Реферат: Финансовый менеджмент практическая реализация в

Название: Финансовый менеджмент практическая реализация в
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Уфимский финансово-экономический колледж – филиал Финуниверситета

Специальность 080106 «Финансы» (по отраслям) Специализация «Финансы и право»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Финансовый менеджмент: практическая реализация в коммерческой организации

Научный руководитель

Новикова А. М_______ _____ ______

(фамилия, имя, отчество)(оценка)(подпись)

Курасова Е. С _____ ______

(фамилия, имя, отчество)(оценка)(подпись)

Итоговая оценка (с учетом защиты)

Новикова А. М_________ _____ ______

(фамилия, имя, отчество)(оценка) (подпись)

Студент гр. 404 . Асотова К. Э ______

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

2010

Содержание

Введение

Глава 1. Экономическое содержание и назначение финансового менеджмента 5

1.1 Сущность, цели и задачи финансового менеджмента 5

1.2 Система управления финансами на предприятии 7

1.3 Место и роль финансового менеджмента в системе управления предприятием 9

Глава 2 Организационная и финансово - экономическая характеристика

ООО «Универсал-Трейдинг» 12

2.1 Организационная характеристика ООО «Универсал Трейдинг» 13

2.2 Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента на примере

ООО «Универсал-Трейдинг» 14

2.3 Совершенствование организации финансового менеджмента на ООО «Универсал- Трейдинг». Общие выводы и рекомендации по результатам проведенного анализа 25

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Практические предложения и рекомендации по теме курсовой работы 35

Приложение 1 (Форма №1 «Бухгалтерский баланс» за 2007 год) 36

Приложение 2 (Анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс» за 2007 год) 38

Приложение 3 (Форма №1 «Бухгалтерский баланс» за 2008 год) 39

Приложение 4 (Анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс» за 2008 год) 41

Приложение 5 (Форма №1 «Бухгалтерский баланс» за 2009 год) 42

Приложение 6 (Анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс» за 2009 год) 44

Приложение 7 (Отчет о прибылях и убытках за 2007 год) 45

Приложение 8 (Анализ формы №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» за 2007 год) 47

Приложение 9 (Отчет о прибылях и убытках за 2008 год) 48

Приложение 10 (Анализ формы №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» за 2008 год) 50

Приложение 11 (Отчет о прибылях и убытках за 2009 год) 51

Приложение 12 (Анализ формы №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» за 2009 год) 53

Введение

Актуальность выбора темы курсовой работы обусловлена тем, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств, для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия. От того, насколько эффективно и целесообразно финансовые ресурсы трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это - единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным интервалом в любой другой вид ресурсов. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.

Цель курсовой работы - изучить экономическое содержание и назначение финансового менеджмента, определить его место и роль в системе управления предприятием, предоставить подробную организационную и финансово-экономическую характеристику объекту исследования, а также на основании комплексного экономического анализа обосновать и предложить к реализации мероприятия по совершенствованию организации финансового менеджмента на предприятии.

Задачами курсовой работы являются: изучение сущности финансового менеджмента, его основных функций, целей, задач, информационной базы; исследование структуры и процесса функционирования системы управления финансовыми ресурсами на предприятии; анализ личностных качеств и предъявляемых требований к менеджеру; изучение организационная и финансово-экономическая характеристика объекта исследования; анализ финансовых показателей используемых в процессе управления финансами организации; разработка более эффективных методов управления финансовыми ресурсами.

Признаками успешного финансового управления можно назвать целую систему целей: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования, - именно в этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами.

Умелая экономическая стратегия, рациональная политика в области финансов позволяют предприятию сохранять в течение многих лет деловую активность, прибыльность и высокую репутацию надежного партнера. В условиях рыночной экономики ведущая роль принадлежит финансовому анализу, благодаря которому можно эффективно управлять финансовыми ресурсами. Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа. При этом они рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала, скорости оборота капитала и причинах ее изменения, типах финансирования тех или иных видов деятельности.

Основными компонентами финансового анализа деятельности предприятия являются: анализ бухгалтерской отчетности, расчет финансовых коэффициентов.

В данной работе рассматриваются современные методы и приемы финансового анализа. Применительно к вполне благополучному предприятию они имеют профилактическое значение, т.к. позволяют выявить возможную опасность для экономического "здоровья" этого предприятия. В то же время использование этих методов по отношению к неплатежеспособному предприятию способствует принятию правильного решения по преодолению возникшего кризисного состояния.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Универсал-Трейдинг».

Глава 1 Экономическое содержание и назначение финансового менеджмента

1.1 Сущность, цели и задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата [1, c.18].

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию стоимости бизнеса, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности [2, c.38].

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.

Субъект управления - совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца [3, c.31].

Основные задачи финансового менеджмента:

1) Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2) Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3) Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4) Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и
благоприятной политике налогообложения.

5) Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.

Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1) Функции объекта управления

- воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;

- производственная - обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;

- контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

2) Функции субъекта управления

- прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;

- планирование финансовой деятельности;

- регулирование;

- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;

- анализ и оценка состояния предприятия;

- функция стимулирования;

- функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.

1.2 Система управления финансами на предприятии

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:

1. Каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

2. Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

3. Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием [5, c.24].

Организационная структура системы управления финансами предприятия может быть построена различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости от организационной структуры предприятия финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству [6, c128].

Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются:
прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, факторинг, аренда, лизинг. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

- бухгалтерская отчетность;

- сообщения финансовых органов;

- информация учреждений банковской системы;

- информация товарных, фондовых и валютных бирж;

- прочая информация.

Фунционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.[7, c.38].

Что же является признаком успешного финансового управления? Можно сформулировать целую систему целей:

- выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- максимизация рыночной стоимости фирмы;

- рост объемов производства и реализации;

- максимизация прибыли;

- минимизация расходов;

- обеспечение рентабельной деятельности и др.

В финансовом менеджменте весь капитал предприятия можно разделить на две части: собственный и заемный [8, c.49].

Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным собственником которого является собственник (или собственники) предприятия.

К собственному капиталу следует отнести уставный фонд (акционерный капитал), т.е. первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.

Заемный капитал - капитал, которым предприятие владеет лишь определенное время, по окончании которого капитал должен быть возвращен его собственнику с оплатой за временное владение [9, c.43].

В состав заемного капитала кроме взятых у банка кредитов входят также капитал, привлеченный выпуском ценных бумаг (кроме акций), и арендованные предприятием машины, оборудование, здания [10, c.18].

Главное в финансовом менеджменте - правильная постановка цели, отвечающая финансовым интересам объекта управления. Финансовый менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменения условий финансового рынка, финансовой ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому финансовый менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления, на умении быстро и правильно оценивать конкретную финансовую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный, выход из этой ситуации. В финансовом менеджменте готовых рецептов нет и быть не может.

Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое "латание дыр". Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного производства и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службы и т.д.

1.3 Место и роль финансового менеджмента в системе управления предприятием

На современном этапе развития экономики России менеджмент выражает гибкий механизм управления, который ориентирован на быстрые изменения во внешней и внутренней среде хозяйствования, максимальное удовлетворение интересов собственников и персонала хозяйствующего субъекта. Менеджмент предлагает использование новых информационных технологий, инициативы и умения руководителей и служащих предприятия работать в динамичной рыночной среде.

Финансовый менеджмент представляет собой весь процесс управления воспроизводством с помощью формирования и использования финансовых ресурсов, капитала и денежных потоков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в условиях риска с целью выполнения предприятием своих функций [2, c.24].

С практической точки зрения, финансовый менеджмент - это искусство управления финансами предприятий и корпораций в условиях действия внутренней и внешней среды, то есть денежными отношениями, связанными с образованием и расходованием их доходов (выручки), прибыли, капитала и денежных фондов в рам­ках принятой стратегии и тактики.

Финансовый менеджмент уверенно вошел в отечественную хозяйственную практику, где используется широкий набор методов и приемов, накопленных мировой рыночной экономикой. Среди них:

- диагностика финансовой деятельности предприятий и корпораций (компаний);

- финансовое планирование и бюджетирование;

- определение соотношения риска и доходности финансовых активов;

- оценка стоимости (цены) капитала и его структуры;

- концепции денежного потока и временной ценности денег и др. Концептуальный подход к управлению финансами, представленный

зарубежными учеными-экономистами» преобладает за рубежом. Однако в некоторых индустриально развитых странах можно встретить и другие подходы.

Так, в Германии проблемы управления финансами фирмы разделены на два направления:

- методологические основы теории финансов, включая логику принятия финансовых и инвестиционных решений долгосрочного характера, рассматривают в курсе «Финансирование и инвестиции»;

- вопросы тактического и оперативного управления финансами раскрывают в курсе «Контроллинг», который включает в себя многие разделы учебных дисциплин «Финансовый менеджмент» и «Управленческий учет» в их англо-американском изложении.

Российский финансовый менеджмент, в отличие от зарубежного, развивается в условиях нестабильной экономики, которая характеризуется депрессией производства, высокой инфляцией, кризисом неплатежей, большой налоговой нагрузкой на предпринимательские структуры, и также немалой степенью риска. В условиях быстрого изменения внешних и внутренних условий хозяйствования те управленческие решения, которые прежде обеспечивали предприятию или корпорация финансовый успех, сегодня могут привести к обратному результату. Поэтому искусство управления финансами требует своевременной корректировки его экономической стратегии и тактики, непрерывного поиска новых методических приемов обоснования управленческих решений (нелинейные способы начисления амортизации по основным средствам, финансовый лизинг, эмиссия корпоративных облигаций, проектное финансирование долгосрочных инвестиционных проектов, финансовый инжиниринг и т.д.).

Несмотря на высокий динамизм развития финансового менеджмента в России и за рубежом ему присущи и характерные черты, без знания которых неизбежны просчеты в принятии финансовых и инвестиционных решений. Это относится к общим принципам формирования структуры источников капитала (пассива), состава капитала (активов), методам управления денежными потоками, инвестициями и финансовыми рисками, способам финансового управления в условиях кризисного развития предприятия или корпорации и выхода из такого состояния (антикризисное управление).

Необходимые условия развития финансового менеджмента в России следующие:

- разнообразие форм собственности;

- самофинансирование предпринимательской деятельности;

- рыночное ценообразование;

- наличие рынков товаров, труда и капитала;

- четкая регламентация государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, которая определяется системой рыночного законодательства.

Особенности финансового менеджмента на предприятиях и в корпорациях в условиях рыночной экономики можно сформулировать как:

- его гибкость, то есть учет конъюнктуры рынка;

- ориентация управления финансами на рынок;

- учет при принятии финансовых и инвестиционных решений фактора риска;

- использование бюджетирования как основы оперативного управления финансами.

Роль финансового менеджмента состоит в том, что он помогает руководству предприятия или корпорации ответить на следующие практические вопросы:

- какой объем финансовых ресурсов необходим для успешной работы хозяйствующего субъекта в условиях конкурентной среды;

- из каких источников можно получить эти финансовые ресурсы и какова их рациональная структура (соотношение между собственными, привлеченными и заемными средствами);

- каким образом следует осуществлять оперативное управление финансовыми ресурсами и капиталом для обеспечения финансовой устойчивости, доходности и платежеспособности предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Финансовый менеджмент наиболее тесно связан с финансами акционерных обществ (предприятий и корпораций), то есть с денежными отношениями по поводу формирования и использования денежных фондов, капитала, доходов, вовлеченных в производственную деятельность. К такому капиталу относятся, например:

- средства нераспределенной прибыли;

- средства амортизационных отчислений;

- средства кредитов коммерческих банков;

- иные денежные ресурсы (средства кредитов и займов, юридических лиц, кроме коммерческих банков, средства иностранных инвесторов и т.д.).

Финансовый менеджмент выражает специфическую область денежных отношений сферы микроэкономики предприятий и корпораций. Он тесно связан с совокупностью решений, принимаемых дирекцией предприятия или корпорации в связи с формированием и поддержанием оптимальной структуры капитала в условиях риска.

Финансовый менеджмент включает в себя следующие разделы знаний:

- финансовый анализ и система принятия решений на основе его данных;

- планирование привлечения и использования краткосрочных финансовых ресурсов (обеспеченное краткосрочное финансирование - движение денежной наличности; необеспеченное краткосрочное финансирование - коммерческий кредит);

- прогнозирование привлечения и использования долгосрочных финансовых ресурсов (долгосрочный кредит, долгосрочная финансовая аренда - лизинг, эмиссия корпоративных ценных бумаг и т.д.);

- анализ и оценка эффективности реальных инвестиционных проектов;

- управление портфелем финансовых активов;

- дивидендная политика;

- оценка возможного риска;

- контроль за выполнением решений финансового и инвестиционного характера.


Глава 2 Организационная и финансово - экономическая характеристика объекта исследования

Процесс управления невозможен без знания экономических основ фирмы. Форма собственности, масштабы деятельности, характер использования трудовых ресурсов прямо влияют на управляемость организации и во многом предопределяют ее результативность.

Экономисты рассматривают собственность как присвоение средств и результатов производства. Если процессы присвоения протекают суверенно, не зависимо ни от какой внеэкономической силы, например государства, то оно имеет частный характер, а собственность соответственно является частной. Если субъект осуществляет присвоение совместно с другими субъектами, координируя или подчиняя им свои действия, то он становится участником общего, совместного присвоения, сособственником общей собственности, например государственной.

