Реферат: Лечебная физическая культура при заболеваниях дыхательных путей

Название: Лечебная физическая культура при заболеваниях дыхательных путей
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

Волгоградский Государственный Университет.

Лечебная физическая культура

при заболеваниях дыхательных путей.

Работу выполнила

студентка группы М-041

Черняева Ю.В.

Работу проверила

Волгоград 2004

Оглавление.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Лечебная физическая культура при заболеваниях

1.Пневмония……………………………………………………………………………………4

2.Бронхоэктаз………………………………………………………………………………….5

3.Бронхиальная астма.………………………………………………………………………6

4.Эмфизема лёгких……………………………………………………………………………9

5.Плеврит..…………………………………………………………………………………….10

6.Туберкулёз лёгких.………………………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….15

ВВЕДЕНИЕ.

Дыхание - непрерывный биологический процесс, в ходе которого происходит потребление из внешней среды кислорода и выделение в неё воды и углекислого газа. Этот жизненно важный процесс осуществляется системой дыхания. К ней относятся полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие. Дыхательная часть системы представлена лёгкими, в альвеолах которых происходит газообмен между воздухом и кровью. Остальные органы системы являются воздухоносными путями и служат для проведения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Особенности строения слизистой оболочки, которая выстилает все дыхательные пути изнутри, помогают очищать их от пыли, микробов.

В дыхательном процессе выделяют 3 фазы:

- внешнее дыхание – идёт обмен газов между организмом и внешней средой;

- перенос кровью кислорода от дыхательных органов к тканям и углекислоты от тканей к органам дыхания;

- тканевое или внутреннее дыхание ( все процессы потребления клетками кислорода и образование в них углекислоты).

Лечебная физическая культура (ЛФК) – научно-практическая медицинская дисциплина, освещающая теоретические основы и методы практического использования средств физической культуры при лечении различных заболеваний и при реабилитации больных в период их выздоровления.

ЛФК как составная часть единой системы физического воспитания и физической культуры является лечебно-педагогическим процессом и решает специальные, присущие ей задачи. Она призвана восстанавливать нарушенное здоровье, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического развития, физической подготовленности, моральных и волевых качеств заболевших, содействовать восстановлению их трудоспособности и боеготовности – иначе говоря, их всесторонней биологической и социальной реабилитации.

Основным средством ЛФК являются физические упражнения. Физические упражнения, применяемы с лечебной целью, - патогенетическое средство и метод функционального комплексного лечения больных.

ЛФК при пневмонии.

В начале постельного режима выполняют элементарные гимнастические упражнения для рук и ног малой интенсивности, упражнения для туловища с небольшой амплитудой, дыхательные упражнения щадя пораженное лёгкое(без углубления дыхания и без увеличения подвижности грудной клетки с больной стороны). Все упражнения в первые 1-2 дня выполняются лёжа, на 3-4-й день- и в исходном положении сидя. Длительность занятия 10-12 минут. При переводе больного в палатный режим разрешается выполнять упражнения исходном положении стоя. Увеличивается число упражнении для мышц пояса верхних конечностей и туловища, применяются дыхательные упражнения. Улучшающие вентиляцию пораженных отделов лёгких и восстанавливающие правильный механизм дыхательного акта. Для предупреждения образования плевральных спаек вводятся упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки. Используются упражнения с различными предметами: палками, лёгкими гантелями, булавами, а также ходьба. Общая нагрузка постепенно возрастает. Продолжительность занятия доводится до 20-25 минут.

При затянувшейся пневмонии роль лечебной физической культуре возрастает. Наряду с лечебной гимнастикой следует назначать прогулки и некоторые спортивные упражнения, связанные с длительным пребыванием на свежем воздухе.

После выписки из стационара необходимо продолжать занятия лечебной физической культурой в поликлинических или санаторных условиях, так как полного восстановления функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем к этому времени еще не наступает. Следует постепенно расширять двигательный режим, увеличивая интенсивность общеразвивающих упражнений. В санаторных условиях можно включать в занятия спортивные упражнения (греблю, ходьбу на лыжах, легкоатлетические упражнения), игры (волейбол, бадминтон, теннис) и сочетать их с закаливанием.

