Реферат: Преобразование предприятия и его ликвидация

Название: Преобразование предприятия и его ликвидация
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет: Государственной службы и менеджмента

Специальность: Менеджмент организаций

РЕФЕРАТ

ПРЕДМЕТ: Экономика организаций.

НА ТЕМУ: Преобразование предприятия. Ликвидация предприятия.

Студентка: Павлюк Наталья Сергеевна

№ договора 2М4005

Проверил: Мельничук Виктор Александрович

_____________________________

(подпись )

«_____»_______________ 200___ г.

г.Омск – 2005г.

Содержание:

1. Введение ………………………………………………………………………....3

2. Виды реорганизации предприятия…………………………………………...3

3. Этапы реорганизации предприятия……………………………………….…5

3.1. Первый этап: подготовка……………………………………………….....6

3.2. Второй этап: сбор информации и определение проблем……………....9

3.3. Третий этап: выработка общего и полного понимания решаемых проблем……………………………………………………………………...11

3.4. Четвертый этап: организационно-техническое проектирование…...14

3.5. Пятый этап: социальное проектирование……………………………..15

3.6. Шестой этап: преобразования……………………………………….…..19

4. Ликвидация обанкротившихся предприятий………………………….….20

5. Заключение………………………………………………………………….….22

6. Список литературы……………………………………………………….…...25

Введение.

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.

Для того чтобы выжить и адекватно реагировать на изменения рыночных условий, повысить устойчивость и адаптационную способность в удовлетворении потребительского спроса, преодолеть отставание в развитии техники и технологии, обеспечить высокое качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. Благодаря этому преодолевается инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. В зависимости от конкретных обстоятельств организационные изменения могут быть частичными, касающимися отдельных служб и определенных видов деятельности, или радикальными, когда под влиянием бурного и даже скачкообразного развития рынка и условий конкуренции требуется глубокая и многосторонняя реорганизация.

Виды реорганизации предприятий

Если добровольное урегулирование не имеет результатов, кредиторы могут объявить компанию банкротом, в результате следует либо реорганизация, либо ликвидация компании.

Банкротство наступает, когда компания не может оплачивать свои счета или ее обязательства превышают рыночную цену активов. Компания может подать заявление на реорганизацию, план дальнейшего ее существования.

Статья 11 Закона о банкротстве от 1978 года описывает этапы, связанные с реорганизацией потерпевшей неудачу компании. (Статья 7 определяет процедуры, которым необходимо сле­довать при ликвидации, и вступает в силу, когда вопрос о реорганизации практически не может быть решен.)

Два вида обращений о реорганизации:

1. Добровольная реорганизация — в данном обращении компания ищет свой собственный путь реорганизации. Компания не­обязательно должна быть неплатежеспособной, чтобы зарегистрироваться на добровольную реорганизацию.

2. Принудительная реорганизация — кредиторы подают документы на принудительную реорганизацию компании и должны доказать, либо что фирма-должник не погашает долги при наступлении срока платежа, либо что один из кредиторов или третья сторона установили контроль над активами должника. Заявление обосновывается большинством кредиторов и наличием исков в суд.

Существует пять этапов реорганизации:

1. Заявление о реорганизации согласно статье 11 подается в суд.

2. Судья одобряет заявление и либо назначает попечителя, либо разрешает кредиторам выбрать одного из них для распоря­жения активами.

3. Попечитель, представляет приемлемый план реорганиза­ции в суд.

4. План передается кредиторам и акционерам компании для одобрения.

5. Должник оплачивает расходы сторон, выполняющих обя­занности по процедуре реорганизации.

Попечитель в плане реорганизации требуется для:

— оценки компании;

— перестройки структуры капитала компании;

— обмена находящихся в обращении долговых обязательств на новые ценные бумаги.

