Курсовая работа: Туристические ресурсы Слонимской культурно-туристской зоны

Название: Туристические ресурсы Слонимской культурно-туристской зоны
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: курсовая работа

РЕФЕРАТ

Туристические ресурсы – это совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства. Таким образом, концентрация и качество ресурсов, их туристическая значимость и степень освоенности определяет выбор основных направлений и перспектив в туристической сфере любой культурно-туристской зоны. И наоборот, нерациональное использование или низкий уровень управления туристическими ресурсами приводит к невозможности или проблемности ведения туристической деятельности. Поэтому изучение туристских возможностей или туристических ресурсов, проблемы использования и управления ими на примере Слонимской культурно-туристской зоны является весьма актуальной темой для исследования на сегодняшний день.

Целью курсового проекта является изучение туристических ресурсов Слонимской культурно-туристской зоны. Предметом исследования являются туристические ресурсы Слонимской культурно-туристской зоны. Объектом исследования является Слонимская культурно-туристическая зона. Для изучения проблемы использовались различные методы исследования: анализ и синтез, наблюдение, описание, сравнение.

Определено, что для организации туристической деятельности не только необходимы туристические ресурсы, но и требуются определенные навыки и знания при управлении ими и использовании в турпродукте. Высокое содержание туристических ресурсов требует грамотного распоряжения ими. Для этого необходимо учитывать особые условия концепций устойчивого и адекватного туризма. Туристический ресурс исчерпаем, поэтому необходимо рационально использовать его в туристической деятельности для продления эксплуатационной способности. Рациональность означает учет необходимых требований на всей стадии процесса организации турпродукта, а также способность реагировать на постоянно меняющуюся внешнюю среду.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1. ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ТУРИЗМЕ…..7

2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОНИМСКОЙ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ……………………………………………….…….17

2.1. Общая характеристика Слонимской КТЗ………………………………...17

2.2. Первичные туристические ресурсы Слонимской КТЗ......…...……….....20

2.2.1. Природные ресурсы………………………………………………………20

2.2.2. Культурно-исторические ресурсы и социальные ресурсы……………..24

2.3. Вторичные туристические ресурсы Слонимской КТЗ ……………….….26

2.3.1. Жилищный сектор………………………………………………………...26

2.3.2. Сектор общественного питания………………………………………….27

2.3.3. Сектор организации путешествий……………………………………….28

2.3.4. Транспортный сектор……………………………………………………..29

2.3.5. Сектор развлечений……………………………………………………….31

2.3.6. Дополнительные услуги и сервисная система…………………………..31

3. МЕНЕДЖМЕНТ И ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ …………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..49

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52

ВВЕДЕНИЕ

За последние десять лет туристская отрасль сформировалась и получила признание как крупнейшая в мире сфера деятельности по оказанию услуг. Туризм - один из немногих секторов экономики, где даже развивающиеся страны могут предложить качественный товар на мировом рынке. Страны, менее обремененные промышленным производством и сохранившие свою природную среду, получают косвенную выгоду от экономического производства промышленно развитых государств, которые добились лидирующего положения в ущерб своей экологии. Устойчивое развитие туризма оказывает прямое и опосредованное влияние на развитие определенной территории и инфраструктуры, используя специальные факторы – туристические ресурсы.

Результат успешного производства и реализации туристического продукта зависит не только от наличия, но и от рационального использования факторов и ресурсов, задействованных в функционировании и развитии сферы туризма. Системная координация и взаимодействие факторов производства туристического продукта представляет собой специфическую деятельность, которая заключается в преобразовании людьми ресурсов с помощью определенных технологий и капиталовложений, способную удовлетворять потребности людей в отдыхе и просвещении, оздоровлении и обучении.

В современной классификации различают большое количество видов туристических ресурсов. В первую очередь это связано со свойством туристического продукта оказывать системное влияние на различные стороны жизнедеятельности человека: умственные, физические, эмоциональные, психологические, духовно-нравственные. Комплексное воздействия туристических ресурсов обладает большей полезностью, чем единичное соприкосновение с человеком. Поэтому, в настоящее время выгодным является совместное использование, различных по происхождению, назначению и пригодности туристических ресурсов для полного удовлетворения возрастающей туристической потребности среди человечества. А для качественного предоставления туристических услуг необходимо рациональное комплексное управление ресурсами на определенных искусственно разбитых культурно-туристских зонах.

Как следствие, концентрация и качество ресурсов, их туристическая значимость и степень освоенности определяет выбор основных направлений и перспектив в туристической сфере любой культурно-туристской зоны. И наоборот, нерациональное использование или низкий уровень управления туристическими ресурсами приводит к невозможности или проблемности ведения туристической деятельности. Поэтому изучение туристских возможностей или туристических ресурсов, проблемы использования и управления ими на примере Слонимской культурно-туристской зоны является весьма актуальной темой для исследования на сегодняшний день.

Целью курсового проекта является изучение туристических ресурсов Слонимской культурно-туристской зоны.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1) дать краткую сущностно-ролевую характеристику туристическим ресурсам.

2) изучить туристические возможности и провести характеристику туристических ресурсов Слонимской культурно-туристской зоны по секторам.

3) выявить особенности управления и рационального использования туристических ресурсов.

Предметом исследования являются туристические ресурсы Слонимской культурно-туристской зоны.

Объектом исследования является Слонимская культурно-туристическая зона.

Для изучения проблемы использовались различные методы исследования: анализ и синтез, индукции, дедукции, наблюдение, описание, сравнение.

Информационной базой исследования выступили учебные пособия по менеджменту, управлению в сфере туризма, справочные документы, статьи из периодических изданий, посвящённых туризму в Беларуси, интернет-ресурсы.

1.

2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ТУРИЗМЕ

В данный момент существует множество определений термина туристические ресурсы, каждое из которых раскрывает сущность и значение данной категории туристического знания. Например, туристические ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма [6, с 89]; или более широкое, туристические ресурсы – это совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства.

В отличие от других отраслей экономики туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей.

В туризме все туристические ресурсы принято классифицировать на первичные, либо непосредственные, и вторичные, либо косвенные. К первой группе относятся природные, культурно-исторические и социальные ресурсы. Ко второй сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п., которые привлекаются для освоения и использования собственно самих туристических ресурсов. Первая группа ресурсов обуславливает туристические возможности региона, также включая людской ресурс, принимающий участие в организации и обслуживании туристической деятельности. Вторая группа указывает, что динамичное развитие туристского бизнеса требует также развитой инфраструктуры, серьезных капиталовложений и людского труда, поскольку без этого даже при высоких рекреационных и аттрактивных свойствах природных и культурных ресурсов их освоение широким кругом потребителей невозможно.

Туризм в первую очередь зависит от привлекательности территории, ее первичных или так называемых непосредственных ресурсов:

- Природные ресурсы - компоненты природной среды (климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды, лечебные грязи и т.д.), используемые для организации отдыха и оздоровления людей. (Дурович А.П. «Организация туризма», стр. 89-90) .

· Биоклимат - воздействие климата на организм человека. Климат оказывает как положительное, так и отрицательное воздействиена организм человека. Положительное воздействие обычно используется в рекреационной деятельности для организации климатолечения. От отрицательных факторов требуется защита в виде климатопрофилактики.

· Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс.Термический режим характеризуется продолжительностью периодов: безморозного; благоприятного для летней рекреации; благоприятного для зимней рекреации; купального периода. Период, благоприятный для зимней рекреации, устанавливается, когда среднесуточная температура достигает -5 °С, но не ниже -25 °С, при этом возможны занятия всеми видами зимнего отдыха. Период, благоприятный для летней рекреации, определяется числом дней со среднесуточной температурой выше + 15 °С, при этом становятся возможными занятия всеми видами летнего отдыха. Продолжительность купального сезона определяется числом дней с температурой воды выше 17 °С.

· Режим осадков. Зимой по продолжительности залегания снежного покрова определяют пригодность территории к занятиям лыжным туризмом. Летом играет роль не столько количество самих осадков, сколько повторяемость дождливых погод, которые препятствуют туристским занятиям. Дождливым принято считать день, когда выпадает более 3 мм осадков (в дневное время). Исключаются все виды рекреационной деятельности при грозных метеорологических явлениях: бурях, штормах и ураганах.

· Режим влажности. В биоклимате учитываются две основные характеристики влажности: относительная и абсолютная.Для рекреационных целей важна относительная влажность в дневные часы.

