Реферат: Пути повышения качества продукции на предприятии

Название: Пути повышения качества продукции на предприятии
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

Качество как экономическая категория…………………………………………..3-5

Задачи управления качеством в организации……………………………………5-8

Основные элементы системы управления качеством……………………………8-15

Пути повышения качества…………………………………………………………15-19

Заключение………………………………………………………………………….20-21

Список литературы………………………………………………………………….22

Введение

Фактором, в наибольшей степени определяющим конкурентоспособ­ность продукции, является ее качество, поскольку именно оно в пер­вую очередь определяет потребительские предпочтения. На рынках развитых стран последние 20-25 лет качество выпускаемой фирмой продукции (оказываемых услуг) служит доминантой ее успеха в кон­курентной борьбе, увеличения доли на рынке и повышения прибыли. Однако как инструмент, позволяющий оптимально расходовать ре­сурсы, непрерывно совершенствовать процесс производства и управ­ления, качество не только достояние отдельно взятой фирмы. Будучи новым критерием потребительской оценки продукции, работ и услуг, оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом.

Во второй половине XX в. улучшение качества товаров стало прин­ципиально новым источником роста национального богатства и улуч­шения условий жизни населения для целого ряда стран. Например, опыт Япония и Германия свидетельствует, что именно забота государства, отдельных компаний, всех специалистов о качестве, совершенствова­ние методов управления им обеспечивают возрождение экономики и открывают возможность интегрироваться в мировую хозяйственнуютему, занять в ней достойное место. Так, в Японии постоянное понимание качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий, поддержание чести японской марки превратилось в государственную политику, а средством ее реализации послужило массовое внедрениепредприятиях современных систем всеобщего управления качеством. Результат данной политики известен: резкий скачок в техническом развитии страны, высокий жизненный уровень населения, завоеваниемирового рынка.

Большое внимание проблеме качества уделяется и в других разви­тых странах. В США, Великобритании, Франции правительства осу­ществляют политику стимулирования работы фирм в этой области с помощью эффективного законодательства, разумной налоговой по­литики, государственных заказов, присуждения престижных нацио­нальных премий.

Качество как экономическая категория

Качество — это то, что делает предмет именно таким, каков он есть. Данное понятие многообразно. Под ним подразумевают качество про­дукции, услуг информации, работы и производственных процессов, обучения, управления, отношений между людьми, окружающей сре­ды (условий производства и экологии), наконец, жизни. Поэтому фак­тически любая деятельность связана с качеством. Само же оно часто оценивается степенью удовлетворения требований (запросов, нужд, желаний) потребителя.

В рыночной экономике выпуск конкретной продукции целесообра­зен с точки зрения производителя только в том случае, если какие- либо ее свойства полезны для потребителя. Следовательно, любая про­дукция должна обладать определенной полезностью и в той или иной степени удовлетворять какие-либо потребности человека, т. е. быть потребительной стоимостью. Вещь, которая никому не нужна, кото­рой не пользуются, потребительной стоимостью быть не может.

Таким образом, категория качества непосредственно связана с категорией потребительной стоимости, однако они не тождественны. Если второе характеризует способность продукта удовлетворять определенные потребности, то качество надо определить как меру или сте­пень удовлетворения данным продуктом, данной потребительной сто­имостью этих потребностей.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе встречается множество трактовок понятия качества, что объясняется многообразие окружающего нас материального мира и неоднозначностью субъективного его восприятия.

Раньше, в условиях централизованной экономики, под качеством продукции чаще всего понималась совокупность её свойств. Этот сугуботехнический подход отвечал требованиям тогдашней хозяйствен­ной практики, поскольку качество оценивалось исключительно с тех­нической точки зрения — на соответствие стандартам, техническим условиям и т. п. Но понятно, что при этом не учитывались все много­образие и динамика требований потребителей — да такой задачи и не ставилось, так как стандарты фактически разрабатывали сами произ­водители. В результате полностью соответствовавшая внутренним стандартам продукция зачастую не находила спроса. Надо сказать, что качество товара действительно проявляется через его объективно существующие свойства, однако выбор последних и оценка их полезности субъективны, они осуществляются каждым потребителем самостоятельно. Поэтому в условиях рынка первосте­пенное значение приобретает не оценка предприятием качества своего товара относительно стандартов, а потребительская оценка качества.

Качество — это то, что рынок таковым считает, и рассматривать его необходимо с одной-единственной точки зрения: готов ли за это пла­тить потребитель. Поэтому основной задачей производителя сегодня становится обеспечение максимального соответствия главных харак­теристик создаваемого товара конкретным заявленным потребностям. Таким образом, рыночным условиям более соответствует понимание качества как степени удовлетворения конкретной потребности.