ЛФК при заболеваниях хронической пневмонии и хронической бронхиты.

Лечебная физическая культура применяется с целью общего укреплению организма, улучшения лимфо- и кровообращения в легких, совершенствования механизмов дыхательного акта, увеличения подвижности грудной клетки и оттока мокроты. При стойких и выраженных изменения в легких физические упражнения совершенствуют компенсации нарушенной вентиляции и резко сниженной эластичности ткани легкого, а также способствуют укреплению дыхательной мускулатуры.

При обострении хронической пневмонии занятия проводятся по методике, применяемой при острой пневмонии. Если преобладают клинические проявления, свойственные бронхоэктазу или бронхиальной астме, применяется методика, используемая при этих заболеваниях. В межприступный период специальные упражнения направлены на увеличение подвижности грудной клетки, укрепление дыхательной мускулатуры и брюшного пресса. Они выполняются с углублением дыхания. Включаются упражнения, формирующие правильную осанку. Кроме лечебной гимнастики применяются: утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры и элементы спортивных игр. Могут использоваться элементы различных видов спорта.

ЛФК при хронической пневмонии у детей широко применяется на всех стадиях заболевания. Особенно важное значение она приобретает в условиях амбулаторно-поликлинического и санаторного лечения. Курс лечебной гимнастики состоит из общетренировочных занятий с акцентом на дыхательные упражнения и упражнения, корректирующие осанку. Занятия в условиях детской поликлиники рекомендуется проводить 3 раза в неделю в течение 8-10 месяцев, в условиях специализированного санатория- ежедневно в течение всего срока пребывания больных. Общая продолжительность одного занятия в основном периоде курса лечения от 25 до 45 минут с дифференциацией по возрасту детей клиническим проявлениям заболевания.

Наряду с занятиями лечебной гимнастикой показано длительное пребывание ребёнка на свежем воздухе в сочетании с играми и упражнениями.

ЛФК при бронхоэктазе.

Цель ЛФК в начальной стадии заболевания- общеукрепляющее воздействие, улучшение лёгочной вентиляции, компенсация нарушенного дыхания, содействие выделению мокроты. На фоне общетонизирующих упражнений используются упражнения, способствующие увеличению подвижности грудной клетки, дыхательные упражнения с удлинённым вдохом, с преимущественной активизацией диафрагмального дыхания. Противопоказаны форсированные дыхательные упражнения, особенно при бронхоэктазах в сочетании с выраженной эмфиземой. При плевральных спайках и швартах применяются упражнения, направленные на их растягивание.

ЛФК у больных с бронхоэктазами назначается при удовлетворительном общем состоянии, нормальной или субфебрильной температуре. В зависимости от клинического лечения используется методика, соответствующая применяемой при платном или свободном режиме при пневмонии. Перед занятиями или в ходе их для усиления выделения мокроты рекомендуется использовать дренажные исходные положения. В этих же целях в зависимости от расположения бронхоэктазов используются исходные положения, лёжа на спине, на животе, на боку без подушки, с приподнятой ножной частью кровати, а также в упоре стоя на коленях. В этих исходных положениях выполняются дыхательные упражнения с удлиненным толчкообразным выдохом и покашливанием.

ЛФК противопоказана при тяжело протекающем заболевании с прогрессивно увеличивающимся скоплением гнойной мокроты, при легочных кровотечениях, нарастающей кахексии.

ЛФК при бронхиальной астме.

Применяемые с лечебной целью физические упражнения, адекватные состоянию больного, в сочетании с произвольным урежением дыхания восстанавливают моторно-висцебульные рефлексы, регулирующие тонус бронхов. Под влиянием специальных дыхательных упражнений с произношением звуков рефлекторно уменьшается спазм бронхов и бронхиол (по механизму носо-легочного рефлекса). Этому же способствует повышение содержания адреналина в крови, связанное с мышечной деятельностью. Физические упражнения снижают опасность развития эмфиземы легких. Обучение различным типам дыхания, укрепление дыхательных мышц и предупреждать или облегчать приступы.

