Контрольная работа: по Основам оперативно-розыскной деятельности

Название: по Основам оперативно-розыскной деятельности
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Факультет права и экономики

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы оперативно-розыскной деятельности»

Вариант № 19

Выполнил: Чурилов Сергей Дмитриевич

2005г.ЮЗ-651

Зачетная книжка №__________

Проверил(а)________________

(ученая степень, ученое звание,

__________________________

фамилия, инициалы)

Регистрационный номер и дата

регистрации________________

Оценка:____________________

Омск 2010

Введение. 3

Вопрос 1. 5

Вопрос 2. 11

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 22


Введение

Современный этап развития нашей страны знаменуется глубокими политическими, социальными, экономическими, а также правовыми изменениями и потрясениями. Криминологические прогнозы послед­них лет неутешительны: в ближайшие годы криминальность общества из правоприменительной проблемы может превратиться в острую политическую.

Организованность, вооруженность, техническая оснащенность, информированность, тщательность подготовки преступлений, целенаправлен­ное уничтожение доказательственной информации и активное противо­действие правоохранительным органам делают преступность все более труднодоступной для традиционных уголовно-процессуальных форм борьбы с ней. Поэтому не случайно многократно возрастает роль оперативно-розыскной деятельности.

С закреплением в первом Законе Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации» основных правовых и организационных параметров ОРД она признана легитимной; преодолено представление о ней в обществе как выходящей за рамки законности и противоречащей нравственным принципам. Получили законодательное подтверж­дение правомерность и социальная обусловленность ОРД - важ­ной составной части правоохранительной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность имеет три основных значе­ния: во-первых, собственно как специфический вид юридической государственной деятельности правоохранительных органов и спец­служб по противодействию преступности и обеспечению националь­ной безопасности; во-вторых, как самостоятельная юридическая наука, основанная на комплексных междисциплинарных знаниях; в-третьих, как самостоятельная учебная дисциплина в системе юри­дического образования.

С принятием в 1992 году первого закона «Об оперативно – розыскной деятельности в Российской Федерации» этот вид государственной деятельности получил официальное законодательное признание и с него была снята завеса секретности.

Оперативно – розыскная деятельность является наиболее эффективным средством борьбы с преступностью. Право осуществлять оперативно – розыскную деятельность на территории Российской Федерации законодательством предоставлено строго ограниченному кругу субъектов. В свою очередь субъекты оперативно – розыскной деятельности наделены соответствующими функциями и полномочиями, которые осуществляются на основе конспирации.

Цель работы – рассмотреть основные положения оперативно – розыскной деятельности.

Вопрос 1.

Классификация и характеристика лиц, содействующих

осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

В ст. 1 ФЗ об ОРД определено, что ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно опера­тивными подразделениями государственных органов, уполномочен­ных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством прове­дения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Рассмотрим, что следует понимать под этим определением.

Органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Вместе с тем в ч.3 ст.17 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности» законодатель определяет исчерпывающий перечень лиц, привлечение которых к содействию на конфиденциальной основе по контракту запрещено. К их числу относятся: депутаты, судьи, прокуроры, адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных объединений. Данное обстоятельство обусловлено наделением представителей власти соответствующими законодательными, судебными и надзорными полномочиями и недопустимостью оказания негласного воздействия на их законотворческую деятельность.

Конфиденты - это частные физические лица, с которыми оперативные подразделения органов, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность, устано­вили на платной или безвозмездной основе отношения сотруд­ничества, предполагающие оказание этими гражданами указанным операппаратам содействия на конфиденциальной основе в разрешении возложенных на них задач

Внештатные сотрудники (общественные помощники) используются в интересах оптимизации деятельности оперативных работников для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Они привлекаются на добровольных началах.

Конфиденты не являются штатными сотрудника­ми правоохранительных учреждений. Вместе с тем данная категория лиц занята выполнением заданий сыскных ве­домств. В связи с этим на последних возлагается особая от­ветственность за установление границ деятельности конфи­дентов и обязанностей должностных лиц правоохранительных органов в отношении этих граждан.

Оперативные работники рассматривают конфидентов как родовую катего­рию, а затем дифференцируют физических лиц-конфидентов на определенные виды.