Преимущества частной собственности состоят в том, что coбственник, руководствуясь лишь общими «правилами игры» - действующим законодательством - волен поступать так, как диктует выгода и экономическаяцелесообразность. Он быстро приспосабливает хозяйствование к изменению текущих и перспективных потребностей рынка, вплоть до ликвидации предприятия и открытия нового, что позволяет постоянно поддерживать высокую эффективность деятельности.

Для руководителя государственного, то есть не частного предприятия, возможность быстрого хозяйственного маневра лишь теоретическая, поскольку он должен согласовывать все свои действия с чиновниками, что в самом лучшем случае приводит к потере драгоценного времени и значительно снижает эффективность таких предприятий по сравнению с частными.

Наиболее простым и распространенным предпринимательским объединением является общество с ограниченной ответственностью. Его уставный капитал разделяется на доли, определяемые в учредительном договоре, и участники несут ответственность за результаты деятельности общества в пределах этих долей, что, понятно, очень удобно, так как позволяет более свободно, чем в товариществе, осуществлять хозяйственную деятельность и не бояться риска. Законодательством предусмотрено, что общество с ограниченной ответственностью не может быть большим по своим размерам; в противном случае оно преобразуется в акционерное, либо прекращает свое существование.

Высшая власть в организации такого типа принадлежит общему собранию участников, к компетенции которого относится решение вопросов об изменении устава, величины капитала, реорганизации или ликвидации общества, утверждении годовых отчетов или бухгалтерских балансов, распределении прибылей и убытков. Текущее управление осуществляется избираемым общим собранием, исполнительным органом или единоличным руководителем; последний не обязательно должен быть членом общества — допускаются инаемные менеджеры. Контроль за деятельностью общества и его руководства возлагается на ревизионную комиссию, которая также избирается общим собранием.

Члены общества вправе продать, уступить, завещать свою долю в уставном капитале другим лицам, в том числе и посторонним. По письменному заявлению она выдается им либо в натуральном виде, либо в денежном эквиваленте.

2.1 Организационная характеристика ООО «Универсал Трейдинг»

Общество с ограниченной ответственностью «Универсал-Трейдинг» действует на основании законодательства РФ, учредительных документов, внутренних правил трудового распорядка и других локальных нормативных актов. Общество организовано приказом №1020202555702 от 24.10.2002, ИМНС РФ по Кировскому району г.Уфы Республики Башкортостан.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество имеет расчетные счета и имеет право в установленном порядке открывать еще расчетные и иные счета, необходимые для осуществления уставной деятельности, в банках и других учреждениях для проведения в установленном действующим законодательством порядке операций в рублях и иностранной валюте, на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Учредительным документом является Устав, в котором определяется размер уставного капитала. Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 9 625 000 (девять миллионов шестьсот двадцать пять тысяч) рублей, который вносится денежными средствами и распределяется следующим образом:

· Номинальная стоимость доли 1 участника 1 125 000 рублей, что составляет 12% уставного капитала.

· Номинальная стоимость доли 2 участника 3 000 000 рублей, что составляет 31% уставного капитала.

· Номинальная стоимость доли 3 участника 3 500 000 рублей, что составляет 36% уставного капитала.

· Номинальная стоимость доли 4 участника 2 000 000 рублей, что составляет 21% уставного капитала.

Всего 9 625 000 рублей - 100% уставного капитала. К моменту регистрации Общества уставный капитал оплачен в размере 50% путем внесения учредителями денежных средств на расчетный счет Общества. Остальные 50% уставного капитала участники Общества внесли в течение 1 (одного) года с момента государственной регистрации Общества.

Планируется осуществление строительства магазинов с использованием долгосрочного кредита на приобретение основных фондов сроком на 3 года с погашением кредита в конце 2014 и 2015 гг. Ставка кредита на момент планивования 26% годовых.

Руководство деятельностью предприятия ведёт Генеральный директор. Он самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, имеет право первой подписи, распоряжается имуществом предприятия, осуществляет приём и увольнение работников.

Генеральный директор несёт материальную и административную ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического отчётов, занимается вопросами сбыта, маркетинга и рекламы продукции. Главный бухгалтер составляет документальные отчёты предприятия.

Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива является общее собрание, решающее вопросы заключения коллективного договора и порядка предоставления социальных льгот работникам ООО «Универсал Трейдинг» из фондов трудового коллектива.

Миссией предприятия является удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, в свежих полуфабрикатах , а также реализация широкого ассортимента прочих видов товарных изделий, не связанных с прямым производством Общества.

Производственный процесс, применяемый на ООО «Универсал-Трейдинг», имеет тип расширенного сетевого производства собственных продуктов питания, что характеризуется широкой номенклатурой изготовляемых изделий, небольшим объемом выпуска, а также малой повторяемостью. При этом производственный процесс осуществляется на различном универсальном оборудовании. Ручной труд применяется в процессе производства на всех производственных стадиях изготовления продукции собственного производства. Оформление продукции требует ручного творческого труда.

Для осуществления процесса производства планируется получение долгосрочного кредита в размере 174600 руб. с погашением в конце 2016 г. - 698400 руб., в конце 2014 г. - 1047600 руб.

Срок окупаемости кредита — 6,2 года.

2.2 Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента на примере ООО «Универсал Трейдинг»

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений. Финансовый учет, в свою очередь, обобщает данные производственного учета, которые накапливаются и используются компанией для внутреннего пользования [15, c.46].

В условиях перехода к рыночной экономике бухгалтерский учет превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта.

Финансовая отчетность является связующим звеном между предприятием и его внешней средой. От того, что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее предприятия. Ответственность за обеспечение эффективной связи между предприятием и финансовыми рынками несут финансовые менеджеры высшего управленческого звена предприятия.

Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за прошлые периоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые возможности предприятия на предстоящие периоды.

Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе. Баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования - с другой (пассив) [16, c.34].

По данным анализа баланса ООО «Универсал-Трейдинг» в 2007 году общая стоимость средств предприятия выросла на 4928 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения стоимости оборотных активов на 0,02 % или 5110 тыс. руб. В свою очередь это произошло за счет изменения в структуре оборотных активов следующих статей: увеличилась дебиторская задолженность на 0,12% или 9313 тыс. руб., что свидетельствует о замедлении оборачиваемости оборотных активов. В свою очередь произошло снижение запасов на 0,05% или 1987 тыс. руб., которое произошло в основном за счет снижения запасов сырья и материалов на 1772 тыс. руб. Также произошло снижение краткосрочных финансовых вложений на 0,03% или 1430 тыс. руб. и снижение денежных средств на 0,02% или 884 тыс. руб.