Итак, качество продукции не сводится к отдельным ее свойствам, но проявляется только в них.

Естественно, что степень удовлетворения потребности может меняться вследствие открытия новых свойств продукта, изменения условий потребления и общественных (индивидуальных) потребностей. Поэтому качество продукции следует рассматривать в связи со степенью развития производительных сил общества, уровня культуры, благосостояния людей, а также с учетом условий потребления.

Представления о качестве зарубежных ученых, специализирующихся на изучении данной проблемы, хотя и весьма разнообразны, тем не менее сходятся в одном. Практически все исследователи опираются на следующий принцип: жесткая ориентация на требования потребителя.

Далее стоит сказать о взаимосвязи понятия качества и конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью товара чаще всего понимается совокупность характеристик продукта, а также сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от товара конкурента как по степени удовлетворения конкретной потребности и по затратам на его удовлетворение.

Данные понятия не тождественны, и это признает подавляющее большинство исследователей. Главное их различие заключается в том, что при определении качества продукции учитывается, как уже было сказано, только степень соответствия ее основных параметров конк­ретной потребности, а при оценке ее конкурентоспособности допол­нительно принимаются в расчет и играют важную роль, во-первых, затраты потребителя на удовлетворение этой потребности, во-вторых, нетоварные характеристики, такие, например, как условия поставки, уровень сервисного обслуживания и т. п. Поэтому изделие сравнитель­но высокого качества может оказаться неконкурентоспособным на дан­ном рынке в силу, скажем, чрезмерно высокой цены.

Еще одно отличие заключается в том, что с точки зрения качества сравнению подлежат лишь однородные товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность; с позиций же оценки конкурентоспособности воз­можно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они пред­ставляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.

Качество — наиболее важный фактор, определяющий конкуренто­способность товара, поэтому вопросы управления качеством в фирме требуют более подробного освещения. Что же касается ценовой и орга­низационно-коммерческой составляющих конкурентоспособности, то они в той или иной мере будут рассмотрены далее.

Задачи управления качеством в организации

В чем же состоит смысл управления качеством продукции, для чего вообще нужно это делать? Если качество продукции для предприни­мателя — средство достижения его главной цели (получение прибыли), то управление качеством — нахождение оптимального пути достиже­ния максимальной прибыли. Что в первую очередь имеется в виду?

Существует старое правило маркетинга: никто не станет платить за низкое качество, никто не хочет платить за «лишнее» качество. Это означает, что уровень качества изделия, работы, услуги должен макси­мально соответствовать потребностям конкретного рыночного сегмента. Следует избегать и занижения параметров качества, и неоправданного их завышения, всегда, как правило, связанного с дополнительными тратами, поскольку это не будет способствовать росту конкуренто-способности товара.

Качество продукции определяется множеством факторов, находящихся в сложной взаимосвязи и взаимодействии, поэтому его эффективного обеспечения и улучшения нельзя добиться лишь с помощью отдельных, пусть даже крупных, но разрозненных мероприятий. Этого достигают только путем последовательного и взаимосвязанности (т.е. системного) осуществления комплекса научно-технических, организационных, экономических, идеологических мер, воздействующих на все стадии жизненного цикла продукции. Реализуется данный подход в создании на предприятиях систем управления качеством (или, в соответствии с международной терминологией, систем каче­ства). Он начал широко применяться в практике внутрифирменного управления качеством с 1950-х гг. Однако в соответствии с национальными и экономическими особенностями различных государств сформировались специфические концепции управления качеством в фирме. Наибольшую известность получили американская (TQC- комплексное управление качеством) и японская (CWQC— управле­ние качеством в рамках фирмы) концепции.

Американский подход означает такую систему управления каче­ством, которая охватывает все стороны деятельности фирмы. Ответ­ственность за это возлагается на руководство компании, а главная забота — на специальное административное подразделение, специали­зирующееся исключительно на организации обеспечения качества продукции.

В отличие от американского для японского подхода характерно по­стоянное и повсеместное участие в деятельности по управлению каче­ством всех подразделений и всего персонала фирмы — от президента до рядового рабочего, обеспечение максимальной заинтересованно­сти в этом каждого сотрудника. При этом работники всех подразделе­ний и уровней должны быть обучены методам управления, передовым приемам труда и умению применять их на практике. В последние годы всеобщее участие распространилось на субподрядчиков, в системы распределения и дочерние компании.

К другим особенностям японского подхода относятся: деятельность кружков качества, основная задача которых — постоянное совершен­ствование производства; исключение самой возможности брака на всех этапах производства; широкое использование статистических методов контроля производства и качества; приоритет профилактики дефек­тов перед реакцией на отклонения; введение регулярных внутренних проверок системы качества и др.

