Реферат: Состав и особенности учета расходорв на продажу
Название: Состав и особенности учета расходорв на продажу Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение..................................................................................................... 3 1. Состав расходов на продажу................................................................. 4 2. Расходы фирмы на рекламу................................................................... 7 3. Текущие расходы и расходы будущих периодов……………………….. 10 4. Порядок включения расходов на продажу в себестоимость продаж…. 11 5. Аналитический учет расходов на продажу......................................... 14 Список литературы................................................................................... 16 Введение Особенностью учета затрат в торговых организациях является то, что себестоимость товаров не определяется. В то же время в указанных организациях товары подлежат учету по стоимости приобретения, когда помимо покупной цены товаров в эту стоимость включают транспортные и подобные им расходы. В сфере обращения торговые организации несут расходы, связанные с осуществлением своей деятельности, в целях доведения изготовленных производителем товаров до потребителя (покупателя). Возникают издержки обращения торговли. «Издержки обращения - это потребленные материальные и трудовые ресурсы в процессе снабженческо-сбытовой деятельности по доставке, доработке и фасовке готовой продукции, а также по покупке-продаже товаров». Издержки обращения торговли - это затраты живого и овеществленного труда торговых организаций в стоимостной форме в процессе закупки (заготовки), перевозки (транспортировки), хранения и продажи товаров. 1. Состав расходов на продажу В торговых организациях затраты группируются по статьям типовой номенклатуры: · транспортные расходы; о расходы на оплату труда; о отчисления на социальные нужды; · расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря; · амортизация основных средств; · расходы на ремонт основных средств; · расходы на санитарную и специальную одежду; · расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; · расходы на водоснабжение; · расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; · расходы на рекламу; · потери товаров и технологические отходы; расходы на тару; · прочие расходы. Сейчас рассмотрим более подробно содержание некоторых статей расходов торговой организации. Транспортные расходы На статью «Транспортные расходы» относятся: · транспортные услуги сторонних организаций по перевозке товаров; · плата за раскредитовку, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.; · услуги сторонних организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке товаров из транспортных средств; · плата за экспедиционные операции; · стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и др.); · стоимость материалов, израсходованных на утепление транспортных средств (солома, опилки, мешковина и т.п.); · плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза · грузов в соответствии с заключенными договорами; · плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, в том числе по договорам, заключенным с железной дорогой. Расходы на тару По статье «Расходы на тару» учитываются: · расходы на ремонт тары (в том числе тары-оборудования); · расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям; · амортизация тары-оборудования; · амортизация многооборотной тары, возмещаемая поставщику в соответствии с условиями договора поставки; · расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования); · стоимость тары, списанной из-за естественного износа; · расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары; · разница в ценах между приемными (при оприходовании тары под товаром) и сдаточными (при возврате порожней тары); · другие расходы на тару. Расходы на упаковку товаров в оптовой торговле В оптовой торговле товар, как правило, отгружается покупателю в том виде, в каком он поступил на склад торговой организации. В данном случае упаковка является неотъемлемой частью продаваемого товара. При оприходовании товаров в упаковке ее стоимость включается в фактическую себестоимость товара. Рассмотрим такой пример 1: На оптовый склад поступили вафли в картонных коробках (по 20 кг в коробке). Всего получено 400 коробок. В товарной накладной поставщик указал стоимость вафлей - 48 руб. за 1 кг, в том числе цена товара - 40 руб., НДС 20% - 8 руб. Всего стоимость вафлей составляет 320 000 руб. (40 руб. х 20 