Реферат: Государственная поддержка малого предпринимательства 5

Название: Государственная поддержка малого предпринимательства 5
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

на тему:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА................................................................................5

1.1 Направления и формы государственной поддержки

малого предпринимательства…………………………………………………………….10

1.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства………………….14

1.3 Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………………19

ГЛАВА 2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ……………..…………………………………………...-

2.1 Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области………….24

2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Оренбургской области. Государственная поддержка. Инфраструктура …….................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...…………………35

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………...38

ВВЕДЕНИЕ

В нормально развивающейся рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Малое предпринимательство является базой для более высоких уровней и более значительных масштабов предпринимательской деятельности.

Малый бизнес обладает наибольшей чувствительностью к социально-экономической ситуации, к любым действиям, направленным на его регулирование. С одной стороны, это может проявляться в виде сокращения масштабов и структуры предпринимательства из-за необоснованных дополнительных запретов и ограничений со стороны органов власти. С другой – малые предприятия оперативно обращают в свою пользу любые неточности или непродуманность в законодательстве. Быстрая реакция малого бизнеса на малейшие изменения в законодательстве или в отношениях с органами исполнительной власти обусловлена отсутствием инертности, «запаса мощности» на этом уровне предпринимательства. Это предопределяет необходимость самого пристального внимания к малому предпринимательству, в котором концентрируются практически все трудности предпринимательской деятельности.

Во всех развитых странах, государство оказывает малому предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признаётся и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении. В России функционирование малого предпринимательства подкреплено нормативно-правовой базой. К числу законов, касающихся малого предпринимательства, относятся: закон РФ от 31 июля 1998 г. «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности»; закон РФ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства»; закон РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др. Данные нормативные акты, а также законы о малом предпринимательстве на региональном уровне рассмотрены в работе.

Однако, разрыв между формальной констатацией экономической и социальной ответственности государства и реальным положением дел значителен. К сожалению, пока становление малого предпринимательства сталкивается с проблемами как на уровне страны, так и в регионах. В связи с наличием таких проблем тема работы «Государственная поддержка малого предпринимательства» представляется весьма актуальной.

Объектом исследования является малое предпринимательство; предметом – государственная поддержка малого предпринимательства.

Цель курсовой работы – рассмотреть основные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

1. рассмотреть сущность малого предпринимательства;

2. выявить основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также изучить инфраструктуру поддержки малого бизнеса;

3. проанализировать поддержку малого предпринимательства и перспективы развития на региональном уровне, т.е. на примере Оренбургской области.

ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

В российском законодательстве предпринимательство рассматривается как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке» (Гражданский кодекс РФ). Предпринимательство – это деятельность индивида, связанная с созданием и развитием хозяйственных единиц для производства какого-либо продукта или услуги и получения прибыли, осуществляемая под имущественную ответственность и риск самого индивида. В современной трактовке предпринимательство рассматривается также в качестве специфического фактора производства наряду с землёй, капиталом, трудом.

Малое предпринимательство является одной из организационных форм предпринимательства наряду с корпоративным и средним бизнесом. Причём малое предпринимательство может выступать как начальный этап организации крупной или средней компании (фирмы) и как самостоятельная форма существования. Термин «малое предпринимательство» широко применяется в отечественной литературе и отражает определённое общественное и экономическое явление, которое в зарубежной литературе обозначается такими терминами как «малый бизнес», «малые и средние предприятия».

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объём оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. К наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995 года к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. экю, сумма баланса менее 2 млн. экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения форм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микроформы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников которых колеблется от 10 до 99 человек.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 – как «средние», и свыше 500 – как «крупные».

В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета министров СССР, принятыми в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы – 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объём хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий с малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве[1] .

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек).

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Малое предпринимательство играет существенную роль в экономике. Оно выполняет следующие функции:

1. Во-первых, комплекс малых предприятий стабильно выпускает часть внутреннего валового продукта страны.

2. Во-вторых, малое предпринимательство способствует обеспечению высокого уровня занятости трудоспособного и даже ограниченно трудоспособного населения. Оно создает рабочие места, предоставляет возможность очень многим реализовать свои возможности и способности. На малых предприятиях имеются большие возможности для организации работы по индивидуальному графику, для неполного рабочего дня. Следовательно, создаются места для женщин, учащихся, пенсионеров. При возрастающей напряжённости на рынке труда малый бизнес остаётся основной возможностью создания новых рабочих мест. Значимость этой функции малого предпринимательства показывает кандидат экономических наук О. Аборнева на примере Воронежской области: «в настоящее время около 500 тыс. человек, или примерно 50% населения Воронежа, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы, полученные в данном секторе»[2] .

3. В-третьих, оно противодействует процессам монополизации и таким образом способствует сдерживанию роста цен на рынке товаров и услуг. Противодействуя процессам монополизации, малое предпринимательство создаёт конкурентную среду, что в свою очередь ведёт к улучшению качества товаров и услуг.

