Реферат: Личные права и свободы гражданина РФ

Название: Личные права и свободы гражданина РФ
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Содержание

Введение .................................................................................................................2

Глава I.Основные личные права и свободы в системе Конституционных прав и свобод ………………………………………………………………...…..4

1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод граждан……….4

2. Принципы правового статуса человека и гражданина в России………..…6

3. Классификация и система основных прав и свобод граждан

по Конституции РФ…………………………………………………………..….8

Глава II.Содержание основных личных прав и свобод граждан РФ ……12

1. Права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновен­ность..…12

2. Личные права в области неприкосновенности жилища, свободы передвижения и выбора места жительства………………………………….…19

3. Личные права в области национальности, языка, свободы мысли и свободы совести…………………………………………………………….……23

Заключение ...........................................................................................................28

Список литературы …………………………………………………………….29


Введение

В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством. На первое место в современном демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

Конституция 1993 г. отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности, правам и свободам человека и гражданина. Выше уже было сказано, что приоритет личности, ее прав и свобод является одной из основ конституционного строя РФ. Закономерно и наименование главы 2 Конституции - "Права и свободы человека и гражданина". Понятие "человек" отражает, прежде всего, естественную природу каждого из нас как мыслящего существа, основы цивилизации на Земле. Человек - прежде всего индивид со своей жизнью, достоинством, естественными и духовными потребностями. Из таких людей с их сложным миром, бытием и складывается общество. Отсюда, следовательно, и само оно, и служащее его интересам государство призваны своей первейшей функцией считать заботу о человеке, создавать условия нормального существования, соблюдать пределы вмешательства в его частную жизнь. Вместе с тем и сама личность может так или иначе влиять на жизнь общества, государства и даже обязана думать об их интересе, чем обусловливаются многие ее поступки. Категория "гражданин" как раз и воплощает ту сторону в призвании личности, которая связана с ее посильным участием в делах общества и государства, заботой об их благе.

Исходными принципами, которые развивают названные постулаты и являются базовыми в конституционном статусе личности в РФ, являются: свобода личности; принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие конституционным основам статуса личности его закрепления в текущем законодательстве и практической реализации; гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.

Сейчас на первом плане Конституции - человек, его достоинство, индивидуальная свобода, возможности свободно распоряжаться своими воззрениями, силами и способностями. Поэтому и в Конституции личные права и свободы стоят на первом месте. Таким образом, исходя из выше сказанного вытекает актуальность данной курсовой работы.

Целью данной работы является раскрытие сущности правовой природы основных прав и свобод гражданина, наиболее подробно рассмотреть основные личные права и свободы граждан и механизм их реализации. Так как права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации, то необходимо раскрыть роль государства в обеспечении функционирования гарантий непосредственной реализации права

Глава I .Основные личные права и свободы в системе конституционных прав и свобод

1.Понятие и юридическая природа основных прав и свобод граждан.

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободной личностью, которая находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого она является, а также государства, в котором она находится. Это состояние свободы не даруется государством, (такое положение имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ).

Часть 1 ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.

Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

Только конституционные права и свободы обладают неперсонофицированностью, поскольку имеют своим адресатом не конкретного человека, а распространяются на всех, отраслевое законодательство обращается преимущественно к определенным данной отраслью лицам (собственники имущества, покупатели, истцы и ответчики и т.д.).

Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи, с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права и свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу.

Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан (статья 17 ч.3 Конституции РФ).

2. Принципы правового статуса гражданина в Российской Феде­рации

Принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Феде­рации- это те признаваемые и охраняемые государством начала, на основе которых человек пользуется своими правами и свободами.

Среди данных принципов можно выделить основные:

• равноправие;

• гарантированность прав и свобод государством;

• неотъемлемость и неограниченность прав и свобод;

• наличие наряду с правами обязанностей.

Равноправие включает в себя три элемента:

• равенство всех перед законом и судом;

• равенство человека и гражданина;

• равенство мужчины и женщины.

Данный принцип означает, что права и свободы признаются за всеми людьми в равной мере и все наделяются равным правовым статусом в об­ществе.

