Реферат: Роль малого бизнеса в экономике

Название: Роль малого бизнеса в экономике
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Байкальского государственного университета

экономики и права в г. Братске

Кафедра мировой экономики

Специальность «Мировая экономика»

Дисциплина « Экономическая теория»

КУРСОВАЯ РАБОТА

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ

Руководитель

курсовой работы: к.э.н., доцент М.М. Истомина

Студент: гр. МЭ-07 Е.А.Чугунова

Братск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА……...........................5

1.1 Определение понятия и сущности малого бизнеса…………………...5

1.2 Особенности деятельности малых предприятий……………………...8

2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ…11

2.1 Тенденции развития малого бизнеса в экономике России…………..11

2.2Роль малого бизнеса в экономике города Братска……………………14

3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ...............................20

3.1 Система налогообложения…………………………………………….20

3.2 Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса..23

3.3 Государственная поддержка малого бизнеса………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….37

ВВЕДЕНИЕ

Мировой опыт подтверждает: малый бизнес (малое предпринимательство) - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Он во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малое предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимательства.

Сегодня малое предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.

На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства…). Для этого необходимо сформулировать четкую единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Таким образом, проблема развития малого бизнеса является для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. И лишь в нашей стране малое предпринимательство остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки.

Цель работы – определить роль малого бизнеса в экономике страны.

Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать понятие малого бизнеса, раскрыть его сущность;

2. Определить роль малого предпринимательства в экономике;

3. Определить проблемы развития малого бизнеса и найти пути их решения.


1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Определение понятия и сущности малого бизнеса

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Понятие “малое” - это качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности. 50 кг – это большой груз для туриста, но это очень малый вес для соревнований тяжелоатлетов. Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работников предприятия. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом. Чаще всего под малым предприятием понимают предприятие с числом работников менее 50 человек, но имеются примеры, где число работников допускается до 200 человек, и где их должно быть не более 15 человек. Это зависит от сферы деятельности предприятия[1] .

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %. При этом численность работников предприятия не должна превышать (рис. 1.1)[2] :

1. для промышленности, в строительстве, на транспорте- 100 человек;

2. в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере- 60 человек;

3. в оптовой торговле- 50 человек;

4. в розничной торговле, бытовом обслуживании населения-30 человек;

5. в остальных отраслях и видах деятельности-50 человек.

Рис. 1.1. Численность работников МП по сферам деятельности

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реального отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли[3] .Под субъектами предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в организации работы, льготами со стороны государства.

Малое предприятие является юридическим лицом. Это означает, что имеется его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельности индивидуально учитывается и контролируется.

Юридическое лицо - учреждение, предприятие, фирма, отвечающие определенным законодательным признакам (наличием устава, печати, счета в банке, государственная регистрация, названия). В качестве юридического лица может выступать не только группа граждан, но и отдельный гражданин. Однако интересы малого предприятия представляют конкретные люди: владелец, руководитель, бухгалтер, работник. Они подписывают договора, закупают сырье, продают продукцию, совершают сделки, но при этом каждый из них действует только лишь как представитель предприятия и поэтому ответственность за действия конкретного работника несет предприятие. Таким образом, малое предприятие участвует в хозяйственной деятельности как единый коллектив. Малому предприятию принадлежит имущество (оборудование, автомобили, мебель, здание). Оно может приобретать и продавать свое имущество, управлять его использованием. Ни владелец, ни руководитель, ни работник малого предприятия не являются владельцами имущества. От своего персонального имени они не могут продавать или использовать имущество малого предприятия. Взаимодействие отдельного человека и малого предприятия определяется конкретным договором, поручением, должностной инструкцией (рис. 1.2)[4] .


1.2 Особенности деятельности малых предприятий

Малое предприятие может заниматься любой деятельностью, разрешенной законами страны, но имеются виды услуг и продукции, которые реализуются в основном малыми предприятиями. Это сервисное обслуживание населения, общественное питание, ремонт бытовой техники, рекламные услуги, прокат автомобилей, фотография, печатные услуги, обучение и т. д.

Каждая сфера малого предпринимательства имеет отличия в организации деятельности, экономических принципах, правилах построения финансовых потоков, характере партнерских отношений.

С точки зрения особенностей работы малые предприятия можно разделить на две группы: традиционные и инновационные (рис. 1.3)[5] .

