Реферат: История протестантских церквей в России

Название: История протестантских церквей в России
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: реферат

Федеральное государственное
образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ

История протестантских церквей в России.

Выполнил:

Студент гр. ГФ 09-01 Одинцова В.Н.

16 мая 2010г.

Проверил:

Преподаватель Лаптева М.А.

« _____» ________ 2010г.

Красноярск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………3

1 Понятие религиозного сектантства…………………………………......3

1.1 Протестантизм, как ответвление христианской религии ..…….…3

1.2 Краткий обзор истории протестантизма в России ….……………..4

1.3 Протестантские церкви в Сибири..………………………………….5

2 Направления протестантизма…………………... ………………………7

2.1 История зарождения меннонитства в России .…………………......7

2.2 История зарождения лютеранства в России……………………......9

2.2.1 Московское царство ……………………………………………9

2.2.2 Советские годы………………………………………………...11

2.2.3 Постсоветский период………………………………………...12

2.3 История зарождения баптизма в России…………………………..13

3 Участие протестантов в разных сферах жизни……………………….13

Заключение ……………………………………………………………….15

Список литературы…………………..…………………………………...16

Введение

Данная тема выбрана мной с целью глубокого изучения истории протестантских церквей в России, поскольку это интересно, но не особо освещаемо в книгах и периодике.

Цели: изучить, как происходило развитие и распространение протестантских церквей в России; рассмотреть основные направления протестантизма и какие их них получили наибольшее распространение; выяснить, как происходило развитие протестантских церквей в Сибири; узнать количество таких церквей в России и основной состав верующих.

Понятие религиозного сектантства

Религиозное сектантство — это один из типов религиозного объединения, отличающийся рядом признаков. Во-первых, сектантство есть оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям; это своеобразная форма протеста социальных групп недовольных своим положением. Во-вторых; для сектантства характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов и установок, отсюда, существующая во многих сектах идея избранничества и духовного перерождения. Еще одним из признаков сектантства является строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. В России все религиозные секты можно объединить в 2 большие группы: возникшие исключительно на русской основе — старообрядческие секты, вышедшие из недр православной религии; и секты, пришедшие в Россию с Запада - это секты (или церкви) протестантского толка. Нас интересует вторая группа.

Протестантизм, как ответвление христианской религии

Краткий обзор истории протестантизма в России

Первые протестантские (немецкие) общины появились в России ещё при жизни Лютера (при царе Василии III). И в дальнейшем московские цари предпочитали приглашать в Россию протестантов, а не католиков; всем им гарантировалась полная свобода вероисповедания. Всем иноверцам ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру; попытки миссионерства карались с крайней жестокостью (обычно костром).

Первыми протестантами на территории России были постоянно проживающие здесь представители иностранного купечества, приглашенные специалисты, а также военнопленные. Протестантизм в России исторически был представлен различными вероисповеданиями. Первым протестантским приходом в Москве, официально открытым в 1559 году при царе Иване Грозном, стала лютеранская Церковь в Немецкой слободе. В конце ХVI столетия появляются, наряду с лютеранскими, и первые реформатские общины. Новообразованные в Москве и других российских городах протестантские общины постепенно обзаводятся своими церковными зданиями.

Количество протестантов в России увеличилось с присоединением Прибалтики и Польши, а в XIX веке — Финляндии. В конце XVII века в Москве были 3 лютеранские церкви и одна реформатская; вскоре кирхи и протестантские школы появились в Астрахани, Архангельске и др. крупных торговых городах. Начиная с Петра I, делами российских иноверцев ведал Синод (позднее — Юстиц-коллегия). Им дозволялись браки с православными при условии, что дети будут воспитываться в православии. При Екатерине II поощрялось расселение немцев в Саратовской и Самарской губерниях.

В 1832 г. Николай I утвердил Устав протестантских церквей в Российской империи. По уставу, общины избирали высший совет (конвент), следивший за соблюдением религиозных и государственных законов. Правовое положение пастора приравнивалось к дворянскому, часть его жалованья шла из казны.

До середины ХIХ столетия протестантизм в его различных формах исповедовали почти исключительно народы российской империи и национальные диаспоры, исторически исповедующие протестантизм, но при этом практически не было протестантов из славянских народов России. Однако, начиная с 60-х годов Х1Х столетия, ситуация качественно меняется. В пореформенной России протестантизм становится одной из религий, которую исповедует часть славянского (в том числе русского) населения страны.

