Реферат: Анализа основных макроэкономических показателей

Название: Анализа основных макроэкономических показателей
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Содержание

Введение . 3

1. Теоретические аспекты анализа основных макроэкономических показателей 5

1.1. Понятие основных макроэкономических показателей. 5

1.2. ВВП как важнейший макроэкономический показатель и методика его расчета15

1.3. Роль макроэкономических показателей в анализе национальной экономики и проблема их достоверности. 19

2. Анализ основных макроэкономических показателей экономики РФ .. 25

2.1 Анализ внутреннего валового продукта в 2007-2008 гг.25

2.2. Анализ инфляции в России в 2007-2008 гг.27

2.3. Золотовалютные резервы.. 32

3. Проект долгосрочного прогноза роста Российской экономики . 35

Заключение . 41

Список использованных источников . 43

Введение

Развитие человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.

Постепенно экономика сформировалась как вполне точная наука, требовавшая четких взаимоувязанных определений сущности экономических процессов. Как и всякая наука, экономика оперирует множеством показателей, как на уровне предприятия, так и на уровне государства в целом.

Применение математических методов анализа экономических процессов позволило определить ряд фундаментальных показателей, характеризующих экономическое состояние любого государства.

Показатели, характеризующие состояние экономики страны получили название макроэкономические показатели. Четкое понимание экономической сущности этих показателей и их взаимного влияния друг на друга – это основа для разработки политики регулирования экономических процессов в государстве.

Важная задача экономической теории и практики национального хозяйствования — определение и регулирование важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, изучение их сути, тенденций и факторов, влияющих на их размеры. Без этого невозможно эффективно управлять развитием национальной экономики в интересах достижения ближайших и отдаленных целей социально-экономического прогресса общества и государства.

Экономический потенциал страны — основа реализации социально-экономических задач государства. Он создается трудом всех слоев населения, пополняется и поддерживается через систему производства в стране и через ее связи с другими государствами.

Воспроизводственный процесс, представляющий сложную социально-экономическую систему, может быть охарактеризован целой группой важнейших макроэкономических показателей и пропорций. Их совокупность определяет масштабы, взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений, реально существующих в экономике страны.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть основные макроэкономические показатели, а также их роль в современной экономике.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить теоретические материалы, определяющие сущность макроэкономических показателей;

- рассмотреть виды макроэкономических показателей;

- изучить динамику основных макроэкономических показателей в России на современном этапе.

1. Теоретические аспекты анализа основных макроэкономических показателей

1.1. Понятие основных макроэкономических показателей

Если предмет научной дисциплины отвечает на вопрос, что она изучает, то метод, - как изучают эту науку.

Под методом понимается совокупность способов, приемов, форм изучения предмета данной науки, т. е. конкретный инструментарий научного исследования.

Макроэкономика, как и другие науки, использует как общие, так и специфические методы изучения. К общенаучным методам относятся:[1]

- метод научной абстракции;

- метод анализа и синтеза;

- метод единства исторического и логического;

- системно-функциональный анализ;

- экономико-математическое моделирование;

- сочетание нормативного и позитивного подходов.

Вместе с тем каждая наука использует собственные, специфические методы исследования, обладает своими терминами и принципами. Например, в химии используется понятие молекулы, в физике - квант, в математике - интеграл, радикал и т. д. Макроэкономика использует собственные понятия, основные из которых называются категориями. Вместе с развитием макроэкономики одни категории отмирают, другие модифицируются. Иными словами, категории носят исторический характер.

Основным специфическим методом макроэкономики является макроэкономическое агрегирование, под которым понимается объединение явлений и процессов в единое целое. Агрегированные величины характеризуют рыночную конъюнктуру и ее изменение (рыночная ставка процента, ВВП, ВНП, общий уровень цен, уровень инфляции, уровень безработицы и др.).

В макроэкономике используют агрегированные параметры. При макроэкономическом анализе в национальном хозяйстве выделяют лишь четыре экономических субъекта: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор и остальной мир (заграницу). Каждый из этих секторов представляет собой совокупность реальных хозяйственных субъектов.

Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Все факторы производства находятся в частной собственности домашних хозяйств. За счет их продажи или предоставления в аренду последние получают доход, который распределяют между текущим потреблением и сбережением. Следовательно, домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают факторы производства, потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага, и сберегают другую его часть, приобретая ценные бумаги и недвижимость.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны. Их деятельность сводится к закупке факторов производства, продаже произведенной продукции и услуг, поддержанию и развитию производственной базы. Иначе говоря, выделяются три вида экономической активности данного сектора: спрос на факторы производства, предложение благ и осуществление капиталовложений (инвестирование).[2]

Государственный сектор - это все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ, которые в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, достаются потребителю бесплатно, т.е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой их единицы. К числу важнейших благ такого рода относятся национальная безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур. Результаты деятельности государства как производителя общественных благ проявляются в увеличении продуктивности предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление домашних хозяйств. Если государство не будет строить автострады, то у предпринимательского сектора возрастут транспортные затраты; когда нет бесплатного государственного образования, домашние хозяйства вынуждены платить за обучение детей непосредственно учителям.

Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, созданные в предпринимательском секторе. Затраты на покупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих в дальнейшем будем называть государственными расходами. Источником их покрытия служат налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимателей. В расходной части государственного бюджета значительную часть составляют выплаты домашним хозяйствам (государственные пенсии и пособия) и предпринимателям (дотации и субвенции). Их будем учитывать в качестве отрицательных налогов.

Кроме текущих расходов на производство общественных благ государство, как правило, осуществляет инвестиции в реальный капитал. По своему воздействию на экономическую конъюнктуру реальные капиталовложения государства существенно отличаются от его расходов на закупку вооружения или содержание аппарата чиновников. Однако в целях упрощения будем считать, что все инвестиции обеспечивает частный сектор, а государственный бюджет расходуется только на производство общественных благ.

Сектор остальной мир включает в себя экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через взаимный обмен товарами, капиталом и национальными валютами.

Кроме этих специфических видов экономической активности, каждый из перечисленных макроэкономических субъектов взаимодействует с другими через кредитование и заимствование.

В макроэкономическом анализе агрегируются не только физические и юридические лица, но и их поведение в хозяйственной жизни. Иначе говоря, совокупность микроэкономических функций спроса и предложения заменяется макроэкономическими функциями, отражающими поведение макроэкономических субъектов. При этом обнаруживается, что национальная экономика как сложная органическая система обладает свойством эмерджентности: последствия деятельности макроэкономического субъекта могут не совпадать с последствиями такой же деятельности микроэкономических субъектов, объединенных в макроэкономический агрегат.[3] Так, если во время депрессии фирма воздерживается от реальных инвестиций, то это способствует сохранению ее капитала. Но если все фирмы поступают, таким образом, то совокупный капитал и капитал каждой фирмы обесценятся. Для отдельного домашнего хозяйства ценные бумаги (облигации, акции) составляют часть его реального имущества; в то же время сумма всех обращающихся в стране отечественных ценных бумаг есть фиктивный капитал, представляющий собой финансовое обязательство одних граждан перед другими.

