Реферат: Миграция причины и последствия

Название: Миграция причины и последствия
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

(технический университет)

Кафедра Информатики

Реферат

По дисциплине : Экономическая теория

Тема: Международная миграция: причины и последствия

Выполнил: студент гр.ЭГР-10 ______________ / Зоолшоев С.З /

(подпись) (Ф.И.О.)

Оценка: _____________

Дата: __________________

Проверил:

Руководитель: Профессор ____________ /_ Васильцова В.М. /

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2010 год


Введение.2

Определение и виды миграции. 3

Причины миграции. 6

Основные направления миграции. 8

проблемы и Последствия международной миграции. 11

государственное регулирование. 15

Россия на международном рынке труда.18

Заключение.21

Список литературы.23

Введение.

Процесс миграции трудовых ресурсов - это активно происходящее в современном мире явление. Трудовая миграция стала неотъемлемой частью международных экономических отношений. Перемещаясь из одних регионов в другие, миграционные потоки создают определенные проблемы, как принимающим странам, так и странам, из которых эти потоки уезжают. Однако в то же время, миграция предоставляет ряд преимуществ и тем и другим странам.

В последние годы миграция набирает обороты, это выражается и в количественной и в качественной форме. То есть с изменением числа мигрирующих, меняются формы и виды, и направления миграционных потоков. В современном мире довольно таки просто переехать из одной страны в другую, в поисках лучшего места работы. Но за этой кажущейся простотой стоят большие трудности, с которыми сталкиваются мигранты, пребыв на новое место. Поэтому однозначно то, что данная тема одна из самых актуальных.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Проблемой миграции занимались многие известные ученые, такие как Г.Беккер, Д. М. Кейнс, А. Смит. Из российских ученых можно выделить В.И.Бреев, Д.И. Валентей, А. Топилин, М, Г, Колосницина, И. Цапенко, чьи труды составили методологическую основу моей работы.

Цель, которую я поставил перед собой, при написании данной работы, – это раскрыть сущность миграции, как яркого экономического явления.

Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

1) Дать определение международной миграции, раскрыть основные ее виды и формы.

2) Выявить основные причины миграции.

3) Проанализировать основные направления миграционных потоков.

4) Определить основные проблемы и последствия миграции как для принимающих стран, так и для стран- доноров

5) Рассмотреть поведение государства, при выборе политики в области миграции.

Определение и виды миграции

Современный мировой рынок труда предполагает высокую мобильность рабочей силы, ее свободное перемещение из одних регионов в другие с целью поиска и получения работы. Все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Данные процессы и образуют такое явление, как миграция трудовых ресурсов. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 году это уже 105 стран.

В международной экономике под миграцией рабочей силы понимают перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется.

Международная (внешняя) миграция рабочей силы – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда.

Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны.

Выделяют два вида внешней миграции:

- трудовую эмиграцию, то есть выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

- трудовую иммиграцию, то есть приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

В современной трудовой миграции выделяют также следующие ее формы:

1) по направлениям:

- миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

- миграция между промышленно развитыми странами; - миграция между развивающимися странами;

- миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

- миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны

2) по территориальному охвату:

- межконтинентальная;

- внутриконтинентальная, которая в свою очередь делится:

a ) на миграцию между государствами;

б) на миграцию между макрорегионами;

3) по времени:

- безвозвратная – связана с изменением постоянного места жительства;

- временная, включающая в себя:

а) краткосрочную миграцию (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного постоянного места жительства);

б) долгосрочную (более 1 года);

- сезонная;

4) по степени законности:

- легальная – нахождение в стране на законных основаниях;

- нелегальная – незаконное пресечение границы;

5) по мотивам:

- добровольная – обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции;

- вынужденная – вызвана военными, политическими событиями, преследованиями на этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства;

- принудительная – насильственные переселения людей, организованные государством (депортации).

6) нужно выделить и такой вид миграции как «утечка мозгов» -– международная миграция высококвалифицированных кадров (учёных, редких специалистов, иногда “звёзд” искусства, спорта).