При оценке компании попечитель должен установить ее ликвидационную стоимость против стоимости функционирующего предприятия. К ликвидации прибегают, когда ликвидационная стоимость превышает стоимость действующего предприятия. Если компания стоит дороже, когда функционирует, тогда ответом будет реорганизация. Чтобы определить стоимость реорганизованной компании, попечитель должен определить будущие доходы. Стоимость действующего предприятия — текущая стоимость будущих доходов.

Этапы реорганизации предприятия

Исключительную важность приобретает совершенствование системы внутреннего бухгалтерского учета. С его помощью руководители имеют возможность точно определять, какие структуры предприятия приносят прибыль, а какие — не оправдывают ожиданий. Новая бухгалтерия должна работать в тесном взаимодействии с финансовым отделом, в задачи которого входит контроль над финансовым состоянием предприятия и подготовка общей финансовой стратегии.

Важное нововведение - это пересмотр структуры управления фирмой и предоставление большей свободы действий подразделениям. В современной крупной компании новые идеи должны внедряться постоянно: в области производства, проектирования, обслуживания клиентов и т. д. Новые идеи нередко возникают на низшем уровне про­изводственной структуры, генерируются рабочими или руководите­лями среднего звена, ответственными за конкретную деятельность. От­дельные подразделения фирмы должны обладать достаточно большой автономией.

Разработка стратегии и последовательное осуществление организационных изменений сами по себе являются предметом самостоятельного исследования, анализа, прогнозирования и программно-целевого управления. Обобщение накопленных методических подходов и опыта проводимых реорганизаций дает возможность в концентри­рованной форме представить масштаб и охватываемый круг работ (на­мечаемые меры), этапы их осуществления, используемые критерии оценки результатов. Отметим, что реорганизация предприятия не может проводиться одномоментно, внезапно, без глубокой и всесторонней предварительной работы специалистов разного профиля на основе заранее разрабатываемых программ и комплекса обоснованных мер. Она должна предусматривать целый ряд этапов, охватывающих подготовку, сбор информации, определение направлений работы и их последствий, организационно-техническое и социальное проектиро­вание, практическую реализацию подготовленных изменений.

Намеченные этапы должны осуществляться последовательно. За­вершение каждого этапа представляет собой важный рубеж в выпол­нении всего проекта. Этапы подразделяются на задачи, реализуемые в разной последовательности: одни задачи раньше других, некото­рые — одна за другой, а ряд из них — параллельно. Ниже даетсяпримерная характеристика возможных этапов осуществления про­грамм реорганизации, а также методов, используемых при решении задач каждого этапа.

Этап первый: подготовка

Основополагающее значение для успешной реализации програм­мы реорганизации и обеспечения на практике ее эффективности име­ют мобилизация работников, которые будут ее осуществлять, их ор­ганизация и заинтересованность. Необходимо учитывать, что реор­ганизация предприятия является процессом не только организаци­онно-техническим, но и социальным, затрагивающим интересы раз­личных групп — собственников, руководителей и работников раз­ных уровней.

Результатами работ на данном этапе должны стать: разработка для всей организации своеобразного «мандата на реорганизацию», вклю­чающего организационную структуру, положение о группе, которая будет непосредственно заниматься перестройкой, и ее состав, план намечаемых мер. Ключевые вопросы, на которые необходимо отве­тить на данном этапе, сводятся к следующему:

1.Каковы задачи и ожидаемые результаты деятельности высших руководителей организации по данному проекту? Какова степень их вовлеченности в разработку проекта?

2.Каковы цели данного проекта в целом? Каким путем следует их достигать без нанесения организации сколько-нибудь заметногоущерба?

3.Кто должен быть включен в группу по реорганизации? Каким должен быть набор квалификационных и профессиональных знаний, навыков и опыта для членов группы?

4.Какие необходимые качества членов группы отсутствуют у сотрудников организации? Каким образом их можно восполнить —за счет дополнительной подготовки сотрудников или привлеченияспециалистов со стороны?

5.Какие специфические навыки реорганизации должны приобрести члены группы?

6.По каким вопросам следует обратиться ко всем работникам организации для получения их поддержки и доверия?