· Ландшафт. Используется для лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного туризма, горнолыжного катания, спелеотуризма и альпинизма. Для лечебно-оздоровительного отдыха наиболее благоприятным является крупно-холмистый и грядовой рельеф и пересечённая местность (несёт эстетическую нагрузку). Для горного туризма и альпинизма необходим горный рельеф: скалы, ледники, снежники. Высота местности не должна превышать 3000—3500м. При выборе и составлении маршрута необходимо учитывать физические и психологические особенности участников. Ледники также представляют интерес для горного туризма. Ресурсами спелеотуризма являются карстовые ландшафты. Для горнолыжного катания необходим холмистый, со средним уклоном 15%, рельеф(возможность прокладки разнообразных трасс на сравнительно небольшой территории). Для успешного развития курорта необходимо, чтобы там были трассы как для новичков, так и для любителей и профессионалов (пересечение трасс разных уровней не допустимо).

· Водные ресурсы используются для пляжно-купального отдыха и для спортивного туризмалодках, каяках и т.п.). Пляжно-купальный отдых организуется на берегах морей, озёр, рек и искусственных водоёмов (прудов, водохранилищ, карьеров). При оценке рассматриваются условия подхода к воде, наличие пляжной полосы, характер дна, скорость течения (для реки), преобладание слабого волнения на крупных водоёмах, температурный режим (18-26°С). Большое значение имеют санитарно-гигиенические условия. Для туризма используются следующие водные объекты: океаны, моря, реки, карьеры, водохранилища, пруды и т.д.

· Растительный покров. Значение растительного покрова очень велико, так как с ним связано оздоровительное влияние ландшафта благодаря ионизации и фитонцидным свойствами растений. Растительный покров может быть использован как для прогулок, так и для промысловой деятельности (сбор ягод и грибов, лекарственных растений). При этом надо учитывать что сбор надо осуществлять осторожно, чтобы не повредить растений и грибниц. Запрещен сбор растений внесённых в Красную книгу, а также на определённых территориях (заказники, заповедники, национальные парки). Леса благоприятно влияют также на радиационный (солнечная радиация) и термический режимы.

· Гидроминеральные ресурсы. Минеральные воды - это сложные растворы, в которых компоненты находятся в виде ионов, недиссоциированных (несвязанных) молекул, коллоидных частиц (мелко раздробленных, смешанных в растворе) и растворенных газов. Минеральные воды используются для употребления внутрь, а также в бальнеологических целях. [10]

- Культурно-исторические ресурсы - архитектурное наследие, произведения искусства, археологические и научные ценности, традиции, субкультурные образования. Культурно-историческое наследие отражает все разнообразие, отличие и неповторимость социокультурной среды каждого самобытного народа. Разнообразие традиций и обычаев, особенности быта и совместного проживания народа, культура, ценности и история – предметы внимания каждого туриста. И именно по этому обусловлено их максимальное использование в качестве ресурсов для туристической деятельности. Наиболее распространенной формой использования культурно-исторических ресурсов является включение их в экскурсионные маршруты и организацию на их базе музеев, галерей, памятных и исторических комплексов. Но для каждого типа культурно-исторических ресурсов характерна своя специфическая форма организации использования как туристического продукта, со своей методологической основой и принципами. Каждый тип данных ресурсов может использоваться как в отдельности, так и в комплексе, придавая туристическому продукту дополнительную полезность. Культурно-исторические ресурсы уникальны, поэтому требуют бережного отношения и рационального и безопасного использования в туристическом обслуживании. Большинство культурно-исторических ресурсов доступно для широкой публики, и используются в научно-исследовательских, экономических, политических сферах жизнедеятельности человека.

- Социальные ресурсы - люди или организации, которые способствуют быстрому развитию туризма в регионе и обладают финансовым капиталом, способностями, знаниями; система охраны здоровья, окружающей среды и собственности; интересы местного населения и т.д. Важный ресурс как с точки зрения управления туристической деятельностью, который выражает определенную структуру функционирования, пути развития, перспективы, так и с точки зрения качества предоставляемых туристических услуг, которое определяется системностью задействования различных областей оказывающих прямое и косвенное влияние на туристическую услугу. Людской ресурс – это как совокупность специалистов занятых в сфере туристического обслуживания, с определенным опытом, знаниями, идеями, инновациями, выполняющие свои функции и несущие ответственность. В последние годы развития туризма определенной тенденцией рационального менеджмента является максимальное использование местного населения и его потенциала для использования в туризме. Местное население и его возможности также важный ресурс, который необходимо использовать, только при определенном контроле. Организации в туризме – отдельные сферы туристической деятельности, координирующие и управляющие туристическими процессами.

Кроме того, необходимо наличие на территории вторичных ресурсов. Используются непосредственно для освоения первичных ресурсов, их организацию и комплектацию. С помощью вторичных ресурсов, первичные связываются в определенную сеть взаимосвязанных компонентов, которые функционируют между собой и способны удовлетворять туристические потребности. Каждый вид вторичных туристических ресурсов отвечает за определенную область в схеме туристического продукта. В современном правовом обеспечении сферы туристической деятельности определено количество вторичного ресурса, которое необходимо для производства туристического продукта (в Республике Беларусь не менее 2 услуг, например услуги проживания и транспортное обслуживание), а первичные составляют содержательную характеристику этих услуг (в каком регионе, места отдыха и интереса, полезность и т. д.). Эти 2 элемента (вторичная вспомогательная услуга и содержательная начинка) и есть специфический туристический продукт.

- Жилищный сектор (гостиницы, мотели, лагеря для автотуристов, пансионы и т.д.). Используется для предоставления услуг проживания для туристов. Характеризуется разнообразием форм проживания, способов предоставления, количеством и качеством услуг. Жилищный сектор как ресурс является особой социально-экономической сферой деятельности в которой заняты социальные ресурсы с целью предоставления не только услуг временного проживания в дестинации, а также организацию и предоставления услуг питания, как составную часть комплексного обслуживания. Некоторые учреждения проживания предоставляют и услуги по организации досуга. Масштаб предоставления услуг и их разнообразие зависит от высоты размещения жилищной организации в уровневой классификации учреждений проживания. Здесь устанавливается прямая зависимость. Классификация средств размещения приводится в ГОСТе «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». В соответствии с этим документом средства размещения подразделяются на коллективные и индивидуальные. К коллективным средствам размещения гостиничного типа относят: гостиницы, мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития. К специализированным средствам размещения относят: санатории, профилактории, дома отдыха, туристские приюты, туристские базы, дома охотника, кемпинги, конгресс-центры, ботели, флотели, ротели. К индивидуальным средствам размещения относят: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемыев наем.

- Сектор общественного питания (кафе, рестораны, закусочные и т.д.). Системообразующие услуги в туризме наравне с размещением по удовлетворению физиологической потребности туриста в пище. В туристической практике питание в основном предоставляется в комплексе с услугами размещения и входит в гостиничный тариф. Созданная изначально для удовлетворения нужд потребителей система предприятий общественного питания также отражает степень экономического развития той или иной страны. В свою очередь, степень развития экономики отражается в доходах населения и в его желании потратить некоторую их часть на предлагаемые услуги, в том числе и услуги предприятий общественного питания.
В туризме используются следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой кулинарной продукции и номенклатурой предоставляемых потребителям услуг.

- Сектор организации путешествий (агентства, организаторы экскурсий и т.д.). Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными организациями. На практике они могут называться по-разному: туристские бюро, бюро путешествий, турагентства и т. д. Но с точки зрения вида предпринимательства на туристском рынке их можно подразделить на туристские агентства и туристские операторы. Главной рыночной задачей как турагента, так и туроператора являются обретение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли. Необходимо найти свою нишу, свой сегмент потребителей на основе дифференциации туристского рынка.

- Транспортный сектор (воздушный и водный транспорт, поезда, автобусы и т.д.). Транспортные услуги - один из основных видов услуг в туризме. Различные виды транспорта используются туристскими организациями для перевозки туристов во время путешествий.

Основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест.

Главный конкурент автобусов в групповых перевозках - железная дорога. Преимуществом железнодорожных перевозок являются более низкие тарифы и (в зарубежных странах) разветвленная система скидок, проездных билетов и т. п., позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам. Однако ни автобусные, ни железнодорожные перевозки не конкурируют с авиацией на дальних расстояниях.

Водный транспорт, речной и морской сами по себе уже вызывают образ туристского - круизного обслуживания и используются в туризме достаточно активно. Водные путешествия имеют ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значимыми преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах.

- Сектор развлечений. К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности - цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т. п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (оркестры, ансамбли, мюзик-холлы и др.), также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах, в спортивных залах, клубах и пр.), а также спортивно-зрелищным мероприятиям. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках) также связано с развлечением. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.

