Реферат: Стоимость, полезность, ценность

Название: Стоимость, полезность, ценность
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Министерство науки и образования

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

Кафедра «экономической теории»

Реферат

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение».

Выполнила:

Тростина Т.А.

Принял:

Смирнов В. Г.

Владимир 2011

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

I. Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг………4

1.1 Стоимость – фундаментальная проблема экономической теории………..4

1.2 Общая и предельная полезность блага……………………………………..7

1.3 Максимилизация общей полезности………………………………………11

II. Стоимость, полезность, ценность и их взаимодействие…………………12

2.1 Содержание понятия стоимости и ее классификации…………………....12

2.2 Взаимосвязь и соотношение между понятиями: стоимость, полезность, ценность. Сущность ценности блага…………………………………………...15

2.3 Двойственная природа стоимости (ценности)……………………………..19

III. Маржинализм………………………………………………………………..21

3.1 Понятие маржинализма……………………………………………………..21

3.2 Маржинализм: что нового? ………………………………...........................22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...26

Введение.

Стоимость, полезность, ценность – это три взаимосвязанных между собой понятия, которые нужно знать и различать. Для максимального удовлетворения человеческих потребностей, производителю необходим постоянный анализ содержания всех трех компонентов. Так как, стоимость, полезность, ценность - очень полезные и незаменимые понятия, которые важны для производителя товаров и услуг, пользующихся большим спросом у потребителей. Следовательно, нам необходимо разбираться в этих понятиях и знать их содержание, для общего развития и создания в дальнейшем возможной предпринимательской деятельности.

I . Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг.

1.1 Стоимость – фундаментальная проблема экономической теории. Стоимость, а точнее ценность, относится к числу фундаментальных проблем экономической науки. Это объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена.[1] Таким образом, теория стоимости – это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.

Д. Риккардо отмечал, что в экономической теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость». При исследовании стоимости в экономической теории используются два методологических подхода: функциональный и казуальный (т.е. причинно-следственный). Эти два подхода характеризуют современный маржиналистский методы исследования категорий стоимости.

До недавнего времени в нашей экономической литературе догматического направления маржиналистский анализ объявлялся ненаучным, имеющим дело лишь с внешней видимостью. Единственно правильным считался только марксистский метод.

Жизнь показала, что экономика – настолько сложный организм, что описать ее полностью в одной экономической концепции, положив в основу один «кирпичик» - будь то «товар» (марксизм) или «полезность» (маржинализм) – невозможно. Если сторонники маржинализма сосредоточили свое внимание на анализе наиболее рациональных методов хозяйствования, поиске эффективных методов роста благосостояния и для этого им потребовалось исследовать функциональную зависимость категорий, то марксисты сосредоточили свое внимание на сущность явлений, использовали при этом причинно-следственную зависимость экономических процессов. Учитывая вышесказанное, при изложении категорий стоимость необходимо использовать как марксистскую, так и маржиналистскую трактовки стоимости. Важно также отметить, что основные концепции стоимости товара сложились в течение XVIII и XIX вв.

А. Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, к покупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Д. Риккардо и Д Р. Мак-Куллох определяли ее издержками производства. Ж. Б. Сэй – полезностью вещи. Д. Лодердель – предложением и спросом. К. Маркс и Ф. Энгельс, рассматривая их полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещественная форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства и полезности. Длительный спор в экономической науке ведется и по величине стоимости товара, и, соответственно, его цене. А. Смит принимал за меру стоимости иногда рабочее время, необходимое для производства товара, а иногда стоимость труда; Д. Риккардо – рабочее время на производство товар в относительно худших условиях производства. С. Сисмонди величину стоимости сводил к отношению между потребностью всего общества и количеством труда, которое достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В работах П. Самуэльсона, Дж. Кларка и др. рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек, кА дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного количества товара), т.е. изменение цены в условиях воспроизводства.

Согласно маржинальному направлению в экономической теории, полезность блага – главная категория. Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.

Итак, что же такое полезность? Полезность - это удовлетворение, которое благо приносит потребителю.[2] Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое - менее.

Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьем ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется, есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.

1.2 Общая и предельная полезность блага.

Следует различать общую и предельную полезность блага.

