Курсовая работа: Личность в политической системе общества

Название: Личность в политической системе общества
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: курсовая работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ

ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ………………………………………………………………….4

2. ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……………………………10

2.1. Личность как первичный субъект и объект политики………………………………….10

2.2. Концепции личности в политической жизни……………………………………………11

2.3. Политический статус и политическая социализация личности………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……………………………………….21

ВВЕДЕНИЕ

Политика – это одна из сфер жизни государственно - организованного общества.

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим древнегреческим философом Аристотелем.

Происхождение термина политика (politike) связано с древнегреческим городом-государством, который назывался полисом (polis). Политика означала искусство управления государством. Сегодня политикой принято обозначать специфическую деятельность больших социальных групп людей, связанную с установлением и функционированием политической власти с целью реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Политика затрагивает интересы всех людей.

С давних времен каждый человек в той или иной мере оказывается вовлеченным в политические отношения как подданный того или иного государства, член той или иной социальной общности, господствующий или подчиненный, защитник Отечества или завоеватель. Эта политическая вовлеченность существовала уже в условиях древневосточных деспотий, но в наибольшей степени она проявляется сейчас, в условиях демократических обществ, когда все взрослые дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Целью данной работы является рассмотрение личности в политической системе общества.

Для реализации обозначенной цели нам необходимо решить задачи:

- рассмотреть понятие, структуру, функции и типы современных политических систем;

- рассмотреть личность в политической системе общества.

1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Всякий социальный процесс протекает в рамках определенных социальных институтов, отношений и норм. Политическая жизнь общества также осуществляется с помощью особого социального механизма, который обеспечивает ее единство, целостность и упорядоченность.

Понятие «политической системы» – одно из основных в политологии. Оно позволяет выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни.

Понятие «политической системы» подразумевает развернутую совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.[1]

Политическую систему рассматривают как часть или подсистему совокупной общественной системы. В качестве подсистемы политическая система взаимодействует с другими общественными подсистемами: социальной, экономической, моральной, правовой, культурной и др., которые наряду с природной средой и политическим окружением образуют ее «окружающую среду».

В политологии подход к определению политической системы как к одной из подсистем общества позволяет раскрыть механизм функционирования политики как взаимодействия разнородных и разнонаправленных элементов политики, в результате которых формируются политический режим и политические действия.

Системный подход к изучению политики внедрили американские политологи Д.Истон и Г.Алмонд.

С точки зрения системного подхода, политическая система – саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

По модели Д. Истона (рис.1) у системы есть вход, на который поступают требования (импульсы) и поддержки (или протесты). Поддержка выражается в выплате налогов, соблюдении законов, участии в голосовании и т.д. На выходе системы – результат функционирования политической системы – политические решения и политические действия. Они оказывают влияние на окружающую среду. Если решения и действия удовлетворяют требования, то система получает поддержку, и система стабильно функционирует. Если же решения и действия системы не отвечают ожидания «окружающей среды», то система впадает в частичный или полный кризис и распад. В случае частичного кризиса система может быть реформирована, а в случае ее распада на ее месте возникает новая.

Системный подход

Требования Решения

Вход
Политическая система
Выход

Поддержка Действия


Рис. 1. Системный подход (по модели Д. Истона)

При всей значимости теории Д. Истона в ней не раскрываются внутренняя структура и специфика элементов политической системы.

Г. Алмонд расширяет круг субъектов политики. Политическая система а его теории – множество взаимодействий поведений как государственных, так и негосударственных. Г. Алмонд учитывает психологические, личностные аспекты политических отношений.

В современной политологии существует множество концепций политической системы. Однако теории Д. Истона и Г. Алмонда остаются классическими.

Структура политической системы – это внутренняя организация и способы взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.

С точки зрения структуры политическая система включает следующие подсистемы:

- институциональную, социально-политические институты и учреждения (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, органы представительной и непосредственной демократии и др.);

- функциональную совокупность всех ролей и функций, отдельных социально-политических институтов и их групп;

- регулятивную – совокупность политико-правовых норм и других культурных средств регулирования взаимоотношений между субъектами политической системы (традиции, обычаи, принципы, политические взгляды и др.);

- коммуникативную – совокупность отношений между субъектами политической системы по поводу власти;

- идеологическую – совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое знание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Основными элементами политической системы является: политическая организация, политические отношения, политические и правовые нормы, политическое сознание.