В табл. 1 приводятся некоторые способы преодоления сопро­тивления организационным изменениям, приводимые в литературе по управлению и базирующиеся на опыте предприятий разных форм собственности, занимающихся различными видами деятельности.

Таблица 1

Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям

Меры Предпосылки применения Преимущества Недостатки
Обучение и предоставление информации Недостаток информации, недостоверная информация или ее неправильная интерпретация При убежденности сотрудников в необходимости мероприятия они активно участвуют в преобразованиях Требует очень много времени, если надо охватить большое число сотрудников
Привлечение к участию в проекте Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им Участники заинтересованно поддерживают изменения и активно предоставляют полезную информацию для планирования Требует очень много времени, если участники имеют неправильное представление о целях изменений
Стимулирование и поддержка Сопротивление в связи со сложностью индивидуальной адаптации к отдельным изменениям Предоставление помощи при адаптации и учет индивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения Требует много времени, а также крупных расходов, что может привести к неудаче проекта
Переговоры и соглашения Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться относительно простым способом преодоления сопротивления Часто требует больших расходов и может вызвать претензии у других групп
Кадровые перестановки и назначения Несостоятельность других «тактик» влияния или недопустимо высокие затраты по ним Сопротивление относительно быстро преодолевается, не требуя высоких затрат Угроза будущим проектам из-за недоверия сотрудников, интересы которых затрагиваются
Скрытые и явные меры принуждения Острый дефицит времени или отсутствие соответствующей властной базы у инициаторов изменений Угроза санкций заглушает сопротивление, делает возможной скорую реализацию проекта Связано с риском, порождает стойкую озлоблен-1ость по отношению с инициаторам, пассивное сопротивление возможной переориентации проекта

Необходимость в реорганизации обычно обнаруживается как результат изменений рыночных, технологических условий внешней сре­ды предприятия. Под влиянием этих изменений его высшее руководство приходит к выводу о необходимости принять соответствующиемеры — осуществить реорганизацию. Для поддержки проекта реорга­низации оно привлекает сторонников этой идеи. На совещаниях в обсуждении данного вопроса участвуют представители собственни­ков и высшие руководители организации. Их задача — обучить проектную управленческую группу методологии, которую предстоит использовать при реорганизации; обеспечить руководство проектом и его поддержку; выявить вопросы, которые необходимо решить; при­влечь на свою сторону акционеров; поставить цели и наметить при­оритеты по проекту. Формируется группа по реорганизации, разра­батывается положение о ней. Указанная группа получает всю необ­ходимую информацию для выполнения поставленной задачи. До ее сведения доводится цель, намеченная руководством, определяется структура работ, анализируется практика проведения подобных ре­организаций и, наконец, распределяется ответственность за выпол­нение проекта.

Как показывает практика, нередко проект реорганизации встречает сопротивление, и для достижения успеха необходимо управлять процессами изменений. Решается вопрос о том, как наиболее конст­руктивно поддерживать связи с собственниками, разрабатывается ме­тодика оценки степени заинтересованности участников проекта и методы вмешательства при отсутствии готовности участвовать в ре­организационном процессе. Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методы управления. В табл. 2 показаны методы, используемые при осуществлении первого этапа реорганиза­ционных мероприятий.

Таблица 2

Методы управления на этапе подготовки реорганизации

Задачи Используемые методы
Выявление необходимости реорганизации Анализ изменений (рыночных, технологических, внешней среды)
Обеспечение согласия в руководящем звене Обсуждения, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки Определение целей
Обучение группы по реорганизации Формирование группы Создание системы мотиваций и заинтересованности
Планирование изменений Создание системы управления изменениями Проектное управление

Этап второй: сбор информации и определение проблем

Задача данного этапа — выявление продуктов и услуг, ориенти­рованных на потребителя. С этой целью выявляются долгосрочные и текущие запросы потребителей; определяются мероприятия, не­обходимые для успешного выполнения поставленной цели; намеча­ются виды деятельности. Составляются действующие и перспектив­ные структурные схемы организации, уточняются требуемые ресур­сы, объем и периодичность выпуска продукции и оказания услуг; проводится систематизация процессов реорганизации. Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответы на этом этапе:

1.Каковы главные процессы в деятельности организации?

