Курсовая работа: Роль и функции рынка в обществе

Название: Роль и функции рынка в обществе
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: курсовая работа

Кафедра политологии и права

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»

«РОЛЬ И ФУНКЦИИ РЫНКА В ОБЩЕСТВЕ»

П Л А Н

Введение

1.Сущность рынка и его механизм

2. Конкуренция в рыночной системе

3. Структура и инфраструктура рынков

4. Преимущества и недостатки рынка

5. Условия формирования и функционирования рынка

6. Особенности формирования рынка в России

и сегодняшние проблемы развития

Использованная литература

Введение

Современная рыночная система представляет собой много­образие смешанных форм и как любая система является компо­нентом другой системы более высокого уровня — на­циональ­ной, региональной, мировой.

Рыночная система состоит из взаимосвязанных, взаимообу­словленных блоков, под­систем, которые, в свою очередь, вклю­чают определенные, тесно связанные между собой элементы. Расположение, порядок отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка определяют структуру, или внутреннее строение, рыночной системы. Совокупность всех рынков, разде­ленных на отдельные элементы на основе разнообразных крите­риев, образует систему рынков. Рыночная система прошла мно­говековые испытания и при всех ее недостатках обладает внут­ренним порядком, развивается по определенным законам, спо­собна саморегулироваться и эффективно функционировать.

Подобно любой самоорганизующейся экономической систе­ме рыночная система имеет две тенденции в своем развитии. С одной стороны, она стремится сохранить цело­стность, подчиняя себе элементы других систем или создавая недостающие ей зве­нья, т.е. создавая некий порядок, укрепляющий ее организован­ность. Например, рыночный меха­низм ценообразования распро­страняется рынком на все товары и услуги, на различные виды человеческого труда, на экономические ресурсы и т.д. С другой стороны, система, предоставленная самой себе, движется от со­стояния порядка, организованности, систем­ности, к беспорядку, дезоорганизованности, бессистемности. Так, неотъемлемый эле­мент рыночной системы — конкуренция — может вызвать кон­центрацию и централизацию ка­питала в руках отдельной фир­мы, что приведет к монополизации экономики и подрыву рын­ка. Поэтому для сохранения целостности рыночной системы го­сударству необходимо регулировать рыночные связи.

1. Сущность рынка и его механизм

В экономической литературе существует множество определе­ний рынка. А. Мар­шалл опирался на определение английскогоэкономиста У. Стенли Джевонса, который по­нимал рынок как всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и за­ключающих крупные сделки по поводу любого товара. Из; определения В.И. Лениным то­варного производства следует, что рынок — это форма взаимосвязи между отдельными, обособ­ленными товаропроизводителями.

Британская энциклопедия характеризует рынок как совокуп­ность инструментов, по­средством которых осуществляется об­мен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Лауреат Нобелевской премии в облас­ти эконо­мики Фридрих Хайек, получивший ее за работы в об­ласти теории денег, конъюнктурных колебаний и анализа взаи­мозависимости экономических, социальных и структурных яв­лений, понимал рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью исполь­зовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множест­ва индивидуальных агентов. Ф. Котлер, занимающийся пробле­мами маркетинга, определяет рынок как совокупность сущест­вующих и потенциальных покупателей товара.

В современной экономической литературе наиболее распро­страненным является оп­ределение, в котором рынок рассматри­вается как механизм или приспособление, осущест­вляющее кон­такт между покупателями или предъявителями спроса и продав­цами, или по­ставщиками товара, услуг.

Рассмотренные определения рынка содержат общее и осо­бенное. Всеми признается, что рынок это совокупность отно­шений между покупателями и продавцами. Но по­скольку эти от­ношения сложные, многогранные, состоящие из различных сис­тем и бло­ков, экономисты различных школ и направлений рас­сматривают их в той плоскости, в ка­кой находится исследуемая ими проблема. Например, Ф. Котлер рассматривает рынок с> точки зрения маркетинга, Ф. Хайек — с позиции информации, которую дает рынок, и т.д.

Для определения роли и места рыночного механизма в эко­номической системе сле­дует использовать тот срез рыночных отношений, который характеризует рынок как спо­соб осуществления координации, когда индивиды приспосабливают свои действия к| ус­ловиям, основываясь на информации, стимулах своего непосредственного окружения в условиях товарного производства.

Координация может осуществляться не только с помощью рынка, но и путем цен­трализованного планирования, посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчиненным. В смешанной экономике имеет место сочетание различных способов координации. Подобный подход позволит рассматривать рыноч­ную систему, как на микро-, так и на макроуровне. В микроэко­номических исследованиях анализируются ры­ночные связи между домохозяйствами и фирмами, между фирмами и правительствен­ными учреждениями; изучаются спрос и предложения на рынке определенного товара или услуги; процесс формирования затрат, получения прибыли; стратегия и тактика фирм, ус­ловия равнове­сия на отдельных рынках. В связи с тем, что рынки взаимосвяза­ны, и со­стояние на одном из них может влиять на цены и выпуск продукции на другом, и потому, что один товар может являться производственным ресурсом для другого товара, или из-за того, что два товара оказываются взаимозаменяемыми или взаимодо­полняемыми, необхо­димо рассматривать рынки во взаимодействи­ях, т.е. изучать общее равновесие на рынках.

В макроэкономическом аспекте анализ рыночной системы не менее важен. Теории занятости и безработицы требуют пони­мания того, как действуют рынки рабочей силы; теории инфля­ции рассматривают изменения среднего уровня цен всех товаров и услуг, продаваемых на различных рынках. Важнейший инст­румент рынка, с помощью которого осуществляется обмен това­рами и услугами — деньги, так же, как и процентные ставки, и другие аспекты финансовых рынков, входят в сферу изучения макроэкономики.

Субъекты рыночных отношений. Рынок есть совокупность конкретных экономи­ческих отношений и связей между покупа­телями и продавцами. К покупателям относятся потребители, приобретающие товары и услуги, а также фирмы, покупающие экономиче­ские ресурсы, при помощи которых они производят товары и услуги. К продавцам отно­сятся фирмы, продающие това­ры и услуги, наемные работники, продающие свою рабочую силу, владельцы ресурсов, сдающие в аренду или продающие их. Госу­дарство может вступать в процессы товарообмена и выступать как продавцом товаров и услуг, так и их покупателем.

Таким образом, большинство людей и фирм действуют одно­временно и как про­давцы, и как покупатели, т.е. являются субъ­ектами рыночных отношений.

В экономической теории выделяют три группы основных субъ­ектов рыночных от­ношений: домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство экономическая единица, представленная од­ним или несколькими лицами, которая владеет экономическими ресурсами, продает их или сдает в аренду про­изводителям това­ров и услуг, а на полученные от этих сделок доходы стремится макси­мально удовлетворить свои потребности, покупая товары и услуги для конечного потреб­ления.

Фирма - предприятие, компания или другая хозяйственная организация, пресле­дующая коммерческие цели и для их реали­зации покупающая экономические ресурсы для изготовлений товаров и услуг с целью их продажи и получения прибыли.

