Реферат: Анализ правового регулирования деятельности банков на современном этапе

Название: Анализ правового регулирования деятельности банков на современном этапе
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..2

1) Законодательное регулирование банковской деятельности…………….4

2) Нормотворчество Центрального Банка Российской Федерации как правовая форма регулирования………………………………………….14

3) Международные стандарты обеспечивающие устойчивость банковской системы……………………………..……………………………………..16

4) Проблемы и перспективы развития банковского законодательства…..21

Заключение…………………………………………………….……………..26

Список использованных источников информации……………………..…27

ВВЕДЕНИЕ

О проблемах в денежно-кредитной системе и необходимости совершенствования банковской деятельности в Российской Федерации написано много. Однако единой концепции согласованных действий, направленных на совершенствование государственного регулирования упомянутой сферы общественных отношений, до настоящего времени не существует. Необходимо сформулировать перспективы развития денежно-кредитной системы РФ и механизма государственного управления ею. При этом нельзя игнорировать накопленный за последние десять лет негативный опыт, т.к. теперь общество знает, какой банковская система быть не должна. Только с учетом приобретенного за последние годы негативного опыта государство может выстраивать контуры новой банковской системы страны, нацеленной не только но получение прибыли, но и на создание предпосылок для роста конкретных сегментов отечественной экономики.

Целью данной работы является анализ правового регулирования деятельности банков на современном этапе. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1) изучить законодательство, а также нормотворчество Центрального Банка Российской Федерации в сфере регулирования банковской деятельности;

2) рассмотреть международные методы регулирования банковской деятельности, обеспечивающие ее устойчивость;

3) определить проблемы банковского законодательства и перспективы его развития.

Государственное регулирование денежно-кредитной системы — это комплексная политическая, экономическая и юридическая проблема. В основе юридического аспекта этой проблемы лежат правовые нормы конституционного, банковского и гражданского законодательства. Поэтому для целенаправленного совершенствования государственного управления денежно-кредитной системой необходима единая государственная концепция развития всей денежно-кредитной системы. Только при таких условиях может быть создан эффективный государственный механизм, обеспечивающий минимальные гарантии стабильности денежно-кредитной сферы не только для государства и предпринимателей, но и для всего общества.

1) Законодательное регулирование банковской деятельности

В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне.

В части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации закреплен принцип независимости Банка России от других государственных органов при осуществлении своей основной функции - защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон о Банке России) конкретизировал принцип независимости Банка России, установив, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Банке России, Центральный банк Российской Федерации осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Закон о Банке России установил правовой статус Банка России; размер его уставного капитала; порядок формирования и основные функции Национального банковского совета и органов управления; урегулировал взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также взаимоотношения Банка России с кредитными организациями; обозначил принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; определил принципы осуществления и основные инструменты денежно-кредитной политики; установил перечень операций и сделок Банка России; полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору; принципы организации Банка России, его отчетности и аудита.

Установлен перечень функций, выполняемых Банком России. В соответствии с данным перечнем Банк России выполняет, в частности, следующие функции[1] :

во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

определяет правила проведения банковских операций;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

осуществляет иные функции в соответствии с такими федеральными законами, как Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", и иными федеральными законами.

Статьей 7 Закона о Банке России установлено, что Центральный банк Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. За отдельными исключениями нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Помимо издания собственных нормативных актов Банк России активно участвует и в других формах законотворческого процесса, так как проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, в соответствии с законом направляются на заключение в Банк России.

Другим основным федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "банковская группа" и т.д.

Этим законом описаны составляющие банковской системы Российской Федерации, установлен перечень банковских операций и иных сделок, определены особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, установлен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций. Им сформулированы принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, перечислены основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, сформулированы принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, установлен режим банковской тайны, антимонопольные ограничения для кредитных организаций, сформулированы принципы организации сберегательного дела в Российской Федерации.

Важным шагом к формированию в Российской Федерации цивилизованной, соответствующей общепризнанным мировым стандартам системы признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) стало принятие Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее – Закон о несостоятельности).

Закон о несостоятельности устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации. При этом отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, нормативными актами Банка России.

В соответствии с Законом о несостоятельности кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Особое внимание в Законе о несостоятельности уделено мерам по предупреждению банкротства, которые проводятся до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. К числу указанных мер относятся:

- финансовое оздоровление кредитной организации;

- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

- реорганизация кредитной организации.