Лечебная гимнастика назначается в межприступный период при удовлетворительном общем состоянии больного, когда нет выраженных явлений недостаточности кровообращения. Специальные упражнения проводятся во время приступа с целью его купирования.

Общеукрепляющие и специальные упражнения способствуют увеличению подвижности грудной клетки, развитию полного дыхания и умению управлять дыхательным актом. Особое внимание надо обращать на тренировку удлиненного выдоха, диафрагмального дыхания и укрепление мышц брюшного пресса. Для этого применяют дыхательные упражнения с произношением на выдохе различных звуков: а, е, о, у, и. Их легче воспроизводить, если сочетать гласные и согласные звуки: бр-у–у–у… с-о-о-о и т.д. По мере тренировки время произношения удлиняется с 5-10 до 30-40 секунд.

На занятиях лечебной гимнастикой обучают упражнению дыханием с урежением его частоты. Это уменьшает или полностью ликвидирует избыточную вентиляцию легких. Обучение проводится вначале в покое, а затем во время выполнения гимнастических упражнений и ходьбы.

Занятия лечебной гимнастикой рекомендуется начинать и заканчивать массажем грудной клетки и мышц надплечья.

Примерное занятие лечебной гимнастикой с больными бронхиальной астмой,

находящимися на палатном режиме.

1. И.П. – сидя, руки на коленях. Статическое дыхание с произвольным урежением его частоты.30-40 секунд.

2. И.П. – сидя, руки на коленях. Сгибание рук к плечам, сжимая кисти к кулак, - вдох, и. п – выдох. 8-10 раз в медленном темпе.

3. И.П. – сидя, руки на коленях. Сгибание ноги, подтягивая колено к животу, - выдох, и. п. вдох. 5-6 раз каждой ногой.

4. И.П. – сидя, руки на коленях. Поворот в сторону с отведением одноименной руки ладонью вверх- вдох, и. п. – выдох. 3-4 раза в каждую сторону.

5. И.П. – сидя, руки на коленях. Дыхательное упражнение с удлинением выдоха и произношение звуков «ш» и «ж» на выдохе. 5-6 раз.

6. И.П. – сидя, руки на коленях. Наклон в сторону, одноименная рука скользит вниз – выдох, и. п. – вдох. 3-4 раза в каждую сторону.

7. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: на 2 шага – вдох, 3-4 шага – выдох. 1 минута.

8. И.П. – стоя ноги врозь, кисти на нижних ребрах сбоку. Локти назад – вдох; сдавливая руками грудную клетку, локти вперед – выдох. 4-5 раз.

9. И.П. – стоя, держась за спинку стула. Присед – выдох, и.п. – вдох. 4-5 раз.

10. И.П. – стоя ноги врозь, руки на пояс. Дыхательное упражнение с удлинением выдоха и произношением звуков «а» и «о» на выдохе. 5-6 раз.

11. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: на 2 шага – вдох, 3-4 шага – выдох. 1 минута.

12. И.П. – стоя перед стулом, ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, доставая руками сиденье стула, - выдох, и.п. – вдох. 4-5 раз.

13. И.П. – лежа на спине. Руки вверх – вдох, расслабление мышц руки и её «падение» в и.п. – выдох. 3-4 раза каждой рукой.

14. И.П. – лежа на спине. Поднимание ноги – выдох, и.п. – вдох. 5-6 раз каждой ногой.

15. И.П. – лежа на спине. Диафрагменное дыхание с произвольным урежением его частоты. 30-40 секунд.

16. И.П. – сидя, руки на коленях. Наклон вперед, скользя руками по ногам вниз –выдох, и. п. – вдох. 6-7 раз.

17. И.П. – сидя, руки на пояс. Выпрямить левую ногу в колене, руки: левую в сторону, правую вперед – вдох, и.п. – выдох. Тоже другой ногой , сменив положение рук. 5-6 раз.

