ведущего вида деятельности и ценностно-ориентированной активности сознания и может стимулировать поведение молодого человека в той мере, в какой его эстетические установки связаны с его этическими интересами.

В.А. Сухомлинский считает, что главным в первые годы школьной жизни является приобретение детьми знаний («... к моменту окончания класса учащиеся осознают в доступной для них форме наиболее важные закономерности природы, материального мира, независимость природы от ума и воли человека, некоторые причинно-следственные связи между явлениями»), следующий период характеризуется « появлением интереса к мировоззренческим вопросам, стремлением оценивать собственными умственными усилиями те или иные события, желанием иметь собственное мнение по тому или иному вопросу ...»[21, с. 112, 124, 126-127.]

Особое значение для понимания особенностей эстетического воспитания подростков имеет наступление половой зрелости и ее влияние на отношение мальчиков и девочек. В своей работе Кон пишет, что « осознание и оценка ребенком своего тела и внешности начинается уже в первые годы его жизни. Но особое внимание оценке внешности и ее соответствия половому стереотипу уделяется в подростковом возрасте». [11, с.277.]Отсюда – естественное стремление молодого человека к эстетичному « оформлению» своей внешности, забота о прическе и одежде, сознательная выработка определенных манер, стиля речи, выбор вещей, сопровождающих его в повседневной жизни.

Особенно значительными становятся, в связи с этим, возможности художественного воспитания молодых людей, которые вписываются в новую структуру их деятельности, интересов, создания. Правда, в этом возрасте интерес к искусству в общей системе интересов школьника заметно падает, поскольку в центре внимания подростка оказывается проблема его практической жизни, выработка системы ценностей и способных ее реализовать принципов поведения; однако в это же время искусство приобретает особое влияние на душу молодого человека, поскольку он находит в художественных произведениях ответ на волнующие его жизненные вопросы, так как искусство расширяет доступную ему сферу общения и воздействия на его духовные чувства.

Для того чтобы достичь наилучших результатов в процессе воспитания художественно-эстетического вкуса у подростков, педагог должен определить для себя перечень средств, которые он будет применять в данном процессе.

Что такое педагогические средства воспитания. В педагогике существуют понятия средства и средства воспитания. Для того чтобы определить перечень средств, педагог должен знать само определениесредства. Средства – это источники получения знаний и формирование умений. Разделяют два вида средств – сложные и простые. К сложным относятся такие как: аудио средства, визуальные, аудиовизуальные, универсальные и автоматические; к простым средствам можно отнести такие как: текстовые (учебники, пособия) и раздаточный материал. Средства воспитания – это различные виды деятельности: труд, общение, учение, игра.

Настоящий учитель понимает, что этими компонентами педагогической деятельности он должен управлять, выстраивая цель, активизируя субъект, подбирая средства таким образом, чтобы достичь наивысших результатов. Сам процесс воспитания очень сложен по своей сути, так как основывается не только на умении педагога общаться с детьми, но и на особенностях того или иного возрастного периода. Учитель никогда не должен забывать о том, что на становление личности ребенка влияет и окружающий его мир, поэтому в наше время все чаще используется сотрудничество учителя с родителями, учителя с родителями и детьми одновременно. При этом опытный педагог будет искать такие средства воспитания, которые основываются на интересующих подростков вопросах и темах.

В наш сложный век воспитание и образование должны быть неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, воспитатель должен быть образцом для подражания, эталоном порядочности, советчиком, наставником, судьей и просто достойным уважения человеком, от этого зависит успех всего педагогического процесса.

Задумываясь над построением процесса воспитания художественно-эстетического вкуса у подростков, нам необходимо вдуматься в слова К. Маркса: «... Человек сначала смотрится, как в зеркало в другого человека. Лишь относясь к человеку как к себе подобному, человек начинает относиться к себе как к человеку.»[15, т. 23]

В этой глубокой мысли воспитатель найдет объяснение очень сложных явлений многогранного процесса воспитания. Это, прежде всего одна из главных, но и трудно уловимых граней нашей повседневной работы: воспитываем мы, прежде всего, не теми или иными приемами и средствами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без увлеченности педагога своей деятельностью все используемые методы и средства останутся лишь схемой, не приносящей положительных результатов. Ведь с того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы.

Отношение к самому себе как к человеку – эта черта духовной жизни, в конечном счете, характеризует и определяет уровень культуры педагогического процесса. Многое также зависит и от того, как дети относятся друг к другу в коллективе. Если учитель сможет научить своих воспитанниковотноситься к себе, тоон создаст психологическую, моральную предпосылки того, что в повседневной практике называют влиянием коллектива на личность.

Коллектив – это своего рода инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, воспитателя: точнее тем, как смотрят на него воспитанники, что они в нем видят и открывают. Силой, которая побуждает каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой, - а с этого, по существу, начинается настоящее воспитание, - является личность самого воспитателя.

Научить подростка относиться к себе как к человеку – это значит сформировать у него стремление к самовоспитанию, утвердить в нем силу воли, необходимую для нравственной самоорганизации.

В коллективе подросток проявляет себя по отношению к другим людям и к самому себе. Идеальным для педагога представляется такое положение, при котором каждый его воспитанник проявлял бы себя как честный, требовательный к себе и другим, дисциплинированный, умеющий отстаивать добро и не приемлющий зло. Такое проявление себя возможно только в коллективе и только при условии, что учитель воздействует на каждую личность, не забывая о том, что личность осмысливает себя как частицу коллектива, утверждает в себе моральные понятия, убеждения, идеалы на основе жизни коллектива. Только когда педагог сумеет создать необходимое, для сложного воспитательного процесса, отношение воспитанников, как единого целого к самому себе, только тогда возможно влияние личности воспитателя на коллектив и через коллектив на каждую личность. Учитель должен уметь заинтересовывать детей тем или иным материалом, преподносить необходимые знания в актуальной для того или иного возрастного периода форме.

