Реферат: Политология в схемах и таблицах

Название: Политология в схемах и таблицах
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОЛИТОЛОГИЯ

В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ “ПОЛИТОЛОГИЯ”

Симферополь

1998

ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОЛИТОЛОГИЯ

В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Утверждено на заседании

кафедры политологии ТЭИ

Протокол № 5 от 20 января 1998 г.

Авторский коллектив: П.В. Кузьмин - кандидат философских наук,

доцент - руководитель

В.Н. Крет - кандидат философских наук,

доцент

Студенты политологического факультета:

Н.Ю. Булгаков

В.В. Попова

П.Э. Тагинцев

В.Г. Федоровский

Н.М. Чепурко

Научный консультант - Л.Ф. Малафеев - доктор философских наук,

профессор

Рецензент - Г.И. Мельников - доктор философских наук,

профессор

Редактор - В.Н. Крет - кандидат философских наук, доцент

Учебное пособие содержит структурно-логические схемы, таблицы и определения по актуальным проблемам учебного курса “Политология”, читаемого в Таврическом экологическом институте.

Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам - в самостоятельной работе над осмыслением политологических вопросов, при подготовке к семинарским занятиям и экзамену по политологии.

При подготовке пособия использованы труды, учебники, учебные пособия украинских, российских и белорусских ученых, политологов, а также словари - Политология. Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1993; Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. Ред. Борцов Ю.С., науч. Ред. Коротец И.Д. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1997.

СОДЕРЖАНИЕ .

Таблица Стр.

Тема 1. Политология как наука и учебная

дисциплина. 1-5 3

Тема 2. Политика и её роль в жизни общества. 6-12 8

Тема 3. Теория демократии и историческая

практика.13-19 15

Тема 4. Основы теории власти. 20-24 22

Тема 5. Политическая система общества. 25-27 27

Тема 6. Государство в политической системе

общества.28-34 30

Тема 7. Политические партии.35-38 37

Тема 8. Политические режимы.39-43 43

Тема 9. Личность и политика. Политическое

лидерство. 44-51 47

Тема 10. Политическое сознание .52-56 55

Тема 11. Политическая культура .57-61 60

Тема 12. Политический процесс.62-66 65

Тема 13. Политические конфликты.67-71 70

Тема 14. Политические идеологии . 72-78 75

Тема 15. Политическое прогнозирование. 79-81 82


Тема 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА .

Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.

Таблица № 1

ПОЛИТОЛОГИЯ
Теоретическая полито- Прикладная политология -
логия - решает научные изучает проблемы,связанные:
проблемы, связанные:
а) с преобразованием поли-
а) с формированием фунда- тической действительности,
ментального знания о поли анализом путей и средств
тической сфере и жизни; воздействия на политиче-
ские процессы;
б) с объяснением процессов
политического развития; б) с изучением общественно-
го мнения, особенностей по-
в) с разработкоц концеп- литической ориентации и по-
туального аппарата полито- литического поведения раз-
логии, методологии и мето- личных социальных групп.
дов политических исследо-
ваний.

Таблица № 2

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПОЛИТОЛОГИЕЙ .
Категории других
социально-экономических Собственные категории
и гуманитарных наук

Общество Политика
Свобода Политическая власть
Власть Политические отношения
Государство Политическая сфера
Правовое государство Политическая система
Общественное мнение Политический режим
Гражданское общество Политические интересы
Большие и малые социальные Политическая партия
группы
Политическая культура
Общественное мнение
Политическое сознание
Демократия
Политическая идеология
Диктатура
Политический плюрализм
Идеология
Политический конфликт
Культура
Политическая стабильность
Оппозиция
Политическая деятельность
Плюрализм

и другие и другие

Таблица № 3

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

Познавательная функция Инструменталистская
призвана познавать полити- функция призвана исполь-
ческую реальность и давать зовать научные выводы в
знания о природе и источ- политической практике,
никах властных отношений, государственном управле-
способах их рациональной нии, партийной стратегии и
организации тактике, в процессах при-
нятия решений и техноло-
гиях их реализации

Воспитательно- социали- Диагностическая функ-
зационная - призвана ция призвана определять
формировать демократичес- соответствие программ по-
кую политическую культуру литических курсов как тен-
граждан, воспитывать инди- денциям социального про-
вида как гражданина своей гресса, так и реальным воз-
страны и как вообще “по- можностям и состоянию
литического человека” развития конкретного об-
щества

Функция политической Прогностическая функция
рефлексии призвана выра- призвана разрабатывать
батывать способность раци- желаемые и возможные ва-
онально-критически оцени- рианты развития полити-
вать политические процес- ческих процессов, учиты-
сы, свободно самоопреде- вая действие различных
ляться в политической факторов
жизни.

Таблица № 4

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Методы На чем акцентируют Как изучают политику
политологии внимание
Институци- На функционировании и Анализ официальных
ональный взаимодействии политичес- структур и формаль-
ких институтов: права, госу- ных правил принятия
дарства, политических пар- решений
тий и движений и т.д.
Историче- На политических явлениях Анализ изменений по-
ский и процессах во времени и литических норм, от-
пространстве ношений, институтов в
контексте связи прош-
лого, настоящего и бу-
дущего
Социологи- На зависимости политики Анализ политики как
ческий от социальных факторов: сферы целенаправлен-
экономики, социальной ных взаимодействий
структуры, культуры и т.д. социальных групп,
преследующих свои
интересы
Бихевио- На личностном измерении Анализ систематичес-
ристский политики, поведении от- ки наблюдаемого по-
дельного человека ведения индивида, воз-
можность измерения
его мотивации
Психологи- На субъективных механиз- Анализ индивидуаль-
ческий мах политического поведе- ных качеств, черт ха-
ния: побуждения, желания, рактера, бессознатель-
страсти и т.д. ных психических про-
цессов, влияющих на
политическое пове-
дение
Системный На целостности политики и Анализ характера вну-
характере ее взаимоотноше- тренних связей между
ний с внешней средой составляющими поли-
тику элементами

Таблица № 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПОЛИТОЛОГИИ
Фундаментальные Прикладные
исследования исследования