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Все множество рынков отдельных благ, являющееся предметом изучения микроэкономического анализа, в макроэкономике объединяется в единый рынок благ, на котором покупается и продается только один вид благ, использующийся и как предмет потребления, и как средства производства (реальный капитал).

Вследствие свертывания всего множества реальных благ в одно абстрактное благо исчезает микроэкономическое понятие цены блага как пропорции обмена одного товара на другой. Предметом изучения становятся абсолютный уровень цен и его изменение.

Роль денег в современной экономике исследуют посредством специфического макроэкономического инструмента - рынка денег, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена денег - ставка процента.

Чтобы агрегированные категории не потеряли экономического смысла и научной ценности, необходимо соблюдать определенные правила, которые разрабатываются в системе национального счетоводства.

Макроэкономические взаимосвязи. В результате макроэкономического агрегирования функционирование национальной экономики представляется в виде хозяйственной деятельности четырех субъектов, взаимодействующих друг с другом на четырех агрегированных рынках. Вследствие отмеченной выше специфики государственного участия в национальном хозяйстве между государством и частным сектором кроме рыночных существуют и нерыночные экономические связи. Наглядно совокупность основных макроэкономических взаимосвязей можно представить в виде схемы (рис. 1.1).[4]

Упрощение экономической действительности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей составляет основу макроэкономического моделирования, посредством которого осуществляют соответствующий анализ. Какие взаимосвязи считать главными, зависит от цели исследования. Так, при выяснении сущности инфляции в центре внимания оказываются динамика денежной массы, издержек производства и обменного курса валют, а при изучении механизма экономического роста - инвестиции, темпы роста населения и технический прогресс.

При построении макроэкономических моделей обычно используют четыре типа функциональных уравнений.[5]

1. Поведенческие функции, выражающие сложившиеся в обществе предпочтения. Так, выявленную закономерность распределения домашними хозяйствами своего дохода между потреблением (C ) и сбережением (S ) можно представить в виде следующих соответствующих функций: C = C(y) и S = S(y)

2. Функции, характеризующие технологические условия производства, т.е. зависимость между количеством используемых факторов производства (труда N и капитала K) и максимально возможным выпуском: y = y(N, K).

3. Институциональные функции, представляющие институционально установленные зависимости между параметрами модели. Например, сумма налоговых поступлений (T) есть функция от величин дохода (y) и установленной соответствующим институтом налоговой ставки (Ty ): T = Ty y.

4. Дефиниционные функции, выражающие зависимости, которые соответствуют вербальному определению экономических явлений. Например, под совокупным спросом на рынке благ (y D ) подразумевают потребительский спрос домашних хозяйств (C), инвестиционный спрос предпринимательского сектора (I), государства (G) и заграницы (E). Это определение можно представить в виде тождества y D = C + I + G + E.

К экзогенным параметрам макроэкономических моделей относят технологию производства в виде производственной функции и поведение экономических субъектов на каждом из рынков в виде их функций спроса и предложения. Эндогенными показателями, получаемыми в результате анализа модели, являются величина реального национального дохода, уровень занятости, ставка заработной платы, ставка процента и уровень цен. Особый интерес представляет такой вектор эндогенных величин, при котором экономика оказывается в состоянии общего равновесия.

Общее экономическое равновесие характеризует состояние, при котором объем производства и пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением и при этом никто из участников рыночных сделок не заинтересован изменять свои объемы покупок или продаж. Экономическое равновесие - это категория "ex-ante" анализа. В прошедшем периоде спрос и предложение всегда равны друг другу: в прошлом году было продано столько товаров, сколько их купили, или наоборот. Определить состояние общего экономического равновесия - значит выяснить, при каких условиях все участники рыночного хозяйства смогут реализовать свои намеченные цели. Поэтому экономическому равновесию соответствуют не только определенный объем и структура предложения благ, но и удовлетворенность каждого участника рыночных сделок реализацией намеченных им планов. Например, такой факт, что в 2006 г. в России было продано и куплено товаров народного потребления на 2,4 трлн. руб., сам по себе не свидетельствует о наличии в этом году на потребительском рынке страны равновесия. Необходимо еще знать, желали ли производители продать, а потребители купить именно такое количество благ при сложившихся затратах, доходах и ценах. Иначе говоря, надо выяснить, не появились ли у производителей сверхплановые приросты запасов готовой продукции, а у потребителей - вынужденные сбережения.

Общее экономическое равновесие не является типичным состоянием рыночной экономики, так как разрабатываемые независимо друг от друга планы суверенных субъектов лишь случайно могут оказаться взаимно согласованными. Из-за постоянно изменяющихся потребностей населения и технологии производства экономика чаще оказывается в состоянии перехода от одного равновесного состояния к другому. Поэтому в действительности и отдельные рынки, и национальное хозяйство в целом чаще оказываются в неравновесном, чем в равновесном состоянии. Однако поведение экономических субъектов в рыночном хозяйстве устремляет его к равновесию: до тех пор, пока планы участников рыночных сделок не окажутся согласованными, они будут посредством изменения спроса и предложения корректировать экономическую конъюнктуру. Зная, например, что равновесный объем инвестиций равен 20 млрд. руб., в то время как в текущем периоде он составлял лишь 15 млрд. руб., можно предсказать увеличение объема инвестиций.

Для понимания специфики текущей хозяйственной конъюнктуры и проведения экономической политики важно установить, является ли экономическое равновесие устойчивым или неустойчивым. Если в ответ на экзогенный импульс, нарушающий равновесие, система сама под влиянием внутренних сил возвращается в равновесное состояние, то такое равновесие называют устойчивым, если же она не восстанавливается самостоятельно, то - неустойчивым. Поэтому наряду с определением условий установления общего экономического равновесия необходимо исследовать, будет ли оно стабильным или нет.

В зависимости от того, в какой мере при исследовании экономических явлений учитывается время, различают три вида анализа: статический, сравнительной статики и динамический.

При статическом анализе определяют, при каких значениях эндогенных параметров в данный момент установится равновесие. В этом случае применяют статические модели, все параметры которых относятся к одному и тому же периоду времени. В таких моделях предполагается, что эндогенные переменные моментально реагируют на изменения экзогенных параметров.

Если в статической модели значения экзогенных параметров в одном периоде заменить на их значения в другом, то исследование модели дает новые величины эндогенных переменных. Такой прием называют анализом сравнительной статики. Он позволяет определить значения эндогенных параметров в различные моменты времени, но при этом не раскрывает процесс перехода от одного равновесного состояния к другому. Основная задача анализа сравнительной статики заключается в оценке влияния, того или иного изменения экзогенных параметров на эндогенные, (например, как увеличение государственных расходов скажется на объеме инвестиций).

Процесс перехода экономики из одного состояния в другое исследуют с помощью динамического анализа, в котором применяют динамические модели. В последних содержатся переменные, относящиеся к разным периодам времени, поэтому они описывают процесс перехода от исходного состояния к конечному. В рамках динамического анализа выясняются также причины возможного невозвращения экономической системы в равновесное состояние после экзогенного шока (толчка).