- Информационный сектор (информационная туристическая сеть). Данный сектор используется в двух ипостасях: как вспомогательный информационно-познавательный ресурс для туристов, и как зона профессионального информационного приложения для туристических организаций. В качестве первой области использования следует отметить разнообразие форм и способов предоставляемой информации для туристов. Как через буклеты, рекламу, листовки, так и через организованные формы предоставления информации используя туристические информационные центры. ТИЦ должен быть максимально приближен к целевой аудитории и оптимально быстро приспосабливаться к меняющейся туристической среде. Во второй области информационный сектор как специализированный ресурс узкого назначения используется туристическими организациями в форме информационных баз. В них находится вся необходимая информация для быстрого доступа и использования в туристической деятельности туроператорами, хотельерами, агентами и др. Среди баз можно выделить системы он-лайн бронирования, банковские и страховые информационные системы, а также вспомогательные базы данных (погода, цена на услуги, события и т.д.).

- Дополнительные услуги и сервисная система. Также важный вспомогательный ресурс. Характеризуется высокой привязанностью к основным услугам, так как в комплексе составляют нераздельный продукт. Среди доп. услуг можно выделить как банковские (туристические чеки, система homebanking, электронные счета и переводы, операции по конвертировании валют и т.д.), страховые (страхование имущества, рисков, здоровья, обязанностей), сервисные (техническое обслуживание, помощь при эксплуатации), кадровые, маркетинговые, юридические, бухгалтерские и т.д.

2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОНИМСКОЙ КУЛЬТУРНО-ТУРИСТСКОЙ ЗОНЫ

2.1 Общая характеристика Слонимской КТЗ

Культурно-туристская зона – искусственно выделенная, относительно самостоятельная и самодостаточная область туристического пространства, которая характеризуется исторически и географически сложившейся совокупностью туристической культуры, истории и традиций, способов и форм туристической деятельности, экономических, социальных и политических взаимоотношений на конкретном участке туристической сферы влияния.

Дестинация – географически ограниченная местность занимаемая населенным пунктом, регионом, страной в направлении которой формируется поток туристов. Культурно-туристская зона – это более широкое понятие туристической дестинации. КТЗ в отличии от дестинации обладает связью как культурного, исторического, познавательного, профессионального, личного интереса прибывающих туристов, с имеющейся инфраструктурой, специально предназначенной для обслуживания туристического процесса.

Одним из обособленных участков туристического пространства гродненской области является Слонимская культурно-туристская зона. Это исторически сложившийся культурный район на базе г. Слонима и района, отличающийся самобытностью истории, культуры, географическими особенностями, туристическими традициями и возможностями, вспомогательной и основной системами туристических ресурсов. Для того чтобы дать общую характеристику данной КТЗ, необходимо выделить основные исторические вехи ее становления, культурные особенности, охарактеризовать экономическую, социальную и политическую сферы, а также все те факторы, которые оказывают влияние на туристическую деятельность. Краткий исторический обзор:

Свою историю Слоним ведет со времени первого письменного упоминания о городе — в «Ипатьевской летописи» под 1252 годом. В 1531 году Слоним получил Магдебургское право (подтвержденное в 1591 году королем Сигизмундом III). Тогда же, в 1532 году, город получил и герб: на голубом фоне изображение золотого льва, который в передних лапах держит герб «Лис» — серебряную стрелу с двойным крестом. Не обошли стороной Слоним и войны. Так, в ходе войны России с Речью Посполитой (1654—1657) Слоним был разрушен почти до основания, а многие жители погибли или были вывезены в неволю. Во второй половине XVIII века старостой Слонима стал Михал Казимир Огинский. При нем город достиг своего наивысшего расцвета. С 1795 года Слоним вошел в состав Российской империи, став центром повета в составе Гродненской губернии. В 1830-х и в 1860-х годах Слонимщина — один из центров восстаний. Так, 21 мая 1863 года здесь состоялось известное сражение под Миловидами. В 1915 году город был занят немцами и разрушен. В 1919 году — был занят польскими войсками, а с 1921 года — вошел в состав Польши. С 1939 года — в составе СССР, районный центр в Барановичской области. С 1954 года — районный центр в Гродненской области. [11]

Данный исторический очерк дает основание утверждать, что исходя из разнообразия и глубины исторических событий Слонимская КТЗ имеет отличные туристические перспективы. Но история, не единственный критерий для таких выводов.

Современный город расположен в Гродненской области, на реке Щара в 143 километрах от Гродно. Железнодорожная станция Слоним на линии Барановичи — Волковыск. Автомобильные дороги связывают город с Ивацевичами, Барановичами, Зельвой, Ружанами, Дятловым. С судьбой самого Слонима связаны судьбы многих известнейших людей, оставивших яркий след в истории Беларуси. Это и канцлер ВКЛ Лев Сапега, бывший некоторое время старостой города, и другой староста города Михал Казимир Огинский, и Михал Клеофас Огинский — известный композитор, чья юность прошла в Слониме. На Слонимщине родились поэты Гальяш Левчик (настоящее имя — Илья Левкович), Сергей Дорожный, Кондрат Лейка, Алесь Сучок (Петр Добриян). Имеет прямое отношение к Слониму и знаменитый французский поэт Гийом Аполлинер (он же — Владимир Александр Аполинарий Костровицкий). Его мать была родом со Слонимщины (отец — уроженец Новогрудчины). Гордятся слонимчане и такими своими земляками, как Иван (Джон) Вишневский (руководитель крупной американской фирмы по инвестициям и недвижимости, миллионер, писатель, семь его книг изданных в США, стали бестселлерами); Иван Тихон (трехкратный чемпион мира по метанию молота).[12]

Слонимщина богата и культурными достопримечательностями. Центральная часть города с исторической планировкой находится на левом, возвышенном берегу Щары. Там располагается ратуша середины ХVIII века, ранее украшенная колоннадой со скульптурами. На юго-востоке, немного поодаль, размещается бывший костел бернардинского монастыря. Из всего комплекса женского бернардинского ордена сохранился лишь каменный костел Наисвятейшей Девы Марии (1670 г.), да жилой корпус (1764 г.). В восточной части города, в Заречье, находится костел Св. Андрея. Часовня Св. Доминика. На улице Васи Крайнего можно увидеть жилые дома конца XIX— начала XX века, а на площади Ленина до сих пор сохранились домики ремесленников, построенные еще Михалом Огинским для своих работников в XVIII веке. Крупным каменным сооружением, расположенным близ рынка, является бывшая синагога, построенная в 1642 году. Сегодня в городскую черту входит бывшее загородное имение графов Пусловских — Альбертин.

Слоним является одним из немногих райцентров, имеющих возможность похвастать своим собственным театром. Традиции обязывают, ведь особенным успехом у зрителей пользуются комедии, поставленные в традициях белорусского народного театра. Здесь же можно увидеть и постановки пьес современных белорусских драматургов. Безусловно, не станет зря потраченным временем и посещение Слонимского районного краеведческого музея им. И. И. Стабровского. Современная экспозиция музея насчитывает 9 залов и складывается с исторического отдела и отдела природы. Среди туристических возможностей в первую очередь Слоним интересен как объект познавательного (экскурсионного) туризма. Однако этот город включен в ряд маршрутов активного отдыха, а также в многочисленные паломнические и ностальгические туры.

2.2 Первичные туристические ресурсы Слонимской КТЗ

2.2.1. Природные ресурсы

В 1 главе было отмечено, что природные ресурсы – это компоненты природной среды, которые используются в туристической деятельности. В Слонимской КТЗ можно выделить несколько элементов природной среды, которые в той или иной степени являются ресурсом и используются в туристических процессах. Среди них, это географическое положение КТЗ, которое обуславливает и ландшафт, и климат, растительный и животный миры, а также водные ресурсы. Географическое положение:

Слонимская КТЗ расположена на юге Гродненской области и граничит на западе с Зельвенским, на севере – с Дятловским районами Гродненской области, на востоке и юге – с Барановичским, Ивацевичским и Пружанским районами Брестской области. Западная часть района располагается в границах Слонимской возвышенности, северо-восточная – на окраине Новогрудской возвышенности, северная – в Неманской низине, восточная и южная части – на Барановичской равнине. Большая часть района находится на высоте 180-200 метров над уровнем моря. В северо-восточной части наивысший пункт – 223 метра. Если сделать привязку к использованию ландшафтного ресурса в туристической деятельности, можно отметить, что западная и северо-восточная часть района по уровню пересеченности местности подходит для развития спортивного и оздоровительного туризма.

Небольшие по высоте перепады, устойчивая к эрозии и удобная для использования поверхность грунта идеальны для организации как пеших маршрутов оздоровительного и спортивно-соревновательного направления, так и развитие лыжного спорта и велотуризма в данном регионе. Возможно организация занятий терренкуром и лечебным бегом. Северная, восточная и южная же части района идеальны для организации массового отдыха. Равнинная территория идеальна для охоты, рыбалки, отдыха на природе. Развитию спортивного и рекреационного туризма в данном регионе способствуют и климатические условия. Средняя температура января: -5,4 градуса по шкале Цельсия, июля: +17,8 градусов. За год выпадает 592 мм осадков. Продолжительность вегетативного периода – 196 суток.