Государство это понятие используется в широком смысле и включает в себя:

1) государственное предпринимательство, т.е. деятельность государственных пред­приятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной эко­номики. Государ­ственное предпринимательство осуществляется не только на
коммерческой основе. Сочетание коммерческих и некоммерче­ских начал в разных странах неодинаково;

2) юридическую и политическую власть для осуществления, в случае необходимо­сти, контроля над хозяйственными субъек­тами, и, в частности, рынком в целом, для дос­тижения общест­венных целей;

3) все правительственные учреждения, имеющие юридиче­скую и политическую власть, но действующие порой не как единый орган, что наглядно иллюстрирует противо­речия между законодательной и исполнительной властями:

Каждый участник рынка вступает в экономические отноше­ния, преследуя свои част­ные интересы, которые вовсе не Направ­лены на то, чтобы экономика в целом эффективно функциони­ровала. Продавцы заинтересованы в возмещении затрат и полу­чении прибыли путем удовлетворения платежеспособного спро­са покупателей; покупатели — в получе­нии максимума полезно­сти на свой доход. Координация всех независимо принимаемых решений осуществляется под воздействием рыночного механизма, который осуществляет взаимосвязь и взаимодействие основ­ных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос — это платежеспособная потребность, предложение — произведенный товар, доставленный на рынок, а цена — денеж­ное выражение стоимости товара.

Рыночный механизм обеспечивает доведение решений отдель­ных хозяйствующих субъектов друг до друга, увязку этих реше­ний через систему цен и конкуренцию, взаимо­влияние спроса и предложения.

На экономическое положение субъектов рынка оказывает влияние рыночная конъ­юнктура — соотношение спроса и пред­ложения как по отдельным товарам, так и по то­варной массе и целом. Когда предложение превышает спрос, покупатели имеют возмож­ность сравнивать между собой различные сорта товаров, их цены и оказывать предпочте­ние тому или иному товару. Такая ситуация возможна на рынке покупателей, т.е. на таком рынке, где имеет место конкуренция производителей и продавцов. Если спрос превышает предложение, отсутствует конкуренция между произво­дителями и продавцами; главную роль играет количество товаров и услуг, а не их качество, то это рынок продавца. На та­ком рынке то­варный ассортимент беден, отсутствует предпродажное и после­продажное обслуживание, все продается сразу, с «колес».

Современный рынок является рынком покупателя. В инду­стриально-развитых стра­нах состояние рынка определяет при­оритетное положение потребителей продукции по сравнению с продавцами. В России осуществляется переход от рынка про­давца к рынку покупателей.

При равенстве спроса и предложения цены на товары устанавливаются на уровне общественно необходимых затрат и вы­ступают как цены равновесия. При увеличении спроса и неиз­менном предложении происходит рост цен, результатом чего яв­ляется рост прибыли и приток капитала в отрасли, на товары которых увеличился спрос. Это вызывает приток факторов про­изводства и рост предложения, а увеличение предложения при неиз­менном спросе снижает цену. Таким образом, рыночный механизм восстанавливает нару­шенное равновесие между спро­сом и предложением.

Рынок является самонастраивающейся системой. Саморегу­лирование рынка обеспе­чивается с помощью его механизма. Механизм рынка в различных моделях рынка функ­ционирует неодинаково, однако сущность его одна и та же в любом рынке.

Основной задачей рыночного механизма является формиро­вание рыночной цены. Возможно поэтому, в экономической ли­тературе имеет место отождествление рыночной системы и сис­темы ценообразования. Однако отождествлять рыночную систе­му и систему ценообразования неправомерно, поскольку ры­ночная система включает в себя не только систему ценообразо­вания, но и другие элементы: систему конкуренции, рыночную инфра­структуру, различные рынки, где формирование цены осуществляется по особым законам, и т.д. Рынок и цена — кате­гории, обусловленные товарным производством. При этом пер­вичен рынок, а цена т- вторичная категория.

Рыночная цена — это инструмент выравнивания интересов продавцов и покупате­лей, уравновешивающий спрос и предложение. В результате формирования рыночной цены покупатели приобретают то, что хотели бы иметь по данной цене. Продавцы, соот­ветственно, продают все то, что хотели реализовать по дан­ной цене. В итоге сделки ока­зываются выгодными для обеих сторон. Сформировавшиеся под воздействием спроса, предложе­ния, конкуренции рыночные цены оказывают огромное воздей­ствие на все сто­роны хозяйственной жизни, выполняя ряд суще­ственных функций.

Информативная функция. Динамика рыночных цен на потре­бительские товары и услуги, рабочую силу, инвестиционные то­вары и производительные услуги, на капитал и другие объекты рынка дает участникам производства, потребителям, посредникам объек­тивную информацию об общественно необходимом коли­честве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок; характеризует возможности производства, по­зволяет ка­ждому субъекту рыночных отношений сверять собственные воз­можности с ме­няющимися условиями рынка.

Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в том, что цены могут оказы­вать поощрительное или сдерживающее воз­действие на производство и потребление раз­личных видов това­ров и услуг. Цены стимулируют научно-технический процесс, эко­но­мию затрат факторов производства, улучшение качества продук­ции, совершенствование структуры производства и потребления.

Распределительная функция. С помощью цен осуществляется распределение и пе­рераспределение национального дохода меж­ду отраслями, различными формами собст­венности, регионами, фондом накопления и фондом потребления, социально-эконо­миче­скими группами. Рост цен — это сигнал к расширению про­изводства, падение — сигнал к его сокращению. В результате из­менения цен стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических про­порций.

Учетная функция. Цены показывают, во что обходится обще­ству удовлетворение конкретной потребности. В этой функции цена служит средством исчисления всех стои­мостных показате­лей как количественных (валовой внутренний продукт, нацио­нальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм и др.), так и качественных (рентабель­ность, производительность, фондоотдача и др.).

Функция сбалансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, пред­ложением и спросом.

Функция цены как критерии обособления хозяйственной дея­тельности. При прочих равных конкретных технологических, от­раслевых и других условиях формы обо­собления зависят от со­отношения рыночных и нерыночных трансакционных издержек. Если предельные затраты использования ценового механизма выше предельных затрат использования иерархии, то обособление хозяйственных субъектов будет происходить или по пути верти­кальной интеграции (фирма будет распространять свою деятель­ность «вверх», от начальных стадий кооперации к конечным, или «вниз», от конечных стадий к начальным), либо пойдет по пути диверсификации, т.е. проникновения фирмы в разно­родные, тех­нологически не связанные между собой отрасли (фирма получает, минуя ста­дию опосредованной кооперации, денежные, кредитные и другие ресурсы). Если предель­ные затраты использования ие­рархии будут выше предельных затрат использования цено­вого механизма, то будет происходить обратный процесс.

Санирующая функция цены. Эта функция сводится к вымыва­нию неконкуренто­способных предприятий и свертыванию уста­ревших производств.

2. Конкуренция в рыночной системе

Важнейшим признаком рынка является его конкурентный характер. Это означает, что в рыночной системе каждый субъект выступает как конкурирующая сторона по отно­шению ко всем остальным субъектам. Конкуренция в широком смысле означает возмож­ность выигрыша в соревновании, в узком — обладание свойствами, создающими преиму­щества для участника эконо­мического соревнования.

Конкуренция обусловлена, во-первых, безграничными по­требностями людей и огра­ниченными ресурсами, которыми располагает общество; во-вторых, суверенным правом каждого субъекта рыночных отношений на реализацию своего экономи­ческого потен­циала, что неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставлен­ных целей за счет ущем­ления интересов других.