Тоже самое происходит и в процессе воспитания художественно-эстетического вкуса у подростков. Если педагог- воспитатель сможет заинтересовать ребят в необходимости культурного развития, то сможет добиться наилучших результатов.

В данном случае, рассматривая историю древнерусского традиционного женского костюма, необходимо показать подросткам важность правильно выбранного имиджа и стиля поведения. Для этого выбираются актуальный материал и такие средства, которые принесли бы положительный результат. Это могут быть как походы в музеи, просмотр слайдов или самостоятельный поиск материала в Интернете, так и использование учебных пособий и просто художественной литературы. Все это дает ответы на возникающие у подростков вопросы: как одеваться и как себя вести дома, на улице или в школе. Педагог должен уметь преподносить материал так, чтобы дети были заинтересованы в дальнейшем его изучении. Для этого используются такие средства, как: просмотр картин, изучение книжного материала, а главное походы в краеведческие музеи, при этом необходимо посещать экспозиции разных эпох и предлагать подросткам делать самостоятельно выводы по увиденному и лично для себя.

Во все времена женщины много внимания уделяли своему гардеробу. Одежда была способом показать свой достаток и подчеркнуть внешние достоинства. Также с помощью одежды можно скрыть многие недостатки фигуры и женщины охотно этим пользовались и пользуются до сих пор. В наше время редко встретишь женщину, уделяющую своей внешности мало внимания, каждая старается выглядеть лучше других, что в свою очередь являлось и является своеобразным толчком в развитии моды.

История развития русского традиционного костюма уходит своими корнями глубоко в прошлое, в те времена, когда и мужчины и женщины носили одинаковые по виду вещи, изготовленные из одних и тех же материалов, даже украшения у мужчин и женщин были одинаковые. Но развитие людей приводило к развитию и окружающего их мира, в том числе это касалось и одежды. Стали появляться различия – у мужчин появились штаны, а платья женщин стали длиннее; развитие коснулось и украшений – мужчины почти полностью исключили их из своего обихода, а женщины, наоборот, разнообразили свои коллекции изделиями из дерева, бисера, кожи и многих других материалов. В наше время существует много различных стилей одежды, но основа покроя того или иного изделия остается неизменной, та, которую использовали еще наши предки. На основе исторических фактов, касающихся пошива одежды строится вся выкройка женского платья, вносятся только незначительные корректировки или как их называют «подгон по фигуре», так как не каждая женская фигура подходит под общепринятый стандарт. История женского костюма очень интересна сама по себе, так как изменения в одежде происходили параллельно изменениям в истории нашего государства. Что-то приходило из других стран, от других, совершенно непохожих на славян, народов, но за основу, по-прежнему брался традиционный женский костюм.

Внешний облик русских женщин в X-XV вв. представлен больше в канонизированном изображении княжеских семей, по которому трудно судить об эволюции женского костюма. Если же реконструировать представления о нем на основе отрывочных сведений источников, то нельзя не увидеть, как веками отрабатывается оригинальный, самобытный «стиль» в русской женской одежде, дополняемой разной обувью и украшениями.

Уже в древнейший период (X-XIII вв.) в костюме русских женщин имелось разделение на нижнюю (нательную) одежду и верхнее платье. Нательная одежда - «срачица» («сороцица», сорочка) – упомянута во многих письменных памятниках [26, с. 45.]. Испокон веков она делалась из тонкой льняной ткани.

Женская нижняя одежда кроилась длинной и имела рукава, намного превышавшие длину руки. На запястьях они поддерживались «наручами» - обручами, браслетами, которые нередко находят в женских захоронениях. Они заметны и в некоторых фресковых изображениях и книжных миниатюрах. Существуют альтернативные мнения, касающиеся использования поясов. А.В. Арциховский считал, что нижняя женская рубаха не подпоясывалась. [4, с.236] М.Г. Рабинович высказал другое мнение, которое разделяет большинство исследователей. Они считают, что разнообразные пояса были одним из древнейших элементов костюма – украшением и в то же время «оберегом», преграждавшим дорогу «нечистой силе».

Источники X-XIII вв. дают сведения для характеристики верхней одежды более или менее зажиточных женщин древнерусского общества. Вероятно, костюм древнерусских женщин различных классов был одинаковым по крою, но разным по использованным тканям [18, с.44].

Очевидно, одежда представительниц феодальной знати имела больше предметов и деталей в каждом из видов одежды, а комплектация проводилась из большего числа компонентов.

В массе своей у древнерусских женщин нижняя сороцица дополнялась набедренной одеждой - «поневой» или «понявой». Термин этот часто встречается в переводных церковных собраниях самого раннего времени. И.И. Срезневский объяснял его как полотнище, кусок ткани. В.И. Даль предполагал, что слово «понева» произошло от глагола «понять, обнять», поскольку понева представляла собой кусок ткани, которым обертывалось тело.[8, т.3,ч.2]. Поверх поневы мог завязываться шерстяной вязаный пояс. Поневы могли быть суконными или шерстяными – из «волны», т.е. из шерстяной пряжи. археологические раскопки погребений позволяли сделать вывод о том, что в XII – XIIIвв. уже были известны разноцветные клетчатые шерстяные ткани («пестрядь»). «Пестрядь» использовалась как материал для понев у деревенских женщин, поскольку в городах поневу носили все реже.