Гарантированность прав и свобод подразумевает, что данные права и свободы не просто существуют, но и защищаются принудительной силой государства, которое в лице компетентных органов правомочно пресечь нарушение и восстановить нарушенные права и свободы.

Гарантии делятся на:

• социально-экономические;

• политические;

• юридические.

Под социально-экономическими гарантиями подразумеваются благо­приятные условия жизни людей, которые способствуют пользованию пра­вами и свободами:

• стабильность;

• высокий уровень экономики;

• развитая сфера обслуживания и др.

Политические гарантии - развитость политических институтов, их спо­собность выражать и защищать интересы граждан, наличие политической культуры в обществе.

Юридические гарантии - те правовые средства, которые обеспечивают осуществление и охрану прав и свобод:

• режим законности в стране;

• наличие эффективных правоохранительных органов;

• справедливый суд;

• высокая квалификация юристов;

• высокий уровень юридической грамотности граждан. Неотъемлемость прав и свобод заключается в том, что они неотчуждаемы и принадлежат человеку с рождения (а не даруются государством). За человеком признаются не только те права, которые указаны в Конституции, но и все другие, которые не нарушают прав иных лиц. Права и свободы действуют не­посредственно и не нуждаются в дополнительном утверждении. Запрещается издание законов и других нормативных актов, умаляющих и нарушающих ос­новополагающие права и свободы.

Наряду с субъективными правами - мерами возможного поведения су­ществуют и обязанности - меры должного поведения человека в обществе. Обязанности необходимы для поддержания жизнеспособности государства и порядка в нем. Основными обязанностями человека и гражданина в РФ являются:

• воинская обязанность;

• обязанность платить налоги;

• обязанность беречь природу;

• обязанность соблюдать Конституцию;

• иные обязанности.

Некоторые права одновременно являются обязательствами (например, забота о детях, посещение начальной и средней школы).

3. Классификация и система основных прав и свобод граждан. по Конституции РФ

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:

1) личные,

2) политические,

3) социальные, культурные, экономические.

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.

В правовой теории и практике гражданские (личные) права понимаются, как свобода человека принимать решения независимо от государства. Духовная и физическая свобода человека от контроля государства (в виде свободы совести, свободы слова и убеждений, свободы передвижения) исторически сформировалась раньше других свобод. Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.[1]

Личные права включают:

1. право на жизнь,

2. право на свободу и личную неприкосновенность,

3. на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства,

4. свободу совести, свободу мысли и слова,

5. на судебную защиту своих прав,

6. на юридическую защиту,

7. на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

Далее: не исключая интереса личности к публичной сфере, нельзя все сводить к политическому началу. Наряду с отношениями политического властвования есть еще и отнюдь не всегда политизированная, а нередко и далекая от политики общественная жизнь, удовлетворяющая потребности и интересы многих людей и основывающаяся в принципе на тех же правах и свободах. Поэтому вторая группа - теперь не политические, а общественно-политические, или публично-политические, права и свободы. После этого можно далее говорить, безусловно, о месте человека в системе социально-экономических связей, поскольку каждый из нас должен что-то делать и чем-то пользоваться для поддержания своего материального существования и социального положения. Причем и содержание социально-экономических прав, и их последовательность принципиально иные, чем раньше. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уж все остальное. Наконец, большое внимание теперь уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Помимо того, что гарантии сопровождают указанные выше права и свободы, появляется потребность в выделении в Конституции специальной группы основных прав, служащих для обеспечения всех иных основных прав и свобод личности[2] .

Политические права определяют статус человека как субъекта полити­ческой общности - государства. Как правило, политическими правами об­ладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права чело­века и гражданина": права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина - его гражданам.)

Основные политические права человека и гражданина в России составляют:

• право на объединение;

• право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

• право участвовать в управлении государством;

• право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;

• иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют статус чело­века как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, уча­стника культурной жизни. Группа основополагающих экономических, соци­альных и культурных прав включает в себя:

• право частной собственности;

• право на свободное предпринимательство;

• право на труд;

• право на отдых;

• право на образование;

• право на забастовку;

• право на жилище;

• право на медицинское обслуживание;

• право на социальное обеспечение;

• право на поддержку в старости;

• право на участие в культурной жизни;

• право на свободу творчества.