18. И.П. – сидя, руки на коленях. Сгибание и разгибание ног в голеностопных суставах с одновременным сжиманием пальцев в кулак и разжиманием. 12-16 раз.

19. И.П. – сидя, руки на пояс. Статическое дыхание с произвольным урежением его частоты. 30-40 секунд.

Занятия завершаются массажем грудной клетки и надплечий (выполняет методист).

Больным молодого возраста с бронхиальной астмой аллергического генеза при отсутствии изменений в легких и сердечно-сосудистой системе в межприступный период в процессе занятий можно давать значительную физическую нагрузку.

Если бронхиальная астма при небольших анатомических изменениях в легких протекает с редкими приступами, наряду с лечебной гимнастикой можно рекомендовать греблю, плавание, ходьбу на лыжах, катание на коньках, некоторые виды спортивных игр (волейбол, теннис) с умеренными нагрузками.

В комплексном лечении бронхиальной астмы у детей особенно важное значение приобретает лечебная гимнастика, организованная в условиях поликлиники. Занятия, проводимые 3 раза в неделю в течение 8-10 месяцев, как правило, ведут к стойкому выздоровлению.

Большое значение для хороших результатов лечения имеют самостоятельные ежедневные занятия гимнастикой дома. Кроме этого, рекомендуются прогулки с длительным пребыванием на свежем воздухе, игры на воздухе, катание на коньках. Ходьба на лыжах.

Примерное занятие лечебной гимнастикой с детьми дошкольного возраста, больными бронхиальной астмой.

(в условиях поликлиники)

Упражнения

Продол-житель-ность

(мин.)

Методические указания

Вводный раздел

  1. Построение в круг
  2. Разучивание имитационных дыхательных упражнений с удлиненным выдохом
  3. Ходьба по залу с ускорением

2-5

Задача – построение «втягивание» в занятия.

Постановка правильного дыхания.

Основной раздел

  1. Упражнения (в форме имитаций и игр) для различных мышечных групп и коррекции осанки
  2. Игра с бегом
  3. Надувание мыльных пузырей
  4. Подвижные игры с мячами, шарами, кеглями, флажками, серсо и т.п.
  5. Упражнения в произношении звуков
  6. Бег (15-20 секунд)

20-30

Задача – постепенно возрастающая тренировка организма. Необходимо избегать статистических усилий и задержки дыхания: упражнения выполнять с преимущественным акцентом на выдохе (его удлинение). Занятия должны вызывать положительные эмоции.

Заключительный раздел

1. Ходьба с постепенным замедлением

2. отвлекающие упражнения (с хлопками, коллективной декламацией, пением и др.)

3. Дыхательные упражнения

4. Отдых, сидя или лежа

3-5

Задача – снизить общую физическую нагрузку. Возвращение к исходному состоянию (контроль за пульсом и дыханием)

ВСЕГО:

25-40

ЛФК при эмфиземе лёгких.

ЛФК применяется вне фазы обострения, при отсутствии выраженной сердечно- сосудистой недостаточности. Систематическое применение физических упражнений в первом периоде развития заболевания может обеспечить сохранение достаточной эластичности лёгких и подвижности грудной клетки. Активизируя вспомогательные механизмы гемодинамики и укрепляя сердечную мышцу, физические упражнения способствуют поддержанию компенсации сердечно-сосудистой системы. Используются упражнения малой и умеренной интенсивности. Упражнения скоростного характера применяются ограниченно, с вовлечением в движения небольших мышечных групп. Натуживание и задержка дыхания недопустимы. Большое внимание следует уделять упражнениям, обеспечивающим подвижность грудной клетки и тренировку диафрагмального дыхания. Упражнения необходимо чередовать с дыханием и паузами для отдыха.

Во втором периоде развития болезни ЛФК(учитывая необходимые изменения в лёгочной ткани) прежде всего способствует формированию компенсаций, обеспечивающих улучшение вентиляции лёгких и повышение газообмена в них. Это достигается с помощью упражнений, рассчитанных на укрепление мышц, участвующих в выдохе, увеличение подвижности грудной клетки, развитие диафрагмального дыхания, овладение механизмом дыхания с удлинённым выдохом. Удлинённый выдох уменьшает количество остаточного воздуха и способствует улучшению газообмена. Увеличение подвижности грудной клетки и экскурсии диафрагмы создаёт условия, облегчающие работу сердца. Широко используются упражнения в наклонах, поворотах и вращении туловища.