В холодное зимнее время женщины Древней Руси носили меховую одежду. Женщины из более состоятельных семей носили одежду из дорогих мехов, а менее зажиточные – из более дешевых. Знатные дамы носили дорогие шубы из соболя и горностая, а платья украшали горностаевыми шкурами, также делали из шкур накладки по подолу одежды по ширине доходившие до колен.

Излюбленными считались рысьи меха. Женщины среднего достатка носили и беличьи шубы. Шубы в то время носили мехом вовнутрь и первоначально сверху ничем не покрывались. Такие шубы назывались «кожух». Так же в гардеробе имелись такие разновидности одежды, как «летники» - легкая женская одежда с длинными широкими рукавами; зимние «картели» - одежда аналогичная летнику, но подбита мехом; «опашень» - необычная для современного человека одежда с очень длинными, сужавшимися к запястью рукавами и спиной, кроившейся длиннее переда. Носили «опашни» внакидку.

Своеобразной и яркой частью древней женской одеждой был головной убор: обязательное дополнение любого костюма русских женщин. Он имел не только эстетический смысл, - довершая костюм, но и социальный – показывая достаток семьи, а также этический – позорно было ходить с непокрытой головой.

Головной убор соответствовал семейному и социальному положению древнерусских женщин. Отличительной чертой головного убора замужних женщин было то, что он целиком покрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они нередко носили распущенные волосы или заплетали в одну косу, макушка всегда была открыта. Головной убор замужних женщин назывался «бабья кика», у девушек же это были венки, венцы, венчики, коруны.

Коруна – узкая полоска металла или материи, охватывающая лоб и скрепляемая на затылке. Коруны чаще всего служили праздничными уборами незамужних женщин – горожанок, а сельские девушки чаще носили венцы.

Разновидностью головного убора женщин являются «убруся» или «повои», которые полностью закрывали волосы, концы их спускались на спину, плечи и грудь. Позже поверх повои стали надевать корону – кокошник или кику. Зимой шапка с меховым окончанием и округлой тульей.

Украшение костюма древнерусских женщин также являлось показателем достояния семьи и семейного положения. Украшения были деревянные, стеклянные, металлические, костяные.

В X-XIII вв. одним из самых распространенных украшений на Руси были височные кольца. Данное украшение считалось этническим показателем.

Женские серьги встречаются реже височных колец и шейных украшений. Одним из типов женских серег является вопросительный знак. Так же были дутые, круглые колты – туда, скорее всего, вкладывались кусочки ткани с эфирными маслами.

Не менее популярными у женщин всех сословий были шейные украшения, и, прежде всего стеклянные бусы. В среде знати большое распространение получило украшение «пронизи» - комбинированные из различных материалов украшения (например: золотые дутые, жемчужные зерна, драгоценные камни).

В отличие от бус металлические обручи – гривны, носившиеся как шейное украшение в X-XIII вв. и отчасти позже, являлись достоянием лишь зажиточной части крестьян и горожан.

Наиболее дорогими считались бизоновые гривны – сплав меди и серебра; наиболее распространенными – медные или бронзовые.

Шейные гривны предшествовали наиболее поздним шейным металлическим украшениям типа ожерелий, хотя сами продолжали существовать как праздничное украшение знатных женщин и в XVI в.

Очень ценным и дорогостоящим шейным украшением считались цепи (кольчатые, огничатые, черненные, а так же в виде трех граненых призм). К началу XIII в. относится первое упоминание о золотых цепях, как женском украшении в Ипатьевской летописи.

Неотъемлемой частью женского костюма были нагрудные и поясные привески – разнообразные по форме металлические украшения, составлявшие часть ожерелья. Они носились на длинных шнурах или «чепках» (цепочках), прикреплялись к платью у груди или к поясу.

Еще одним украшением женского наряда были застежки (фибулы). Одно из первых упоминаний о фибулах содержится в «Повести временных лет» под 945 г., а наибольшее число находок приходится на X – XII вв. Фибулы носили либо у плеча, либо на груди (они застегивали верхнюю одежду типа плащей). Мелкими фибулами древнерусские женщины застегивали сорочки у ворота, пристегивали к поясу амулеты и привески, а так же хозяйственные предметы: ключи, ножички. Тоже значение, что и фибулы, имели в верхней одежде и булавки – принадлежности костюма знатных горожанок.

В XV в. плащи и накидки употреблялись все реже, а вместе с изменением форм одежды менялся и набор ее традиционных дополнений. Редко стали использоваться фибулы, зато пояс был неизменным аксессуаром женской одежды.

Стеклянные браслеты носили горожанки, а металлические – и горожанки и крестьянки. Золотые пластинчатые браслеты - «обручи» были привилегией городской знати. Носили их как на левой, так и на правой руках, часто на обеих и по несколько штук сразу. Пластинчатые браслеты часто надевали на предплечья у локтевого сгиба. Многие браслеты носились поверх рукава сорочки.

Среди женских украшений особенно распространенными в X – XV вв. были перстни. Они нередко повторяли формы браслетов. Индивидуальную форму имели печатные перстни, а также новгородские со вставками – вкраплениями стекляшек.

Женский костюм завершала обувь. Одно из первых упоминаний о «сапозех» и «лаптех» содержится в лаврентьевской летописи под 987г.

Лапти носили главным образом сельские жительницы. Женскую кожаную обувь шили в XIII – XV вв. в городах из шкур лошадей, крупного мелкого рогатого скота [5,с. 126-128.]

