Реферат: Развитие и современное состояние рынка страховых услуг в Республике Беларусь
Название: Развитие и современное состояние рынка страховых услуг в Республике Беларусь Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат | |
1. Введение Уровень развития страхового рынка свидетельствует о степени развития экономики страны. В развитых странах страхование занимает достаточно большую долю в ВВП и именно через посредничество страхового рынка происходит значительная часть инвестиций в экономику. Страховой рынок Беларуси, напротив, по-прежнему находится в неразвитом состоянии. В целом он характеризуется высокой степенью концентрации, отсутствием необходимой конкуренции, доминированием государственной формы собственности, преференциями в отношении страховых организаций, контролируемых государством. Страховые компании обладают небольшими объемами капитала и ресурсов. По мнению международных экспертов, в Беларуси, как в других постсоветских странах, претендующих на вступление в ВТО, сектор страхования является менее открытым, чем банковский, а законодательная база – менее развитой. После нарастания негативных тенденций в экономике, в том числе в результате влияния внешних факторов, в 2008 г. белорусское правительство начало осуществлять ряд реформ в направлении либерализации и инвестиционной привлекательности белорусской экономики. Изменения коснулись защиты прав инвесторов, регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, налоговой системы и т.д. Тем не менее, говорить о значимой либерализации страховой деятельности в Беларуси пока рано. История развития страхования в РБ Страховой рынок Республики Беларусь начал свое развитие с начала девяностых, в период бурного развития предпринимательской деятельности, когда в нашей стране впервые появились рыночные отношения, конкуренция и свобода выбора. Из 24 страховых организаций, осуществляющих свою деятельность в Беларуси, из них 8 – государственные или с долей государства в уставных фондах, 16 – частные, из частных 11 – с участием иностранного капитала. А в 2008 г. была зарегистрирована первая стра- ховая компания со 100%-ным иностранным капиталом – ЗАО «Генерали». Тем не менее, объемы иностранного капитала в секторе не велики. При установленной правительством квоте в 30%, они составляют всего лишь 6% в совокупном уставном фонде страховых компаний. Доступу иностранного капитала на рынок препятствует не столько установленная квота, сколько регулирование самой практики страхования в стране. Согласно белорусскому законодательству, обязательными видами страхования могут заниматься только государственные страховые компании либо компании с долей государства свыше 50%. Существуют ограничения и по некоторым добровольным видам страхования, в частности, страхованию жизни, имущественных интересов государственных организаций (сюда не допускаются страховые компании с долей иностранного участника более 49%). Можно предложить группировку страховых организаций в зависимости от ориентации их страхового портфеля по добровольным видам страхования на услуги физическим, либо юридическим лицам: Ниже представлен перечень страховых компаний Беларуси с указанием форм собственно- сти и видов услуг (таблица 1). Основные объемы бизнеса сосредоточены у небольшого количества страховщиков, в основном государственных, а так же частной компании с участием иностранного капитала ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко». Деятельность остальных страховщиков на рынке остается достаточно пассивной. Основные результаты деятельности страховых организаций Несмотря на многочисленные регуляторные барьеры, в Беларуси наблюдался рост поступ- лений по прямому страхованию и сострахованию в последние годы. Более того, белорус- ский страховой рынок не ощутил столь остро проблем, с которыми столкнулись развитые страны во время финансового кризиса 2008 г. в силу его низкой интегрированности в ми- ровую финансовую систему, низкой развитости, протекционизма государства. Прирост страховых премий за 10 месяцев 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. в Беларуси составил 41.9%. Страховыми организациями получено страховых взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму USD 363.4 млн (рис. 1). Сти- мулом к росту страховых премий в 2008 г., по мнению специалистов рынка, стали некото- рые либеральные изменения в законодательстве, а также небольшой приток иностранных инвестиций (более подробно об этом ниже в работе). Тем не менее, доля страховых взносов в ВВП Беларуси невелика, составляет менее 1%. На одного человека в стране приходится в среднем лишь около USD 30 страховых взносов в год. По объемам привлеченных страховых премий в ВВП Беларусь отстает не только от развитых западных стран, стран Центральной и Восточной Европы, но и СНГ (Украина и Россия). Данные о доле страховых взносов в ВВП по отдельным странам представлены на рис. 2. Как уже было отмечено выше в работе, ввиду протекционизма государства, многочисленных ограничений