Удельный вес внеоборотных активов ООО «Универсал-Трейдинг» уменьшился на 0,02 % или на 182 тыс. руб. Это связано с уменьшением стоимости основных средств на 0,03 % или на 717 тыс. руб. В свою очередь доля основных средств уменьшилась за счет выбытия зданий на 234 тыс. руб., оборудования на сумму 765 тыс. руб., транспортных средств на сумму 4 тыс. руб., производственного и хозяйственного инвентаря на 324 тыс. руб. В связи с тем, что на предприятии такие высокие суммы выбытия основных средств, необходимо рассчитать ряд коэффициентов:

Коэффициент износа оборудования = Амортизация / стоимость основных фондов

на конец периода

Коэффициент износа оборудования (2007) = 13230 / 22044 = 0,60

Коэффициент годности основных средств = 1 - Коэффициент износа

оборудования

Коэффициент годности основных средств (2007) = 1 - 0,60 = 0,40 Коэффициент выбытия = Сумма выбывших основных средств / Сумма основных средств на начало года

Коэффициент выбытия (2007) - 1327 / 22160 = 0,06

Коэффициент обновления = Сумма поступивших основных средств / Сумма основных средств на конец года

Коэффициент обновления (2007) = 1211 / 22044 = 0,05

Таким образом, коэффициент износа оборудования в 2007 году на ООО «Универсал-Трейдинг» составил 0,60, коэффициент годности 0,40, коэффициент выбытия 0,06, коэффициент обновления 0,05 (Приложение 1).

Также в ходе анализа было выявлено, что внеоборотные активы ООО «Универсал-Трейдинг» увеличились на 535 тыс. руб. за счет увеличения долгосрочных финансовых вложений на 30 тыс. руб и за счет увеличения суммы отложенных налоговых активов на 505 тыс. руб., или 0,01 %.

В 2007 ООО «Универсал-Трейдинг» наблюдается увеличение пассивов, происходящее за счет увеличения отложенных налоговых обязательств на 0,01 % или 184 тыс. руб. и за счет увеличения кредиторской задолженности на 0,01 % или 4884 тыс. руб., в том числе за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 2998 тыс. руб., или 0,03 %, за счет увеличения задолженности по налогам и сборам на 3503 тыс. руб., или 0,03 %. При этом по нескольким статьям произошло уменьшение кредиторской задолженности, в том числе за счет уменьшения задолженности перед персоналом кредиторская задолженность уменьшилась на 633 тыс. руб., или 0,02 %, за счет уменьшения задолженности перед ГВБФ на 461 тыс. руб., или 0,02 %, за счет уменьшения задолженности перед прочими кредиторами на 523 тыс. руб.

В связи с тем, что увеличение кредиторской задолженности сопровождается увеличением просроченной кредиторской задолженности, это отрицательно влияет на финансовое положение организации, предприятие теряет свою финансовую автономность и попадает в зависимость от привлеченных средств. При этом необходимо наладить контроль за расчетом с кредиторами, то есть провести реструктуризацию кредиторской задолженности.

Стоимость собственных средств ООО «Универсал-Трейдинг» в 2007 году уменьшилась на 0,02 % или 140 тыс. руб. Снижение стоимости собственных средств связано с возникновением непокрытого убытка в размере 0,02 % или 140 тыс. руб.

По данным анализа баланса ООО «Универсал-Трейдинг» в 2008 году (Приложение 3) общая стоимость средств предприятия выросла на 15612 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения стоимости оборотных активов на 0,04 % или 15426 тыс. руб. В свою очередь это произошло за счет изменения в структуре оборотных активов следующих статей: увеличилась дебиторская задолженность на 0,07 % или 15510 тыс. руб., что свидетельствует о замедлении оборачиваемости оборотных активов. В свою очередь произошло также увеличение запасов на 309 тыс. руб., которое произошло в основном за счет увеличения запасов сырья и материалов на 205 тыс. руб. Также произошло увеличение краткосрочных финансовых вложений на 50 тыс. руб. и снижение денежных средств на 0,01% или 436 тыс. руб.

Удельный вес внеоборотных активов ООО «Универсал-Трейдинг» уменьшился на 0,04 %, однако, в абсолютном выражении он увеличился на 186 тыс. руб. Это связано с уменьшением стоимости основных средств на 0,04 %, однако в абсолютном выражении их стоимость увеличилась на 325 тыс. руб. В свою очередь доля основных средств уменьшилась за счет выбытия зданий на 5565 тыс. руб., сооружений и передаточных устройств на сумму 400 тыс. руб., оборудования на сумму 252 тыс. руб., транспортных средств на сумму 385 тыс. руб., производственного и хозяйственного инвентаря на 62 тыс. руб. В связи с тем, что на предприятии произошло увеличение стоимости основных фондов, необходимо рассчитать ряд коэффициентов:

Коэффициент износа оборудования (2008) = 9474 / 18613 = 0,51

Коэффициент годности основных средств (2008) = 1 - 0,51 = 0,49

Коэффициент выбытия (2008) = 6664 / 22044 = 0,30

Коэффициент обновления (2008) = 3233 / 18613 = 0,17

Таким образом, коэффициент износа оборудования в 2008 году на ООО «Универсал-Трейдинг» составил 0,51, коэффициент годности 0,49, коэффициент выбытия 0,30, коэффициент обновления 0,17 (Приложение 2).

Также в ходе анализа было выявлено, что внеоборотные активы ООО «Универсал-Трейдинг» увеличились на 3 тыс. руб. за счет увеличения незавершенного строительства и за счет уменьшения суммы отложенных налоговых активов на 142 тыс. руб. внеоборотные активы уменьшились на 142 тыс. руб.

Стоимость собственных средств ООО «Универсал-Трейдинг» в 2008 году увеличилась на 10215 тыс. руб., или на 0,12 %. На увеличение собственных средств повлияло увеличение нераспределенной прибыли на 10215 тыс. руб., или 0,16 %. Заемные средства ООО «Универсал-Трейдинг» увеличились на 5397 тыс. руб., но удельный вес уменьшился на 0,12 %. Увеличение заемных средств связано с увеличением кредиторской задолженности на 5470 тыс. руб., которая в свою очередь, увеличилась на 2026 тыс. руб. за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками, и на 4106 тыс. руб. за счет увеличения задолженности по налогам и сборам, и уменьшились на 338 тыс. руб. за счет уменьшения задолженности перед персоналом, на 304 тыс. руб. за счет уменьшения задолженности перед ГВБФ, на 30 тыс. руб. за счет уменьшения задолженности перед прочими кредиторами. Стоимость заемных средств уменьшилась на 73 тыс. руб. за счет уменьшения стоимости отложенных налоговых обязательств на 73 тыс. руб.