Простые горожанки носили обувь из сыромятной кожи – поршни. Распространенным видом женской кожаной обуви были мягкие туфли, напоминающие современные пинетки.

Полусапожки горожанок были короткими и мягкими. Как и туфли, полусапожки украшались вышивками. Яркие кожаные сапожки с выпушкой материи и вышивкой цветными нитями, речным жемчугом является дополнением нарядной и праздничной одежды богатых женщин, своеобразным показателем достатка семьи, необходимым атрибутом одежды лиц, облеченных властью.

Итак, сочетание основных предметов и украшений женского костюма X – XV вв. может дать представление не только о внешнем облике, но и о социальном, семейном положении женщины и месте ее жительства.

Изготовление одежды, прядение, ткачество, шитье и вышивание были повседневным рукоделием всех женщин – богатых и бедных, хозяек и их служанок. Благодаря самим женщинам, женские наряды становились подлинными шедеврами искусства.

Уже в древние времена женщины заботились о своем внешнем виде, поэтому украшали свою одежду всеми возможными способами. Для изготовления одежды производился тщательный отбор материалов.

Нательная сорочка (сороцица) делалась из тонкой льняной ткани. В древнерусском языке существовало два термина для обозначения льняной ткани: «хласт», «холст», «тълстины», означавшие небеленую ткань и «бель», «платно», означавшие выбеленное полотно. Женская нижняя одежда кроилась длинной и имела рукава, намного превышавшие длину руки.

Те части нижних «руб» (рубах), которые могли быть видны украшались: в XIVв. у наиболее знатных женщин – жемчугом и мелкими металлическими пластинками в виде блесток, лапок или листочков, у представительниц социальных низов льняным плетеным «ажуром». Полотно для сорочек изготовляли сами женщины. В XIV – XV вв. сорочка знатных женщин делалась из шелка и подчас не белой, а, например, красной, но такие сорочки были скорее праздничными и носились крайне редко.

Помимо сорочки имелась понева. В X – XIII вв. понева могла быть полотняной, а также суконной или шерстяной – из «волны», т.е. шерстяной пряжи. В XII – XIII вв. уже были известны разноцветные клетчатые шерстяные ткани («пестрядь»). «Пестрядь» использовалась как материал для понев деревенских женщин.

Одежда из шерстяных тканей стала преобладающей в городах примерно с XII в. Часть шерстяных тканей завозилась из Голландии, Англии и Франции, но уникальные по красоте шерстяные узоры производились руками русских мастериц.

Верхняя одежда знатных княгинь и боярынь в X – XII вв. шилась из восточных вышитых шелков («поволок») или серебряной нитью, похожей на бархат.

Верхняя одежда была свободной и длинной, состояла из прямого, чаще всего подпоясанного платья, дополненного распашным одеянием (плащом), ворот, подол и стык тканей которого были оторочены каймой. Кайма была нашивной и представляла собой широкую шелковую тесьму, шитую золотом.

Нередко низ платья и воротник также были украшены каймой. Археологические раскопки показали, что в X -XII вв. проявится не столько сближение Руси с Византией, сколько изменение некоторых традиционных форм, имевшихся у нас, славян в первые века новой эры: накладных одежд (сорочек), распашных (халатов, курток, плащей) и драпирующих (накидок), также использование в нарядах отложных воротников является показателем того, что Византийские традиции все же оказывали влияние на русскую культуру. Круглые воротники - «ожерелки» не пришивались, а накладывались на женские платья; так же использовался другой вид воротников – стоячие, выполненные на жесткой основе (береста или кожа) и обтянутые шелком или золотой нитью. Низ воротников сохраняет следы прикрепления к одежде (так называемые следы «пристянные») [16, с.285-286]. Вышитые золотом, «саженные жемчугом» воротники сохранялись в костюме знати в течение нескольких столетий. В зимнее время женщины носили шубы. Шубы изготовлялись из различных мехов. Применялись шкурки горностая, соболя, белки, бобра, росомахи и реже использовались шкуры медведя и волка.

Шубы носились только мехом вовнутрь и первоначально сверху ничем не покрывались (отсюда название – кожух), но со временем нагольная (не покрытая), меховая одежда стала считаться грубой, шубы стали крыть тканью, чехол шился из самых дорогих и ярких кусков.

Древние фрески говорят, что одежда знатных женщин была многоцветной и предполагала яркие сочетания, свежие, сочные тона. Так же украшалась одежда вышивкой, золотым и серебряным шитьем. Шитье металлической нитью отличало костюм не только женщин княжеского рода, но и представительниц зажиточного сельского населения.

Домашние мастерицы сплетали, спрядывали тонкую золотую нить с льняной. В XI-XII вв. чаще всего шили «в проем» (прокалывали ткань), причем длинные стежки были на лицевой стороне ткани, а короткие – на изнаночной. В XII-XIII вв. золотая нить укладывалась на ткань и прикреплялась шелковой. [19, с.7; 3, с.154-156] Рисунок вышивки был разнообразен; чаще всего встречались причудливо изогнутые стебли, стилизованные цветы, круги, геометрические фигуры.

Красили ткани, преимущественно, растительными, реже животными красками. Синюю краску делали из сон-травы, василька, черники; желтую – из дрока, листьев березы; золотисто- коричневую – из шелухи лука, коры дуба, груши. Обилие красных оттенков в костюмах древнерусских женщин объясняется и тем, что красный цвет был своего рода «оберегом», и тем, что существовали многочисленные естественные красители, окрашивавшие ткани именно в красно- коричневые цвета: гречишник, зверобой, кора дикой яблони, ольхи, крушины. [24, 1935]

Летники (разновидность легкой женской одежды) шились из легкой ткани (например, камки). Летник – легкая женская одежда с длинными широкими рукавами («накапками»). Рукава летников нередко расшивались «вошвами» - полосками аксамита, черного и багряного.