Данная классификация в Конституции официального не указана, но нормы Основного Закона, регулирующие права и свободы человека, распо­ложены в тексте Конституции в соответствии с приведенной классифика­цией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет других прав, не указанных в Конституции.

Глава II .Содержание основных личных прав и свобод граждан РФ

1. Права на жизнь, достоинство, свободу и яичную неприкосновенность

Права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность отно­сятся к группе основополагающих личных прав. Без соблюдения данных прав невозможно нормальное существование человека как биологического и соци­ального организма.

В статье 20 Основного Закона провозглашено право на жизнь , введено правило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (напр., политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и т.п.).

Право на жизнь:

- не зависит от наличия или отсутствия гражданства;

- принадлежит человеку в силу его рождения и не может быть предос­тавлено ему государством;

- не может быть ограничено;

- неотчуждаемо.

Жизнь человека - биологическое и психическое функционирование его организма как единого целого. Моментом начала жизни считается рожде­ние человека (в некоторых странах - его зачатие), моментом окончания - смерть клеток его головного мозга. Жизнь человека защищается государ­ством с первого до последнего ее дня:

- убийство новорожденного младенца, совершенное его матерью, счи­тается уголовным преступлением и преследуется по закону;

- запрещена эвтаназия (умерщвление больного врачами по его просьбе);

- запрещена трансплантация (пересадка) органов и тканей умершего человека, пока не констатирована смерть его головного мозга;

- право на жизнь больных людей (в том числе психически), инвалидов защищается так же, как и право на жизнь здорового человека;

- запрещены пытки, насилие, принудительные медицинские и науч­ные опыты над людьми;

- государство заботится об охране природы - среды жизни человека;

- государство гарантирует социальное обеспечение по возрасту, инва­лидности, болезни;

- государственные и муниципальные медицинские учреждения оказы­вают бесплатную медицинскую помощь;

- установлен особый порядок хранения и применения огнестрельного оружия;

- установлены правила охраны труда, санитарно-эпидемиологические нормы;

- убийство человека, а также деяния, приведшие к смерти человека, являются наиболее общественно опасными уголовными преступлениями и преследуются уголовным законом.

Несмотря на правовую защищенность жизни в реальной действитель­ности, возможны ситуации, когда право на жизнь нарушается. Например, это гибель людей в условиях войны, при ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, стихийных бедствиях, массовых беспорядках и иных ситуациях. Это объясняется тем, что существует различие между юридическим провозгла­шением и фактическим состоянием права человека, в том числе на жизнь. К сожалению, учитывая специфику состояния жизни и реальной действи­тельности, абсолютно защитить право на жизнь в настоящее время не уда­ется.[3]

Наряду с указанными обстоятельствами существует процедура законно­го лишения человека его жизни государством - смертная казнь.

Смертная казнь - вид уголовного наказания, которое заключается в лишении человека жизни государством по приговору суда за совершение особо общественно опасных преступлений. Данная мера наказания являет­ся высшей и исключительной. Новый Уголовный кодекс сохранил смерт­ную казнь как вид наказания, однако ее роль, значение, возможности применения существенно изменились:

- смертная казнь приобрела характер действительно исключительного наказания;

- сократилось количество составов преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, - с 22 до 5 (исключая воинские);

- изменилось качество преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, - особо тяжкие преступления против личности; соответ­ственно, данное наказание теперь не может быть назначено за государ­ственные и экономические преступления), о было распространено в про­шлом);

- расширился круг лиц, которым не может быть назначена смертная казнь, - несовершеннолетние, женщины в состоянии беременности, муж­чины старше 65 лет;

- появилась возможность помилования приговоренных к смертной каз­ни Президентом РФ и ее замены пожизненным заключением;

- усложнился процессуальный порядок вынесения смертного пригово­ра - обвиняемый в совершении преступления, за которое может быть на­значена смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных; смертная казнь не приводится в исполнение в период чрезвычай­ного положения; смертные приговоры обязательно проверяются Верхов­ным Судом РФ.