Рис. 1.3. Схема двух групп, на которые можно разделить МП с точки зрения особенностей работы

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов и сферы деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примерами таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т.п. У владельцев этих фирм нет планов по стремительному развитию, они ориентируются на небольшие суммы прибыли и сохранение традиций в деятельности.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются первым шагом для будущего нового вида производства, новых продуктов. Наиболее характерным примером такого типа предприятий было первое предприятие по сборке персональных ЭВМ. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует. Если новые виды товаров не будут покупаться, то предприятие разорится, и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело получит успех, то прибыль будет быстро расти, владелец очень быстро из мелкого бизнесмена превратится в крупного промышленного руководителя.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управления делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др[6] . Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними

причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Проблемы, которые должен решить МБ в России
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся обстановке. Для России, находящей на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, МБ развивается и начинает решать проблемы в нашей стране (рис. 1.4)[7] .


2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1 Тенденции развития малого бизнеса в экономике России

По официальным данным «Национального института системных исследований проблем предпринимательства», почти каждый шестой занятый россиянин работает в малом бизнесе (МБ). Причем в сферу малого предпринимательства вовлечены граждане не только разных профессий, но и возрастов (так по состоянию на май 2006 г. в России официально зарегистрировано 703 предпринимателя в возрасте от 14 до 18 лет). С каждым годом количество МП увеличивается (таблица. 2.1), следовательно, и увеличивается количество занятых на МП (таблица 2.2)[8] .

Таблица 2.1

Количество зарегистрированных малых предприятий

по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа(ФО) Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2007 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Прирост / сокращение (-)

количества

зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. населения1

за период

01.07.2006- 01.07.2007

РФ 790,2 72,9
Центральный 996,9 56,5
Северо-Западный 1391,0 219,2
Южный 496,0 10,1
Приволжский 623,2 58,9
Уральский 661,3 43,2
Сибирский 659,3 97,5
Дальневосточный 791,7 124,4

На 1 июля 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1133,8 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 июля 2006г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 790,2 ед., увеличившись по сравнению с 1 июля 2006 г. на 72,9 ед. Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО.

Таблица 2.2

Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам

Российской Федерации в январе-июне 2007 г.

Федеральные округа Среднесписочная численность работников МП Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых
тыс. чел.

в % к

январю-июню

2006 г.

%

Изменение относительно

января-июня 2006 г., п.п.

РФ 8968,5 108,2 18,5 1,2
Центральный 3257,1 107,2 23,5 1,2
Северо-Западный 1211,6 103,1 22,9 0,7
Южный 885,3 106,3 16,2 0,9
Приволжский 1771 113,7 16,7 1,8
Уральский 636,2 114,0 13,7 1,4
Сибирский 882,5 108,9 13,9 1,1
Дальневосточный 324,8 102,8 14,1 0,5

По итогам января-июня 2007 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 8,2% и составила 8968,5 тыс. чел.

В январе-июне 2007 г. по сравнению с январем-июнем 2006 г. малые предприятия обеспечили на 679,6 тыс. больше постоянных рабочих мест, а удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 18,5%, повысившись на 1,2 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2006 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Приволжском и Уральском федеральных округах – на 13,7% и 14,0% соответственно.

Анализ показывает, что малый бизнес играет важную роль в обеспечении рабочих мест, но по федеральным округам эти показатели различны. Можно сделать вывод, что малый бизнес развивается неравномерно по регионам Российской Федерации и по отраслям. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, за­нятости на малых предприятиях и структура выручки от реа­лизации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность, развиваются незначительно.

Сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между регионами, а потенциал малого предпринимательства в развитии экономики регионов задействован неравномерно (рис. 2.1)[9] .

Рис. 2.1. Доля МП по регионам РФ

По данным Госкомстата России (за 2006 год), наибольшая доля малых предприятий сосредоточена в Москве (22% от общего числа), Санкт -Петербурге (11%), Московской, Тюменской областях и Краснодарском крае (по 4%), Свердловской области (3%), Новосибирской, Ростовской и Самарской областях (по 2%).На остальные регионы приходится 46%,но количество субъектов РФ велико, поэтому доля МП , приходящаяся на отдельный регион ничтожна мала, например, в Ингушетии и Туве число малых предприятий не превышает 1 тыс.

Значительно различаются по отдельным регионам уровни рентабельности малых предприятий. Различна и отраслевая структура малого бизнеса, темпы спада общей экономической активности и активности в сфере малого предпринимательства. Что же касается Иркутской области, то малый бизнес только «набирает обороты», такая же ситуация и в городах Иркутской области, например, в Братске.

2.2Роль малого бизнеса в экономике города Братска

Малое предпринимательство играет все более значительную роль в социально-экономическом развитии Братска. Такой вывод можно сделать на основе данных отдела развития потребительского рынка и содействия малому бизнесу городской администрации о состоянии и динамике развития этого сектора муниципальной экономики.