Животный и растительный мир тесно связаны с ландшафтом территории. В зависимости от смены высотности территории, происходит смена растительного покрова и животного мира. Флора и фауна типична для западного региона Беларуси. Около 35% территории района занимают леса: хвойные, березовые, еловые, дубовые. Животный мир представлен немногочисленной популяцией заячьих, лис, волков, косуль, кабанов, лосей, а также разнообразием характерных для Беларуси птиц и рыб.

Флора и фауна как туристический ресурс широко используются при организации туризма. Активный и оздоровительный туризм в лесных насаждениях, лечебные процедуры, сбор ягод, лечебных растений, грибов, охота, рыбалка. Наиболее благоприятными условиями для этого обладают многочисленные урочища (Морги, Шундры и др.). Урочище Гутка идеально для организации рыбалки и охоты. Здесь находится известный «Дом охотника».

В туризме не все природные ресурсы можно свободно использовать для организации отдыха. Существуют понятия особо охраняемых природных территорий (природные заказники, памятники природы, заповедные участки леса, национальные парки,заповедники), которые обладают особыми условиями эксплуатации и использования как туристический ресурс. Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь проложение туристских троп.

На территории Слонимского района находится государственный ботанический заказник дикорастущих лекарственных растений республиканского значения, 2 ландшафтных геоморфологических заказника природы местного значения, имеется 13 памятников природы. Все эти ресурсы природной среды можно использовать в целях познавательного туризма на слонимщине, при условии выполнения вышеперечисленных требований к данным территориям.

На территории Слонимского района в туризме можно использовать два ландшафтных заказника местного значения: Загорьевский и Борковский концово-маренные массивы. «Загорьевский концово-маренный массив» образован приблизительно 220-150 тысяч лет назад во времена Сожского ледника. Концово-маренные возвышенности и впадины данного массива сложены из водно-ледникового песка, песчано-гравийно-галечных отложений, которые выдавлены в виде различных слоев и складок. На склонах массива растет елово-хвойный лес. С восточного склона открываются прекрасный вид на широкую и живописную долину р. Щара.

Общая площадь ландшафтного заказника местного значения «Загорьевский концово-маренный массив» составляет 1240,6 гектара.

Борковский концово-маренный массив сформирован сожским ледником приблизительно 220-150 тысяч лет назад. В плане елеобразный, вытянутый с севера на юг приблизительно на 3,5 км, ширина – до 3 км. Возвышенность сложена из желтого крупно- и разнозернистого песка, гравия, гальки и валунов. Ближе к вершинам формы рельефа и склоны этого массива покрыты хвойным лесом и кустарником из молодых дубов, сосен, можжевельника, а более пологие водораздельные части находятся под пашней. Общая площадь ландшафтного заказника местного значения «Борковский концово-маренный массив» составляет 574 га.

Памятники природы – также важный с точки зрения вовлечения в туризм природный ресурс. Организация туристических маршрутов с использованием памятников Республиканского и местного значения придадут большей привлекательности Слонимской КТЗ. Среди геолого-геоморфологических памятников на слонимщине расположены Кракотская гряда, гора Строжинное возле д. Деревная, гора Перовка возле д. Василевичи и Колпак возле д. Поречье. Среди геологических памятников – это валуны Кракотский, Смолжицкий, Великий Сеньковщицкий. Из растительных памятников – это дуб Зимний в лесничестве д. Сеньковщина и липа Королинская в Слониме. Характерной особенностью использования памятников природы в экскурсионной деятельности является тот факт, что большинство их них имеют богатую историю и красочные мифы и легенды.

Территория Слонимской КТЗ богата водными ресурсами, которые в основном используются для пляжно-купательного отдыха, а также водного туризма и отдыха. Водные ресурсы на Слонимщине представлены озерами, реками, водоемами, родниками и подземными водами. По территории района протекает река Щара, 30 малых рек, 40 ручьев, имеется 3 озера и 17 водоемов.

Самая крупная река в районе – Щара. Наиболее перспективная с точки зрения ведения туризма водная артерия Слонимской КТЗ. Щара – это левый приток Немана. В верховьях Немана, на месте впадения в Щару реки Исса расположен город Слоним. На правом берегу в деревнях Добрый Бор, Набережная, Тальковщина, Чепелево и на левом в деревнях Бердовичи, Великая Воля, Баруки, Гостино, Рудня археологические памятники — поселения древнего человека. В деревне Великая Воля находится архитектурный памятник — Георгиевская церковь XIX в, а также могила 364 жертв фашизма, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками. Предполагается развитие водного туризма (байдарочные, лодочные маршруты), дайвинга, активного отдыха, экскурсионных познавательных водных маршрутов.

В Слонимском районе среди озер выделяют Слонимские городские и районные. В г.Слониме для удовлетворения нужд населения существуют искусственные Лабазовское, Альбертинское, Солдатское озера. В районе естественные самые известные, это Андреевское и Бездонное. Озеро Бездонное интересно своей легендой происхождения и названия.

Известными лечебными свойствами обладает водный источник Жировичский, который в последнее время стал популярен среди туристов и паломников. Возле него создана современная туристическая инфраструктура с местом проживания, питания, автостоянкой и возможностью организации экскурсионного маршрута в Жировичы.

Для развития природных ресурсов на Слонимщине важным толчком стало объявление 2009 года, Годом родной земли. Тематика включает мероприятия: направленные на сохранение и приумножение земельных, лесных, водных и иных природных ресурсов, благоустройство и озеленение населенных пунктов, художественно-эстетическое оформление городов и сельских населенных пунктов. Данные мероприятия положительно отразились на улучшении качества природных ресурсов, а следовательно на уровне предоставляемых туристических услуг.

2.2.2. Культурно-исторические и социальные ресурсы.

Культурно-исторические ресурсы не требуют своеобразного деления на культурные и исторические. Данный ресурс неделим и обладает туристической ценностью лишь в совокупном состоянии. Нет культуры без истории, так же как и нет истории без культуры. Так как привлекательность той или иной культурно-туристской зоны зависит, прежде всего, от концентрации на определенной территории памятников истории и культуры, мемориальных мест, народных промыслов, то по их количеству, качеству использования можно судить об уровне развития туризма.

Слонимская КТЗ отражает не только историческое богатство района, культурное наследие и преемственность традиций и обычаев, но и уровень культурной жизни населения благодаря множеству учреждений культуры. В районе работает 74 учреждений культуры: районный Дом культуры, районный Дом ремёсел, районный краеведческий музей им. И.И. Стабровского с выставочным залом в д. Жировичи, 2 дома социально-культурных услуг, 2 клуба фольклора, клуб истории культуры Слонимщины, 24 клубных учреждений, 36 библиотек, 2 детские музыкальные школы и 3 детские школы искусств. Единственным в своём роде является государственное учреждение культуры «Слонимский драматический театр».

Население Слонимского района составляет 70 058 человек, из них 19 300 человек из сельской местности.Социальные ресурсы, полезные для туристической деятельности, должны быть задействованы либо непосредственно в функционировании туристических организаций, либо в сфере обслуживания – организации досуга, размещения, питания, услуг передвижения. Из вышеперечисленного, видно, что большинство из них относятся к сфере культуры. Значительная часть занята в сфере услуг питания и средств размещения. Транспортные услуги непосредственно туристического направления представлены весьма скромно, что обусловило малое обеспечение социальными ресурсами.[11]

Давняя история и богатая культура города создали благоприятные условия для развития экскурсионно-познавательного туризма. Слонимская КТЗ обладает культурными и историческими достопримечательностями, которые должны активно включаться в турпродукты. Наиболее общая характеристика культурно-исторических ресурсов представлена в Приложении 1.

2.3 Вторичные туристические ресурсы Слонимской КТЗ

2.3.1. Жилищный сектор

Возможности размещения в Слонимской КТЗ представлены лишь 1-ой гостиницей в городе Слоним, несколькими общежитиями, в которых возможны услуги проживания для гостей, а также придорожными мотелями, около города и агроусадьбами. Оценивать состояние и анализировать возможности предоставления услуг размещения очень сложно. С одной стороны из-за существующих разногласий по поводу «звездной» системы оценки уровня гостиниц. Во-вторых, из-за отсутствующих статистических данных в средствах массовой печати. Но, не смотря на все проблемы, следует выделить основные средства размещения, которые предоставляют свои услуги туристам.