кг х 400 мест), НДС на стоимость вафлей - 64 000 руб. (320 000 руб. х 20%). Отдельной строкой поставщик выделил количество и стоимость тары: коробка картонная, 400 штук, по цене 12 руб. за 1 коробку, в том числе НДС 20% - 2 руб. Всего стоимость тары составляет 4000 руб. (10 руб. х 400 штук), НДС на стоимость тары -800 руб. Вафли отпускаются с оптового склада покупателям в коробках. Поэтому при оприходовании вафлей стоимость коробок была включена в себестоимость поступившего товара: Дебет 41-1 Кредит 60-1 - 324 000 руб. (320 000 руб. + 4000 руб.) - оприходован товар по цене поставщика; Дебет 19-3 Кредит 60-1 - 64 800 руб. (64 ООО руб. + 800 руб.) - НДС. предъявленный поставщиком. Если оптовая организация приобретает упаковочные материалы, то их следует учитывать в составе материалов. Стоимость упаковочного материала отражается по дебету балансового счета 10 субсчет 1 «Сырье и материалы» и списывается по мере отпуска материально ответственным лицам для упаковки товара в расходы на продажу (дебет балансового счета 44). В данном случае учет упаковки в оптовой торговле ничем не отличается от аналогичного учета в розничной торговле. Уход за помещениями и прилегающей территорией По этой статье отражают: · расходы на вывоз мусора; · расходы на уборку прилегающей территории (дворов, улиц, тротуаров); расходы на содержание в чистоте помещений; · стоимость предметов и средств ухода за помещениями (известь, мастика, мешковина, щетки, метла, веники и т.п.). Техобслуживание основных средств В расходы на техобслуживание включают: · расходы на поверку и клеймение весов, водомеров, электрических и газовых · счетчиков и других измерительных приборов; · расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств; расходы на проведение противопожарных мероприятий; · расходы на техобслуживание лифтов, других подъемно-транспортных механизмов сторонними организациями. Санитарная и специальная одежда По этой статье отражают: · услуги прачечных, ремонтных мастерских, других организаций по стирке, дезинфекции и починке санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей; · стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т.п.), израсходованных на стирку и починку санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров К этим расходам относят: · стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея , шпагата), использованных при подработке, переработки, сортировки, фасовке и упаковке товаров; · услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров; · расходы на содержание холодильного оборудования (электроэнергия, вода,смазочные материалы и др.); · расходы на техобслуживание холодильных установок сторонними организациями; · стоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов; · плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций; · расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление грызунов); · расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов - газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п. 2. Расходы фирмы на рекламу Отдельно расскажем о расходах предприятия на рекламные мероприятия. Определение «рекламы» содержится в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Согласно статье 3 этого закона «реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». С точки зрения гражданского законодательства реклама, адресованная неопределенному кругу лиц, рассматривается, как приглашение делать оферты (ст. 437 Гражданского кодекса РФ). Публичная оферта - это предложение юридического или физического лица заключить договор с любым, кто отзовется. При этом предложение должно содержать все существенные условия договора. Лицо, делающее предложение, действует на основании собственного волеизъявления. Расходы на рекламу, произведенные торговой организацией, отражаются в бухгалтерском учете по дебету балансового счета 44 «Расходы на продажу» но статье «Расходы на рекламу». На эту статью относят следующие расходы: 1) на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров; на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов , проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.). Пример 2 Торговая организация для проведения рекламной предновогодней компании заказала в типографии поздравительные открытки со своим фирменным знаком. Открытки предназначены для раздачи покупателям в розничных магазинах. Всего изготовлено 200 открыток. Типография выставила счет за изготовление открыток на сумму 2360 рублей, в том числе НДС 360 руб. Полученные в типографии открытки были оприходованы