4. В-четвёртых, оно осуществляет производство и реализацию населению мелких партий товаров и услуг, которые нерентабельно производить на крупных предприятиях. Не во всех сферах потребности населения могут обеспечиваться крупными организациями. Небольшие организации лучше и быстрее реагируют на изменения рынка, спроса покупателей. С другой стороны, им и сложнее выживать на рынке в период экономического спада. Малому предприятию сложнее даже появиться на свет: с трудом дается преодоление бюрократических процедур, проверок. Без поддержки со стороны государства малое предпринимательство может так и остаться в зачаточном состоянии.

1.1 Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства

В России деятельность малых предприятий сопряжена с различными проблемами. Заниматься бизнесом в России намного сложнее, чем в Европе или Америке, особенно бизнесом, связанным с производством. По расчётам специалистов, в большинстве отраслей России удельные издержки производства на единицу продукции выше, чем в других странах (например, в 2,8 раз выше, чем в Японии, в 2,7 раза выше, чем в США, в 2,3 раза выше, чем в Германии и Италии). Кроме того, по данным на 1 июля 2004 года (приложение А) малое предпринимательство в России по сравнению с зарубежными странами развивалось не очень быстрыми темпами.

Из таблицы (приложение А) мы видим, что в развитых странах именно малый бизнес даёт наибольшую долю в ВВП (60%). В Японии эта цифра приближается к 80%. В России же доля малого бизнеса находится на очень низком уровне. Не смотря на то, что экономические показатели малого предпринимательства в России с каждым годом становится всё выше (приложение Б), показатели развития малого бизнеса в странах Европы и США намного выше. Это свидетельствует о том, что развитие малого предпринимательства в нашей стране сопровождается возникновением различных проблем.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а малые предприятия не всегда могут их предоставить. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями; специальные банки для обслуживания малого бизнеса не существуют. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия: невозможность получения кредита лишает их возможности конкурировать с другими предприятиями.

Другой важной задачей, выполнение которой необходимо для успешного развития малого бизнеса, является создание надлежащей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время предприниматели не удовлетворены правовым регулированием их деятельности, несмотря на то, что в течение нескольких последних лет было принято немало законодательных и нормативных актов. Многие предприниматели высказывают пожелание провести усовершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, особенно в части, касающейся регулирования текущей деятельности малых предприятий.

Больным вопросом для малого предпринимательства является несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий. Многие предприниматели жалуются на избыточность контролирующих органов, к тому же работа с их представителями требует больших затрат рабочего времени. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Существенно осложняет деятельность малых предприятий отсутствие профессионально подготовленных руководителей (менеджеров), обладающих всеми качествами, необходимыми для работы в современных условиях.

Таким образом, очевидно, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Малым предприятиям необходима инфраструктура, сориентированная на специфику малого бизнеса: банки, биржи, аудиторские и страховые фирмы, информационные центры, коммерческие центры по обеспечению материальными ресурсами и т.д.

Во-вторых, установление упрощённой системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставление бухгалтерской и статистической отчётности.

В-третьих, создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий.

В-четвёртых, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства осуществляется в виде:

1. сотрудничества с международными организациями;

2. содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров, результатов интеллектуальной деятельности;

3. создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого бизнеса, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность;

4. реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

В-пятых, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Данное направление поддержки малого предпринимательства отражено в статье 21 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этой статье, поддержка по данному направлению осуществляется в виде:

1. разработки примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов;

2. создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого предпринимательства;

3. учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого предпринимательства.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, не все это формы реализуются на практике.

1.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» инфраструктурой поддержки малого предпринимательства является организации, которые создаются в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг при реализации федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого предпринимательства, и оказания им поддержки.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во много зависит от функционирования разветвлённой инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональном уровнях. Так важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса, министерства торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческий банк, федеральные фонды и другие организации.

В РФ сложилась определённая инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных Комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономики, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки малого предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

Большую роль в механизме поддержки развития малого предпринимательства ранее играл Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, однако указом Президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован. В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение политики в области государственной поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г.

Необходимо отметить, что помимо Фонда поддержки существует также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого Фонда направлена на исключительное оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоёмких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствует освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоёмких фирм – инкубаторов бизнеса, инновационных центров. Данный фонд (в отличие от Фонда поддержки малого предпринимательства) оказывает финансовую помощь на возвратной основе, с оплатой за использование средств.

Кроме фондов поддержки и содействия в России существуют и другие организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий.

Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например, Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы.

За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российская Ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и т.д.

Российское агентство поддержки малого среднего бизнеса создано в 1992 г. в рамках межправительственного соглашения между Россией и Великобританией. Основными задачами агентства являются содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций. Агентство предлагает широкий спектр услуг: индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики; помощь в регистрации предприятия и лицензировании его деятельности, разработка и оформление учредительных документов; нормативно-правовое обслуживание; рекламные и издательские услуги.

В решении проблем малого бизнеса большую роль играет общественная организация предпринимателей – Российская торгово-промышленная палата (ТТП РФ). В 2000 г. у торгово-промышленных палат всего мира был своеобразный юбилей: 400 лет назад марсельские купцы объединились и создали торговую палату для защиты своих интересов. Несколько позже к ним присоединились промышленники. Так был сформирован институт торгово-промышленных палат.