Общая полезность – это сумма полезности отдельных частей блага. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность. Но при этом темп увеличения общей полезности замедляется.

Схематично это можно представить следующим образом (рис.1):

Рис. 1 Темпы роста общей полезности.

Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 единиц, то при добавлении второй части полезность ее увеличится до 18, а не 20 единиц, так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшится (ведь 10 единиц уже потреблены и чувство голода не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 единиц и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика (N), после которого общая полезность начнет убывать. Графически это можно представить в виде кривой:

Рис.2 График общей полезности

По горизонтали (оси x) откладываем количество блага. По вертикали (оси y) – общую полезность блага. Точка Nпоказывает пик насыщения потребности. График общей полезности показывает, что если сначала общая полезность блага растет, то после точки Nона убывает. Если от точки Nпровести прямую на ось x, то получим точку А, которая показывает количество блага, необходимое для нормального насыщения потребности.

Предельная полезность – это полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя. В нашем примере у потребителя имелись три части блага:

Рис.3 Количество блага, имеющееся у потребителя.

От потребления первой части человек получит 10 единиц полезности. От потребления второй – 8 единиц, третьей – 6 единиц. Предельная полезность будет равна 6 единицам. Разумеется, полезность последней части не является независимой от полезности предыдущих частей. Если предположим. Что деление блага произведено на бесконечно малые величины, сможем охарактеризовать это явление с помощью множества точек, которые образуют непрерывную линию.

Рис.4 Кривая предельной полезности

Кривая предельной полезности показывает, полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребностей.

За пределами оси абцисс полезность становится отрицательной. И действительно. Известно, что переедание вредно для человека. Предельная полезность тем выше, чем меньше имеющееся количество блага по сравнению с потребностью. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью решить данную потребность.

Согласно учению субъективистской школы, оценку полезности приводит объект, конечная или предельная степень полезности выражается полезностью предельной части, деленной на величину этой части. Это отношение показывает степень убывания полезности в данной точке. С помощью этого показателя блага могут сравниваться между собой, измеряться, обмениваться. На основе этих теоретических положений разработана простейшая теорема, которая утверждает, что отношение эквивалентности двух благ равно отношению двух предельных полезностей. Если мы разделим полезность блага на его цену (величину, объективно данную рынком), то получим понятие взвешенной предельной полезности. Эти положения получили дальнейшее развитие в знаменитых таблицах Менгера, исправленных Парето, известной теории равновесия на рынке для потребителя. Полезность вещи, согласно этому учению, определяет стоимость. По мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается. Например, в случае сильной жажды индивидуума он наиболее высоко оценивает полезность первого стакана воды, его оценка полезности второго стакана меньше, третьего – еще меньше, а четвертый стакан воды имеет него очень низкую полезность. Первый закон Госсена, более известный как закон убывающей предельной полезности , гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага снижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага.

1.3 Максимилизация общей полезности.

Денежный доход индивида ограничен. Поэтому потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя – найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках бюджета обеспечивала бы для нетто максимальную полезность. На выбор потребителя влияет не только величина предельной (добавочной) полезности, содержащейся в следующих единицах, например, продукта А, но и от скольких долларов (следовательно, от скольких единиц альтернативного товара В) ему придется отказаться ради приобретения этих дополнительных единиц товара А. например, вы предпочитаете посещение кафе с предельной полезностью в 36 ютелей просмотру кинофильма, предельная полезность которого для вас составляет 24 ютили. Но если посещение кафе стоит 12 долл., а билет в кино – 6 долл., то выбор будет сделан в пользу кино. Почему? Потому что предельная полезность в расчете на затраченный доллар составит 4 ютили в случае просмотра кино (4=24:6) и лишь 3 ютили в случае посещения кафе (3=36:12).Вывод: чтобы добавочные (предельные полезности товаров, продаваемых по разным ценам, были сравнимы между собой, необходимо рассматривать предельные полезности в расчете на один затраченный доллар. Потребитель максимилизирует полезность путем выбора такого потребительского набора, удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношения предельной полезности к цене одинаковы для всех благ. В этом состоит второй закон Госсена.

Максимальная полезность при покупке продуктов достигается в том случае, если бюджет будет распределен таким образом, что каждый последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, принесет одинаковою предельную (добавочную) полезность.