В основе японского феномена много серьезных достижений — в первую очередь осуществление практически бездефектного производства. Успехи Японии в области качества связаны и с другими важными чертами принятого там управления и организации: системой пожизнен­ного найма и гарантированием карьеры в течение трудового стажа; системой оплаты труда на основе выслуги лет и должностной иерар­хии; системой поставок сырья и полуфабрикатов к рабочему месту «с колес» и точно в срок (система «Канбан») с ликвидацией складско­го оперативного хозяйства; непрерывным внутренним профессио­нальным обучением; снижением внимания к финишному контролю продукции с развитием тотального пооперационного контроля каче­ства друг у друга и с правом приостановки работы (конвейера) при обнаружении брака любым работником и т. д.

Сравнительный анализ японской и американской концепции внут­рифирменного управления показывает, что одной из причин неудач корпораций США в конкурентной борьбе в 1980-е гг. оказалась недо­оценка фактора качества. Если руководители американских, а также западноевропейских компаний подходили к управлению фирмой на основе критерия прибыли, то в отличие от них, японские предприятия в своей деятельности руководствовались принципом «качество — преж­де всего», отдавая этому предпочтение перед прибылью ради удержа­ния рынка и потребителей и ориентируясь в своем развитии не на сиюминутную, а на долгосрочную выгоду. Более того, необходимо подчеркнуть, что само исходное понимание качества в Японии еще недавно радикально отличалось от американского. Оно характеризу­ется следующими определениями:

• улучшение качества приводит в конечном итоге к снижению из­держек;

• более высокая производительность труда дает более высокое ка­чество;

• производство более мелких изделий позволяет снизить затраты;

• все рабочие должны думать: думающий рабочий — это продук­тивный рабочий;

• нельзя допускать никаких потерь (это требование должно дости­гаться за счет гарантий, заложенных в самой системе производ­ства);

• в результате автоматизации трудовые затраты должны быть со­кращены, а производственные дефекты — ликвидированы;

• высокое качество гарантирует на долгий срок доверие потреби­телей;

• низкое качество ведет к излишним затратам, а лишние затраты — это зло и т. д.

В конце 1980-х гг. на основе дальнейшего развития системно-комплексного подхода к управлению качеством была сформирована и чисто европейская концепция, в соответствии с которой политика в области качества рассматривается как главный элемент системы управления предприятием, через который реализуются его основные цели. Дан­ная концепция (MPS— система управления предприятием на основе политики в области качества) позволяет связать программы качества со стратегическими целями фирмы в достижении коммерческих ре­зультатов.

Появление со временем большого разнообразия таких концепций, наметившиеся различия в национальных подходах к методам форми­рования систем качества привели в конечном итоге к образованию ощутимых технических барьеров в международной торговле. Дело в том, что современный рынок требует единой нормативной базы, все­ми понимаемой и поддерживаемой, единых унифицированных тре­бований к системам качества, поскольку это способствует сокраще­нию большого числа повторяющихся их проверок. Это обусловило необходимость гармонизации национальных подходов к формирова­нию условий обеспечения качества на международном уровне, с ис­пользованием единой стандартизации.

Основные элементы системы управления качеством

Во всех промышленно развитых странах обеспечение конкурентоспособности и качества продукции считается задачей национального масштаба, а роль государства в этом вопросе со временем растет.

В России, где централизованная система управления экономикой разрушена, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере, где в условиях расширения прав и самостоятельности предприятии производство недоброкачественной продукции приобрело массовый характер и многие фирмы в погоне за легкой прибылью грубо нарушают требования безопасности и экологии, роль государственного регулирования качества особенно возрастает.

По мере развития и углубления рыночных отношений, расширения международной торговли, обострения проблем экологической безопасности и экономии ресурсов, как показывает мировая практика, неизбежно будет повышаться значение стандартизации, сертифика­ции и метрологии в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции. Зарубежные специалисты считают, что страны, обладаю­щие развитыми национальными системами стандартизации и серти­фикации, в конечном счете получают технологическое преимущество в конкурентной борьбе за рынки сбыта.

Не менее важным для становления рыночной экономики в стране, развития внешнеэкономической деятельности предприятий, обеспе­чения условий для вступления России в ВТО представляется и такое неразрывно связанное со стандартизацией и сертификацией направ­ление деятельности, как метрология.