Кроме того, учет времени в экономических исследованиях осуществляют путем выделения короткого и длинного периодов. Предметом анализа в коротком периоде служат потоковые величины народнохозяйственного кругооборота (доходы, сбережения, амортизация, инвестиции и др.) и их влияние на объемы запасов (имущества). Обратное воздействие изменения объемов имущества на потоки при этом не учитывают. Комплексный анализ взаимодействия экономических потоков и запасов осуществляют на моделях экономических процессов в длинном периоде.

Так как все эндогенные макроэкономические параметры взаимосвязаны, то их равновесные значения, как правило, можно определить только совместно на основе решения системы уравнений, описывающей взаимодействие макроэкономических субъектов одновременно на всех макроэкономических рынках. Однако одним из приемов изучения сложных экономических процессов является частичный анализ. Суть его состоит в том, что многие влияющие на объект исследования факторы принимаются заданными и неизменными; изменяются лишь те, воздействие которых на изучаемый объект желательно установить. Частичный анализ (выявление некоторой зависимости при прочих равных условиях) особенно востребован при изучении первых тем учебного курса. Полученные данные используют затем при проведении общего анализа, при котором учитывают комплексное воздействие всех основных факторов на формирование исследуемого явления. Общий анализ позволяет также установить, не взаимоисключают ли друг друга полученные в ходе частичного анализа выводы.

Общая логика макроэкономического анализа такова: вначале определяют условия равновесия на каждом из рынков в отдельности и лишь, затем выводят условия одновременного его достижения на всех рынках. При этом используют известный из микроэкономики закон Вальраса: если в хозяйстве, состоящем из n взаимосвязанных рынков, равновесие установилось на (n - 1) рынках, то равновесие будет и на последнем из них.[6]

1.2. ВВП как важнейший макроэкономический показатель и методика его расчета

Важнейшим из всех макроэкономических показателей является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который отражает масштабы национального производства товаров и услуг в данный период. (Общепринятая в мире английская аббревиатура, обозначающая валовой внутренний продукт, - GDP, от Gross Domestic Product).

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.

ВВП включает в себя стоимость всех товаров и услуг, произведённых, например, в экономике России, в том числе и продукцию, произведённую на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Стоимость продукции, произведённой в России на предприятиях компании "Данон", принадлежащей иностранцам, будет входить в состав российского ВВП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем России, но расположенном в одной из стран СНГ, не будет включена в состав российского ВВП.

Для понимания сущности ВВП ключевыми понятиями являются понятия конечного продукта, промежуточного продукта, повторного счёта и добавленной стоимости.

Конечный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых в данном году и приобретённых для конечного потребления, то есть не используемых для промежуточного потребления.

Промежуточное потребление товаров и услуг - это дальнейшее использование приобретённых товаров для дальнейшей переработки или перепродажи.

Промежуточный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых в данном году и приобретённых для промежуточного потребления, то есть для дальнейшей переработки или перепродажи.

При подсчёте ВВП возникают различные проблемы. Главная из них это проблема повторного счёта. Дело в том, что многие произведённые продукты в процессе дальнейшей переработки входят также в стоимость других продуктов. Например, в стране произвели металл на сумму 4 млрд. руб. Затем из этого металла были изготовлены автомобили общей стоимостью 10 млрд. руб. Стоимость всех произведённых продуктов (металл + автомобили) составляет 14 млрд. руб. Вместе с тем в этой стоимости валового продукта стоимость металла учтена дважды. Действительный валовой продукт будет меньше на сумму повторного счёта, тот есть меньше на 4 млрд. руб., которые составляют стоимость металла, использованного при изготовлении автомобилей. Вычтя эти 4 млрд. руб. из 10 млрд. руб. стоимости автомобилей, мы получим действительную величину валового продукта, равную 10 млрд. руб. (4 + 6 = 10).[7]

Точно так же проблема повторного счёта решается при подсчёте ВВП, состоящего из миллионов видов товаров и услуг. В общем виде это звучит так: чтобы избежать повторного счёта из стоимости произведённой продукции вычитается стоимость использованных предметов труда, то есть стоимость промежуточного продукта. В итоге остаётся стоимость конечного продукта. Это и есть валовой внутренний продукт.

При расчете ВВП используются три основных метода:

Метод добавленной стоимости.

ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории страны. Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров (мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз).

Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм. Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков.

Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.

Метод расчета ВВП по расходам.

Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных товаров и услуг, произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходы экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП на основе расходов или потока благ (этот метод также называют производственным методом) суммируются следующие величины:[8]

1. Потребительские расходы населения (С).

2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику ( Ig ).

3. Государственные закупки товаров и услуг (G).

4. Чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.

ВВП = С + Ig + G + NX

Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод).

ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль, рента), т.е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. То, что для одних субъектов является издержками, для других – доходами.

Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. Если к показателю ВВП добавлять разность между поступлениями от услуг факторов производства (факторными доходами) резидентов из-за границы и факторными доходами, полученными нерезидентами в данной стране, то получим показатель ВНП. Разность между показателями ВНП и ВВП для многих стран незначительна и колеблется в пределах + - 1% от ВВП.

Если расчеты ВВП производить в текущих ценах, то может оказаться искаженным физический объем производства. Есть разница в значениях номинального и реального ВВП.

Номинальный ВВП подсчитывается в текущих ценах (PQ), где Р - индекс цен, Q – физический объем производства. Для определения физического объема производства устанавливается базисный год, и рассчитываются в его ценах произведенный в текущем году ВВП. Новый базисный год обычно определяется каждые 10-15 лет.

Реальный ВВП – это фактический объем выпуска продукции, рассчитанный в ценах базисного года. Для вычисления реального ВВП необходимо использовать индекс цен.

Реальный ВВП (Q) = номинальный ВВП (PQ) / дефлятор ВВП, следовательно, дефлятор ВВП (Р) = номинальный ВВП (PQ) / реальный ВВП (Q). Дефлятор ВВП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса – дефляции. Если величина индекса цен больше 1, то произошло дефилирование ВВП, если индекс цен меньше 1, то произошло инфлирование.

Дефлятор ВВП учитывает цены всех товаров и услуг, произведенных в стране.

Дефлятор не учитывает цены импортных товаров. Дефлятор допускает изменения в наборе товаров и услуг в соответствии с изменением состава ВВП.

Макроэкономическая теория использует различные индексы цен для исчисления реального ВВП.

Индекс потребительских цен (ИПЦ), в котором используется фиксированный набор благ (“потребительская корзина”). Индекс Ласпейраса IL = p1i q0i / p0i q0i , где q0i количество товаров и услуг, произведенных в базисном году, p0i - цены товаров и услуг в базисном году, p1i - цены товаров и услуг в текущем году. ИПЦ отражает только цены товаров, приобретаемых домашними хозяйствами. ИПЦ учитывает цены импортных товаров.

Индекс цен производителей (ИЦП), где в качестве весов цен берется количества товаров и услуг, произведенные в текущем году. Индекс Пааше Ip = p1i q1i / p0 q1i, где q1i - количество товаров и услуг в текущем году.

Дефлятор ВВП представляет собой индекс Пааше.