II . Стоимость, полезность, ценность и их взаимодействие.

2.1 Содержание понятия стоимости и ее классификации.

Согласно трудовой теории стоимости (основоположниками которой являются У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо и К. Маркс), обмен товаров происходит как обмен одинакового количества труда, затраченного на их производство. Д. Риккардо писал, что «меновая стоимость товара определяется количеством труда, воплощенного в них». Таким образом, основой стоимости является общественный труд, который и составляет субстанцию или внутреннее содержание стоимости. Стоимость и меновая стоимость тесно связаны между собой, но не тождественны. Их разница в том, что стоимость есть внутреннее присущее свойство товара, его сущность, а меновая стоимость – это внешнее проявление сущности в процессе обмена.

Следует различать индивидуальную стоимость – стоимость отдельного товара, величина которой определяется затратами отдельного предприятия, и общественную стоимость , величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда, т.е. затратами на единицу потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства, среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Величина стоимости, по А. Смиту, определяется то трудом, затраченным на его производство, то стоимостью труда, покупаемого за данный товар, а то суммой доходов рабочего и капиталиста. Теория «трех факторов производства» Ж. Б. Сэя исходит из того. Что в создании стоимости участвуют три фактора: труд, капитал и земля. По Марксу, средства производства (капитал и земля) не могут быть источником стоимости, т.к. в них заключена определенная стоимость (прошлый овеществленный продукт), и лишь живым трудом наемного рабочего стоимость средств производства переносится на готовый продукт.

Стоимость – это категория исключительного товарного (рыночного) хозяйства, представляющая собой общественное отношение товаропроизводителей, которое возникает при обмене товаров, т.к. товаропроизводители вступают на рынке в экономические отношения друг с другом. Таким образом, за обменом товаров (вещами, благами) скрываются отношения между людьми.[3]

Чтобы благо стало товаром, оно должно обладать и потребительной стоимостью и стоимостью. Способность товара удовлетворять ту или иную потребность называется потребительной стоимостью , ею обладает любой товар. Два свойства товара образуют единство. Как потребительные стоимости товары разнородны и несопоставимы. Один и тот же товар на рынке для продавца имеет значение как стоимость, а для покупателя – как потребительная стоимость. Прежде чем реализовать потребительную стоимость товара (т.е. потребить его), товар должен быть реализован как стоимость. В этом единство и противоречие товара.

Двуединая сущность товара как стоимости и потребительной стоимости является результатом двойственного характера труда , создающего товар, открытого К. Марксом. На основе этого открытия К. Маркс показал источник эксплуатации. Сущность двойственного характера труда, создающего товар , заключается в следующем:

- с одной стороны, это конкретный труд , создающий потребительную стоимость и определяемый конкретной целью, специфическим характером операции, предметами, орудиями и результатами труда;

- с другой – это абстрактный труд , создающий стоимость и представляющий собой затраты человеческой энергии вообще, расходование энергии, мускулов, нервов. Это материальное явление, т.е. реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическом смысле.

В современной российской экономической литературе высказана мысль о том, что множество недоразумений по части понимания стоимости у нас вызвало неточность перевода на русский язык слова «wert», которое в немецком языке используется не в смысле «стоимость», а в значении «ценность». На первый взгляд кажется, что это чисто лингвистическая ошибка. Но в действительности эта «ошибка» меняет смысл данной категории. У русских экономистов конца прошлого начала настоящего столетия (Н. Бухарин, А. Мануйлов, В. Железнов и др.) исследуется теория ценности, в которой зачастую осуществлялась попытка совместить маржиналистский и марксистский подходы к анализу стоимости.

В распространенном изложении трудовой стоимости осуществлялся вне связи с полезностью. В результате экономисты 20в. Размежевались на два лагеря:

-одни считают, что источник стоимости блага есть только труд (англ. экономисты Дж. Робинсон, П. Сраффа, японский экономист М Моришима и др.);

-другие экономисты полагают, что источником стоимости (под которой они понимают ценность) может быть только полезность (Г.Госсен, Л.Вальрас и др.). Выведенный Госсеном закон гласит: «Чем меньше товара, тем больше его полезность и ценность».

2.2 Взаимосвязь и соотношение между понятиями: стоимость, полезность, ценность. Сущность ценности блага.