2.Как эти процессы соотносятся с процессами потребителей и поставщиков?

3.Каковы стратегические процессы организации?

4.Какие процессы должны быть реорганизованы в течение квартала, одного года, периода свыше одного года?

Принципиально важно выявить запросы потребителей, заплани­ровать мероприятия, необходимые для их учета. И главное — обосновать целесообразность конкретных организационных изменений, не­посредственно ориентированных на удовлетворение потребительского спроса. Это касается не только внутренней структуры предприятия, но и обеспечения эффективных каналов связи и взаимодействия с поставщиками и потребителями. Решается также задача моделиро­вания реорганизационных процессов и выявления последствий из­менений, определения факторов, способных помешать успешной ра­боте, а также затрат и ожидаемых результатов. Речь идет о том, чтобы ориентировать группу по реорганизации на то, чтобы она уделя­ла внимание в равной мере как намечаемым процессам, так и вы­полняемым функциям. Должны определяться расходы по каждому виду деятельности, объем и периодичность операций. Полученная информация используется для ориентировочных расчетов годовых затрат по отдельным операциям и процессу реорганизации в целом, удельные издержки.

Необходимо взвесить процессы реорганизации с позиций их воз­действия на поставленную цель. Выявляются приоритеты и рассчи­тывается необходимость в потребляемых ресурсах. Для установления приоритетов используется многосторонний подход, учитывающий время, затраты, трудности и риски в ходе реорганизационных процес­сов. Когда приоритеты установлены, планируются этапы реализации каждого организационного решения. В табл. 3 показаны методы, используемые при осуществлении второго этапа мероприятий по комплексной реорганизации.

Таблица 3

Методы управления на этапе сбора информации и определения проблем

Задачи Используемые методы
Выявление текущих и перспективных интересов потребителей Моделирование поведения потребителей
Планирование и измерение необходимых мероприятий Метод измерений и оценок Анализ временных циклов
Выбор субъектов и объектов Моделирование процессов
Разработка модели текущего состояния организации Моделирование процессов
Выявление видов деятельности организации Моделирование процессов Стоимостной анализ
Модель расширения границ развития с ориентацией на процессы фирм-потребителей Моделирование процессов Интеграция с поставщиками и программирование партнерства
Составление структурной схемы организации Моделирование процессов Анализ производственного процесса Составление организационной схемы
Карта ресурсов Учет затрат по видам деятельности
Выявление приоритетных процессов Анализ эффективности процессов

Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем

Цель этого этапа — разработать такое видение проблем, которое способно привести к скорейшему достижению цели. Этот этап позво­ляет выявить организационные проблемы текущего процесса, инфор­мационные потоки. Планируются мероприятия текущего процесса, задачи и возможности по его улучшению, согласовываются намечае­мые изменения. На этом этапе необходимо дать ответы наследующие ключевые вопросы:

1.Каковы основные и вспомогательные виды деятельности, охватываемые процессом реорганизации? В каком порядке они исполняются?

2.Как совершается движение ресурсов, информации и операционного потока в ходе процесса?

3.Почему организационные изменения происходят именно так, как в настоящее время? Какие могут быть намечены изменения в методах выполняемой работы?

4.Есть ли способы реализации разработанных бизнес-планов и запросов потребителей, которые кажутся невыполнимыми сегодня, но в случае их осуществления могли бы фундаментально изменить деятельность организации?

5.Каковы границы взаимодействия с деловыми партнерами, потребителями, поставщиками, стратегическими союзниками? Как можно пересмотреть эти границы для того, чтобы улучшить весь ход работы?

6.Каковы основные сильные и слабые стороны отдельных процессов реорганизации?

7.Как другие компании того же уровня осуществляют процессы реорганизации и преодолевают связанные с ними трудности?