Правовое регулирование системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон о противодействии легализации доходов).

Закон о противодействии легализации доходов содержит критерии объема, операций, подлежащих обязательному контролю, их перечень, а также определяет организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях, в число которых в том числе входят кредитные организации.

Учитывая многообразие путей и способов "отмывания" капиталов, на такие организации, возложена обязанность проведения внутреннего контроля с целью выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом в Законе о противодействии легализации доходов предусмотрено, что представление уполномоченному органу сведений и документов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

Основанием принятия Закона о противодействии легализации доходов послужила Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, заключенная в г. Страсбурге (Франция) и ратифицированная Федеральным законом от 28 мая 2001 года № 62-ФЗ.

В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (далее - Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Основные принципы формирования и функционирования обязательной системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации, а именно[2] :

- обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

- сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

- прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

- накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников страхования вкладов.

Установлены два страховых случая, когда физическое лицо имеет право на получение от Агентства по страхованию вкладов выплаты возмещения:

- отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

- введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Логически дополнил создаваемую в Российской Федерации систему страхования вкладов Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

В связи с проведением мероприятий по организации системы страхования вкладов финансовое положение банков, не участвующих в системе страхования вкладов, может быть дестабилизировано вследствие оттока вкладов в банки-участники системы страхования вкладов и снижением доверия со стороны клиентов и потенциальных инвесторов к первым.

Таким образом, в целях укрепления доверия к банковской системе в целом, данный Федеральный закон распространил на вкладчиков банков, не вошедших в систему обязательного страхования вкладов, гарантии, аналогичные тем, которые существуют в рамках системы обязательного страхования вкладов. В качестве источника выплат вкладчикам банков, не вошедших в систему обязательного страхования вкладов, в соответствии с законом, используются средства Банка России.

В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества был принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" пришел на смену действовавшему с 1992 года Закону Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".

В новом Федеральном законе уточнено понятие валютных операций, в частности, исключено деление валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Кроме того, Федеральный закон предусматривает разграничение полномочий по регулированию валютных операций между Правительством Российской Федерации и Банком России.

С целью либерализации валютного законодательства закон устанавливает запрет на требования о получении индивидуальных разрешений. В соответствии с Федеральным законом, в отношении валютных операций могут быть установлены ограничения только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Законом предусмотрена возможность установления требования о резервировании определенных объемов денежных средств при проведении валютных операций. При этом предполагается резервирование только на определенный срок, а также установлены предельные размеры резервирования.

Установлено, что купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки[3] .

Согласно данному Федеральному закону резиденты, начиная со сроков, установленных указанным Федеральным законом, вправе без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В банках, расположенных на территории иных государств, порядок открытия счетов устанавливается Банком России.

Особое значение для налаживания кредитных отношений и построения современной экономики в целом имеет принятие Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ "О кредитных историях".

Целью данного Федерального закона является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами.

Федеральный закон направлен на снижение затрат банков при оценке кредитоспособности заемщиков и позволит снизить стоимость выдаваемых кредитов.

Важную роль в реализации данного Федерального закона играет Банк России, структурное подразделение которого - Центральный каталог кредитных историй - призвано выполнять функцию единого информационного центра, в котором можно будет бесплатно получить информацию о том, в каком бюро кредитных историй находится информация о конкретном субъекте кредитных историй.

Участниками отношений обмена информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами, помимо самих заемщиков и кредиторов, Центрального каталога кредитных историй выступают кредитные бюро.

Основная цель бюро кредитных историй состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита), и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц для ее последующей передачи лицам, получившим согласие на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита).

В настоящее время банковское законодательство находится в фазе активного совершенствования, связанного с ростом и усилением банковского сектора экономики. Основные направления развития банковского законодательства определены принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

2) Нормотворчество Центрального Банка Российской Федерации как правовая форма регулирования кредитных организаций

Система органов исполнительной власти установлена в Указе Президента "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти". ЦБ РФ не включен в состав таких органов, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.

Таким образом, акты Центрального банка РФ также нельзя отнести к актам органов исполнительной власти, так как они занимают обособленное место в иерархии нормативно-правовых актов.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном банке РФ": Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:

Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.

Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами, регулирующее порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по кредитным договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России.

Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, устанавливающее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.

Инструкция о порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций, устанавливающая порядок регистрации кредитной организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации, получения лицензий на осуществление банковских операций, внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации.

До формальной отмены продолжают действовать некоторые акты Государственного банка СССР, например, Инструктивные указания "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат", причем согласно Указанию ЦБ РФ сами Правила утратили силу.

Кроме этого, в настоящее время действует Инструкция "О расчетных, ткущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", которая устанавливает порядок и требования к открытию счетов различным юридическим лицам в кредитных организациях, а также процедуру переоформления и закрытия счетов. Указанная Инструкция применяется в части, не противоречащей Указанию ЦБ РФ "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати".

3) Международные методы регулирования, обеспечивающие устойчивость банковской системы

Спустя почти два года после краха американского банка "Леман Бразерз", когда создалась реальная угроза развала мировой финансовой и банковской систем, сделан ключевой шаг по их реформе и укреплению. Принятый 12 сентября Базельским комитетом по банковскому надзору свод новых нормы и стандартов по структуре и качеству банковских активов, получивший название "Базель-3", создает условия для значительного повышения устойчивости банков и их способности противостоять новым финансовым потрясениям.

Тем самым, реальные очертания приобрела реформа банковского сектора, которая была поставлена и уточнена тремя последними саммитами финансовой "двадцатки".

Заседавшие в швейцарском городе Базель в рамках работы Базельского комитета главы Центральных банков 27 ведущих индустриальных держав, включая Россию, приняли решение почти в три раза – до 7 проц. – увеличить капитал первого уровня банков. Он представляет собой ликвидные активы, в первую очередь государственные облигации, обычные акции и нераспределенную прибыль, и служит для покрытия возможных убытков.

Мировые рынки позитивно отреагировали на новости из Базеля. Так, фондовые биржи Евросоюза открылись 13 сентября с уверенного роста, когда лидерами по размерам спроса и увеличения цены стали акции многочисленных европейских банков. Рост цен наблюдался и на товарных рынках, когда усилился спрос на нефть и металлы.

«Ужесточение банковских стандартов рассматривается в качестве важнейшего элемента для предотвращения новых финансовых кризисов, аналогичных нынешнему"[4] .

Главной идеей "Базеля-3" является увеличение имеющегося у банков свободного капитала для покрытия своих финансовых потерь. Тем самым увеличивается степень способности банков противостоять финансовым кризисам.

Согласно новым и более жестким стандартом до 4,5 проц. увеличен минимальный размер ликвидного резерва собственного капитала банка или так называемого коэффициента основного капитала первого уровня. До сегодняшнего дня этот уровень составлял 2 проц.

Новый стандарт по структуре резервов должен быть выполнен банками к 1 января 2019 года.

Вместе с тем, с нынешних 4,5 проц. до 6 проц. повышен уровень капитала первого уровня банка, который представляет его наиболее ликвидные активы. В дополнение к нему решением Базельского комитета каждый банк обязан создать специальный буферный резервный капитал в размере 2,5 проц.

Специалисты отмечают, что основной защитой банков в случае новых финансовых потрясений станет ликвидный резерв коэффициента основного капитала первого уровня и буферный резерв. Совместно они составляют 7 проц. банковского капитала.

Базельский комитет также заявил, что банки, которые не смогут ввести данные нормы в согласованные сроки, будут поставлены в условия, когда они вынуждены сокращать выплаты дивидендов по своим акциям, а также снижать размеры выплачиваемых своим сотрудникам премиальных.

"Эра дешевых денег закончилась", – так прокомментировала лондонская газета "Таймс" итоги базельской встречи.

Принята и еще одна норма, согласно которой в случае возникновения кризисной ситуации в мировой финансовой системе, банки должны выделять в особый стабилизационный фонд до 2,5 проц капитала, в зависимости от размеров банков и их уязвимости.

Введение новых норм по требованию к структуре активов и капитала банков начнется с января 2013 года и полностью завершится к январю 2015 года. При этом, с января 2016 по январь 2019 года банки должны создать буферный резервный капитал.

Реализация "Базеля-3" означает для многих банков необходимость привлечения новых ликвидных средств, в первую очередь за счет эмиссии акций. Как сообщает "Файнэншл таймс, в первую очередь это касается банков Германии.

