Реферат: Денежно-кредитная политика сущность, цели, задачи, виды, инструменты

Название: Денежно-кредитная политика сущность, цели, задачи, виды, инструменты
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

ТЕМА: «ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ».

2008

План работы:

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сущность денежно-кредитной политики, ее основные теоретические концепции…………………………………………………………………..4

2. Основные цели, задачи, объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………………………………………………………….7

3. Основные инструменты денежно-кредитной политики…………...9

3.1. Инструменты прямого регулирования……………………………..10

3.2. Инструменты косвенного регулирования………………………….11

3.2.1. Операции на открытом рынке………………………………...11

3.2.2. Политика учетной ставки…………………………………….13

3.2.3. Изменение нормы обязательных резервов……………………15

4. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………………....16

5. Банк России как субъект денежно-кредитной политики………….19

Заключение…………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………...29

Введение.

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитной политики и актуальность данной темы.Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для этого необходимо рассмотреть, во-первых, что представляет из себя денежно-кредитная политика с точки зрения кейнсианцев и монетаристов, которые по-разному оценивают механизм денежно-кредитного регулирования. Во-вторых, в данной курсовой работе будут рассмотрены основные цели, задачи, типы и инструменты денежно-кредитной политики. И, наконец, необходимо рассмотреть, как функционирует денежно-кредитная политика в условиях России, а именно политику Центрального Банка Российской Федерации как основного проводника денежно-кредитной политики в России, какие основные инструменты денежно-кредитного регулирования применяются в российской практике.

1. Основные теоретические концепции денежно-кредитной политики.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом – с другой.

И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег.

Кейнсианский подход.

Сторонники кейсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций – к изменению в уровне национального производства.

Основополагающим кейнсианским уравнением является:

Y = C + G + I + NX (где Y – номинальный объем ВНП, C – потребительские расходы, G – государственные расходы на покупку товаров и услуг, NX – чистый экспорт).

Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной промежуток – лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику помимо прочего, в так называемую «ликвидную» ловушку, процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка уже может не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она уже не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, предпочитая фискальную политику.

Монетаристский подход.

В 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм, главным теоретиком которого является Милтон Фридмен, известный американский экономист.

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты экономического развития – результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы полагают, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И.Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

M × V = P × Q (где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; P – средняя цена товаров и услуг; Q – количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового внутреннего продукта.

Уравнение обмена И.Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательская способность денег, объем реального национального продукта. Например, при постоянных V и Q изменение денежного предложения (M) будет прямо влиять на цены. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той же или большей степени.

Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М.Фридмен объясняет этот механизм воздействия через промежуточную категорию – «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивид.

Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя из этого, Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

«Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Следует отметить, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в которой учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем, государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

2. Сущность, цели, задачи, объекты и субъекты денежно-кредитной политики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Следует различать 1) первичные (макроэкономические) , 2) тактические и 3) промежуточные цели (задачи) денежно-кредитной политики (рис.1). Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Тактические – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.

Главной целью денежно-кредитной политики большинства центральных банков мира является поддержание устойчиво низкой инфляции. Обеспечивая низкую инфляцию, они способствуют созданию условий для экономического роста, снижения безработицы, повышения уровня жизни населения. Как показали исследования, проводившиеся в различных странах мира, высокие темпы инфляции (выражающиеся двузначными цифрами) сопровождаются низкими темпами роста экономики или экономическим спадом. В государствах Восточной Европы рост экономики возобновлялся после того, как удавалось снизить темпы роста цен, которые в начале процесса перехода к рыночной экономике достигали высоких значений. Таким образом, влияя на инфляцию, центральные банки вносят заметный вклад в создание условий для решения социально-экономических проблем.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

В каждом государстве функционирует центральный банк – орган государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений, осуществления функций «банка банков», хранения официальных золото-валютных резервов. Для осуществления своих функций центральные банки используют широкий диапазон экономических инструментов, с помощью которых и осуществляется денежно-кредитная политика.

3. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются инструменты прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

3.1. Инструменты прямого регулирования.