- объективные условия, обеспечи- - динамика политических про-
вающие устойчивость общества в цессов и систем;
целом, политической системы в - разработка концепций и мето-
частности; дик современного государствен-
- диалектическое соотношение ко- ного управления;
личественных и качественных пере - процесс принятия политических
ходов и взаимопереходов в поли- решений на различных уровнях
тической жизни; управления;
- закономерности возникновения, - электоральный процесс,полити-
развития и совершенствования ческий менеджмент и маркетинг;
политической системы; - влияние политической культуры
- о степени, глубине и форме вме- на политические процессы и дея-
шательства политики в объектив- тельность людей;
тивный процесс развития госу- - содержание, направленность и
дарства и общества; эффективность политико-комму-
- диалектика взаимотоношений никационных процессов в об-
государства и гражданского об- ществе;
щества; - политологическая экспертиза
- тенденции развития политичес- социально - экономических и
кой культуры; иных программ развития;
- методология исследования поли- - тенденции политического учас-
тических систем, партий и орга- тия и др.
низаций, политического поведения
граждан;
- разработка нового типа научных
категорий и понятий и др.

Тема 2. ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА .

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.

Таблица № 6

Участие в делах государства, Деятельность в сфере отношений
определение форм, задач, со- между большими социальными
держания его деятельности группами, связанная с регулиро-
ванием интересов путем исполь-
зования политической власти
П О Л И Т И К А

Характеристика образа дей- Совокупность вопросов или
ствий, направленных на до- событий текущей государст-
стижение определенных це- венной или общественной
лей в отношениях людей жизни
между собой

В истории - виды, намерения, цели и образ
действий правителей и их приближенных,
нередко искусно скрываемые ими

Таблица № 7

СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ
Политический интерес - первопричина, осознанный источ-
ник политического поведения
Политические отношения - взаимосвязи и взаимодействия
субъектов политики и власти
Политическая организация, отражающая роль институтов,
публичной власти как центров управления и регулирования
общественными процессами
Политическое сознание - ориентации либо на сохранение
данной политической системы, власти, либо на её
дестабилизацию и изменение
Политическая деятельность - активность, направленная на
изменение или сохранение существующих политических
отношений

Таблица № 8

Политика - как деятельность.
Главное внимание уделяется
политической практике, де-
ятельности политических

институтов, отдельных соци-

альных групп

Подходы
к Политика - как наука включает
анализу в себя прежде всего теоретиче-
политики ские разработки, различного
как рода политические документы,
общественного методологические основы по-
явления литики
Политика - как искусство -
искусство управления, осуще-
ствления власти

Таблица № 9

Организованные действия социаль-
ных групп и представляющих их
учреждений власти по управлению
общественной жизнью
Общественные отношения между
социальными группами и сообщест-
вами людей по поводу государст-
венной власти, её завоевания, удер-
жания и использования
Политика
как
деятельность Научно обоснованную теорию,
охватывает ориентирующую политику, опре-
комплекс деляющую её цели, стратегию, так-
взаимосвязан- тику
ных явлений
и процессов
Политическую идеологию, совокуп-
ность идеологических ценностей и
норм
Профессиональное политическое
руководство

Таблица № 10

ПОЛИТИКА КАК НАУКА
Главная задача - моделирование, прогнозирование различных
аспектов политической деятельности, определение целей и
задач политики

Наличие четкой теоретической основы
и следование ей на практике
Гибкость, умение находить политиче-
ские компромиссы с учетом изменчи-
вости политической ситуации
Принципы
научной Умение и стремление перенимать опыт
у более опытного и сильного, в т.ч. и
политики идейного противника
Приоритет решения общих вопросов
перед частными
Соответствие форм, методов и средств
осуществления политики целям и зада-
чам
Критерий научности политики - соответствие политической
линии (государства, партии) объективным законам общест-
венного развития

Таблица № 11

Умение разби- Умелый, творче- Умение работать
раться в полити- ский и критиче- с людьми, прислу-
ческой психоло- ский подход к шиваться к голосу
гии и политиче- подбору, расста- масс
ском поведении новке и воспита-
масс нию кадров

Направление и Умение делать
регулирование ПОЛИТИКА выводы не только
деятельности КАК из успехов и по-
политических ИСКУССТВО бед, но и из не-
институтов удач, поражений

Определение форм, методов
Разработка и творческое про- и средств политической дея-
ведение в жизнь научно-обо- тельности с помощью кото-
снованной политики с опре- рых намеченные цели могут
делением ближайших и пер- быть достигнуты оптималь-
спективных целей ным образом

Таблица № 12

Интеграция различных сфер общественной
жизни, обеспечение целостности и стабиль-
П ности общества
Ф О Выражение интересов социальных групп и
слоев общества, отдельных граждан
У
Л
Н Управление и руководство политическими
и общественными процессами в интересах
К И наиболее влиятельных слоев и групп населе-
ния и (или) общества в целом
Ц Т
И Обнаружение и рассмотрение социально-
И политических конфликтов, разрешение их
И цивилизованными способами и методами
К
Социализация личности, включение её в
сложный мир общественных отношений
И

Обеспечение преемственности и обновления

развития общества и человека

Тема 3. ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Таблица № 13

Демократия (греч. demos - народ, kratos - власть) - народо-
властие, форма правления государства, характеризующаяся
признанием народа источником власти, равноправием
граждан, выборностью основных органов государственной
власти, соблюдением прав и свобод человека.
ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ
Признание в качестве источника власти народа или его
определенной части
Выборность представительных органов власти

Постоянное влияние общества на государственную власть
Равноправие граждан в смысле участия в политической
жизни
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
Подчинение меньшинства большинству при принятии реше-
ний и признание ценности мнений, интересов меньшинства


Политический плюрализм

Таблица № 14

ИНСТИТУТЫ ДЕМОКРАТИИ
Институты представительной и прямой демократии

Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти

Институт права

Политические партии и другие
общественно - политические организации

Средства массовой информации

Система местного самоуправления


В многосоставных обществах - институт федерализма

Таблица № 15

ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Ч
Малые размеры государства по
территории и населению
Е
Прямое участие граждан в решении
государственных дел
Р
Большинство населения из демократии исключалось.
Участвовали лишь полноправные граждане.
Т
Организация политической жизни носила
монистический характер, отсутствовали
политические партии, общественные организации
Ы
Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные
права и свободы человека