В последнее время широкое применение находит индекс Фишера, представляющий собой среднегеометрическое значение из индексов Ласпейраса и Пааше. Ip = IL Ip

1.3. Роль макроэкономических показателей в анализе национальной экономики и проблема их достоверности

На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных сетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Ниже приведена краткая схема Системы национальных счетов. Рис. 2.[9]

Рис. 2. Показатели системы национальных счетов

Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования. Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты - выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений.

Национальное счетоводство выполняет для экономики в целом те же функции, что бухгалтерский учет для отдельного предприятия. Для практики большое значение имеет нахождение таких состояний макроэкономического равновесия, которые можно получить из регулярно и официально наблюдаемой и фиксируемой в документах общенациональной статистической информации. Различные показатели, которые входят в систему национальных счетов, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики. Информация, которую дают счета валового внутреннего продукта и национального дохода, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики. Таким образом, практическое наблюдение за макроэкономикой в западных странах основывается именно на методологии и теоретических принципах национального счетоводства и системы национальных счетов, главным содержательным элементом которых является валовой национальный продукт. В нашей стране проводится работа по освоению и использованию методологии системы национальных счетов для практических целей.

Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции- производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

В целях выработки финансовой политики необходимо проводить анализ и прогнозирование взаимосвязей материальных и финансовых потоков в экономике, осуществлять достоверный расчет основных макроэкономических показателей. Проблема заключается в том, что процесс реформирования экономики опережает процесс совершенствования системы сбора и обработки статистической информации. Показатель ВВП дает возможность в денежном выражении измерить объем годового производства страны, но ВВП не полностью отражает экономическое благосостояние нации.

Во-первых, практически во всех странах отсутствует систематическая и достоверная информация таких видов деятельности, как домашний уход за больными и детьми, домашнее благоустройство (ремонт квартир, обуви, аппаратуры и т.п. своими силами).

Во-вторых, отсутствует оценка негативных результатов функционирования производства (загрязнение окружающей среды, изменения климата, истощение ресурсов), что влечет уменьшения благосостояние общества.

В-третьих, показатель ВВП не учитывает благосостояние общества, связанное с досугом: в условиях высокоразвитой экономики уровень доходов достаточен для качественного отдыха и увеличения свободного времени значительной части населения, что равнозначно увеличению благосостояния страны.

В-четвертых, в мире, в том числе и в России трудности достоверного расчета макроэкономических показателей усугубляются наличием “теневой” экономики, масштабы которой в настоящее время не подлежат точной оценке. По мнению Госкомстата России, доля ее в структуре российского ВВП сейчас составляет порядка 20%. Но возникает вопрос: ограничивается ли масштаб теневой экономики этой цифрой и в какой мере ее размеры реально учитываются в расчетах ВВП? По оценкам различных экспертов, этот показатель варьирует от 30 до 50% в стоимостной оценке. Это влияет на расчет таких показателей, как например скорость оборота денежных средств, оборачиваемость средств в расчетах.

Отсутствие достоверной информации при принятии того или иного решения в сфере макроэкономического регулирования ведет к определенному искажению запланированного соотношения между ростом цен, удорожанием кредита и оттоком капитала из реального сектора в сферу спекуляции. Новые подтверждения этому содержит январский бюллетень Института экономического анализа. Исследование посвящено анализу последствий денежной эмиссии, которую нынче опять стало модно рассматривать как якобы приемлемый способ выхода из кризиса. Это стало уже вопросом не теории, а практики: только за сентябрь-декабрь 1998 г. денежная база была увеличена на 30%, что соответствует росту на 123% в расчете на год (против запланированных правительством 30%).[10]

Необходимо отметить, что на состояние экономики России огромное влияние оказывает конкретная политическая ситуация, действующая практика налогообложения и государственного регулирования, что способствует направлению финансовых ресурсов на потребление в большей степени, чем на накопление и инвестирование.

При этом сложности в получении объективных стоимостных оценок дополняются проблемами учета производства продукции в натуральном выражении, вызванными попытками руководителей отдельных организаций занизить масштабы выпуска продукции в целях, как сокращения налогооблагаемой базы, так и обоснования причин неплатежеспособности.

Таким образом, возникает необходимость разработки системы расчета макроэкономических показателей, включающей корректировку на неучтенный объем натурально-стоимостных и финансовых ресурсов.

2. Анализ основных макроэкономических показателей экономики России

2.1 Анализ внутреннего валового продукта в 2007-2008 гг.

Мировой кризис в финансовой сфере, о котором много говорили в течение 2007-2008 годов, разгорелся в сентябре текущего года. Волна кризиса прокатилась по странам, образующим Европейский союз: самые крупные банковские учреждения висели на волоске от банкротства. Неудивительно, что развивающиеся государства также почувствовали ветер подобных перемен.

Первое полугодие текущего года показало, что уровень валового внутреннего продукта возрос на восемь процентов (по сравнению с данными ушедшего года) и остановился на отметке девятнадцать триллионов 112,8 миллиардов рублей. Такие сведения предоставил Росстат (Федеральная служба государственной статистики).

Первый и второй кварталы 2007 года продемонстрировали рост внутреннего валового продукта на 7,8%, если сравнивать полученные цифры с данными, актуальными в 2006 году (6,4%).

Объем валового внутреннего продукта во II квартале 2008 года вырос на 7,5% по сравнению с результатами II квартала 2007 года, составив 10 триллионов 274,7 миллиардов рублей. А в первом квартале текущего года ВВП вырос на 8,5%, если сравнивать данный показатель с результатами аналогичного периода ушедшего 2007 года.

Период с января по август этого года дал увеличение роста производства промышленного сектора на 5,3% в сравнении с тем же периодом 2007 года. Об этом стало известно из сообщения Росстата.

Итогом развития промышленного сектора Российской Федерации за текущий год (с августа 2007 г. по август 2008 г.) стала цифра 104,7%, обнародованная в августе. Если сравнивать показатель с результатами июля 2008 года, то это 99,1%.[11]

Рис. 3 Структура валового внутреннего продукта по видам первичных доходов за 2007 - 2008гг.[12]

Темп роста в добывающих отраслях увеличился на 0,2% за период с января по август 2008 года в сопоставлении с теми же месяцами ушедшего года. Обрабатывающие отрасли могут похвастаться ростом на 7,6%, сектор водораспределения и газораспределения – на 4,2%. Нефтедобыча (в том числе, добыча газового конденсата) сократилась на 0,7% в сравнении с периодом с января по август 2007 г., составив триста двадцать пять миллионов тонн. Природного газа стали добывать больше на 1,2% - четыреста тридцать четыре миллиарда кубических метров. За названный период времени вырос показатель произведенной электроэнергии – на 4,1%, что составило шестьсот восемьдесят миллиардов киловатт в час.

Инфляция, выросшая в сентябре текущего года на 0,8 процента, прогнозировалась с отметками от 0,4% до 0,6%. С начала года она взяла десять с половиной процентов из установленного годового правительственного ориентира в 11,8%.