По данным анализа баланса ООО «Универсал-Трейдинг» в 2009 году (Приложение 5) общая стоимость средств предприятия выросла на 12488 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения стоимости внеоборотных активов на 0,02 % или 3495 тыс. руб. В свою очередь это произошло за счет изменения в структуре внеоборотных активов следующих статей: увеличились долгосрочные финансовые вложения на 0,02 % или 1804 тыс. руб. и незавершенное строительство на 31 тыс. руб. Также за отчетный период увеличилась сумма основных фондов на 1675 тыс. руб. В связи с тем, что на предприятии произошло увеличение стоимости основных фондов, необходимо рассчитать ряд коэффициентов:

Коэффициент износа оборудования (2009) = 10426 / 21240 = 0,49

Коэффициент годности основных средств (2009) = 1 - 0,49 = 0,51

Коэффициент выбытия (2009) = 430 / 18613 = 0,02

Коэффициент обновления (2009) = 3057 / 21240 = 0,14

Таким образом, коэффициент износа оборудования в 2009 году на ООО «Универсал-Трейдинг» составил 0,49, коэффициент годности 0,51, коэффициент выбытия 0,02, коэффициент обновления 0,14.

В свою очередь оборотные активы ООО «Универсал-Трейдинг» уменьшились на 0,02 %, однако в абсолютной величине их сумма выросла на 8993 тыс. руб. Это произошло за счет снижения суммы дебиторской задолженности на 1884 тыс. руб. или 0,14 %, которая, в свою очередь снизилась за счет снижения задолженности перед покупателями и заказчиками на сумму 1963 тыс. руб. или 0,14 %. Эти изменения можно охарактеризовать как положительную динамику в развитии предприятии, так как это означает снижение временно отвлеченных средств из оборота предприятия, что сокращает дополнительную потребность ООО «Универсал-Трейдинг» в ресурсах. Поэтому, в целях предотвращения потерь и признания фирмы несостоятельной, каждый раз предприятие должно стремиться к всемерному сокращению дебиторской задолженности. Сделать это возможно посредством оценки существующей дебиторской задолженности, анализа состава дебиторов, выявления безнадежных долгов. Следует провести подробную оценку по группам дебиторов с различными сроками возникновения.

Также в отчетном периоде произошло уменьшение денежных средств на 85 тыс. руб. Однако, в структуре оборотных средств произошли увеличения по следующим статьям: увеличились запасы на 5968 тыс. руб. или 0,06%, это произошло в том числе за счет увеличения сырья и материалов на 0,06% или 5778 тыс. руб., за счет увеличения расходов будущих периодов на 204 тыс. руб., за счет уменьшения готовой продукции на 14 тыс. руб. Также в отчетном периоде произошло увеличение краткосрочных финансовых вложений на 3086 тыс. руб.

Стоимость собственных средств ООО «Универсал-Трейдинг» в 2009 году увеличилась на 2620 тыс. руб., удельный вес собственных средств уменьшился на 0,01 %. На увеличение собственных средств повлияло увеличение нераспределенной прибыли на 2620 тыс. руб. Стоимость заемных средств ООО «Универсал-Трейдинг» в 2009 году увеличилась на 9912 тыс. руб., удельный вес заемных средств увеличился на 0,01 %. Увеличение заемных средств связано с увеличением кредиторской задолженности на 9912 тыс. руб., которая, в свою очередь, увеличилась за счет увеличения задолженности перед персоналом на 252 тыс. руб., за счет увеличения задолженности по налогам и сборам на 2593 тыс. руб., за счет увеличения задолженности перед прочими кредиторами на 7790 тыс. руб. и уменьшилась за счет уменьшения задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 181 тыс. руб., и за счет уменьшения задолженности перед ГВБФ на 542 тыс. руб. В связи с тем, что увеличение кредиторской задолженности сопровождается увеличением просроченной кредиторской задолженности, это отрицательно влияет на финансовое положение организации, предприятие теряет свою финансовую автономность и попадает в зависимость от привлеченных средств. При этом необходимо наладить контроль за расчетом с кредиторами, то есть провести реструктуризацию кредиторской задолженности.

Финансовое положение предприятия во многом зависит от качественного состояния основных производственных фондов. В ходе анализа бухгалтерского баланса был приведен расчет ряда коэффициентов характеризующих данное состояние. Чтобы определить эффективность использования основных фондов на ООО «Универсал-Трейдинг» рассмотрим данные показатели в динамике (Таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей качественного состояния основных производственных фондов ООО «Универсал-Трейдинг»

Показатели Значение в 2007 году Значение в 2008 году Значение в 2009 году Динамика в 2007-2008 Динамика в 2008-2009
1. Коэффициент износа 0,60 0,51 0,49 -0,09 -0,02
2. Коэффициент годности 0,40 0,49 0,51 0,09 0,02
3. Коэффициент выбытия 0,06 0,30 0,02 0,24 -0,28
4. Коэффициент обновления 0,05 0,17 0,14 0,12 -0,03

Таким образом, проанализировав динамику показателей качественного состояния можно сделать следующие выводы: снижение коэффициента износа с 0,60 в 2007 году до 0,49 в 2009 на ООО «Универсал-Трейдинг» свидетельствует о том, что степень изношенности действующих основных фондов снижается, в свою очередь это обусловлено своевременным выполнением плана по капитальному ремонту.

Рост коэффициента годности с 0,40 в 2007 году до 0,51 в 2009 на ООО «Универсал-Трейдинг» свидетельствует о расширении масштабов технического перевооружения и реконструкции предприятия в целом.

Снижение коэффициента выбытия на ООО «Универсал-Трейдинг» в 2009 году по сравнению с 2008 на 0,28 в целом характеризует финансовое положение предприятия с положительной стороны, так как свидетельствует о повышении эффективности управления основными производственными фондами организации.

Баланс содержит подробную характеристику ресурсов предприятия (Приложение 6) . Однако для финансового менеджмента необходимо выделить некоторые основные параметры, которые характеризуют эффективность решений, принятых в прошлые отчетные периоды, и являются базой предстоящих финансовых решений. К этим показателям относятся:

- общая стоимость активов предприятия;

- доли долгосрочных и краткосрочных активов в общей сумме активов;

- доли вложений в физические и финансовые активы в общей сумме активов;

- общая стоимость собственного капитала;

- прирост стоимости вложенного капитала;

- стоимость заемного капитала;

Для целей финансового менеджмента необходимо выделить следующие группы статей пассива: - краткосрочные обязательства;

- долгосрочные обязательства;

- собственный капитал.

Краткосрочные обязательства - это обязательства, которые покрываются оборотными активами, или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства погашаются обычно в течение сравнительно непродолжительного периода (обычно не более одного года).

Долгосрочные обязательства - это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год. Основными видами долгосрочных обязательств являются долгосрочные займы и кредиты, облигации, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам и выплатам арендных платежей при долгосрочной аренде.

Следующим показателем является собственный или, если предприятие является акционерной компанией, акционерный капитал. Для финансового менеджера важно выделение в данной группе статей вложенного капитала и накопленной прибыли.

Вложенный капитал - это капитал, инвестированный собственниками. Сюда включаются такие статьи, как Уставный капитал, добавочный капитал, целевые финансирование и поступления.

Накопленная прибыль - это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало за все годы своего существования. В эту статью входят нераспределенная прибыль прошлых лет, резервный капитал, фонды накопления, и чистая прибыль отчетного года (балансовая прибыль за вычетом налогов и дивидендов).

Таким образом, для расчета показателей собственного и заемного капитала для целей финансового менеджмента необходимо сделать следующие корректировки на примере ООО «Универсал-Трейдинг» (Таблица 2):


Финансовые результаты отчетного года в определенной степени характеризуются данными Отчета о финансовых результатах и их использовании (форма №2).

По данным анализа формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 7) чистая прибыль в 2007 году по сравнению с 2006 снизилась на 9 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения прочих операционных расходов на 3164 тыс. руб., за счет увеличения внереализационных расходов на 1417 тыс. руб., за счет увеличения налога на прибыль на 128 тыс. руб., а также за счет снижения отложенных налоговых обязательств на 117 тыс. руб., за счет увеличения прибыли от продаж на 1496 тыс. руб., за счет увеличения прочих операционных доходов на 2656 тыс. руб., за счет увеличения внереализационных доходов на 30 тыс. руб., за счет увеличения отложенных налоговых активов на 397 тыс. руб. При этом увеличение прибыли от продаж на 1496 тыс. руб. произошло за счет снижения себестоимости проданных товаров, работ и услуг на 14267 тыс. руб. и за счет снижения выручки на 12161 тыс. руб.

В 2008 году по сравнению с 2007 (Приложение 10) чистая прибыль выросла на 10313 тыс. руб. Это произошло за счет увеличения прибыли от продаж на 8853 тыс. руб., за счет увеличении операционных доходов на 16293 тыс. руб., за счет увеличения внереализационных доходов на 613 тыс. руб., а также за счет снижения внереализационных расходов на 1314 тыс. руб. На изменение чистой прибыли также повлияло увеличение операционных расходов на 13164 тыс. руб., увеличение отложенных налоговых обязательств на 228 тыс. руб., увеличение текущего налога на прибыль на 3334 тыс. руб. При этом увеличение прибыли от продаж на 8853 тыс. руб. произошло за счет увеличения себестоимости проданных товаров, работ и услуг на 8989 тыс. руб. и за счет увеличения выручки на 17842 тыс. руб.

В 2009 году по сравнению с 2008 произошло снижение чистой прибыли на 7567 тыс. руб. Это произошло за счет снижения прибыли от продаж на 5946 тыс. руб., за счет уменьшения внереализационных доходов на 969 тыс. руб., за счет снижения налоговых обязательств на 395 тыс. руб., за счет уменьшения текущего налога на прибыль на 2670 тыс. руб., за счет снижения отложенных налоговых активов на 441 тыс. руб., за счет увеличения операционных расходов на 7862 тыс. руб., за счет увеличения внереализационных расходов на 72 тыс. руб. На снижение прибыли так же повлияло увеличение операционных доходов на 4658 тыс. руб. При этом снижение прибыли от продаж на 5946 тыс. руб. произошло за счет увеличения себестоимости проданных товаров, работ и услуг на 58981 тыс. руб. и за счет увеличения выручки на 53035 тыс. руб.

Отчет о финансовых результатах отражает такие важные для финансового менеджмента показатели, как выручка от реализации продукции, налогооблагаемая прибыль, направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Вместе с тем, поскольку ряд необходимых показателей в отчетности российских предприятий отсутствует, эти показатели должны быть рассчитаны дополнительно.

Для принятия внутренних финансовых решений необходимо:

- иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибылей и убытков (при этом к расходам и убыткам относятся все соответствующие статьи, уменьшающие статьи доходов, т.е. кроме статей распределения прибыли среди собственников и статей реинвестирования полученной прибыли);

- иметь возможность обособленно анализировать влияние внутренних факторов эффективности деятельности предприятия и влияние налогового фактора;

- оперативно получать эту информацию в удобной для анализа форме.

Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели доходов и прибыли:

а) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) - это валовая выручка
от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов,
возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является
реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки
рентабельности предприятия;

б) валовая прибыль от реализации - чистая выручка от реализации за вычетом
производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель
позволяет анализировать эффективность производственной деятельности
предприятия;

в) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или
операционный убыток) - валовая выручка от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

г) прибыль от финансовой деятельности - сальдо доходов и расходов по
финансовой деятельности. Этот показатель необходим для того, чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции в иностранной валюте и др.;

д) прибыль от обычной хозяйственной деятельности - сумма прибылей от
основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;

е) чрезвычайные прибыли;

ж) прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой
перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль - это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли - показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того, как эта цель достигнута, полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль - это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;

з) чистая прибыль (чистый убыток) - прибыль после уплаты налога. В условиях
рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.

Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов периода, а также расходов по сбыту необходимо, чтобы оценить, какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а также его административная и внепроизводственная деятельности. Так, невысокое значение показателя "Валовая прибыль" свидетельствует о том, что предприятию требуется внести изменения в производственный процесс с целью повышения его эффективности. Невысокое значение показателя "Прибыль от основной деятельности" при хорошем уровне валовой прибыли от реализации отражает проблемы предприятия в системе общехозяйственного управления производственным процессом и сбытом [16, c.53].

Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту объема производства и реализации.

Рассчитаем показатели ООО «Универсал-Трейдинг» по данным его Отчета о прибылях и убытках и данных бухгалтерского учета (Таблица 3).


Таблица 3 - Показатели доходов и расходов ООО «Универсал-Трейдинг»

Данные расчеты носят приблизительный характер и имеют целью показать необходимость корректировок отчетных показателей для получения чистой прибыли. Таким образом, объективная необходимость таких расчетов обусловлена тем, что в финансовом менеджменте чистой прибылью может считаться только та её часть, которая может быть использована для реинвестирования и выплаты дивидендов или долей прибыли собственникам.


2.3 Совершенствование организации финансового менеджмента на ООО «Универсал Трейдинг». Общие выводы и рекомендации по результатам проведенного анализа

Проанализировав деятельность ООО «Универсал-Трейдинг» можно сделать вывод, что некоторые виды работ являются нерентабельными.