В связи с требованиями Совета Европы, в который Россия вступила в 1996 г., в настоящее время на применение смертной казни введен мораторий.

В России смертная казнь отменялась трижды - в 1917,1920, 1947 - 1950 гг.

В настоящее время государство стремится к полной отмене смертной казни, и эта норма закреплена в Конституции России 1993 г. (ст. 20).

К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст.20 Конституции РФ). Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства, поэтому целью государства является обеспечение охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур, но, к сожалению, этот принцип в настоящее время практически не работает.

Достоинство - признание за человеком его ценности со стороны общества, уважительное отношение человека к самому себе. Достоинство следует от­личать от чести. Честь - внешнее выражение достоинства, высокий автори­тет, который завоевывается заслугами человека, его поступками, в то вре­мя как достоинство подразумевает уважительное отношение к человеку как к личности независимо 0т его достижений и заслуг, признание его высшей ценностью.

Правом на достоинство обладают все члены общества - законопослуш­ные граждане, психически больные, заключенные.

В Российской Федерации запрещены пытки, насилие, унижающие челове­ческое достоинство обращение и наказания. Встречающиеся на практике случаи подобного отношения к людям (в органах МВД, тюрьмах, психи­ческих больницах и т. д.), кромке ситуаций подавления беспорядков, проти­воправны.

Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения.

В Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражей.

Человек может быть лишен свободы либо ограничен в ней только по при­говору суда в качестве меры уголовного наказания за совершение преступления. Согласно ст.22 ч.2 Конституции РФ такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицо подвергается на срок не более 48 часов. Виды деятельности, где человек находится в отношениях власти - подчинения (чиновничья служба, служба в армии и др.), относятся к выполнению государ­ственных обязанностей и не могут считаться ограничением свободы.

Ограничение в правах (согласно ст.55 ч.3 Конституции РФ) является следствием федерального закона, предусматривающего данный принцип, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 23 ч.1 Конституции Российской Федерации гласит: “Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени” . Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести и доброго имени, при этом, если честь и доброе имя человека подверглось унижению или оскорблению, то в законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, если, конечно, ограничение таких прав не предусмотрено судебным решением, что призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов. Вышеуказанные постулаты изложены в обновленной редакции по сравнению с предыдущими конституциями.

В настоящей Конституции указана гарантия реализация данных прав, о чем свидетельствует ст.24 п.1 - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Такое исключение (предусмотренное законом, но не ведомственными инструкциями) возможно, когда речь идет, к примеру, о государственной тайне.

С понятием неприкосновенности частной жизни тесно связано поня­тие профессиональной тайны.

Профессиональная тайна - это закрытость сведений о личной жизни граждан, полученных специалистами в сферах, связанных с частной жиз­нью. К данному виду тайн относятся:

• медицинская;

• адвокатская;

• нотариальная;

• банковская;

• тайна усыновления;

Например, адвокат не несет ответственности за неразглашение сведе­ний, ставших ему известными по делу. Адвокат обязан хранить тайну о са­мом факте обращения за юридической помощью, личности обратившегося, деталях и самом факте преступления, в совершении которого он обвиняется. Медицинская тайна также включает закрытость сведений о личности боль­ного, диагнозе, способах лечения и др. Банковские учреждения обязаны хранить тайну о размере вклада. Соответствующую тайну (о заверенных доку­ментах и т. д.) обязаны хранить нотариусы. Уголовная ответственность насту­пает за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя. Наобо­рот, священник не несет уголовной ответственности за неразглашение фактов, ставших ему известными на исповеди.

Неприкосновенность частной жизни (но не профессиональная тайна) может быть нарушена только в трех случаях:

• в условиях военного или чрезвычайного положения;

• при защите здоровья граждан; в сфере охраны правопорядка;

• и только на основании закона.