Женские зимние «кортели» (аналогичная летникам одежда, подбитая мехом) утеплялись куницей, белкой, соболями, горностаями;

их украшали разноцветные «вомвы» - зеленые, синие, черные, «червчатые».

При изготовлении головных уборов также использовались ткани, меха и украшения. Налобный девичий венец, сделанный из ленты, нередко украшался шерстяной бахромой, также изготавливали венки и венцы из полотняной, парчовой или шерстяной ткани, вышитой и богато орнаментированной; были венцы из металлических бляшек, нанизанных на нити; пластинчатые венки делали из серебра реже из бронзы.

Украшение древнерусских девичьих головных уборов (корун и венцов) свидетельствуют о том, что эта форма головных уборов возникла из цветочных венков. Художественные украшения валика коруны были призваны создать впечатление венка из живых цветов: отдельные элементы выгибались, делались рельефными, украшались цветными стекляшками, а при достаточном богатстве семьи драгоценностями.

Еще богаче украшался головной убор замужней женщины. Формируясь в XII-XV вв. и приобретя название «кика», он вобрал в себя элементы традиционных женских головных уборов восточных славян – корун, а также полотенчатого головного убора – убруса или повоя. Часть убора надо лбом была украшена богаче остальных его частей. В дальнейшем, передняя часть кики (чело, очелье), украшенная жемчугом, шитьем или драгоценными камнями, делалась съемной.

Впрочем, очелье могло располагаться и на повое – расшитый мелкими стеклянными бусами край матерчатого головного убора. Височные и иные украшения замужних женщин крепились уже не к волосам, а к самой кике. [27, с.89]

Одним из украшений очелья кики и повоя были рясы, упомянутые Даниилом Заточником [26, с.60]. Они представляли собой бахрому из нанизанных на нити бусин или жемчужин.

Неотъемлемой частью костюма были привески. Делались они из серебра, меди, бронзы, билона. По внешним очертаниям их делят на зооморфные, воспроизводящие предметы быта и символизировавшие достаток семьи (ложки, ключики, гребни) или богатство (топорики, ножички).

Носили также бубенчики, шумящие привески, привески геометрические (круглые, ромбовидные, трефовидные и другие).

Одной из самых излюбленных привесок – амулетов был конек с вытянутыми ушками и загнутым в кольцо хвостом. Конь был символом добра и счастья, связывался с культом солнца и в привеске неизменно окружался кружочками – солярными знаками.

Такие украшения, как медальоны делались из серебра или золота, украшались перегородчатой эмалью, зернью, сканью. [28, с.261] С XII в. стали производить медальоны из дешевых сплавов, отлитые в имитационных формах.

Еще одним украшением были фибулы. Их делали из железа, оловянисто-свинцовых сплавов, меди, бронзы, серебра. До X в. фибулы были только большими, а позднее – XIV-XV вв. стали преобладать мелкие, легкие. Во все века этот тип украшений богато орнаментировался, орнамент же варьировался в зависимости от этнонационального региона, степени мастерства ковщиков, чеканщиков и других подобных причин.

В XV в. фибулы стали реже использоваться, зато пояс оставался неизменным атрибутом женской одежды. Женские пояса делались из шелка, затканного золотой или серебряной нитью, бархата или кожи с кованными металлическими бляшками.

Часто дорогим металлом отделывались только наконечники поясов, завершаемые бубенчиками, а сам пояс украшался канителью – винтообразной золотой или серебряной проволочкой. У женщин победнее бляшки эти были медными или бронзовыми.

Женский костюм завершала обувь. Были сапожки (их носили дворянки) и лапти (их носили крестьянки).

Лапти были различного плетения (косого и прямого) – это зависело от традиций того или иного этнического региона. Делались лапти из лыка (внутренней части коры лиственных деревьев) и бересты, которые долго вымачивались и распрямлялись под прессом. Для получения одной пары лаптей на небольшую женскую ступню нужно было погубить три четыре молодые липки, а носились такие лапти, даже сплетенные «с подковыркой» (двойной подошвой), от нескольких дней до недели. Форма лаптей разнилась в зависимости от местности: южные полесские лапти были открытые, а северные - «бахилы» - имели вид низких сапог. Лапти, плетенные из кожи, были намного прочнее лыковых, но и дороже.

Чтобы совместить дешевизну с прочностью, в деревне нередко применяли комбинированное плетение лаптей из лыка и кожаных ремней. В городах лапотцы в XII-XIV вв. делали также из покромок ткани, кусочков сукна и даже из шелковых лент. Тогда их называли «плетешками». [29,с.90-91]

Женскую кожаную обувь шили в XIII-XV вв. из шкур крупного и мелкого рогатого скота, а также из шкур лошадей. Разрыхленная квашением в хлебном квасе кожа дубилась корой ивы, ольхи, дуба (отсюда и сам глагол «дубить»); затем кожи выравнивались, жировались для эластичности и разминались. Таким образом, получались самые дорогие сорта кожи – юфть и полувал. Юфть окрашивалась в яркие цвета. Археологические раскопки подтверждают, что цвета кожаной обуви были разнообразными – не только красными, но и зеленоватыми, желтыми, коричневыми. [30, с.64,147.]