В России первая ТТП появилась достаточно поздно – в 1911 г. Предполагалось, что это будет палата западного образца, и даже был подготовлен соответствующий проект устава. Но из-за войн и революций начала XX века вопрос о формировании этого института промышленников и предпринимателей был отложен на неопределённый срок. Вновь вернулись к этой идее только в начале 20-х гг. XXв. Когда социалистическая Россия пыталась наладить торговые отношения с Западом, возникла проблема: отсутствовал орган, который бы курировал эту деятельность. Поэтому в 1922 г. указом В.И. Ленина в Петрограде была создана торгово-промышленная палата, которая до сих пор является одной из самых сильных палат в России. Спустя несколько лет ТПП стали появляться в союзных республиках и отдельных регионах.

В 1991 г. была образована российская ТПП. Курирование внешнеэкономических отношений перестало быть доминирующей функцией ТПП. На первый план вышло то, чем занимались изначально палаты всего мира, – отстаивание интересов бизнесменов. Экономическая и политическая обстановка в стране обусловила необходимость нового организационного построения ТПП: нужно было приблизить её к предпринимателям. Во всех субъектах РФ сейчас действуют ТПП, сейчас насчитывается 151 палата. Эти палаты независимы от государства и существуют за счёт членских взносов.

Законно «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», принятый в 1993 г., стал важнейшим импульсом для развития торгово-промышленных палат в России. Палаты являются единственными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющие свою деятельность на основании специального закона. Членами Российской ТПП являются 87 союзов и гильдий, имеющих различные профили деятельности и географию.

Палаты разных стран выполняют одни и те же функции (их около 100): выставочная деятельность, информационное обеспечение, сертификация товаров, защита интеллектуальной собственности, размещение государственных заказов, защита интересов предпринимательства и др.

Изменения, происходящие в экономике, политике и сфере государственного управления, создают реальные предпосылки для консолидации предпринимательства, укрепления взаимодействия бизнеса и власти, повышения роли торгово-промышленных палат и других общественных организаций предпринимателей в процессе выработки и реализации стратегии социально-экономического развития России.

Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ, которые имеют право принимать законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. На региональном уровне государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

1.3 Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства

Современные налоговые платежи, правильное определение налогооблагаемой базы и полное использование всех возможных налоговых льгот – всё это важные факторы нормальной работы малого предприятия. В то же время налоги, обязательные отчисления в различные фонды ограничивают возможности предпринимателей по использованию результатов своей работы для развития производства и личного потребления.

Налоговые платежи и порядок их уплаты органически связаны с системой учёта и отчётности, а в целом все они взаимозависимы. От достоверности учёта и отчётности зависит величина и обоснованность налогов. При этом учёт и отчётность не только ориентируют на порядок налоговых платежей и взносов, но и одновременно позволяют контролировать и оценивать производственный процесс и его результаты.

В середине 90-х годов в России была предпринята попытка снизить затраты малых предприятий на ведение учёта и отчётности и одновременно увеличить налоговые поступления от малого предпринимательства. В декабре 1995 года был принят Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства».

Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в следующем:данная система налогообложения применяется наряду с действующей системой налогообложения, учёта и отчётности, предусмотренной законодательством РФ.

Применение упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчётный период.

Согласно Налоговому кодексу РФ переход на упрощённую систему налогообложения не препятствует как коммерческим, так и некоммерческим организациям получать безвозмездную помощь, гранты в области науки, образования, культуры, искусства и охраны окружающей среды, а также некоммерческим организациям получать пожертвования и целевые поступления на благотворительную деятельность, которые, как и при стандартной системе налогообложения, не включаются в налогооблагаемую базу.

Для организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учёта и отчётности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности установлен совокупный доход, полученный за отчётный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчётный период.

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учёт.

Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности, имея ряд положительных сторон (упрощение учёта и отчётности, замена совокупных федеральных, региональных налогов и сборов единым налогом, право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощённой системе, или возврат к обычному порядку учёта и отчётности и др.), не лишена существенных недостатков. Так, упрощённая система налогообложения распространяется далеко не на все малые предприятия. Под его действие попадают малые предприятия с численностью занятых до 15 человек. В их число включаются работающие по договорам порядка и иным договорам гражданско-правового характера, а также занятые в филиалах малого предприятия. Эти малые предприятия не должны являться производителями подакцизной продукции и организациями, созданными на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий. Действие закона не распространяется на страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса. Кроме того, конкретный налогоплательщик может претендовать на применение упрощённой системы налогообложения, если совокупный доходный размер валовой выручки не превышает сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда в течение предшествующего года. Закон предусматривает и ряд других ограничений в его применении.

Таким образом, к концу 1999 г. из 500 тыс. малых предприятий, имеющих право на упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, на неё перешло только 3%, а налоговые поступления от них составили менее 1% от общей суммы.

Следующим шагом в развитии специальных режимов налогообложения для малого предпринимательства стала разработка и принятие закона «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» (июль 1998 г.). Закон вводится в обязательном порядке по решению органов власти субъектов РФ.В конце 2000 г. более 70 регионов ввели на своих территорий данный закон, однако результаты его оказались ниже ожидаемых. Трудности его применения связаны с отсутствием методики определения налогооблагаемой базы и большим диапазоном деятельности малых предприятий. Уплата единого налога предусматривает замену ряда налогов. Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах оказания предпринимателями ремонтно-строительных услуг, бытовых услуг физическим лицам, парикмахерских услуг, услуг по краткосрочному проживанию, а также в сферах общественного питания, розничной торговли, транспортных услуг.Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов.