Во второй половине Х1Х века на российской почве утвердились и развились протестантские общины баптистов, евангельских христиан, адвентистов седьмого дня. В ХХ столетии к общинам евангельско-баптистской и адвентистской вероисповедной принадлежности добавились и пятидесятнические церкви.

Несмотря на то, что протестантские церкви, развившиеся на российской почве, подвергались преследованиям, их численность постоянно увеличивалась. К 1917 году в России насчитывалось около 200 тысяч коренных российских протестантов. Многие из этих людей были протестантами уже в нескольких поколениях.

Протестантские церкви в Сибири

Со второй половины XIX века протестантские церкви появляются в Сибири: 1860-1865 годы - первые меннонитские общины, 1891-1893 годы — баптисты и адвентисты. Связано это было, в первую очередь, со строительством Сибирской магистрали и дальнейшей колонизацией этого края. К началу XX века на территории Сибири уже насчитывалось около 4000 членов различных сект протестантского толка. Общины были не многочисленны, так как из-за преследования властей они носили полулегальный характер, несмотря на это, число членов сект росло: к 1908 году количество верующих удвоилось и составляло 7, 5 тыс., а к 1915 году насчитывало уже 11 тыс. Революция и Декреты Советского правительства о свободе вероисповедания и равенства всех религий дало толчок росту протестантских общин в Сибири, этому способствовал приток сюда беженцев с Поволжья, многие из которых были членами той или иной протестантской церкви. Правящие верхи в них сумели адаптировать свои учения к существующей обстановке, применяя лозунги наиболее популярные в то время "Братство и мир народов", "Помощь бедноте" и др. "Мы, как и коммунисты, также стремимся к социализму. Разница между нами и коммунистами только в том, что мы идем к социализму духом и всепрощением, а коммунисты — путем насилия", — говорил один из протестантских проповедников в 1920 году. Конечно, у людей уставших от многочисленных войн и революций, не нашедших опоры в идеологии православия и старообрядчества, идеи, выдвигаемые адвентистами и баптистами, нашли отклик. Особенно бурно росли церкви баптистов, развернувших массовую проповедническую деятельность. Центром баптизма в Сибири до 1926 года был Омск, позднее - Новосибирск. В Омске в 1917 году состоялся первый свободный съезд русских баптистов, одна из выдвигаемых задач на съезде была пропагандистская деятельность. Как решалась эта задача свидетельствует такой факт: в 1917 году баптисты в Сибири имели 100 баптистских общин, 100 молитвенных домов, 150 местных и разъездных пресвитеров и проповедников; в 1927 году — 150 общин, 130 молитвенных домов, 610 пресвитеров и проповедников. Что касается других церквей протестантского толка, то они были менее многочисленны, хотя тоже наблюдался рост их членов. В 1923 году в Омске состоялся первый съезд сибирских меннонитов. К этому времени относится появление в Сибири секты "Свидетелей Иеговы", возникшей в среде меннонитов, поддерживающих связь с Америкой. В середине 1920-х годов возникают и церкви пятидесятников.

В 1929 году в Омске прошел Сибирский краевой съезд безбожников, отметивший, что 1920-е годы были временем наиболее бурного развития протестантских церквей в Сибири: к 1927—1928 гг. здесь существовало 15 сект, 400 сектантских общин общей численностью около 30000 человек, из них большинство являлись членами протестантских сект 21570 человек. Самой многочисленной была церковь баптистов — 16500 человек, меннонитов — 3700 человек, адвентистов 7-го дня — 1200, пятидесятников — 120, иеговистов более 50 человек. Когда началась борьба государства с религией, численность верующих, в том числе и протестантов, резко сократилась, так в Западной Сибири к 1923 году только число баптистских общин и групп уменьшилось на 10, 9%.

Направления протестантства

Протестантизм представлен в России следующими деноминациями:

· Лютеранство

· Евангельские христиане-баптисты

· Евангельские христиане-пятидесятники

· Меннониты

· Методисты

· Адвентисты седьмого дня

· исконно российские формы протестантизма: молокане и духоборы.

История зарождения меннонитства в России

Первое переселение меннонитов в Россию, из Мариенвердерской низменности (в Пруссии), состоялось в 1789 году, по приглашению правительства, в числе 228 семейств. Им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота от податей на 10 лет, и каждому семейству отведено по 65 десятин земли, а также дано по 500 рублей на проезд и обзаведение. В свою очередь меннониты обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и платить поземельную подать по 15 копеек с десятины удобной земли.

В 1789 г. был заселен Хортицкий округ Екатеринославского уезда и губернии. Вновь прибывшие в 1793—1796 годах 118 семейств частью расселились в существовавших уже колониях, частью в новых, в уездах Александровском и Новомосковском. Несмотря на огромные выгоды, предоставленные меннонитам, они, по донесению Контениуса (1799), находились в «недостаточном состоянии» от частых неурожаев, каменистой почвы и падежа скота во время суровых зим. Ввиду этого правительство переселило в 1800 г. 150 семейств на Молочные воды (Мелитопольского уезда Таврической губернии), дав им до 120 тыс. десятин, а Хортицкий округ (до 35 тыс. десятин) предоставило в распоряжение оставшихся колонистов, частью как надел, частью в виде запаса на прибылое население, с уплатой в казну 21/2 коп. за десятину. В том же году меннонитам было дозволено варить пиво и мед, курить хлебное вино, как для собственного употребления, так и для продажи, а посторонним «навсегда» воспрещено иметь в их колониях харчевни, питейные дома и шинки. Тогда же образованы меннонитские еврейские общины, с довольно широким самоуправлением (об административном устройстве колоний см. Поселения иностранцев в Российской империи).

До 1820 г. колонизация меннонитов распространялась почти исключительно пришельцами из-за границы; за это время число колоний увеличилось в Молочанском округе до 40, а в Хортицком — до 18. С 1820 г. впуск в Россию иностранных поселенцев был приостановлен.

С 1854 г. данцигские, мариенбургские и эльбингские меннониты стали селиться в Самарской губернии, сначала в Новоузенском уезде, а потом и в Самарском, и до 1874 г., когда прибыла их последняя партия, образовали 16 колоний, получив также по 15 десятин на душу. Все земли находились обыкновенно в вечно-потомственном владении целой колонии, без права отчуждения в посторонние руки. Распределялись они по угодьям и подворно или посемейно, без дробления. Двор переходил в единоличное пользование к одному из сыновей, признанному способным продолжать хозяйство, или к лицу из того же общества, купившему его с аукциона. Это повело, с одной стороны, к скоплению в одних руках обширных участков, с другой — к увеличению числа безземельных. О них впервые позаботился М. И. Корнис, бывший председателем молочанской комиссии сельского хозяйства. Он пытался устроить в 1841 г. торгово-промышленную колонию для безземельных, но успел поместить только 30 семейств; в 1866 г. правительством была закрыта сама комиссия. Между тем общественная экономическая неурядица росла; особенно жесток был раздор между хозяевами и безземельными Молочанского округа.

В 1869 г. изменен закон наследования, допущена дробность наделов; правительство стало раздавать безземельным запасные земли и ввело большую правомерность в составе сельских сходов.

Когда в 1874 г. все колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано меннонитами как требование, несогласное с их религиозными убеждениями; значительная их часть решилась выселиться из России. Посланный «задержать» выселяющихся граф Э. К. Тотлебен был уполномочен обещать им льготы относительно отбывания военной службы, которые им действительно и предоставлены (см. ниже). Но эти льготы не вовсе прекратили переселение. Из одной Таврической губернии переселилось в Америку до 1876 г. около 900 меннонитских семейств и почти столько же из Екатеринославской.

Дальнейшие переселения, вызванные, между прочим, голодовками (например, в 1879—1880 гг.) были незначительны. Так, например, из Самарской губернии с 1880 по 1889 г. выселилось всего 71 семейство (390 душ обоих полов): 46 семейств в Хиву, где часть получила от хана 4-десятинный надел, а часть определилась в столяры, плотники и т. п.; 10 семейств — в Сыр-Дарьинскую область, где они основали 4 колонии, получив по 15 десятин на душу и правительственную ссуду на устройство школ и общественных мельниц; 13 семейств — в Америку (штаты Небраска и Арканзас), 1 семейство — в Оренбург, 1 семейство — в Омск. Меннониты, с самого водворения в России, разделились на два толка: фламандский и фрисландский. Принадлежащие к последнему отличаются меньшей строгостью в соблюдении обрядов.

В 1855 г. в колонии Эйнлаге (Хортицкого округа) появились сектанты — Hupfer’ы, державшиеся буквы Святого Писания, и вскоре после того «иерусалимские братья» — прогрессисты. Первые в 1860 г. образовали особую церковную общину и отвергли власть конвента, ведавшего делами духовного презрения и церковного благочиния. Отлученные за это конвентом от церкви, они составили, вместе с иерусалимскими братьями, главный контингент меннонитов, выселившихся на Кавказ в 1864—66 гг. (в числе 200 с лишним семейств).

История зарождения лютеранства в России

Московское царство

В Россию лютеранство попадает вместе с немецкими пленными и ремесленниками. Русские цари видели в лютеранах врагов своих врагов (католиков). Уже в 1576 в Москве открывается первая лютеранская церковь. До этого немецкие проповедники даже пытались обратить Ивана Грозного в свою веру, но безуспешно. Лютеранам долгое время под страхом смерти запрещалось распространять свое учение среди русских.

В XVII веке открывается новый канал распространения лютеранства в Россию — через Ингерманландию. В 1611 зафиксирован евангелический приход в Лемболово. В 1641 году уже существовала лютеранская епархия скандинавской традиции с центром Нарве.

Тем не менее пленные немцы и шотландцы, расселённые по разным российским городам после Ливонской войны, получили от царя право свободного исповедания своей веры. В Москве немцы селятся в слободе Кукуй, где у них был не только свой пастор, но и кирха. Вообще при Иване Грозном в России лютеранам жилось гораздо легче, чем их единоверцам в Западной Европе.

Самым благоприятным для протестантов было царствование Бориса Годунова. При нём уже в самом центре Москвы — Белом городе — на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии.

В период Смуты положение лютеранской общины стало неустойчивым: если Лжедмитрий I не чинил «иноверцам» никаких препятствий, то Лжедмитрий II едва не истребил их всех. Лютеран обвиняют в непочтительном отношении к русским святыням: якобы они сидят и спят на иконах, строят возле церквей корчмы и «всякое осквернение от немцев русским бывает».В царствование Михаила Фёдоровича положение выправляется, и лютеране даже получают разрешение на строительство нового храма, который в благодарность называют Михайловским.

Число протестантов в Москве постепенно увеличивается, и к концу царствования Михаила Романова в городе уже насчитывается тысяча семей лютеран и реформатов. Связано это с тем, что царь предпочитал приглашать в страну для «государственных нужд» протестантов, а не католиков. Впрочем, цари стремились ограничить влияние и лютеран, для чего царь Алексей Михайлович повелел всем протестантам, которые не согласны перейти в православие, жить только на Кукуе. Они также получили право строиться в Новгороде, Пскове, Переславле и Белгороде, где им позволялось отправлять свою службу по домам, храмы же строить запрещалось. Всего же в 1673 немцев в России жило не менее 18 тысяч. А при правлении царевны Софьи к ним прибавились ещё и гугеноты, бежавшие из Франции…

Протестанты никогда не скрывали своих убеждений и стремились проповедовать свою веру. Летописцы отмечают, что среди них было много образованных и умных проповедников. Лютеранские убеждения находили живой отклик у православной паствы, ибо, как и Русская Церковь, содержали резкую критику католичества.

Первые жалобы деятелей РПЦ на успехи лютеран появились ещё в середине XVI века. Лютеранство настолько сильно влияло на умы ищущих людей, что им оказывались «заражены» писания и людей православных. Так, например, в 1627 властям пришлось запретить «Катехизис», изданный тиражом в несколько тысяч экземпляров, поскольку в нём усмотрели влияние протестантской пропаганды. Вообще XVII век становится веком активной полемики лютеранских и православных авторов.

Богословский диалог двух Церквей был решительно прерван царём Алексеем Михайловичем, который в своём «Уложении» ввёл смертную казнь за совращение из православия.

Петербургский период

Новый этап в развитии лютеранства наступает в России с воцарением Петра I. Если в эпоху Московского царства лютеранство было религией иностранцев, то Северная война приводит к тому, что лютеранство становится религией коренных жителей России (Ингрии, Лифляндии и Эстляндии). Кроме того, Петр I c явной симпатией относился к лютеранам и к самой реформе Лютера, так что лютеранство приобретает привилегированное положение второго государственного исповедания. Он не только приглашал «мастеров», но и окружил себя лютеранскими придворными, женился на лифляндской лютеранке Марте Скавронской и реформировал Русскую церковь на лютеранский манер (упразднил пост патриарха и стал официальным главой церкви, правящим посредством Синода). В 1721 царь разрешил лютеранам свободно исповедовать свою веру, впрочем, памятуя о Смутном времени, он запретил лютеранскую пропаганду.

После смерти Петра I весь XVIII век Россией правили лютерански воспитанные люди Марта Скавронская (под именем Екатерины I), затем при Анне Иоановне фактическим правителем был балтийский немец Эрнст Бирон. После Бирона царствовала дочь Марты Скавронской Елизавета, затем северогерманский принц Карл Петер Ульрих и, наконец, немецкая принцесса Софья. Последняя широко привлекала немецких крестьян для освоения Поволжья. В 1735 лютеранский приход учреждается в Екатеринбурге, а в 1764 - в Барнауле. В конце XVIII века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тысяч лютеран.

В начале 1803—1806 русский адмирал лютеранского вероисповедания Крузенштерн совершает кругосветное плавание.

В 1832 русский царь Николай I (сын Доротеи Вюртембергской) официально становится суперинтендентом лютеранской церкви на территории России. Он рассматривал и утверждал не только общие организационные вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры… Однако тогда же в России была выдвинута формула Православие, Самодержавие, Народность, положившая начало русификации России.

По данным статистики за 1904, Евангелическо-Лютеранская церковь имела 287 храмов и окормляла более миллиона человек. Смертная казнь за переход из православия в другую веру была отменена только в 1905. Поэтому неудивительно, что Лютеранская церковь в России оставалась моноэтнической и подразделялась на немецкую, финскую, шведскую и эстонскую общины.

Советские годы

После Октябрьской революции спокойное существование лютеран в России было нарушено. Церковь разделилась. Одни пасторы не приняли Советскую власть, активно участвовали в борьбе с ней и были уничтожены. Другие эмигрировали или были высланы (этому способствовало отделение Финляндии и Прибалтики).

Характерен такой факт: в 1917 в финских приходах, расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов. К 1920 их осталось только четверо.

Во времена НЭПа по отношению к Лютеранской церкви не проводилось никаких силовых мер, но её деятельность жёстко контролировалась. Самой большой проблемой в этот период была нехватка священнослужителей.

Затем для лютеран, как и для Православной и Католической Церквей, наступили страшные времена. Вслед за показательными процессами над католическим духовенством и мирянами (1923—1924) Советская власть принялась за лютеран.

1926—1928 остались в истории русского лютеранства как период жестоких репрессий, когда многие священнослужители были арестованы и либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Цифры говорят сами за себя: в 1927 в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934 — 45, в 1936 — 8, а к концу 1937 — ни одного.

Со священников государство переключилось на целые народы. Первыми пострадали финны, жившие к северу от Ленинграда: в 1937 их депортировали в Среднюю Азию.

В 1940—1941 и 1944—1945 в Сибирь ссылались латыши и эстонцы (в большинстве своем лютеране). В августе 1941 насильственному выселению в Сибирь и Казахстан подверглись российские немцы. Это не были собственно религиозные преследования, но в результате этих репрессий лютеранские общины в большинстве своем распались. Пасторы были расстреляны, их паства рассеяна.

Собственно, с Лютеранской Церковью в России было покончено уже к 1938 году. Выжившие лютеране ушли в подполье. Они собирались на кладбищах и по домам под видом семейных торжеств. Чаще всего проповедовали миряне, но было и несколько пасторов, которым удалось пережить тюрьмы и ссылки (как, например, Пааво Хайми и Юхани Вассели). Однако всё это происходило нелегально, основная масса верующих была лишена главного — участия в таинстве Святого Причастия.

Однако аннексия СССР лютеранских государств Прибалтики привела к частичному возрождению лютеранства в СССР. Так в конце 1940-х официально были зарегистрированы латвийская и эстонская (1949) лютеранские церкви.

Некоторые изменения начали происходить в 1957, когда была зарегистрирована первая лютеранская община в Казахстане (г. Акмолинск).

В 1970 петрозаводские финны получили разрешение зарегистрировать свой приход под эгидой ЭЕЛЦ. Следующий был открыт только в 1977 в Пушкине, который на протяжении многих лет был духовным центром.

Массово лютеранские приходы начали регистрироваться в период Перестройки. К лету 1991 только в Ленинградской области их было уже 18.

Постсоветский период

Помимо лютеранских церквей, существующих при посольствах иностранных государств (например, приход св. Петра Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, объединяющий вокруг себя москвичей — потомков латышей), в современной России существуют шесть отдельных лютеранских общин: немецкой (Евангелическо-Лютеранская Церковь России), американской («Согласие»), две скандинавской традиции (Сибирская и Церковь Ингрии) и две этнические: русская (ЕЛЦ АИ) и карельская (Карельская евангелическо-лютеранская церковь).

Некоторое время (1991—1996) существовала Единая евангелическо-лютеранская церковь России, возглавяемая Йозефом Баронасом, остатки которой влились в ЕЛЦ АИ

В 1997 от Церкви Ингрии отделилась Карельская евангелическо-лютеранская церковь.

17 июня 2007 года в России была учреждена Евангелическо-Лютеранская церковь Аугсбургского исповедания России, президентом которой стал Владимир Пудов, которая противопоставила себя Евангелическо-лютеранской церкви России и Церкви Ингрии.

10 декабря 2009 года епископы ЕЛКРАС и Церкви Ингрии заявили о своем стремлении к объединению двух церквей.

История зарождения баптизма в России

Основное развитие в Российской империи общины баптистов получили во второй половине XIX-го века на Кавказе, на востоке и юге Украины (Таврическая губерния).

На Украине средой для возникновения баптистских общин стало движение штундистов. Среди наиболее видных проповедников-штундистов, внесших большой вклад в развитие баптизма, стали крестьяне Херсонской губернии Ф. Онищенко и И. Рябошапка.

В Закавказье зарождение баптистских церквей произошло в среде молоканства. Здесь первым активным проповедником нового учения стал житель г. Тифлиса молоканский пресвитер Никита Воронин. Также среди молокан и при непосредственном участии миссионеров с Кавказа были основаны первые баптистские общины в Таврической губернии.

На Украине и в Закавказье первые общины баптистов формировались из крестьян, ремесленников, купцов.

Активное участие протестантов в разных сферах жизни

они всегда оставались частью российского общества и делили со своей страной все ее радости и горести. Российские протестанты основное внимание уделяли духовным вопросам, но были озабочены и делами благотворительности. Эта позиция, в частности, проявилась в ходе первой мировой войны: создавались лазареты для раненых, собирались средства на их оборудование и содержание, на помощь раненым и семьям погибших. Многие российские протестанты находились в действующей армии.

После 1917 года они активно включились в социальную жизнь страны: создавали коллективные хозяйства, построенные на христианских принципах, пропагандировали нравственное достоинство и экономическую эффективность честного, добросовестного труда, трезвого образа жизни.

В конце 20-х годов ХХ столетия для российских протестантов наступило время испытаний: они подверглись жесточайшим репрессиям и преследованиям. Несмотря на это, протестанты встретили Великую Отечественную войну как истинные граждане своего Отечества.

Героический труд в тылу и участие в военных действиях на фронтах, молитвы об Отечестве — вот вклад российских протестантов в борьбу за спасение Родины в те тяжелые годы. Несмотря на облегчение положения верующих в сороковые годы прошлого века, протестантов продолжали преследовать и ограничивать в церковной деятельности вплоть до конца 80-х годов.

Одним из самых серьезных ограничений, которым подвергались российские протестанты вместе с представителями других религиозных течений в советский период, был запрет на любые формы социальной активности, включая и благотворительность.

Начиная с 90-х годов, в последний период существования СССР и после создания нового независимого Российского государства, российские протестантские церкви активно включились в общественную жизнь страны. В последние годы было реализовано много социальных программ, направленных на оказание помощи неимущим, инвалидам и другим незащищенным слоям общества. Оказывается помощь детям, детям-сиротам и детям - жертвам Чернобыльской аварии, создаются реабилитационные центры для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

По официальным данным министерства юстиции на 1 января 2003 года в России зарегистрировано около 5 тыс. протестантских церквей и примерно такое же количество незарегистрированных. Активных членов церкви более 1 млн. человек.

Заключение

Таким образом, протестантизм в России получил широкое распространение и имеет свою историю, что заслуживает уважения.

Рассмотрение данной темы позволяет сделать вывод, что из многочисленных протестантских церквей в России, в том числе и в Сибири, получили распространение баптисты, адвентисты 7-го дня, пятидесятники, иеговисты, церкви меннонитов. Основной состав верующих: крестьяне, кустари и ремесленники, мелкие и средние торговцы, небольшой процент служащих и рабочих. Численность зарегистрированных церквей на 1 января 2003 составляет 5 тысяч.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лютеране в Сибири. Сборник научных статей. - Омск: Издательство Омского государственного технического университета, 2000. С. 298-302.

2. С.Н. Савинский. Возникновение баптизма в России

3. С.В. Ряховский. История движения христиан веры евангельской в России

4. Википедия

5. История РОМЦ (Российской Объединенной Методисткой Церкви)

6. JesusEmbassy.org – сайт «Посольство Иисуса»