К инструментам прямого (административного) денежно-кредитного регулирования относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

3.2. Инструменты косвенного регулирования.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты косвенного денежно-кредитного регулирования:

- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

- политика учетной ставки (ставки рефинансирования; дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

- изменение норматива обязательных резервов;

3.2.1. Операции на открытом рынке.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные ресурсы банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные ресурсы.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Схема проведения этих операций такова:

Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут и соответственно возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов в свою очередь уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

Допустим теперь, что на денежном рынке – недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает их «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

Таким образом, операции на открытом рынке, как инструмент денежно-кредитного регулирования обладает важным преимуществом – гибкостью, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

3.2.2. Политика учетной ставки (ставки рефинансирования).

Такая политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как регулирование займов коммерческим банкам и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, испытывающим временные трудности, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки зависит обычно от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить дисконтную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

3.2.3. Изменение нормы обязательных резервов.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически так сложилось, что обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность, а в случае массового изъятия депозитов предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррекции денежно- кредитной сферы. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

- если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;

- при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег;

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.

4. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег).

К основным типам денежно-кредитной политики можно отнести политику дорогих денег (рестрикционная) и политику дешевых денег (экспансионистская). Рассмотрим механизмы реализации основных типов денежно-кредитной политики.

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно уменьшить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

5. Банк России как субъект денежно-кредитной политики.

Как уже упоминалось выше, основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный Банк Российской Федерации.

Цель его деятельности – обеспечение устойчивости российской валюты, покупательной способности рубля и минимизации инфляции, а также эффективности и стабильности всей банковской системы и системы расчетов в интересах экономики в целом. Сам Банк России по закону независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти, подотчетен законодательной власти. Он в своей деятельности руководствуется лишь законами РФ и своим уставом. Банк России является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не отвечает по обязательствам правительства, как и правительство по обязательствам Банка.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы в Российской Федерации может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный Банк РФ способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. По действующему законодательству существует лишь один специализированный орган по управлению кредитно-банковской системой. Этим органом является Банк России, к числу основных задач которого отнесены регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. Именно он выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, устанавливает обязательные экономические нормативы для банков и других кредитных организаций, осуществляет надзор за соблюдением ими этих нормативов, а также контролирует правильное применение банковского законодательства, устанавливает для банков объемы и сроки предоставления отчетности, необходимой для надзора, определяет правила работы в банках и других кредитных организациях, включая правила совершения банковских операций.

Важнейшей задачей Банка России является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, а также снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Это является важным фактором сохранения финансовой стабильности, формирования позитивных ожиданий, повышения уровня жизни населения и расширения спроса на производимую продукцию и услуги, что определяет базовые макроэкономические условия для высоких темпов экономического роста. Стабильная национальная валюта – важная предпосылка устойчивого развития экономики и повышения доверия к проводимой экономической политики. Как представляется, успешное достижение этих целей и есть основной вклад денежно-кредитной политики в поддержание устойчивого экономического роста.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ст.45) предусмотрено, что Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект указанного документа направляются Президенту РФ и в Правительство РФ.

Государственная Дума после рассмотрения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год принимает соответствующее решение не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период с 2008 до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России представили основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Согласно представленному документу, главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции в 2008 году до 6-7%, в 2009 году – до 5,5–6,5%, в 2010 году – до 5-6%. Укрепление реального эффективного курса рубля в 2007 году может составить 4-5%. В документе представлены три варианта сценария макроэкономического развития в 2008 году, зависящие от цены нефти.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России, согласно закону «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ст.35), являются:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование кредитных организаций;

- валютные интервенции;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения;

- эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставка рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

На протяжении 1991-1995 годов ставка рефинансирования неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время, с октября 1997 года по август 1998 года процентная политика Банка России испытывала на себе влияние внешних условий. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса. В течение последующих лет эта линия денежно-кредитной политики развивалась постоянно.