За два последних года количество малых предприятий в Братске увеличилось почти на 18% (таблица 2.3), ежегодно создается более двух тысяч новых рабочих мест и на сегодня в отрасли занято более 35% от общего количества работающего населения. Выручка от реализации продукции и услуг малых предприятий составляет 20% от общей выручки в целом по городу, доля платежей в общем объеме налоговых поступлений городского бюджета - 21,6%.

Таблица 2.3

Основные показатели малого бизнеса в г.Братске за 2005 год

номер категория ед.измерения количество
1. Количество малых предприятий ед. 1 268
2. Количество частных предпринимателей чел. 8 134
3. Структура малых предприятий: % 100
3.1. промышленность % 16,7
3.2. строительство % 12,4
3.3. транспорт и связь % 5,8
3.4. торговля и общественное питание % 41,6
3.5. прочие % 23,5
4. Доходы от малого бизнеса млн. руб. 272,1

Наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли – 40%, количество работающих здесь составляет 27% от общего числа занятых в малом бизнесе. Следом идут организации, осуществляющие ту или иную деятельность в сфере недвижимости (240 предприятий). Причем, рост средней заработной платы в этой области имеет устойчивую тенденцию к росту и составляет 9 449 руб. на каждого работающего, что превышает аналогичный показатель 2006 года почти наполовину (48,9%). На частных обрабатывающих производствах (172 предприятия) трудится пятая часть от общей численности занятых на малых предприятиях.

Находит отражение в отраслевой структуре и общее оживление в строительной отрасли. Сегодня на рынке стройиндустрии Братска работают 156 предприятий (18% занятых в малом бизнесе). Причем с каждым годом видна положительная динамика роста малого бизнеса в нашем городе (таблица. 2.4)[10] .

Таблица 2.4
Информация о деятельности малых предприятий г. Братска (05.07.2007)

№ п/п Показатели 2006 г.

Темп роста, %

2006/2005

I полугодие 2007 г.

Темп роста , %

1 п/г 2007/1 п/г 2006

1. Количество малых предприятий на 1 тыс. жителей 6,3 114,5 6,4 112,3
2. Численность работников, занятых в малом бизнесе, тыс. чел. 35,1 107,3 35,6 103,8
Доля занятых в малом бизнесе в общем количестве работающих, % 35,5 - 35,7 -
3. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг малыми предприятиями, млн.руб. 6 409,0 138,1 3 098,0 160,1
Доля отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в общем объеме, % 11,1 - 8,0 -

В месяц на душу населения в г. Братске приходится 65 168 руб. оборота розничной торговли. По состоянию на 01.01.2008. сеть предприятий потребительского рынка на территории г. Братска насчитывает 3971 объект.

За отчетный период введено новых объектов- 60, из них магазинов – 49,(в том числе 22 единицы на первых этажах жилых домов, за счет реконструкции квартир, 6 – за счет реконструкции нежилых помещений, вновь построенных -6, 15 - за счет изменения статуса рынков); 11 специализированных отделов- во вновь построенных зданиях. Введено предприятий самообслуживания в 2007 году - 11 . Всего торговых предприятий самообслуживания- 62, в т.ч. со штрихкодированием – 17[11] .

В целом, обеспеченность торговыми площадями по городу увеличилась на 11,2% и составила 143,1% в т.ч. по продовольственным товарам –124,9 %, непродовольственным – 153,1 %.Рыночная торговля представлена 10 рынками с общим числом торговых мест- 4139 Число работающих в сфере торговли и общественного питания составляет около 30 тыс. чел[12] .

Сохраняется направление специализации торговли города. Число специализированных магазинов по продаже верхней одежды, сотовых телефонов, мебели, парфюмерии, оптики и ювелирных изделий увеличилось на 20 единиц, где потребителю предлагают не только товар, но и широкий спектр услуг. Уделяется должное внимание качеству и культуре обслуживания потребителей, даются консультации по качественным показателям и правилам эксплуатации товарной продукции, особенно сложнобытовой техники.

Предприятия агропромышленного комплекса города Братска играют ключевую роль в жизнеобеспечении населения продуктами питания :ОАО МПК «Падунский», ОАО «Падун – Хлеб», ОАО «Нива», ООО АФ «Пурсей», ЗАО «Братская птицефабрика», ЗАО «Гелиос», ООО «Братская рыба».Развитие производства пищевой продукции стимулирует подъем смежных отраслей (подъем малых предприятий), повышает занятость населения, поступление налогов в бюджет города.