для развития частных страховых организаций, отсутствия развитой страховой культуры, в стране превалирует обязательное страхование. Рост удельного веса обязательного страхования в структуре страховых взносов в начале 2000х гг. объяснялся постепенным введением новых видов обязательного страхования для поддержания деятельности государственных страховщиков. Во второй половине текущего десятилетия, после некоторых проведенных реформ, доля обязательного страхования в общем объеме страховых премий снизилась и составила в январе-октябре 2008 г. 56.2% (рис. 4). Добровольное страхование сейчас развивается в основном благодаря разрешению вклю- чать некоторые расходы по добровольному страхованию в себестоимость, а также в силу развития сопутствующего бизнеса (рост потребительского кредитования способствовал развитию страхования авто-каско, а лизинга – страхованию имущества предприятий), внедрения добровольно-принудительного страхования (например, при аренде помещения, при грузоперевозках). Ниже представлено деление обязательного и добровольного видов страхования по сег- ментам. Среди обязательных видов страхования более половины (51.7%) составляет страхование ответственности, велика доля личного страхования (43.6%). Напротив, в добровольном страховании наиболее развитый сегмент – имущественное страхование (69.5%) (рис. 5). Сегмент долгосрочного страхования традиционно является доминирующим в структуре страховых премий большинства развитых стран. В Беларуси доля страхования жизни и пенсий в структуре полученных премий составила по итогам 2007 г. всего 5%. Около 97% заключенных договоров по страхованию жизни приходится на корпоративное страхова- 10 ние, и лишь 3% – на индивидуальное страхование. Преференции в Беларуси по долго- срочному страхованию предусмотрены пока только для корпоративных страхователей9. В случае долгосрочного страхования снова существуют неравные условия для государст- венных и частных страховщиков. Взносы предприятий по страхованию жизни и дополни- тельных пенсий включаются в затраты по производству и реализации продукции только если договоры заключены с государственным страховщиками. От сумм страховых взносов по этим договорам не делаются отчисления в Фонд социальной защиты населения. Уровень убыточности страхования (отношение суммы страховых выплат к сумме получен- ных страховых взносов) составил в 2007 г. 0.52 и практически не изменился по сравне- нию с 2006 г. По добровольному страхованию уровень убыточности снизился за год с 0.5 до 0.44, что связано с более быстрым ростом страховых взносов (33.8%) по сравнению со страховыми выплатами (18.4%). По обязательному страхованию уровень убыточности увеличился с 0.55 до 0.57, что объясняется более быстрым ростом страховых выплат (16.1%) по сравнению с ростом страховых взносов (12.6%). По итогам 2007 г., как и девяти месяцев 2008 г., финансовый результат деятельности у всех белорусских страховых компаний сложился положительным (в 2006 г. у пяти страхо- вых компаний он был отрицательным). Отношение финансового результата страховых компаний к среднегодовой величине их собственного капитала в 2007 г. уменьшилось на 4.6 процентного пункта, однако осталось на достаточно высоком уровне – 23.6 % (для сравнения, рентабельность собственного капитала банков в 2007 г. составляла 10.7%). Тем не менее, уровень рентабельности белорусских страховых компаний в действительно- сти оказывается достаточно низким. Страховая организация постоянно несет расходы по обслуживанию полиса (затраты на выезд агента к клиенту, ведение базы данных, учет и сопровождение документов). В мировой практике подобные расходы составляют до 40% от суммы страхового взноса. В Беларуси принят норматив 30%. Этих средств, как прави- ло, не достаточно для компенсации операционных расходов страховщиков. Разницу стра- ховые компании вынуждены покрывать из своей балансовой прибыли, тем самым снижа- ется фактический уровень рентабельности. С другой стороны, следует учитывать, что рентабельность существенно отличается по различным видам страхования. Как правило, именно в обязательных видах страхования объем взносов во много раз превышает размер выплат. Можно утверждать, что в этих ви- дах страхования много лет применяются завышенные тарифы. В итоге, снова создаются неравные условия по ведению бизнеса для государственных и частных страховщиков, по- скольку последние лишены возможности заниматься обязательным страхованием. Собственный капитал страховых компаний Беларуси на 01.10.2008 г. приблизился к USD 162 млн (по итогам 2007 г. составлял USD 142 млн) и существенно увеличился за послед- ние годы (например, в 2003 г. составлял около USD 35 млн). Тем не менее, капитализация страхового рынка не достаточна для страхования крупных рисков. Увеличить этот показа- тель можно либо за счет привлечения инвестиций, либо за счет капитализации прибыли. Существующее регулирование рынка не создает стимулов для притока как местного, так и иностранного капитала. Ограничены