Достигнута также договоренность, что правительства смогут предоставлять частным банкам новый капитал до января 2018 года.

Выработанные Базельским комитетом стандарты, касающиеся структуры активов и качества капитала банков, и согласованный график их введения поступают в ноябре на рассмотрение и утверждение саммита стран финансовой "двадцатки". Он пройдет в столице Южной Корее – Сеуле.

Немецкие банки озабочены перспективами реализации "Базеля-3"

Банки пытаются добиться предоставления большего времени для перехода на новую систему, иначе им придется избавиться от большого количества кредитов, что могло бы помешать экономическому росту. Предыдущие правила этого органа, который собирается четыре раза в год с целью разработки директив и рекомендаций по внедрению единых стандартов в сфере банковского регулирования, оказались недостаточными, чтобы предотвратить недавний финансовый кризис. К тому же, целый ряд финансовых институтов с помощью манипуляций с бухгалтерскими балансами смогли обходить действующие правила. Теперь ясно определены понятие степени задолженности и туда включены все риски, не отражаемые в бухгалтерском балансе[5] .

Между тем, такие перспективы вызывают растущую озабоченность у немецких банкиров, временами переходящую в настоящую панику.

В случае реализации положений "Базеля-3" только десяти крупнейшим немецким банкам потребуется новый капитал в размере 105 млрд евро.

В принципе, обсуждаемые меры не являются неправильными, однако в своей совокупности они могут привести к проблемам. Если требования к капиталу будут повышены, то возникает вопрос, как должны капитализироваться большое количество не котирующихся на биржах банков. Планируемые Базелем-3 правила, касающиеся ликвидности, могут привести к тому, что будут выдаваться прежде всего краткосрочные кредиты, что, в свою очередь, ударило бы, прежде всего, по средним и мелким предприятиям, ибо в Германии существует особая ситуация, при которой финансирование долгосрочными кредитами широко распространено.

Существует угроза, что американские "коллеги" могут не последовать европейскому примеру по повышению уровня достаточности основного капитала. Положения "Базеля-2" начали действовать повсеместно в Европе в 2007 году, а в США – применяются лишь крупными банками и то с большими задержками. Банковское лобби в США не любит, когда его кредитная активность ограничивается из Европы.

Кстати, американцы также критикуют европейцев – за недостаточный уровень отношения акционерного и заемного капитала, а также за то, что банки ЕС скрывают, по их мнению, настоящий объем своих рисков.

Комментируя ситуацию в мировой финансовой системе, банковская отрасль ни в коей мере не находится сегодня в более лучшей форме, чем три года назад". Некоторые финансовые институты, в случае кризиса средней степени тяжести снова быстро могут оказаться на грани исчезновения.

Именно по этой причине политики и банковские надзорные власти приняли решение более жестко в мировом масштабе регулировать банковскую деятельность, и направленные на реализацию этой чрезвычайно трудной задачи усилия сейчас вступают в решающую фазу.

По сравнению с условиями и требованиями, которые будут предъявляться банкам в рамках "Базеля-3", сетования финансовых институтов по поводу банковских сборов, предполагаемого глобального налога на транзакции и ограничение бонусов называют "легким бризом". Если банкам придется обеспечивать выданные кредиты и купленные ценные бумаги большим количеством собственного капитала, это стало бы мощным вмешательством в их свободу действий. Отсюда и их громкие жалобы. Международный банковский союз уже месяцы назад начал рисовать жуткие сценарии, согласно которым новые положения будут стоить промышленным странам десятков миллионов рабочих мест, поскольку банкам придется выдавать меньше кредитов.

Создается такое впечатление, будто банки вообще не хотели бы себя регулировать, и то, что политики не должны мириться с этим, абсолютно ясно, потому что в противном случае при малейшем шторме банки снова могут оказаться в беде. В связи с этим более жесткие правила относительно собственного капитала являются правильным средством для стабилизации финансовой отрасли. Как показал вспыхнувший три года назад финансовый кризис, целый ряд Земельных банков оказались институтами, у которых не было настоящей бизнес-модели, и они должны были идти на большие риски, чтобы удержаться на рынке.

