Реферат: Транспортные двигатели

Название: Транспортные двигатели
Раздел: Рефераты по транспорту
Тип: реферат

Введение

Во второй половине XIX века произошли события, приведшие впоследствии к появлению наиболее массового средства передвижения – автомобиля. В 1860г. французский механик Этьен Ленуар создал первый двигатель внутреннего сгорания. Однако этот двигатель во многом уступал паровым машинам того времени. Существенно повысить его эффективность удалось механику из Кельна Августу Отто, построившему в 1862г. четырехтактный двигатель внутреннего сгорания со сжатием горючей смеси.

Отто понадобилось 15 лет, чтобы сконструировать работоспособный двигатель. Однако этот двигатель работал на газе, был тихоходным и тяжелым, из-за чего получил применение лишь в стационарных условиях. Только перевод двигателя внутреннего сгорания на жидкое топливо открыл ему широкую дорогу на транспорте. Такой двигатель был создан в 1881г. техническим директором завода Отто в г. Дойце Готтлибом Даймлером.

Претерпев значительные конструктивные изменения, постоянно совершенствуясь, двигатели Отто с принудительным искровым воспламенением и до настоящего времени остались наиболее массовой силовой установкой автомобиля.

В данной контрольной работе необходимо рассмотреть тепловой расчет автомобильного двигателя, определить основные параметры рабочего процесса двигателя. Также необходимо определить индикаторные и эффективные показатели работы двигателя и построить индикаторную диаграмму.

Исходные данные для выполнения контрольной работы приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Исходные данные

Тип двигателя дизельный
Степень сжатия, ε 14,5
Максимальное давление, P z , МПа 6,7
Частота вращения коленчатого вала двигателя, n , об/мин 3800
Число цилиндров двигателя, i 6
Диаметр цилиндра, dц 0,095
Ход поршня, S , м 0,102
Длина шатуна, l ш , м 0,26

1 Расчет объема камеры сгорания

Объем камеры сгорания определяется по формуле:

, (1.1)

где Vc – объем камеры сгорания двигателя, м3 ;

Vh – рабочий объем цилиндра, м3 ;

e – степень сжатия; e = 14,5.

Рабочий объем цилиндра определяется по формуле:

, (1.2)

где Fп площадь поршня, м2 ;

S – ход поршня, S = 0,102 м.

F п = πD 2 / 4,(1.3)

где D – диаметр поршня, D = 0,095 м.

Площадь поршня согласно формуле (1.3) составит:

F п = 3,14 · 0,0952 / 4 = 0,708 · 10– 2 м2 .

Рабочий объем цилиндра согласно формуле (1.2) равен:

Vh = 0,708 · 10– 2 × 0,102 = 0,723 · 10– 3 м3 .

Объем камеры сгорания равен:

Vc = 0,723 · 10– 3 / (14,5 – 1) = 0,054 · 10– 3 м3 .

Объем цилиндра в точках "а " и "b " индикаторной диаграммы для четырехтактного двигателя:

, (1.4)

где V а ,V в – объем цилиндра в точках "а " и "b " индикаторной диаграммы

соответственно.

Vа = Vв = 0,054 · 10– 3 + 0,723 · 10– 3 = 0,777 · 10– 3 м3 .

2 Расчет процесса наполнения

Давление в цилиндре в конце процесса наполнения для четырехтактных ДВС без наддува можно ориентировочно принять:

Ра = (0,85 – 0,9) Ро , (2.1)

где Р о – атмосферное давление воздуха, МПа. Для стандартных атмосферных

условий Ро = 0,101 МПа [2].

Ра = 0,87 · 0,101 = 0,088 МПа.

Температура заряда в конце процесса наполнения определяется по формуле:

(2.2)

где Т о – температура воздушного заряда на входе в двигатель, Т о = 293 К [2];

Dt – подогрев рабочего тела в цилиндре от стенок в конце наполнения,

Dt = 15 °C [2];

Тr – температура выпускных газов, Тr = 800 К [2];

gr – коэффициент остаточных газов, gr = 0,05 [2].

Коэффициент наполнения цилиндра определяется по формуле:

(2.3)

3 Расчет параметров сжатия рабочего тела в цилиндре

Давление и температура в конце сжатия определяется по формуле:

(3.1)

(3.2)

где n 1 – показатель политропы сжатия, n 1 = 1,35 [2].

4 Расчет процесса сгорания

Количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива, определяется по формуле:

(4.1)

где – элементарный состав соответственно углерода, водорода и

кислорода в топливе по массе, [2].