Во всем многообразии конкурентных отношений можно вы­делить три уровня: 1) микроуровень, где объектами конкурент­ной борьбы выступают виды продукции, произ­водства, качество товаров и услуг, цены; субъектами — отдельные фирмы; 2) ме-зоуро­вень — объектами конкурентной борьбы являются сферы наиболее выгодного приложе­ния капитала; субъектами — отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конгло­мератного типа; 3) макроуровень, воплощающий общее состоя­ние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестици­онный климат, налоговый режим, тарифно-та­моженную поли­тику и др.; субъекты — народнохозяйственные комплексы.

Конкуренция в рыночной экономике выполняет следующие функции:

• нацеливает на создание каких-либо новых компонентов ры­ночных отношений, кото­рые обеспечивали бы превосходство над соперниками (новая продукция, включая субституты, новые формы технологии и организации производства, но­вые методы распре­деления и сбыта и т.д.);

• способствует модернизации производства;

• стимулирует повышение качества продукции, видоизменение ассортиментного на­бора товаров и услуг, оказание дополни­тельных услуг, связанных с гарантийным обслу­живанием.

Выделяют две основные группы методов конкуренции: цено­вые и неценовые. Цено­вая конкуренция — это соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации опре­деленной про­дукции, снижения цен на эту продукцию без из­менения ее ассортимента и качества. Неце­новая конкуренция предполагает создание различий в качестве товаров и услуг. Она вклю­чает: изменение свойств продукции; придание продукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой про­дукции для удовлетворения потребностей, не существовавших ранее; обновление свойств товара; придание товарам свойств, являю­щихся символом моды; совершенствование ус­луг дополнитель­ного характера, связанных с гарантийным обслуживанием, де­монстра­цией, установкой,и др.

Следует различать два термина: конкурентную борьбу, под ко­торой понимается сте­пень соревновательности фирм, и конку­рентность рынка, которая характеризует рыноч­ную структуру. Понятие рыночной структуры отражает важнейшие аспекты рын­ка — ко­личество фирм в отрасли, количество покупателей това­ров и услуг, тип производимого продукта, возможности для вхо­да в отрасль и выхода из нее, способность фирм воздейст­вовать на спрос и др.

Анализ аспектов рынка позволяет выделить важнейший кри­терий конкурентности рынка — наличие или отсутствие у фир­мы рыночной власти.

Рыночная власть означает способность продавца или покупа­теля влиять на цену то­вара. На основе этого критерия выделяют рынки совершенной конкуренции и несовер­шенной конкуренции.

Совершенная конкуренция — это организационная структура рынков, характери­зующихся большим количеством покупателей и продавцов, свободным вступлением и выходом, равным досту­пом к информации и однородным продуктом, в связи с чем от­дельный предприниматель не имеет возможности влиять на цену.

Несовершенная конкуренция — форма организации тех рын­ков, где производители могут влиять на рыночную цену, повы­шая или понижая ее. По степени полноты рыночной власти вы­деляют монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.

Рыночная система характеризуется высокой степенью неоп­ределенности. Рынок сводит вместе экономически свободного продавца и экономически свободного покупа­теля. Экономически , свободные субъекты рынка могут покупать или отказываться от по­купки, продавать или отказываться от продажи, диктовать свои цены, условия сделок и т.д. При этом выгода одних может обернуться убытком других, а равная экономическая свобода субъектов рынка неизбежно порождает экономический риск.

Причинами экономических рисков в рыночной экономике являются:

• вероятностный характер рыночной ситуации.' Товаропроиз­водитель в погоне за при­былью стремится предугадать спрос, продать продукцию по высоким ценам. В то же время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство непер­спективных товаров, не пользующихся спросом, произвести товаров больше, чем требу­ется и т.д.;

• стихийные бедствия, которые могут снизить качество, про­изводительность капиталь­ных ресурсов фирмы, а то и во­все их уничтожить;

• неблагоприятное стечение обстоятельств, связанное с воз­можными нарушениями производственного процесса, про­стоями, прерыванием основной деятельности и др.;

• нарушение обязательств со стороны других участников хо­зяйственной деятельно­сти (неплатежи заемщика, отказ по­купки или продажи товаров, несоблюдение сроков по­став­ки сырья, материалов, оборудования);

• изменение цен, налогов, условий и порядка амортизации, что может вызвать умень­шение прибыли, остающейся в рас­поряжении фирм;

• изменение политической ситуации, колебания валютных курсов;

• преступная деятельность, мошенничество служащих при ис­полнении ими своих обязанностей;

• изменения в законодательстве, несовершенство законода­тельства, неправиль­ное его применение государственными органами, несовершенство су­дебной системы;

• наступление экономических кризисов, спадов производства.

Несмотря на то, что риск в хозяйственной деятельности - обычное явление, в эконо­мической литературе нет единого оп­ределения экономических рисков.

Риск рассматривается как опасность, угрожающая успешному результату, как нега­тивное отклонение от поставленной цели. Сле­дует отличать экономический риск от аван­тюры, которая пред­полагает принятие решений без учета условий, возможностей, реаль­ных сил в расчете на случайный успех. Как правило, аван­тюра обречена на провал, по­скольку строится на необоснован­ном риске.

Высокая степень неопределенности в развитии рыночной экономики порождает раз­личные виды экономических рисков. С учетом видов предпринимательской деятельности выделяют риски:

• производственный, связанный с осуществлением любых видов производст­венной деятельности;

• коммерческий, связанный с процессом реализации това­ров и услуг;

• финансовый, возникающий в сфере отношений рыночных субъектов с кредит­ными и финансовыми институтами.

По источнику возникновения различают риски:

• собственно хозяйственный;

• связанный с личностью человека;

• обусловленный природными факторами.

Развитие рыночных отношений в России открыло широкий простор для хозяйствен­ной инициативы, когда каждый предпри­ниматель действует на свой страх и риск. Хозяй­ственную дея­тельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости экономической среды. Вероятность убытков и потерь возрастает, вместе с тем усиливается необходимость страховой защиты от различных не­благоприятных явлений и случайностей.

Возникновение страховых отношений связано с развитием товарного производства и становлением рыночной системы хо­зяйствования. Страхование реализует общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и слу­чайностей. Наличие вероятностного, случайного характера наступления неблагоприятных событий предопредели­ло возмещение материального ущерба путем его распределения между отдельными собственниками на солидарной основе. На зтих принципах осуществ­ляется взаимное страхование участни­ков общественного производства и в современных условиях.

3. Структура и инфраструктура рынков

Структура рыночной системы это совокупность взаимо­связанных количест­венных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характери­зующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыноч­ной системы как единого целого.

Признаками любой структуры, в том числе структуры рыночной системы, являются:

• тесная связь между ее элементами;

• определенная устойчивость внутренних связей;

• целостность, совокупность данных элементов.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и слож­ной структурой, для ха­рактеристики которой используют разно­образные критерии, позволяющие расчленять ры­ночную систе­му и выделять систему рынков по различным признакам.

По территориальному признаку можно выделить следующие системы рынков:

• местный (локальный) рынок;

• региональный рынок;

• национальный рынок;

- мировой рынок.