Объем ВВП России за III квартал 2007г. составил в текущих ценах 8852,2 млрд. рублей. Темп роста его реального объема относительно III квартала 2006г. составил 107,6%. Индекс-дефлятор ВВП за III квартал 2007г. по отношению к ценам III квартала 2006г. составил 113,5%.

Объем ВВП России за январь-сентябрь 2007г. составил в текущих ценах 23065,9 млрд. рублей, темп роста его реального объема относительно соответствующего периода 2006г. составил 107,8%, индекс-дефлятор - 111,3%.

В докладе Росстата говорится о том, что индекс потребительских цен в период с двадцать третьего по двадцать девятое сентября 2008 года стал равен 100,3%. В начале сентября эта цифра была равна 100,8%, а в январе текущего года - 107,5%. Специалисты Федеральной службы государственной статистики считают, что индекс цен на услуги и товары потребительского сектора может дойти до 100,8%.

2.2. Анализ инфляции в России в 2007-2008 гг.

В 2007 г. инфляция формировалась под влиянием растущего внутреннего спроса и шоков предложения, выразившихся в росте цен на отдельные виды продовольствия на мировых товарных рынках. При этом увеличение внутреннего спроса не соответствовало возможностям неинфляционного роста экономики.

В январе-ноябре индекс потребительских цен составил 10,6% против 8,2% годом ранее. Продовольственные товары стали дороже в среднем на 13,7% (за аналогичный период прошлого года - на 7,5%), при этом в наибольшей степени подорожали социально значимые продукты питания, такие как хлеб, крупы, молочные продукты. После непродолжительного сезонного периода снижения цен на плодоовощную продукцию в октябре-ноябре темпы прироста цен вновь вернулись в положительный диапазон и составили 0,9%) и 6,2% соответственно, с начала года - на 15,7%) против 6,5%).[13]

Крайне неблагоприятная ценовая ситуация, сложившейся на отдельных продовольственных рынках, таких как молочный, зерновой рынок, рынок масличных культур вызвана сокращением предложения товаров, в первую очередь, зарубежными производителями. Осенний рост цен во многом спровоцирован подорожанием продовольствия во всем мире. Одной из причин высокой зависимости от роста мировых цен на продукты является повышение курса рубля, наблюдавшееся все последние годы и приведшее к увеличению импортной зависимости. Россия зависит от импорта мясных продуктов на 40%, от импорта молочных продуктов - на 25%. Кроме того, в целях упорядочения торговли принято решение об ограничении числа иностранных торговцев на мелкооптовых рынках, что привело к временному росту издержек.

До недавнего времени из всех групп потребительских товаров и услуг цены на непродовольственные товары вели себя наиболее стабильно. С августа же отмечается ускорение темпов роста цен. В ноябре, как и месяцем, ранее, непродовольственные товары подорожали на 0,9%, что более чем в два раза превышает среднемесячные показатели прироста, зафиксированные в первом полугодии текущего года. При этом увеличились темпы прироста цен практически на все виды непродовольственных товаров, что говорит о том, что причиной являются фундаментальные монетарные факторы. С начала года непродовольственные товары подорожали на 5,8%) против 5,5% за январь-ноябрь прошлого года. Если сравнивать суммарные темпы прироста с начала года с аналогичными показателями за 2006 год по различным товарным группам, то прошлогодние показатели практически по всем категориям товаров уступают текущим значениям. Исключение составляют цены на бензин, которые на протяжении большей части текущего года росли умеренными темпами. В ноябре-декабре ситуация принципиально изменилась: прирост цен на бензин в ноябре составил 2,3% против 0,1% в октябре и (-0,6%") в ноябре 2006 года, а за 17 дней декабря т.г. еще 2,8%.

Нынешняя ситуация в денежно-кредитной сфере показала ограниченность инструментов Банка России, применяемых как в целях стерилизации, так и для пополнения ликвидности в экономике.[14]

Динамика, как темпов прироста денежного предложения, так и процентных ставок на рынке межбанковского кредитования (4,5% в среднем за текущий год) свидетельствует о том, что в последние годы проводится "мягкая" денежно-кредитная политика, не требованиям макроэкономической устойчивости.

В ближайшее время влияние данного фактора на инфляцию усилится, что создаст серьезные препятствия для замедления базовой инфляции.

Необходимо отметить, что влияние денежной массы на инфляцию в т.г. ослаблялось замедлением скорости оборота денег под действием целого ряда факторов, из которых важнейшие - "дедолларизация" сбережений населения и других активов, сокращение доли наличных денег в структуре рублевой денежной массы. Доля депозитов в иностранной валюте в структуре широкого агрегата денежной массы снизилась с 16,3% на начало 2006 года до 10,1% на начало ноября 2007 года. Доля наличных денег в структуре денежного агрегата М2 сократилась с 33,2% на начало 2006 года до 28,5% на начало ноября 2007 года.[15]

Скорость обращения наличных денег снизилась в 2007 году почти на четверть по сравнению с 2006 годом. При этом "дедолларизация" сбережений сильно скоррелирована с укреплением рубля. Уже на следующий год темпы повышения курса рубля по отношению к доллару и темпы "дедолларизации" замедлятся. Это приведет к тому, что замедление оборота денег, как антиинфляционный фактор, ослабнет. Соответственно, инфляционное давление денег усилится.

Во-вторых, среди факторов, способствующих ускорению инфляции, немаловажную роль играет ослабление бюджетной политики. Непроцентные расходы федерального бюджета ежегодно увеличиваются не только в меру роста экономики, но и существенно опережая его. В результате доля непроцентных расходов в ВВП возросла с 14,6% в 2004 году до 15,3-15,4% в 2005-2006гг. и, по оценке, 17,8% в текущем году.

В-третьих, ускоренному росту цен на продукты питания будут способствовать и внешние факторы. Негативные тенденции, наблюдающиеся в последние месяцы на мировых рынках продовольствия, по оценкам носят долгосрочный характер. Следовательно, поведение цен на продукты питания будет во многом определять динамику инфляции в последующие годы. Если говорить о краткосрочной перспективе, то после прекращения действия соглашения о замораживании цен, по мнению Минфина России, стоит ожидать новый всплеск инфляции.

В-четвертых, помимо внешних факторов, которые во многом будут определять динамику цен на продовольственные товары в среднесрочной перспективе, повышательное давление на цены продуктов питания продолжает оказывать высокая степень монополизированности отдельных товарных рынков и недостаточно благоприятный предпринимательский климат, прежде всего для малого и среднего бизнеса, который не позволяет реагировать на повышающийся спрос увеличивающимся предложением товаров.

С помощью таможенно-тарифного регулирования на короткий период можно решить проблему потребления, но необходимо решать ее фундаментально.

В-шестых, особого внимания требует консолидированный долг государства и частного сектора перед нерезидентами, объем которого на 1 июля т.г. составлял 384,4 млрд.долл.США, в то время как золотовалютные резервы на ту же дату составляли 405,8 млрд.долл.США. Наблюдается ускоренная динамика роста задолженности банков и нефинансовых предприятий, и прежде всего тех, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. За первое полугодие т.г. она увеличилась на 54 млрд. долл. США, а доля в общем объеме внешнего долга предприятий и банков увеличилась с 32,9% до 35,7%.