Именно поэтому сегодня все страны с рыночной экономикой актив­но и последовательно совершенствуют свои национальные системы стандартизации, сертификации и метрологии и используют их для про­ведения сильной государственной технической политики, обеспечи­вающей четкое регулирование производственно-технических отноше­ний при одновременной правовой и экономической защите населения и производителей (независимо от форм собственности) и в интересах общества в целом. При этом государственная техническая политика отнюдь не предусматривает тотального использования командно-ад­министративных методов. В развитых странах система регулирования качества со стороны государства предусматривает использование, во-первых, правовых мер в виде законодательно-нормативных актов и, во-вторых, административных мер — надзора за соблюдением обя­зательных требований и норм. Причем в рыночных условиях сфера применения административных мер ограничивается в большинстве стран охраной окружающей среды и обеспечением безопасности.

Переход России к экономике рыночного типа требовал аналогичного подхода. Поэтому в 1992-1993 гг. были приняты законы РФ «О защи­те прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации про­дукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений», которые пре­следовали целью:

• защиту интересов потребителей и государства в вопросах номен­клатуры и качества продукции;

• устранение технических барьеров в производстве и торговле;

• обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке и эф­фективности участия государства в международном разделении труда;

• содействие экономии всех видов ресурсов;

• обеспечение безопасности продукции, хозяйственных объектов для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.

Все эти четыре закона тесно связаны между собой и образуют гра­ницы, определяющие права, обязанности и ответственность изготови­телей, потребителей и государства в области качества.

Здесь необходимо подчеркнуть, что без знания и выполнения за­конодательных актов в области качества, действующих в России и в странах-импортерах российской продукции, а также международных нормативных актов успешная деятельность отечественных товаро­производителей на внутреннем и внешнем рынках невозможна, по­скольку при реализации продукции предприятие будет постоянно наталкиваться на весьма серьезные, а иногда и непреодолимые пре­пятствия.

Закон РФ «О защите прав потребителей» — центральный в данном пакете законодательных актов, он и принят был раньше всех — в 1992 г. (переиздан с изменениями в 1996 г.; в дальнейшем изменения были внесены федеральными законами от 17. 12. 1999 г. и от 30. 12. 2001 г.). Осуществляя правовую защиту потребителей в вопросах качества продукции (услуг), государство тем самым стимулирует рост потре­бительских требований к качеству. Данный закон требует от продав­ца (изготовителя), чтобы товар был безопасным и соответствовал обя­зательным требованиям стандартов и условиям договора.

Согласно указанному Закону, при продаже товара с недостатками потребитель вправе требовать от продавца либо безвозмездного устра­нения этих недостатков, либо замены на аналогичный товар. Прода­вец обязан удовлетворить требование потребителя, если он (продавец) не докажет, что недостатки в товаре возникли по вине потребителя.

В этом Законе предусматривалась обязательная сертификация про­дукции, если на нее установлены требования по безопасности для насе­ления и окружающей среды.

Закон «О защите прав потребителей» кроме общих положений вклю­чает следующие разделы:

• защита прав потребителей при продаже товаров потребителям;

• защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг);

• государственная и общественная защита прав потребителей.

Пользуясь этим законом, можно реально отстаивать свои права на получение качественного товара и возмещение убытков, в том числе в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться с письменной

претензией в магазин, а если она не будет удовлетворена, то с исковым заявлением в суд.

За рубежом объектом правового, законодательного регулирования выступают не только показатели безопасности и экологичности про­дукции, но также правила торговли, которые должны защищать поку­пателя от обманных действий со стороны изготовителей.

Сейчас в ведущих промышленных странах растет внимание к воп­росам правовой ответственности изготовителя за выпуск некачествен­ной продукции и безопасность потребителя. В США, например, было принято около 150 законов такого рода (основная часть их появи­лась в 1960-1970-е гг.): в 1962 г. — билль «О правах потребителей», в 1966 г. — «Закон о достоверности рекламных средств и этикеток», в 1969 г. — «Закон о защите детей и безопасности игрушек», в 1972 г. — «Закон о контроле за уровнем шума» и т. д.

Согласно «Закону о безопасности потребительских товаров» (1972 г.), был создан специальный федеральный орган — Комиссия по безопас­ности потребительских товаров, которой предоставлены права: изымать из продажи товары, не соответствующие требованиям стандартов по безопасности; конфисковывать всю продукцию данного вида; запре­щать ее дальнейшее производство; налагать на фирмы-изготовители штрафы в размере $500 тыс. Согласно этому закону, изготовители обязаны: регистрировать и хранить все данные о выпускаемой ими продукции, проводить ее испытания и сертификацию на соответ­ствие стандартам безопасности. Результаты испытаний проверяют контролеры Комиссии. Предусмотрена даже уголовная ответствен­ность должностных лиц, виновных в выпуске продукции с нарушени­ем установленных требований к ее безопасности, — тюремное заклю­чение сроком до одного года.