По специфике функционирования рыночного механизма и полно­те его регули­рующих функций, выделяют:

• неразвитый рынок, который характеризуется тем, что ры­ночные отношения в нем но­сят случайный характер; об­мен товарами и услугами — товарный (бартерный); функ­ции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию сис­темы стимулов;

• свободный (совершенный) рынок, предполагающий неог­раниченное число участни­ков рыночных отношений, сво­бодную конкуренцию между ними, возможность осущест­влять любую хозяйственную деятельность, абсолютную мо­бильность факторов производства, неограниченную свободу передвижения капитала, наличие у каждого уча­стника пол­ной информации о рынке, производство однородных това­ров, невозможность влиять на решения конкурентов не­экономическими методами, невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм высту­пает единственным регу­лятором экономических и соци­альных процессов. Поэтому свободный рынок — это абст­ракция, поскольку условиям такого рынка не отвечает ни­какая государственность;

• регулируемый рынок, в котором наряду с рыночным ме­ханизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок — это результат гуманизации об­ще­ства. Государство стремится смягчить удары рынка по ин­тересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному
труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные от­ношения приводит к их деформации;

• деформированный рынок — существует в условиях команд­но-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие мно­го­образных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; на­туральное распределение факто­ров производства; монополизм производителя и торговца;

• несбалансированность спроса и предложения в сторону спроса; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики;

• попытка усиления региональных рынков и др.

Регулирова­ние экономики в условиях деформированного рынка осу­ществляется го­сударством путем централизованного, ди­рективного планирования.

Постепени ограничения конкуренции выделяют:

• рынок свободной (совершенной) конкуренции, в котором покупатели и продавцы не имеют рыночной власти;

• рынок монополистической конкуренции, где фирмы имеют незначительную рыноч­ную власть, основанную на диффе­ренциации товара или услуги;

; • олигополистический рынок, в котором фирмы имеют зна­чительную власть, по конкуренции сохраняется и порою бы­вает весьма разрушительной;

• рынок чистой монополии, где фирма контролирует всю от­расль и выступает единст­венным продавцом;

• рынок монопсонии со множеством продавцов и лишь од­ним покупателем;

• смешанный рынок.

Монополия и моюшсония в чистом виде — редкое явление, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Поэтому целесообразно говорить о рынках, приближенных к монополии и монопсонии.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. По­этому функциональ­ная структура обязательно предполагает наличие трех его основ­ных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы. Каждый из этих рынков имеет свою, специфиче­скую структуру. Так, рынок товаров и услуг распада­ется на мно­жество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, тури­стических услуг и т.д.); рынок капитала — на ры­нок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы — на рынок квалифицированной и неквалифицированной ^ рабочей силы, на рынки по отдельным специальностям.

Вся рыночная система формирует свою инфраструктуру, т.е. совокупность инсти­тутов, систем, служб, предприятий, обслу­живающих рынок и обеспечивающих нормаль­ный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

• облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

• повышает эффективность и оперативность работы субъек­тов рынка;

• организует оформление рыночных отношений;

• облегчает экономический и юридический контроль.

Основными элементами инфраструктуры современного рын­ка товаров и услуг явля­ются товарные биржи, предприятия оп­товой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посредниче­ские фирмы; денежного рынка — банки; рынка ценных бумаг — фондовые биржи; рынка труда — биржи труда.

Рыночная инфраструктура ускоряет кругооборот ресурсов, благ и доходов в рыноч­ной экономике.

Модель кругооборота демонстрирует сложное, взаимосвя­занное переплетение про­цессов принятия решений и экономи­ческой деятельности. Домохозяйства и предприятия присутст­вуют на обоих основных рынках, но в каждом случае в разных качествах. На ре­сурсном рынке домохозяйства выступают как владельцы и поставщики экономических ресурсов, а предпри­ятия — как покупатели; на рынке благ они меняются позициями. До­ходы домохозяйств от продажи экономических ресурсов служат основой потребительских расходов, которые формируют выручку фирм. Часть выручки фирм направляется на по­купку экономических ресурсов и превращается в доходы домохозяйств. Так осуществля­ется непрерывный процесс кругооборота ресур­сов, благ и доходов в рыночной экономике (рис. 1).

Рис. 1. Модель кругооборота ресурсов, благ и доходов

4. Преимущества и недостатки рынка

Как и любое экономическое явление, рыночный механизм имеет преимущества и недостатки.

Важнейшими преимуществами рынка являются:

• функционирование как саморегулирующийся механизм, который через цены на ос­нове спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство;

• эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производ­ство товаров, пользующихся спросом;

• высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 70-е годы в За­падном мире вызвало внедрение ресурсосберегающих тех­
нологий, поиск альтернативных источников энергии;

• возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информа­ции (достаточно иметь информа­цию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономиче­ских ресурсов для нормального хозяйствования);

• рыночная экономика — бездефицитная экономика. В лю­бых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения;

• создание рынком мощной системы стимулов;

• широкое использование достижений НТР. В погоне за при­былью товаропро­изводители внедряют в производство но­вейшие достижения науки и тех­ники, и конкуренция де­лает этот процесс непрерывным;

• обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, ко­торые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

• способность быстро и эффективно удовлетворять разнооб­разные потребно­сти людей;

- рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме.

К недостаткам рынка относятся:

- автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а путем метода проб и ошибок, в результате чего об­щество может нести существенные потери;

• рынок не создает стимулы для производства товаров и ус­луг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);

• неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;

• игнорирование рынком возможных негативных для обще­ства последствии принимаемых решений;

• рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной эконо­мике получают только владельцы экономи­ческих ресурсов. Инвалиды, дети, пен­сионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство долж­но решать социальные проблемы;

. отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет сред­ства для теоретических исследований;

• нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъ­юнктуры чередуются с ее падением.

Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмеша­тельства государства в рыночные отноше­ния. Государство берет на себя функции, кото­рые принципиаль­но не может выполнять рыночный механизм:

1) обеспечивает экономику нужным количеством денег и ре­гулирует денежное обраще­ние в стране;

2) обеспечивает сохранность рыночного механизма, регулирует так называемые «внеш­ние», или побочные, эффекты;

3) организует производство благ для удовлетворения коллективных или обществен­ных потребностей.

Государство может регулировать и ряд проблем социально-экономического харак­тера, которые рынок может решить лишь отчасти. Это проблемы доходов, освоения дос­тижений науки и техники, занятости. Воздействуя на перечисленные процессы, государ­ство создает условия для нормальной работы рынка, обес­печивает защиту рыночного ме­ханизма от экономических, со­циальных и политических потрясений, хотя и не гаранти­рует их полного устранения.

В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать су­ществующие внутри рыночного механизма связи, обеспечивающие способность рынка к саморегуляции. По­этому предпочтение должно отдаваться экономическим методам регу­лирования, т.е. фискальной, кредитно-денежной и социальной политике. Натуральное распределение ресурсов, административное ценообразование, директивное планирование должны быть исклю­чены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием ры­ночной экономики.

Закономерным процессом являются изменения форм, границ и роли государствен­ного вмешательства в экономику. В зависи­мости от ситуации возможны как усиление экономической роли государства (например, при обеспечении широкомасштабной струк­турной перестройки хозяйства в чрезвычайных условиях), так и признание ограниченно­сти его экономических возможно­стей с последующим сокращением государственного сектора.

5. Условия формирования и функционирования рынка

Рынок создается не на один день. Это форма организации хозяйствования формиро­валась веками и доказала свою эффек­тивность, следовательно, она должна существовать и развиваться и в будущем. Чтобы это произошло, нужно уже сейчас сформи­ровать условия, которые послужат основой нормального функ­ционирования и развития рыночного хозяй­ства.