Наряду с крупными товаропроизводителями на территории города производством продуктов питания занято 48 субъектов малого предпринимательства, доля реализации продукции в объеме продаж продовольственных товаров составляет 14-17%[13] .

Малое предпринимательство является важнейшим ресурсом экономики города, обеспечивающим население товарами и услугами, создающим новые рабочие места, а также одним из основных источников пополнения бюджета города. Объем налоговых поступлений субъектов малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) в первом полугодии 2007 года составил 140,2 млн. руб., прирост к уровню прошлого года составил 17,5 %. Доля в общем объеме налоговых поступлений городского бюджета - 21,6 %[14] .

Малый бизнес является «локомотивом» всей экономики города, играет первостепенную роль в развитии экономики и города в целом. Поэтому необходимо решать проблемы малого предпринимательства (поддержка МБ, кредитование и т.д) на уровне города.

Как одно из эффективных направлений поддержки малого предпринимательства в городе широко используется размещение муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства. Объем размещенного у субъектов малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) муниципального заказа, в 1 полугодии 2007 года составил 450 млн.руб., что более чем на 36 % превышает объем муниципального заказа за соответствующий период прошлого года[15] .

В городе реализуется муниципальная целевая программа «Содействие развитию малого предпринимательства города Братска на 2007 – 2010 гг.». Цель программы – создание благоприятных условий, способствующих устойчивому функционированию и развитию малых предприятий для повышения эффективности и социальной направленности экономики города.

Основные задачи программы:

1.Повышение темпов развития малого предпринимательства города.

2.Увеличение доли участия субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) в формировании всех составляющих городского валового продукта (производство товаров, оказание услуг).

3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

4.Определение отраслевых приоритетов для оказания эффективной муниципальной поддержки СМП.

5.Оказание организационной, методической, консультационной помощи информационных услуг предпринимателям.

Основные мероприятия муниципальной целевой программы «Содействие развитию малого предпринимательства города Братска на 2007-2010 гг.» запланированные на 2007 год выполнены. На реализацию мероприятий использовано из бюджета города 824,47 тыс. руб. (что составляет 99,7% от запланированных средств). Проведено 3 заседания Совет по малому предпринимательству при мэре города Братска, по решению которых разработаны и выполняются мероприятия[16] .

Члены Совета работают над формированием городской политики в области развития и поддержки малого предпринимательства, исследуют проблемы в сфере развития малого бизнеса, а также готовят предложения по совершенствованию законодательства в этой области. В целях содействия защите трудовых прав занятых в малом бизнесе работников заключено городское трехстороннее соглашение по регулированию этих вопросов между администрацией города, координационным Советом профсоюзов, представляющим профсоюзные организации и трудовые коллективы города Братска и объединением работодателей – Некоммерческим партнерством «Союз промышленников и предпринимателей г. Братска».

Открыт раздел «Малый бизнес» на официальном сайте города, издан справочник «Инфраструктура поддержки и услуги для малого предпринимательства г. Братска», которой призван помочь предпринимателям в поисках адресной информации о структурах, контролирующих их деятельность, оказывающих различные услуги в ведении бизнеса, занимающихся поддержкой развития малого бизнеса. В целях повышения эффективности общедоступной муниципальной системы информационно-консультационных услуг и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства определён номер телефона «горячей линии» 349-142.

С развитием экономики города повышается актуальность изучения конкурентоспособности малого бизнеса, особенно местных производителей. В связи с этим проведен первый этап исследования конкурентоспособности малого предпринимательства города Братска - выявление приоритетных направлений развития малого бизнеса.

Особое внимание уделяется вопросам подготовки и переподготовке кадров для малых предприятий. Проведен анализ существующих специальностей в учебных заведениях города, позволяющих работать в малом бизнесе. Учебным заведениям города рекомендовано продолжить работу по совершенствованию программ подготовки и переподготовки кадров для малого бизнеса. Например, на первом заседании Совета по малому предпринимательству при мэре г.Братска, Елена Епифанцева, директор Братского филиала Байкальского университета экономики и права, представила информацию о специальностях, дополнительных курсах и семинарах для подготовки предпринимателей малого и среднего бизнеса. Кроме того, она предложила открыть на базе университета учебно-деловой центр.

Но этих мероприятий недостаточно, так как главные проблемы малого бизнеса должны решаться на государственном уровне, а затем уже на муниципальном.

3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3. 1 Система налогообложения

Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизо­ванного рынка в России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие эффективной общегосударственной политики развития малого предприниматель­ства в системе налогообложения.