Внештатный сотрудник или конфидент как лицо, не входя­щее в систему охраны правопорядка, периодически или регу­лярно может предоставлять информацию должностному лицу правоохранительных органов о преступной деятельности. Столь неоценимая помощь обеспечивает успешное разреше­ние различных криминальных задач, в связи с чем сотрудни­ки сыскных ведомств, в интересах постоянного получения и надлежащего использования таких сведений, разрабатывают и придерживаются специальных процедур в отношении кон­фидентов. Исходным положением здесь является разделение конфидентов на различные классификационные группы.

Так, сыскное ведомство прежде всего использует случай­ные контакты с физическими лицами, предоставляющими иногда полезные для следствия факты в случае установления с ними контакта, однако не являющимися частью какого-ли­бо механизма регулярного добывания информации. Такие случайные контакты не влекут за собой вызова для дачи сви­детельских показаний в ходе уголовного судопроизводства. Подобного рода контакты полиция использует с известными в настоящее время или в прошлом правонарушителями, со­общниками правонарушителей, иногда лицами, сообщающи­ми информацию по телефону. Надежность таких сведений всегда представляет определенную проблему, поэтому, чтобы иметь доказательственную ценность, они должны, как пра­вило, подтверждаться информацией из других источников.

Помимо случайных контактов с частными физическими лицами, сыскные ведомства могут поддерживать и более ус­тойчивые отношения с этими лицами, особенно при решении задач ОРД в борьбе с распространением наркотиков, оружия и т. п., а также для сбора информации об организованных пре­ступных группах, иных опасных представителях социально-аномальной среды.

Сыскные ведомства используют сведения, поступающие от конфидентов из числа лиц, находящихся под арестом. Эти лица могут предоставлять информацию о соучастниках преступле­ний, с тем чтобы избежать судебного преследования или умень­шить степень меры наказания. Информация, полученная от указанных лиц, неизменно является результатом такой дого­воренности и используется для разрешения задач, касающих­ся исполнения наказания и криминальной полиции.

В целом существует множество различных групп лиц, ко­торые могут быть чрезвычайно заинтересованы в оказании помощи правоохранительным органам и предоставлении ин­формации о противоправной деятельности представителей социально-аномальной среды. Принципиально важно здесь то, что лица, которые наверняка обладают ценной информа­цией о правонарушителях или могут получить такую инфор­мацию, почти всегда являются людьми, связанными с преступ­ной деятельностью. На это обстоятельство обращал внимание Э. Видок, подчеркивая, что победить преступника можно толь­ко с помощью преступника[1] .

Отечественные специалисты особое внимание уделяют гражданам, негласно сотрудничающим с органами внутрен­них дел по контракту на платной основе, полагая, что они за­нимают особое место среди различных категорий лиц, оказы­вающих конфиденциальное содействие этим органам. Вместе с тем указывается, что применение их содействия в основном ограничено лишь отдельными направлениями деятельности оперативных аппаратов ОВД, что не позволяет полностью ис­пользовать их разведывательно-поисковый потенциал. Поэто­му одним из путей повышения эффективности работы с таки­ми лицами является расширение сферы их применения для обнаружения первичной оперативно-розыскной информации, выявления лиц и фактов, представляющих оперативный ин­терес и др. Значительное влияние на эффек­тивное осуществление содействия таких лиц органам внутренних дел оказывают факторы объективного свойства: уровень профессиональной подготовленности оперативного состава к работе с указанными конфидентами, соответствие их жизненному и поисковому опыту, а также проблемы финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел[2] .

Одним из видов физических лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно – розыскную деятельность, являются также отдельные граждане, привлекаемые к подготовке и проведению оперативно – розыскных мероприятий на гласной основе. Помощь этих лиц может использоваться для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок, отождествления личности и других мероприятий, результаты которых могут гласно использоваться, а лица, выступать в качестве свидетелей по уголовному делу. Оперативными аппаратами может использоваться гласное содействие внештатных инспекторов, которые выполняют свои обязанности в свободное от основной работы время, а также дружинников. В частности, они могут привлекаться для проведения профилактических мероприятий, сбору сведений, характеризующих личность и образ проверяемого лица, подготовке материалов в средства массовой информации, выступлению с докладами на правовые темы среди населения, выполнения различных поручений оперативных работников.