Гостиница «Щара». Если начинать анализировать, то следует отметить выгодное месторасположение в центре города, возможности стоянки транспорта, близость объектов туристического интереса и сферы развлечения. Гостиница имеет 2 категорию, построенная в 60-ые годы 20 века, 4-этажное, прямоугольное в плане кирпичное здание, с яркой и заметной вывеской. Недавно проводились ремонтные работы по экстерьеру. На первом этаже зоны регистрации гостей и вместительный ресторан. Также комнаты обслуги и дирекции. 48 комнат гостиницы способны вместить до 78 гостей. Имеются как стандартные 1,2, и 3 местные номера, так и номера люкс. Гостиница средней ценовой категории. 1 местный номер в сутки стоит от 25 тыс. бел. руб. За люкс – придется отдать более 100 тыс. бел. руб. Комнаты меблированы по существующему стандарту. Мебель поставляется с местной фабрики. Предоставление питание в соответствии с тарифом. Основное предназначение гостиницы – обслуживание командированных в город гостей. Среди известных посетителей – Иван Тихан, Инна Афанасьева и др. знаменитости. Существует интересный факт, связанный с гостиницей. Дело в том, что в 2005 году гостиница «Щара» выиграла интернет-конкурс, проводившийся в Испании, на лучшее предоставление услуг размещения и обслуживания клиентов. Но за наградой представительство гостиницы не поехало из-за дороговизны авиаперелета. Среди награды кубок и денежная премия. Данный факт застовляет задуматься о качестве предоставляемых услуг.

Еще одно место проживания для туристов – это пансионат для паломников в д. Жировичи. Способного разместить до 25 человек. Принадлежит Минской духовной семинарии и расположен в ее здании. Предоставляет временное проживание, питание и экскурсионное обслуживание по территории Жировичской святыни.

Среди придорожных средств размещения можно отметить дом отдыха возле Жировичского святого источника. Но альтернативой городских средств размещения должны стать туристические усадьбы, бурный всплеск строительства которых не минул и Слонимской КТЗ. Их можно найти по каталогам, в СМИ и в интернет рекламе.

2.3.2. Сектор общественного питания

На данный момент система общественного питания в нашем городе представляет собой сеть кафе и ресторанов быстрого питания с одной стороны, с другой ряд ресторанов, ориентирующихся на состоятельного клиента. Данная область обязательных туристических услуг представлена в таблице Приложения 2.

Но следует отметить, что наличие данных объектов предоставления услуг питания не в полной мере отвечает необходимым условиям для туристической деятельности. Объекты питания и их услуги в туризме должны соответствовать следующим критериям:

· Привлекательное месторасположение, наличие автостоянки, экологическая и физиологическая безопасность, соответствие времени обслуживания туристической активности и привязанность услуг питания к туристическим потокам и тематике туристической деятельности.

· Соответствие желаний возможностям предоставления услуг (способность вместить необходимое количество туристов, возможность предоставить всем услуги питания в необходимом количестве и в установленное время).

· Соответствие процесса хранения и приготовления продуктов всем санитарно-эпидемиологическим стандартам.

· Соответствующий уровень обслуживания и профессионализм персонала.

· Безопасность предоставления услуг.

· Гибкость организации питания в соответствии с предпочтениями потребителей и наличие дополнительного сервиса.

Также, следует отметить, что в основном услуги питания и обслуживание направленно на широкие массы населения, но в тоже время предоставляя узкий спектр услуг.

2.3.3. Сектор организации путешествий

Непосредственно организацией досуга в Слонимской КТЗ занимаются только несколько организаций. Поэтому и настолько низок уровень туристических предложений по Слониму. Из наиболее известных можно выделить Городской автопарк №3, экскурсионное бюро путешествий и представительство службы маркетинга Белинтурист.

Городской автопарк предлагает экскурсионные автобусные услуги в основном в национальном, внутреннем направлении. Мир, Несвиж, Новогрудок, Туров, Минск, Гродно, Лида, Брест – это не все туристические предложения. К экскурсионному маршруту предлагаются услуги экскурсовода. Но следует отметить, что качество данных услуг желает быть лучше. Из-за изношенного автобусного парка, не всегда профессионального экскурсовода и скудного маршрута можно отказаться путешествовать.

Другой организацией по предоставлению услуг является Экскурсионное бюро путешествий. Основной целевой аудиторией данной организации является школьная среда. Основные направления совпадают с предыдущими. Транспортные услуги по договору либо с местным автопарком, либо из другого города. Следует отметить, что услуги не часто меняются, и их спектр не слишком разнообразен.

Представительство Белинтуриста в г. Слоним придает большие возможности по развитию туризма. Маркетинговые работники анализируют состояние рынка и возможности по туристическим предложениям и после этого предлагают экскурсионные услуги, разработанные в г. Гродно, основным отделом по организации турпродукта. Следует отметить качество данных услуг: гибкость, целесообразность, безопасность, разнообразность, системность. Большого успеха данный отдел добился при организации программного туризма.

В последнее время область организации туристического продукта нестабилен. Связано это прежде всего с экономическим кризисом, нехваткой инвестиций и профессиональных кадров. Часто туристические фирмы-агенты возникают в Слониме, но существуют недолго.

2.3.4. Транспортный сектор

На территории Слонимской КТЗ представлены: автомобильный и железнодорожный виды транспорта. Автомобильный вид транспорта на данный момент является наиболее перспективным. Почему это так, мы ответим после того, как охарактеризуем железнодорожный транспорт. Через Слоним проходит железнодорожный путь, который соединяет наиболее важные города не только Беларуси, но и ближнего зарубежья. По этому направлению преимущественно курсируют пригородные поезда. Есть маршруты с сообщением Москва, Санкт-Петербург, Варшава и др. За один день через Слоним проходит до 20 поездов. Движение поездов осуществляется в соответствии с расписанием, которое меняется дважды в год (летнее и зимнее расписание). Основным недостатком является малая скорость поездов и как следствие большое и изнурительное путешествие. Теперь дадим краткую характеристику Слонимского железнодорожного вокзала. В комплекс вокзального сооружения входят: зал ожидания, билетные кассы, служебные помещения. Не оборудованы пункты питания, нет вокзальных переходов (тоннелей, мостов, виадуков), поэтому пассажиры вынуждены по прибытии в город переходить железнодорожные пути. На вокзале есть камеры хранения. На самом вокзале не выделены зоны отправления и прибытия пассажиров. Впечатляющим фактором является состояние прилегающей к железнодорожному полотну территории, вид которой производит на потенциального туриста положительное впечатление, еще до того, как он посетит наш город.

В результате мы можем в меньшей мере рассчитывать на железнодорожный транспорт при приеме и обслуживании туристов.

Как было отмечено выше – автомобильный транспорт является наиболее перспективным. Это вызвано особенностями автобусных и автомобильных перевозок. Минусы этого вида передвижения - невысокая вместимость и небольшая скорость движения сглаживаются тем, что мы работаем с небольшими группами туристов и перевозим их на небольшие расстояния. Развитию туристских перевозок препятствует отсутствие комфортабельных автобусов, поскольку большинство имеющихся в наличии машин можно отнести ко второй категории, в то время как пригородные автобусы, которыми пользуются местные жители, находятся вне категорий. Имеет смысл размещение или создание авто-предприятия, которое будет специализироваться на туристских перевозках на территории нашего района. В этом случае субъектам туристского рынка Слонимской КТЗ не придется нести дополнительные убытки, как при заказе автобуса из Гродно или др. городов.

Транспортное обеспечение Слонимского района образует частично благоприятные условия для формирования турпродукта, при этом мы не можем рассчитывать на большие группы иностранных туристов - наше транспортное обеспечение не соответствует высоким международным стандартам.

2.3.5. Сектор развлечений

Уровень развития данного сектора требует определенных капиталовложений. Нынешнее состояние учреждений развлечения находится на низком уровне. Нет достойных летних аттракционов, мест массового отдыха, тематических парков, клубов, дискотек и др. которые бы смогли удовлетворять туристические потребности. Наличие нескольких клубов по бильярду, компьютерным играм, игровым автоматам и азартным играм не может в полной мере удовлетворить местные потребности, не говоря уже о приезжих туристов. Да и уровень обслуживания существующих и качество услуг желает быть лучше. Но следует отметить устоявшуюся тенденцию по появлению данных мест массового отдыха, и привязанность данной сферы к частному бизнесу. В будущем благодаря конкуренции между данными учреждениями возможна дифференциация услуг и увеличение их качества.

2.3.6. Дополнительные услуги и сервисная система

Сфера дополнительных услуг представлена развитой системой банков, структурами страхования, учреждений технического обслуживания и учреждений здравоохранения и др. организациями, чьи услуги требуются для обеспечения качества ведения туристической деятельности.