Политическая организация – политические учреждения: государство, партии, общественные организации и движения, СМИ, церковь.

Политические отношения – это отношения между субъектами политической жизни (классами, нациями, социальными группами, лидерами и т.п.) по вопросу устройства и функционирования политической, государственной власти.

Политико-правовые нормы существуют и действуют в виде конституций, уставов и программ партий. Они регулируют политические отношения, узаконивают политические устои, определяют стиль и методы работы институтов политики, способствуют формированию механизмов распределения ролей между членами общества.

Политическое сознание – отражение политических отношений и интересов, оценка политических явлений, - выраженное в виде определенных понятий, идей, взглядов, теорий.

Понятие «функции политической системы » раскрывает то значение, которое оно имеет для политической системы.

В политологической литературе существует множество подходов к определению функций политической системы. Это является результатом того, что функции политической системы видоизменяются по мере развития историко-политической ситуации и самой политической системы.

Выделим основные ее функции: [2]

- интеграционная функция состоит в объединении общества на базе ценностей и идеалов, принятых экономически и политически господствующими силами общества;

- определение целей, задач и направлений развития общества;

- организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общественного развития;

- регулятивная функция включает в себя легитимизацию политики (обеспечение общественного признания политики) и обеспечение политического участия граждан;

- контролирующая функция состоит в контроле за соблюдением и выполнением законов, в контроле социально-конфликтных интересов, в умении политической системы снижать социальную напряженность в обществе путем контроля за распределением ценностей (материальных и духовных ресурсов, политических привилегий и др.).


Рис. 2. Функции политической системы

Рассмотрим типы современных политических систем. Современные государства мира имеют разнообразную специфику социально-политических отношений, неповторимую историю развития и функционирования политических систем. Однако те или иные группы стран имеют сходные черты политических систем, по которым можно систематизировать и анализировать политическую жизнь этих государств.

Основными критериями типологизации политических систем в политологии являются характер политической власти, уровеньэкономического развития общества, тенденции социального развития, степень реализации прав и свобод личности, наличие гражданского общества и другие факторы.

Одна из самых распространенных классификаций политических систем исходит из принципа определения политического режима (совокупности приемов, методов и способов осуществления политической власти). Политический режим отражает уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Исходя из характера политического режима, выделяютследующие политические системы:

- тоталитарные,

- авторитарные,

- демократические.

Главное в определении демократичности или антидемократичности политической системы – соотношение политической власти и личности.

Если государство подавляет личность, ущемляет ее права, то такой режим называют антидемократическим. Если личность и ее права являются приоритетными по отношению к власти, то политический режим демократический.

Демократические политические системы обладают широким диапазоном гарантированных прав и свобод граждан, свободной деятельностью правящей и оппозиционной партий. СМИ – свободные от цензуры.

Демократические политические системы свободны от признания лишь одной идеологии: для них характерен идеологический плюрализм.

Возникающие общественные конфликты разрешаются законными средствами.

Демократические системы отличает высокая степень развития гражданского общества, которое контролирует всю политическую систему. В деятельности государственной власти исключены неполитические методы, в ней преобладают методы компромисса.

Следующие отличительные черты демократических систем: многопартийность и наличие легальной оппозиции – неотъемлемые элементы политического процесса.

Силовые процессы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность системы, их деятельность регламентируется законом. Они вне политики.

Основными чертами тоталитарных политических систем являются тотальный, т.е. всеобщий контроль над жизнью каждого человека и общества в целом; максимальное ущемление прав и свобод личности; отсутствие легальной оппозиции; фактическая монополизация власти какой-либо организацией; упразднение разделения властей; вождизм; всеобщая идеологизация общественной жизни; государственно-организованный террор, основанный на насилии; милитаризированная, подконтрольная государству экономика; наличие цензуры над СМИ. [3]

Наиболее жесткими формами тоталитаризма считают нацизм, фашизм, сталинизм.