кмоль.

Количество свежего заряда в цилиндре, кмоль, приходящегося на 1 кг топлива, определяется по формуле:

М 1 = a Lо , (4.2)

где a– коэффициент избытка воздуха, a = 1,3 [2].

М 1 = 1,3 × 0,495 = 0,644 кмоль.

Общее количество продуктов сгорания на 1 кг топлива определяется по формуле:

(4.3)

кмоль.

Химический коэффициент молекулярного изменения рабочего тела:

(4.4)

Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси с учетом наличия в цилиндре остаточных газов определяется по формуле:

(4.5)

Уравнение сгорания для дизельных двигателей имеет вид:

(4.6)

где x – коэффициент использования теплоты, для дизельных двигателей, x = 0,7;

Нu – низшая теплота сгорания топлива, Н u = 42500 кДж/кг [2];

mcvc – средняя молярная теплоемкость свежего заряда.

mcv – средняя молярная теплоемкость продуктов сгорания.

Средняя молярная теплоемкость свежего заряда определяется по формуле:

m cvc = 20,16 + 1,74 ×10-3 Тс ; (4.7)

mcvc = 20,16 + 1,74 ×10-3 ∙ 821 = 21,589.

Средняя молярная теплоемкость продуктов сгорания определяется по формуле:

m cv = (4.8)

m cv =

Степень повышения давления в цилиндре определяется по формуле:

lz = Pz / Pc . (4.9)

lz = 6,7 / 3,253 = 2,060.

Подставляя полученные значения величин в уравнения сгорания, получаем уравнение с двумя неизвестными: максимальной температурой сгорания Т z и теплоемкости продуктов сгорания mc v при этой же температуре.

После подстановки в уравнение сгорания известных параметров в виде числовых значений и последующих преобразований оно превращается в квадратное уравнение:

АТz 2 + ВТz + С = 0, (4.10)

где А, В, С – числовые коэффициенты.

2,740 · 10–3 Тz 2 + 30,549 Тz – 75781,564 = 0.

Тогда решение уравнения имеет вид

(4.11)

Максимальная температура сгорания равна Т z = 2089 К.

Теоретическое максимальное давление цикла определяется по формуле:

Рz ¢ = Рz . (4.12)

Рz ¢ = 6,7 МПа.

5 Расчет процесса расширения

Степень предварительного расширения для дизельных двигателей определяется по формуле:

r= (m / lz ) × (Тz / Тс ) ; (5.1)

r = (1,049 / 2,060) · (2089 / 821) = 1,296.

Объем цилиндра в точке Z определяется по формуле:

Vz = Vc r; (5.2)

Vz = 0,054 · 10– 3 × 1,296 = 0,070 · 10– 3 м3 .

Степень последующего расширения определяется по формуле:

d = e / r; (5.3)

d = 14,5 / 1,296 = 11,188.

Давление и температура в цилиндре в конце процесса расширения определяются по формулам:

(5.4)

(5.5)

где n 2 – показатель политропы расширения, n 2 = 1,26 [2].

Рв = 6,7 / 11,1881,26 = 0,320 МПа;

Тв = 2089 / 11,1881,26 – 1 = 1117 К.

6 Индикаторные показатели работы двигателя

После определения параметров характерных точек индикаторной диаграммы вычисляются показатели рабочего процесса.

Средним индикаторным давлением Рi называют отношение работы газов за цикл Li к рабочему объему Vh четырехтактного двигателя. Среднее индикаторное давление теоретического цикла для дизелей определяется по формуле:

(6.1)

Среднее индикаторное давление действительного цикла для четырехтактного двигателя определяется по формуле:

Рi = jп Рi ¢ ,(6.2)

где jп – коэффициент полноты индикаторной диаграммы, jп = 0,94 [2].

Рi = 0,94 · 0,882 = 0,829 МПа.

Индикаторный коэффициент полезного действия hi характеризует степень совершенства рабочего процесса в двигателе и представляет собой отношение теплоты, эквивалентной индикаторной работе цикла, к теплоте сгорания топлива:

(6.3)

Удельный индикаторный расход топлива определяется по формуле:

(6.4)

г/кВт.ч.

Индикаторная мощность двигателя определяется по формуле:

(6.5)

где i – число цилиндров двигателя, i = 6;

n – частота вращения коленчатого вала двигателя, n = 3800 об/мин;

t – коэффициент тактности двигателя, для 4-х тактных ДВС t = 4,

кВт.

