Курсовая работа: Режимы компьютерной обработки данных

Название: Режимы компьютерной обработки данных
Раздел: Рефераты по информатике
Тип: курсовая работа

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Информатика»

на тему: «Режимы компьютерной обработки данных »

Исполнитель:

Лапшина Дарья Михайловна

специальность Маркетинг

группа дневная

№ зачётной книжки 06МАБ01303

Руководитель:

Лёвкин Александр Александрович

Владимир-2008

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1. Обзор и классификация технических средств обработки данных……......4

1.1. Режимы обработки данных…………………………………….....…4

1.2. Способы обработки данных…………………………………………7

1.3. Комплекс технических средств обработки информации …………9

1.4. Классификация технических средств обработки информации. ....10

2. Практическая часть……....………………………….…...……………....…14

2.1. Общая характеристика задачи………………………………......…14

2.2. Описание алгоритма решения задачи..............................................16

Заключение.........................................................................................................20Список использованной литературы...............................................................21

Приложение.......................................................................................................22

Введение

Единство законов обработки информации в системах pаз­лич­ной пpиpоды (физических, экономических, биологических и т.п.) яв­ля­ет­ся фундаментальной основой теоpии инфоpмационных процессов. Объектом изу­че­ния этой теоpии является инфоpмация.

Инфоpмационные pесуpсы в совpеменном обществе играют не мень­шую роль чем pесуpсы матеpиальные. Знания, ко­му, когда и где продать товар, может цениться не меньше, чем соб­ственно товаp. В связи с этим большая роль отводиться и способам обработки информации. Появляются всё более и более совершенные компьютеры, новые, удобные программы, современные способы хранения, передачи и защиты информации.

Компьютер как ин­фоp­ма­ци­онная сpеда не только позволил совеpшить качественный скачек в оpганизации пpомышленности, науки и pынка, но он опpеделил новые са­­мо­ценные области пpоизводства: вычислительная техника, теле­ком­муникации, пpогpаммные пpодукты.

Тенденции компьютеризации общества связаны с появлением новых пpофессий, связанных с вычислительной техникой, и различных категорий пользователей ЭВМ (Электронная Вычислительная Машина). Если в 60-70е годы в этой сфере доминировали специалисты по вычислительной технике (инженеpы-эле­к­тpо­ники и программисты), создающие новые сpедства вычислительной техники и новые пакеты прикладных программ, то сегодня интен­сив­но pасшиpяется категоpия пользователей ЭВМ - пpедставителей са­мых pазных областей знаний, не являющихся специалистами по ком­пь­ютеpам в узком смысле, но умеющих использовать их для pешения своих специфических задач.

Пользователь ЭВМ должен знать об­щие пpинципы оpганизации инфоpмационных пpоцессов в компьютеpной сpе­де, уметь выбpать нужные ему инфоpмационные системы и тех­ни­ческие сpедства и быстpо освоить их пpименительно к своей пpед­мет­ной области.

1. Обзор и классификация технических средств обработки

данных

1.1. Режимы обработки данных

При проектировании технологических процессов ориентируются на режимы их реализации. Режим реализации технологии зависит от объемно-временных особенностей решаемых задач: периодичности и срочности, требований к быстроте обработки сообщений, а также от режимных возможностей технических средств, и в первую очередь ЭВМ. Существуют: пакетный режим; режим реального масштаба времени; режим разделения времени; регламентный режим; запросный; диалоговый; телеобработки; интерактивный; однопрограммный; многопрограммный (мультиобработка).

Пакетный режим. При использовании этого режима пользователь не имеет непосредственного общения с ЭВМ. Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени. Вначале пользователь собирает информацию, формируя ее в пакеты в соответствии с видом задач или каким-то др. признаком. (Как правило, это задачи неоперативного характера, с долговременным сроком действия результатов решения). После завершения приема информации производится ее ввод и обработка, т.е., происходит задержка обработки. Этот режим используется, как правило, при централизованном способе обработки информации.