Также в ходе проведения анализа выяснилось, что на ООО «Универсал-Трейдинг» наблюдается высокая потребность в денежных средствах, потому что существующий коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение 0,01, что более чем в 10 раз ниже оптимального значения. Таким образом, требуется корректировать управление денежными средствами так, чтобы увеличить их объем.

Управление денежными средствами осуществляется с помощью прогнозирования денежного потока, то есть поступления и использования денежных средств. Анализ и управление денежным потоком позволяют определить его оптимальный уровень, способность предприятия рассчитаться по текущим обязательствам и осуществлять инвестиционную деятельность, они осуществляются с помощью расчета определенных показателей. Итак, рассчитаем некоторые из них.

Коэффициент оборачиваемости денежных средств (ДС) = Выручка от продажи ТРУ / Средняя величина денежных средств

Коэффициент оборачиваемости ДС (2007) = 65813 / 933 = 70,54

Коэффициент оборачиваемости ДС (2008) = 83655 / 497 = 168,31

Коэффициент оборачиваемости ДС (2009) = 136690 /412 = 331,78

Длительность 1 оборота = 365 / Коэффициент оборачиваемости ДС

Длительность 1 оборота (2007) = 365 / 70,54 = 5,17 дня

Длительность 1 оборота (2008) = 365 / 168,31 =2,17 дня

Длительность 1 оборота (2009) = 365 / 331,78 = 1,1 дня

Безусловно, расчета показателей оборачиваемости недостаточно чтобы действительно определить оптимальный уровень денежного потока. Необходимо еще и определить влияние выручки от продажи ТРУ и средней величины денежных средств. Сделать это возможно с помощью факторного анализа (Таблица 4).

Показатели 2007 г 2008 г 2009 г Динамика в 2007 - 2008 г Динамика в 2008 - 2009 г
1. Выручка от продажи ТРУ, тыс. руб. 65813 83655 136690 17842 53035
2. Средняя величина ДС, тыс. руб 933 497 412 -436 -85
3. Коэффициент оборачиваемости ДС 70,54 168,31 331,78 97,77 163,47

Условное значение коэффициента оборачиваемости (2007 - 2008) = Выручка от продажи ТРУ (2007) / Средняя величина денежных средств (2008) = 65813 / 497 = =132,42

Коэффициент оборачиваемости ДС (2008) = 168,31 Влияние средней величины ДС = 132,42 - 70,54 = 61,88 Влияние выручки от продаж ТРУ = 168,31 - 132,42 = 35,89

Условное значение коэффициента оборачиваемости (2008 - 2009) = Выручка от продажи ТРУ (2008) / Средняя величина денежных средств (2009) = 83655 / 412 = = 203,05

Коэффициент оборачиваемости ДС (2009) = 331,78 Влияние средней величины ДС = 203,05 - 168,31 = 34,74 Влияние выручки от продаж ТРУ = 331,78 - 203,05 = 128,73

Таким образом, коэффициент оборачиваемости ДС в 2008 году по сравнению с 2007 увеличился на 97,77. За счет уменьшения среднегодовой величины денежных средств на 436 тыс. руб. коэффициент оборачиваемости ДС увеличился на 61,88. За счет увеличения выручки от продажи ТРУ на 17842 тыс. руб. коэффициент оборачиваемости ДС увеличился на 35,89.

Коэффициент оборачиваемости ДС в 2009 году по сравнению с 2008 увеличился на 163,47. За счет уменьшения среднегодовой величины денежных средств на 85 тыс. руб. коэффициент оборачиваемости ДС увеличился на 34,74. За счет увеличения выручки от продажи ТРУ на 53035 тыс. руб. коэффициент оборачиваемости ДС увеличился на 128,73.

По данным анализа оборачиваемость денежных средств достаточно высока и 2009 году она достигла длительности приблизительно 1 дня, однако этот показатель обманчив, ввиду того, что его столь высокие показатели обусловлены недостатком денежных средств у предприятия. Этот недостаток можно устранить несколькими способами, среди которых краткосрочное финансирование в виде банковской ссуды, форвардные и фьючерсные контракты, факторинг.

Помимо повышения запаса финансовой прочности и увеличение суммы денежных средств на ООО «Универсал-Трейдинг» необходимо провести мероприятия связанные с оптимизацией дебиторской задолженности, так как ее значительная доля в структуре активов предприятия сразу обращает на себя внимание. Так, стоимость дебиторской задолженности к концу 2009 года по данным бухгалтерского баланса составила 49614 тыс. руб. или 0,61%. А это означает рост временно отвлеченных средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах. Поэтому, в целях предотвращения потерь и признания фирмы несостоятельной, каждый раз предприятие должно стремиться к всемерному сокращению дебиторской задолженности. Сделать это возможно посредством оценки существующей дебиторской задолженности, анализа состава дебиторов, и реструктуризации дебиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (ДЗ) = Выручка от продажи ТРУ / Средняя величина дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости ДЗ (2007) = 65813 / 35988 = 1,83

Коэффициент оборачиваемости ДЗ (2008) = 83655 / 51498 = 1,62

Коэффициент оборачиваемости ДЗ (2009) = 136690 / 49614 = 2,76

Длительность 1 оборота = 365 / Коэффициент оборачиваемости ДЗ

Длительность 1 оборота (2007) = 365 / 1,83 = 199,45 дня

Длительность 1 оборота (2008) = 365 / 1,62 = 225,31 дня

Длительность 1 оборота (2009) = 365 / 2,76 = 132,25 дня


В ходе проведения исследования дебиторской задолженности на ООО «Универсал-Трейдинг» было предложено провести подробную оценку по группам дебиторов с различными сроками возникновения.

Таблица 5 - Меры погашения дебиторской задолженности.


дебиторскую задолженность на сумму 1784978,63 руб. Эффективность этой меры можно оценить подсчитав оборачиваемость дебиторской задолженности.

Пересмотренная сумма дебиторской задолженности = 49614 - 1785 = 47829 тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости Д3= 136690 / 47829 = 2,86

Длительность 1 оборота = 365 / 2,86 = 127,62 дня

Длительность 1 оборота (2009) = 132,25 дня

Изменение оборачиваемости = 132,25 - 127,62 = 4,63 дня

Следовательно, принятие мер по погашению дебиторской задолженности на ООО «Универсал-Трейдинг» позволит сократить скорость её оборачиваемости на 4,63 дня.

Помимо мероприятий по погашению дебиторской задолженности в ходе написания курсовой работы вследствие высокой потребности ООО «Универсал-Трейдинг» в денежных средствах мною было предложено взять банковский кредит. Для расчета суммы кредита, необходимо определить, на какие цели он будет использоваться. В данном случае кредит нужен на погашение части кредиторской задолженности, которая не обеспечена дебиторской задолженностью.