Принятый в США «Закон об ответственности за качество продук­ции» устанавливает ответственность изготовителей и продавцов пе­ред потребителями — организациями и гражданами — за ущерб, при­чиненный дефектной продукцией. Он защищает права потребителей в части возмещения ущерба. Предусмотрена обязанность полной ком­пенсации всех причиненных убытков. Потребитель вправе обратить­ся в суд с иском непосредственно к изготовителю независимо от того, доказана его вина или нет.

С 1 января 1977 г. в США действует «Закон о гарантиях Магнусона-Мосса», который применяется ко всем товарам стоимостью свы­ше $15 и разрешает покупателю требовать по своему выбору от продавца или фирмы бесплатного устранения дефектов в товаре, обмена на новый, его возврата и получения уплаченной стоимости.

В Японии приняты более 50 общенациональных законов в области качества. С 1949 г. действует «Закон о промышленной стандартиза­ции» (пересмотрен в 1980 г.), который регламентирует порядок при­своения товарам знака соответствия японским стандартам; права и обя­занности изготовителей, желающих маркировать этим знаком свои товары; систему контроля над соблюдением правил пользования зна­ком. За нарушение положений данного закона предусмотрены адми­нистративные штрафы.

«Закон об обязательном контроле качества экспортной продукции» (1957 г.) предусматривает специальную государственную экспертизу продукции, выпускаемой для экспорта. Перечень такой продукции утверждается правительством. Контроль подразделяется на три кате­гории:

• готовые изделия;

• сырье, материалы и производственные процессы;

• упаковка.

Инспекционные органы делятся на государственные и частные. Уста­новлена ответственность лиц, виновных в нарушении правил контро­ля качества экспортной продукции, — три года лишения свободы или штраф 3 млн иен.

В 1968 г. в Японии был принят основной «Закон об охране интере­сов потребителей», в 1973 г. — «Закон о безопасности потребительских товаров». Последний определяет разработку обязательных стандар­тов, регламентирующих требования к безопасности продукции. Прода­жа товаров запрещается, если показатели ее безопасности не отвечают установленным требованиям. При обнаружении в процессе эксплуа­тации дефектов, послуживших причиной нанесения ущерба потреби­телю, последнему выплачивается денежная компенсация.

Кроме перечисленных, в Японии принят и еще ряд законов в ука­занной области: о предотвращении физического и материального ущер­ба; о мерах и весах, контролируемых государством; о стандартизации; о маркировке сельскохозяйственной продукции; антимонопольные законы и т. д.

В Великобритании действуют следующие законы: «О продаже то­варов» (1979 г.), «О поставке товаров и предоставлении услуг» (1982 г.), «О несправедливых условиях договоров» (1977 г.), «О защите интере­сов потребителя» (1987 г.), «О качестве» (1988 г.). Ими запрещается

продажа потребительских товаров (главным образом пищевых про­дуктов, лекарств, электротоваров), не отвечающих требованиям к бе­зопасности, установленным в обязательных национальных стандар­тах. Предусмотрено взыскание с изготовителей штрафов за реализацию продукции, не соответствующей британским стандартам, предусмот­рена уголовная ответственность руководителей фирм-изготовителей.

В Австрии насчитывается около 200 законов о защите прав потре­бителей.

Важное значение в странах Запада приобретают и требования к из­готовителям товаров об охране окружающей среды, имеющие, по су­ществу, обязательный характер. Они прописывают нормативы каче­ства упаковочных материалов, а также информации о производимых товарах, год от года становясь все более жесткими.

О действенности зарубежного законодательства по защите прав по­требителей могут дать некоторое представление следующие цифры: в 1987 г. в США судами были вынесены решения о возмещении истцам ущерба вследствие дефектов продукции на общую сумму в $87 млрд.

Государственное управление деятельностью по стандартизации, сер­тификации и обеспечению единства измерений в России осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Гос­стандарт России). Как национальный орган Российской Федерации он выполняет следующие функции:

• утверждает национальные стандарты;

• принимает программу разработки национальных стандартов;

• организует экспертизу проектов национальных стандартов;

• обеспечивает соответствие национальной системы стандартиза­ции интересам национальной экономики, состоянию материаль­но-технической базы и уровню научно-технического прогресса;

• осуществляет учет национальных стандартов, правил стандарти­зации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

• создает технические комитеты по стандартизации и координиру­ет их деятельность;

• организует опубликование национальных стандартов и их рас­пространение;

• участвует в разработке международных стандартов, обеспечива­ет учет интересов Российской Федерации при их принятии;