Диалоговый режим (запросный) режим, при котором существует возможность пользователя непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в процессе работы пользователя. Программы обработки данных находятся в памяти ЭВМ постоянно, если ЭВМ доступна в любое время, или в течение определенного промежутка времени, когда ЭВМ доступна пользователю. Взаимодействие пользователя с вычислительной системой в виде диалога может быть многоаспектным и определяться различными факторами: языком общения, активной или пассивной ролью пользователя; кто является инициатором диалога - пользователь или ЭВМ; временем ответа; структурой диалога и т.д. Если инициатором диалога является пользователь, то он должен обладать знаниями по работе с процедурами, форматами данных и т.п. Если инициатор - ЭВМ, то машина сама сообщает на каждом шаге, что нужно делать с разнообразными возможностями выбора. Этот метод работы называется «выбором меню». Он обеспечивает поддержку действий пользователя и предписывает их последовательность. При этом от пользователя требуется меньшая подготовленность.

Диалоговый режим требует определенного уровня технической оснащенности пользователя, т.е. наличие терминала или ПЭВМ, связанных с центральной вычислительной системой каналами связи. Этот режим используется для доступа к информации, вычислительным или программным ресурсам. Возможность работы в диалоговом режиме может быть ограничена во времени начала и конца работы, а может быть и неограниченной.

Иногда различают диалоговый и запросный режимы, тогда под запросным понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, а под диалоговым - режим, при которым система после запроса выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.

Режим реального масштаба времени. Означает способность вычислительной системы взаимодействовать с контролируемыми или управляемыми процессами в темпе протекания этих процессов. Время реакции ЭВМ должно удовлетворять темпу контролируемого процесса или требованиям пользователей и иметь минимальную задержку. Как правило, этот режим используется при децентрализованной и распределенной обработке данных.

Режим телеобработки дает возможность удаленному пользователю взаимодействовать с вычислительной системой.

Интерактивный режим предполагает возможность двустороннего взаимодействия пользователя с системой, т.е. у пользователя есть возможность воздействия на процесс обработки данных.

Режим разделения времени предполагает способность системы выделять свои ресурсы группе пользователей поочередно. Вычислительная система настолько быстро обслуживает каждого пользователя, что создается впечатление одновременной работы нескольких пользователей. Такая возможность достигается за счет соответствующего программного обеспечения.

Однопрограммный и многопрограммный режимы характеризуют возможность системы работать одновременно по одной или нескольким программам.

Регламентный режим характеризуется определенностью во времени отдельных задач пользователя. Например, получение результатных сводок по окончании месяца, расчет ведомостей начисления зарплаты к определенным датам и т.д. Сроки решения устанавливаются заранее по регламенту в противоположность к произвольным запросам.

1.2. Способы обработки данных

Различаются следующие способы обработки данных: централизованный, децентрализованный, распределенный и интегрированный.

Централизованная предполагает наличие. При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию и получают результаты обработки в виде результативных документов. Особенностью такого способа обработки являются сложность и трудоемкость налаживания быстрой, бесперебойной связи, большая загруженность ВЦ информацией (т.к. велик ее объем), регламентацией сроков выполнения операций, организация безопасности системы от возможного несанкционированного доступа.

Децентрализованная обработка. Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место.

Распределенный способ обработки данных основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть. Этот способ может быть реализован двумя путями: первый предполагает установку ЭВМ в каждом узле сети (или на каждом уровне системы), при этом обработка данных осуществляется одной или несколькими ЭВМ в зависимости от реальных возможностей системы и ее потребностей на текущий момент времени. Второй путь - размещение большого числа различных процессоров внутри одной системы. Такой путь применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.). Преимущества распределенного способа: возможность обрабатывать в заданные сроки любой объем данных; высокая степень надежности, так как при отказе одного технического средства есть возможность моментальной замены его на другой; сокращение времени и затрат на передачу данных; повышение гибкости систем, упрощение разработки и эксплуатации программного обеспечения и т.д. Распределенный способ основывается на комплексе специализированных процессоров, т.е. каждая ЭВМ предназначена для решения определенных задач, или задач своего уровня.