Совокупный объем еврооблигаций Газпрома, Транснефти, ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка и Россельхозбанка сопоставим с объемом суверенных еврооблигаций в обращении (порядка 40 млрд. долл. США). После некоторой передышки в августе-сентябре т.г. компании и банки со значительным государственным участием продолжают занимать за рубежом.

В-седьмых, среди других факторов риска, препятствующих ослаблению инфляционного давления в экономике, можно выделить продолжающийся на протяжении последних лет ускоренный рост заработной платы, который происходит без адекватного увеличения производительности труда, что создает дополнительное давление на цены. Также в последние месяцы усилилось влияние инфляционных ожиданий, что повышает инерционность инфляционных процессов и снижает эффективность принимаемых Правительством антиинфляционных мер.

Кроме того, ожидается существенное повышение цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в 2008-2010 гг.[16]

Несмотря на то, что накопленные с начала года темпы прироста цен на бензин уступают аналогичным показателям за прошлый год (за январь-ноябрь т.г. 4,7% против 11,1%), дальнейшее ускорение темпов роста цен может также серьезно осложнить задачу снижения прироста цен.

Если проанализировать динамику индекса цен производителей, то за десять месяцев т.г. они выросли на 17,0%, что заметно превосходит уровень предыдущего года (12,1%).

Наиболее серьезные опасения вызывает динамика цен производителей в "потребительских" отраслях. Прежде всего, речь идет об индексе цен производителей пищевых продуктов, который октябре вырос на 3,7%), а за десять месяцев текущего года - на 15,6% против 6,5% за аналогичный период прошлого года. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию на некоторых товарных рынках, ускорение темпов роста цен производителей продуктов питания, скорее всего, продолжиться в ближайшие месяцы. Отмеченные тенденции могут негативно сказаться на динамике потребительских цен в начале следующего года.

Проведенный анализ показал, что наряду с мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации, главную, ключевую роль в снижении инфляции играет Банк России. Целевой показатель инфляции на 2008 год 8,5% с точки зрения Банка России является достижимым. По мнению Минфина России, это потребует ужесточения денежно-кредитной политики и строгого выполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета. Остальные меры по антиинфляционной политике представлены в Плане мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2008 год, представленного в Правительство Российской Федерации Минэкономразвития России.

Антиинфляционный инструментарий ЦБ ограничен. Эффективность денежно-кредитной политики будет определяться сочетанием внутренних и внешних факторов. Анализ проводимой в России денежно-кредитной политики показывает, что в сложившихся к началу 2008 году условиях центробанк не имеет в своем арсенале достаточно надежных инструментов антиинфляционного регулирования. Это означает, что эффективность проводимой им политики в значительной степени будет определяться сопутствующими внутренними и внешними условиями. Исходя из сложившихся к концу 2007 года условий, мы рассматриваем два сценария развития ситуации в денежно-кредитной сфере в 2008 году в зависимости от изменения внешних факторов, т.е. динамики цен на нефть и курса доллара на мировом рынке.

Итак, чиновники и эксперты видят возможности замедления инфляции. Как представляется, эта возможность реальна. Ранее представители финансовых властей говорили, что снижение ставки рефинансирования и других ставок будет происходить по мере снижения инфляции.

2.3. Золотовалютные резервы

По состоянию на 2009 года золотовалютные резервы сократились до 426 млрд. долл. по сравнению с 600 млрд. в августе 2008 года.[17] При этом меры Центробанка, направленные на снижение давления на курс рубля: повышение ставки рефинансирования с 11 до 13% и расширение границ бивалютной корзины на 6,4 руб. (бивалютная корзина включает 0,55 долл. и 0,45 евро и ее максимальная стоимость по состоянию на январь 2009 года составляет 36,8 руб. Таким образом, за период с ноября Центробанк 15 раз ослаблял рубль), обусловили девальвацию рубля, но не позволили уменьшить валютные интервенции. При этом темпы снижения золотовалютных резервов в России являются аномально высокими (более 29% за август-декабрь 2008 года) по сравнению с другими странами: так, Япония и Китай с августа 2008 года (начало масштабных кризисных явлений в мировой экономике) не только не снизили объем резервов, а даже увеличили их, а Бразилия снизила объем резервов всего на 5%. При этом, несмотря на утверждение правительственных чиновников об улучшении ситуации, в декабре 2008 года осуществление плавной девальвации рубля требовало от Банка России каждый рабочий день тратить на поддержку рубля почти 3,4 млрд. долл. (всего в декабре Банк России продал долларов и евро на сумму 75 млрд. долл. США). В январе 2009 года ситуация продолжила ухудшаться, так как девальвация рубля практически полностью подорвала доверие к рублю и российские предприятия начали масштабный перевод средств в иностранную валюту.

При этом практически единственным продавцом валюты на рынке является Банк России, затраты которого на поддержку курса рубля в течение первой недели января увеличились более чем до 5,5 млрд. долл. в день (при таких темпах сокращения золотовалютных резервов Банка России хватит менее чем на 80 рабочих дней или 4 месяца).[18]

При этом в условиях резкого снижения цен на нефть на мировом рынке и дефицита бюджета в 2009 году возможности РФ по финансированию поддержания курса рубля и рефинансированию обязательств российских компаний перед зарубежными банками (объем выплат составит в 2009 году более 120 млрд. долл.) за счет золотовалютных резервов существенно сократились, так как уменьшение резервов приводит к снижению уверенности в способности Банка России контролировать курс рубля и обусловить усиление давления со стороны банков и компаний нефинансового сектора.

3. Проект долгосрочного прогноза роста Российской экономики

На рубеже третьего тысячелетия человечество вступило в эпоху кардинальных и бурных перемен: происходит смена способа его жизнедеятельности и воспроизводства - индустриальный способ производства уступает место постиндустриальному, традиционные проблемы обеспечения национальной безопасности перед лицом лавинообразно нарастающих военных, экологических, техногенных и иных угроз превращаются в глобальную проблему выживания человечества. Происходящие и предвидимые перемены столь существенны, что не могут получить адекватного отражения в рамках существующих научных представлений, требуют парадигмальных изменений в науках, и такие изменения уже происходят.

На какое-то время умами людей, оказавшихся у руля российской экономики, овладела модная более двух веков тому назад идея всесилия "невидимой руки". Но вскоре наступило разочарование, пришло понимание не последней роли научного познания и основанной на нем активной, компетентной и дальновидной экономической политики. Да и как можно говорить о переходном периоде и осуществлять переход, не представляя себе, от чего к чему нужно перейти. Совершенно справедливо утверждение авторов фундаментального исследования "Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва" о том, что сейчас для России особенно актуальна проблема выбора долгосрочной стратегии. "Цивилизация, достигшая вершины своей тысячелетней истории в 50-60-е гг. XX в., распалась из-за допущенных стратегических ошибок, неправильно выбранного курса, двинулась не вперед, к постиндустриальному обществу XXI в., а назад, в эпоху первоначального накопления капитала и стихийной игры рыночных сил, политической раздробленности. Расплачиваться за ошибки правящей элиты пришлось многострадальному народу".[19]

После того как удалось несколько поправить курс, остановиться у пропасти и попятиться назад от нее, перед учеными, государственными деятелями и деловыми лидерами встала историческая задача выбора долгосрочной стратегии развития страны как минимум на первую половину наступившего столетия. Это, безусловно, верно, но не так просто, как может показаться нашим настрадавшимся соотечественникам.

К сожалению, медленно преодолевается инерция и иллюзии воображаемой свободной конкуренции. Рассчитанная на 10 лет программа Г. Грефа не отличалась ни широтой обозреваемого горизонта, ни обоснованностью прогнозов и, конечно же, не страдала амбициозностью. После беспрецедентного по длительности и глубине кризиса обществу, привыкшему к "громадью планов", предлагалось обеспечить рост ВВП на 5% в год, увеличить его объем на 26-28% к 2004 г. и на 70% к 2010 г. в сравнении с 1999 г. В структуре ВВП доля конечного потребления должна была возрасти с 68,6 до 70,8%, валового накопления - с 15,1 до 27,2%, доля чистого экспорта - снизиться с 16,3 до 2%. При этом было обещано некоторое снижение уровня инфляции, а также и курса рубля к доллару: с 24,4 до 41,3 руб. за 1 долл. Эти показатели не вызывали энтузиазма. А ведь это немаловажный инструмент рынка, его нельзя недооценивать. И, хотя реальный ход экономического развития выявлял неиспользованные резервы его ускорения, экономическая политика не обнаруживала стремления реализовать их в полной мере. Идея удвоения ВВП России к 2010 г. не сразу получила деловую поддержку, потом стали поступать неграмотные советы удвоить ВВП независимо от того, какой будет его структура...[20]

В печати появлялись довольно многочисленные, но невостребованные прогнозы. Так, академик А. Аганбегян сформулировал генеральную задачу России на ближайшее тридцатилетие: войти в "золотой миллиард" цивилизации, для чего нужно иметь ежегодный прирост ВВП 5-7% в течение 30 лет, покончить с расточительностью, поднять инвестиционную норму до 27-28% от ВВП, развить частнособственнический инстинкт и перейти к такому рыночному механизму, который толкал бы экономику вверх. Заслуживают внимания труды С. Глазьева, Л. Абалкина. Научную ценность представляет работа "Ритмы российской истории. Опыт многофакторного исследования", в которой обосновывается гипотеза длинных и сверхдлинных волн социальной жизни России, ее уникальный "хронон". Есть и другие материалы, представляющие научную, практическую и политическую ценность. Все это свидетельствует о социальном запросе, объективной необходимости долгосрочной стратегии осуществляемых в стране преобразований.

Долгосрочные прогнозы, планы и программы предполагают совершенно определенное видение того общества, к которому мы стремимся. Пока этого консолидирующего видения нет, переходный период рисуется представителям разных социальных сил по-разному, что сказывается на предлагаемых темпах, структурах, путях и методах деятельности. Если пытаться и дальше проводить экономическую политику, не решая данной проблемы, она будет неустойчивой и может завершиться полной деградацией общества, уходом в небытие. За годы реформ было сделано немало прогнозов и целевых программ. К сожалению, их судьба печальна - как потому, что они не были профинансированы в должной мере, так и потому, что не стали органичными звеньями единой программы - ее просто не существовало. Это также относится и к программам конверсии военного производства, и к государственным программам вооружения, и к другим программам в области военного строительства.

Рецензируемый труд представляет собой фундаментальное теоретическое исследование, в основе которого лежит парадигма возрождения России в условиях становления и развития новой, постиндустриальной цивилизации. Индустриальная научная парадигма, сформировавшаяся в XVIII-XX вв., к концу XX в. в значительной мере исчерпала свои познавательные и прогностические возможности, в науке идет революция, процесс формирования постиндустриальной научной парадигмы, адекватной новым реалиям.

Процессы трансформации идут неравномерно по разным регионам и во времени. В 2001 г. в странах с высоким доходом (это 15,6 % населения мира - североамериканская, западноевропейская и японская цивилизации) было сконцентрировано 92,4% заявок на патенты, они присваивали 98,5% интеллектуальной квазиренты. На страны с низким уровнем доходов (40,9% населения) приходилось всего 0,8% заявок и 0,04% лицензионных доходов. Что же касается России, то по числу ученых и инженеров на 1 млн. населения она превосходила страны с высоким уровнем дохода, но доля в заявках на патенты была всего 2,6%, а в лицензионных доходах лишь 0,08%, что свидетельствует об антиинновационной направленности нелиберальных рыночных реформ. В цикличном процессе развития научного познания ожидаются новые волны научно-технических открытий в 2010-2020-е и в 2050-2060-е гг. В случае продолжения прежнего курса существующая ситуация еще более ухудшится, ее можно и нужно изменить на основе разработанной авторами стратегии инновационно-инвестиционного прорыва.[21]

В настоящее время достаточно четко прорисовывается два стратегических варианта. Одна стратегия - инерционно-рыночная, проводившаяся до последнего времени, - покоится на идеологии неолиберализма и рыночного фундаментализма и уповает на всемогущество рынка при пассивной роли государства. Другая - стратегия инновационного прорыва, которая обстоятельно обосновывается в рецензируемом труде, - концентрирует усилия народа, государства, бизнеса на активном освоении принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов. Общее представление о них по сопоставимым параметрам дает табл. 1 (с. 129-130).


Таблица 1. Прогноз основных макроэкономических показателей России на период до 2050 г.

(среднегодовые темпы прироста, %, при: а — инновационно-прорывном,

б — инерционно-рыночном сценарии)

Как видно из данной таблицы, инерционно-рыночный сценарий не обеспечивает ускорения темпов экономического роста, инновационной модернизации основных фондов, конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и удвоения ВВП за десятилетие. Неизбежным результатом его осуществления станет деградация структуры экономики. Страна будет отброшена назад, ее экономику будут эксплуатировать транснациональные корпорации в союзе с компрадорским капиталом. Усилятся социальные противоречия, возрастет угроза политической нестабильности. Этот сценарий ведет к утрате экономической, политической, военной и в целом национальной безопасности России.

Инновационно-прорывной сценарий основывается на инновационном обновлении технологий и производимой продукции, внедрении в производство достижений науки и изобретений, значительных инвестициях в основной капитал, партнерстве государства, предпринимателей, творческих личностей и общества, выработке эффективного механизма реализации стратегии инновационного прорыва. Он обеспечивает реальные, более высокие и ускоряющиеся среднегодовые темпы прироста ВВП, прогрессивные сдвиги в структуре экономики, значительно более высокие темпы роста доходов населения и снижение децильного коэффициента с 14 до 6. К середине следующего десятилетия достигается докризисный уровень реальных доходов населения, а к середине века - его увеличение в 2-3 раза. Структурные сдвиги в экономике самым благоприятным образом скажутся на экономическом обеспечении национальной безопасности.