И УСН (упрощённая система налогообложения), и ЕНВД (единый налог на вменённый доход) предполагают замену четырех налогов одним. Вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций (НДФЛ и налога на имущество физических лиц – для индивидуальных предпринимателей), ЕСН (единый социальный налог) и НДС налогоплательщик уплачивает всего один налог. Однако ЕНВД по многим параметрам отличается от УСН.

Во-первых, УСН уплачивается добровольно, а ЕНВД – принудительно. На УСН может перейти любой налогоплательщик, если размер его доходов и прочие параметры соответствуют требованиям НК РФ. На ЕНВД налогоплательщик обязан перейти, если он осуществляет хотя бы один из видов предпринимательской деятельности.

Второе существенное отличие вытекает из первого. На УСН переводится вся деятельность налогоплательщика. ЕНВД же уплачивается только в отношении тех видов деятельности, которые подпадают под этот режим. В результате, если организация или индивидуальный предприниматель ведёт несколько видов деятельности, часть из которых подпадает под ЕНВД, а часть – нет, такой налогоплательщик должен вести два отдельных учета. Один в отношенииЕНВД, другой – в отношении общего режима налогообложения или УСН.

Таким образом, наличие специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства является важной составляющей в государственной поддержке малого бизнеса. Однако, на практике их использование недостаточно эффективно. Так, упрощённый бухгалтерский отчёт оказался слишком простым и затрудняет внутрифирменный анализ работы из-за отсутствия информационной базы.

Совершенствование налогообложения малых предприятий требует одновременного поиска приемлемых вариантов учёта и отчётности. В этой связи налогообложение малых предприятий по принципу единого налога на вменённый доход в условиях действия упрощённой системы учёта и отчётности следует рассматривать как поиск компромисса между ними в условиях многообразия форм предпринимательской деятельности.

ГЛАВА 2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области.

Для Оренбургской области развитие малого предпринимательства находится в числе основных приоритетов. В настоящее время в малом бизнесе Оренбургской области занято около 230 тысяч человек, что составляет 24% от всего занятого населения Оренбургской области. В Оренбурге по данным Управления федеральной налоговой службы на 1 апреля 2008 года зарегистрировано 11 534 малых предприятия, а количество предпринимателей без образования юридического лица составляет 16 270 человек. Численность занятых в малом бизнесе - свыше 130 тысяч человек или 48% от общего числа занятых в экономике города. Малый бизнес динамично развивается во всех отраслях экономики и обеспечивает свыше 12% налоговых поступлений, 72,2% розничного товарооборота, выполняет 59,3% объёма работ в строительстве и оказывает 83,9% бытовых услуг[3] .

Наиболее распространённым видом деятельности малых предприятий является торговля (приложение В). Малых предприятий оптовой и розничной торговли, а также по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в Оренбургской области – около 38% от общего числа малых предприятий. Соответственно оборот малых предприятий в данной отрасли также составляет весомую часть от общего оборота малых предприятий (приложение Г). Торговля – это достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Она не требует больших затрат и обеспечивает быструю отдачу от вложений.

Следующим по распространённости среди субъектов малого предпринимательства является строительство. Строительство – это сфера, где малые формы хозяйствования заняли самое весомое место среди всех хозяйствующих субъектов данной отрасли. На долю малых предприятий на начало 2003 года приходится 38% от общего числа строительных предприятий.

Если сравнивать обороты малых предприятий и их численность по видам экономической деятельности в Оренбургской области и в целом по России (приложение Д, Е), то можно отметить схожесть данных экономических показателей.

Из года в год в городском бюджете растет и доля налогов от малого бизнеса (приложение Ж). В Оренбургской области, также как и в других субъектах РФ, действует следующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства (приложение З):

1. обычный налоговый режим;

2. специальные налоговые режимы:

- упрощённая система налогообложения;

- единый налог на вменённый доход.

На сегодняшний день налоговые поступления от малого бизнеса составляют около 37% от общей суммы поступлений. В 2002 году субъектами малого предпринимательства перечислено единого налога, взимаемого с применением упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности на сумму 234,7 миллионов рублей, в том числе:

· в федеральный бюджет – 19 миллионов рублей;

· в областной бюджет – 74,7 миллионов рублей;

· в местные бюджеты – 141 миллион рублей.

2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Оренбургской области. Государственная поддержка, инфраструктура.

Как было отмечено выше, большое значение имеет государственная поддержка малого предпринимательства на региональном уровне. Рассмотрим оказание такой поддержки субъектам малого предпринимательства на примере Оренбургской области.

В Оренбургской области реализуется Областная целевая программа «О развитии предпринимательства на 2009 – 2011 годы». В ее реализации задействованы общественные организации предпринимателей, различные структуры, работающие в сфере поддержки бизнеса, а также комитеты и управления городской администрации. В паспорте данной программы отражена её цели, к которым относятся: «создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности и решение задач социально-экономического развития области»[4] . Исходя из цели, сформулированы задачи, которые также рассмотрены в паспорте программы.