Интегрированный способ обработки информации. Он предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных. Такой способ обеспечивает максимальное удобство для пользователя. С одной стороны, базы данных предусматривают коллективное пользование и централизованное управление. С другой стороны, объем информации, разнообразие решаемых задач требуют распределения базы данных. Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ. Особенностью этого способа является отделение технологически и по времени процедуры обработки от процедур сбора, подготовки и ввода данных.

1.3. Комплекс технических средств обработки информации

Комплекс технических средств обработки информации – это совокупность автономных устройств сбора, накопления, передачи, обработки и представления информации, а также средств оргтехники, управления, ремонтно-профилактических и других. К комплексу технических средств предъявляют ряд требований:

· Обеспечение решения задач с минимальными затратами, необходимой точности и достоверности.

· Возможность технической совместимости устройств, их агрегативность.

· Обеспечение высокой надежности.

· Минимальные затраты на приобретения.

Отечественной и зарубежной промышленностью выпускается широкая номенклатура технических средств обработки информации, различающихся элементной базой, конструктивным исполнением, использованием различных носителей информации, эксплуатационными характеристиками и др.

1.4 Классификация технических средств обработки информации

Технические средства обработки информации делятся на две большие группы. Это основные и вспомогательные средства обработки.

Вспомогательные средства – это оборудование, обеспечивающее работоспособность основных средств, а также оборудование, облегчающее и делающее управленческий труд комфортнее. К вспомогательным средствам обработки информации относятся средства оргтехники и ремонтно-профилактические средства. Оргтехника представлена весьма широкой номенклатурой средств, от канцелярских товаров, до средств доставления, размножения, хранения, поиска и уничтожения основных данных, средств административно производственной связи и так далее, что делает работу управленца удобной и комфортной.

Основные средства – это орудия труда по автоматизированной обработке информации. Известно, что для управления теми или иными процессами необходима определенная управленческая информация, характеризующая состояния и параметры технологических процессов, количественные, стоимостные и трудовые показатели производства, снабжения, сбыта, финансовой деятельности и т.п. К основным средствам технической обработки относятся: средства регистрации и сбора информации, средства приема и передачи данных, средства подготовки данных, средства ввода, средства обработки информации и средства отображения информации. Ниже, все эти средства рассмотрены подробно.

Получение первичной информации и регистрация является одним из трудоемких процессов. Поэтому широко применяютсяустройства для механизированного и автоматизированного измерения, сбора и регистрации данных. Номенклатура этих средств весьма обширна. К ним относят: электронные весы, разнообразные счетчики, табло, расходомеры, кассовые аппараты, машинки для счета банкнот, банкоматы и многое другое. Сюда же относят различные регистраторы производства, предназначенные для оформления и фиксации сведений о хозяйственных операциях на машинных носителях.

Средства приема и передачи информации. Под передачей информации понимается процесс пересылки данных (сообщений) от одного устройства к другому. Взаимодействующая совокупность объектов, образуемые устройства передачи и обработки данных, называется сетью.Объединяют устройства, предназначенные для передачи и приема информации. Они обеспечивают обмен информацией между местом её возникновения и местом её обработки. Структура средств и методов передачи данных определяется расположением источников информации и средств обработки данных, объемами и временем на передачу данных, типами линий связи и другими факторами. Средства передачи данных представлены абонентскими пунктами (АП), аппаратурой передачи, модемами, мультиплексорами.

Средства подготовки данных представлены устройствами подготовки информации на машинных носителях, устройства для передачи информации с документов на носители, включающие устройства ЭВМ. Эти устройства могут осуществлять сортировку и корректирование.