• представляет Российскую Федерацию в международных органи­зациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

• утверждает изображение знака соответствия национальным стан­дартам.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно через созданные им органы. К его территориальным подразделениям отно­сятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), число которых на территории РФ равно 99. Госстандарт выполняет еще и такие функ­ции:

• формирует и реализует государственную политику в области сер­тификации, устанавливает общие правила и рекомендации по про­ведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

• проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

• опубликовывает официальную информацию о действующих в Рос­сийской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

• подготавливает в установленном порядке предложения о присо­единении к международным (региональным) системам сертифи­кации, а также может заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании резуль­татов сертификации;

• представляет Российскую Федерацию в международных (регио­нальных) организациях по вопросам сертификации и как нацио­нальный орган Российской Федерации по сертификации осуще­ствляет межотраслевую координацию в области сертификации.

В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти, координировать деятельность которых в этом направлении и призван Госстандарт. Такая координация, как прави­ло, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются вы­бор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккреди­тующего органа и пр.

В соответствии с соглашением федеральный орган может:

• проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р. по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответ­ствия;

• входить в систему ГОСТ Р. и осуществлять деятельность в пол­ном соответствии с ее правилами.

К компетенции Госстандарта РФ в области обеспечения единства измерений относятся следующие основные функции:

• установление правил создания, утверждения и хранения этало­нов единиц физических величин;

• осуществление государственного метрологического контроля и надзора;

• руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

• утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;

• утверждение государственных эталонов, которые находятся в ве­дении Госстандарта России;

• отнесение технических устройств к средствам измерений;

• организация деятельности государственных метрологических центров, Государственной метрологической службы и ее органов, Государственной службы времени и частоты, Государственной службы стандартных образцов, Государственной службы стандарт­ных справочных данных, координация их деятельности;

• аккредитация государственных центров испытаний средств из­мерений;

• утверждение типа средств измерений;

• ведение Государственного реестра;

• аккредитация метрологических служб юридических лиц на пра­во поверки средств измерений и др.

Пути повышения качества

В современных условиях объективная необходимость повышения уровня качества продукции обусловлена несколькими причинами:

1. качество продукции становится одним из решающих факторов повышения эффективности производства и интенсивного развития экономики в целом;

2. выпуск некачественной продукции наносит большой экономический ущерб как отдельным предприятиям, так и всей национальной экономике;

3. изменяется психология потребителя и его требования к качеству продукции;

4. качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта.

Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества. Первый путь имеет определенные границы, второй - практически не ограничен.

Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.

Рост качества продукции имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание конкретной продукции и удовлетворение ею общественной потребности. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции - свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции.

По мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности. Так, при снижении надежности и срока службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание. Если это касается бытовой техники, то возрастают потери рабочего и свободного времени, возникающие из-за необходимости ее ремонта.

Повышение качества обеспечивает заметную экономию средств предприятий и фирм - изготовителей продукции. Несмотря на первоначальные затраты, экономия средств настолько велика, что фирмы могут пересмотреть цены на свои товары в сторону их понижения, что значительно повышает их конкурентоспособность, увеличивая долю этих товаров на рынке с сохранением и даже ростом прибыли. Анализ показал, что увеличение вложений в повышение качества продукции на 2% на стадии ее проектирования дает прирост прибыли на 20%. Окупаемость вложений в повышение качества продукции составляет около 900%.

Конечно, затраты на обеспечение и повышение качества продукции на различных фирмах различных стран могут значительно отличаться. В США затраты на повышение качества продукции в среднем составляют 3-5% от реализации продукции, в Западной Европе - 6-8%, в Японии - 3%.

Два аспекта продукции - качество и количество в определенных пределах взаимозаменяемы в удовлетворении общественных потребностей. Отдельная единица продукции с данным уровнем качества способна удовлетворить единичную потребность. Весь объем удовлетворяемой потребности в данной продукции определяется произведением ее количества на уровень ее качества. Таким образом, заданный объем потребностей можно удовлетворить меньшим количеством продукции при более высоком ее качестве.

В большинстве случаев улучшение качества стимулирует рост объемов потребления, а следовательно, и производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создается для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни людей.

Существует ошибочное мнение, что при дефиците продукции ее качество отходит на второй план, т.к. покупается все, что производится. Но продукция низкого качества не может уменьшить дефицит, т.к. способна удовлетворить конкретную потребность далеко не полностью по всей совокупности потребительских свойств и на короткий срок, если снижаются такие показатели качества, как сохраняемость и долговечность. При этом возрастает потребная масса товаров.