В третьем периоде заболевания ЛФК используется при умеренно выраженных застойных явлениях применительно к постельному режиму. Упражнения с малой нагрузкой(движения в дистальных отделах конечностей в медленном и среднем темпе) в положении полулёжа с приподнятым туловищем должны обеспечивать улучшение периферического кровообращения и дозированный венозный приток к сердцу(ритмичные движения конечностями с неполной амплитудой в медленном темпе). Их следует чередовать с паузами для отдыха и дыхательными упражнениями с удлиненным выдохом. Активизируется диафрагмальное дыхание с втягиванием стенки живота на выдохе. В последующем сочетаются движения с дыханием при углубленном выдохе. Часть упражнений завершается сдавливанием грудной клетки на выдохе(выполняет инструктор). Широко используются упражнения в расслаблении мышц. Плотность занятий небольшая.

При значительном снижении явлений недостаточности кровообращения начинают выполнять упражнения в положении сидя и лёжа. Упражнения с участием в работе больших мышечных групп применяются вначале с небольшим числом повторений(2-4 раза), С постепенным увеличением амплитуды движений. Упражнения, способствующие увеличению подвижности грудной клетки, выполняются плавно, в медленном темпе. Необходимо сочетать эти движения с дыханием, часто включать паузы для отдыха.

При улучшении состояния больных и повышении их приспособляемости к физическим нагрузкам назначается палатный режим. Число движений с участием в работе больших мышечных групп увеличивается, упражнения проводятся в положении лёжа, сидя и стоя. Назначается ходьба в медленном темпе(60-70 шагов минуту) в сочетании с удлинённым выдохом. Расстояние постепенно увеличивается до 200-300 метров.

При удовлетворительной адаптации к используемым нагрузкам больных переводят на свободный режим. Нагрузка на занятиях лечебной гимнастикой становится несколько больше (преимущественно за счёт увеличения амплитуды движений и числа их повторений). Дистанция ходьбы увеличивается до 400-500 метров, вводится ходьба по лестнице в пределах 2-3 этажей.

ЛФК при плеврите.

Длительное течение плеврита обуславливает важность общеукрепляющего воздействия занятий ЛФК, улучшающего функции организма и повышающего его реактивность. Физические упражнения, стимулируя лимфо- и кровообращение, способствуют ликвидации воспалительных изменений. При экссудативном плеврите ускоряют всасывание экссудата специальные дыхательные упражнения, расширяющие грудную клетку в нижних отделах, где имеется развитая сеть «щелей» и «люков» лимфатических сосудов, при растяжении которых увеличивается всасывание плевральной жидкости. Улучшают всасывание и движения туловища с большой амплитудой, так как это вызывает перемещение экссудата. Предупреждающими образование спаек и шварт или растягивающими их являются упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки в сочетании с дыхательными упражнениями. По мере всасывания экссудата и увеличения подвижности грудной клетки занятия ЛФК помогают восстановить механизм дыхательного акта и адаптацию организма к нагрузкам.

При постельном режиме в процессе ЛФК необходимо щадить пораженное легкое: применять несложные упражнения для мелких и средних мышечных групп конечностей, упражнения с приподниманием таза при опоре руками о кровать. Все упражнения следует выполнять в исходных положениях лежа на спине и на больном боку. Дыхание в этот период не углубляется. Специальные упражнения не используются. После нескольких занятий включается исходное положение сидя, Упражнения для туловища с небольшое амплитудой движений. Длительность занятия 8-10 минут.

При палатном режиме осторожно, а затем более активно выполняются наклоны и повороты туловища в сочетании с углубленным вдохом вначале без движений руками, позже с теми движениями руками, которые увеличивают амплитуду движений туловища. Статистические дыхательные упражнения, усиливающие диафрагмальное дыхание, применяются в положении лежа на спине и на здоровом боку. Продолжительность занятий 20-25 минут.