Более бедные сословия носили «поршни». Кожу для «поршней» не дубили, а лишь пропитывали жиром и разминали. Она была очень прочной, только быстро намокала в дождь. Шили женскую кожаную обувь льняными нитками, которые для прочности вощили. Мягкие женские «поршни» нередко делали из более нежных частей кожи животного, главным образом из его «чрева» - брюха; они и назывались «черевья» (черевички). Повседневные поршни украшались лишь необычными швами. Вокруг краев поршня пропускались кожаные ремешки, которые стягивали обувь по ноге, образуя мелкие складки, тоже украшавшие обувь. Ажурные поршни были гораздо наряднее. Они часто делались с матерчатой подкладкой. Орнамент ажура представлял собой чаще всего параллельные прорези, полоски. В случае пронашивания такая обувь тщательно ремонтировалась кожаными заплатками.

Кроме ажуров с X в. существовали вышивка обуви шерстяными и шелковыми нитками, а также ее тиснение.

Полусапожки дворянок были короткими и не жесткими: в заднике отсутствовали твердые вставки из бересты или дуба, обязательные в сапогах. Как и другая обувь, полусапожки украшались вышивкой.

В русском народном костюме наиболее значимой и заметной деталью была женская рубаха (сорочица), форма кроя которой – прямой стан, приталенный или собранный под широкий мягкий пояс – несла возможности для различных вариантных решений. В современном гардеробе можно найти что-то напоминающее традиционную русскую рубаху, может быть незаменимое в летнюю жару платье – рубаху.

Также в гардеробе традиционно присутствует понева – своеобразная юбка, состоящая из трех полотнищ, ее надевали поверх рубахи. Поневы могли быть распашными или замкнутыми, по талии собранными на шнуре. Поверх рубахи и поневы надевали передник-завесу. Его носили также поверх рубахи с сарафаном.

Комплект одежды завершал навершник – своеобразный платок. Шали, платки, ленты, декоративные пояса, подвески, расшитые шелком рукава рубах, подолы понев, украшения из жемчуга, бисера и бус – все это было присуще одежде широкого круга русских женщин. Не случайно, многие иноземные гости в своих путевых заметках с восхищением писали о богатстве, красоте и декоративности русского народного костюма.

И сегодня художники-модельеры находят все новые и новые идеи, основываясь на совершенстве конструкций, экономичности кроя, выразительности силуэта русского народного костюма.

Известный русский график И. Я. Билибин писал о том, что бывает красота движения и красота покоя. Русский костюм – красота покоя, в статике его отражено чувство спокойной силы, достоинства, отваги.

Русскому костюму чужды развивающиеся шлейфы, сверхпочинные или, наоборот, обтягивающие фигуру детали одежды. Плавность и выразительность линий – вот, пожалуй, основная его черта.

Кроме рубахи в наш гардероб вошли и другие виды русской одежды или ее детали. Например, ластовица – удивительно целесообразный конструктивный элемент, создающий особую комфортность одежды, обеспечивающий свободу движений. А свобода движений рук в русской одежде – одежде людей, привыкших трудиться, была отнюдь не вопросом моды.

Богатая вышивка, украшавшая рукава, подолы и проймы была тесно связана с особенностями ткани, из которой шилась одежда и с устройством быта. Ткань была домотканой, с естественной окраской, шероховатой поверхностью, льняной или хлопковой, чему собственно, и была посвящена жизнь русской женщины.

Нестесненность движений, свобода посадки, декоративность оформления, использование натуральных тканей – вот основные достоинства русского направления в современной моде.

Одним из основных направлений современной моды является простота и динамичность кроя. А ведь именно эти качества лежат в основе национального русского костюма, к традициям которого все чаще обращаются модельеры. Веками накопленный опыт рукоделия, передаваемый из поколения в поколение, воплощается в одежде, придавая ей совершенно отчетливый и узнаваемый национальный колорит.

Основываясь на психологических особенностях детей подросткового возраста, для уяснения ими представлений о красоте человека, быта, вещей, необходимо подобрать подходящие сказки, мифы, легенды с глубоким нравственным смыслом. Через эмоциональное, образное восприятие детьми сказок, педагог может укрепить, усилить их представления о жизни, расширить их небольшой жизненный опыт. Ведь сказка и жизнь тесно связаны между собой.

В пятом классе для эстетического воспитания учащихся привлекается русский народный костюм как вид декоративно-прикладного искусства. Учитель содействует развитию художественного мышления учащихся в процессе дальнейшего ознакомления с элементами дизайна методами художественного конструирования.

Для начала необходимо познакомить ребят с самим русским народным костюмом:

1. понятие об ансамбле (социально-исторический аспект в характере костюма)

2. значение колорита

3. согласование масштаба с размерами фигуры

4. определение уровней декоративного творчества учащихся

5. самостоятельное исполнение эскиза по мотивам русского народного костюма.

Тема, связанная с работой над эскизом русского народного костюма, дает широкий творческий простор и педагогу и учащимся. Покрой и силуэт костюма, узоры, украшающие разные части одежды, вызванные к жизни укладом крестьянского быта, связаны с понятием национального стиля, с особенностью художественного мышления крестьянских мастеров и зависят от исторических и социально-экономических условий. Поэтому данную тему, предлагаемую нами для художественной практики школьников, можно рассматривать как важный этап формирования эстетического вкуса школьников. Учащимся потребуются эстетические познания и графические умения, накопленные всей предшествующей работой в разных видах декоративно-прикладного творчества (вышивка, плетение, шитье и другое).

Красота русской одежды запечатлена в полотнах известных художников XIX в. А. Венецианова, К. Маковского, В. Сурикова, В. Васнецова, К. Коровина, И. Малявина и других.