Причины миграции

Существуют множества различных причин, которые побуждают человека покинуть свою Родину, дом, семью и т.п., и определяются они как экономическими, так и неэкономическими факторами.

К экономическим причинам относятся:

- различия в уровнях экономического развития стран. Люди из бедных стран в поисках лучшей жизни отправляются в более развитые страны;

- различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами. Т.е в одной стране может быть высокая безработица, а в другой наоборот недостаток рабочих рук;

- несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

- состояние национального рынка труда.

Однако, на мой взгляд, более важными являются неэкономические причины, в основе которых лежат политические, религиозные, национальные факторы, ведущие к миграции, носящей стихийный, внезапный и даже массовый характер. Например, в результате войн, начиная со II-ой мировой войны и заканчивая многими локальными и гражданскими войнами в наше время, основной частью мигрантов являются беженцы и переселенцы.

Или рассмотреть тот факт, что правительства развитых западных страны жалуются на то, что большую часть их населения составляют беженцы и иммигранты из африканских, южно-американских и азиатских стран. Но они не задумываются о том, что за все этим стоит бывшая колониальная система и раздел мира. Когда эти сильные государства завоевывали новые земли, навязывая местному населению свою культуру, свой язык, они подвергли их зависимости от себя. И после развала всей этой системы, жителям бывших колониальных стран не оставалось другого выбора, кроме как переселятся в бывшие страны-колонизаторы в надежде найти хоть какую-то работу, чтобы прокормить себя и свои семьи.

То же самое можно сказать, применительно к современной России, где после распада СССР наблюдается иммиграция неквалифицированной рабочей силы в огромных масштабах из слаборазвитых республик в центральные города - мегаполисы.


Основные направления миграции

Исходя из причин, которые я указал выше, можно определить основные направления мигрантов. Как мы выяснили, основные потоки мигрантов составляют выходцы из бедных стран, направляющиеся в страны с более высокими доходами. Но на сегодняшний день, невозможно точно сказать, на какие страны приходится больше количество мигрантов, а на какие меньше, так как широкое развитие получила нелегальная миграция.

Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США, является основным направлением миграции как низкоквалифицированной рабочей силы из латиноамериканских, африканских, азиатских стран, так и высококвалифицированной рабочей силы из Западной и Восточной Европы, в частности и из России. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые.

В западноевропейские страны большей частью переселяются выходцы из африканских стран. Причиной, как я уже отмечал, являются отношения, основанные на колониальной системе, в результате которых у этих стран сложилась общность языка, культуры и традиций. В основном мигрируют в Германию, Францию, Великобританию и Нидерланды. Однако опять же стоит заметить, что в эти страны мигрирует не только неквалифицированная рабочая сила, но и огромное количество студентов и специалистов, которые после окончания учебы либо возвращается на Родину, либо остается и приносит существенную пользу этой стране. Рассмотримследующие графики, с помощью которых мы сможем проанализировать миграцию студентов.

График 1. Число иностранных студентов, обучающихся за пределами страны своего гражданства, 1975-2006 годы, млн. человек

Источник : Education at a Glance. OECD 2008, р. 353.

Данные ОЭСР и Института статистики ЮНЕСКО показывают, что численность студентов, обучающихся за пределами страны, гражданами которой они являются, стабильно растет, начиная с 1975 года, и со значительным ускорением, начиная с 1995 года. Общее число иностранных студентов в мире выросло с, примерно, полумиллиона в 1970-х годах до почти 1 миллиона в 1980 году, более 1,5 миллиона в середине 1990-х, 2,7 миллиона в 2005 году и 2,9 миллиона в 2006 году (график. 1).

Традиционно определяется восемь ведущих стран-реципиентов, принимающих более 70% совокупного массива: США, на долю которых приходится 20%, Великобритания – 13%, Франция – 8%, Германия – 8% (в сумме эти четыре страны аккумулируют почти 50% иностранных студентов), Австралия – 7%, Китай – 7%, Канада – 5%, Япония – 4%(график2).