Таблица № 16

ДЕМОКРАТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Возникает институт представительства,
политический процесс получил возможность
Ч распространения на огромные территории
Ограничиваются возможности
прямого законотворчества населения
Е
Демократия стала приемлема в странах, имеющих
этническое, языковое, религиозное, имущественное
Р разнообразие населения
Значительное расширение круга лиц,
причастных к решению государственных дел
Т
Появляются политические организации,
партии, ассоциации
Ы
Расширяются индивидуальные права человека,
защищенные конституцией

Таблица № 17

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ
Гражданские и политические права
предоставляются самому широкому
Ч кругу людей
Свободные, всеобщие выборы
Е
Право баллотироваться на любую
государственную должность
Р
Право на оппозицию
Т Контроль над правительственными решениями
Право критиковать правительство, режим,
идеологию, которая в данный момент
Ы является господствующей

Право на автономную, независимую информацию
Право граждан создавать ассоциации, партии,
группы по интересам

Таблица № 18

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ
Традиционно - либеральная.
Главная идея - приоритет личности, индивида над
обществом, над государством.
Теория плюралистической демократии.
Исходит из возможности более полной представленности
в системе политической власти и управления интересов
различных социальных групп и мнений политических сил.
Концепция элитарной демократии.
Утверждает, что народ представляет в системе политичес-
кой власти господствующую элиту. Демократия состоит в
открытости формирования элит и подконтрольности их
деятельности по осуществлению власти и управления.
Теория партиципальной демократии.
Исходит из необходимости участия большинства народа
не только в избирательных кампаниях, референдумах, но и
в других видах политического процесса, включая формиро-
вание правящих групп и выдвижение политических лидеров
Социалистическая ( марксистско - ленинская
концепция демократии ).
Представляет альтернативу традиционно- либеральной и др.
концепциям конкурентной демократии. Базируется на при-
знании социально и политически единого народа, как
основы его власти.

Таблица № 19

П Р О Т И В О Р Е Ч И Я
СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В У К Р А И Н Е
Между провозглашением Украины демократическим,
социальным, правовым государством и существующими
социально - экономическими, политическими, духовно-
идеологическими предпосылками.
Между конституционными правами человека и
гражданина и социальной незащищенностью
населения.
Между политическими притязаниями управленческой
элиты и ее интеллектуальным и профессиональным
потенциалом.
Между объективной потребностью демократизации
общества и уровнем его гражданской
зрелости.
Между декларированным характером прямой и предста-
вительной демократии и механизмом ее реализации,
возможностью рядовых граждан быть избранными в
органы государственной власти

Тема 4. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЛАСТИ

Таблица № 20

Власть:
1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо,
чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, пове-
дение и деятельность людей с помощью различного рода
средств - права, авторитета, воли, принуждения;
2) политическое господство над людьми;
3) система государственных органов;
4) лица, органы, облеченные соответствующими государствен-
ными, административными полномочиями.

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

· суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

· авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;

· волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;

· принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);

· всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

Таблица № 21

Ресурсы власти - средства, использование которых
обеспечивает влияние на объект власти в соответствии
с целями субъекта
Экономические :
- материальные ценности,необходимые для общественного
производства и потребления;
- деньги;
- плодородные земли;
- полезные ископаемые и т.п.
Социально-политические:
- численность населения, его качество;
- социальное единство;
- социальная стабильность и порядок;
- демократизм общественных отношений;
- участие населения в политике;
- патриотизм гражданского общества и т.п.
Морально-идеологические:
- идеалы, интересы, убеждения людей;
- идеология, вера, доверие, общественное настроение;
- чувства (патриотические, национальные, религиозные),
эмоции людей и т.п.
Информационно-культурные:
- знания и информация;
- институты науки и образования;
- язык;
- пропаганда во всех её формах;
- средства массовой информации и т.п.
Силовые:
- оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми-
лиция, службы безопасности, суд, прокуратура)
:

Таблица № 22

МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ

Господство , т.е. подчинение одних социальных групп
другим, что закрепляется в государственных нормативно-
правовых актах
Руководство , т.е. определение и законодательное закрепле-
ние стратегии развития общества, политической системы,
выбор средств осуществления основных задач и целей
Управление и организация , т.е. принятие конкретных уп-
равленческих решений, согласование, упорядочивание
деятельности различных социальных групп,личностей,дей-
ствий политических и неполитических организаций и уч-
реждений
Контроль как обратная связь, с помощью которой власть
следит за тем, какие результаты имеют те или иные управ-
ленческие решения

Таблица № 23

Легитимность власти - соответствие власти законно установ-
ленным нормам, а также основополагающим целям государств
и общепринятым принципам и ценностям
Типы легитимности власти
Легальный - власть узаконена нормами права, основана на
признанных обществом конституционных принципах государ-
ства
Идеологическая легитимность - власть признается обоснован-
ной в силу внутренней убежденности или веры в правильности
тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены
Традиционная легитимность - власть признается легитимной,
поскольку она действует по правилам, закрепленным в тради-
циях, и соответствует традиционным ценностям масс
Структурная легитимность - правомочность власти вытекает
из убеждения в законности и ценности установленных струк-
тур норм, регулирующих политические отношения
Харизматическая легитимность - признание власти основывает
ся на вере масс в особые способности политического лидера,
вождя

Таблица № 24

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ
ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Совершенствование законодательства и государственного
управления в соответствии с новыми требованиями
Создание такой политической cистемы, легитимность которой
основана на традициях населения, и потому не только более
стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан
Личные харизматические черты политического лидера
Успешное осуществление государственной политики, поддер-
жание законности и правопорядка

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических отношений, идей, норм и традиций, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

Таблица № 25

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Системный подход Структурно-функциональ-
ный подход
С р еда

Институциональная подсисте-

ма - совокупность институтов,
“вход” “выход” связанных с функционировани
ем политической власти: госу-
Требо- Поли- Реше- дарство, политическая инфра-
вания, тиче- ния и структура, СМИ, церковь
под- ская дейст-
держка сист-ма вия
Идеологическая подсистема -
Обратная связь политические идеи, взгляды,
представления, чувства участ-

С р е д а ников политической жизни об-

щества
Коммуникативная подсистема -
совокупность отношений и форм
взаимодействия, складывающих- Нормативная подсистема -
ся между классами, нациями, ин- политические нормы и тради-
дивидами по поводу политиче- ции, определяющие и регули-
ской власти, её формирования, рующие политическую жизнь
распределения и реализации общества
Культурная подсистема -
комплекс типичных для данного общества уко-

ренившихся стереотипов (образцов), политич.