К 2011 году в Оренбургской области планируется достижение следующих показателей:

· создание 150 экономически устойчивых малых предприятий, созданных в структуре бизнес-инкубаторов и технопарка;

· предоставление субсидий 131 субъекту МСП;

· предоставление кредитными кооперативами займов 3672 субъектам МСП;

· обеспечение доступа к кредитам кредитных организаций не менее чем для 113 субъектов МП, не обладающих собственными активами для залога;

· обучение не менее чем 100 руководителей, владельцев и работников субъектов МП по специальным программам подготовки и переподготовки, а также в рамках специальных семинаров, лекций и стажировок;

· создание не менее чем 12 новых и развитие действующих центров консультационно-правовой поддержки МП, инновационных, ремесленных, маркетинговых и учебных центров для субъектов МП;

· проведение 36 публичных мероприятий по вопросам развития МП.

В результате реализации мероприятий Программы в 2009-2011 годах будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность мероприятий Программы:

1) показатели экономической эффективности: увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 6,5 процента; увеличение объемов оборота малых предприятий в сопоставимых ценах на 56,8 процента;

2) показатели бюджетной эффективности: увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций и субъектов МП - до 20,0 процента при условии сохранения нормативов отчислений в консолидированный бюджет области, а также круга плательщиков единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения);

3) показатели социальной эффективности: снижение социальной напряженности в сфере МП и сокращение конфликтов между субъектами МП и контролирующими организациями, выражающееся в форме сокращения количества письменных обращений (жалоб) на действия контролирующих организаций, не менее чем на 10,0 процента ежегодно; повышение информационной прозрачности и гласности в сфере МП, выражающееся в форме проведения публичных мероприятий по вопросам развития МП, а также заседаний координационных и совещательных органов в области развития МП, с поддержанием темпов прироста числа участников не менее чем на 10,0 процента ежегодно (по каждому мероприятию, проводящемуся на регулярной основе); создание не менее чем 3253 дополнительных рабочих мест; сохранение не менее чем 23,7 тыс. рабочих мест на предприятиях субъектов МП, получающих формы поддержки в рамках Программы; обеспечение доступности профессиональных знаний по вопросам организации деятельности и управления в сфере МП за счет предоставления центрами консультационно-правовой поддержки МП, инновационными, ремесленными, маркетинговыми и учебными центрами консультаций для граждан и субъектов МП в общем объеме не менее 5000 часов; создание региональной системы поддержки субъектов МП в инновационной и научно-технической сферах на базе Оренбургского областного бизнес-инкубатора.

В Оренбургской области сложилась определённая инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Она включает в себя следующие организации:

1. Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства управления международных внешнеэкономических связей администрации Оренбургской области. Главная задача комитета состоит в определении стратегии развития малого предпринимательства, координации деятельности всех структур, связанных с развитием малого предпринимательства; а также формировании регионального законодательного поля, инфраструктуры и разработке областных программ.

2. Оренбургское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Данное управление защищает права предпринимателей и осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

3. Государственная некоммерческая организация «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства». Фонд поддержки малого предпринимательства занимается кредитованием субъектов малого предпринимательства, а также предоставлением услуг бизнес-планирования и консультации. Перечень услуг, оказываемый Фондом, можно разделить на четыре области:

· Микрокредитование. На 01.10.2005 г. Фондом профинансировано 46 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 6020 тыс. рублей, в том числе: 38 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица – на сумму 4920 тыс. рублей; 8 юридических лиц – на сумму 1100 тыс. руб.

· Маркетинг. Маркетинговое подразделение Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства выделено в отдельное юридическое лицо – ЗАО «Межрегиональный маркетинговый центр «Оренбург-Москва», о котором речь пойдёт далее.

· Консалтинг: бизнес-планирование; реализация и сопровождение программных продуктов по бизнес-планированию; автоматизация маркетинговой деятельности предприятия; оказание помощи в участии в выставках и ярмарках.

· Офисные услуги[5] .

4. Оренбургское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса. К услугам, оказываемым данным агентством относятся:

· разработка пакета документов учредительных документов и регистрация предприятий;

· бизнес-консультирование;

· услуги бизнес-планирования;

· маркетинговые исследования;

· услуги по поиску партнёров, информационные услуги и т.д.;

· юридические консультации.

5. Областная общественная организация Торгово-промышленная палата Оренбургской области. Это негосударственная некоммерческая организация, основанная на членстве предприятий, предпринимателей и организаций области, призванная выражать интересы предпринимательства во властных органах, на внутреннем и международном рынках. ТПП Оренбургской области учреждена в июне 1995 года. Основная задача Палаты – «содействие развитию экономики Оренбургской области, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, согласование и представление интересов всех ее членов, предпринимателей и их объединений независимо от форм собственности, подчиненности и местонахождения на территории Оренбургской области»[6] . ТПП Оренбургской области оказывает следующий услуги:

· услуги бизнес-планирования и консультации;

· интернет-услуги;

· услуги перевода;

· арбитражные услуги;

· поиск потенциальных партнёров;

· ценовая, товароведческая экспертиза;

· патентование и стоимостная оценка интеллектуальной собственности.