8.Какие мероприятия должны быть проведены, учитывая результаты сравнения организационной работы компании с другими, более преуспевающими компаниями того же уровня?

9.Каковы причины отставания компании в организационной работе? Чему можно научиться у других компаний?

10.Как можно использовать результаты данного этапа при проектировании намечаемых процессов реорганизации?

11.Каковы специфические задачи по совершенствованию новых процессов?

12.Как донести концепцию и стратегию изменений до всех работников?

В ходе выполнения этих задач должно быть расширено понима­ние статических аспектов процессов. Речь идет об охвате всех видов деятельности и этапов процессов, круга вовлеченных организаций и функционирующих подразделений. Наряду с этим составляется мат­рица операций, охватывающих всю деятельность компании. И имен­но на этой основе подготавливаются предложения по организацион­ным формам и технологии управления.

На этом же этапе производится оценка влияния каждой операции на получение конечного результата с выделением операций, имею­щих наибольшую ценность. Проводятся сравнения процессов внутри организации и уровня управления ими в аналогичных организациях (табл. 4). Необходимо выявить равные по уровню компании, опре­делить показатели их деятельности и основные различия в процессах, выявить возможности использования лучших элементов и приемов. Определяются причины, тормозящие производственный процесс, дисфункции и несоответствия, причины информационного отставания.

Используется вся полученная ранее информация для того, чтобы выявить приоритетные процессы. Ведется поиск путей быстрых улуч­шений. Обнаруженные противоречия и несоответствия возможных вариантов дают основания для выработки путей их эффективного раз­решения в масштабе организации. Рассматриваются временные рам­ки, достаточные для реализации намеченной реорганизационной про­граммы. Они должны быть распределены по соответствующим эта­пам работ.

Таблица 4

Методы управления на этапе выработки общего и полного понимания решаемых проблем

Задача Методы управления
Понимание структуры процесса Анализ трудового процесса
Понимание развития процесса Анализ трудового процесса
Выявление значимых операций Оценочный анализ процесса Анализ временных циклов
Сравнение уровней развития аналогичных компаний Сравнение достижений и недостатков компании с достижениями и недостатками аналогичных компаний
Нахождение стимулирующих факторов Анализ трудового процесса
Оценка возможностей совершенствования процесса Анализ временных циклов
Оптимизация схемы процесса с учетом интересов потребителей и заказчиков Концептуальное видение Интеграция с поставщиками и программы партнерства
Идеальное функционирование с учетом интересов всех участников процесса Концептуальное видение
Интегрирование интересов внутренних и внешних участников процесса Концептуальное видение
Поэтапное прогнозирование реорганизации Концептуальное видение

Этап четвертый: организационно-техническое проектирование

Цель этого этапа - дать техническую характеристику процесса ре­организации. Дается описание технологии, стандартов, процедур, си­стем Твидов контроля, используемых в процессе реорганизации. Од­новременно с социальным конструированием создаются модели взаимодействия социальных и технических элементов. На данном эта­пе составляются предварительные планы систем и процедур разви­тия, программного обеспечения и обслуживания, перевооружения производственных мощностей. Основные вопросы, на которые необ­ходимо получить ответы на этом этапе:

1.Какие технические ресурсы и технологии будут необходимы в период реорганизации?

2.Как наилучшим образом приобрести эти ресурсы и технологии?

3. Как будут взаимодействовать технические и социальные эле­менты системы?

С этой целью пересматриваются установившиеся связи и распре­деление обязанностей внутри организации, определяются случаи, ког­да должна быть усилена координация различных видов деятельности. Важно также определить информацию, необходимую для измерения и управления процессом, а также места для ее хранения. Проводится устранение дублирующих информационных потоков и операций по их согласованию. В целом же рассматривается возможность сокраще­ния числа неэффективных операций и упрощения работы контроли­рующих структур, а затем осуществляется слияние контрольных функ­ций по наиболее эффективным операциям. Контролирующая функ­ция приближается к тому участку, где может произойти ошибка в ра­боте. Ведется поиск возможностей проводить параллельные операции, которые в настоящее время выполняются последовательно. Благода­ря этому увеличивается вероятность ускорения процесса.