Опросы предпринимателей свидетельствуют о первостепенной значимости для малого предпринимательства проблемы налогообложения. Согласно обследованию 568 малых предприятий, проведенному по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, наиболее важным для развития своего собственного бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот (на это указало 72,7% опрошенных). При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78,2% опрошенных представителей малых предприятий ответили “Льготное налогообложение” - эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственной поддержки. Значимым был и такой вид государственной поддержки, как упрощение и стабильность системы налогообложения (49,8% опрошенных)[17] .

В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима – 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2) система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием “единого налога” на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов РФ. Большинство субъектов малого предпринимательства облагаются налогами по общепринятой системе, то есть уплачивают все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися от региона к региону). Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков – малых, средних и крупных, не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства[18] .

Основными направлениями государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в части налогообложения субъектов малого предпринимательства должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.

В ближайшей перспективе необходимо: c целью создания конкурентности различных систем, ввести добровольность перехода малых предприятий с одной налоговой системы на другую (что сразу выявит наиболее “обременительный режим”). Предварительно в целях совершенствования действующих систем налогообложения субъектов малого предпринимательства можно предложить следующее: внести в Налоговый Кодекса Российской Федерации целый ряд изменений и дополнений, а именно[19] :

· отменить для субъектов малого предпринимательства авансовые платежи по всем видам налогов;

· предусмотреть возможность применения особого порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства налогом на добавленную стоимость;

· предоставить право субъектам малого предпринимательства использовать в целях налогообложения коэффициент ускоренной амортизации основных средств, но не выше 3;

· Дополнить часть вторую отдельной главой “Единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства”, в которой предусмотреть:

1.Добровольное право перехода на уплату единого налога и порядок такого перехода;

2.Замену обязанности субъектов малого предпринимательства по уплате большинства налогов (налога на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог с продаж) обязанностью по уплате единого налога, в том числе включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единого социального налога, включая его “пенсионную” часть);

3.Ограничить сферу применения единого налога только субъектами малого предпринимательства, ввести соответствующие критерии для субъекта, имеющего право перехода на данную систему налогообложения;

4.Предусмотреть возможность установления в качестве налоговой базы для исчисления единого налога величину вмененного дохода, рассчитываемую как произведение базовой доходности налогоплательщика и значений корректирующих коэффициентов. Причем, субъекты малого предпринимательства должны иметь право выбора наиболее приемлемой для них методики расчета базовой доходности;

5.Отменить необходимость применения контрольно-кассовых машин при переходе субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога;

6.Предоставить субъектам малого предпринимательства, перешедшим на уплату единого налога, право применять упрощенный порядок учета и отчетности, аналогичный порядку, действующему в настоящее время для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

3.2 Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса

Финансирование малых предприятий в странах с развитой ры­ночной экономикой осуществ­ляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодатель­ству, в ка­честве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кре­диты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внут­ренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвесто­ра, то есть прибыль, а также амортиза­ционные отчисления, денеж­ные накопления и сбережения предпринимателей, средства от стра­хования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве не­устоек, штрафов и т.п. К не­формальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у род­ных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/ 6 предпри­нимателей в нашей стране[20] .

Учитывая общее состояние российской экономики, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предприни­мательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кре­дита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыноч­ной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки крите­риев платежесп особности заемщика, а с другой проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использ ования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расче­тов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании дан­ных бухгал­терского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются сле­дующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности[21] :

· ко­эффициент финансо­вого покрытия - он характеризует общую креди­тоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обяз ательствам;

· коэффициент текущей ликвидности - отношение де­нежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприя­тия к текущим обязательствам;

· коэффициент абсолютной лик­виднос­ти - отношение денежных средств предприятия к текущим обязатель­ствам;

· коэффициент соотношения собственных средств и привлечен­ного капи­тала - он характеризует финансовую устойчивость предпри­ятия;

· коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопос­тавления значений финансовых коэффициентов, полученных на ос­нове показателей ба­ланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уров­ней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий ком­мерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирова­ния мелких и средних предприятий, устанавли­вая объем и сроки их кредитова­ния. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов[22] :

1. Составление досье клиента;

2. Разработка плана финансирования;

3. Сопоставление кредита с результатами деятельности предприя­тия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;

4. Определение класса кредитоспособности предприятия;

5. Выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или пере­менной);

6. Расчет срока окупаемости кредита;

7. Принятие решения о сроке кредитования;

8. Определение регулярности возмещения кредита;

9. Составление контракта (договора о возврате);

10. Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта.