Банковский сектор предлагает услуги по кредитованию туристической деятельности, услуги дисконтных отношений, услуги по переводу денежных средств и их конвертирования. Все представленные филиалы банков поддерживают возможности безналичного расчета, а также операции по кредитной карточке и управление счетами с помощью интернет. Предлагаются услуги home banking и услуги туристических чеков и дисконтных карт.

Страхование представлено офисом Белнефтестрах, Белгосстрах и др. Страхование проводиться в обязательном и необязательном порядке. Страхуются различные области жизнедеятельности туриста – имущество, риски, здоровье. Выдаются соответствующие полюсы. Страховые услуги связаны с туристическими организациями по договорным условиям.

Учреждения здравоохранения представлены городской и районной больницами и различными медпунктами. Следует отметить, что медицинские услуги для иностранных граждан и иногородних белорусов платны.

Таким образов, Слонимская КТЗ обладает всеми возможностями ведения туристической деятельности, уже только исходя из наличия разноплановых ресурсов, которые благоприятно влияют на развитие туристической сферы Слонимской КТЗ. Но основной проблемой выступает качество этих ресурсов. Для их полной реализации в туристической деятельности необходимо вкладывать немалые денежные средства, которые будут способны повысить уровень освоенности ресурсов с целью их использования в туризме. Также существует немало проблем, связанных с межведомственными отношениями и ответственностью, которые создают преграды во включении ресурсов в турпродукт. Следует учитывать проблему правового урегулирования использования природных ресурсов – необходимо повысить уровень реализации законов по применению на практике; степень организации государственных учреждений управления на региональном уровне. Медленными темпами осуществляется процесс создания новых туристических организаций, низкая туристско-предпринимательская активность, и уровень дифференциации туристических предложений. Медленно происходит вливание профессиональных кадров в туристическую деятельность, характеризующееся низким уровнем инновационной деятельности.

3. МЕНЕДЖМЕНТ И ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Туризм имеет ярко выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Он часто выступает пионером в освоении новых территорий и естественных природных комплексов и культурных образований. Иногда из-за чрезмерной и нерациональной эксплуатации природного и культурно-исторического потенциала, несоблюдения норм антропогенной нагрузки происходит его разрушение. На данный момент это основная проблема в системе управления эксплуатации туристических ресурсов. Именно поэтому в Гаагской декларации по туризму отмечается, что неиспорченная естественная, культурная и человеческая среда является основным условием развития туризма. [6, стр. 91].

Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями генеральные ассамблеи, конференции и другие мероприятия, в которых участвуют представители культуры и туризма ведущих стран мира, являются действенным механизмом международного сотрудничества, а принимаемые ими решения - основой для разработки практических рекомендаций на национальном уровне.
Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и природного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной конференции, определившей мировую политику в области культуры, приняты рекомендации о путях развития туризма на основе охраны и использования культурного, исторического и природного наследия.

Культурное, историческое и природное наследиепринято делить на следующие категории:

· достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);

· достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники и пр.);

· достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.).[3, стр. 45]

Политика туристского развитиядолжна отражать следующие основные аспекты:

· подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма;

· определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников;

· проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.

· использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения. [2, стр.67-68]

Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий разработана концепция адекватного туризма, основывающаяся на сохранении и использовании национального наследия и традиций местности. Согласно этой концепции адекватным называют туризм, базирующийся на уникальных ресурсах местности, активно способствующий сохранению и рациональному использованию ее культурного, исторического и природного наследия.

Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития адекватного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».

Выделяют четыре принципа адекватного туризма:

· активное содействие в сохранении наследия местности - культурного, исторического и природного;

· подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;

· создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;

· разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности. [7, стр.127]

Осознание хрупкости окружающей среды, искусственных культурных образований и их неразрывное единство с человеческим, обществом привело к формированию концепции устойчивого туризма. Устойчивость в туризме означает:

· Рациональное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода и новых методов управления к развитию туризма.

· Переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии.

· Сокращение производственных отходов, а также применение транспортных средств, минимально загрязняющих среду.

· Вовлечение местного населения в процесс принятия решений относительно развития туризма.

· Партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов.

· Содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.

Как видим, что из данного перечня компонентов устойчивости в туризме, рациональное управление по использованию туристических ресурсов занимае первостепенное значение. Как и любые ресурсы на нашей земле, туристические ресурсы исчерпаемы. Поэтому только при правильном подходе к их использованию (т.е. включения их в туристический продукт), возможен вариант наибольшего срока их эксплуатации. Рациональное использование, так же рациональное управление, заключается в систематическом, спланированном процессе управления, в котором учтены все факторы влияния ипользования ресурсов в туризме на их качественное состояние. Но рациональное управление ресурсами не означает уменьшение их использования в туристической деятельности, а наоборот, создание с помощью менеджмента таких условий, при которых уровень использования ресурсов для удовлетворения туристических нужд не отражался бы отрицательно на состоянии используемых туристических ресурсов.

Наряду с промышленным использованием природных ресурсов в качестве сырьевого придатка, туризм выступает в другом образе. Роль природных ресурсов складывается в степени и формах их применения в туристической деятельности. А рациональность управления использования туристических ресурсов в туристической деятельности должна проходить по следующей разработанной схеме менеджмента на туристическом предприятии:

1. Внутренний менеджмент планирования. Осуществляется высшим и структурным руководством. Содержит информацию о целях, задачах и методах их достижения. Уже на начальном этапе при планировании должны быть прописаны формы поведения при отношениях с туристическими ресурсами. Закладываются договорные отношения по поводу рациональности использования, устанавливаются ответственность и обязанности по дальнейшей туристической деятельности.

2. Внутренний производственный менеджмент на турпредприятии. Включение в состав турпродукта с учетом особенностей того или иного ресурса. При проведении туристической деятельности необходимо учитывать ее влияние на используемый ресурс, прогнозировать будущее состояние, адекватность использования, возможность гибкой замены с целью уменьшения влияния.

3. Менеджмент реализации турпродукта. Реализовывается через структуру маркетинга. Использование того количества ресурса и в течение того времени, которое бы не отображалось негативно на состоянии ресурсов, характерном для естественного существования. Это может осуществляться через грамотное управление туристическими процессами – пользование ресурсами лишь для достижения поставленной туристической цели, использование в соответствии с достижением необходимой полезности, использовать исходя из возможностей данного ресурса, быть включенным в состав турпродукта, не нанося вред.

4. Менеджмент контроля над использованием туристических ресурсов. Осуществляется как на высшем, так и на структурном уровне в турорганизации, и на местном, локальном и глобальном уровне в государстве. Контроль осуществляется исходя из законодательства и поставленных целей при производстве и продвижении турпродукта, сопоставляя конечный и запланированный результат.

5. Менеджмент внешнего поведения туристической организации по вопросам использования туристических ресурсов. При конкурентном или товарищеском взаимодействии между субъектами хозяйствования на туристическом рынке должны возникнуть такие отношения, которые бы не только не наносили вред туристическим ресурсам при их употреблении, но и создавали бы определенные условия для дальнейшей рациональной практики их использования.

Для детального выявления сущности управления и рационального использования туристических ресурсов, необходимо разбить все туристические ресурсы по уже знакомой для нас классификации: первичные и вторичные. А конечный анализ результатов даст полную картину проблемности данной тематики.

Проблема рационального управления использования первичными туристическими ресурсами (природными, культурно-историческими и социальными) имеет приоритет в данной тематике. Так как здесь устанавливаются жесткие связи человек-природа, человек-общество, человек-человек как наиболее сложные.

В современной философии отношений человека и природы складываются четкие представления о роли людей в пользовании дарами природы. Лишь от человека зависит уровень первозданности природы. Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течениеочень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце прошлого столетия изменение биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимания ученых. Единственный выход из этой ситуации заключается и в выработке новых систем рационального управления и использования природных ресурсов, и в благоразумии человека. [8, стр. 15]

Рациональное использование водных ресурсов. Строительство водоотводящих систем и сооружений. Это не единственные меры по охране рек, озер и водоемов. Строительство сооружений по очистке не предотвращает главной проблемы – источников загрязнения. Туристическая деятельность при использовании водных ресурсов основывается на рекреационной форме отдыха, поэтому главным критерием управления использования водных ресурсов является их первоначальная охрана, а после уже и сберегательное использование в туризме. Для этого необходимо контролировать строительство промышленных объектов вблизи рек, озер и водоемов, и их влияние на водные ресурсы. Управление потоками туристов и частота использования не должна изменять естественность водных ресурсов. При организации использования водных ресурсов необходимо не только четкое правовое регулирование, но и своевременная реализация правовых ограничений использования. Совокупность выполнения данных требований, правильная организация и рациональное управление по их исполнению – залог устойчивого использования водных ресурсов в туризме.

