Реферат: Аудит-независимый финансовый контроль

Название: Аудит-независимый финансовый контроль
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Тема 50. Аудит – независимый финансовый контроль

Содержание

Введение 3

1. Особенности аудиторского контроля 4

2. Организация аудиторской деятельности в РФ 9

Заключение 14

Список использованных источников 16

Введение

Аудит – это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) – законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждения достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.

Актуальность темы. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности фи­нансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку пред­ложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью ра­ционализации расходов и увеличения прибыли. Как правильно от­мечено, аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным го­сударством правилам. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ.

Основная цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответ­ствия

порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Цель контрольной работы – изучение аудита как независимого финансового контроля.

Исходя из поставленной цели, были определеныследующие задачи:

- изучить понятие «аудиторский контроль»;

- особенности аудиторского контроля;

- организацию аудиторской деятельности в РФ.

1. Особенности аудиторского контроля

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Рассматривая основные цели и задачи аудиторской деятельности, приведенные в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», следует заметить, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, т.е. других форм финансового контроля, существующих в РФ на законных основаниях.

Основная цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. /2, с. 1/

Аудиторская деятельность весьма многогранна. Общая классификация аудиторской деятельности приведена на рис.1.

Приведенная классификация позволяет рассмотреть цели и задачи различных видов аудиторской деятельности.

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Достижению этой цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности:

- независимость и объективность при проведении проверок;

- конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросо-

вестность аудитора;

- использование методов статистики и математического анализа;

- применение новых информационных технологий;

- умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки;

- доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;

- ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок;

- содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Аудиторская деятельность
Аудит Сопутствующие аудиту услуги
Внутренний Внешний Ведение учета
Обязательный Восстановление учета
Инициативный Анализ хозяйственной деятельности и др.
По специальным аудиторским заданиям Консультации по учету налогообложению составлению отчетности и др.

Рисунок 1 – Общая классификация аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность кроме проверок включает оказание

различного рода услуг:

- постановка, ведение и восстановление бухгалтерского учета, консультации по вопросам ведения учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- консультации по вопросам налогообложения;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организацийи индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

- управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

- правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение маркетинговых исследований;

- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

- обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

- оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. /4, с. 8/

Согласно стандарту под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторами и аудиторскими организациями помимо обязательного аудита.

Таким образом, четко разграничиваются услуги организаций, называемых колсандинговыми (оказывающими сходные с аудиторскими услуги), и услуги аудиторских компаний. Это отличие определяется наличием лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторский контроль - независимый финансовый контроль, который могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа.

После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом. /3, с. 13-14/

Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа

акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в

уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением муниципальных и государственных) отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством.

Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. /8, с. 22/

2. Организация аудиторской деятельности в РФ

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опы­та, сложившегося в мировой практике.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудитор­скую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется четырехуровневая система нормативного регулирова­ния аудиторской деятельности.

Эта система включает четыре основных уровня (табл. 1), распо­ложенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными ви­дами документов, областью регулирования и степенью их разработан­ности.

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ и утрачивает силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной дея­тельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. /2, с. 1/

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую дея­тельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельно­сти, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ шесть федеральных стандартов. Кроме того, действуют также российские правила (стан­дарты) аудиторской деятельности.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессио-­

нальных аудиторских объединений, а также нормативные акты ми­нистерств и ведомств, устанавливающие правила организации ауди­торской деятельности и проведения аудита применительно к кон­кретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налого­обложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Таблица 1 – Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровни регулирования

Виды

и наименования

нормативных

документов

Область регулирования и использования Степень разработанности
1

Федеральный закон «Об аудиторской

деятельности» № 119-ФЗ, № 307-ФЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе Закон принят
II Федеральные Пра­вила (стандарты) аудиторской дея­тельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанав­ливают нормы аудита, обя­зательные для всех субъек­тов рынка аудиторских услуг

Федеральные

стандарты (разра­ботано и утвер­ждено 6 стандар­тов). Вместо не­разработанных используются российские пра­вила (стандарты)

Законодательные и подзаконные нор­мативные акты Устанавливают общие по­ложения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организа­ций и индивидуальных ау­диторов Разработаны в соответствии с ФЗ нормативные документы в об­ласти аттестации и лицензи­рования аудитор­ской деятельно­сти и др.
III

Внутренние правила (стандарты) аккре­дитованных про­фессиональных

объединений

Регулирование специфиче­ских вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объеди­нений.

Разрабатываются

аккредитованны­ми профессио­нальными ауди­торскими объеди­нениями

Нормативные доку­менты министерств и ведомств Регулирование специфиче­ских особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институ­тов, банковский

Министерствами

и ведомствами принят и разраба­тывается ряд до­кументов по ви­дам аудита

IV Внутренние аудиторские стан­дарты При проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов – пре­рогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты опреде­ляют качество работы и престиж аудиторских фирм.

Основными стадиями организации аудиторской деятельности является аудиторская проверка, которая включает: планирование аудита; получение аудиторских доказательств; использование работы других лиц и контакты с руководством экономического субъекта третьими сторонами; документирование аудита; обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключение./7, с. 32-33/

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности предприятия. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения, разработать общий план и программу аудита.

В ходе аудита должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемой организации.

При проведении проверки может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации ответственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия . В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской

организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. Сделанные выводы о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта находят свое отражение в аудиторском заключении.

Аудиторская проверка в полном объёме может проводится на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки.

Аудиторская проверка – необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в совершении иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства России. Аудиторы могут также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. В ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности в РФ» указано, что аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью. Из этой выдержки следует, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью./5, с. 43-44/

Если налоговый государственный или иной орган, на который законом возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в арбитражном суде. Если суд установит неточности и ошибки в представленной аудитором отчетности, то он возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением.

Аудиторское заключение – это акт, в котором излагаются выявленные при проверке недостатки производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, приводятся факты нарушения, бесхозяйственности, злоупотребления, хищений, незаконного расходования средств, размеры причиненного ущерба и последствия допущенных нарушений, неправильное ведение бухгалтерского учета при составлении отчетности, факты неправильного исчисления прибыли и налогов, и др. /6, с. 19/

Заключение

Аудиторский контроль - независимый финансовый контроль, который могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа.

Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов в конечном счете способствуют экономическому успеху клиента.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2 ч. – М.: Кодекс, 2009. – 543 с.

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008г.

3. Берлин С.И. Теория финансов: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Приор», 2006. – 256 с.

4. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник /под ред. М.А Романовского. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 312 с.

5. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / А. К. Сенчагов, А. И. Архипов и др. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 720 с.

6. Финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 682 с.

7. Финансы и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 344 с.

8. Финансы и кредит: учебник / под ред. А. М. Ковалёвой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2006. – 376 с.