возможности и по капитализации прибыли. У частных компаний затруднены возможности по ее наращиванию, а у государственных возможно изъятие прибылей в бюджет. Однако, в конце 2008 г., учитывая влияние мирового финансового кризиса на экономику, правительство решило увеличить капитализацию госбанков и некоторых страховых компаний. В частности, из остатков средств бюджета, образовавшихся на 01.12.2008 г., вносится около USD 302 млн (BYR 650 млрд) в уставный фонд РУП «Белгосстрах» и около USD 163 млн (BYR 350 млрд) в уставный фонд РУП "БНПО". Это означает, что уставный фонд РУП «Белгосстрах» вырастет в 48 раз, а РУП "БНПО" – в 7.1 раз. Эти системообразующие для страхового рынка государственные предприятия еще больше укрепят свои позиции. Одновременно, рынок в целом может так же приобрести динамику благодаря многократному росту капитализации. Указ № 530 от 25.08.2006 г. «О страховой деятельности» с изменениями и дополнениями в 2007 и 2008 гг. ввел Положение о страховой деятельности, в котором изложены основы регулирования страхового рынка. В частности, в Положении определяются основные участники рынка, особенности регистрации страховщиков, правила осуществления страховой деятельности и допуск страховщиков к определенным видам страхования. В соответствии с программой развития сектора, а также с указом №530, увеличены требования к минимальному уставному фонду страховых организаций. Для страховых компаний, осуществляющих страхование жизни, минимальный размер уставного фонда должен составлять теперь не менее EUR 2 млн (ранее EUR 400 тыс.), для компаний, осуществляющих другие виды страхования, – EUR 1 млн (вместо EUR 200 тыс.), для занимающихся только перестраховочной деятельностью – EUR 5 млн евро (вместо EUR 500 тыс.). Страховые организации, созданные до вступления в силу этого решения, будут обязаны поэтапно увеличить уставные фонды до 01.05.2011 г. Невыполнение этих условий должно привести к ликвидации компаний. Целями увеличения уставных фондов страховщиков являются увеличение емкости внутреннего страхового рынка, рост его капитализации, сокращение объемов перестрахования за рубежом, рост инвестиций в экономику страны. Регуляторные реформы, которые осуществлялись в страховом секторе в последнее время, носили разнонаправленный характер. Несмотря на заявления правительства по либерали- зации сектора, по-прежнему принимаются документы, создающие неравные условия хо- зяйствования для государственных и частных участников рынка. Указ №23610, подписан- ный 28.04.2008 г., обязал госпредприятия, а также юридические лица, на решения кото- рых может влиять государство, обслуживаться только в государственных страховых орга- низациях (в которых более 50% акций принадлежит государству) по всем видам имущест- венного страхования, не относящимся к страхованию жизни. С другой стороны, в том же году были реализованы некоторые меры по либерализации страхового сектора. В частности, указ № 280 от 19.05.2008 г.11 разрешил включать взно- сы по основным имущественным видам страхования (имущества юридических лиц, каско, грузов), страхования экспортных рисков с поддержкой государства, и некоторым видам ответственности (гражданская ответственность перевозчика, владельцев водных и воз- душных судов) в себестоимость. Нормы Указа распространяются на договора страхования, заключенные со страховщиками всех форм собственности. Таким образом, указ дал неко- торую дополнительную возможность развитию частных страховщиков, особенно в сегмен- те страхования грузов, хотя перечень видов страхования и не столь широк. В контексте либерализации экономики в целом и страхового сектора в частности, прави- тельство рассматривает возможность допустить к страхованию жизни иностранные компа- нии. Для этого они должны будут стать резидентами страны и осуществлять инвестиции от аккумулированных премий на территории страны. Допускается возможность постепенной 10 Указ №236 от 28.04.2008 г. «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам страхования». 11 Указ № 280 от 19.05.2008 г. «О включении страховых взносов по видам добровольного страхова- ния, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» либерализации других сегментов страхования, однако пока никаких конкретных решений в данном направлении правительством не принято. Более того, не обсуждается планов по акционированию, и соответственно продаже долей в БРУСП "Белгосстрах", основной стра ховой компании, доминирующей на рынке. Страховой рынок Республики Беларусь характеризуется, следующими основными чертами. С одной стороны –
С другой -
6. И как следствие низким уровнем распространения страховых услуг: основные показатели, такие как доля страховых взносов в ВВП и размер взносов на одного человека, остаются низкими и не соответствующими нынешнему уровню экономического развития страны. Таким образом, можно говорить о начале интеграции нашего страхового рынка в международное сообщество и начале нового этапа развития данного финансового института. |