Близкими к праву на неприкосновенность частной жизни являются свобода коммуникации и право на защиту персональных данных.

Свобода коммуникации подразумевает право на неприкосновенность лич­ной переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и др. Ни государственные органы, ни должностные лица не имеют права нарушать свободу коммуникации; прослушивание телефонов, перлюстрация коррес­понденции запрещены. Данные действия могут быть осуществлены только на основании закона при предварительном судебном решении.

Защита персональных данных - запрет собирать сведения о частной жизни граждан без их согласия и обязанность государственных органов знакомить гражданина с официальной информацией о его личности. Сбор подобной информации может осуществляться только в исключительных случаях (на­пример, при правоохранительной деятельности) и на основании закона.

2.Личные права в области неприкосновенности жилища, свободы передвижения и выбора места жительства

Единственная форма, не претерпевшая смысловых и редакционных изменений - статья о праве на жилище и гарантии его реализации, в которой указано, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем лиц, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (ст.25). Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма.

Конституция Российской Федерации (ст. 25) закрепила право на неприкосно­венность жилища. Смысл данной нормы в том, что:

• никто не имеет права проникать в жилище против воли проживаю­щих там лиц;

- запрещается всякое аудиовизуальное наблюдение за тем, что проис­ходит в жилище.

Причем жилищем признается и место временного пребывания человека, тогда, если в жилище вселяются люди, имеющие на то право, то их действия не являются нарушением неприкосновенности, в том числе не требуют согласия остальных проживающих. Жилищами являются (либо к ним приравниваются): квартиры, комнаты, площади общего пользования, хозяйственные постройки, комнаты в общежитии, больнице, санатории, каюты на корабле, иные площади (помещения), пригодные для проживания. [4]

Законное проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц (то есть нарушение рассматриваемого права) возможно, лишь в двух случаях:

• при чрезвычайных происшествиях;

• при осуществлении правоохранительной деятельности

К чрезвычайным происшествиям относятся:

• землетрясения;

• пожары;

• аварии;

• наводнения;

• иные сходные события и явления.

Основными видами правоохранительной деятельности являются:

• раскрытие преступлений;

• оперативно-розыскная деятельность;

• административно-правовое воздействие, имеющее цель предотвратить или пресечь правонарушение либо преступление;

• исполнение приговоров, судебных решений;

• деятельность, направленная на обеспечение обороны и безопасности государства;

• иная деятельность, направленная на охрану правопорядка.

Право на неприкосновенность жилища может быть нарушено при право­охранительной деятельности только на основании закона (Уголовно-процессу­ального кодекса, Законов "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятель­ности", "Об органах Федеральной службы безопасности" и др.).

Формами нарушения данного права могут быть:

• проникновение в жилище работников правоохранительных органов;

• обыск, осмотр места происшествия, следственный эксперимент и др.;

• прослушивание телефонных переговоров;

установление аппаратуры аудиовизуального наблюдения.

В некоторых случаях (например, при установлении спецаппаратуры для прослушивания разговоров) проникновение в жилище возможно только по судебному решению[5] .

Всякое иное незаконное проникновение в жилище является уголов­ным преступлением (ст. 139 УК РФ).

В Конституции нашло отражение положение, предусмотренное международными правовыми нормами, о свободе передвижения, выбора места жительства и пребывания. Статья 27 Конституции РФ указывает на то, что таким правом обладает каждый, законно находящийся на территории Российской Федерации. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок - регистрация в течение 7 дней в органах внутренних дел гражданина, прибывшего на новое место жительства. Большое значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, имеющий также определенный порядок регистрации.

Свобода передвижения состоит из:

• свободы передвижения внутри страны;

• свободы въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее. Вопросы передвижения внутри страны регулируются Законом РСФСР

"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года № 5242-1. Данный закон имеет три главные особенности:

1) в качестве общего правила устанавливается право свободного передви­жения внутри России;

2) право свободного передвижения ограничено в:

• пограничной полосе;

• закрытых военных городках;

• закрытых административно-территориальных образованиях;

• зонах экологического бедствия;

• на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение;

3) режим разрешительной прописки, значительно сковывавший мобиль­ность населения, заменен уведомительной регистрацией. Лицо, прибывшее на новое место постоянного жительства или временного пребывания, обя­зано в 7-дневный срок зарегистрироваться в органах внутренних дел. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Наличие или отсутствие регис­трации не может быть основанием приема или отказа в приеме на работу, нарушения иных прав человека.