Узоры, покрой, яркие цвета традиционного костюма являются отличительной чертой, привлекающей внимание современных, известных по всему миру модельеров. Художественные достоинства русского костюма вдохновляют модельеров на интересные поиски в современной одежде. Именно на этом педагогу необходимо акцентировать внимание, начиная работу с подростками.

Для ознакомления с русским традиционным женским костюмом необходимо отобрать художественный материал, показать его ребятам. Вместе с учащимися проанализировать имеющуюся информацию – от силуэта современного костюма к выявлению национальных особенностей народного костюма. Соответственно нужно подготовить и наглядные пособия. В классе (группе) можно показать учащимся таблицы с силуэтами женского традиционного костюма Древней Руси и попросить подростков провести аналогию с современной модной одеждой.

Большую помощь могут оказать выставки открыток, плакатов, репродукций, на которых изображены народные костюмы. Материал для выставки можно подбирать с помощью учащихся, это будет способствовать лучшей результативности. Можно предложить ребятам самостоятельно организовать общешкольную выставку народных костюмов.

Также можно использовать экскурсии в исторические и этнографические музеи, где проходят экспозиции народных костюмов. В музее необходимо дать ребятам задание сделать карандашные наброски деталей костюмов, особенно запомнившихся. В классе поставить перед подростками задачу воссоздать в карандашном варианте костюм русской женщины. Провести самостоятельную работу

по изготовлению эскизов. Затем показать учащимся репродукции с картин Сурикова, Венецианова, Маковского. В ходе показа картин и обсуждения увиденного необходимо сделать акцент на особенностях костюма и украшениях.

На последующих занятиях проводятся самостоятельные работы по изготовлению эскиза в цвете, с помощью акварели или гуаши, чистовой вариант сделать техникой аппликации из ткани и других материалов (нитки, фольги, бисера, бусин и др.).

Последовательность выполнения декоративной композиции (за основу взята последовательность выполнения работы в школах г. Заволжье):

1 Наброски композиции. Определение колорита и основного характера костюма.

2 Определение пропорций фигуры на листе чистового крупного эскиза.

Требования к рисунку фигуры: она должна быть условной, но с сохранением пропорций фигуры взрослого человека.

3 Решение в цвете основных частей костюма.

4 Нанесение узоров кистью. Масштаб и пропорции элементов украшения должны согласовываться с размерами фигуры.

5 Орнаментальная разработка. Сборка композиции.

6 После проведенной работы учащихся следует спросить, что нового и интересного они узнали на проведенных занятиях. Основываясь на ответах ребят, учитель сможет подобрать более полный комплекс занятий способствующих дальнейшему эстетическому воспитанию подростков

Разрабатывая эскиз и подбирая материалы, мы руководствовались сведениями о внешнем виде и технологии изготовления древнерусского традиционного женского костюма [9, 17]. На эскизе в карандаше изображено готовое изделие [см. приложение 4].

В подборе материалов предпочтение отдавалось натуральным тканям, аналогичным тем, которые использовались в Древней Руси для изготовления одежды. К таким тканям относятся лен, шерсть, парча, атлас, шелк; для изготовления украшений использовались различные полудрагоценные и драгоценные камни и металлы, жемчуг.

При выполнении аппликации, использовался беленый лен, тонкая шерсть синего цвета, золотистая парча, шелковые и кружевные ленты различных цветов. В связи с масштабом изделия, жемчуг в работе имитируется бисером. Металлические браслеты были заменены золотистым плетением.

Далее была проведена работа над изготовлением открытых частей тела из соленого теста. Для этого использовался рецепт из книги «Соленое тесто»[22, с. 20]:

100 г пшеничной муки, 100 г ржаной муки, 400 г соли, 250 мл воды, 2 столовые ложки сухого обойного клея.

Сушка изделия проводилась на открытом воздухе, с дальнейшим раскрашиванием и покрытием лаком.

Следующим шагом было приготовление выкроек. Каждая деталь костюма с эскиза переводилась на плотную бумагу и увеличивалась до нужного размера. Затем был произведен раскрой тканей. Для создания объема использовался синтепон.

Коруна расшивалась бисером и украшалась тесьмой и кружевом. Для височных колец применялся бисер, нанизанный на нитку. Наручи (браслеты) и шейное украшение имитированы золотым плетением.

В данной работе очень важно соблюсти последовательность сборки композиции:

1. Оформление фона основы изделия;

2. Наклеивание лица, выполненного из соленого теста;

3. Приклеивание нижней рубахи;

4. Прикрепление отдельных частей костюма к нижней рубахе;

5. Приклеивание коруны; украшение бисером;

6. Оформление подола и рукавов нижней рубахи кружевом;

7. Приклеивание наручей и шейного украшения;

8. Оформление работы в рамку.

Рекомендации для педагогов дополнительного образования по воспитанию художественно-эстетического вкуса у подростков посредством ознакомления их с древнерусским традиционным женским костюмом:

1. Заинтересовать подростков в изучении истории и традиций русского народа (показ произведений русских художников, фотографий, слайдов, посещение музеев);

2. Обратить внимание ребят на сходства между одеждой древних русских и современной модой (диалог между традиционным костюмом и современными стилями одежды);

3. Заинтересовать ребят историей производства различных видов ткани;

4. Научить ребят использовать в работе различные материалы (глину, соленое тесто, пластик, пластилин, гипс);

5. Предоставить свободу выбора материалов для изготовления композиции;

6. Научить ребят использовать в работе различные материалы (глину, соленое тесто, пластик, пластилин, гипс);

7. Привлекать подростков к организации выставок, посвященных культурным традициям России;

Проблема воспитания художественно- эстетического вкуса у подрастающего поколения является одной из наиболее важных проблем в наше время. Сейчас в России не самый благоприятный момент для становления культурно развитой личности. В наше нелегкое время, когда средства массовой информации ежедневно показывают асоциальную сторону жизни, подросткам очень сложно правильно сориентироваться. Но в тоже время подростковый возраст является самым оптимальным для обогащения эстетическими и художественными навыками, так как подростки очень восприимчивы к окружающему миру. Они собирают всю посылаемую извне информацию, но не всегда могут осмыслить ее и сделать верный выбор, следствием чего является ожесточенность большинства ребят.