Рациональное использование растительных и животных ресурсов. Когда-то лесами была занята большая часть поверхности суша планеты, однако с развитием цивилизации ситуация резко изменилась, и сейчас все леса занимают лишь треть поверхности суши. Вместе с уничтожением флоры происходит и исчезновение фауны. Сокращение лесных площадей и деградация лесов, низкая численность животного мира – стали одной из глобальних не только экологических, но и туристических проблем.

Необходимо выявить небольшую зависимость. Управление – это целенаправленный процесс по реализации определенных действий для рационального использования туристических ресурсов, который включает непосредственный менеджмент, организацию, планирование и контроль. Учитывая данные функции можно говорить, что управление использования лесных и животных ресурсов в туризме сложный процесс, так как он напрямую не зависит лишь только от области туризма. Туризм лишь способен в своей сфере влиять на процессы использования и задействования в туристической деятельности, но это будет неэффективно без учета специфики рациональности в других сферах человеческой жизнедеятельности. Что касается туризма, то ограничение туристических потоков, правильный выбор соотношения природных условий, особенностей флоры и фауны в данный момент и влияния на них туристической деятельности, также правильный выбор туристического вида деятельности и возможности природной среды – все это говорит об умелом менеджменте при ведении туризма.

Проблема рационального управления использования культурно-исторических и социальных ресурсов в туризме.

В отличие от природных или финансово-промышленных ресурсов культура и культурные традиции, их символическая и социально-политическая ценность не может быть объектом «прямого» управления, поскольку не может быть интерпретирована как чья-то собственность. Смыслы и символы культуры никому не принадлежат, а являются кругом общественного бытия. При таком подходе каждое управленческое действие в этой области должно учитывать максимальный спектр интересов, ценностей и взглядов на цели и схему использования культурно-символического слоя данной территории или региона в туристической сфере. Кроме традиционно понимаемых ресурсов: объектов, ресурсов натуральных и материальных, ресурсов нового типа – информационных, символических (технологии создания знаков: имидж- и брендостроительство) особое место занимают переосмысленные человеческие, интеллектуальные и творческие ресурсы. Эффективное использование социально-культурных ресурсов для целей системного развития территорий обусловливается практиками – это технологии культурного туризма, разного рода фестивальные и «культурно-индустриальные» проекты, современные художественные практики, работа с образом территории, современные стратегии фандрайзинга, а также программы типа «возрождение городов средствами культуры», «коридоров гуманитарного развития», социально-культурные и экологические экспертизы территорий и пр. Развитие индустрии туризма зависит не только от усилий отдельных предпринимателей или органов власти, но должно активно поддерживаться местным сообществом и субъектами промышленной политики.

Процесс управления ресурсом культуры должен включать:

· развитие современных образовательных технологий, в том числе в области подготовки и переподготовки кадров, т.е. развитие человеческого капитала.

· новые технологии работы с традиционной культурой.

· межкультурная (или мультикультурная) коммуникация (основной ресурс – зоны влияния соседних областей, землячества и т.д.)

· инвестиционные проекты в области «креативных индустрий» и культурного туризма. Следует развивать инвестиционную привлекательность культуры, выходя рамки меценатства, спонсорства и других форм благотворительности, разрабатывать способы вовлечения среднего и мелкого бизнеса в финансирование культурных проектов и программ, совершенствовать систему налогообложения и налоговой политики, что позволит обеспечить стабильность, устойчивость финансовых технологий в социально-экономическом развитии. [9,стр. 134]

Другой областью приложения концепции рационального управления и проблем использования туристических ресурсов является сектор второстепенных ресурсов туристической деятельности. Методы управления данными ресурсами отличаются от предыдущих, так как здесь не выстраиваются сложные отношения с естественно убывающими ресурсами. Однако очень важно выстроить правильную систему управления вторичными, так как от этого зависит и степень использования первичных. Можно привести небольшой пример, подтверждающий данный аргумент. При нехватке дорожной инфраструктуры, или неэффективном управлении ее использования, во время туристической экскурсионной деятельности, вполне закономерно страдает ландшафтный, водный, животный и растительный ресурсы от банального загрязнения при транспортных стоянках. Эти проблемы решаются только при согласованном управленческом процессе на различных уровнях приложения проблемы. В идеале, использование туристических ресурсов (первичных и вторичных) должно быть в комплексе, при таких условия, в которых они бы друг друга взаимодополняли, не принося при этом негативного влияния, и в конечном результате стремились бы к главной цели - удовлетворение туристической потребности.

Процесс управления использования секторов размещения, питания, транспорта, развлечения, информационного обеспечения и дополнительных услуг должен соответствовать современным стандартам, применяемым в каждой отдельной отрасли индивидуально. Методология управления должна быть подчинена концепции современного образования, и основываться на достижениях науки, техники, исторических знаний и опыта. Конечный результат от рационального управления должен соответствовать существующим тенденциям развития туристической сферы. Поэтому рациональность управления использования вторичных туристических ресурсов необходимо рассматривать через призму существующих тенденций и прогнозов развития туристического рынка.

Эволюция туристского рынка предполагает преобразование всех видов туристской деятельности. Соответственно методы управления должны также реагировать на меняющуюся внешнюю среду. Можно выделить следующие цели в различных сферах туристической деятельности, которые должны достигаться с помощью рационального менеджмента вторичных ресурсов.

Менеджмент торговой сферы. Магазины в курортних зонах и туристических дестинациях должны стать более привлекательными для туристов и предлагать больше высококачественной продукции местного производства. По возможности магазины следует открывать рядом с заводами и фабриками, где туристы смогут наблюдать процесс производства. Это будет способствовать повышению спроса на местную сувенирную продукцию. Продавцам следует обладать определенным словарным запасом на нескольких иностранных языках, чтобы объяснять туристам технологические особенности производства товара, его историю. Желательно обеспечивать доставку товара в любую точку мира.

Менеджмент сферы отдыха.Тенденция к здоровому образу жизни поставили задачи перед менеджерами отелей об необходимости иметь спортивные тренажеры, разрабатывать специальные оздоровительные туристские программы, включающие обучение определенным видам спорта. Популярными должны быть поездки в национальные парки, заповедники, на сафари, лыжные курорты.

Менеджмент экскурсионно-туристической деятельности. Число посещений культурных, исторических и природных достопримечательностей в мире ежегодно растет. Возрастет популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Перечень предлагаемых для посещения достопримечательностей должен стать более широким и включать объекты туристского показа, интересные для путешественников, достаточно посмотревших свою страну и побывавших во многих других.

Менеджмент туризма профессиональной подготовки кадров. Ожидается рост популярности образовательных туров, международных студенческих обменов, в т. ч. с целью изучения иностранных языков, обучающих программ для взрослых. В колледжах, институтах, университетах будут открыты международные образовательные центры. Университетские кампусы, привлекательные своими спортивными и культурными событиями, развлечениями, конференциями и краткосрочными курсами, станут особенно популярны. Человек, руководствуясь личными интересами, будет стремиться использовать любую возможность для повышения уровня своего образования.[5, стр.24-25]

Рост международного туристского рынка выдвигает повышенные требования к поставщикам в туризме, с которыми будет необходимо считаться руководителям туристических организаций.

Средства размещения.

· отели будут продолжать отставать от авиатранспорта и других секторов туриндустрии по уровню компьютеризации и использования современных технологий в бронировании туров. Следовательно необходимо наладить структуру управления по установлению договорных отношений с предприятиями перевозчиками, для сотрудничества в данной области. Это единственный способ не отстать в информационном обществе и не затрачивать огромные суммы денег на попытки ускорить темпы компьютеризации. Следовательно, не потраченный капитал можно вкладывать в развитие услуг в сфере размещения.

· возрастут расходы на пропаганду туризма. Менеджмент в данной ситуации должен четко взаимодействовать с сектором маркетинга, и вместе искать пути по снижению расходов или поиска новых нишь туристической деятельности.

· гостиничная индустрия меняет способ подсчета своих прибылей: с дохода на один номер - на доход с одного клиента. Данная процедура управления финансами предприятия сможет индивидуализировать предоставляемые услуги. Станут доступнее системы личных коммерческих отношений (скидки, доп. услуги, персонализация услуг и т. д.).

· только 30 % всех отелей Европы относятся к гостиничным цепям. Данная статистика говорит с одной стороны об упрощенном процессе управления, менее структурированном на малых предприятиях, а также об увеличенной конкурентной борьбе, что положительно сказывается на качестве предоставляемых услуг. Но с другой стороны это может сказаться на неспособности автономного существования отдельных предприятий, что приведет к их исчезновению или объединению.