Порядок и условия гласного содействия регламентируются ведомственными нормативными актами, которые утверждаются министром внутренних дел, руководителем ФСБ и иных органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность. Привлечение граждан к гласному содействию предполагает также возложение на них определенных обязанностей. Они должны:

-добросовестно участвовать в мероприятиях, проводимых оперативными подразделениями;

-соблюдать требования законодательства;

-сообщать оперативным подразделениям о ставших известными им фактах о подготавливаемых или совершенных преступлениях;

-принимать меры по профилактике преступлений;

-не допускать разглашения конфиденциальной информации, ставшей им известной в процессе содействия оперативно – розыскным органам;

-добросовестно выполнять поручения оперативного сотрудника.

Организация работы граждан, привлекаемых для содействия в проведении оперативно – розыскных мероприятий на гласной основе, осуществляется руководителями оперативных подразделений.

Компетенция оперативных аппаратов как субъектов оперативно – розыскной деятельности определена законодателем в виде обязанностей (ст.14 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности»), возлагаемых на них, и прав, предоставленных органам, осуществляющим оперативно – розыскную деятельность (ст.15 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности»). Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают оперативно – розыскные органы, позволяет избежать нарушений законности в практической деятельности оперативных сотрудников. Конституционные права и свободы человека и гражданина, которые подлежат защите, находят отражение в ст.17- 64 Конституции РФ и других нормативных актах. При этом в соответствии с ч.2 ст.8 Конституции РФ (государственная, частная, муниципальная и др). Важно отметить, что согласно ст.1 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности» оперативно – розыскными органами осуществляется защита государства исключительно от преступных посягательств.

Вопрос 2.

Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности.

Индивидуальная профессиональная концепция работника органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных профессиональных проблем, содержания, способов и приемов труда, трудностей в организации взаимодействия и личного труда. Индивидуальная профессиональная концепция в ее сформированном виде раскрывает личностный смысл деятельности работника, оказывает влияние на мотивацию труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей.

Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т. д. [3]

Деятельность сотрудника органов внутренних дел характеризуется следующими специфическими психологическими особенностями.

Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). Эта особенность отличает работу сотрудников органов внутренних дел от многочисленных отраслей человеческой практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда. Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Все это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.

Другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью, определяется прежде всего высокой степенью ответственности, а применение им своих полномочий предполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить необходимость и разумность действий, их законную основу. Нередко это связано с необходимостью остановиться на одном из вариантов и поэтому характеризуется особой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью - одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразность использования власти зависит от личностных качеств сотрудника.

Важной психологической особенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требует постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условиях активного противоборства возникает необходимость постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей.

Следующей характерной особенностью профессиональной деятельности является широкая коммуникативность, как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Коммуникативность сотрудника - черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.

Отличительной чертой коммуникативности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления психологического контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности.

К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Промедление всегда ведет к неудаче.

С другой стороны, дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и других сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за этого в напряженном состоянии. То, что в других видах деятельности свойственно лишь "аварийным ситуациям", является обычным в работе сотрудника органов внутренних дел.

Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает сотрудник из-за высокой экстремальности его деятельности, действиями в условиях конфликтной ситуации, воздействие различного рода стрессфакторов, ненормированным рабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности, так как сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя, сложными условиями его служебной деятельности.

Профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практического их осуществления. При этом деятельность чисто мыслительная, имеющая целью построение различных версий, составление планов осуществления оперативно-служебных мероприятий и планов работы в целом, соединяется с практической организацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.

Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. Например, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предвосхищении их незаконных действий в будущем зиждется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа по раскрытию совершенных преступлений.

Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную деятельность сотрудника к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.

Конструктивная деятельность - это мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится, в основном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная деятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.

Она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Профессиональная деятельность сотрудника отличается широкой коммуникативностью. Его коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонически сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.

Даже беглый обзор основных психологических особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. В первую очередь к ним относят: профессионально-психологическую ориентированность его личности; психологическую устойчивость; развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску; хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения; способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач; ролевые умения, способность к перевоплощению; развитые профессионально-значимые познавательные качества: профессиональную наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение; профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию; быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой - формирование у сотрудников данных качеств.