Лишь в последние три года банки озаботились проблемами малого бизнеса и начали активно развивать кредитование небольших компаний. По данным аналитиков, объемы выданных МБ денег в долг растут на 30 - 50% в год. Крупные банки открывают по стране филиалы десятками, чтобы успеть «отхватить свой кусок» активно развивающегося малого бизнеса (табл. 3.1)[23] .

Таблица 3.1

Сравнительная таблица предложений банковских кредитов для МБ

Банк срок кредитования (лет) сумма ставка (%)
Абсолют Банк до 3 $20 тыс.-200 тыс. от 15
Визави до 2 от $1 тыс. 14-30
КМБ - Банк до 5 $10 тыс.-150 тыс. 13-18
Москоммерцбанк до 4 $30 тыс.-1 млн. от 13
Союз до 3 $10 тыс.-200 тыс. 10 - 20

Если проанализировать данные сравнительной таблицы, то одни из самых выгодных условий кредитования МБ у «Абсолют Банка». Рассмотрим подробнее тарифы, которые предлагает этот банк для кредитования малого и среднего бизнеса (таблица. 3.2)[24] :

Таблица 3.2

Таблица тарифов кредитования МБ «Абсолют Банка»

тариф Минимальная сумма , руб. Максимальная сума, руб. Минимальная процентная ставка (%) максимальный срок кредита
Бизнес-экспресс от 150 000 до 300 000 19% годовых до 12 месяцев
Поддержка от 300 000 до 900 000 16% годовых до 24 месяцев
Развитие от 900 000 до 6 000 000 14% годовых до 60 месяцев
Партнерство от 6 000 000 до 30 000 000 13% годовых до 60 месяцев
Овердрафт от 1 000 000 до 15 000 000 14% годовых до 21 месяца
Инвестиционный от 900 000 до 30 000 000 13% годовых до 84 месяцев

Преимущества получения кредита в «Абсолют Банке»:

1. Срок рассмотрения кредитной заявки до 5 рабочих дней;

2. Отсутствие ежемесячной платы за ведение ссудного счета;

3. Отсутствие требований по обязательному наличию кредитной истории, предоставлению бизнес-плана;

4. Не обязательно открытие расчетного счета (до принятия решения на кредитном комитете Банка);

5. Принимается к рассмотрению управленческая отчетность;

6. В качестве залога рассматриваются товары в обороте, автотранспорт, оборудование, недвижимость и другое ликвидное имущество.

7. Гибкие условия по погашению кредита.

Но все же малому бизнесу рано радоваться. Несмотря на то, что в последнее время ставки немного снизились, кредиты все равно слишком дороги для предприятий, которые только встают на ноги. Так, сейчас банки выдают ссуды под 10 - 28% годовых. Срок кредита - обычно до трех лет, что слишком мало для развития бизнеса. Да и взяв в долг одну сумму денег, через два-три года придется вернуть в полтора-два раза больше. В среднем малый бизнес в 2006 году занимал в рублях под 17-18%, а более крупные предприятия платили 10-12% годовых[25] .

Не стоит забывать и о том, что банк кредитует не предпринимателя и даже не его фирму. Банк кредитует бизнес. То есть результат работы. Ссуды на развитие компании с нуля не выдают совсем. Поэтому первое, что сделает банк, выдавая кредит, - оценит финансовое состояние фирмы. И если окажется, что предприятие не способно расплатиться за кредит в срок, то его руководителям предложат или меньшую сумму, или вообще откажут в выдаче денег.

Эксперты считают, что отечественный малый бизнес все еще находится в зачаточном состоянии. В России, где около 1 млн. малых предприятий, их доля в ВВП страны составляет не более 12%. Для сравнения: в западных странах эта цифра достигает 50%. Банкиры понимают, что в нынешней экономической ситуации число МП в России будет только расти. А для развития бизнеса предпринимателям потребуются инвестиции. Статистика безжалостна: потребность малого бизнеса в кредитовании удовлетворяется всего на 20 - 30%, а в микрокредитах (до $10 тысяч) еще меньше - на 5 - 7%. Причины непопулярности ссуд банальны. Банкиры несут большие расходы при изучении финансового состояния фирмы. Кредитной историей может похвастаться далеко не каждый предприниматель. Да и при оформлении ссуды бизнесмены часто предоставляют невразумительные залоги. Доходит до курьезов: банкиры вынуждены оформлять в залог домашние библиотеки и даже собак предпринимателей. По этим причинам на 20 - 30% заявок отвечают отказом. А скольким предпринимателям дают от ворот поворот еще до оформления заявки, не знает никто[26] .