Средства ввода служат для восприятия данных с машинных носителей и ввода информации в компьютерные системы

Средства обработки информации играют важнейшую роль в комплексе технических средств обработки информации. К средствам обработки можно отнести компьютеры, которые в свою очередь разделим на четыре класса: микро, малые (мини); большие и суперЭВМ. Микро ЭВМ бывают двух видов: универсальные и специализированные.

И универсальные и специализированные могут быть как многопользовательскими - мощные ЭВМ, оборудованные несколькими терминалами и функционирующие в режиме разделения времени (серверы), так и однопользовательскими (рабочие станции), которые специализируются на выполнении одного вида работ.

Малые ЭВМ – работают в режиме разделения времени и в многозадачном режиме. Их положительной стороной является надежность и простота в эксплуатации.

Большие ЭВМ – (мейнфермы) характеризуются большим объемом памяти, высокой отказоустойчивостью и производительностью. Также характеризуется высокой надежностью и защитой данных; возможностью подключения большого числа пользователей.

Супер-ЭВМ – это мощные многопроцессорные ЭВМ с быстродействием 40 млрд. операций в секунду.

Сервер - компьютер, выделенный для обработки запросов от всех станций сети и представляющий этим станциям доступ к системным ресурсам и распределяющий эти ресурсы. Универсальный сервер называется - сервер-приложение. Мощные серверы можно отнести к малым и большим ЭВМ. Сейчас лидером являются серверы Маршалл, а также существуют серверы Cray (64 процессора).

Средства отображения информации используют для вывода результатов вычисления, справочных данных и программ на машинные носители, печать, экран и так далее. К устройствам вывода можно отнести мониторы, принтеры и плоттеры.

Монитор – это устройство, предназначенное для отображения информации, вводимой пользователем с клавиатуры или выводимой компьютером.

Принтер – это устройство вывода на бумажный носитель текстовой и графической информации.

Плоттер – это устройство вывода чертежей и схем больших форматов на бумагу.


Средства оргтехники

Рис. 1. Классификация технических средств обработки информации

2. Практическая часть

2.1. Общая характеристика задачи.

В течение текущего дня в салоне сотовой связи проданы мобильные телефоны, код, модель и цена которых указаны в таблице на рис. 1. В таблице на рис. 2 указан код и количество проданных телефонов различных моделей.

1. В итоговой таблице (рис. 3) обеспечить автоматическое заполнение данными столбцов «Модель мобильного телефона», «Цена, руб.», «Продано, шт.», используя исходные данные таблиц на рис. 1 и 2, а также функции ЕСЛИ(), ПРОСМОТР. Рассчитать сумму, полученную от продаж каждой моделей, итоговую сумму продаж.

2. Сформировать ведомость продаж мобильных телефонов на текущую дату.

3. Представить графически данные о продажи мобильных телефонов за текущий день.

Рис. 1 . Данные таблицы «Модели и цены»

Рис. 2. Список продаж

Рис. 3. Табличные данные ведомости продаж

2.2. Описание алгоритма решения задачи.

1. Запустить табличный процессор MS Excel.

2. Создать книгу с именем «Салон сотовой связи».

3. Лист 1 переименовать в лист с названием Модели и цены .

4. На рабочем листе Модели и цены MSExcelсоздать таблицу

базового прайс-листа.

5. Заполнить таблицу базового прайс-листа исходными данными

(рис.4).

Рис. 4 . Расположение таблицы «Базовый прайс-лист» на рабочем листе Модели и цены MSExcel.

6. Лист 2 переименовать в лист с названием Список продаж.

7. На рабочем листе Список продаж MSExcelсоздать таблицу, в

которой будет содержаться список продаж телефонов за день.

8. Заполнить таблицу со списком продаж исходными данными

(рис. 5).

Рис. 5 . Расположение таблицы «Список продаж телефонов за день»

на рабочем листе Список продаж MSExcel.

9. Лист 3 переименовать в лист с названием Ведомость продаж.

10. На рабочем листе Ведомость продаж MSExcelсоздать таблицу, в

которой будет содержаться продажи мобильных телефонов за день.