Сумма кредита = Сумма кредиторской задолженности - Сумма дебиторской задолженности = 60729 - 49614 = 11115 тыс. руб. « 10000 тыс. руб.

Таким образом, сумма кредита составляет 10000 тыс. руб. Для определения срока окупаемости кредита воспользуемся следующей формулой:

Срок окупаемости = (Сумма кредита + Сумма процентов за кредит) / Прибыль за год = (10000 + 1400) / 5650 = 2, 02 * 2 года

Таким образом, принято решение брать кредит сроком на 2 года и стоимостью 10000 тыс. руб.


Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена и проанализирована тема: «Финансовый менеджмент: практическая реализация в коммерческой организации».Это довольно многогранная, необъятная, но интересная тема.

Термин «менеджмент» происходит от англ. тепеgе - управление, руководство. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Ответ на вопрос, как искусно руководить этим движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы, или объекта управления, и управляющей подсистемы, или субъекта управления. Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления - это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы и рекомендации:

1. При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств, для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия. От того, насколько эффективно и целесообразно финансовые ресурсы трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников.

2. Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа. Основными компонентами финансового анализа деятельности предприятия являются: анализ бухгалтерской отчетности, расчет финансовых коэффициентов.

3. Анализ финансовой деятельности предприятия был проведен на примере общества с ограниченной ответственностью «Универсал-Трейдинг». Была проведена оценка укрупненной структуры бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Задача такого экспресс-анализа баланса состояла в определении "болевых" точек деятельности предприятия и направлений для углубленного анализа.

4. После этого был проведен параметрический анализ, т.е. анализ по системе коэффициентов, который показал следующее:

Анализ динамики показателей качественного состояния основных фондов показал снижение коэффициента износа с 0,60 в 2007 году до 0,49 в 2009 на ООО «Универсал-Трейдинг», что свидетельствует о снижении степени изношенности действующих основных фондов, в свою очередь это обусловлено своевременным выполнением плана по капитальному ремонту. Рост коэффициента годности с 0,40 в 2007 году до 0,51 в 2009 на ООО свидетельствует о расширении масштабов технического перевооружения и реконструкции предприятия в целом.

Анализ платежеспособности свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств на ООО «Универсал-Трейдинг». Она выражается в высоком (0,25) удельном весе собственного капитала и менее высоком (0,75) уровне заемных средств. Таким образом, на ООО наблюдается явная недостаточность собственных средств. И хотя, соотношение собственных и заемных средств является оптимальным, эти показатели возрастают год от года, и, следовательно, упрочивают положение ООО «Универсал-Трейдинг».

Анализ ликвидности показал, что наблюдается высокая потребность в денежных средствах, потому что значение коэффициента абсолютной ликвидности в 2009 году составило 0,01, что более чем в 10 раз ниже оптимального значения. Однако коэффициент срочной ликвидности 0,99 превышает допустимый предел, что непосредственно связано с высокими суммами дебиторской задолженности.

5. По итогам анализа было выявлено, что некоторые виды изготовляемых изделий являются нерентабельными. В связи с этим было предложено отказаться от нерентабельных видов продукции, что позволило бы предприятию снизить уровень точки безубыточности и повысить запас финансовой прочности.

Кроме нерентабельных видов продукции в ходе анализа были выявлены высокие суммы дебиторской задолженности и в связи с этим были предложены меры погашения части дебиторской задолженности.


Список использованной литературы

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 478с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2007. - 495с.

3. Павлова Л.П. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. -228с.

4. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. -СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. - 520с.

5. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учеб. - М.: ТК Велби, 2006.-352с.

6. Егоршин А.В. Управление персоналом: Учеб. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: Менеджмент, ЮНИТИ, 2007. - 769с.

7. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 288с.

8. Семенов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. «Финансы предприятий»: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 240 с.

9. Шепелева А.Ю. Финансовый менеджмент: Ответы на экзаменационные билеты, - М.: Аллель - 2006, 2009. - 128с.

Ю.Чурилов СВ. Анализ собственного и оборотного капитала // Бухгалтерский учет. - 2000г. - №11 - с. 285

11.Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. -64 с.

12.Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья). Гражданский кодекс РСФСР (действующая часть): По состоянию на 15 сентября 2008 года. -Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009. - 495 с.

13.Федеральный закон Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Об ООО) от 08.02.1998 г. №14-ФЗ

14.Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Об ООО) от 30.12.2008 N 312-ФЗ

15.Финансовый менеджмент: Учебник/под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. -М.:ИНФРА-М, 2008. - 284с. - (Высшее образование).

16.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С.Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Перспектива, 2009. - 656 с.

17.Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2, глава 21, введена в действие с 1 января 2001 года

18.Методические рекомендации по применению главы 21 Налогового кодекса

19.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43 н)

20. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г.)

21. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. «Финансы предприятий». -СПб: Питер, 2008. - 224 с.

22. Щербина А.В. «Финансы организаций» - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 506 с.

23. Шумяк П.Н. «Финансы предприятий» Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0 », 2007. - 712 с.

24. Антикризисное управление: Учеб. пособие: В 2 т. Т. 2.: Экономические основы / Отв. Ред. В.П. Панагушин. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 928 с.

25. Баканов М. И., Сергеев Э. А. Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухгалтерский учет. - 2007г. - 213с.

Расчет эффективности от предложенных мероприятий

Практические предложения и мероприятия Эффективность предложенных мероприятий (качественный эффект; значение расчетных показателей) Возможности реализации предложенных мероприятий Страницы курсовой работы, приложения
Меры погашения дебиторской задолженности

Эффективность этой меры можно оценить подсчитав оборачиваемость дебиторской задолженности.

Пересмотренная сумма дебиторской задолженности = 49614 - 1785 = 47829 тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости Д3= 136690 / 47829 = 2,86

Длительность 1 оборота = 365 / 2,86 = 127,62 дня

Длительность 1 оборота (2009) = 132,25 дня

Изменение оборачиваемости = 132,25 - 127,62 = 4,63 дня

Следовательно, принятие мер по погашению дебиторской задолженности на ООО «Универсал-Трейдинг» позволит сократить скорость её оборачиваемости

на 4,63 дня.

29-30

Предложение о необходимости использования банковского

кредита

Сумма кредита = Сумма кредиторской задолженности - Сумма дебиторской задолженности = 60729 - 49614 = 11115 тыс. руб. « 10000 тыс. руб.

Таким образом, сумма кредита составляет 10000 тыс. руб. Для определения срока окупаемости кредита воспользуемся следующей формулой:

Срок окупаемости = (Сумма кредита + Сумма процентов за кредит) / Прибыль за год = (10000 + 1400) / 5650 = 2, 02 * 2 года

Таким образом, принято решение брать кредит сроком на 2 года и стоимостью 10000 тыс. руб. 30