Именно поэтому в регионах появляются фонды поддержки малого предпринимательства, которые с меньшими проволочками выделяют деньги на развитие бизнеса. Правда, у них есть два существенных недостатка: ставки за пользование ссудами в этих фондах выше, чем в банках. А предприниматели считают, что банковские кредиты станут доступнее, когда кредиты станут дешевле, и оформление займа будет отнимать меньше времени.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, по­мимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтере­сованная в результатах рабо­ты тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, ко­торые берут на себя риск конструкторской, технологической и про­ек­тной разработки принципиально новых технологий, опытного и про­мышлен­ного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от при­роста стои­мости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро дос­тигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходит­ся списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распро­странения в российской предпринима­тельской практике, хотя отечественное законодательство предусматри­вает возможность участия в инвестиционной дея­тельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-право­вых форм[27] .

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирова­ния малых предприятий может служить совместное инвестирование. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разра­ботки. В за­висимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем час­тичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финанси­рования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размеще ния акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институ­тов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитен­том самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между оте­чественными финансово-промышленными группами и ма­лым и средним бизне­сом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позво­лило бы соединить мобильность, гиб­кость, инициативу малого производства, а также мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями. Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредит­ные про­граммы и многочисленные региональные, городские, целе­вые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ори­ентирована главным образом на ме­стный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием мест­ных органов власти. Последние должны определить основные направления под­держки предпринимательства, разработать комплекс необходимых меропри­ятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников[28] .

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объе­динение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляет­ся право производить все краткосрочные банковские опера­ции, кро­ме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также да­вать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по креди­тованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансо­вого состояния. В этих случа­ях кредит может выдаваться без залога.

3.3Государственная поддержка малого бизнеса

В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть преобразований экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти[29] .

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на[30] :

· создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;

· концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;

· формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным производством;

· информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);

· упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

· формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

· создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно- инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования[31] .

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг[32] .

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг. Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности[33] .

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности[34] .

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налого­вых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сети бизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органами власти[35] .

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены[36] :

1. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

2. Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

3. Производство лекарственных препаратов и медицинской техники;

4. Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

5. Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию малого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

В настоящее время, как показывает анализ, малый бизнес в России только начинает развиваться, с каждым годом увеличивая обороты. Но это развитие различно по регионам и по отраслям деятельности. Необходимо развитие малых предприятий в сфере производства (сейчас же, около половины МП заняты в торговой сфере). Малое предпринимательство нуждается в особой поддержке со стороны властей (как на государственном уровне, так и на муниципальном).

Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Высокие налоги, высокие проценты по кредитам - две основные проблемы малого бизнеса на данный момент. Решить эти проблемы сможет только государство путем создания цивилизованного законодательного пространства, налоговых льгот, субсидирования, системы государственных заказов.

В настоящее время в России начинает осуществляться политика по созданию многочисленного среднего класса. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России, вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев И.М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства / И.М.Андреев // Налоговый вестник. - 2006. - №10.-С.83-90.

2. Борисов С. Большая роль малого предпринимательства / С. Борисов // Человек и труд. - 2004. - №1.- С.37-38.

3. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России / А.А.Воронов // Малое предприятие. - 2002. - №11. -С.3-5.

4. Зюзяев А. Кредиты для малого бизнеса дешевеют / А. Зюзяев // Комсомольская правда.2006. 20 апр.

5. Иоффе А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства / А. Иоффе // Человек и труд. - 2006. - №1.- С.61-66.

6. Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / А. Иоффе // Бизнес для всех. -2002. - № 10. -С.15-18.

7. Лебедева Л. Малый и средний бизнес: критерии и оценки / Людмила Лебедева // Человек и труд. - 2006. - №8. - С.71-76.

8. Муравьев А.И. Предпринимательство: Учебник для вузов / А.И.Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутин. - Спб. : Лань, 2001. – 696 с.

9. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов / С.С.Носова.– М.: Дашков и Ко, 2003. – 864с.

10. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике / О. Рыбак // Экономическая газета. - 2003. - № 20. -С.11-13.

11. Буев В.В. Налогообложение малого бизнеса [электронный ресурс] /Буев В.В., Варнавский А.В., Шестоперов О.М. // http://www.economy.gov.ru

12. Малый бизнес [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru

13. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 14 июня 1995г. №88-ФЗ [электронный ресурс] //http://biznesinkubator.ru

14. Проблемы развития малого бизнеса. Социологические исследования. [электронный ресурс] // http://www.wciom.com

15. Финансирование малого бизнеса [электронный ресурс] //http://www.business.rin.ru

16. Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2007 года [электронный ресурс] / А.М.Шестоперов // http://www.nisse.ru


[1] См . Муравьев А.И. Предпринимательство: Учебник для вузов / А.И.Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутин. - Спб. : Лань, 2001. – 696 с.