Представлений, ценностных ориентаций и по-

литического поведения

Таблица № 26

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Определение целей, задач общества, выработка программ
его жизнедеятельности
Мобилизация ресурсов общества на достижение поставлен-
ных целей
Интеграция всех элементов общества вокруг общих
социально-политических целей и ценностей
Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста-
бильности общества, его политического строя
Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности

Таблица № 27

ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
В структурном отношении:
образуется новая система властных органов, формируется
многопартийность, в то же время отсутствует целостность,
единство и согласованность элементов политической сис-мы
В плане регулирующих норм:
принята новая Конституция Украины,создается новое законо-
дательство, однако механизм реализации Конституции, зако-

нодательных актов практически не работает или же работает

неэффективно

В смысле политических отношений:
неустойчивость, конфликтность, противостояние политиче-
ских интересов ряда социальных групп и слоев, неудовлетво-
ренность большинства общества эффективностью деятельно-
сти государственной власти
По поводу идеологии:
возник идеологический вакуум - разрушена социалистичес-каяидеология, ценности либеральной идеологии невоспри-
нимаются большинством населения
По форме государства и по политическому режиму:
формируется смешанная президентско-парламентская форма
правления, политический режим характеризуется превалиро-
ванием авторитарных форм и средств правления

Тема 6. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Таблица № 28

ГОСУДАРСТВО
Основной институт политической системы, организующий,
направляющий и контролирующий совместную деятельность
и отношения индивидов, общественных групп, классов.

Концепции происхождения Атрибуты
государства государства
- патриархальная - территория
- теократическая - население
- теория насилия - публичная власть
- общественный договор - суверенитет
- социально-экономическая - монополия на легальное
- психологическая применение силы
- антропологическая - исключительное право на
издание законов
- всеобщность
- право на взимание налогов
и сборов с населения

ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА

Таблица № 29

Представи- а) аппарат б) гражда- Исполнит.-
тельные ор- управ- не распорядитель-
ганы (парла- ления ные органы:
мент) президент,
премьер,
правительство
Надзорно-
контрольные
органы Судебная
система
Органы Органы госу-
охраны об- Вооруженные дарственной
щественного силы безопасности
порядка

Таблица № 30

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

По полити- По админи- По форме По соци-
ческому стративно- правления ально-клас-
режиму территори- совым от-
альному ношениям
устройству (К. Маркс)
Монархия:
тотали- - абсолют- рабовла-
тарное унитарное ная; дельческое
- консти-
туционная феодальное
автори- федерация Республи-
тарное ка: буржуаз-
- президен- ное
тская:
демокра- конфедера- - парла-
тическое ция ментская; социали-
- смешан- стическое
ная

Дополни-
тельно выде-
ляют:
стабильные и
нестабильные
государства
военные и
правовые го-
сударства
социальное
государство

Таблица № 31

Правовое государство - государство, в котором
функционирует режим конституционного правле-
ния, существует развитая и непротиворечивая
правовая система, обеспечивается реализация прав
и свобод личности

Верховенство права и закона
Обеспечение гарантий прав и свобод граждан,
П высокий уровень защищенности личности
Р
И Взаимная ответственность гражданина
и государства
Н
Ц
Разделение властей
И
П
Равенство всех перед законом и судом
Ы
Самостоятельность, независимость суда,
подчиненного только закону

Таблица № 32

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние Внешние
· законотворческая · обеспечение внешней бе-
зопасности и целостности
· экономическая государства, его независи-
(государство-предпринима- мости
тель, координирующий эко-
номический процесс) · сотрудничество с другими
государствами
· социальная
(организация социальной · участие в решении глобаль-
жизни) ных проблем
· обеспечение правопорядка
· защита существующего об-
щественного строя от внут-
ренних деструктивных сил
· культурно-воспитательная,
пропагандистская

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Таблица № 33

Государство
C одержание : сфера реализации
общезначимых ин-
тересов социаль-
ных групп, классов,
этносов
Средства конституция, власть,
реализации : принуждение, право
Основа политические инсти-
государства : туты, органы власти,
лидеры, элита
Политические силы:
партии, движения, группа дав-
ления, которые представляют
интересы граждан
Гражданское общество
Содержание : сфера реализации пов-
седневных интересов
индивидов
Средства убеждение, правовые
реализации : и моральные нормы,
традиции, обычаи и т.д.
Основа свободный индивид
гражданско- с неотъемлемыми пра-
го обще - вами и неполитиче-
ства : ские организации

Таблица 34

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Понятие, воозникшее в послевоенной политической и общественной
теории для обозначения государства современного демократического
типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики
движение к ослабление предоставле- сохранение формирова-
утвержде- социального ние каждому мира и со- ние благо-
нию в обще- неравенства человеку ра- гласия в об- приятной для
стве со- боты или ществе человека
циальной иного источ- жизненной
справедли- ника суще- среды
вости ствования

Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.

Таблица № 35

ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
Организация, т.е. относительно продолжительное
во времени объединение людей.

Существование устойчивых местных организаций,
поддерживающих регулярные связи с национальным
руководством.

Цель партии - завоевание и осуществление власти.

Стремление обеспечить себе поддержку народа с по-
мощью выборов или других способов.

Партия - носитель определенной идеологии,
мировосприятия .

Таблица № 36

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Представительство интересов социальных
групп и слоев общества.
Борьба за обладание государственной властью,
за политическое руководство или упрочение своего
руководящего положения.

Идеологическая
( а) деятельность, направленная на производство идей;
( б) политическая социализация личности).

Разработка и осуществление политического курса .
Организаторская (деятельность по подбору, расстановке
кадров в самой партии и в других государственных
и общественных организациях).
Обеспечение связи масс с государственными структурами,
институализация политического участия граждан .
Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование
интересов борющихся сил, политическая стабилизация
общества).