Нередко при выполнении задач данного этапа находится та часть процесса реорганизации, которая может осуществляться автономно. Этот фрагмент дает возможность перегруппировать процесс в прост­ранстве (например, децентрализовав его) или во времени (например, перемещая фрагменты из одной временной фазы в другую). В про­цессе реорганизации используются различные технологии для моде­лирования, анализа статистических данных, сбора информации и до­кументирования процессов, компьютерных разработок, проведения телеметрии, создания экспертных систем, баз данных и др. Намечаются конкретные меры по техническому оснащению (табл. 5).

Таблица 5

Методы управления на этапе организационно-технического проектирования

Задача Методы управления
Модель взаимоотношений субъектов и объектов Информационное проектирование
Пересмотр связей процесса Инструменты и информатика Анализ трудового процесса Информационное проектирование Измерение и оценка информации
Объединение интерфейсов и информации Информационное проектирование
Оценка вариантов Информационное проектирование
Улучшение режима контроля Информационное проектирование
Модулирование Информационное проектирование
Размещение выбранных модулей Информационное проектирование
Применение технологий Информационное проектирование Стратегическая автоматизация
Реализация плана Стратегическая автоматизация Управление процессом

Этап пятый: социальное проектирование

Целью данного этапа является выявление социальных аспектов процесса реорганизации. На этапе социального проектирования про­изводится описание компании, ее кадрового состава, характера работ, стимулов, используемых в период реорганизации, разрабатывается план взаимодействия социальных и технических элементов. Наряду с I этим составляются предварительные планы по найму работников, их обучению и образованию, новой расстановке персонала. Социальное проектирование осуществляется одновременно с техническим проек­тированием. Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответы на этом этапе:

1.Какие технические и трудовые ресурсы необходимы в период проведения реорганизации?

2.Какие существуют возможности для срочной реализации всей программы? Что можно выполнить в течение квартала? Одного года? За период свыше одного года?

3.Какие цели должны быть поставлены и какие мероприятия проведены в социальной сфере?

4.Как изменятся обязанности? Какие программы по обучению будут необходимы?

5.Кто, наиболее вероятно, будет сопротивляться проводимым изменениям? Какие еще существуют препятствия?

6.Как будет выглядеть новая организация?

Для повышения ответственности персонала за улучшение качест­ва услуг, предоставляемых потребителям, все необходимые полномо­чия передаются персоналу, имеющему непосредственные связи с по­требителями. Намечаются необходимые изменения в распределении обязанностей, полномочий, знаний, квалификаций и используемого инструментария для того, чтобы дать возможность персоналу улуч­шить работу. Затем, приняв по внимание, что персонал, непосредст­венно связанный с потребителями, сам является потребителем услуг другого подразделения и т. д., эта задача уточняет все изменения со­става персонала компаний. При этом разрабатывается набор характе­ристик навыков, знаний и ориентации персонала, относящихся к те­кущему и реорганизуемому процессам. Составляются матрицы теку­щих и измененных видов работ по квалификации, опыту и набору ори­ентации. Каждая ячейка матрицы соответствует уровню (нулевой, низ­кий, средний, высокий) квалификации, опыта и ориентации, необ­ходимому для работы. Используя эти матрицы, можно определять ха­рактеристики работ по их разновидностям.

На данном этапе рассматривается вопрос согласованности харак­теристик текущих видов работ и тех, которые необходимо будет вы­полнять, выявляются новые виды работ и новые группы исполните­лей. Если отдельные виды работ не отвечают требованиям нового про­цесса, должны формироваться другие группы исполнителей. В про­ектных документах этого этапа предлагается уровень квалификации, необходимый для каждого вида новых работ, схема взаимоотношений между группами работников, выясняется количественный состав пер­сонала для текущих и проектируемых объемов работ.