[2] См. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 14 июня 1995г. №88-ФЗ [электронный ресурс] //http://biznesinkubator.ru

[3] См. Муравьев А.И. Предпринимательство: Учебник для вузов / А.И.Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутин. - Спб. : Лань, 2001. – 696 с.

[4] См. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов / С.С.Носова.– М.: Дашков и Ко, 2003. – 864с.

[5] См . Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов / С.С.Носова.– М.: Дашков и Ко, 2003. – 864с.

[6] См. Борисов С. Большая роль малого предпринимательства / С. Борисов // Человек и труд. - 2004. - №1.- С.37-38.

[7] См. Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / А. Иоффе // Бизнес для всех. -2002. - № 10. -С.15-18.

[8] См. Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2007 года [электронный ресурс] / А.М.Шестоперов // http://www.nisse.ru

[9] См. Лебедева Л. Малый и средний бизнес: критерии и оценки / Людмила Лебедева // Человек и труд. - 2006. - №8. - С.71-76.

[10] Информация о деятельности малых предприятий г. Братска [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru

[11] См. Информация о работе отдела развития потребительского рынка и содействия малому бизнесу за 2007 год [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru

[12] Там же ,-Информация о работе отдела развития потребительского рынка и содействия малому бизнесу за 2007 год [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru

[13] См. Информация о деятельности малых предприятий г. Братска [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru

[14] См. Информация о работе отдела развития потребительского рынка и содействия малому бизнесу за 2007 год [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru

[15] Там же,- Информация о работе отдела развития потребительского рынка и содействия малому бизнесу за 2007 год [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru

[16] См. Муниципальная целевая программа «Содействие развитию малого предпринимательства города Братска на 2007-2010 гг.» [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru

[17] См. Проблемы развития малого бизнеса. Социологические исследования. [электронный ресурс] // http://www.wciom.com

[18] См. Андреев И.М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства / И.М.Андреев // Налоговый вестник. - 2006. - №10.-С.83-90.

[19] См. Буев В.В. Налогообложение малого бизнеса [электронный ресурс] /Буев В.В., Варнавский А.В., Шестоперов О.М. // http://www.economy.gov.ru

[20] См. Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике / О. Рыбак // Экономическая газета. - 2003. - № 20. -С.11-13.

[21]См. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов /С.С.Носова.– М.: Дашков и Ко, 2003 .– 864с.

[22]См. Порядок предоставления кредитов [электронный ресурс] //http://www.arb.ru

[23] См. Зюзяев А. Кредиты для малого бизнеса дешевеют / А. Зюзяев // Комсомольская правда.2006. 20 апр.

[24] См. Кредитование малого бизнеса. «Абсолют банк» [электронный ресурс] // http://www.arb.ru

[25] См. Зюзяев А. Кредиты для малого бизнеса дешевеют / А. Зюзяев // Комсомольская правда.2006. 20 апр.

[26] См. Зюзяев А. Кредиты для малого бизнеса дешевеют / А. Зюзяев // Комсомольская правда.2006. 20 апр.

[27] См. Финансирование малого бизнеса [электронный ресурс] //http://www.business.rin.ru

[28] См. Финансирование малого бизнеса [электронный ресурс] //http://www.business.rin.ru

[29] См. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России / А.А.Воронов // Малое предприятие. - 2002. - №11. -С.3-5.

[30] См. Иоффе А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства / А. Иоффе // Человек и труд. - 2006. - №1.- С.61-66.

[31] См. Иоффе А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства / А. Иоффе // Человек и труд. - 2006. - №1.- С.61-66.

[32] Там же ,- Иоффе А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства / А. Иоффе // Человек и труд. - 2006. - №1.- С.61-66.

[33] См. Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / А. Иоффе // Бизнес для всех. -2002. - № 10. -С.15-18.

[34] Там же ,- Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / А. Иоффе // Бизнес для всех. -2002. - № 10. -С.15-18.

[35] См. Иоффе А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства / А. Иоффе // Человек и труд. - 2006. - №1.- С.61-66.

[36] Там же ,- Иоффе А. Отечественному малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства / А. Иоффе // Человек и труд. - 2006. - №1.- С.61-66.