Переход к рыночным отношениям — сложный процесс, кото­рый прошел в целом ряде стран. Человечеством накоплен опре­деленный опыт, выявлены закономерности ста­новления рынка, которые необходимо использовать и у нас. Условий нормально­го функ­ционирования рынка много, но из них можно выделить три основных. Для того, чтобы рынок начал функционировать как самостоятельная полноправная система, необходимо иметь многообразные формы собственности, располагать резервом факторов производ­ства и создать рыночную, инфраструктуру.

Главное условие перехода к рынку — изменение отношений собственности, созда­ние многообразия форм собственности. Лю­бая форма собственности, стимулирующая предпринимательст­во, конкуренцию и дальнейшее развитие рыночных отношений, должна иметь право на существование.

Практика рыночных отношений убедительно показала, что в современных условиях наиболее эффективной является акцио­нерная форма собственности. Это предопределя­ется следующими факторами.

1.Акционерная форма собственности через продажу акций бы­стро мобилизует значи­тельный капитал и способствует поддер­жанию пропорции между спросом и пред­ложением. Вспомните механизм рынка, его основной движущий момент и основной
показатель — цены. Если спрос опережает предложение, то цены растут и необходимо расширять производство. Рост цен и соответственно увеличение нормы прибыли привле­кают в дан­ную отрасль дополнительные капиталы. Выпущенные акции тут
же находят своего покупателя, а в производство вливается допол­нительный капитал, ко­торый используется на расширение.

2.Акционерный капитал демократизирует экономику. Те про­блемы, которые мы пыта­емся решить с 1986 г. — проблемы де­мократизации производства и управления — получат новые воз­можности для своего решения. Владея акциями своего предпри­ятия, любой работник заинтересован в повышении эффективно­сти производства, росте при­были. Он будет участвовать в поиске резервов развития и в оптимизации управления. В развитых стра­нах большинство работников каждого предприятия владеют его
акциями, и какую-то часть доходов они получают в форме ди­видендов, причем эта часть постоянно увеличивается;

3.Акционерная собственность стимулирует развитие дивер­сификации производства. Диверсификация — это форма коопе­рирования, предполагающая вложение капитала в любую от­расль. Например, любая крупная компания может позволить се­бе (и она это де­лает) вложить полученную прибыль не только в свое производство, но и в строительство спортивных сооруже­ний, покупку гостиниц и ресторанов, в содержание бензоколо­нок, в производство обуви и медицинского оборудования, кон­дитерских изделий и металлоре­жущих станков, словом, туда, где можно получить дополнительную прибыль. Что это дает?

Много: для фирмы — стабильность доходов (если плохо идет дело в одной отрасли, прибыль в другой поможет исправить общую картину), для производства — дополни­тельные капиталы из других отраслей, для рынка — увеличение его плотности (т.е. массы и ассортимента товаров). /

Перечисленные факторы показывают, что акционерная соб­ственность — наиболее рациональна с точки зрения развития современного рынка. Но, чтобы создать акционер­ное общество, необходимы акционеры, т.е. люди, покупающие акций в частную собствен­ность. Поэтому частная собственность служит как бы предпосылкой, исходной формой создания акционерной. В на­шей стране начинать нужно было именно с частной собствен­но­сти: восстанавливать ее право на существование, право иметь каждому человеку в соб­ственности любой фактор производства. Данная проблема неразрывно связана с другой — разгосударст­влением экономики, денационализацией, приватизацией. Эти три понятия в нашей периодической печати часто отождествля­ются друг с другом. В действительности — это явления разные, и нужно четко представлять различия между ними.

Разгосударствление предполагает сокращение доли государст­венного сектора в эко­номике. Добиться этого можно не только денационализацией или приватизацией. Предпо­ложим, что доля государственного сектора составляет 90%, а остальное произво­дят коо­перативы, колхозы и индивидуальные, частные предпри­ятия. Если на следующий год доля кооперативов, колхозов и ча­стных предпринимателей увеличилась, то на государственный сектор будет приходиться 85%, потом 80% и т.д. Начался про­цесс разгосударствления. Этот процесс можно стимулировать че­рез налоговую систему, инвестиционную политику, совершенст­вование хозяйственного права.

Денационализация — продажа ранее национализированных государством предпри­ятий и их акций в собственность частным компаниям, акционерным обществам и т.п.

Для того, чтобы денационализация прошла эффективно, нуж­но выполнить ряд усло­вий.

1. Четко определить субъект собственности. Несвоевременное решение этой про­блемы в нашей стране привело к тому, что предприятия, недвижимость, принадлежащие народу, за бесце­нок перешли в руки бывших партаппаратчиков и работников исполкомов разных уровней. Организованный Фонд государст­венного имущества несколько разрядил обстановку, хотя и не решил проблему. Опыт стран с рыночной экономикой (которые за последние годы очень много государственного имущества де­национализировали) показы­вает, что наиболее рациональной ор­ганизацией такого типа являются холдинги, которые лучше всего создавать на уровне отдельных регионов. Они должны на основе экспертных оценок определять продажные цены предприятий, выступать держателями (хранителями) акций каждого предпри­ятия и продавать их, когда будет принято решение об их продаже.

2. Законодательно установить механизм распределения акций денационализируемых предприятий. Во всех развитых странах в этом случае выделяется доля, которая обяза­тельно продается определенной группе потенциальных покупателей: работникам данного предприятия (причем, по ценам, значительно ниже но­минала), иностранным фирмам, на­циональным фирмам, жите­лям страны, финансовым институтам страны. В данном случае продолжается процесс демократизации производства, привлекаются иностранные капи­талы, а значит, и технологии, развивает­ся процесс диверсификации и привлечения сво­бодных денеж­ных капиталов.

Результат денационализации выражается в демонополизации экономики, демократи­зации отношений собственности, получе­нии противоинфляционного эффекта, причем он возникает по двум направлениям:

• ослабляется нагрузка на бюджет, так как проданные пред­приятия снимаются с бюд­жетного финансирования и до­таций;

• посредством продажи акций изымаются из оборота свобод­ные наличные деньги.

Процесс акционирования в нашей стране показал недостатки, над которыми надо ра­ботать, чтобы получить максимальный со­циально-экономический эффект. Не продуман до конца меха­низм распределения средств, полученных от акционирования (они в основном идут в государственные фонды на решение социаль­ных задач). Конечно, это важно, осо­бенно в условиях, в которых находится страна в последние годы, и, понятно, что у госу­дарства не хватает средств для обеспечения социальной помощи населе­нию и выплаты пенсий. В то же время нельзя забывать и о дру­гой стороне проблемы. Дело в том, что ак­ционированные про­мышленные предприятия требуют коренной реконструкции. Они не смогут прибыльно работать на имеющемся изношенном, мо­рально устаревшем оборудо­вании, и тем более не смогут переоснащать производство, на выпуск продукции,, требуе­мой рынком. А это означает, что они обречены на банкротство. Последствия это­го тоже должны быть понятны: прекращение выпуска продукции, новый отряд безработных, ко­торых нужно содержать и трудоуст­раивать, не говоря уже о том, что поступлений в бюд­жет от этого предприятия не будет.

Другая проблема связана с субъектами акционерной собст­венности. Акционирова­ние предполагало, что основными хозяе­вами предприятий станут трудовые коллективы. Но, в соответ­ствии с правилами акционирования, реальными хозяевами про­изводства могли стать коллективы только тех предприятий, ко­торые акционировались по второму варианту. В этом случае коллектив получил бы 51% акций. Однако по этому варианту коллектив не получает никаких льгот, наоборот, условия акцио­нирования очень жесткие. Для того, чтобы выкупить такой па­кет, каждому члену коллектива нужно было заплатить значи­тельную сумму (особенно это касалось крупных предприятий).