Классикам политической экономии приписывалось отрицание связи между стоимостью и полезностью. В действительности это не совсем так. А. Смит писал, что «слово «стоимость» (value) имеет два разных значения, иногда оно отражает полезность какого-либо определенного предмета. А иногда способность покупать др. блага, создаваемую обладанием, указанным предметом». Абсолютизируя понимание стоимости во втором значении, большинство современных экономистов приписывали марксистской трудовой теории стоимости исключение категории «полезность». А ведь Ф. Энгельс в очерках «Наброски к критике политической экономии» определял стоимость как отношение издержек производства к полезности.

Стоимость и ценность взаимосвязаны. Если стоимость – это затраты труда. То ценность отражает синтез затрат и результатов этих затрат. Т.е. полезности. Ценность дает ответ на два вопроса: 1)сколько затрачено труда на изготовление блага? 2)с какой пользой?

Следовательно, понятие «wert» является функцией не только затрат труда. Но и общественных потребностей, общественной полезности. Полезность выступает связующим звеном между затратами труда (costen), ценностью (wert) и потребительной стоимостью. Это как бы соединительная ткань, без которой товар рассыпается. Экономическое благо, представленное в виде товара, есть не только экономическая полезность. Но и затраты труда, которые стоят за этой полезностью и гарантируют ее.

Ценность – это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущего за базу).

Ценность имеет синоним – стоимость. Оба термина взаимозаменяемы и не противопоставляются. А.Смитт в своей книге «Богатство народов» сформулировал так называемый парадокс ценности, согласно которому польза от воды огромна, но ценность – ничтожна, и в тоже время бриллиант, который не имеет никакой практической ценности, имеет высокую цену. Ответ на этот парадокс может быть таким. Вода относительно изобильна, а бриллианты – редки. Ценность воды и бриллианта определяется их предельной полезностью. Из-за того, что воды в мире много ее предельная полезность (определяемая последним стаканом воды) очень мала. У бриллиантов, которые относительно редки, предельная полезность намного выше.

Сущность ценности , ее субстанция – это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть, в свою очередь, единство результата (полезности) и затрат.

Итак, экономическая ценность – это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство.[4] Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

То, что стоимость можно понять с учетом анализа теории полезности, подтверждается и практикой функционирования рыночной экономики. В условиях рынка происходит сопоставление общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) и результатов общественной полезности – соответствие объема и структуры общественного производства общественным потребностям. Общественно необходимыми признаются затраты лишь в рамках общественной потребности, общественной полезности, функцией общественной полезности в этом случае становится формирование экономических границ образования стоимости.

Величина ценности материального блага, согласно неоклассическому направлению современной западной экономической мысли, основанной на теории предельной полезности, определяет важность той конкретной потребности (или частичной потребности), которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода.

Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени ограниченности этих благ, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту экономической полезности этих благ, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, менее полезными.

Механизм взаимоограничения названных двух процессов основан на существующей функциональной связи между полезностью и затратами: одно и то же возрастание производства благ (и затрат ресурсов вместе с ним) одновременно вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических затрат.

Экономические затраты и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий целесообразной деятельности вообще, экономической – в частности.

Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ. Отсюда следует, что предельные затраты, или затраты на последнее производимое благо, не должны превышать предельную полезность , илиполезность этого последнего производимого блага.

Двуединый характер экономической ценности и стоимости нашел свое теоретическое воплощение в противоборстве трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют давнюю историю и своими корнями восходят еще к Аристотелю. В более поздний период (после К. Маркса) были попытки объединить теорию трудовой стоимости (понятую как издержки) с теорией предельной полезности (Э. Бернштейн, П. Струве, А. Маршалл, П. Самуэльсон). Все эти теории объединяет их направленность против К. Маркса и в большинстве случаев – неверная трактовка Марксовой теории трудовой стоимости.

Однако и сам К. Маркс допустил возможность затратной интерпретации его теории стоимости. Так, в первом томе «Капитала» К. Маркс абстрагируется от величины полезности и исключительно сосредотачивается на исследовании затрат труда. Стоимость, рассматриваемая К. Марксом в качестве затрат абстрактного труда, остается вне полезности этих затрат.