При свободном режиме широко используются специальные упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки и диафрагмы. Для растягивания спаек в нижних отделах грудной клетки упражнения (наклоны и повороты туловища) выполняются с глубоким вдохом. Для растягивания спаек в боковых отделах эти же упражнения сочетаются с глубоким вдохом. При спайках в верхних частях грудной клетки упражнения выполняются в исходном положении сидя ( в целях фиксации таза). Для усиления растягивающего действия используются различные предметы (набивные мячи, гимнастические палки, булавы) и снаряды (гимнастическая стенка). При отсутствии болей в груди в процессе выполнений упражнений в программу занятий включаются «рывковые движения для мышц туловища и пояса верхних конечностей, махи руками. В этот период важно обучить больного полного дыханию, обеспечить коррекцию и восстановить навык правильной осанки. Целесообразно часто менять исходные положения. Продолжительность занятия 30-40 минут.

После выписки из стационара рекомендуется продолжать занятия ЛФК; кроме физических упражнений включать прогулки, а в последующем – ходьбу на лыжах, катание на коньках, греблю, спортивные игры.

При сухом плеврите лечебную гимнастику начинают применять после уменьшения болей. Вначале ее проводят по методике, соответствующей палатному режиму. Основная задача занятий- предупреждение или растяжения спаек. При переводе больного на свободный режим следует расширять общетренирующее воздействие упражнений(в том числе на дыхательный аппарат).

ЛФК при туберкулёзе лёгких.

ЛФК используется прежде всего как метод общеукрепляющего воздействия. При этом усиливаются процессы десенсибилизации и дезинтоксикации.

Регулярное применение физических упражнений, содействуя совершенствованию координации деятельности всех систем органов, улучшает функцию сердечно- сосудистой системы и дыхательного аппарата. В процессе занятия физическими упражнениями вырабатывается правильный механизм дыхания, ликвидируются нарушения в акте дыхания, улучшается винтиляция лёгких, предупреждается образование спаек и другие осложнения, нормализуется осанка.

ЛФК назначают при стихании острого процесса и улучшении общего состояния больного: когда прекращается кровохарканье, становится нормальной или стойко снижается до субфебрильной температура тела. Занятия в условиях стационара проводятся в соответствии с требованиями постельного, палатного и свободного режимов.

В санаторных условиях при щадящем режиме в занятиях лечебной гимнастикой используются элементарные гимнастические упражнения, выполняемые в медленном и среднем темпе с небольшими отягощениями(палки, булавы), упражнения с мячом, нефорсированные дыхательные упражнения, лечебная ходьба на 500-1500 метров по ровному месту в медленном темпе. В утреннюю гигиеническую гимнастику включают упражнения малой и умеренной интенсивности.

При щадящее- тренирующем режиме в утреннюю гимнастику включают общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности, обычную и ускоренную непродолжительную ходьбу в спокойном темпе и кратковременный бег или поскоки. дыхательные упражнения не форсируются. Прогулки проводятся по ровно и слабопересечённой местности при длине маршрута 3-5 км в оба конца. В зимнее время используется ходьба на лыжах или катание на коньках продолжительностью до одного часа. Применяются спортивные игры(настольный теннис, городки, волейбол) по облегчённым правилам со сниженной нагрузкой, при тщательном контроле за их дозировкой

При тренирующем режиме в утреннюю и лечебную гимнастику включают более сложные упражнения. Используются бег, поскоки, а также подвижные и спортивные игры(волейбол, бадминтон, теннис и др.) продолжительностью до одного часа, а в зимнее время- прогулки на лжах на 5-8 км, катание на коньках и т.п.

ЛФК сочетается с климатическим лечением, воздушными и водными процедурами. В южных районах в летнее время занятия проводятся с меньшей интенсивностью. В степных районах при лечении кумысом физические упражнения выполняются за 1-1,5 часа до его приёма. Постоянно ведётся наблюдение за температурной реакцией, изменением крови, клиническими и рентгенологическими данными. При незначительном и нестойком повышении температуры, усилении кашля, ухудшении самочувствия общая нагрузка в занятиях уменьшается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Клинико-физиологические обоснования.