6. Специализированная консультационная юридическая экспертная фирма (СКЮЭФ). Поддержку малого предпринимательства данная фирма осуществляет посредством юридических консультаций и защиты в третейском суде.

7. Учебно-деловой центр «Морозовский проект». Выше было отмечено, что большое значение играет подготовка кадров для субъектов малого предпринимательства. Поэтому важна роль данного учебного центра, который осуществляет начальную экономическую подготовку старшеклассников – будущих студентов профильных вузов.

8. Ассоциация по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья (г. Орск). Основная задача Ассоциации – представление интересов предпринимателей в органах власти, защита прав предпринимателей в суде.

9. Ассоциация по защите прав интересов предприятий и отдельных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью «Единство». Данная ассоциация представляет интересы предпринимателей в органах власти, оказывает индивидуальную помощь предпринимателям.

10. Орское агентство по поддержке и развитию малого предпринимательства. Поддержка малого предпринимательства данным агентством заключается в следующем перечне услуг:

· разработка пакета учредительных документов и регистрация предприятий;

· бизнес-консультирование;

· услуги бизнес-планирования;

· маркетинговые исследования;

· услуги по поиску партнёров, информационные услуги и т.д.;

· юридические консультации

11. ОАО «Урал-Экспо». Это компания, предлагающая комплекс услуг для продвижения бизнеса, среди которых основными являются организация выставок ярмарок; маркетинговые исследования; разработка фирменного стиля; формирование имиджа; рекламные компании; программа стимулирования сбыта.

12. Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Целью Союза является: «достижение высокой конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции, инвестиционной привлекательности, налогооблагаемой базы и социальных результатов»[7] . Основные виды деятельности Союза: организация районных розничных ярмарок, проведение выставок-ярмарок, экономические миссии в регионы РФ.

13. Межрегиональный маркетинговый центр ЗАО «Оренбург-Москва». Центр предоставляет такие маркетинговые услуги, как исследования, вывод продукции на рынки других регионов, поиск потенциальных партнёров.

14. Тюльганский учёбно-информационный центр. К услугам, предоставляемым данным Центром, относятся:

· разработка пакета учредительных документов и регистрация предприятий;

· бизнес-консультирование;

· маркетинговые исследования;

· информационные услуги.

15. Инновационно-инвестиционный центр ОГУ. Он содействует осуществлению инновационной деятельности, и занимается поиском потенциальных инвесторов.

16. Оренбургское отделение Российской академии бизнеса и предпринимательства. Основное направление этого отделения – содействие развития региона и представление региона в российских деловых кругах.

Таким образом, в Оренбургской области функционирует развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая включает в себя Торгово-промышленную палату, различные Фонды, Ассоциации, Агентства и образовательные учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев сущность малого предпринимательства и государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, необходимость поддержки малого предпринимательства обусловлена наличием в этой сфере многочисленных проблем, к числу которых можно отнести трудности в получении кредитов, несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий, проблемы в области налогообложения и т.д.

Во-вторых, государственная поддержка малого предпринимательства невозможна без наличия развитой инфраструктуры. Инфраструктуру поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне образуют Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Федерация развития и поддержки малого предпринимательства; Российская академия предпринимательства; Российское агентство поддержки малого среднего бизнеса; Российская торгово-промышленная палата и т.д. На региональном уровне (на примере Оренбургской области) инфраструктура поддержки малого бизнеса складывается из различных Ассоциаций, Союзов, Торгово-промышленных палат, образовательных учреждений, связанных с подготовкой кадров для малого предпринимательства и т.д.

Наконец, сама поддержка малого предпринимательства включает в себя направления (установление упрощённой системы регистрации, лицензирования, налогообложения, учёта и отчётности; создание льготных условий использования финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, поддержка внешнеэкономической деятельности и т.д.) и формы (оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов). Важной составляющей государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные налоговые режимы, к которым относятся упрощённая система налогообложения и единый налог на вменённый доход. Данные налоговые режимы безусловно, предпочтительнее обычного, т.к. происходит замена всех федеральных, региональных и местных налогов уплатой единого налога.

Подводя итоги по данной теме, следует заметить, что, несмотря на многочисленные проблемы, существующие в сфере поддержки малого предпринимательства, государство всё-таки играет весомую роль в его становлении и развитии. Важно отметить то, что малое предпринимательство в российской практике было разрешено в 1988 году. В этой связи, появление многочисленных форм и направлений, инфраструктуры поддержки малого бизнеса, различных нормативно-правовых актов за 20 лет развития самого малого предпринимательства является большой помощью его субъектам со стороны государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». – М., 1995.

2. Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222 – ФЗ «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства». – М.: 1995.

3. Закон РФ от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности». – М.: 1998.

4. Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М.: 2007.

5. Закон Оренбургской области от 17 ноября 1997 г. № 193/61-03 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области». – Оренбург: 1997.

6. Закон Оренбургской области от 22 сентября 2008 г. N 2403/513-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «О развитии предпринимательства в Оренбургской области на 2009 – 20011 годы». – Оренбург: 2008.

7. Аборнева, О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства/ О. Аборнева // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №2.

8. Брюк, Р. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций / Р. Брюк, Е.В. Калинкин, Ж. Влане, Д. Десхумместер. – М.: Изд. «Экономика», 2001. – 214с.