11. Заполнить таблицу «Продажи мобильных телефонов за день»

исходными данными (рис. 6).

Рис. 6 . Расположение таблицы «Продажи мобильных телефонов за день»

на рабочем листе Ведомость продаж MSExcel.

12. Заполнить графу Модель мобильного телефона таблицы

«Продажи мобильных телефонов за день» , находящейся на листе

Ведомость продаж следующим образом:

Занести в ячейку B2 формулу:

=ЕСЛИ(A2="";"";ПРОСМОТР(A2;'Модели

и цены'!$A$2:$A$18;'Модели и цены'!$B$2:$B$18)).

Размножить введенную в ячейку В2 формулу для остальных ячеек (с

В2 по В9) данной графы.

Таким образом, будет выполнен цикл , управляющим параметром

которого является номер строки.

13. Заполнить графу Цена, руб. таблицы «Продажи мобильных

телефонов за день» , находящейся на листе Ведомость продаж следующим образом:

Занести в ячейку С2 формулу:

=ЕСЛИ(B2="";"";ПРОСМОТР(B2;'Модели и цены'!$B$2:$B$18;'Модели и цены'!$C$2:$C$18)).

Размножить введенную в ячейку С2 формулу для остальных ячеек

данной графы (с С3 по С9).

14. Заполнить графу Продано, шт. таблицы «Продажи мобильных

телефонов за день» , находящейся на листе Ведомость продаж , следующим образом:

Занести в ячейку D2 формулу:

=ЕСЛИ(A2="";"";ПРОСМОТР(A2;'Список продаж'!$B$2:$B$9;'Список продаж'!$C$2:$C$9)).

Размножить введенную в ячейку D2 формулу для остальных ячеек (с

D3 по D9) данной графы.

15. Заполнить графу Сумма, руб. таблицы «Продажи мобильных

телефонов за день» , находящейся на листе Ведомость продаж , следующим образом:

Занести в ячейку E2 формулу:

=МУМНОЖ(C2;D2).

Размножить введенную в ячейку E2 формулу для остальных ячеек (с

Е3 по Е9) данной графы.

16. Заполнить ячейку Итого, руб. таблицы «Продажи мобильных

телефонов за день» , находящейся на листе Ведомость продаж , следующим образом:

Занести в ячейку Е9 формулу:

=СУММ(E2:E9).

17. В таблице «Продажи мобильных телефонов за день» вставить

автоматические промежуточные (для каждого кода телефона) и общие итоги в списке по полю Сумма, руб. (рис. 7).

Рис. 7. Продажи мобильных телефонов за день

в салоне сотовой связи

18. Лист 4 переименовать в лист с названием График.

19. На листе График результаты вычислений таблицы «Продажи

мобильных телефонов за день» представляем графически (см. приложение 1).

Заключение

Сегодня с помощью ЭВМ мы можем знать не только общие принципы организации информационных процессов в компьютерной среде, но и сумеем выбрать ему нужные информационные системы и технические средства и быстро освоить их применительно к своей предметной области.

В наше время существуют множество режимов обработки данных. Я изучила их. Выяснила где они используются, и чем характеризуются каждый режим. Все они не маловажны, так как с помощью их реализации ориентируются на проектирование технологических процессов, которые зависят от объёмно-временных особенностей решаемых задач.

Список используемой литературы

1. Багриновский К. А., Хрусталев Е. Ю. Новые информационные технологии. М.: «ЭКО», 2006г.

2. Гончаров Р.В., Любимов М.Ф., Савельева Н.Г. Информатика. Компьютерные системы и сети: учебное пособие/ РГЭА, - Ростов н\Д, 2006г, - 255с.

3. Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распостронение и маркетинг. М.: «Финансы и статистика», 2003г.

4. Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика. Учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2007г.

5. Хольденберг В.А. Введение в программирование. Учебное пособие. Мн.: ООО «Харвест», 2007г. – 528с.

« Приложение 1»

«Графическое представление результатов вычислений»