Таблица № 37

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
УКРАИНЫ, КРИТЕРИЙ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ОРИЕНТАЦИЯ.
Национал - радикальные партии У к р а и н ы .
- Социал - национальная партия Украины (Я.Андрушкив,
Ю. Криворучко);
- Украинская Национальная Ассамблея - Украинская Народ-
ная Самооборона (О. Витович, Д. Корчинский);
- Конгресс Украинских Националистов (Я. Стецько);
- Украинская консервативно-республиканская партия
(С. Хмара).
- Всеукраинское политическое объединение “Государст-
венная самостийность Украины (Р.Коваль) и нек. др.
Черты: - идеологическая основа - интегральный национа-
лизм (доминанта национального интереса над какими -
либо иными).
- Государственное устройство - самостийное национальное
унитарное, централизованное государство.
- Экономическая платформа - разработана слабо, стремле-
ние стать полностью и ни от кого независимыми, почти
абсолютный экономический изоляционизм.
- Внешняя политика - выход Украины из СНГ, ориентация
на европейские страны, прежде всего Германию.
Национал - демократические партии У к р а и н ы.
- Народный Рух Украины (В.Черновил);
- Демократическая партия Украины (В. Яворивский);
- Украинская республиканская партия (Б. Ярошинский);
- Христианско-демократическая партия Украины
(В. Журавский);
- Крестьянская демократическая партия Украины (С. Пла-
чинда) и нек. др.
Черты: - идеологическая основа - консерватизм с нацио-
нальной спецификой;
демократический национализм, что в понимании национал-
демократов означает баланс интересов нации и личности,
единство прав нации и прав человека.
- Государственное устройство -унитарная децентрализован-
ная Украина (выступают за расширение прав местного
самоуправления);
поддерживают идею сильной исполнительной вертикали;
сторонники сильной армии.
- Экономическая платформа - выступают за радикальное
реформирование экономики, за форсированную, преимуще-
ственно бесплатную приватизацию, признание частной соб-
ственности на землю, развитие фермерства, предприни-
мательства.
- Внешняя политика - выходУкраины из СНГ, ориентация на
2-х сторонние отношения с Россией, вхождение в
европейские структуры, в НАТО.
Центристские партии и объединения либерально-
-демократической направленности .
- Либерально - демократическая партия Украины (В.Климчук)
- Либеральная партия Украины (В. Щербань);
- Межрегиональный блок реформ ( В. Гринев);
- Народно - демократическая партия Украины (А.Матвиенко);
- Конституционно-демократическая партия (В. Золотарев)
и нек. Др.
Черты:- идеологическая основа - либерализм.
-Государственное устройство - президентско-парламентская
республика с эффективной законодательной, исполнитель-
ной и судебной властью.
-Экономическая платформа - ускоренная рыночная транс-
формация экономики, разгосударствление, приватизация.
- Внешняя политика - вхождение Украины в европейские
структуры, укрепление СНГ.
Социал-демократические партии У к р а и н ы.
- Социал - демократическая партия Украины (объединенная)
- В.Онопенко
- Социал - демократическая партия Украины (Н. Буздуган);
- Партия труда (В. Ландык);
- Гражданский конгресс Украины (А. Базилюк);
-партия Славянского единства Украины (П. Баукин) и нек.др
Черты:- идеологическая основа - социальная демократия
(приоритет прав человека; разделение властей; привержен-
ность политической, экономической, социальной демокра-
тии; социальная справедливость);
- Государственное устройство - разброс мнений:
административная автономия - СДПУ;
федерально-земельное устройство - ГКУ.
- Экономическая платформа - выступают за социально ори-
ентированную экономику;
за сочетание рынка с государственным регулированием.
- Внешняя политика - вхождение Украины в европейские
структуры, укрепление СНГ;
ПСЕУ выступает за объединение Украины, России и Бе-
лорусии.
Социалистические и коммунистические
партии У к р а и н ы.
- Селянская партия Украины (С. Довгань);
- Социалистическая партия Украины (А. Мороз);
- Прогрессивная социалистическая партия Украины
(Н. Витренко и В. Марченко);
- Коммунистическая партия Украины (П. Симоненко)
- Объединение “Трудовая Украина” и нек. др.
Черты: идеологическая основа - марксизм - ленинизм, но
разные партии отдают предпочтение разным его сторонам.
- Государственное устройство - унитарное государство с
широкими правами местного самоуправления; против пре-
зиденсткой формы правления; коммунисты выступают за
обновленный союз народов.
- Экономическая платформа - большинство левых призна-
ют рыночную экономику, но подчеркивают, что рынок
должен быть цивилизованным, частная собственность -
трудовой, государственный сектор - приоритетным; высту-
пают против частной собственности на землю.
- Внешняя политика - укрепление СНГ, тесное сотрудни-
чество со славянскими народами.

Таблица № 38

ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
У К Р А И Н Ы.
По критерию политического опыта - практически все
партии находятся в процессе становления и не имеют
политического опыта.
По критерию численности - большинство партий малочис-
ленны, сравнительно многочисленны - КПУ, СПУ, УРП,
СДПУ, УХДП, РУХ и нек. др.
По критерию программных целей и установок - а) многие
партии имеют сходные программы, стоят на позициях возрож-
дения национального украинского государства; б) у части пар-
тий отсутствуют четкие позитивные программы, до конца ос-
мысленные и сформулированные идеологические концепции.
По критерию идеологии - в Украине есть партии всего спектра.
Левый фланг представлен КПУ, СПУ, Сел ПУ и нек. др.,
правый -Конгрессом Украинских Националистов, Консерватив-но- республиканской партией, Украинской Национальной Ассам-блеей - Украинской Народной Самообороной, РУХом
По организационному критерию - большинство партий
являются промежуточными между централизованными и
децентрализованными.
По влиянию в обществе - усталость граждан от проводимой
политики, разочарование в способности партий выразить и
защищать социальные интересы масс, малочисленность партий,
отсутствие в них ярких лидеров приводят к тому, что партии
маловлиятельны в украинском обществе.

Тема 9. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Таблица № 44

Социальный Политическая Характер Интеллект
опыт направлен-
ность
Социальная подструктура Психологическая подстуктура
Личность - политический субъект

биологичес- духовная подструктура
кая
подструктура
темперамент образован- культура нравст-
ность венность

Реализация человеком своей политической сущности связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры.