ЛФК применяется при бронхите, пневмонии, плеврите, бронхоэктазе, бронхиальной астме, эмфиземе и туберкулезе легких.

Конечным проявлением заболеваний органов дыхания являются нарушения газообмена в легких и тканях. Патологические изменения дыхательной функции могут возникнуть вследствие: ограничения подвижности грудной клетки и легких; нарушения проходимости дыхательных путей; уменьшения дыхательной поверхности легких; ухудшения эластичности легочной паренхимы; нарушения диффузии газов в легких; нарушения центральной регуляции дыхания и кровообращения в легких.

Ограничения подвижности грудной клетки и легких могут быть следствием поражения дыхательной мускулатуры и иннервирующих её нервов, а также малоподвижного образа жизни. Расстройства дыхания могут быть связаны с поражением плевры и накоплением жидкости (выпота), газа (пневмоторакс), крови или гноя в плевральной полости, плевральными спайками и швартами, деформациями грудной клетки и позвоночника.

При плевральных выпотах, часто сопровождающих заболевания легких и плевры, образующаяся в плевральной полости жидкость и раздражение нервных рецептов в плевральных листках вызывают нарушение дыхательных движений с больной стороны. Если при этом сдавлено легкое, значительно уменьшается участвующая в газообмене дыхательная поверхность. Большие скопления жидкости в полости плевры могут вызвать смещение средостения в противоположную сторону, сдавление сердца и сопутствующие нарушения функции сердечно-сосудистой системы. После рассасывания жидкости, формирующиеся плевральные спайки могут ограничивать дыхательные движения.

Существенно нарушает функцию дыхания пневмоторакс, который возникает при разрыве легочной паренхимы, при ранении грудной клетки или создается искусственно с лечебной целью. Разрыв легочной паренхимы может произойти самопроизвольно (спонтанно) при больших физических напряжениях (у здоровых людей) и вследствие патологических изменений в легких.

Нарушения проходимости дыхательных путей могут быть функциональными (спазм гладкой мускулатуры бронхов) и органическими (при воспалительных процессах с обилием мокроты, при сужении и деформации трахеи и бронхов или сдавливании их опухолями и рубцовыми сращиваниями).

Сужение верхних дыхательных путей приводит к инспираторной одышке, характеризующейся замедленным дыханием с глубоким вдохом. Выдох также удлиняется в связи с систематическим запаздывающим раздражением блуждающего нерва и медленно происходящим расправлением легкого.

При избыточных количествах слюны или слизи, накапливающихся в верхних дыхательных путях, и при попадании них инородных тел или пищи рефлекторно возникает кашель (толчкообразные сокращения мышц, участвующих в выдохе после глубокого вдоха). Он способствует удалению из дыхательных путей механических примесей к воздуху (пыли), раздражающих слизистую. Сильный хронический кашель может вызвать понижение эластичности легочной ткани.

Уменьшение дыхательной поверхности может наблюдаться при воспалительных процессах в лёгочной ткани(пневмонии, туберкулёзе, абсцессах и др.), разрастании соединительной ткани в лёгких, опухолях, ателектазах(спадении участков лёгкого при закупорке или сдавлении просвета воздухоносных путей). Быстро наступающее уменьшение дыхательной поверхности вызывает снижение газообмена в лёгких, развитие кислородного голода, что плохо переносится организмом.

Ухудшение эластичности лёгочной паренхимы наиболее выражено при хроническом бронхите, хронической пневмонии, бронхиальной астме, а также при возрастных изменениях в тканях лёгких.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Казантинова Г.М., Коваленко Т.Г. Медико-биологические основы физической кульнуры: Учебное пособие.- Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004.- 92 с.

2. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. Учебник для ит-тов физической культуры. Под ред. В.К. Добровольского. М., «Физкультура и спорт», 1974.480 с.