Решением Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 года (по делу Клебанова - Куцылло) запрещено взимать денежные сборы в качестве усло­вия регистрации (что практиковалось в некоторых регионах России, в час­тности в г. Москве).

Подробный порядок регистрации граждан по месту пребывания и мес­ту жительства установлен правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713, действующее в редакции Постановления Правительства РФ от 16.03.2000 № 231.

Разновидностью права на свободу передвижения является право сво­бодного выезда из Российской Федерации и беспрепятственного возвраще­ния в страну. Данное право подробно регламентировано Федеральным за­коном "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ.

Можно выделить также три основных положения данного закона:

1) каждый человек (в том числе и иностранец) имеет право въезжать в Россию и выезжать за ее пределы. Граждане Российской Федерации имеют безусловное право въезда-выезда. Основанием для въезда иностранцев яв­ляется въездная виза, а для граждан ряда государств (например, членов СНГ) установлен безвизовый режим посещения РФ;

2) выезд за границу граждан РФ не может быть причиной умаления их гражданских прав), граждане РФ пользуются своими правами и за рубежом, находятся под дипломатической защитой РФ, самовольный отъезд за гра­ницу больше не является уголовным преступлением - изменой Родине);

3) документами, по которым граждане РФ выезжают за границу и воз­вращаются обратно, являются:

• паспорт;

• дипломатический паспорт;

• служебный паспорт;

• паспорт моряка.

Выезд гражданина РФ за пределы России невозможен, если он:

• призван на военную или альтернативную службу - до ее окончания;

• привлечен к уголовной ответственности - до рассмотрения дела судом;

• осужден за совершение преступления - до отбытия наказания;

• имеет неисполненные обязанности перед физическими или юридичес­кими лицами, наложенные на него судом, - до их исполнения;

• сообщил о себе ложные сведения при оформлении выездных докумен­тов - до решения вопроса компетентными органами в месячный срок;

• был допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, - до истечения 5 лет со времени допуска.

3.Личные права и свободы в области национальности, языка, свободы мысли и свободы совести

Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью , отражает специфику многонациональной России. Согласно ст.26 настоящей Конституции “каждый вправе определять свою национальную принадлежность”. Дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что “никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности”. Раньше имело место обязательное указание своей национальности в определенных документах, что являлось основанием дискриминации. Сейчас практически не допускается постановка вопроса о национальной принадлежности.

Смысл данной нормы в том, что:

• национальность человека утратила юридическое значение (она не долж­на указываться в обязательном порядке в паспорте и иных документах);

• запрещается принуждать человека к определению своей национальной принадлежности;

• каждый вправе самостоятельно определять свою национальность. Поскольку Россия - многонациональная страна, а развитые государства строятся не по национальному, а по гражданскому принципу, первые два положения (утрата национальностью юридического значения и запрет при­нуждать к определению национальной принадлежности) вполне оправданы. Что касается третьего (права свободно определять свою национальную при­надлежность), то данное положение имеет существенный недостаток. Сфор­мулировав данную норму подобным образом, законодатель создал возмож­ность произвольного выбора национальности независимо от действительных национальных корней. В этой связи получили распространение случаи зло­употребления данным правом - выбора гражданами России национально­стей, "удобных" для эмиграции (немец, еврей, украинец, китаец и др.), но не имеющих никакого отношения к действительному национальному про­исхождению данных лиц.

Конституция РФ провозгласила государственным языком в России рус­ский язык. Это значит, что русский язык является языком, на котором:

• ведется работа федеральных органов государственной власти;

• издаются официальные печатные издания;

• проводится работа радио и телевидения; I/ ведется делопроизводство;

• осуществляется внешнеполитическая деятельность Российской Феде­рации и др.