7 Эффективные показатели работы двигателя

Эффективные показатели характеризуют двигатели в целом, так как учитывают не только потери теплоты, но и механические потери в двигателе. Для их определения вначале находят среднее давление механических потерь:

Рм = 0,103 + 0,012 Cm , (7.1)

где Сm – средняя скорость поршня, м/с:

(7.2)

Среднее давление механических потерь равно:

Рм = 0,103 + 0,012 · 12,92 = 0,258 МПа.

Среднее эффективное давление определяется по формуле:

Ре = Рi – Рм ; (7.3)

Ре = 0,829 – 0,258 = 0,571 МПа.

Механический КПД двигателя определяется по формуле:

(7.4)

Эффективный КПД двигателя определяется по формуле:

hе = hi hм ; (7.5)

hе = 0,374 × 0,689 = 0,258.

Удельный эффективный расход топлива определяется по формуле:

(7.6)

Эффективная мощность двигателя, определяется по формуле:

Nе = Ni hм .(7.7)

Nе = 113,88 × 0,689 = 78,46 кВт.

8 Построение индикаторной диаграммы

Индикаторная диаграмма строится в координатах давление Р – V . По оси абсцисс откладываются вычисленные ранее объемы Va , Vc , Vz , Vв , соответствующие положению характерных точек индикаторной диаграммы. По оси ординат откладываются вычисленные ранее давления Pa , Pc , Pz , Pв . По значениям объемов и давлений находим положение характерных точек индикаторной диаграммы ("а ", "с ", "z ", "в ").

Далее необходимо определить координаты промежуточных точек политроп сжатия "а " – "с " и расширения "z " – "b ". Для этого выразим значение давлений Р этих политроп при заданном текущем объеме V .

Расчет политропы сжатия

(8.1)

Расчет политропы расширения

(8.2)

Объем цилиндра определяется по формуле:

V = Vc + F п S .(8.3)

Ход поршня определяется по формуле:

S = R (1 cos j + l (1 cos 2j) / 4), (8.4)

где R – радиус кривошипа коленчатого вала (берется по заданию как половина

хода поршня), R = 0,051 м;

j – угол поворота коленчатого вала, град.

l – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна:

(8.5)

где l ш – длина шатуна, l ш = 0,26 м.

Пример расчета при j = 180º.

S = 0,051 · (1 – cos 180º + 0,196 · (1 – cos (2 · 180º)) / 4) = 0,102 м;

Результаты расчетов политропных процессов расширения и сжатия приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты расчета политропных процессов сжатия и расширения

j, ° S , м V = Vc + F п × S , м3 Сжатие Расширение
Va / V (Va /V)n 1 P , МПа V / Vz (V / Vz )n 2 P , МПа
180 0,102 0,777 · 10–3 1 1 0,088 11,188 20,962 0,320
210 0,096 0,734 · 10–3 1,059 1,080 0,095 10,486 19,318 0,347
240 0,080 0,621 · 10–3 1,251 1,353 0,119 8,871 15,648 0,428
270 0,056 0,451 · 10–3 1,723 2,084 0,183 6,443 10,458 0,641
300 0,029 0,259 · 10–3 3,000 4,407 0,388 3,700 5,199 1,289
330 0,008 0,111 · 10–3 7,000 13,832 1,217 1,586 1,788 3,747
360 0 0,054 · 10–3 14,5 36,970 3,253 1 1 6,7

Индикаторная диаграмма дизельного двигателя изображена на рисунке 1.

Список использованных источников

1 В. М Кленников., Ю. И. Боровских и др. Устройство автомобиля. – М.: Высшая школа, 1978. – 165 с.

2 С. И. Сухопаров, Р. К. Гизатуллин. Термодинамика и транспортные двигатели: методические указания по выполнению контрольной работы "Расчет рабочего процесса автотранспортного двигателя". – Гомель/БелГУТ , 2005. – 18 с.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1 Расчет объема камеры сгорания………………………………………… 4
2 Расчет процесса наполнения……………………………………………. 5
3 Расчет параметров сжатия рабочего тела в цилиндре………………… 6
4 Расчет процесса сгорания……………………………………………….. 7
5 Расчет процесса расширения……………………………………………. 10
6 Индикаторные показатели работы двигателя………………………….. 11
7 Эффективные показатели работы двигателя…………………………... 13
8 Построение индикаторной диаграммы………………………………… 15
Список использованных источников……………………………………... 18