Кроме того, у К.Маркса нет детально разработанной концепции конкуренции, спроса, предложения, рыночных цен, в которых полезность как фактор стоимости приобрела существенное значение. Наконец, он, по существу, отождествляет потребительную стоимость и полезность, что в значительной степени затрудняло анализ роли полезности в теории его стоимости.

Основоположником современного направления в теории ценности и цен является известный английский экономист А. Маршалл, который сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым был осуществлен поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, т. е. единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса – предложения, издержек и цен.

2.3 Двойственная природа стоимости (ценности).

Существует две категории «общественная стоимость (ценность)» и «рыночная стоимость (ценность)». Общественная стоимость – это особая качественная форма выражения стоимости как функции затрат общественно необходимого труда, ибо представляет собой характеристику условий производства товара и является категорией производства.

Общественная стоимость формируется и регулируется индивидуальными затратами, которые в ходе внутриотраслевой конкуренции выравниваются в общественную стоимость. При формировании общественной стоимости значение имеет не только уровень индивидуальных затрат, но и объем производства товаров при тех или иных условиях. Чем больший объем товаров создан при данных условиях, тем большую роль данные условия играют в определении общественной стоимости. Каковы же функции общественной стоимости? Во-первых, она является принудительным фактором (стимулом) повышения производительности живого труда. Во-вторых, общественная стоимость является фактором эффективного использования материальных ресурсов производства. Наряду с категорией общественной стоимости следует отличать рыночную стоимость , которая определяется не только условиями производства, но и условиями реализации на данном рынке, что связано с субъективной оценкой полезности.

В рыночной стоимости общественные затраты дополняются новой характеристикой – общественно необходимой полезностью этих затрат. Если затраты труда соответствуют общественным потребностям, то производственные продукты обладают общественно необходимой полезностью.

Рыночная стоимость выполняет двойственную функцию: во-первых, отражает общественно необходимые затраты труда (общественную стоимость. С акцентом на затраты), массы производственных товаров, что проявляется на рынке в качестве товарного предложения; Во-вторых, выявляет соответствие затрат труда общественным потребностям, которые на рынке выступают в качестве спроса.

Таким образом, рыночная стоимость функционально раздваивается (рис.5).

Рис.5Структура рыночной стоимости.

Процесс образования рыночной стоимости осуществляется по законам рынка.

III . Маржинализм.

3.1 Содержание понятия маржинализм.

Теория предельной полезности – основная часть учения, получившего название «маржинализм». Маржинализм – это направление экономической теории, которое широко используется в анализе экономических законов, явлений и процессов предельной величины, т.е. объектом исследования в маржинализме является анализ изменения предельного приращения экономических показателей и их влияние на зависимые от них экономические переменные (спрос, потребление, цены, занятость и т.д.). В методологии маржинализма появились новые для экономической теории приемы: субъективно-психологический подход на основе изучения вкусов и оценок индивидуумов, широкое применение математических методов в экономике, концепция «чистой» или «нейтральной» экономической науки. Сторонники маржинализма (У. Джевонс, К. Менгер. О. Бём-Баверк, Ф. Визер, Л. Вальрас) пропагандировали тезис о надклассовой науки. В этой связи в начале XX в. название «политическая экономия» было заменено нейтральным термином «экономикс». Джевонс был твердо уверен в том, что политическая экономия может превратиться в точную науку, для этого только нужны соответствующие статистические данные.

Первый этап маржинализма – это так называемое «субъективное направление», которое заложило основу предельной полезности. По мнению Л. Вальраса, с помощью математических методов можно осуществить экономический анализ значительно быстрее и полнее, чем с помощью обычных, традиционных методов.

3.2 Маржинализм: что нового?

1. Маржинализм определяет стоимость (ценность) на основе субъективных оценок полезности благ индивидуальных потребителей, причем с учетом приращения конкретной полезности при добавлении дополнительной единицы блага. Согласно классической политэкономии, в основе определения стоимости лежат затраты труда (или издержки производства). Для маржинализма характерен субъективный подход в определении стоимости. Товар получает стоимость благодаря его индивидуальной оценке конкретным потребителем.[5]

2. Маржинализм базируется на новых методах экономического анализа, использующих предельные величины для характеристики сущности и форм экономических явлений и процессов. Классическая политэкономия рассматривала лишь содержание экономического явления и оценивала его либо суммарной, либо средней величиной.