В рамках данного этапа необходимо ответить на вопрос, как основные компоненты управления (управление производством, руко­водящее звено и развитие персонала) будут согласовываться в период реорганизации. Важно определить объемы ответственности по управ­лению производством и развитию персонала, выявить руководителей групп первого и второго уровня. В связи с этим решается вопрос о со­здании полной организационной структуры и анализируются возмож­ные варианты.

Проводится подготовка новой матрицы требований к квалифика­ции, опыту и ориентации при переходе от старых к новым видам ра­бот в каждом из подразделений (оставшихся от прежней структуры и новых). Формулируются требования к каждой квалификационной группе. Выявляются трудности при переходе от старого типа работ к новым, которые учитываются в процессе предварительного планиро­вания обучения персонала, участвующего в процессе. В процессе ре­организации различные профессиональные надбавки к заработной плате, в основе которых лежит иерархический подход и отношения подотчетности, заменяются надбавками, основанными на знаниях и профессиональной квалификации. Решение этой задачи и доведение результатов до всех участников является наиболее важным компонен­том программы управления изменениями.

Многие проекты реорганизации проваливались из-за отсутствия эффективных изменений в управлении. Применительно к каждому работнику необходимо определять ожидаемое участие в процессе или точки сопротивления переменам, составлять программы коммуника­ций. При необходимости намечаются меры воздействия на общест­венное мнение и обучения всего персонала. Существенное значение имеют стимулы, мотивирующие работников к переходу к новым фор­мам организации, а также механизмы обратной связи. Стимулы наи­более эффективны, когда работники постоянно находятся в курсе про­исходящего.

С целью наиболее эффективной реализации программы разраба­тываются предварительные планы по осуществлению социальных мер, включая комплектование персонала, его обучение и кадровые пере­становки. Эти планы подразделяются на временные периоды парал­лельно с планами по техническому оснащению. Кроме того, опреде­ляется структура высшего уровня управления, т. е. роль и ответствен­ность собственника, руководителя организации и руководителя про­екта реорганизации. В табл. 6 показаны методы управления, при­меняемые в ходе выполнения задач данного этапа.

Таблица 6

Методы управления на этапе социального проектирования

Задача Методы управления
Возможность контактов потребителя и персонала Предоставление полномочий персоналу Квалификационная матрица
Характеристика по видам работ Квалификационная матрица
Оценка новых рабочих мест/групп Создание бригад Бригады самоуправления
Определение квалификаций и требований к кадровому составу Квалификационная матрицаI
Характеристика структуры управления Организационная перестройка Бригады самоуправления
Очерчивание границ организации Организационная перестройка Составление структурной схемы организации
Изменения в характере работ Квалификационная матрица
Моделирование карьеры Квалификационная матрица
Организационная модель переходного периода Организационная перестройка
Модель изменения программы управления Изменение в системе управления
Модель стимулирования персонала Вознаграждение персонала и стимулы
Реализация плана Управление проектом

Этап шестой: преобразования

Цель данного этапа — разработка экспериментальной версии и за­конченного производственного реорганизационного проекта. Неко­торые задачи этого этапа могут повторяться. Ключевые вопросы, на которые дает ответы этот этап:

1.Когда надо начинать контролировать процесс? Как узнать, насколько правильно выбрана стратегия?

2.Какие механизмы необходимо разработать для решения неожиданно возникающих проблем?

3.Как можно гарантировать, что период перехода пройдет безболезненно?

4.Как обеспечить и сохранить непрерывность процесса перемен?

5.Какие средства могут быть использованы для перестройки организации в целом?

Задачи данного этапа охватывают завершение составления моде­ли деятельности организации, окончательную разработку техничес­кого проекта. Дается оценка имеющегося персонала с точки зрения квалификации людей, их знаний и ориентации, степени их заинтере­сованности в переменах и возможности их использования в новых структурах организации (табл. 7). Оценка профессиональной при­годности очень важна, потому что решение о назначении каждого работника должно быть принято исходя из его возможностей, а не долж­ности, которую он будет занимать. Оценки, полученные по каждому работнику, затем сравниваются с требованиями, предъявляемыми к каждой должности и кадровому уровню. Полученные данные о необ­ходимости переподготовки используются далее для выработки про­граммы обучения и распределения людей по специальным курсам. Ставится также задача проведения инструктажа после того, как все сотрудники приступили к новой работе.