на материальном складе организации. Завхоз выдал открытки менеджерам торговой организации по требованию-накладной унифицированной формы М-11. После проведения рекламной компании менеджеры составили отчеты о раздаче открыток с указанием даты, места раздачи и количества розданных открыток. На основании этих отчетов завхоз составил акт на списание открыток. В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки: Дебет 10-1 Кредит 60-2 - 2000 руб. - оприходованы открытки на складе; Дебет 19-3 Кредит 60-2 - 360 руб. - отражен НДС, предъявленный типографией; Дебет 44 статья «Расходы на рекламу» Кредит 10-1 - 2000 руб. - списана стоимость розданных открыток на рекламные расходы; Дебет 60-2 Кредит 51 - 2360 руб. - оплачен счет типографии (перечислены денежные средства с расчетного счета торговой организации); Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 360 руб. - налоговый вычет НДС по оприходованным и оплаченным материальным ценностям. 2) на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети. Пример 3 В январе 2007 года торговая организация заключила договор с телевидением на ежедневные рекламные объявления в «бегущей строке» и произвела 8 января 2007 г. предоплату в размере 35 400 руб., в т.ч. НДС 5400 руб. Ежемесячно торговая организация получает эфирные справки о количестве и стоимости поданных объявлений, а также счет-фактуру. Стоимость услуг телевидения за январь составила 5900 руб., в т.ч. НДС 900 руб., в феврале - 5310 руб., в т.ч. НДС 810 руб., и т.д. В бухгалтерском учете торговой организации сделаны проводки: - 8 января 2007 г: Дебет 60.2 Кредит 51 - 35 400 руб. - произведена предоплата телевидению согласно выставленному счету; Дебет 97 статья «Реклама» Кредит 60-2 - 30 000 руб. - затраты на рекламу включены в состав расходов будущих периодов; Дебет 19-3 Кредит 60-2 - 5400 руб. - НДС, предъявленный телевидением. 31 января 2007 г: Дебет 44 статья «Расходы на рекламу» Кредит 97 - 5000 руб. (5900 - 900) -затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за январь; Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 900 руб. - налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы. - 28 февраля 2007 г: Дебет 44 статья «Расходы на рекламу» Кредит 97 - 4500 руб. (5310 - 810) - затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за февраль; Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 810 руб. - налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы. 3) на световую и иную наружную рекламу; 4) на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию 5) на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей; 6) на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное 7) стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату. Пример 4 Оптовая торговая фирма приобрела большую партию комплектов кухонной посуды. Покупная цена 1-го комплекта составляет 2500 рублей. Три комплекта было передано посредническим организациям в качестве образцов. В бухгалтерском учете следует сделать такие проводки: Дебет 76-6 Кредит 90-1 - 8850 руб. ((2500 руб. х 3 комплекта) + (7500 руб. х 18%)) - передан товар посредникам в качестве образцов; Дебет 90-2 Кредит 41-1 - 7500 руб. (2500 руб. х 3 комплекта) - списана себестоимость переданных комплектов; Дебет 90-3 Кредит 68-3 - 1350 руб. (7500 руб. х 18%) - начислен НДС со стоимости переданных комплектов; Дебет 44 статья «Расходы на рекламу» Кредит 76-6 - 8850 руб. - стоимость переданных комплектов включена в расходы на рекламу. 8) приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей этих 9) на проведение других рекламных мероприятий, связанных с торговой В бухгалтерском учете затраты на рекламу включаются в состав расходов на продажу без ограничений. Однако для целей налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль указанные расходы принимаются только в пределах норм. Эти нормы установлены пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса: 1) без ограничения в целях налогообложения принимаются следующие расходы на рекламу: · расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передача по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети; · расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; · расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин. выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; · на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании; 2) в размере, не превышающем 1% выручки: · расходы на прочие виды рекламы в течение налогового (отчетного) периода. При этом понятие «выручка» определяется в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. Под выручкой понимаются все поступления в денежной и натуральной форме от продажи товаров, прочего имущества и имущественных прав. В выручку не включаются косвенные налоги (НДС, акцизы). К прочему имуществу относятся оборудование, материалы, инвентарь, ценные бумаги, дебиторская задолженность и другие подобные активы торговой организации. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. а отчетным периодом - 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев календарного года. 3. Текущие расходы и расходы будущих периодов Торговые организации учитывают расходы на продажу на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». На этом счете учитываются также и управленческие расходы торговой организации, если организация ведет только торговую деятельность. По дебету счета 44 «Расходы на продажу» в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от срока возникновения и срока оплаты. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету балансового счета 97 «Расходы будущих периодов». Затем они списываются в расходы на продажу в течение определенного периода по специальному расчету, который утверждает руководитель организации. В составе расходов будущих периодов учитывают: · затраты по неравномерно производимому ремонту основных средств, если организация не формирует резерв на ремонт основных средств; · затраты по эксплуатации и содержанию нового торгового объекта до его открытия; · другие подобные затраты. 4. Порядок включения расходов на продажу в себестоимость продаж По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная дебетовым оборотом по балансовому счету 44, полностью или частично списывается в дебет балансового счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж». Частично списываются расходы на транспортировку приобретенных товаров. Эти расходы делятся между проданным в отчетном периоде товаром и остатком товарных запасов на конец отчетного периода. Остальные расходы, связанные с продажей товаров, относятся на себестоимость продаж в полном объеме. Расчет транспортных расходов на остаток товаров производят по формуле: TP = Со х (ТРн + ТРт)/ (Сп + Со), где TP - транспортные расходы на остаток товара на конец отчетного месяца; ТРн - сумма транспортных расходов на остаток товара на начало отчетного месяца (транспортные расходы, не списанные на себестоимость продаж в предыдущем отчетном периоде); ТРт - транспортные расходы текущего отчетного месяца; Со - стоимость остатка товарных запасов на конец отчетного месяца в учетных цепах; Сп - себестоимость проданных за отчетный месяц товаров (стоимость проданных товаров в учетных ценах). Пример 5 Расходы на продажу торговой организации за отчетный месяц имеют следующую структуру: 12 •транспортные расходы - 98 ООО руб.; •расходы на оплату труда - 100 ООО руб.; •отчисления на социальные нужды - 35 800 руб.; •амортизация основных средств - 25 ООО руб.; •расходы на рекламу - 17 ООО руб.; •расходы на тару - 1 ООО руб. • итого расходы: 276 800 руб. Себестоимость проданных за отчетный месяц товаров составила 450 000 руб.. а остаток товарных запасов в учетных ценах на конец отчетного месяца составил 21 5 000 руб. Транспортные расходы, не списанные в прошлом отчетном месяце (дебетовое сальдо балансового счета 44 на начало отчетного месяца), составили 22 000 руб. Рассчитаем сумму транспортных расходов на остаток товара на конец отчетного месяца: 1) определим процент транспортных расходов в объеме товарных запасов [(22 000 руб. + 98 000 руб.) : (450 000 руб. + + 215 000 руб.)] х 100% = 18,05%; 2) определим размер транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров 215 000 руб. х 18,05% = 38 808 руб. В отчетном месяце в себестоимость продаж следует включить расходы на продажу в размере (22 000 руб. + + 276 800 руб.) - 38 808 руб. = 259 992 руб. Включение расходов на продажу в себестоимость продаж в отчетном месяце отразим проводкой: Дебет 90-2 Кредит 44 - 259 992 руб. При включении транспортных расходов в себестоимость обратите внимание на следующие правила. Правило 1: транспортные расходы по товарам, которые торговая организация получает по прямым связям с поставщиком, могут включаться в себестоимость товарных запасов, что отражается проводкой: Дебет 41 Кредит 60 (76). Правило 2: стоимость транспортных работ по доставке товаров собственным транспортом можно учитывать на счете 23 «Вспомогательные производства», а затем относить в расходы на продажу по статье «Транспортные расходы». Если указанный счет не ведется, то затраты на содержание собственного транспорта списываются в дебет балансового счета 44 в корреспонденции со счетами 02, 10, 70, 69 и т.