Более того, низкое качество данного вида продукции может вызвать дефицит других видов. Так, дефицит легковых автомобилей может являться следствием не только ограниченных мощностей по их производству, но и низкого качества металла; дефицит автомобильного топлива - следствие его больших удельных расходов из-за некачественности двигателей; дефицит обуви из натуральной кожи - во многом результат низкого качества сырья из-за плохого ухода за скотом и т.д.

Повышение качества эквивалентно росту объема выпускаемой продукции без дополнительных затрат ресурсов. Расчеты показали, что эффективность вложений, направленных на повышение качества продукции, примерно в 2 раза выше эффективности затрат на увеличение объема ее производства.

Самый надежный путь удовлетворения потребностей в товарах - повышение качества. Развитый товарный рынок решает проблему качества просто: товар низкого качества не находит потребителя. В этих условиях качество продукции - главный показатель ее конкурентоспособности.

Устойчивое положение фирм на рынке в условиях конкуренции обеспечивается стабильным поддержанием уровня качества выпускаемой продукции. Постоянный выпуск высококачественной продукции дает возможность крупным корпорациям получать правительственный заказы, участвовать в общегосударственных программах и проектах, что обеспечивает гарантированный рынок сбыта.

В условиях острой конкурентной борьбы положение на рынке мелких и средних фирм целиком зависит от качества выпускаемой ими продукции. Если положение крупных компаний представляется практически незыблемым, ибо, потерпев неудачу в производстве одного вида продукции, они могут компенсировать ее успехом в производстве другого вида, то выпуск некачественной продукции мелкими фирмами, у которых номенклатура чаще всего ограничена, может привести к полному банкротству. Кроме того, мелкие и средние фирмы часто являются поставщиками крупных корпораций, которые предъявляют им жесткие требования в отношении качества поставляемой продукции. Контракт заключается лишь с фирмами, доказавшими свою способность производить высококачественную продукцию.

Определяющее значение качества в конкурентоспособности продукции подтверждается следующим фактом. При исследовании 200 крупных фирм США 80% опрошенных ответили, что качество продукции является основным фактором для ее реализации. Ни одна фирма не поставила цену на первое место.

В последние годы проблема качества в развитых странах перестает быть заботой отдельных фирм, а рассматривается как общенациональная проблема. Так, проблема управления качеством продукции рассматривается как важнейшая национальная задача в Японии, в США организуются ежегодные "месячники качества", в Швеции по решению правительства проводятся общенациональные кампании борьбы за качество, в Голландии разрабатывается общенациональный пятилетний план повышения качества продукции.

Такое пристальное внимание в развитых странах к качеству продукции объясняется действием объективных причин, названных ранее, а также изменением условий, форм и методов обострившейся конкурентной борьбы за рынки сбыта между ведущими фирмами разных стран. Катализатором является "японский феномен" в области качества изделий. Японские фирмы практически вытеснили конкурентов на мировом рынке аудио- и видеоаппаратуры, часов, фотоаппаратов, теснят ведущие американские и европейские фирмы на рынке автомобилей и ряда других товаров.

Большинство стран прилагают огромные усилия, чтобы повысить качество своих товаров и тем самым отстоять свой престиж и положение на мировом рынке в ожесточенной борьбе против конкурентов из Японии. Промышленные фирмы различных стран перенимают японский опыт организации производства и управления качеством.

Особенно остро проблема качества стоит и требует своего решения в нашей стране. Эта проблема для нас застарелая, она возникла еще в условиях директивной экономики, когда все работы по обеспечению и улучшению качества продукции планировались и контролировались сверху. Однако при этом слабо учитывались требования потребителей и качество продукции оценивалось по ее соответствию требованиям нормативных документов, которые чаще всего отставали от запросов потребителей. При монопольном положении производителей и отсутствии мощного рыночного стимула качественного роста - конкуренции - они не были заинтересованы в повышении качества продукции, в расходовании дополнительных финансовых ресурсов на эти цели. Положение с качеством продукции затем усугубилось нарастанием товарного дефицита, когда спрос все больше превышал предложение, и лишенный выбора потребитель был готов купить товар любого качества и по диктуемой цене (правда, цены были доступными).

Так как наши производители практически не выходили на внешний рынок (за небольшим исключением), то отсутствовала и внешняя конкуренция и не было необходимости сопоставлять качество наших товаров с товарами других стран.

Сейчас же, когда рынок насыщен импортными товарами, проблема качества встала перед нашими товаропроизводителями в полный рост. Без ее решения наша продукция не будет иметь сбыта ни внутри страны, ни на мировом рынке.