Для авторитарных политических систем , которые занимают промежуточное положение между тоталитарными и демократическими системами, характер то, что политическая власть представляет собой режим личной власти, или власти правящей группировки (чаще всего исполнительной власти); существенно ограниченные права и свободы граждан; сужение возможностей действий легальной оппозиции; парламент превращен во второстепенный орган власти; участие масс в политике носит крайне ограниченный характер; доминирование официальной идеологии при допущении других идеологий, лояльных режиму. В экономике авторитарных политических систем признается участие плюральных собственников: государства и частных предпринимателей.

В современных условиях авторитарные политические системы носят переходный либо к тоталитаризму, либо к демократизму характер.

Другая классификация политических систем основана на типах политической культуры (Г. Альмонд) и содержит следующие типы:

1-й тип – англо-американский со специализированной структурой политических отношений, с четким разделением и бюрократизацией властей;

2-й тип – континентально-европейские системы, сочетающие старые и новые политические культуры (Франция, Германия, Италия);

3-й тип – доиндустриальные и частично индустриальные со смешанной политической культурой , в которой уживаются полярные политические ориентации, не разграничены функции системы;

4-й тип – тоталитарные , где политика контролируется монопольной партией.

По типологии, исходящей из критерия развитости гражданского общества, выделяются традиционные и модернизированные политические системы.

Политические системы могут классифицироваться по принципу характера взаимосвязи со средой: открытые – системы с динамичной структурой и связями и закрытые – с жестко фиксированной структурой и минимизированными связями со средой.

2. ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

2.1. Личность как первичный субъект и объект политики

Политика затрагивает интересы всех людей. Ее мир включает:

- науку, т.к. политика слита со знаниями, идеями и опирается на них;

- установки, интересы, цели различных социальных групп;

- практическую деятельность людей по претворению в жизнь программ и моделей будущего;

- личность, социальные группы, классы, нации, государства;

- партии, группы давления, общественные организации и движения;

- отношения людей по поводу государственной власти, согласованию социальных интересов, обеспечению целостности общества, разрешения конфликтов;

- управление политической сферой общества.

Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики.Обычно под субъектами понимают­ся индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различ­ной. Так, известный американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъектов:

1) субъекты персональные, движимые заботой о ре­ализации своих непосредственных, местных, повседнев­ных интересов и не осознающие политических последст­вий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политиче­скую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты(участники), ясно осозна­ющие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движе­ния и т.п.).

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полно­стью применимо и к политике. Именно личность, ее ин­тересы, ценностные ориентации и цели выступают «ме­рой политики», движущим началом политической актив­ности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три глав­ных аспекта: [4]

1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особен­ности человека , его специфические привычки, ценност­ные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе лич­ности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы : статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли : избирателя, члена партии, парла­ментария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отра­зить автономию и активность индивида как специфиче­ского субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, ак­тивный участник политической и общественной жизни , обладающий разумом и свободой воли, не только обще­человеческими, но и уникальными в своем роде черта­ми, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, националь­ным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обя­занности и выступает субъектом и объектом , предме­том воздействия политики.

2.2. Концепции личности в политической жизни

Патерналистская концепция личности .

Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в на­ши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую кон­цепцию государства , господствовавшую в мировой пол­итической мысли на протяжении многих веков, а на Вос­токе — почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исхо­дит из неравенства политического статуса людей, трак­товки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- отцу. Остальные же граждане делятся на старших — аристократию и чиновничество, и младших — простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться стар­шим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.

В патерналистской концепции власти рядовому чело­веку уделяется роль простого исполнителя царской во­ли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха.Индивид выступа­ет здесьне сознательным или полусознательным субъек­том политики, не гражданином, обладающим неотчужда­емыми правами, а главным образом лишь парохиальным, то есть политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из них и сегодня доста­точно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в автори­тарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого че­ловека, а в какой-то степени и в демократических госу­дарствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя — как маленького человека, покорного ис­полнителя указаний властей.

Политический человек у Платона и Аристотеля.

Не менее существенное влияние на последующую, в том числе современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В пол­итической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. В своих проектах идеального госу­дарства он исходит из безусловного верховенства цело­го (государства) над частью (индивидом).

Государство, руководимое мудрым царем или аристократией — призвано утверждать единомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельность человека, следить за правильностью его мыслей и верований. В своей земной жизни человек подобен кукле, марионет­ке, управляемой божественными законами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политиче­ском творчестве заведомо исключается и человек вы­ступает лишь объектом власти.