В то же время государство защищает другие языки, используемые и распространенные в Российской Федерации. Республики в составе РФ на­делены нравом иметь свои государственные языки наряду с русским. В случае невладения русским языком гражданину (для общения с государственны­ми органами и должностными лицами) должен быть предоставлен переводчик. Также каждый гражданин РФ имеет право пользоваться своим род­ным языком (русским или иным), обучиться ему, осуществлять творче­ство на данном языке.

Свобода совести и вероисповедания заключаются в свободе принятия или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28 Конституции РФ). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст.19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (ст.29 Конституции РФ). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарного режима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены[6] .

Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.

Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуще­ствлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего конт­роля со стороны общества, государства, иных лиц. Данное право гарантируется:

• демократическим режимом в стране, исключающим целенаправлен­ное воздействие на сознание и подсознание человека (имеется в виду недопущение монополии на информацию, мощного идеологического прессинга на человека с момента рождения и до самой смерти).

• строгим регламентированием использования новейших технических средств, способных проникать в мыслительные процессы (например, детекторов лжи).

Свобода слова - возможность выражать (или не выражать) свою мысль вовне, высказывать свое отношение к событиям окружающей действи­тельности, отстаивать свою точку зрения, иметь. Собственное мнение, по­лучать и распространять информацию.

В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; для охраны прав и репутации других лиц.

Уголовный кодекс предусматривает ответствен­ность за данные деяния, а также за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, раз­вязыванию агрессивной войны.

В Российской Федерации предусмотрена уголовная и гражданско-право­вая ответственность за клевету, оскорбление и распространение не соответ­ствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и доб­рое имя гражданина.

Со свободой мысли и слова тесно связана свобода информации.

Граждане Российской Федерации имеют право свободно искать, про­изводить, распространять и передавать информацию. По общему правилу информация в РФ: открыта, общедоступна и достоверна. Граждане имеют право получать и распространять информацию через: СМИ; печатные издания; выставки; собрания; митинги и иными способами.

Вся информация в РФ открыта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Их перечень содержится в Законе РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года № 5485-1. Это информация в области:

• обороны и безопасности;

• экономики и внешней политики;

• разведывательной и контрразведывательной деятельности;

• оперативно-розыскной деятельности;

• других сферах, указанных в законе.

За нарушение секретности данных сведений возможна уголовная от­ветственность.

Важнейшей гарантией свободы информации является запрещение цен­зуры. Цензура в России запрещена на конституционном уровне (ст. 29).

Свобода совести подразумевает возможность:

• исповедовать ту или иную религию;

• нейтрально относиться к религии;

• отрицать теологические основы возникновения мира и человека (то есть быть атеистом).

Свобода вероисповедания:

• возможность исповедовать любую религию;

• равенство религий;

• недискриминация граждан в зависимости от исповедуемой ими рели­гии.

Основы конституционного строя РФ закрепляют светский характер го­сударства в России. Смысл данной нормы в том, что в России (в отличие от теологических государств, например Ирана) религия отделена от государ­ства. Вследствие этого: образование в РФ носит светский характер; религиозные организации не участвуют в выборах органов государствен­ной власти.

Заключение

Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране конституционных прав и свобод граждан закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности и нуждающихся в ее правовой охране и защите. Возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан и их коммуникаций, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав, - с другой, - все это факторы, определяющие необходимость усиления значения юридических форм охраны и защиты прав и свобод.

Однако "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

Правовая форма охраны конституционных прав и свобод граждан становится реально действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой охраны и защиты, господствовавшим в недавнем прошлом.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С.221

3. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) Электронная версия для справочной правовой системы "Гарант" по состоянию на 1 мая 2003 г.

4. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

5. Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1971. С.201

6. Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.


[1] Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.

[2] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

[3] Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.

[4] Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.

[5] Лопаткина Н. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве // "Российская юстиция", ноябрь 2002, N 11.

[6] Авакьян С.А., Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1999, N 1