Само название работы «Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании эстетического вкуса у подростков» говорит о том, что одежда играет не последнюю роль в становлении личности подростка. Ведь, именно с помощью того или иного стиля одежды, манеры одеваться, дети стремятся показать окружающим свою индивидуальность. Подростки в этот период, в силу не только психологических, но и физиологических особенностей, тщательно следят за своим внешним видом и за любыми, даже самыми незначительными изменениями в моде. В гардеробе современного подростка встречаются вещи нескольких стилей – от классического « взрослого» до современного, порой даже вызывающего. Это говорит о том, что подростки находятся в постоянном поиске своего индивидуального стиля.

Подростки очень восприимчивы как к безобразному, так и к прекрасному. Данный период характерен и тем, что дети ищут ответы на волнующие их жизненные вопросы в искусстве (литературе, истории, фольклоре), так как не всегда решаются обратиться за помощью к взрослым. Но ведь изготовление одежды – тоже своего рода искусство. Русский народный костюм может многое рассказать о традициях наших предков и дать ответы на вопросы, касающиеся одежды и составления композиции из разных вещей. Наши предки славились тем, что тщательно подбирали себе костюмы, а также чувством гармонии и такта. Русские женщины считались лучшими мастерицами в рукоделии. Наглядным примером служит сам русский народный костюм. Здесь можно увидеть и вышивку, и кружевоплетение и окраску ткани, при этом ткань всегда использовалась домотканая, различные украшения, созданные своими руками.

Какие бы новые направления не появлялись в моде, в основе по-прежнему остается традиционность древнерусского костюма. Как десятилетия назад, так и сегодня художники- модельеры находят все новые и новые идеи, основываясь по-прежнему на совершенстве конструкций, экономичности кроя, выразительности силуэта русского народного костюма. Яркая вышивка, кружева, украшения изготовленные руками мастеров – все это пришло к нам из прошлого и ценится гораздо выше, чем «штампованные» вещи. Сделанная своими руками вещь всегда индивидуальна и выразительна. Именно на этом необходимо акцентировать внимание подростков. Ведь лучший способ быть не такими как все – это изготовить самостоятельно композицию своего костюма. Любая мелочь (браслет из бисера, подвеска, вязаный шарфик и многое другое) может подчеркнуть индивидуальность ребенка и в тоже время изготовление детали своими руками, способствует развитию фантазии и чувства гармонии.

При разработке рекомендаций для учителей по воспитанию художественно- эстетического вкуса у подростков, внимание, в первую очередь, обращалось на интересы детей и темы, актуальные для детей данного возрастного периода. За основу был взят пример работы педагогов в школах города Заволжье.

Предположение, что изучение традиционного древнерусского женского костюма позволит целенаправленно и эффективно решить проблему художественно-эстетического воспитания подростков, подтвердилось.

Список использованных источников.

1. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания./ М.; Просвещение, 1986

2. Андреянова Л.И. Уроки шитья./ Переиздание – Екатеринбург. Стрибог,1995

3. Аристов Н. Указательные сочинения

4. Арциховский А.В. Одежда/ История культуры Древней Руси Т.I./ М.,1948

5. Арциховский А.В. Раскопки на Славнее в Новгороде, 1949 (№ 11)

6. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики./ М., 1986

7. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е издание, дополненное./ М.: Полииздат, 1988

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. ч. II./ СПб.; М.1882

9. Гусарова И.Л. Декоративное творчество в школе и художественные народные промыслы./ М., Издание НИИ школ МП РСФСР,1973

10. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека./ М.: Знание,1968

11. История культуры Древней Руси. Т. I.,/ М., Л.,1958, с.261

12. Кон И.С. Открытие «Я»./ М.,1978

13. Крутецкий В.А. Возрастные психологические особенности подростка./ Советская педагогика, 1970 (№1)

14. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание./ М.: Просвещение, 1986, с. 304

15. Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном./ М., 1982

16. Маркс к., Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, т. 23.

17. Надеждин А. Права и значение женщины в христианстве./ Спб.,1873

18. ПСРЛ. Т. XXV., с.487(1365г.), НГБ (1952г.), с. 45.№ 43 (XIV в.)

19. Поварин Г. Очерки мелкого кожевенного производства в России. Ч. I.,/ СПб. 1912, с. 64, 147.

20. Пушкарева Н.А. Женщины Древней Руси./ М., Мысль,1989

21. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда./ М., 1978

22. Сабурова М.А. Женский головной убор, с.123.

23. Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто,/ М. ООО «Издательство «Эксмо», 2004, 224с., илл.

24. Срезневский И.И. Древние изображения.

25. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. II./ М., Спб,1985

26. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника.

27. Толстых В.И. Теория эстетического воспитания./ М.,1979

28. Филлипов И. А. Промыслы из дерева, луба, бересты. / М., 1959, с.90

29. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание. (Учебное пособие)

30. Шавинский А.В. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси; / Н.; Л.; 1935

31. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. 2-е издание, дополненное и переработанное./ М. Просвещение,1979