График 2. Глобальное распределение студенческой мобильности (после школьное образование), 2007 год Источник : Институт международного образования (США)

Можно выделить еще одно направление, сложившееся в 70-ые годы XX века – Ближний Восток. Этот регион привлекает мигрантов из соседних арабских стран, Индии, Пакистана, Бангладеша и многих др. на тяжелые низкооплачиваемые работы, связанные с нефтяной промышленностью.


проблемы и Последствия международной миграции

Будучи не только экономическим, но и политическим, социальным явлением, миграция имеет значительные последствия, как для стран-доноров, так и для принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

Рассмотрим положительное влияние иммиграции на примере США. О положительном влиянии процесса «утечки умов», для экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальную помощь иммигрантам 5 млрд долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук были иммигрантами.

Другим ярким примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику привлечения евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

Большинство развитых стран не смогло бы поддерживать сложившийся уровень производства, не применяя иностранную рабочую силу. Например, в Германии в автомобильном производстве заняты до 80% турецких иммигрантов, в строительстве и гостиничном хозяйстве Швейцарии почти 100% - это иностранцы (из Италии, Югославии и др. стран). Доля иностранцев в рабочей силе многих развитых стран довольно значительна и имеет тенденции к росту (см. табл.1)

Таблица 1. Доля иностранцев в составе рабочей силы, %

Страна 1989 1999

Австрия

Бельгия

Канада

Дания

Франция

Германия

Люксембург

Нидерланды

Норвегия

Швеция

Швейцария

Великобритания

США

5,9

7,2

18,5

2,3

6,6

7,0

42,4

3,2

2,3

5,2

17,0

3,5

9,4

10,0

8,8

19,2

3,4

5,8

9,1

57,3

3,4

3,0

5,1

18,2

3,7

11,7

Источник OECD in Figures. OECD, 2001. P.16-17.

Однако стоит отметить то, что наряду с положительными последствиями иммиграции, имеют место также и отрицательные. В основном они носят социальный характер и выражаются в национальной и общественной напряженности. Связанно это с тем фактом, что мигранты сильно изменились за последние десятилетия. Раньше люди переезжали всей семьей и со всем имуществом, в надежде на новую жизнь, и постепенно становились добропорядочными гражданами новой в своей новой стране. Сегодня же люди мигрируют по одиночке, оставляя семьи, дома, и новая страна для них всего лишь временное место пребывания. Все больше развивается нелегальная миграция, что выражается в росте преступности, иногда наблюдается перенаселенность, могут вырасти расходы государства.

Для стран доноров миграция также имеет ряд положительных последствий. В первую очередь, нужно выделить то, что уехавшие безработные и те, у кого была работа, освобождая рабочие места, снимают напряженность и снижают уровень безработицы на местном рыке труда. К тому же эмигранты улучшают не только жизненные условия для себя и своей семьи, но и облегчают нагрузку на бюджет, то есть облегчают роль государства.

Например, несомненно, то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

Самым важным позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. Денежные переводы являются ключевой темой, связанной с международной миграцией, и Всемирный банк активно участвует в проведении исследований, чтобы достоверно определить масштабы и направления потоков денежных средств, и установить, какое воздействие оказывают денежные поступления на развитие экономики. Как показывают исследования, денежные переводы оказывают позитивное воздействие на сокращение бедности.

В некоторых странах денежные переводы достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов составили в середине 90-х гг. для Бангладеш - 4% ВВП, для Ямайки - более 5, для Пакистана - более 3, для Шри Ланки - 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл., что составило 16% ВВП страны.

Основные отрицательные стороны для стран-доноров можно выделить следующие: происходит потеря трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте. Следовательно, происходит старение рабочей силы страны; не оправдывают себя затраты на образование и подготовку специалистов; происходит так называемая «утечка мозгов».

государственное регулирование

Рассмотрев выше изложенные последствия миграции, ясно то, что Миграционные процессы, безусловно, оказывают значительное влияние на страны эмиграции и иммиграции. И поэтому естественно то, что любое государство, осуществляя экономическую политику, в своих интересах регламентирует процессы трудовой миграции. Для этого оно проводит определенную миграционную политику, которая решить проблемы, связанные с миграцией.

В общем виде, государственная миграционная политика – это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Для того, чтобы более наглядно рассмотреть государственную политику в области миграции, разберем отдельно иммиграционную и эмиграционную политики.