Многие эксперты действительно полагают, что реализация положений "Базеля-3" ограничит возможности функционирования германских банков, прежде всего, сильно зависящих от государственных займов Сберегательных касс и Кооперативных банков, и традиционно финансирующих многочисленные мелкие и средние предприятия, могут остаться в этом случае без средств к существованию. Это соответственно сократит объемы кредитования и подорвет стабильность экономики Европы, вступившей после жестокого кризиса 2009 года в фазу мощного подъема, благодаря росту спроса на продукцию немецкого экспорта.

Фундаментальная проблема, с которой сталкивается Германия в связи с перспективами скорого утверждения и реализации "Базеля-3", заключается фактически в том, что ее экономическая модель и способы ее финансового обеспечения являются весьма самобытными, и поэтому она сильнее других стран может пострадать от введений новых единообразных стандартов банковской деятельности. Хотя и здесь все понимают, что в свете выявленной недавним кризисом имманентной слабости мировой финансовой системы, удержавшейся на плаву только благодаря беспрецедентной помощи со стороны налогоплательщиков государств, предстоящих реформ просто не избежать, даже если ценою этого будет замедление экономического роста. Здесь их хотели бы просто несколько отложить, чтобы успеть изыскать необходимые для изменения ведения дел финансовые средства, и попытаться добиться для себя определенных скидок.

4) Проблемы и перспективы развития банковского законодательства

Банковское законодательство России, динамично развивающееся уже почти полтора десятилетия, не стояло на месте и в уходящем 2010 году. Хотя надо сказать, что процесс принятия новых правовых документов становится все сложнее. Нередко даже на внесение казалось бы незначительных изменений в ту или иную статью действующего закона уходят многие месяцы согласований. Тем не менее российские парламентарии продолжают принимать серьезные законодательные решения, совершенствуя правовую базу в интересах эффективной деятельности финансовых институтов.

В своей работе по совершенствованию банковского законодательства ЦБ РФ руководствуются прежде всего Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которая была принята в 2005 году. В то же время, поскольку жизнь не стоит на месте, возникает необходимость внесения в действующие законы изменений, не предусмотренных стратегией.

Так, в частности, в 2006 году парламент принял Закон «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Закон упростил процедуру идентификации клиентов — физических лиц в случаях, когда они осуществляют операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на небольшие суммы или осуществляют некоторые виды платежей.

Важный законопроект, предусмотренный, кстати, Стратегией развития банковского сектора, — это законопроект о внесении изменений в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный законопроект предполагает введение нового вида договора банковского вклада, предусматривающего возможность его досрочного изъятия вкладчиком только в случае, прямо предусмотренном договором. В настоящее время законопроект активно обсуждается в Комитете Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Многие финансисты полагают, что принятие такого закона будет способствовать повышению стабильности банковской системы.

Большое значение в ЦБ РФ придают подготовке проекта федерального закона о потребительском кредите. К разработке этого важного документа были привлечены Минфин России, Минэкономразвития России и ряд других ведомств совместно с Банком России. Законопроектом предлагается установить право потребителя на получение достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита, прежде всего о размере процентов по кредиту, порядке их начисления и изменения.

Законопроект о личном банкротстве напрямую связан с законопроектом о потребительском кредитовании. Потому как признан регулировать, упрощенно говоря, то, что не было отрегулировано первым законом. Корень банкротства - плохое регулирование потребительского кредитования, затем – вопрос с кредитными историями и, наконец, отсутствие внятного регулирования в сфере коллекторской деятельности. И только в конце этой цепочки - личное банкротство. Из этого перечня решен только вопрос с кредитными историями. Закон о личном банкротстве нужен, но опять же, на сам по себе, а в цепочке других законов, связанных с розничным кредитованием.

Также подготовленный Минфином законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», предусматривающий упрощение и существенное ускорение процедур реорганизации кредитных организаций, формы их слияния и присоединения, а также готовящийся законопроект о внесении изменений в тот же Закон, предусматривающий устранение жесткой привязки объема выпускаемых кредитными организациями облигаций к размеру уставного капитала и величине обеспечения, предоставленного третьими лицами.

Еще одна важная и сложная проблема — повышение эффективности института залога. Исключение залога из конкурсной массы будет способствовать снижению рисков кредитования, росту доступности кредитов, снижению процентных ставок по кредитам.

Касаясь возможностей дальнейшего совершенствования совместных действий Государственной Думы и Банка России в процессе законотворчества, нужно обратить внимание на следующее обстоятельство. В соответствии с Конституцией РФ ЦБ РФ не наделен правом законодательной инициативы. В то же время согласно статье 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России. И ЦБ РФ очень заинтересован в регулярном направлении Государственной Думой указанных проектов на заключение ему. Это необходимо для того, чтобы позиция Банка России по тем или иным вопросам могла быть своевременно выработана и сообщена Государственной Думе.

Оптимальным вариантом взаимодействия Государственной Думы с Банком России в рамках законодательной процедуры является официальное направление проектов федеральных законов, касающихся выполнения Банком России своих функций, в Банк России на заключение при подготовке их к рассмотрению Государственной Думой в первом и во втором чтениях. Это может быть достигнуто через внесение соответствующих положений в решение Совета Государственной Думы при подготовке проекта к рассмотрению в первом чтении и в постановление Государственной Думы о принятии проекта в первом чтении.

Банк России также заинтересован в доведении его позиции до сведения депутатов Государственной Думы в тех случаях, когда проект федерального закона официально направляется в Банк России на заключение. Дело в том, что в соответствии с Регламентом Государственной Думы постатейные предложения Банка России по проектам федеральных законов при подготовке их к рассмотрению во втором чтении не включаются в таблицы поправок, так как Банк России не наделен правом законодательной инициативы. Не менее существенной проблемой является и то, что в процессе доработки законопроектов между чтениями они иногда дополняются новыми положениями, затрагивающими интересы Банка России. В такой ситуации Банк России хотел бы оперативно получать информацию о произошедших изменениях и принимать активное участие в законодательном процессе, что будет способствовать получению депутатами Государственной Думы дополнительной информации для принятия выверенного, обоснованного решения.

Банковское законодательство России шаг за шагом выходит на уровень передовых международных стандартов. Хотя, конечно, сам процесс принятия принципиально важных правовых документов и введения их в жизнь в условиях российских реалий зачастую сопровождается серьезными столкновениями интересов и в силу именно этого довольно затяжными дискуссиями[6] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном банке РФ": Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц

Спустя почти два года после краха американского банка "Леман Бразерз", когда создалась реальная угроза развала мировой финансовой и банковской систем, сделан ключевой шаг по их реформе и укреплению. Принятый 12 сентября Базельским комитетом по банковскому надзору свод новых нормы и стандартов по структуре и качеству банковских активов, получивший название "Базель-3", создает условия для значительного повышения устойчивости банков и их способности противостоять новым финансовым потрясениям.

Банковское законодательство России шаг за шагом выходит на уровень передовых международных стандартов. Хотя, конечно, сам процесс принятия принципиально важных правовых документов и введения их в жизнь в условиях российских реалий зачастую сопровождается серьезными столкновениями интересов и в силу именно этого довольно затяжными дискуссиями.

Список используемых источников информации

1) Официальный сервер Банка России в Интернете ( http://www.cbr.ru/ ).

2) http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf134-02/vestniksf134-02000.htm

3) http://rfbs.ru/content/view/96/104/1/2

4) http://www.beriki.ru/2010/08/20/bankovskoe-zakonodatelstvo-pochti-ne-menyalos-shest-let

5) Конституция Российской Федерации

6) ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

7) ФЗ «О банках и банковской деятельности»

8) ФЗ « О валютном регулировании и валютном контроле»

9) ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

10) ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

11) ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

12) ФЗ «О кредитных историях»

13) ФЗ«О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

14) Банковское дело/ В.И. Колесников,Л.П. Кроливецкой. – М.Финансы и статистика, 2009. – 631 с.

15) Банковское дело / В.И. Осипов. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 520 с.

16) Банковское дело. Справочное пособие. / Ю.А. Бибичева. – М.: Экономика, 2004. – 407 с.

17) Основы банковского права/ М.М. Агарков. - М.: БЕК, 2008.- 350 с.

18) Курс экономики/ Б.А. Райзберг.- М.: Инфра-М, 2006. – 716 с.

19) Основы экономики/ Л.Л. Любимов. – М.: Просвещение, 2007 – 587 с.

20) Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 2005.-№8.


[1] ФЗ « О ЦБРФ»

[2] "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

[3] ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

[4] Лондонская газета "Файнэншл таймс"

[5] Газета "Хандельсблат

[6] Банковское дело/ В.И. Колесников,Л.П. Кроливецкой. – М.Финансы и статистика, 2009. – 631 с.