д. по соответствующим статьям затрат (амортизация основных средств, топливо, запчасти, оплата труда и др.). Пример 6 Магазин имеет собственный грузовой автомобиль, которым доставляется товар со складов поставщиков. Водитель автомобиля является штатным работником магазина. В отчетном месяце расходы по содержанию и эксплуатации автомобиля отражены такими проводками: Дебет 44 статья «Оплата труда вспомогательного персонала» Кредит 70 - 5000 руб. - начислена заработная плата водителю за отчетный месяц; Дебет 44 статья «Отчисления на социальное страхование и обеспечение» Кредит 69 - 1300 руб. - начислены ЕСН и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Дебет 44 статья «Амортизация основных средств» Кредит 02 1000 руб. -начислена амортизация автомобиля; Дебет 44 статья «Топливо» Кредит 10-3 - 2400 руб. - отражены расходы на ГСМ; Дебет 44 статья «Запчасти» Кредит 10-5 - 300 руб. - отражены расходы на запчасти, установленные на автомобиль. Пример 7 Крупная оптовая фирма имеет в своем составе транспортный цех. Затраты этого цеха отражаются на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства». В отчетном месяце расходы транспортного цеха отражены проводками: Дебет 23 Кредит 70 - 155 000 руб. - начислена заработная плата работникам транспортного цеха; Дебет 23 Кредит 69 - 44 950 руб. - отчисления на социальное страхование и обеспечение; Дебет 23 Кредит 02 - 40 000 руб. - начислена амортизация гаража и автомобилей; Дебет 23 Кредит 10.1, 10.3, 10.5 - 35 000 руб. - списаны использованные обтирочные и смазочные материалы, ГСМ, запчасти; Дебет 23 Кредит 60.2 - 20 000 руб. - расходы на электроэнергию, отопление, водоснабжение гаража; Дебет 44 Кредит 23 - 294 950 руб. (155 000 + 44 950 + 40 000 + 35 000 + + 20 000) - расходы транспортного цеха включены в расходы на продажу по статье «Транспортные расходы». Правило 3: расходы на транспортные работы, связанные с доставкой льда, топлива, хозяйственного инвентаря, ремонтно-строительных материалов, оборудования, относятся на увеличение их стоимости (Дебет 10 Кредит 60). 5. Аналитический учет расходов на продажу Аналитический учет по балансовому счету 44 ведется по видам и статьям расходов. Структура счета может быть такой:
15 Как видим, в структуру счета включен счет аналитического учета «Списание расходов на себестоимость продаж». Это необходимо для того, чтобы в течение отчетного года на балансовом счете 44 накапливалась информация о произведенных торговой организацией расходах по статьям затрат. Оборотно-сальдовая ведомость по балансовому счету 44 в разрезе аналитических счетов за отчетный месяц будет выглядеть таким образом (для простоты рассмотрим только уровень аналитического учета по группам расходов):
По окончании отчетного года проводят реформацию баланса и в том числе закрывают сальдо по статьям расходов на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». Если считать, что приведенная нами оборотно-сальдовая ведомость составлена за декабрь, то 31 декабря бухгалтер сделает такие проводки: Дебет 44 Списание на себестоимость Кредит 44 Материальные расходы - 160руб.; Дебет 44 Списание на себестоимость Кредит 44 Оплата груда и социальные отчисления - 290руб.; Дебет 44 Списание на себестоимость Кредит 44 Содержание и эксплуатация зданий, помещений, оборудования - 105руб.; Дебет 44 Списание на себестоимость Кредит 44 Прочие расходы - 55руб. В результате реформации счета конечное сальдо по каждой группе и статье расходов, а также по статье «Списание на себестоимость» будет нулевым. Список литературы 1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, 2.Врублевский Н.Д. Управленческий учет издержек производства и себестоимости продукции в отраслях экономики. - М., 2004: Бухгалтерский учет. - 372 с. 3.Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Пособие / ВЗФЭИ. М.: ЗАО Финстатинформ, 2005. 359 с. 4.Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании. Учеб.-практ. пособие / Под ред. профессора Л.И. Кравченко. Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004.- 792 с. 5.Бухгалтерский учет в торговле: Учебник для студентов спец. «Бух. учет, анализ и аудит». Под общ. ред. В.В. Кожарского. - Мн.: Новое знание, 2004.- 811 с. 6.Ивашкин Б.И. Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. - практ. курс. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2005.- 460 с. |