Инновационно-прорывной сценарий - это не просто более удачно составленная комбинация показателей. Нет, это, прежде всего продукт нового мышления, формирующегося в рамках постиндустриальной научной парадигмы. Этот результат выводится из познания объективных реалий, среди которых обратим внимание, во-первых, на трансформационные процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности человечества, во-вторых, на особенности их проявления в России, обусловленные своеобразием ее геополитического положения, пройденного исторического пути, беспрецедентным экономическим и научным потенциалом, а также ее паритетом с США в военно-стратегической области.

Обычно принято говорить об огромной территории нашей страны и колоссальных природных богатствах. И некоторые именно с этим связывают возможности наращивания экономической мощи. Но это поверхностный взгляд. Элементарный сравнительный анализ убеждает, что в самых богатых природными ресурсами странах живут, как правило, самые бедные люди.

Заключение

Отсюда следует, что уровень развития национальной экономики должен оцениваться такими показателями, которые позволят ответить на вопрос, насколько национальная экономика страны конкурентоспособнее других, развитых стран мира. Казалось бы, душевой ВВП отражает в какой-то степени уровень развития национальной экономики: чем больше его величина, тем лучше национальная экономика должна обеспечивать высокий уровень качества жизни, экономическое могущество страны, ее прочное положение на мировых конкурентных рынках, национальную, в том числе экономическую, безопасность страны. Однако положительно ответить на эти вопросы на основе только показателя уровня душевого ВВП без учета некоторых дополнительных показателей нельзя.

Душевой ВВП показывает, сколько товаров и услуг в стоимостном выражении, произведенных в стране в течение года, приходится на душу населения. Но он не позволяет определить, каких товаров и услуг, если при этом не рассмотреть развернутой структуры ВВП. Если, например, львиную долю ВВП составляет природная рента, а произведенные товары и услуги в подавляющем большинстве не предназначены для улучшения качества жизни населения, то при такой структуре ВВП, рост душевого показателя не даст информации о создании для такого улучшения благоприятных возможностей. Аналогично без анализа структуры ВВП нельзя ответить на вопросы конкурентоспособности страны, ее национальной безопасности.

Приоритетность национальных стратегических целей и приоритетность развития и использования элементов национального богатства: человеческого, природно-ресурсного и научно-технического потенциалов тесно связаны и взаимозависимы. Невозможно формулировать стратегические цели без оценки возможности их достижения с помощью существующего соотношения элементов национального богатства. Точно так же нельзя развивать отдельные элементы национального богатства без увязки этого процесса со стратегическими целями развития страны. При этом должен быть обеспечен системный подход к решению этих взаимосвязанных задач. Это означает, что и стратегические цели, и национальное богатство должны рассматриваться как две взаимосвязанные сложные системы. То есть и разнообразные стратегические цели, и элементы национального богатства не могут разрабатываться и развиваться автономно, независимо друг от друга. Таким образом, можно заключить, что уровень развития национальной экономики должен оцениваться показателями, характеризующими степень использования структурированного по элементам национального богатства для достижения приоритетных стратегических целей развития страны.

Список использованных источников

1. Базелер, У. Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории / У. Базелер, З. Сабов, В. Кох // – СПб.: Питер, 2008. – 296 с.

2. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория / В.З. Баликоев // – Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 2007. – 691 с.

3. Бартенева, С.А. Экономическая теория в вопросах и ответах. / Под ред. С.А. Бартенева М.: Издательский дом «Финист», 2008. – 141 с.

4. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов ВУЗов / Е.Ф. Борисов // - М.: Юристъ, 2006. – 346 с.

5. Воронин, Ю.М. Россия: экономический рост / Ю.М. Воронин, А.З. Селезнев, Л.Г. Чередниченко // М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2008. – 312 с.

6. ВВП в России. - М.: Минэкономразвития России, 19 марта 2008 г. № 3. – с. 47-56.

7. Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы / В.А. Гамза // Деньги и кредит. - 2008. - № 4. – с. 22-41.

8. Илларионов А. Природа российской инфляции / А. Илларионов // Вопр. экономики. - 2008. - №3. – с. 24-32.

9. Коршунова, Г.В. Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики / Г.В. Коршунова // Финансы и кредит. № 6, 2008. – с. 44-67.

10. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации 2007–2008 гг. – М.: Минэкономразвития России, 19 декабря 2008 г. – 164 с.

11. Редькин, В. Доходы ударят по рейтингам / В. Редькин // Российская Бизнес газета № 686, 2009. – с 11-18.

12. Сорокин, Д. Экономические перспективы России / Д. Сорокин // Экономическая политика. № 3, 2008. – с. 9-14.

13. Шкель, Т. Исправленному верить / Т. Шкель // Российская газета – Федеральный выпуск № 4880, 2009.

14. Юрьева, Т. Крой от Алексея Кудрина / Т. Юрьева // Российская газета – Федеральный выпуск № 4856, 2009.

15. Министерство финансов РФ: Динамика доходов бюджета РФ за 2008 г. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2009. - Режим доступа: www.minfin.ru.

16. Российская газета: Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. - Режим доступа: htpp:// www.rg.ru.


[1] Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории. – СПб.: Питер, 2008. – С. 76.

[2] Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 2007. – С. 201.

[3] Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Юристъ, 2006. – С. 186.

[4] Российская газета [Электронный ресурс]: Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. - Режим доступа: htpp:// www.rg.ru.

[5] Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации 2007–2008 гг. – М.: Минэкономразвития России, 19 декабря 2008 г. – С. 61.

[6] Сорокин Д. Экономические перспективы России // Экономическая политика. № 3, 2008. – с. 9.

[7] Сорокин Д. Экономические перспективы России // Экономическая политика. № 3, 2008. – с. 10.

[8] Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории. – СПб.: Питер, 2008. – С. 214.

[9] Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 2007. – С. 186.

[10] Воронин Ю.М. Россия: экономический рост / Ю.М. Воронин, А.З. Селезнев, Л.Г. Чередниченко. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2008. – С. 63.

[11] ВВП в России. - М.: Минэкономразвития России, 19 марта 2008 г. № 3. – с. 47.

[12] ВВП в России. - М.: Минэкономразвития России, 19 марта 2008 г. № 3. – с. 49.

[13] Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы // Деньги и кредит. - 2008. - № 4. – с. 22.

[14] Илларионов А. Природа российской инфляции // Вопр. экономики. - 2008. - №3. – с. 26.

[15] Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы // Деньги и кредит. - 2008. - № 4. – с. 32.

[16] Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Динамика доходов бюджета РФ за 2008 г. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2009. - Режим доступа: www.minfin.ru.

[17] Юрьева Т. Крой от Алексея Кудрина. // Российская газета – Федеральный выпуск № 4856, 2009.

[18] Экономическая теория в вопросах и ответах. / Под ред. Бартенева С.А. М.: Издательский дом «Финист», 2008. – С. 63.

[19] Российская газета [Электронный ресурс]: Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. - Режим доступа: htpp:// www.rg.ru.

[20] Шкель Т. Исправленному верить. // Российская газета – Федеральный выпуск № 4880, 2009.

[21] Российская газета [Электронный ресурс]: Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. - Режим доступа: htpp:// www.rg.ru.