Учитывая условия, в которых живет народ, когда накоплен­ные за долгие годы сбе­режения, хранимые в сберегательном банке, фактически пропали, цены постоянно растут, и вся полу­чаемая заработная плата практически идет на текущее потребле­ние, сделать это очень сложно. Нужных для выкупа акций денег у трудящихся просто не было и нет. В связи с этим не выкуп­ленные коллективом акции перешли в распоряжение фонда имуще­ства и были выставлены на аукционную продажу, где их смогли скупить представители того небольшого слоя населения, который сумел, используя служебное положение и госу­дарст­венную собственность, сколотить частный капитал. В итоге кол­лективы перестали быть хозяевами на своем производстве.

Таким образом, процесс акционирования породил новые со­циально-экономические проблемы, которые нужно решать, не откладывая.

Под приватизацией как одной из форм денационализации понимается покупка госу­дарственной собственности отдельны­ми .частными лицами. Как показала практика, у нас возможна такая приватизация, в основном в сфере торговли и услуг.

Второе условие формирования рынка — создание резервов факторов производства. Развиваться и реализовать преимущества рыночного механизма возможно только тогда, когда в обществе есть резервы средств производства и рабочей силы, поскольку для того, чтобы восстановить равновесие спроса и предложения в условиях роста цен, нужны не только дополнительные капиталы для вложений в производство, но и дополнительные факторы производства, которые можно купить на вложенные капиталы.

Вопрос со средствами производства решается проще: на прак­тике есть три пути ре­шения проблемы:

• купить дополнительные средства производства;

• повысить мощность производственной базы за счет внедре­ния новых технологий;

• иметь на предприятиях резерв средств производства. Первый путь связан с дополни­тельными затратами времени, так как оборудование нужно заказать, купить, уста­новить, иногда необходимо построить новые помещения, а самое главное, покупается то оборудование, которое в настоящий момент есть на рынках, и, как правило, такое же, как действующее, а это воспроизводит старую структуру производства. Поэтому эффективнее осуществлять различные комбинации двух последних путей: модернизацию технологиче­ских процессов и использование резервных мощностей. Обычно такие резервы в виде ус­тановленного, но временно не работающего оборудования, есть на каждом предприятии.

Гораздо сложнее решается проблема резерва рабочей силы. Здесь речь идет не только о дополнительных людях, вовлекае­мых в производство, но и о безработице. Все признают, что без­работица — отрицательное явление в рыночной экономике, но это и объективная необходимость. Нужно иметь в виду, что в со­временных условиях безрабо­тица не та, о которой писал К. Маркс полтора века назад. Появляется новый фактор безра­ботицы — повышенная мобильность рабочей силы: люди ищут более вы­годное место ра­боты, меняют специальность, проходят переква­лификацию и т.п. Это так называемая пе­реходная, или фрикци­онная, форма безработицы, связанная с демографической си­туацией, с размещением производительных сил, с поисками че­ловеком возможностей самовыраже­ния и решения своих эконо­мических проблем. В развитых странах существует также струк­турная безработица, она возникает при крупных структурных изменениях в нацио­нальном хозяйстве. Поскольку изменение структуры для нашей экономики объективно необходимо, у нас будет возникать и эта форма безработицы.

В любом случае все формы безработицы являются дополни­тельным источником ра­бочей силы для функционирующих предприятий при расширении производства. И нужно иметь в виду, что рыночная экономика не может обеспечить 100-про­центную занятость, да это и не нужно. Нужен постоянный ре­зерв рабочей силы в виде безработицы. Однако это не означает, что всех ждет место в резервной армии труда. Как правило, рис­ку стать безработными подвержены в большей мере лишь опре­деленные категории занятых. В первую очередь — это недобро­совестные, неквалифицированные работники, работники уста­ревших профессий, не имеющие опыта и т.п. В то же время добросовестный квалифи­цированный работник, если и оказыва­ется без работы, то очень непродолжительное время. Как прави­ло, он всегда сможет найти себе работу, но вот условия найма он будет выби­рать. Все эти моменты относятся к нормально функционирующей рыночной экономике, а вот в период ее ста­новления проблема безработицы резко обостряется, так как пе­реход к новому типу хозяйства всегда сопровождается спадом производства.

Третье условие создания рынка и его нормального функцио­нирования — наличие рыночной инфраструктуры. У нас есть лишь отдельные элементы этой сферы, которые тоже нуждаются в ре­конструкции. По сути, инфраструктуру в России нужно созда­вать за­ново.

Для рынка товаров и услуг у нас существует только рознич­ная торговля, но сеть ма­газинов явно недостаточна, их структура, количество, специализация и качество обслужи­вания далеки от идеала. Даже возникшая сеть частных магазинов не решает про­блемы, ибо цели их создания и функционирования односторонни, а условия работы не стимули­руют конкуренции. Структура оптовой торговли находится в стадии становления, ведут ее в ос­новном бывшие структуры Госснаба, модифицированные в ком­мерческие фирмы, час­тично — сами производители и небольшие частные фирмы. Торговля ведется прямо с предприятий или баз; оптовые магазины по-прежнему отсутствуют.

Для рыночной экономики, ее нормального функционирова­ния очень важна система товарных бирж. Их основная задача — упорядочение рынка сырья и других товаров. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих в дан­ный мо­мент ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания, т.е. она служит регулирующим зве­ном между производителем и по­требителем. В России проделана определенная работа по созда­нию товарных бирж — специализированных, региональных, универсальных. Они практически все начали функционировать, но в отличие от товарных бирж в развитой ры­ночной экономике, они продавали только товары, которые были у них в наличии.

На самом деле современная товарная биржа — это рынок кон­трактов на поставку продукции в будущем периоде при относи­тельно небольших объемах реальных продаж. Экономическая роль биржи в том, что она способствует стабилизации цен, инст­рументами которой выступают механизм функционирования биржи и устоявшиеся правила биржевой торговли. Одно из ос­новных правил — гласность заключения сделки. Продавцы объ­яв­ляют количество предлагаемых товаров для поставки, условия поставки и цены. После того, как с покупателем достигнута дого­воренность, основные положения заключенного контракта фик­сируются на специально установленных в залах стендах.

На каждой бирже происходит публичное установление цен на начало и конец дня, причем существуют определенные пра­вила, ограничивающие колебания цен в течение одного дня! Биржа постоянно осуществляет сбор и обработку информации о возможных поставщиках товаров, о потребностях в них у потре­бителей, делает прогнозы о будущих потребностях и ценах. По­мимо того, что биржа осуществляет контроль за качеством про­даваемых партий товаров и одновременно с производителем-' поставщиком несет ответст­венность за нарушение условий кон­тракта, она вырабатывает стандарты на товары, реги­стрирует торговые марки фирм, допущенных к участию в биржевой тор­говле. Отечест­венные биржи эти функции практически не вы­полняли и, по сути, являлись оптовыми ма­газинами по продаже отдельных видов сырья. Именно поэтому большинство из них про­существовало недолго.

Рынок не может существовать без определения будущих по­требностей, спроса на отдельные виды товара, так как в современ­ных условиях это привело бы к значительным убыткам и даже по­ставило бы вопрос о правомерности существования отдельных фирм. Такой работой занимаются специализированные организа­ции и подразделения внутри фирм, которые выполняют функции маркетинга. В России маркетинг практически только зарождается.

Наиболее общее определение маркетинга, встречающееся в экономической литера­туре, характеризует его как предвидение, управление спросом на товары, услуги, органи­зации, рабочую силу, территории и идеи посредством обмена. С позиций фирмы или предприятия маркетинг можно определить как комплекс­ную систему организации и управления производственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентирован­ной на удовлетворение конкретных потребителей и определенных групп покупателей. Здесь отражен один из главных принципов марке­тинга — адресность производства, т.е. производство продукции для конкретного потребителя, определенного предварительно.

Высшей целью современного маркетинга является не просто удовлетворение кон­кретных потребностей покупателя, а ком­плексное решение его проблем на основе анализа достаточно точной информации о наиболее существенных аспектах деятель­ности потре­бителя, его целях, достижениях и намерениях. Речь идет не только о продукции, но и о системе взаимосвязанных продуктов и услуг, на производство которых ориентирует свою деятельность производитель.

Создание рыночных отношений в стране требует выработки собственных концепций маркетинга. Необходимость этого для промышленных предприятий назрела давно. Сейчас они рабо­тают практически вслепую, только благодаря сложившимся ра­нее хозяйственным связям. Но и эти связи постепенно разруша­ются из-за монопольно взвинченных постав­щиками цен на свою продукцию, перепрофилирования их на выпуск более выгодных на сегодняшний день товаров. Очевидно, что такая практика не может привести к увеличе­нию объемов производства и сбыта.

Государство должно взять на себя стратегическое управление промышленным ком­плексом и ни в коем случае не самоустра­няться от этого под предлогом акционирования предприятий. Правильнее будет бороться с монополизацией, создавая благо­приятные эко­номические условия для развития частного бизнеса, для долгосрочных иностранных инве­стиций. В таком случае на российском рынке появятся сильные, дееспособные конку­ренты.

Рынок рабочей силы предполагает наличие биржи труда. По­следняя должна вести учет свободных рабочих мест, количества и структуры безработных, помогать им в поис­ках работы, выпла­чивать пособия, обеспечивать переквалификацию кадров в соот­ветст­вии со спросом на рабочую силу, организовывать общест­венные работы.

Рынок капитала требует создания фондовых и валютных бирж. Работа в этом на­правлении в нашей стране фактически только начинается.

Помимо частной инфраструктуры, соответствующей опреде­ленному виду рынка, не­обходимо создание инфраструктуры об­щего назначения. Речь идет о создании кредитной, банковской, денежной систем, способных обеспечить нормальное функцио­нирование рынка. Без этого не сможет работать ни один рынок, а, кроме того, данная инфраструк­тура, сама не являясь продуктом рынка, в то же время обеспечивает его единство, целост­ность в масштабах страны и в связях с другими странами, Функции создания такой ин­фраструктуры и ее поддержания может вы­полнить только государство.

Одновременно с созданием условий функционирования рын­ка, о которых мы гово­рили выше, необходимо рассмотреть еще целый комплекс проблем, без решения которых рынок сущест­вовать не может.

Одна из главных проблем — демонополизация экономики. Мо­нополия проявляется в различных формах. Так, типичный вид монополии — это монополия производителя. С первых лет со­ветской власти в нашей стране- стали строить предприятия-гиганты, кото­рые изначально становились единственными производителями определенного вида про­дукта, т.е. создавали мо­нополии. Последствия этого известны — рост цен, снижение каче­ства продукции, сдерживание научно-технического прогрес­са. Кроме того, сбои в работе таких предприятий-монополистов неизбежно приводят к сбоям в смежных отраслях и к нарушени­ям в функционировании всего национального хозяйства.

Помимо этой формы для нашего хозяйства было характерно наличие своеобразных монополий: монополии государственной собственности и монополии распределения. На­чиная борьбу с монополиями, нужно помнить одно правило: монополизиро­ванная эконо­мика может управляться только административны­ми методами. Поэтому, если разрушить административную сис­тему полностью раньше, чем искоренить монополии, то это мо­жет сделать экономику неуправляемой. Отдельные факты по­добного явления мы наблюдаем сейчас. Поэтому борьба с моно­полиями, т.е. демонополизация, должна проводиться через соз­дание действенных, непротиворечивых законов о конкуренции, о предпринимательстве и др. Такие документы должны ставить монополизм вне закона. В них должно быть отра­жено, что если предприятия уличены, например, в сговоре о ценах или разделе сфер влия­ния, если на рынке проявляются монопольные тен­денции (ваша продукция — 90% рынка, цены не меняются, ка­чество не улучшается и пр.), то вас могут привлечь к суду.

Недостаточно только создать законы, нужно иметь организа­ции и институты, реали­зующие их и несущие ответственность за их исполнение. У нас только принимают законы об экономике, но реализацию их часто пускают на самотек. В развитых странах функции реализации законодательных актов возложены на от­раслевые министерства.

Все перечисленные мероприятия должны осуществляться в рамках разработанной антимонопольной политики. Необходимо прежде всего выделить объект демонополиза­ции. В любой эко­номике могут существовать так называемые естественные моно­полии (например, единая сеть железных дорог, газопроводы, единая энергосистема и пр.). Это такая сфера деятельности, пе­ревод которой на рыночные отношения в силу ряда технико-экономических свойств производства может привести к сниже­нию эффективности ее функционирования.

При переходе к рынку нужно вести борьбу с мафией и кор­рупцией, с новыми фор­мами существования теневой экономики, которая строится на сокрытии доходов от нало­гообложения и на фальсификации торговой марки.

Развивать рыночную экономику можно только при условии развитых контактов с мировым рынком, с другими странами. Пу­ти развития внешнеэкономических отношений могут быть раз­личными: внешняя торговля; создание совместных предприятий и свобод­ных экономических зон; всемерное привлечение ино­странного капитала; развитие валют­ных отношений. Но все эти процессы замыкаются на проблемах, которые надо решать: это конвертируемость рубля и государственные гарантии, соблюде­ние норм международного хозяйственного права. К сожалению, ни одна из них в настоящих условиях полностью не решена.

Поскольку рынок не занимается проблемами обеспечения социально-экономических прав населения, государству в период перехода к рынку необходимо создать систему со­циальных га­рантий для населения. Она должна действовать не только при переходе к рынку, но и в развитой рыночной экономике.

Рассматривая проблему становления и развития рынка, нуж­но постоянно иметь в виду, что рынок сам по себе есть форма организации производства и его связей. Он может быть исполь­зован для решения различных социальных целей, и, в зависимо­сти от выбора целей, механизм рыночной экономики, а соответ­ственно, и тип рынка могут быть раз­личны.

В механизме функционирования рыночной экономики есть элементы, позволяющие реализовать любые социальные цели. Дело в том, что рынок — это еще не рыночная эко­номика. Под рыночной экономикой понимается рынок в единстве с экономи­ческими функциями государства, с государственным регулиро­ванием экономики. Государство мо­жет вмешиваться в процессы перераспределения доходов и в потребление. Вмешательство его в такие процессы во всех странах увеличивается, что Связано с усилением социальной ориентации национальных хозяйств. Это необходимо предусмотреть заранее и в созда­ваемом хозяйствен­ном механизме России, чтобы иметь возможность реализовать соци­альные цели развития страны.