· в гостиничной индустрии ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличение количества договоров франшизы и внешних инвестиций.

· становится выгодным и прибыльным быть «зеленой» гостиницей, т. е. заботиться об охране окружающей среды. Менеджмент должен быть избирательным. Управление должно осуществляться по всем направлениям, для того, чтобы удовлетворять различные требования существующих направлений в туризме.

Менеджмент предприятий отелей должен быть готов и методологически и профессионально к условиям, которые устанавливаются в современном развитии туризма. Важным условием привлечения туристов в регион является повышение комфортности отелей и качества обслуживания.

Через менеджеров различных структур организации должны создаваться следующие условия для развития сферы общественного питания в соответствии с существующими тенденциями и приоритетами в развитии туризма. Меню ресторанов, баров, кафе следует составлять с большим разнообразием, учитывая возрастающую популярность экзотической кухни. В качестве фона к процессу приема пищи можно использовать национальную музыку и развлекательные программы.

Средства транспорта.Использование авиатранспорта как самого скоростного средства доставки туристов к месту назначения возрастет. Место авиапассажира должно оборудоваться индивидуальным телеэкраном, что даст возможность туристу получать необходимую информацию о стране прибытия (экскурсии, полезные советы, телефоны туристских бюро, консульства) на борту самолета. Большие изменения произойдут в наземном и водном транспорте. Повысится комфортабельность автобусов, места пассажиров, как и в самолете, будут оснащены индивидуальными телеэкранами. Пассажирам круизных судов будет предоставляться исчерпывающая информация о порте захода (береговые экскурсии, население, род занятий, традиции, обычаи и пр.). [4, стр.56]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был проведен теоретический анализ сущности и роли туристических ресурсов в индустрии туризма. Определено, что развитие и функционирование туристической деятельностью зависит не только от концентрации, качества и аутентичности туристических ресурсов на определенной территории, но и от методов и форм управления ими при организации турпродукта и непосредственно при использовании туристических ресурсов в туристической деятельности.

Поставленная цель изучения туристических ресурсов на основе Слонимской КТЗ была достигнута с помощью выдвинутых задач курсового проекта. В основной части работы был аргументирован и доказан ряд проблем, которые соответствуют поставленным задачам:

· Данную теоретическую базу характеристики туристических ресурсов можно использовать как основу при изучении данной тематики. Тема туристических ресурсов, их сущности и роли в индустрии туризма, была раскрыта с учетом приложения ресурсов к определенной области туристической деятельности и возможных видов организации туризма.

· Была проделана работа по характеристике туристических ресурсов Слонимской КТЗ по туристическим секторам с анализом их состояния и возможных перспектив развития. Было фактологически доказано, что Слонимская КТЗ обладает всеми возможностями ведения туристической деятельности, уже только исходя из наличия разноплановых ресурсов, которые благоприятно влияют на развитие туристической сферы, но при выполнении определенных требований по управлению и организации туристической деятельности. Были указаны текущие проблемы, связанные с включением туристических ресурсов в турпродукт. Основными из них являются – межведомственность отношений, правовое регулирование, нехватка профессиональных кадров, низкая туристско-предпринимательская активность.

· Проблеме рационального управления и использования туристических ресурсов был посвящен 3 раздел курсовой работы. В нем было определено, что осознание хрупкости окружающей среды, искусственных культурных образований и их неразрывное единство с человеческим, обществом привело к формированию концепции устойчивого туризма, в которой первичное место занимает проблема использования туристических ресурсов и рационального управления ими. Можно сделать вывод, что проблема управления и рационального использования туристических ресурсов связана прежде всего с изменениями внешней среды. Мир не стоит на месте. Постоянные изменения в экономике, политике, промышленности, области знаний и технологий приводят к проблеме выбора: как использовать, в каких формах, количествах, для чего и в какое время. Для решения данной проблемы и необходимы знания о концепциях рационального менеджмента. С помощью которых субъект туристической деятельности своевременно реагирует на внешние изменения, приспосабливается и готов спланировано и систематически реализовывать процессы рационального управления над туристическими ресурсами для эффективного функционирования туристической сферы.

Данная курсовая работа предполагает использование полученных знаний как в теоретической, так и в практической сферах применения. Результаты и выводы по туристическим ресурсам Слонимской КТЗ могут учитываться при составлении турпродукта, а также для улучшения качества предоставляемых туристических услуг. На практике следует учитывать выведенные критерии по рациональному управлению и использованию туристических ресурсов, для организации качественного и безопасного туризма как для участников туристической деятельности, так и для самой системы туристических ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2003. – 495 с.

2. Ефремова М.Д. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) // Маркетинг. – 2004. - 140 с.

3. Бабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учебник для студентов вузов специальности «Экономика и управление социально-культурной сферой». – 3-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2002. – 408 с.

4. Карчевская Е.Н. Организация международного туризма: Практическое пособие / Е.Н. Карчевская. – Гомель: ГГТУ, 2003. – 98 с.

5. Крупенина Т.А. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. – 2001. -№5. – 50 с.

6. Дурович А. П. Организация туризма : Учеб. пособие для студентов вузов по специальности "Экономика и упр. соц.-культур. сферой" / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. - Минск: Новое знание, 2003. - 630с.

7. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 288 с.

8. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. Пособие. – М.: Советский спорт, 1998.

9. Зайцева Н.Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 328 с.

10. 5ka: Туризма – Природные туристические ресурсы. // http://www.5ka.ru

11. Официальный сайт: Слонимский районный исполнительный комитет. // http://www.slonim.grodno-region.by

12. Официальный сайт национального агентства по туризму.//http://www.belarustourism.by

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Характеристика культурно-исторических ресурсов Слонимской КТЗ

Вид ресурса Характеристика Особенности и перспективы
1. Памятники архитектуры

а) культовая архитектура: Синагога 19 века(дом 26 ул. Коммунистическая), Мечеть 2-ой половины 19 века (ул. Огинского), мемориальный комплекс «Вечный огонь», могилы героя СССР Гнидаша К.С. и Давидюк К.Т. (ул. Пушкина), Спаса-Преображенский сабор (ул. Пушкина), костел Девы Марии и кляштар бернардинак конец 17 века (ул. Первомайская), Памятник освободителям «Танк 107» (ул. Первомайская), Синагога середина 16 века (дом 1 ул. Советская), Свято-Троицкий собор 17 век (ул. В. Крайнего), костел Святого Андрея 17 век (ул. Янки Купалы), Жировичский Свято-Успенский монастырь (д. Жировичи).

б) гражданская архитектура: городской особняк 19 века (дом 25 ул. Комсомольская), каланча 20 века (ул. Студенческая), ратуша 18 века (ул. Советская), Банк 1905 г. (дом 21 ул. В.Крайнего), дома ремесленников 18 века (дома 7, 9, 11 ул. Площадь Ленина), жилой дом 1938 г. (дом 5 ул. Площадь Ленина), жилой дом конца 19 века (дом 1 ул. Площадь Ленина), аустерия 18 века (дом 10 ул. Советская), городской особняк 19 века (дом 9 ул. Маяковского), жилой дом 1905 года (дом 5 ул. Янки Купалы), здание Слонимского государственного медицинского училища 1939 года (ул. Комсомольская).

Слонимская КТЗ характеризуется высокой концентрацией памятников культуры и истории, которые должны активно использоваться в туризме. Характерной особенностью памятников архитектуры является их совокупность в виде исторического центра г. Слонима, тематическая однородность и историческая глубина, что создает благоприятные условия для экскурсионной деятельности. В настоящий момент архитектурное достояние используется в следующих экскурсионных маршрутах: «Каменная летопись Понёманья», «На родину Тадеуша Костюшко», «Архипелаг Сапег», «Усадьбы, дворцы, замки», экскурсионный тур «Архитектурные памятники Слонима» «Храмы Гродненщины».
2. Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы Дворец Пусловских в Альбертине, дворец Огинских, дворец Льва Сопеги, городские особняки. Этого не вполне достаточно, чтобы формировать качественный и интересный туристу турпродукт, тем более для этого необходимо отреставрировать, а порой полностью перестроить большинство из усадеб. Только тогда мы сможем полностью использовать потенциал этого сегмента историко-культурных ресурсов.
3. Памятники археологии Нижний и Верхний замки – руины, архиологическая экспозиция музея им. Стабровского Имеющиеся археологические памятники могут сыграть свою роль в рамках познавательного туризма, но их роль в формировании турпродукта не велика.
4. Научные и технические сооружения Гидрологическая дамба в Альбертине, канал Огинского. Интерес к научному туризму был характерной чертой советского времени. В наши дни научный туризм остается невостребованным.