Иммиграционная политика

В экономике выделяют три типа направлений иммиграционной политики государств:

1) Политика, в основе которой лежит временное, то есть ограниченное пребывания мигранта в стране, и он об этом сразу предупреждается. И зачастую, при этой политике, семьям мигрантов запрещено въезжать в страну. Это делается с целью постоянного обновления трудящихся-мигрантов, тем самым происходит постоянная ротация рабочей силы.

2) Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

3) Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

4) Большинство же принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Но какой бы иммиграционной политики не придерживалось государство, основной проблемой является нелегальная иммиграция.

Для борьбы с ней, вводятся штрафные санкции, как для предпринимателя, так и для самих иммигрантов. Однако даже депортация и заключение в тюрьмы не сокращают количества иммигрантов. Единственным верным решением, на мой взгляд, является упрощение и расширение возможности легального въезда в страну.

Эмиграционная политика

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств: - стимулирование трудовой миграции; - ограничение трудовой миграции; - создание условий для реэмиграции; - создание условий для адаптации реэмигрантов на родине. Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

1. Жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

2. Лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;

3. Проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

4. Проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;

5. Разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

6. Выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;

7. Выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

Обычно политика стран, из которых наблюдается отток населения, направлена на поощрение эмиграции, так как в результате снижается напряженность на рынке труда и нагрузка на бюджет. Однако в развитых странах ведется контроль за процессом выезда и дальнейшего трудоустройства эмигрантов в новой стране, с целью гарантирования соблюдение их прав и свобод за рубежом.

Россия на международном рынке труда.

Россия поздно включилась в международный миграционный процесс. По сути, экспорт и импорт рабочей силы начал осуществляться в начале 90-х годов. С принятием Закона “О занятости населения в Российской Федерации” (1991 г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.

Цифры эмиграции рабочей силы из России свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 годах среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. Максимальный отток населения был зафиксирован в 1993 г. – 120 тыс. человек. В целом за одиннадцать лет — с 1990 по 2000 — из России выехало примерно 1,1 миллиона человек, но не 2, а тем более не 4 или 5 миллионов, о которых говорили некоторые эксперты в начале 90-х годов, прогнозируя масштабы эмиграции всего на пять лет вперед.

Эмиграция из России носит явные черты утечки умов. Каждый пятый эмигрант имел высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль — 30%, в США — более 40% (в населении страны — 13,3%). Становятся эмигрантами многие студенты и стажеры, обучающиеся на Западе. По данным ЮНЕСКО, на середину 90-х годов примерная совокупная численность россиян, обучающихся в зарубежных университетах, составляла около 13 тысяч человек. Около 40% из них обучались в США, еще 40% — в Германии, Франции и Великобритании. Число студентов-россиян в США все время растет: в 1993/1994 учебном году их было 1582, в 1995/1996 — 5589, в 1998/1999 — 6900.

География эмиграции русских очень широка, она охватывает буквально весь мир: в 2000 году 52% русских направились в Германию, 21,8% — в Израиль, 12% — в США, 2,6% — в Канаду, 2,1% — в Финляндию и т.д. (см. табл.).

Таблица 2. Распределение эмигрировавших из России за пределы бывшего СССР по странам назначения, 1982-1999, (по данным Госкомстата)

Страна 1982-1999 В том числе
1987-1999
В тысячах В % В тысячах
человек
В %
Всего 1091,6 100,0 1076,4 100,0
Германия 609,1 55,8 605,8 56,3
Израиль 292,3 26,8 289,8 26,9
США 114,4 10,5 114,0 10,6
Греция 18,4 1,7 18,2 1,7
Канада 8,7 0,8 8,7 0,8
Финляндия 7,9 0,7 7,2 0,7
Другие страны 40,7 3,7 32,6 3,0

Источник http://www.archipelag.ru/ru_mir/volni/4volna/out-migration/

Что же касается иммиграции в Россию, то здесь нет однозначных оценок этому процессу. Среди всех иммигрантов в 2008 г. около 96% (270,0 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти 50% - выходцы из Узбекистана, Украины и Казахстана (соответственно 43,5 тыс.человек, 49,1 тыс. и 40,0 тыс. человек).