9. Виленский, А. Финансовая поддержка малого предпринимательства / А. Виленский // ВЭ. – 2003. - № 9.

10. Егоров, Е. Малый бизнес – инструмент решения социальных задач / Е. Егоров // Проблемы теории и практики. – 2006. - №4.

11. Иванова, Л.Н. Малое предпринимательство и занятость / Л.Н. Иванова. – М.: Наука, 2006. – 96с.

12. Как начать своё дело в Оренбургской области. Справочник. Торгово-промышленная палата Оренбургской области. Министерство экономического развития и торговли. – Оренбург, 2007.

13. Касьянов, А.В. Всё о малом предпринимательстве. Регистрация, учёт, налоги: полное практическое руководство / А.В. Касьянов. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 536с.

14. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? / Человек и труд – 2005. – №1.

15. Маньков В. Институциональные аспекты государственного регулирования малого бизнеса / В. Маньков // Вестник МГУ. – Серия 6 – Экономика. – 2004. - №2.

16. Областной статистический ежегодник: статистический сборник. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. – Оренбург: 2008. – 478с.

17. Предпринимательство / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФА-М, 2001. – 448с.

18. Сайфулина, И.Т. Проблемы развития малого предпринимательства в России в условиях глобализации // Актуальные проблемы социавльно-экономического развития России в меняющемся мире – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006. – С. 119-121.

19. Шестопёров, О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. Шестопёров // Вопросы экономики. – 2001. - №4.

20. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 176с.

21. http://www.orenburg-cci.ru/chamber/about/ - Торгово-промышленная Палата Оренбургской области.

22. http://www.orenprom.ru/ - Оренбургский Союз промышленников и предпринимателей.

23. http://www.orenfund.ru/html/usl.html - Оренбургский областной Фонд поддержки малого предпринимательства.

24. http://www.vecherniyorenburg.ru/news/27/ - электронная газета Вечерний Орнебург.

25. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица – Малое предпринимательство в России и в странах Европы и США (на 1 июля 2004 г.)

Россия США и Европа
Количество предприятий 951 000 22 000 000 (США)
Доля в ВВП 11 – 13 % 50 – 60 %
Трудоспособное население, занятое в предпринимательстве 17 – 19 % 50 – 75 %
Количество предприятий на 1 тыс. человек населения 6,6 30 – 40

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица – Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

2001 2002 2003 2004 2005 2006
Число малых предприятий (на конец года), тыс. 843,0 882,3 893,0 953,1 979,3 1032,8
Число малых предприятий в расчете на 10000 человек населения1) 58 61 62 66 69 73
Среднесписочная численность работников, (без внешних совместителей), тыс. человек 6483,5 7220,3 7458,9 7815,1 8045,2 8582,8
Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 607,0 502,9 546,9 608,6 630,4 656,5
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 345,3 252,9 249,0 243,5 258,1 229,3
Оборот малых предприятий, млрд.руб. ... ... ... ... 9612,6 12099,2
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 43,5 51,0 67,3 99,2 120,5 171,3

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица – Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец года). Оренбургская область.

2005 2006
единиц в процентах к итогу единиц В процентах к итогу

Всего

В том числе по видам экономической деятельности

1. сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2. рыболовство, рыбоводство

3. добыча полезных ископаемых

4. добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

5. добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

6. обрабатывающие производства

7. производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

8. текстильное и швейное производство

9. производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

10. обработка древесины и производство изделий из дерева

11. целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

12. химическое производство

13. производство резиновых и пластмассовых деталей

14. производство прочих неметаллических продуктов

15. металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

16. производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

17. производство транспортных средств оборудования

18. прочие производства

19. производство и распределение электроэнергии, газа, воды

20. строительство

21. оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

22. гостиницы и рестораны

23. транспорт и связь

24. финансовая деятельность

25. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

26. образование

27. здравоохранение и предоставление социальных услуг

28. предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

7498

428

11

99

65

39

1198

249

67

9

78

93

25

60

123

91

68

29

101

50

1303

3278

117

336

73

1232

36

108

146

100

4,9

0,2

1,2

0,7

0,5

14,3

2,8

0,8

0,1

1,0

1,1

0,3

0,7

1,4

1,1

0,9

0,4

1,2

0,6

15,6

38,5

1,4

4,2

1,0

14,4

0,4

1,2

1,7

8769

469

9

91

65

34

1285

269

73

7

99

105

24

75

120

102

74

26

112

66

1467

3254

139

331

91

1252

41

139

204

100

5,1

0,1

1,0

0,7

0,4

14,3

2,8

0,8

0,1

1,1

1,2

0,2

0,8

1,3

1,2

1,0

0,3

1,2

0,7

16,3

37,6

1,6

3,7

1,0

14,0

0,5

1,4

2,3

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица – Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности. Оренбургская область.

2005 2006
Млн. руб в процентах к итогу Млн. руб В процентах к итогу

Всего

В том числе по видам экономической деятельности

1. сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2. рыболовство, рыбоводство

3. добыча полезных ископаемых

4. добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

5. добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

6. обрабатывающие производства

7. производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

8. текстильное и швейное производство

9. производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

10. обработка древесины и производство изделий из дерева

11. целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

12. химическое производство

13. производство резиновых и пластмассовых деталей

14. производство прочих неметаллических продуктов

15. металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

16. производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

17. производство транспортных средств оборудования

18. прочие производства

19. производство и распределение электроэнергии, газа, воды

20. строительство

21. оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

22. гостиницы и рестораны

23. транспорт и связь

24. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

25. образование

26. здравоохранение и предоставление социальных услуг

27. предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

40067,9

403,3

10,9

1498,9

1442,9

19,6

4796,6

1369,3

76,9

6,6

156,5

125,8

465,7

113,8

154,8

710,1

202,1

81,9

248,1

433,6

6688,4

18689,1

223,5

2049,0

5365,6

7,1

90,1

117,8

100

1,1

0,0

3,3

3,8

0,1

11,1

3,3

0,3

0,0

0,5

0,3

1,2

0,2

0,4

1,6

0,5

0,4

0,6

1,1

16,1

42,9

0,5

5,0

14,3

0,0

0,2

0,3

45975,6

614,6

18,7

1748,2

1758,1

9,1

6113,4

489,2

69,7

6,6

60,6

171,1

538,1

289,1

244,1

857,3

106,2

77,2

159,3

183,3

9644,9

24678,8

249,6

1089,4

3119,9

20,7

113,2

367,5

100

1,3

0,1

3,6

3,5

0,1

12,5

1,0

0,1

0,0

0,1

0,4

1,1

0,6

0,5

1,8

0,2

0,2

0,3

0,4

19,8

51,5

0,5

2,2

6,6

0,0

0,3

0,8

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица – Число малых предприятий по видам экономической деятельности

(на конец года)

2005 2006
Тыс. В процентах
к итогу
Тыс. В процентах
к итогу
Всего 965,7 100 1019,1 100
из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 24,2 2,6 24,9 2,7
рыболовство, рыбоводство 2,1 0,2 2,2 0,2
добыча полезных ископаемых 3,3 0,3 4,2 0,4
обрабатывающие производства 113,5 12,1 122,4 12,2
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,3 0,4 4,0 0,4
строительство 106,1 12,1 115,1 11,7
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 435,7 44,9 462,8 45,0
гостиницы и рестораны 14,9 2,0 20,1 2,0
транспорт и связь 42,1 4,6 50,2 4,8
в том числе связь 6,0 0,6 6,9 0,7
финансовая деятельность 11,7 1,4 14,7 1,4
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 148,5 15,5 163,3 15,8
образование 2,3 0,3 2,7 0,3
здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,3 1,1 9,8 1,0
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 21,1 2,4 23,3 2,4

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица – оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2006 году

Млн. рублей В процентах
к итогу
Всего 11278168,2 100
из него:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 77698,3 0,6
рыболовство, рыбоводство 20415,2 0,2
добыча полезных ископаемых 47346,7 0,3
обрабатывающие производства 1136889,9 9,8
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 31167,7 0,4
строительство 904511,8 7,8
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 8704769,5 71,2
гостиницы и рестораны 56103,8 0,4
транспорт и связь 249193,8 2,8
в том числе связь 44728,7 0,3
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 724895,7 6,2
образование 3423,1 0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 32983,8 0,5
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 56649,2 0,6

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Таблица – Объём поступления единого налога от субъектов малого предпринимательства (млн. руб). Оренбургская область.

№ п/п Вид налога 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год
1 Единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности 23,6 92,8 225,4 178,2
2 Единый налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения 18,1 27,3 1,3 44,8
3 ИТОГО 41,7 120,1 226,7 223,0

ПРИЛОЖЕНИЕ З

Таблица – Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области.

Обычный налоговый режим Упрощённая система налогообложения

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход

Для юридических лиц

· налог на прибыль 24%

· НДС 18%

· налог на имущество 2,2%

· единый социальный налог 26%

6% от кассового дохода или 15% от прибыли

+14% от фонда заработной платы наёмных работников на обязательное пенсионное страхование

15% от вменённого дохода

+14% от фонда заработной платы наёмных работников на обязательное пенсионное страхование

Для физических лиц

· подоходный налог 13%

· НДС 18%

· налог на имущество 2,2%

· единый социальный налог 10%

6% от кассового дохода или 15% от прибыли

+14% от фонда заработной платы наёмных работников на обязательное пенсионное страхование

112 руб. – фиксированный платёж от предпринимательской деятельности на обязательное пенсионное страхование

15% от вменённого дохода

+14% от фонда заработной платы наёмных работников на обязательное пенсионное страхование

150 руб. – фиксированный платёж от предпринимательской деятельности на обязательное пенсионное страхование


[1] Лапуста М. Г. Предпринимательство. М., 448с.

[2] Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства// Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №2.

[3] Справочник. Как начать своё дело в Оренбургской области. – Оренбург.: Торгово-промышленная Палата, 2007

[4] Закон Оренбургской области от 22 сентября 2008 г. N 2403/513-IV-ОЗ «Об областной целевой программе «О развитии предпринимательства в Оренбургской области на 2009 – 2011 годы».

[5] http://www.orenfund.ru/html/usl.html

[6] http://www.orenburg-cci.ru/chamber/about/

[7] http://www.orenprom.ru/