Таблица 45

ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Материальные предпосылки
· чем богаче общество, тем более оно открыто демократиче-
ским формам вовлечения личности в политику;
· уровень благосостояния оказывает влияние на политические
убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои
общества являются более либеральными, а более бедные -
нетерпимыми.
Социально-культурные предпосылки
Социальная среда формирует основы мировоззрения личности,
определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм
поведения.
Образование. Чем выше уровень образования личности, тем бо-
лее она политически ориентирована, предрасположена к ис-
пользованию демократических, легитимных форм политичес-
кого участия. Участие политически неграмотного человека
обычно протекает в экстремальных формах или же он становит-
ся объектом манипулирования.
Политико-правовые предпосылки
· определенный политический режим;
· доминирующая в обществе политическая культура;
· правовая обеспеченность демократических процедур форми-
рования власти;
· гарантированность политических прав личности.

НА ВКЛЮЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВЛИЯЮТ:

Таблица № 46

Уровень научности политического сознания и зрелость политической
культуры , благодаря чему человек имеет определенное представление о
власти и путях влияния на нее, осознает свое место как субъекта полити-
ческого процесса.
Сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов
политической деятельности, реализации гражданских прав, свобод и обя-
занностей.
Приобретение навыков политической деятельности , что позволяет
анализировать политическую ситуацию, избирать наиболее целесообраз-
ные формы и методы политического участия.
Эмоционально-волевые качества , создающие определенный настрой,

придающие поведению устремленность к достижению цели, способст-

вую щие проявлению гражданского долга и мужества.

Таблица № 47

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ЛИЧНОСТИ

1) Личность с высокой политической активностью , принимающая постоянное участие в политической жизни:

а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни;

б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.

2) Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).

3) Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней.

4) Личность пассивная к политике.

5) Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.

Таблица № 48

Политическое лидерство - личностная способность влиять

на политическое поведение и политическую деятельность

людей, обусловленная системой социально-политических и

психологических взаимоотношений и ориентаций в
группе, организации, обществе.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
“Теория черт”. Лидерство - феномен, порождаемый
особыми чертами лидера (ум, волевые качества,
энергия и т.д.).
“Ситуативная теория”. Лидерство - функция ситуации,
сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, от-
дается предпочтение условиям, принижается активность
личности.
Психологические концепции (напр. По З.Фрейду) в основе
лидерства лежит преимущественно бессознательное
влечение сексуального характера.
Теория конституентов. Лидерство - фунция от ожидания
ведомых, принимающих или отвергающих лидера
последователей.
Интерактивный анализ - попытка осуществить
комплексное исследование лидерства, используя все его
компоненты.

Таблица № 49

ТИПОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
По типу авторитета:
· традиционное;
· рационально-легальное;
· харизматическое.
По характеру влияния:
· конструктивное;
· деструктивное.
По стилю руководства:
· авторитарное;
· демократическое.
По форме влияния:
· формальное;
· неформальное.
В зависимости от имиджа лидера:
· лидер-знаменосец;
· лидер-служитель;
· лидер-торговец;
· лидер-пожарный.

Таблица № 50

ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
Наличие собственной политической программы или новаторской
стратегии и политики.
Способность выражать и отстаивать интересы той или иной соци-
альной группы.
Определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по
реализации программы и объединении своих сторонников (настой-

чивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и др.).

Необходимый уровень политической культуры.
Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в
данном обществе, группе.
Популярность, ораторские способности.
Наличие “команды” помощников и исполнителей.
Наличие поддержки со стороны народных масс,властных структур
Умение быть подобным своим сторонникам или избирателям.

Таблица 51

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО
ЛИДЕРА
Интегративная: объединение и согласование различных групп
и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признан-
ных обществом.
Ориентационная: выработка политического курса, отражающе-
го тенденции прогресса и потребности групп населения.
Инструментальная: определение способов и методов осущест-
вления поставленных перед обществом задач.
Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с
помощью создания развитых стимулов для населения.
Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью
предупреждения отчуждения граждан от власти.
Гаранта справедливости, законности и порядка .

Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Таблица 52

Правовое
сознание
Экономическое Эстетическое
сознание сознание
Общественное
сознание
Нравственное Религиозное
сознание сознание
Политическое
сознание
Сфера общественного сознания, образуемая сово-
купностью социальных чувств, представлений,
взглядов, отражающих реальные политические
отношения
Функции
политического сознания
Познавательная Оценочная Регулятивная
Интегративная Прогностическая Нормативная

Таблица № 53

КОМПОНЕНТЫ
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Психологические Идеолого-
теоретические
совокупность чувств, система знаний, пред-
переживаний, умона- ставлений, оценок,
строений и ориента- понятий, теорий,
ций, связанных с по- принципов, идеалов
литической деятель-
ностью и отношени-
ями
Менталитет
устойчивые эмоции,
настроения, установ-
ки и связанные с ни-
ми модели политиче-
ского поведения,
имеющие религиоз-
ные и национальные

особенности.

Таблица № 54

УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ
С точки зрения По глубине отражения
субъекта действительности
Реально дей-
ствующее
массовое политическое
сознание
массовой об-
щности
Формируется
обыден- на базе жиз-
ное ненного опы-
та человека
Сознание
больших и
группо- малых групп:
вое классов, по-
литической
элиты, свя-
занных с по- Формируется
литикой социальными
научное группами на
основе иссле-
дования по-
литических
процессов
Система мо-
тиваций и
ценностных
индиви- компонентов,
дуальное обеспечиваю-
щих познание
личностью
политики

Таблица № 55

По содержанию политическое сознание может быть:
Демократическое или авторитарно-тоталитарное
Революционное или реформаторское
Религиозное или атеистическое
Радикальное, либеральное, консервативное
Национальное или интернациональное
Традиционное или нормативное

Таблица № 56

Особенности политического сознания украинского
общества
Коренная ломка устоявшихся идеалов, стереотипов и
поиск новых политических и духовных ориентиров
Неоднородность, неустойчивость, противоречивость,
дифференциация массового политического сознания
Поляризация взглядов в оценке исторического прошлого
Украины и современных реформ в ней
Низкий рейтинг государства, отдельных его органов
(МВД, армия), а также политической и управленческой
элиты
Неавторитетность политических партий и их лидеров

Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Таблица № 57

Политическая культура - исторически сложившиеся устойчивые
политические представления, убеждения, ориентации, а также
обусловленные ими модели и нормы политического поведения лю-
дей, стили деятельности политических институтов.
СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
- степень знания и использования гражданами гражданских прав;
- степень понимания и осуществления массами политики
государства;
- степень включенности граждан в политическую жизнь общества;

-степень развитости политических институтов и участие масс в них ;

- наличие демократических основ реализации политики государства;
- формы и методы функционирования политических институтов;
- накопленный социально - политический опыт, существующие по-
литические традиции и обычаи;
- стиль и методы общения субъектов политики в политическом
процессе;
- обоснованность подготовки и деловитость осуществления полити-
ческих решений.