На ближайшие 3 года главным инструментом денежной политики Банк России определяет меры, направленные на использование процентной ставки. Банк начинает проводить более активную процентную политику. Если в предыдущие годы уровень ставки рефинансирования Банка России корректировался в основном вслед за снижением инфляции и устойчивым уменьшением ставок на рынке межбанковских кредитов, отражая уже произошедшие изменения в состоянии денежной сферы, то сейчас Банк стремится воздействовать с помощью ставки по своим инструментам на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и, соответственно, инфляцию. Так, в начале 2006 года для изъятия избыточной ликвидности Банк Росси несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном Банке. Для денежно-кредитной политики это означало усиление внимания к процентной политике в процессе контроля за темпами денежного предложения.

Нормативы обязательных резервов – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.

Они устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения.

Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Операции на открытом рынке.

Эмитентом ценных бумаг является Правительство Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Банк России выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

В начале 1992 года Банк России совместно с Минфином России начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка государственных ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами. На рынке ценных бумаг в 1993 году начали обращаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги. Банк России и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.

Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 года Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 года Центральный Банк выпустил в обращение облигации Банка России (ОБР) и начал операции с ними. ОБР использовались в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также для поведения с ними сделок «репо».

В 2001 году Банк России активизировал свое участие в операциях на открытом рынке за счет более активного использования выпускаемых им облигаций, а также возобновления операций с государственными ценными бумагами.

Рефинансирование банков является частью процентной политики Банка Росси, которая рассматривалась выше. Это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей.

Банк России предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

До середины июня 1998 года Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов: ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинансирования банков.

В течение 2000-2002 годов Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов стран, а также отдельно социально значимым банкам. Процедура рефинансирования была восстановлена.

В 2001-2002 годах наиболее остро встала проблема избыточности ликвидности в банковском секторе. При этом основная задача состоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики.

Валютные интервенции. Этот метод заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

Исходя из роли валютного курса и его влияние на денежное обращение в стране, Банк России осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс тубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

Введение «валютного коридора» способствовало регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финасовое положение предприятий, осуществляющих внешне- экономическую деятельность, на финансовое положение банков.

Правительство и Банк России придерживаются системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной программе. Они рассматривают политику в области обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливает минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 года, Банк России принимал ежегодно две промежуточные цели – предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США. В 2000 году в качестве основного был принят ориентир по уровню инфляции.

Прямые количественные ограничения применяются в виде установления максимальных уровней сделок, а в ряде случаев прямого ограничения кредитования, регулирования конкретных видов кредита и замораживания процентных ставок. Обычно такие прямые административные ограничения могут осуществляться в исключительных случаях и после консультаций с Правительством РФ.

Эмиссия облигаций. Банк России имеет право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций. Предельный размер эмиссии облигаций равен разнице между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов, рассчитанной по действующему на момент выпуска облигаций нормативу.

Заключение.

Денежно-кредитная политика – один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Однако следует учитывать, что общие итоги экономического развития зависят не только от проводимой денежно-кредитной политики, но и от эффективности всего комплекса мер структурной, бюджетно-налоговой политики, политики, регулирующей внешнеэкономическую деятельность.

К преимуществам денежно-кредитной политики следует отнести ее гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур) и независимость от политического давления (существует закон о Центральном банке, определяющий его функции и полномочия).

Обладая такими инструментами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке, а также с помощью некоторых административных (прямых) методов регулирования центральные банки могут оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через денежное предложение – на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Значимость и механизм денежно-кретной политики по-разному оцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях. Кейнсианцы полагают, что в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки. Они считают также, что денежно-кредитная политика уступает по силе воздействия на экономику фискальной политике. Монетаристы же утверждают, что в основе денежно-кредитного регулирования лежит спрос и предложение денег.

Используя рекомендации представителей различных школ, находя компромиссные решения, центральные банки реализуют денежно-кредитную политику.

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является основным проводником денежно-кредитной политики в России. Он сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. В настоящее время снижение инфляции и обеспечение устойчивого курса рубля по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики.

При проведении денежно-крединой политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в данный момент в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся экономическим условиям.

Список использованной литературы:

1. Антонов Н.Г. Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: АО «Финстатинформ», 1995.

2. Вахрин П.И. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

3. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

4. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. проф. А.Г.Грязновой и проф. Н.Н.Думной. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007.

7. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2007

Информация в сети Internet .

1. http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ.