Реферат: Религиозная дискриминация
Название: Религиозная дискриминация Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Введение Религиозная дискриминация — ограничение людей в правах по признаку их религиозной принадлежности. В ряде стран, где представлены несколько религиозных общин, дискриминация обычно сопровождается религиозной стратификацией, то есть на социальной лестнице общины имеют более высокий или более низкий статус по отношению друг к другу. 1. Исторический обзор 1.1. Древний мир В древнем мире религиозная принадлежность обычно совпадала с этнической. От иностранцев не требовалось почитание местных богов, так как они считались покровителями лишь местного населения. Отношение к чужим богам было различным: в одних случаях они воспринимались как демоны (так, санскритское слово «дэва» — божество имеет то же происхождение, что и персидское «дэв» — дьявол), в других — как просто «не свои», но реально существующие боги (таково было отношение древних греков к богам соседних народов — фракийцев, фригийцев и др.), которые в ряде случаев могли заимствоваться, в третьих — они могли отождествляться с местными богами (так, этрусские и римские боги, изначально имевшие оригинальное происхождение и культы, были отождествлены с греческими, а связанная с ними мифология адаптирована к греческим представлениям, например, Зевс — Тин — Юпитер, Гера — Уни — Юнона, и др.). Религиозная принадлежность рабов обычно хозяев не интересовала. В Древнем Риме широкое распространение получил синкретизм, когда боги побеждённых народов присоединялись к римскому пантеону. Библия — один из древнейших религиозных текстов, провозгласивший нетерпимость по религиозному, а не этническому принципу. Древние евреи уничтожали жителей Иерихона и ряда других городов на том основании, что Господь даровал им землю обетованную, а язычники-иноверцы занимали её неправомерно. 1.2. Средние века С распространением монотеизма распространилась и была узаконена также и религиозная дискриминация. Прогрессивным шагом было то, что другие народы стали восприниматься не как чужие в принципе, а как потенциальные объекты для обращения. Однако отказ от обращения налагал целый ряд ограничений, связанных с налогообложением, элементарными правами и др. Крупные общины иноверцев либо вообще были невозможны, либо они отгораживались от остального населения (см. Гетто). Переход в иную веру, как правило, считался тягчайшим преступлением. С другой стороны, на общины иноверцев не распространялась юрисдикция господствующей церкви, иноверцы не могли быть осуждены за ересь (но могли быть осуждены за попытку обратить в свою веру). Новое времяПереход к капиталистическому способу производства приводит к тому, Новейшая история Российская империя, СССР, СНГ До революции После революции После распада СССР Христианские, буддийские и др. меньшинства Угнетение шиитов Шииты традиционно имели в арабских странах более низкий статус, чем сунниты, и были ограничены в возможности занимать ряд должностей. Усиление статуса шиитов в ряде арабских стран в XX в. (Ливан, Сирия, Ирак) привело к ожесточённым столкновениям между ними и суннитами, не желавшими терять привилегированный статус. Панисламские экстремистские организации (например, Аль-Каида) воспринимают шиитов как противников и осуществляют против них террор. Кавказ Евреи и арабские страны Западный мир Европа от эпохи Просвещения до конца 2-й мировой войны Массовые послевоенные миграции в Европу и межкультурный конфликт США Законодательно закреплена свобода вероисповедания, однако принцип «политической корректности» приводит к тому, что празднование религиозных праздников всё чаще становится возможным только в частном кругу. Учение ряда христианских конфессий противоречит законодательству (свидетели Иеговы — переливание крови, адвентисты — служба в армии, и др.). Ряд традиционных индейских культов сталкивается с ограничениями в результате применения экологического законодательства. Южная и Юго-Восточная Азия Индия Китай 2. Дискриминация конкретных конфессий 2.1. Антихристианство Негативное отношение к христианам или христианству, поддерживаемое как отдельными людьми, так и целыми группами. Чёткий термин для описания данного явления, как такового, в русском языке до сих пор не сформирован. К этому понятию относятся сатанизм и дьяволопоклонничество, но они являются лишь частным проявлением антихристианской дискриминации 2.2. Антиязычество Литература · Davidson, James D. and Ralph E. Pyle, 2005. "Social Class, " pp. 185—205 in Helen Rose Ebaugh (editor), Handbook of Religion and Social Institutions. · Davidson, James D., 2007. "Religious Stratification: Its Origins, Persistence, and Consequences, " presidential address, Association for the Sociology of Religion (August). · Davidson, James D., Rachel Kraus, Scott Morrissey, 2005. «Presidential Appointments and Religious Stratification in the United States, 1789—2003.» Journal for the Scientific Study of Religion, (December): 485—495. · Pyle, Ralph E. and Jerome R. Koch, 2001. "The Religious Affiliation of American Elites, 1930s to 1990s, " Sociological Focus (May): 125—137. · Pyle, Ralph E., 1996. Persistence and Change in the Protestant Establishment. · Pyle, Ralph E. and James D. Davidson, 2003. "The Origins of Religious Stratification in Colonial America, " Journal for Scientific Study of Religion, (March): 57-75. · Weber: «The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism — Class, Status, Party». · Darnell, Alfred and Darren F. Sherkat. 1997. «The impact of Protestant fundamentalism on educational attainment.» American Sociological Review 62 (April): 306—315. · Davis, Kingsley and Wilbert E Moore, 1945. "Some Principles of Stratification, " American Sociological Review 10 (April): 242-49. · Mosca, Gaetano. Arthur Livingston, ed., «The Ruling Class», translated by Hannah D. Kahn (NewYork: McGraw-Hill, 1939), pp. 50-54,56-62,65-66. · Sherkat, Darren F. and Alfred Darnell. 1999. "The effects of parents’ fundamentalism on children’s educational attainment: Examining differences by gender and children’s fundamentalism, " Journal for the Scientific Study of Religion 38(1): 23-35. · Granovetter: «The Strength of Weak Ties.» · Tim B. Heaton and Marie Cornwall. «Religious Group Variation in the Socioeconomic Status and Family Behavior of Women.» · Christian Smith and David Sikkink. «Social Predictors of Retention in and Switching From the Religious Faith of Family of Origin: Another Look Using Religious Tradition Self-Identification.» Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Религиозная_дискриминация |