Взгляды Платона на роль индивида в политике оказа­ли определенное влияние и на мировоззрение крупней­шего мыслителя античности — Аристотеля, хотя в целом в вопросе о соотношении личности и власти его творче­ство отмечено целым рядом новых, конструктивных идей. К ним относится антропологическая трактовка власти (и политики), обоснование ее производности от природы человека. Аристотель считает индиви­да существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе. Человек не может существовать без обще­ния с другими людьми. Исторически первыми формами такого общения являются семья и селение. На их базе, на определенной стадии общественного развития возникает государство, которое является высшей формой общения людей.

Хотя Аристотель и выступает за приоритет государ­ства в отношениях с гражданином, но, в отличие от Пла­тона, он противник огосударствления общества. По его мнению, тотальная унификация всех граждан, чрезмерное един­ство государства ведет к его распаду. В целом же Ари­стотель, как и его предшественники, еще не отделяет личность и общество от государства. Гражданин высту­пает у него не только субъектом партиципантом власти, но и ее объектом во всех своих жизненных проявлениях.

Взгляды Аристотеля на гражданина как на активный органический элемент государственного целого, непос­редственно участвующий в политической жизни, законо­дательной и судебной деятельности государства и полно­стью подчиняющийся его решениям, характерны для ан­тичного понимания демократии. Эта демократия , считая свободных граждан непосредственными участниками властных решений, в то же время никак не защищала личность от произвола, санкционированного волей боль­шинства.

Индивидуалистической и гу­манистической реакцией на политическую беззащит­ность личности в отношениях с государством явился ли­берализм . Он впервые в истории социально-политиче­ской мысли отделил индивида от общества и государст­ва , провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, незыблемыми правами, утвердил ее в качестве главного элемента пол­итической системы, а также ограничил сферу действий и полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.

Индивид выступает в либерализме источником вла­сти . Государство же — результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно на­роду и призвано выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Это, прежде всего, задачи обес­печения безопасности и свободы граждан, охраны их ес­тественных, священных прав, поддержания общественно­го порядка и социального мира.

Провозглашая верховенство личности, во взаимоот­ношениях с властью, либерализм вместе с тем сужива­ет сферу политики и тем самым ограничивает диапазон политической активности граждан . В либеральной классической теории личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером власти, чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления ее творческой ак­тивности, инициативы и предприимчивости выступает гражданское общество.

2.3. Политический статус и политическая социализация личности

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.[5]

Для политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли которые она не выполняет:

1) Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося исключительно объектом политики.

2) Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации.

3) Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

4) Профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляющей смысл жизни.

5) Политического лидера – человека способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого, он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личностей. [6]

В этом процессе можно выделить несколько этапов:

1) Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

2) Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности.

3) Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики.

4) Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную социализацию. Первый этап – это становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с подключением опыта собственной политической практики, освоением новых социальных и политических ролей. В дальнейшем для разных индивидов этапное значение могут иметь переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.

В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.

На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные факторы. В качестве основных, можно выделить следующие:

- усилия политической системы по политическому просвещению и вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;

- стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;

- влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального общения, отдельных личностей; в молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;

- личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное

2) полусознательное

3) сознательное

Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым – семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

Политическая социализация происходит в процессе общественных отношений, силами государственных институтов, общественных организаций, средствами массовой информации, политического самовоспитания.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение человеком какой-либо политической роли.

С результатами политической социализации тесно связано политическое участие граждан. Под этим понятием подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерами властных или партийных структур. [7]

Участие в политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни.

Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией.

Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого в человеке.

Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией состыкуются социология и психология.

По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности.

И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится к личным, психологическим качествам участников политической жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте.

Участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы:

- материальные,

- социально-культурные,

- политико-правовые.

Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах:

· Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы, не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двух полосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.

· Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С.М. Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются более интолерантными (нетерпимыми).

· В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров. В условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для эффективного управления на демократической основе.

Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политического участия считается важным показателем демократичности политической системы.

Вместе с тем проблема оптимальной меры участия рядовых граждан в политической жизни (особенно в сфере политико-властных решений) по-разному решается в современных концепциях демократии. Сторонники элитарной демократии исходят из того, что управление современным обществом требует высокого профессионализма и компетентности, поэтому необходимо свести к минимуму давление рядовых граждан и их организаций при принятии решений органами власти. Сторонники расширения демократического политического участия рассматривают его как одну из основных ценностей демократического общества, как способ самовыражения и самореализации личности, как средство легитимации политической власти, защиты от бюрократизма и чрезмерного централизма. [8]

Политическая активность граждан в демократическом обществе проявляется в основном в участии в голосовании на выборах представительных органов государственной власти и выборных должностных лиц на местном и общенациональном уровнях, в референдумах, в участии в местном самоуправлении. В ходе предвыборных кампаний большое число граждан вовлекается в различные формы практической активности – сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги и т.д. Демократические конституции предусматривают и различные формы прямого давления граждан на органы власти при принятии решений, в частности, законные формы демонстраций, митингов, сбора подписей под петициями, непосредственные контакты с официальными лицами. [9]

Политическая активность граждан различна. В стабильном демократическом обществе она в наибольшей степени проявляется в деятельности политических лидеров, функционеров и активистов политических партий. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Определенная часть граждан по различным причинам проявляет политическую апатию и, как правило, не участвует в политической жизни.

Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер и может быть признаком общественного кризиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политика представляет собой одну из важнейших сфер жиз­недеятельности людей. Каждый человек так или иначе сопри­касается с миром политического приходя в государственное учреждение или обращаясь в общественную организацию, рабо­тая, обучаясь в школе или университете, поддерживая какую-либо политическую партию и голосуя на выборах за ее канди­дата.

Политическая деятельность осуществляется людьми и для людей. Главным её субъектом выступает именно личность, так как любая общественная и политическая организация состоит из реальных личностей. Большое значение имеет активное участие личности в жизни общества – как в социальной, так и в политической.

Субъект – это индивид, принимающий непосредственное сознательное участие в политической деятельности. Существует три группы субъектов: персональные, подданные и партиципанты. А объект – это всего лишь человек, над которым осуществляется управление с помощью других людей, находящихся на вершине власти. То есть он должен беспрекословно ей подчиняться и ничего не может с этим поделать.

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого, он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личностей. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни. Политическая социализация происходит в процессе общественных отношений, силами государственных институтов, общественных организаций, средствами массовой информации, политического самовоспитания. Итогом политической социализации становится принятие и выполнение человеком какой-либо политической роли.

С результатами политической социализации тесно связано политическое участие граждан. Участие личности в политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Политическая активность граждан различна. Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко деструктивный характер и может быть признаком общественного кризиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов Г.А. Политология: курс лекций. – М.: Че Ро,2005. –303 с.

2. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов вузов. – М.: Логос, 2006. –486 с.

3. Даниленко В. И. Современный политический словарь. - М.: NOTA / BENE. 2007.

4. Зеленов Л.А. Основы политологии: учебное пособие. – М.: Владос, 2008. –172 с.

5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2008.

7. Политология. Краткий энциклопедический словарь. - М., 2006.

8. Погорелый Д.Е. Политология: кредитно-модульный курс: учебное пособие / Д.Е. Погорелый – изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

9. Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов: учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2009.

10. Политология: ответы на экзаменационные билеты // Под ред. А.С. Тураева, А.Е. Крепова. – СПб.: Питер, 2008.

11. Политология: учебник // под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2007.


[1] Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов вузов. – М.: Логос, 2006. –486 с.

[2] Зеленов Л.А. Основы политологии: учебное пособие. – М.: Владос, 2004. –172 с.

[3] Белов Г.А. Политология: курс лекций. – М.: Че Ро,2005. –303 с.

[4] Политология: учебник // под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2007.

[5] Политология. Краткий энциклопедический словарь. - М., 2006.

[6] Погорелый Д.Е. Политология: кредитно-модульный курс: учебное пособие / Д.Е. Погорелый – изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

[7] Политология: учебник // под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2007.

[8] Погорелый Д.Е. Политология: кредитно-модульный курс: учебное пособие / Д.Е. Погорелый – изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

[9] Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов: учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2009.