Таблица № 58

С Т Р У К Т У Р А
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура политического сознани я :
- политические установки;
- политические представления и убеждения;
- политические традиции, обычаи, нормы.
Культура политического поведения :
- культура политического участия;
- культура политической деятельности.
Культура функционирования
политических институтов :
- культура принятия и реализации политических решений;
- культура электорального процесса;
- культура восприятия и регулирования социально -
политических конфликтов.

Таблица № 59

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знани-
ями, необходимыми для политической деятельности,
обеспечении исторической преемственности, накоплении
и передаче опыта от поколения к поколению.
Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и
политических норм определенные взаимоотношения
между социальными общностями, гражданами и госу-
дарством.
Воспитательная , способствует интеллектуальному развитию лич-
ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор-
мированию интереса к политической жизни, выработке
определенных установок на общественно-политическую
деятельность.
Информационная , направлена на удовлетворение потребностей
личности в политических сведениях, освещающих проис-
ходящие в мире события, явления, процессы.
Прогностическая , заключается в том , что знание ценностных ори-
ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз-
вития событий.

Таблица № 60

Политические субъекты: Неполитические субъекты:
- государство; - семья;
- политические партии и - система образования;
политические движения; - церковь;
- средства массовой ин- - деловые круги, мир
информации. бизнеса;
- научная и культурная
элита общества.
Политическая Субъекты и
символика факторы
(гимн, герб, флаг), формирования Я з ы к
государственные политической
ритуалы культуры
Политический Географический
р е ж и м ф а к т о р
с т р а н ы
Характер внешних
отношений страны

Таблица № 61

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА
Невысокий уровень политической грамотности
населения, низкий статус личных притязаний на
участие в политической жизни.
Дифференциация политических
идеалов, взглядов, настроений.
Предрасположенность к конформизму, легковерности
и подвижности политических взглядов.
Правовой нигилизм.
Слабая развитость гражданских позиций.

Таблица № 65

Специфика политической модернизации
в Украине .
Имеет вторичный, догоняющий характер.
Происходит переход от одной социально-политической
системы к другой.
Осуществляется в условиях строительства независимого
государства.
Протекает в сложных условиях, страна находится в со-
стоянии кризиса, охватившем все сферы жизни общества.

Таблица № 66

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
В УКРАИНЕ .
Отсутствие научно-обоснованной концепции
политической модернизации.
Декларативный характер независимости Украины,
отсутствие необходимой экономической и
социальной базы политической модернизации.
Снобизм, аморальность и отрыв господствующей
элиты от интересов народа, её неспособность
осуществлять политическую модернизацию
последовательно.
Неэффективность функционирования
государственной власти, усиление её кризиса .
Незрелость и неавторитетность политических партий,
их лидеров в Украине и неспособность стать
субъектами политической модернизации .
Несоответствие замысла политической модернизации
уровню гражданской зрелости и политической
культуры общества .

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.

Таблица № 67

Политический конфликт - столкновение, противоборство раз-
личных социально-политических сил, субъектов политики в
их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные
прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспре-
деление, изменение своего политического статуса, с полити-
ческими перспективами развития общества.
С Т Р У К Т У Р А
Конфликтная ситуация, т. е. база конфликта,
его скрытое состояние.
Участники конфликта, которые не всегда могут быть
противниками, но всегда иметь различные цели и интересы.
Сила оппонентов в конфликте.
Средства и способы, используемые конфликтующими сто-
ронами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения.
Объект конфликта - это право кого-либо на что-либо,
желания, интересы группы.
Характер конфликта.
Пространственно - временные параметры.
Последствия и результаты.

Таблица № 68

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ..
- объективного выражения неудовлетворенности;
- разрядки напряженности;
- достижения внутригрупповой сплоченности;
- коммуникативно - информационная;
- стимуляция социальных изменеий.
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ .
НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
- создает угрозу интеграции общества, ликвидации
данной политической системы;
- может отрицательно влиять на авторитет и
функционирование власти;
- материально- разрушительная и жизненно-опасная;
- духовно - деградирующая.

Таблица № 69

Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной
ситуации и достижение консенсуса между участниками
конфликта.
Э т о в о з м о ж н о:
- с помощью переговоров (общения);
- с помощью сотрудничества;
- путем угрозы или насилия.
СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.
Подготовительная - анализ участниками конфликта
существующей конфликтной ситуации.
Переговоры - непосредственный контакт
участников конфликта или их доверенных лиц.
Успех переговоров зависит от:
а) степени проработки вопросов на предварительной
стадии;
б) умения посредника создать из участников конфликта
коллектив, способный к решению задач, к совместной
работе.
Вывод участников переговоров из конфликтной
ситуации и определение объективных критериев
контроля за реализацией принятых решений

Таблица № 70

Конкуренция, т. е. Уклонение, т. е.
Соперничество с отста- попытка уйти из поля
иванием собственных конфликта.
позиций.

Формы
урегулирования
конфликта .
Приспособление - Сотрудничество, т.е.
действие, направленное поиск совместного реше-
на самостоятельную ния обеими сторонами,
выработку решения од- удовлетворяющего обе
ной из сторон, но стороны.
удовлетворяющее обе
стороны.
Компромисс - поиск
решения, основанного
на взаимных уступках.

Таблица № 71

МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим-
ного моратория на действия, обостряющие конфликт.
Стремление к выработке у участников кооперативных
ориентаций, отношений делового партнерства и доверия.
Установление честного, открытого процесса взаимных
коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.)
Выработка альтернативных подходов.
Обязательное соблюдение норм, правил, законов
международного права.
Учет психологических аспектов конфликта (теории
восприятия, теории личности, учет возможных эффектов
на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы
конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.).
Подключение арбитров, беспристрастность которых не
вызывает сомнения у обеих сторон.

Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.

Таблица № 72

Политическая идеология - форма политического сознания,
определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление
политического бытия с точки зрения интересов, целей и иде-
алов определенных социальных групп и слоев, национальных
образований.
Легитимация власти определенных
политических сил и режимов.
Мобилизующая и интеграционная.
ФУНКЦИИ
ПОЛИТИ- К р и т и ч е с к а я.
ЧЕСКОЙ
К о г н и т и в н а я.
ИДЕОЛОГИИ
Н о р м а т и в н а я.
К о м п е н с а т о р н а я.

Таблица № 73

Л и б е р а л и з м - идейно - политическое движение,
объединяющее сторонников буржуазно - парламентского
строя, выступающих против любых форм контроля за его
экономической и духовной деятельностью со стороны
светской и церковной власти.
Ведущие идеологи классического либерализма:
Д. Локк ( 1632 - 1704 гг. ), А. Смитт ( 1723 -1790 гг. ),
Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.),
А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)
О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы :
Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль-

ное (от рождения) равенство всех людей.

Признание определенных неотчуждаемых прав человека
( право на жизнь, свободу, собственность ).
Теория и практика правового государства.
Главные условия процветания государства:
- господство частной собственности;
- невмешательство государства в экономику;
- простор для личной инициативы.
Идея гражданского общества, как общества экономического
основанного на частной собственности и рынке, и
независимого от государства и политических институтов
Концепция социального прогресса
Идея “естественного неравенства людей”.
Неравенство - естественный биологический, социальный и
исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия.

Таблица № 74

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ
ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА.
Целью общества провозглашается прогресс человечества
на основе конституционного закона и порядка.
Признание допустимости и необходимости
вмешательства государства в экономическую сферу.
Расширение деятельности государства в
социальной сфере..
Особое внимание уделяется правам и свободам
человека, а в государственном устройстве - принципу
разделения властей.
Поддерживается многообразие интересов и плюрализм
мнений, реализуемых через многопартийность. В то же
время равенство и участие рассматриваются не как
императив, а только как возможность, реализуемая при
наличии благоприятных условий, в целом же приоритет
отдается компетентости.

Таблица № 75

К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, выступаю-
щая за сохранение традиций и устоев государственного и
общественного устройства.
Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр
(1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.)
П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И :
Преклонение перед традициями и историческим прошлым.
Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив-
ное отношение только к тем изменениям, которые согла-
суются с существующим порядком и развиваются подконт-
рольно, а не стихийно.
Критическое отношение к потенциальным возможностям
совершенствования человека и общества с помощью поли-
тических средств и методов: только религиозная вера может
сделать человека лучше, политические законы лишь не
позволяют ему поступать плохо.
Государство и правящая элита должны не только управлять
обществом, но и воплощать мудрость нации.
Оправдание решительных мер в защиту консервативных
ценностей.

Таблица № 76

Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое течение, в
основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к
новым условиям общественного развития.
Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Ге-
лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
В мировоззренческом плане :
- приоритетность принципа свободы над принципом равенства.
Равенство возможно только как равенство возможностей, но не
как равенство условий и результатов;
- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима-
ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
В экономической области :
- ограничение вмешательства государства в рыночную экономику ;
- содействие частной инициативе с помощью предоставления
налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и
предложения на рынке.
В политической сфере :
- функционирование политических институтов представитель-
ной демократии;
- демократия должна быть вертикальной, элитарной;
- политическая деятельность - профессия, доступная каждому,
но лишь при наличии у него соответствующих способностей,
призвания и специального образования;
Суть социальной политики - создание условий, позволяю-
щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от
государственного “социального попечительства”.

Таблица № 77

С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я -
доктрина постепенного реформирования буржуазного
общества путем утверждения демократии во всех сферах
жизни - политической, экономической, социальной и
международной.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
(Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989)
Свобода . Каждый человек имеет право быть свободным
от политического принуждения, действовать в силу
своих личных целей и индивидуальных возможностей.
Равенство . Оно предполагает равную ценность всех
людей и служит условием свободного развития личности
и социального прогресса.
Солидарность . Она носит всеобъемлющий и глобальный
характер. Это выражение общности человечества и чув-
ства сострадания к жертвам несправедливости, моральная
и материальная поддержка.

Таблица № 78

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ .
О с н о в н ы е п о л о ж е н и я .
Политическая демократия :
- наличие свободных выборов;
- предоставление гражданам действительного выбора
между различными политическими альтернативами;
- возможность смены правительства мирными средствами;
- гарантия прав личности и меньшинства;
- существование независимой судебной системы, основан-
ной на верховенстве закона.
Экономическая демократия
- “плюралистическая экономика, основанная на началах
самоуправления, предполагающая элементы планирования
и сохранение рынка, как регулятора производства”;
- государство регулирует рынок в интересах людей;
- развитие “соучастия” представителей трудящихся в уп-
равлении капиталистическими фирмами, а также развитие
“самоуправления”.
Социальная демократия
Борьба за социальную демократию - это борьба за более
высокое качество жизни, которое характеризует степень
социальной свободы человека, условия и содержание его
труда, доступность системы образования и духовных цен-
ностей, состояние окружающей среды.
Международная демократия
Мир и сотрудничество государств.

Тема 15. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ .

Таблица № 79

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Процесс разработки научно обоснованных суждений о возмож -
ных вариантах развития политических событий, о сроках, путях
изменений политических явлений и выработка конкретных реко -
мендаций для практической деятельности.

Таблица № 80

СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ:


Внутриполитическая

Внешнеполитическая

Военно-политическая

Идеологическая

Социальная

Экономическая

Экологическая

Продолжение табл. № 80

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Принципы Методы
Достоверность Статистические
Проверяемость Фактографические
Непрерывность Математические
аналогии
Системность
Исторические
аналогии
Многоплановость
Экстраполяция
Точность
Опрос
Наличие обратной
связи
Анкетирование

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ .

Таблица № 81

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ßßß
Определение объекта, цели, методов прогноза.
Сбор данных, влияющих на объект.
Разработка поисковой модели.
Составление нескольких возможных вариантов
развития событий.
Выработка рекомендаций для принятия
политических решений.