График 3. Источник http://www.gks.ru/free_doc/2009/demo/demo-docl08.htm.

Большой поток вынужденных иммигрантов, беженцев из Афганистана в Россию наблюдался после Афгано - Советской войны. Однако для них Россия была лишь перевалочным пунктом для выезда в развитые страны ( Германию, США и т.д.)

В России проводится активная миграционная политика, которая регламентирует въезд и выезд рабочей силы. Были приняты указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти указы установили определенные процедуры, правила и квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Федеральная миграционная служба, созданная 15 января 2007, по указу Президента, осуществляет регулирование миграционных потоков в Россию. В последние годы упростился процесс регистрации иностранных граждан и лиц, однако ужесточился контроль за ними ( В основном из средней Азии, для борьбы с наркотиками, терроризмом и т.п.)

Заключение.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод том, что миграция - это сложный экономический, социально-политический процесс, связанный с перемещением потоков людей из одной страны в другую.

Главной причиной миграции является сложная экономическая ситуация в стране мигрантов и их желание найти более высокооплачиваемую работу. А также причиной может служить политическая или социальная обстановка на Родине мигрантов, в этом случае они являются беженцами или вынужденными переселенцами.

Основными направлениями миграционных потоков являются экономически развитые государства (США, Канада, Великобритания, страны Западной Европы). Однако в последние годы все более привлекательным для мигрантов становится Ближний Восток, который славится своими нефтяными запасами.

И для стран принимающих мигрантов, и для стран-доноров, миграция предоставляет ряд положительных и отрицательных последствий. Главным позитивным фактором для принимающей страны то, что мигранты – это дешевая рабочая сила. Но есть также и отрицательные стороны, выражающиеся в социальной напряженности. Для стран-доноров основную выгоду составляют денежные переводы эмигрантов на Родину. Не стоит забывать и о том, что эмиграция снимает напряженность на рынке труда.

Исходя из проблем и последствий, каждое государство выбирает определенную миграционную политику, которая регулирует все процессы, связанные с миграцией.

Что же касается России на рынке международных трудовых ресурсов, надо отметить то, что она относительно недавно включилась в процесс международной миграции. Основная проблема, связанная с иммиграцией, это так называемая «утечка мозгов», при которой Россию покидала образованная часть общества, в поисках лучшей жизни в других странах. На внутреннем рынке трудовых ресурсов наблюдается большой приток неквалифицированной иностранной рабочей силы.

На мой взгляд, основной проблемой всей миграции является ее нелегальная форма. Большинство государств ведут активную борьбу с ней, предпринимая шаги по реформированию миграционной политики. Но как, показывает практика, результаты этой борьбы далеки от желаемых. В этом вопросе я согласен с известным ученым Г. Беккером, который считает, что единым разумным решением этой проблемы, это упрощение въезда мигрантов в страну и помощь им в трудоустройстве.


Список литературы.

1) Булатов А.С. Экономика: учебник “ Международная миграция рабочей силы”

2) Добрынин А.И., Тарасевич Л.С., учебник “Экономическая теория” 2003

3) Колосницына М.Г. “Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования”

4) Рахимов Р., Нурмахмадов М. Внешняя трудовая миграция и политика занятости: Учеб. М.: Общество и экономика, 2002

5) Топилин А. “ Об оценке влияния миграции на рынке труда”

6) .Цапенко И. “ Международная миграция специалистов и студентов.”

7) Соколова О.В. Экономика международной миграции: Учеб. М.: Международный университет, 2001.

8) Закон РФ «О вынужденных переселенцах» 19 февраля 1993 года№ 4530-1 (в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 № 202-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.11.2002 № 15-П, Федеральными законами от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ)

9) Сетевой проект «Русский Архипелаг Максим Топилин. “Не надо паники”

http://archipelag.ru/ru_mir/volni/4volna/out-migration/

10) Макси Топилин «Не надо паники»

http://www.forbes.ru/forbes/issue/2006-07/14968-ne-nado-paniki