3. Теория предельной полезности построена на родовой полезности какого-нибудь блага, например полезности воды, железа, в связи с потребностями человеческого рода, а на полезности конкретной единицы блага. Составляющей предмет интереса продавца, производителя, потребителя.

4. Ценность блага увязывается с его ограниченностью. Обоснование строится на связи полезности каждой единицы блага и интенсивности непосредственной потребности данного момента, которую должно удовлетворять, а также от уже находящегося в распоряжении индивида количества блага.

5. Классическая политэкономия не изучала проблему личного потребления, не включала ее в предмет экономической теории. Благодаря К. Менгеру, утверждающему, что человек со своими потребностями и своей властью над средствами их удовлетворения – исходный пункт всякого человеческого хозяйства, экономическая теория изучает личные интересы и мотивы действия потребителей. Была создана теория потребительского поведения.

6. Классическая политэкономия считала сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость – категорией, формируемой в сфере производства. На первом этапе своего развития маржинализм в качестве первичной сферы выдвинул сферу потребления. На втором этапе развития маржинализма не противопоставлял и даже взаимно увязал сферы производства и потребления, конкретных благ. Благодаря А. Маршаллу было доказано, что через единый механизм взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная рыночная цена.

7. Маржинальная теория широко применяет математические методы экономического анализа. Была определена функция полезности благ. (Функция полезности определяет величину полезности, которую данный индивид мог бы извлечь из какого-то данного количества товаров на рынке.) В экономическом анализе использовалась также шкала предпочтения, «кривые безразличия», коэффициенты эластичности экономических явлений и др. Математика была необходима маржинализму не только для анализа предельных величин, но и для обоснования оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможных экономических процессов.

8. Теория предельных величин нашла свое применение не только в сфере обмена и потребления, но и в сфере производства. Новая оценка производственной деятельности стала использовать предельные величины в решении проблем максимизации-минимизации, сопоставлении затрат т результатов.

9. Была создана теория рыночного равновесия. Маржиналисты используют как теорию частичного равновесия А. Маршалла, так и теорию общего равновесия Л. Вальраса. Проблема экономического равновесия рассматривается через призму взаимодействия интересов и мотивов поведения экономических субъектов.

Маржинализм как экономическая теория включил в предмет своего изучения экономические интересы и мотивы деятельности хозяйствующих субъектов, он повернулся лицом к человеку – потребителю и производителю материальных благ, соединил человека и хозяйство в единое целое. Новые методы экономического анализа позволили моделировать экономические процессы, находить оптимальные варианты распределения и использования ограниченных ресурсов.

Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что стоимость, полезность и ценность – три взаимосвязанных понятия, которые необходимо знать при оценке экономического товара. Экономический товар включает в себя одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара. Следовательно, для достижения больших успехов на рынке, производителю необходимо контролировать все экономические показатели, так или иначе связанные с производством материальных благ и услуг.

Список используемой литературы:

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова.-М.: Юристъ,2002.-896с.

ISBN5-7975-0215-1 (в пер.)

2. Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр. и доп./ Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л.С Тарасевича.- М: Инфра - М, 2007.-672 с.- (100 лет РЭА им. Г. В. Плеханова).

ISBN 5-16-002905-2

3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. / Под общ. ред. акад. Г. П. Журавлевой.-4-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2005.-640с.- (Высшее образ.) ISBN5-16-002453-0

4. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. / Под ред. В. Д. Камаева.-11-е изд., перераб. И доп.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.2005.-592 с.: ил.- (Учебник для вузов).

ISBN 5-691-01193-6

5. Экономическая теория: Краткий курс: учебник/ В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская.-2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2007.-384с.

ISBN 5-85971-666-4


[1] См. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева.-11-е изд., перераб. и доп.-М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.2005.- С. 67.

[2] См. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002.- С. 109.

[3] Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр. и доп./ Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.-М.: Инфра-М, 2007. - С. 149.

[4] См. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. / Под общ. ред. акад. Г. П. Журавлевой.-4-е изд..- М.: ИНФРА-М, 2005.- С. 85.

[5] Экономическая теория: учеб. для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева.-11-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС.2005.- С. 85.