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников.

Целью психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным. Особенности этой деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формирования у них психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.

Основные задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы: повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел; развить у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.

Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов:

· профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);

· подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании психологических средств реализации профессиональных действий речевых и неречевых, в умелом применении всего комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач;

· развитой профессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятий, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);

· психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее:

· формирование психологической готовности к борьбе с преступностью;

· развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности;

· формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;

· совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан;

· формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

· совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами;

· формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

· развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления;

· формирование волевой активности и навыков волевых действий;

· подготовка к психическим перегрузкам в работе.[4]

Заключение

В целом субъекты оперативно – розыскной деятельности имеют очень важное значение в борьбе с тяжкими и особо тяжкими уголовными деяниями, как наемные убийства, террористические акты, организованные системы вымогательства и взяточничества, наркобизнес и другими преступлениями, которые характеризуются серьезной, продуманной подготовительной работой, а также плановой деятельностью, связанной с уничтожением и сокрытием следов преступления. Оперативно-розыскная деятельность имеет три основных значе­ния: во-первых, собственно как специфический вид юридической государственной деятельности правоохранительных органов и спец­служб по противодействию преступности и обеспечению националь­ной безопасности; во-вторых, как самостоятельная юридическая наука, основанная на комплексных междисциплинарных знаниях; в-третьих, как самостоятельная учебная дисциплина в системе юри­дического образования.

Оперативно-розыскная деятельность определяется как самостоятельный вид государственной деятельности, которая отнесена к компетенции соответствующих государственных органов и оперативных подразделений в установленных для них пределах.

Основные принципы оперативно-розыскной деятельности соблюдение конституционных принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в число принципов осуществления оперативно-розыскных мероприятий включены конспирация такой деятельности, сочетание гласных и негласных методов и средств ее реализации. На принципах, сформулированных в ФЗ «Об ОРД», базируется вся оперативно-розыскная деятельность, в соответствии с ними организуется практическая деятельность оперативно-розыскных органов и конкретных сотрудников этих служб при осуществлении любого оперативно-розыскного мероприятия.

С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственнос­ти (собственность — экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Консти­туции защищаются равным образом частная, государственная, муни­ципальная и иные формы собственности.

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (12.12.1993).

2. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (07.09.2007) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). ст. 4921.

3.Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ 07.09.2007) «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995)// Собрание законодательства РФ.- 14.08.1995.- N 33.- ст. 3349

Литература

1. Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учеб. – методич. пособие. М.: Зерцало, 2007. 80 с.

2. Башкатов Л.Н. и др. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности", М. 2007.- 32с.

3. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно – розыскной деятельности»: Комментарий. – М.: Новый Юрист, 2006. 576 с.

4. Дубоносов Е.С. Основы оперативно – розыскной деятельности: Курс лекций / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра юр. наук, проф. Г. К. Синилова. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2005. 184 с.

5. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно – розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт. – сост. д-р юрид. наук, проф. А. Ю. Шумилов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд – ль И.И. Шумилова, 2006. 319 с.

6. Лобжанидзе Г.И. Методы психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности. Омск, 2007.-С.56.

7. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Обнинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. 848 с.

8. Основы оперативно – розыскной деятельности / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: Барнаульский ин-т МВД России, 2003. 251 с.

9. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учеб. пособ. / Под ред. В.К. Боброва. – М.: МЮИ МВД России, Щит – М., 2007. 136 с.


[1] Лекарев СВ., Порк В. А. Бизнес и безопасность: Толковый терминологический словарь / Под на­учной ред. проф. А. И. Гурова, проф. Б. С. Тетерина. М.: Изд-во ЦКСИ-МиМ, «Ягуар», 2005. С. 336.

[2] Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С. В. Степашина. Серия «Учебники для вузов. Специальная ли­тература». — СПб.: Издательство «Лань», 2003. – С.87

[3] Лобжанидзе Г.И. Методы психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности. Омск, 2007.-С.56

[4] Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. - Воронеж, 1997.С.90