Реферат: Массовое сознание и массовые действия

Название: Массовое сознание и массовые действия
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

По предмету: Социология

На тему: Массовое сознание и массовые действия

Содержание

Введение 3

Особенности массового сознания 4

Формы массового поведения 6

Виды масс 8

Заключение 10

Список литературы 11
Введение

Вопрос о «массовизации» современного общества стал в современности одной из ведущих и разрабатываемых проблем. Определение «массовый» стало чрезвычайно распространено и популярно в нашей жизни. Взять хотя бы привычные словосочетания «средства массовой информации», «массовые выступления», «…приобретают массовый характер», «продукт массового потребления» и т.п. Все это свидетельствует о фактической жизнедеятельности феномена «массовое сознание», существование и функционирование которого до сих пор вызывает ряд противоречивых осмыслений и оценок.

По всему, носителями массового сознания так или иначе являются массы. Однако разобраться в том, что из себя представляют массы, является достаточно трудной задачей. Известные авторы, изучающие данную проблематику, по - разному понимают и оценивают этот феномен. Западные исследователи в конечном итоге так и не пришли к единому мнению о смысле центрального понятия «массы», лежащего в основе исследования массового сознания.

«Массовое сознание - это один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения; особый специфический вид сознания общества, свойственный «массам», определяемый как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических групп» общества (больших и малых), однако несводимый к ним.»


Особенности массового сознания

Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.

В массовом сознании людей всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого слова и сознание практическое. К обыденному сознанию относится все то, что связано с повседневными потребностями. А практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека. Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания – мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.

Массовое сознание имеет ряд особенностей:

1) сложность и противоречивость – в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды – прогрессивные и негативные реакции;

2) синкретизм;

3) размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность и др.;

4) эмоциональность;

5) «упрощенное» отражение социальной действительности.

Сопротивление массового сознания общественным преобразованиям может носить:

1) радикальный характер бунта;

2) пассивный характер молчаливого сопротивления – «психология социальной инерции».

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, террористические акты, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными, или нет.


Формы массового поведения

Существуют различные формы массового поведения.

Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Различают несколько форм организованного протеста:

- открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

- скрытый пассивный протест ( подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

- открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

- скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

Средства массовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности. Быстрая изменчивость информации приводит к стиранию традиционных форм мышления. Телевидение, как важнейший источник информации, является мощным средством воздействия и даже манипулирования массовым сознанием людей. Западные социологи считают, что массовые опросы общественного мнения не выявляют реального представления о состоянии массового сознания, а являются средством формирования общественного мнения, воздействия на него; создаются возможности манипулировать массовым сознанием.

Термин «манипулировать» первоначально означал «управлять со знанием дела», а сейчас трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами», как психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.

В теориях У.Липпмана, Э.Бернайса предлагается управлять массовым сознанием в интересах господствующих классов с помощью методов воздействия на инстинктивно эмоциональную сторону психики человека, например, через метод «создания бытия», когда организуется внешний возбудитель так, чтобы он, воздействуя на инстинкты и эмоции, эксплуатировал бы наличный стереотип людей или разрушал его и создавал новый.


Виды масс

Чтобы определиться с тем, кто является носителем массового сознания, представляется возможным обратиться к философскому словарю, где дается следующее определение: «Массы – это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». Это определение хотя и нуждается в совершенствовании, однако, на наш взгляд, вполне способно осветить наиболее значимые характеристики особого типа сознания, носителем которого являются массы, и которое, собственно, можно назвать массовым сознанием. Основной недостаток указанного определения - это обобщающий и в некоторой степени абстрактный характер: фиксируя основные свойства всякой массы, оно принципиально ограничено в операциональном использовании при анализе тех или иных конкретных массовых явлений и процессов.

Понятие «масса» можно конкретизировать по ряду оснований. В первую очередь, – в зависимости от таких формальных свойств рассматриваемых совокупностей (индивидов), как их относительная величина, упорядоченность в пространстве, наличие непосредственных связей (между индивидами), способ возникновения. Представляется, что в соответствии с названными признаками, можно различать следующие виды масс:

• большие и малые,

• устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные),

• сгруппированные и не сгруппированные,

• контактные и неконтактные,

• спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые),

• состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и нескольких, различных классов (слоев).

Соответственно, с учетом всех этих признаков, тех или иных их значений, может быть описана и каждая конкретная масса. Так, например, толпа – малая, неустойчивая, сгруппированная, контактная, стихийно возникающая масса; аудитория телевидения – большая, устойчивая не сгруппированная, неконтактная, отчасти организуемая – отчасти стихийная масса и т.д.

Д.В. Ольшанский в «Основах политической психологии» , опираясь на исследователей в данной области, приводит следующую обобщающую классификацию масс:

в одних случаях под массой понималось «недифференцированное множество», нечто вроде абсолютно гетерогенной аудитории средств массовой информации, в противовес иным, более гомогенным сегментам общества (Г. Блумер).

В других - «суждение некомпетентных», характеризующее низкое качество современной цивилизации и являющееся результатом ослабления руководящих позиций просвещенной элиты (Х. Ортега-и-Гассет).

В третьих, - «механизированное общество», в котором человек является придатком машины, дегуманизированным элементом «суммы социальных технологий» (Ф. Г. Юнгер).

В четвертых, - «бюрократическое общество», отличающееся широко расчлененной организацией, в которой принятие решений допускается исключительно на высших этажах иерархии (Г. Зиммель, М. Вебер, К. Манн-гейм).

В пятых, - «толпа», общество, отличающееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением, недостатком интеграции (Э. Ледерер, X. Арендт).


Заключение

Подводя итог всему сказанному, можно добавить что, чем бы в конечном итоге не являлись массы, они существуют в тех или иных формах. Есть основания полагать, что массовое сознание отражает наиболее значимые с исторической, политической, экономической, социальной точки зрения события, происходящие в самом обществе; ценностные ориентации, интересы и потребности в различных сферах жизни людей. Манипуляция сознанием, реклама, национализм, феминизм, политические игры, компьютеризация – далеко не весь спектр преломления массового сознания. Безусловно, все эти феномены требуют отдельного осмысления для решения основной задачи – обеспечения благополучной жизнедеятельности массы людей в нашей стране и общества в целом.


Список литературы

Канетти Э. Масса и власть. М.,1960 // http://lib.ru/POLITOLOG

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Изд. Аст, 2003

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. Информация: http://gosprav.ru/olshansky_psychology