6. Особенности формирования рынка в России

и сегодняшние проблемы развития

С начала реформ в России прошло почти 10 лет, и можно подвести первые итоги. Большинство оппонентов реформы счи­тают, что реформа провалилась, цели, которые ста­вились, не вы­полнены. Так ли это?

Если рассматривать глобальные цели — повышение эффек­тивности производства, высокие темпы экономического роста и значительное повышение жизненного уровня на­селения, то нель­зя не признать их правоты. Но, вероятно, решить такие задачи в стране, занимающей одну шестую часть земной суши, за такой короткий исторический отрезок времени просто нереально.

Сегодняшнее состояние экономики России далеко не бле­стяще. С 1991 г. уровень производства в стране сократился вдвое, в промышленности доля убыточных предпри­ятий при­ближается к 50%, в строительстве — к 40%, в сельском хозяйст­ве она составляет более 80%. Объем научно-исследовательских работ сократился более чем в 10 раз, что по­влекло за собой снижение конкурентоспособности национальной экономики и уменьше­ние потенциала экономического роста[1] . Банковская система не может оправиться после фи­нансового кризиса, большинство мелких и средних банков обанкротилось. Цены в стране растут, жизненный уровень падает, растет безработица, процветают мафия и кор­рупция. А главное — нет реальной эко­номической программы, способной вывести страну из кризиса.

Как показывает статистика, спад производства в период пе­рехода к рынку — явле­ние закономерное. Производство сократилось во всех странах, вступивших на путь ре­форм^ Просто сравнивать уровень спада и сроки его преодоления в России и в любой вос­точноевропейской стране, вероятно, неправомерно: все они составляют лишь незначи­тельную часть от размеров территории и производства России, и навести порядок там зна­чительно легче, Не надо забывать, что институты частной собст­венности и рыночные от­ношения были отменены в этих странах относительно недавно, и вернуться к ним им проще: еще живо поколение людей, помнящих рынок, и знающих, как в нем ра­ботать. В России этого нет, опыт приходится наживать заново. Есть еще один фактор, углубляющий спад производства: диспропорции социалистической экономики, послужившей ба­зой для реформы. По минимальным оценкам, 40% ВВП СССР составляла продукция военно-про­мышленного комплекса, сей­час ее доля - не более 5-8%,. Разница дает половину 50%-ного спада производства, еще 10-15% - сокращение производства низкокачественной продук­ции и непригодного ассортимента, которую брали только из-за отсутствия выбора. В итоге, на долю факторов, вызванных реформой, приходится 10—15% спада, т.е. столько же, сколько в среднем во всех переходных экономиках[2] .

Финансовый кризис, сильно ударивший по российской эко­номике, привел к деваль­вации, в результате которой был дан тол­чок к оживлению производства. В 1999 г. объем реального ВВП возрос на 3,2%, промышленной продукции — на 8,1%, грузо­оборот пред­приятий транспорта - на 5,2%[3] .

Больше всего нареканий на результаты приватизации. Ко­нечно, создать эффектив­ного собственника рачительного хо­зяина не удалось. Существует мнение, что это - ре­зультат при­ватизации по Чубайсу, именно она привела к возникновению финансовых оли­гархов и криминализации экономики. Но не на­до забывать;, что основное растаскивание государственной соб­ственности началось при правительстве Н. Рыжкова через арен­ду с выкупом и создание народных предприятий. Программа А. Чубайса лишь приостановила этот процесс, ввела его в ка­кие-то законные рамки. Даже без ваучеров результат был бы примерно тем же, но ваучеры сделали главное - в короткие сроки разрушили государст­венную собственность и создали ре­альную основу для рыночных отношений. Сейчас уже существует более эффективный, по сравнению с государственным, рыноч­ный сектор, спо­собный участвовать в конкурентной борьбе, раз­виваться и создавать необходимые товары.

Снижение инвестиционной активности вызвано конкретными причинами, такими, как: прекращение централизованного инве­стирования из госбюджета; нестабильность по­литической и эко­номической ситуации; постоянные изменения налогообложения, причем в сторону увеличения; отсутствие стабильного рынка част­ных капиталов. Все это сдержи­вает и отечественных, и иностран­ных инвесторов, предопределяет бегство капиталов за границу.

Реальный уровень жизни, по оценкам, значительно упал, но потребление сейчас от­носительно стабильно. Вместе с тем в на­стоящее время в российских семьях намного больше товаров дли­тельного пользования, чем до начала реформ. Значительно рас­ши­рился ассортимент отечественных и импортных товаров, ис­чезли дефицит и очереди, большинство населения приватизировали жилье и стали собственниками недвижимо­сти, а это тоже по­казатели уровня жизни, о чем не надо забывать.

Для решения социальных проблем необходимы дополни­тельные средства, в основ­ном из государственного бюджета. Но бюджет в последние годы дефицитный, реальные поступления в него меньше, чем запланировано, что определяется и плохой собираемо­стью налогов. Однако граждане и предприятия не платят налогов, потому что они ирра­циональны: чем лучше ра­ботает предприятие, тем тяжелее у него налоговое бремя. В ре­зультате создались стимулы для сокрытия доходов. Даже соб­ранные доходы социальных проблем не решат, поскольку они направляются в основном на дотации промышленным предпри­ятиям и жилищно-коммунальной сфере. В то же время необхо­димо помнить, что налоговое бремя физических лиц в России относительно невелико и позволяет им осуще­ствлять опреде­ленные накопления, которые при благоприятных условиях могут превра­титься в инвестиции.

Проблем, которые предстоит решать, множество, но основа для их решения есть: имеются разработки теоретиков по этим вопросам и опыт множества стран, прошедших тот или иной переходный период и преодолевших кризисный этап развития.

На наш взгляд, программа развития должна предусматривать решение главной на се­годняшний день задачи — обеспечение экономического роста. Для этого необходимо раз­работать и реа­лизовать инвестиционную политику, предусматривающую использование всех свободных денежных средств, в том числе и сбережений населения. Реализация та­кой политики будет воз­можна, если будет изменена налоговая система, и в стране на­сту­пит относительная стабильность. Одновременно нужно будет вести работу по предотвра­щению инфляции и улучшению сбора налогов. Необходимо восстанавливать разрушен­ную кризисом банковскую систему, осуществлять дополнительные меры по со­циальной поддержке населения. Если работа в этих направлениях пойдет успешно, то наметившиеся стабилизация и рост в эконо­мике укрепятся, и страна сможет начать движение вперед.

Уж сейчас можно сказать, что основы рыночной экономики в России созданы: на­чали функционировать субъекты рыночных отношений, а государство сформировало ин­струменты экономи­ческого воздействия на эти субъекты (налоговую систему, де­нежно-кредитные инструменты и пр.), и российская экономика реагирует на использование этих инструментов в основном так же, как и любая экономика развитой страны. Поэтому целе­направ­ленное грамотное использование созданных рычагов и инстру­ментов позволит ре­шить большинство экономических проблем.

Использованная литература

1. Экономическая теория: Учебник для вузов /Под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 510 с.

2. Курс экономической теории: Учебник /Под ред. проф. М.И.Чепурина. – Киров: «АСА», 2001. – 752 с.

3. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэконо­мика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие /Под ред. проф. А.В.Сидорович. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ДИС», 1997. – 736 с.


[1] Российский экономический журнал. — 2000. — № 4. — С. 6

[2] Вопросы экономики. — 1999. — № 2. — С. 5

[3] Российский экономический журнал. — 2000. — N° 2. — С. 3