Кроме того, проводится проверка базы данных, разработка и про­верка производственных систем и технологических процессов, всей документации. Для обеспечения процесса постоянного совершен­ствования организации необходимо выполнение следующих требо­ваний:

1.Перед персоналом, участвующим в реорганизации, необходимо поставить ясные цели, довести до них мероприятия по достижению этих целей и информацию о значении и смысле текущих и прошлых мероприятий.

2.Персоналу необходимо предоставить средства для эффективного выполнения необходимых преобразований.

3.На персонал следует возложить вполне определенные обязанности и предоставить ему конкретные полномочия, а также установить стимулы для эффективной работы.

Таблица 7

Методы управления на этапе преобразований

Задача Методы управления
Завершение разработки модели деятельности организации Моделирование процесса
Разработка технического проекта Информационное проектирование
Разработка планов испытаний аппаратуры и работы в аварийном режиме Календарное планирование
Оценка персонала Квалификационные матрицы
Проектирование системы Информационное проектирование
Обучение персонала Создание бригад Своевременное обучение
Экспериментирование с новым процессом Системы обратной связи
Усовершенствования и преобразования Создание системы контроля
Постоянное совершенствование Постоянная корректировка процесса Измерение проводимых работ Управление проектом

Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и после за­вершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на ос­нове определенной системы количественных и качественных пока­зателей.

Ликвидация обанкротившихся предприятий.

Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры а процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1. Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;

2. Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;

3. Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;

4. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;

5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:

- арбитражного суда;

- ликвидационной комиссии;

- распорядителей имущества;

- удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.

Затем выполняются обязательства перед:

-работниками предприятия-банкрота;

-удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения;

-требования кредиторов, не обеспеченные залогом;

-требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;

-прочих требований.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме;

6. Разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно-правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

Заключение

Среди русского народа бытует пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Любое самое болезненное событие в жизни общества не проходит бесследно и бесполезно для него в будущем. Так и банкротство предприятий несет в себе созидающую силу. Главная его цель видится в проведении структурной перестройки всего народного хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы каждого предприятия. В ходе реализации этой цели определяется практическое значение банкротства для всех его участников, кото­рое проявляется в следующем:

• для общества — формируется структура экономики, при­способленная к рынку;

• для населения — производятся нужные ему товары;

• кредиторы получают шанс спасти свои деньги;

• персонал предприятия в конечном итоге создает или полу­чает полезную и ценимую работу.

Таким образом, явление банкротства предприятий — неизбеж­ный спутник рыночной экономики, выполняющий роль санитара, контролирующего состояние ее здоровья и обеспечивающего ус­ловия для ее дальнейшего развития.

Из вышеизложенного можно сделать некоторые выводы:

· Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право на существование такого атрибута полно­ценных рыночных отношений, как банкротство. Это исторически закономерное явление в экономике име­ет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе мониторинга на макроуровне и диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности.

· Несмотря на объективность закономерностей, банкрот­ство поддается влиянию в процессе антикризисного управления деятельностью предприятия. Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении нега­тивных тенденций и упреждающем принятии про­филактических мер по их преодолению либо ослабле­нию. В случае пессимистичного прогноза, когда деятель­ность предприятия становится неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию на­правлений и организации перепрофилирования ее.

· Любое предприятие, а значит, и экономика страны мо­жет развиваться в бескризисном пространстве лишь при условии применения комплекса мер: безошибочной по­становки диагноза их состояния, правильно прописанного рецепта финансового оздоровления и эффективного лечения в стихии рискового бизнеса.

Список литературы:

1. Мильнер Б.З. Теория организации, ИНФРА-М, Москва, 2001г.