Определим понятие социально необходимого качества. Важно не просто качество основной массы данной продукции, не любой уровень ее общественной полезности, а такой уровень, который необходим для общества на данном этапе его развития с учетом реально имеющихся потребностей. Мерой общественной полезности продукта является социально необходимое качество. Под социально необходимым качеством понимают такой уровень потребительских свойств продукции, который обеспечивает удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении общества.

Качество продукции тогда будет социально необходимым, когда его уровень будет находиться в пределах реализуемой общественной полезности, а затраты труда на производство продукта будут регулироваться средним соотношением общественных затрат на единицу потребительной стоимости. Повышение качества продукции в рамках общественно необходимого уровня должно сопровождаться снижением затрат в расчете на единицу полезности.

Каковы границы социально-необходимого качества? Нижней границей можно считать техническое качество, т.е. такой его уровень, при котором продукт еще является потребительной стоимостью, а ниже этого уровня он становится вещью, которая не может удовлетворить ни одну потребность индивида и общества. Верхней границей социально-необходимого качества может быть максимальная величина общественной потребности, при которой качество продукции полностью выступает как общественная полезность.

В настоящее время всё большее значение приобретает социальный аспект качества, когда качество рассматривается в широком смысле - качество жизни, жизнедеятельности. Под этим понимается совокупность объектов качества: качество окружающей среды, охраны здоровья, образования и развития личности, товаров и услуг, коммуникаций и т.д.

Заключение

Сегодня человечество стоит на пороге перехода к новой цивили­зации — «цивилизации качества». XXI в. объявлен многими между­народными организациями веком качества, которое, по сути, стало показателем высокой эффективности труда в обществе, источником национального богатства и, что особенно важно, фактором выхода из социальных и экономических кризисов.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что обеспечение кон­курентоспособного качества продукции отечественных предприя­тий — одно из решающих условий выхода России из экономического кризиса, стабилизации ее экономики, присоединения к ЕС и Всемир­ной торговой организации (ВТО), вхождения в мировую хозяйствен­ную систему. Планомерное и неуклонное повышение качества про­мышленной продукции, обеспечение выпуска ее на уровне достижений научно-технического прогресса и все более возрастающих требова­ний производственного и личного потребления — важнейшие условия успешного осуществления модернизации экономики, которая поставлена приоритетной задачей в стратегии развития Российской Федерации до 2010 г. Именно поэтому проводимые в стране реформы должны быть в значительно большей степени ориентированы на улучшение качества отечественных товаров и услуг. Однако существующее ныне положение в России нельзя признать удовлетворительным.

Технические характеристики многих машин, приборов и оборудования, уровень качества ряда других видов продукции (услуг), изготавливаемой и реализуемой нашими производителями, все еще дамски от требований не только зарубежного, но и российского потребителя. Это приводит к вытеснению отечественных товаров с внутреннем! и международных рынков, к потерям материальных и энергетических ресурсов, уменьшению спроса на отечественную продукцию, падениюкурса рубля, снижению экспорта, сокращению валютных поступлений, свертыванию производства и росту безработицы.

Нередки еще случаи, когда потребитель рискует своей безопасностью, приобретая отечественные или зарубежные товары. Это подтверждается результатами многочисленных официальных проверок предприятий, выпускающих продукцию, подлежащую обязательной сертификации. Так, в 2001 г. удельный вес проверок с отрицательным результатом в общем объеме проведенных проверок составил в сред­нем по России почти 70%, а по Северо-Западному региону был еще выше.

Интеграция России в мировую экономическую систему, успешная конкуренция с другими странами немыслимы без значительного по­вышения качества во всех сферах экономики и жизни. Необходимость формирования эффективного организационно-экономического меха­низма обеспечения качества в переходный период обусловливает тре­бование более глубокого уяснения сути данной категории.

Список литературы

1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006.

2. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. – М., 2006.

3. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М., 2004.

4. Куркина М.П., Попова Е.В. Экономика предприятий: Учеб. пособие. – М.: МГПУ, 2003.

5. Магомедов А.М. Экономика предприятия: Учеб. для вузов – 2-е изд., доп. – М: Экзамен, 2004.

6. Экономика организаций (предприятий): Учеб. / Под ред. И.В. Сергеева. – М., 2006.

7. Экономика предприятия / Под ред. Е.Л. Кантора. – СПб: Питер, 2003.

8. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации / Под ред. В.А. Швандера. – М.: Юнити, 2002О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. ФЗ от 18.06.1995 г.

9. Путятина Л.М., Родионов В.Б. Экономика и финансы предприятия. – М., 2006.

10. Сергеев И.В, Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). Учеб. – М.: Проспект, 2006.

11. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003.

12. Чуев И.Н., Чечивицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник – М: Дашков и Ко, 2003.