Реферат: Молодежный радикализм основные направления. Этапы становления радикального течения современной

Название: Молодежный радикализм основные направления. Этапы становления радикального течения современной
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ в г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

Кафедра социальной работы и социальных технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине : Политология

на тему:

1. Молодежный радикализм: основные направления.

Этапы становления радикального течения

современной России.

2. Средства массовой информации в политической системе

Выполнил:

Студент группы ЗС-7

Ульданова Г.Я.

Преподаватель:

К.п.н.

Шикунов Д.В.

г. Электросталь 2010 г.

Содержание.

1. Молодежный радикализм: основные направления.

Этапы становления радикального течения

современной России.-----------------------------------------------------2-7

2. Средства массовой информации в политической системе----8- 12

Литература----------------------------------------------------------------------------13

1. Молодежный радикализм: основные направления.

Этапы становления радикального течения современной России.

При оценке современного состояния общества мы сталкиваемся с огромным разбросом мнений и политических рецептов: от роптания на демократию до желания установить жесткую власть, разрушить все до основания, а затем... Крайности всегда опасны и чреваты для здоровья как отдельного человека, так и всего общества в целом. Да, безусловно, ретроградство, стремление игнорировать громадные изменения в общественной жизни за последнее десятилетие бесперспективны по своей сути. Реформы по пути последовательного обновления всех сторон жизни нашего общества с целью придать высокий динамизм и эффективность развитию экономики, социальной сферы, культуры надо продолжать. Они должны способствовать повышению благосостояния людей, их социальной защищенности, быть гарантией процветания и укрепления Российского государства.

Именно сегодня, когда общество устало от бесконечных социальных конфликтов, в его среде заметно сгустилась атмосфера ожидания чуда, лихорадочного поиска некой панацеи, которая быстро и кардинально излечит от тяжелого недуга. Социальное терпение, как не раз свидетельствовала история, в том числе и наша, чрезвычайно опасно.

Само по себе стремление решительно изменить нашу, прямо скажем, нелегкую жизнь заслуживает одобрения. Но вот вопрос: какими средствами, какой ценой и, самое главное, с какой целью?

В настоящее время целый ряд политических группировок и их лидеров, прорываясь к политической власти, активно использует националистические, религиозно-экстремистские и популистские лозунги, все активнее привлекает на свою сторону молодежь. Активность появления радикальных молодежных организаций приходится на начало 90-х годов. Как правило, основу этих организаций составляет молодежь, вышедшая из так называемых "скинхедов" и "гопников".

Практически все российские скины исповедуют крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным политическим деятелем для них является Адольф Гитлер и лидеры ку-клукс-клана, а идеальным режимом - немецкий национал-социализм.

Новое неформальное молодежное движение скинхэдов или, как они себя называют, ультрас является принципиально новым элементом в молодежном движении. Несмотря на ряд слабых сторон (отсутствие четкой программы, структуры и авторитетных лидеров), оно представляет значительную угрозу: наиболее активные члены движения не только высказывают крайне-националистические идеи, но и совершают конкретные противоправные действия (поджоги автомашин, избиение выходцев с Северного Кавказа).

В середине 90-х гг. появляется новое явление в молодежной криминальной субкультуре - "гопники", не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как "культурные враги" большинства молодежных субкультур: байкеров, рейвер-роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Что касается других радикальных молодёжных движений, то к их числу можно отнести региональные отделения организации "Русское воинское сословие" (известны как "варвары") с центрами в Москве и Ростове-на-Дону.

"Русское воинское сословие" (РВС) активно проявило себя с 1999 года и существует на базе спортивных клубов по славяно-горицкой борьбе. Основной целью движения является сохранение этнической общности русского народа посредством создания так называемых "варварских кланов" - сообществ людей, родственных по образу жизни, системе взглядов, убеждений и нравов, и "захват ими жизненного пространства" в противовес кавказским кланам. По словам лидеров РВС, "варвары" - это воинство, которое в случае необходимости нужно только вооружить. "Варвар" проходит специальную программу военно-прикладной и физической подготовки и в дальнейшем должен поддерживать уровень своей боеготовности индивидуально.

Одной из немногочисленных радикальных молодежных организаций, но уже заявившей о себе, является неформальное объединение "Молодежная анархистская группа" (МАГ), представленная в Москве, Ярославле, Краснодаре, Волгограде и Ростове-на-Дону. Члены МАГ выступают против существования институтов государства, пропагандируют экстремистские формы борьбы с органами государственной власти. Они периодически распространяют рукописные листовки с призывами осуществления насильственных действий в отношении военнослужащих, чиновников, священнослужителей, организовывают несанкционированные шествия с антивоенными плакатами. Члены МАГ проводят активную агитационную работу, направленную на уклонение молодежи от призыва в ряды Вооруженных Сил России.

Несмотря на то, что причины и факторы политического радикализма исследуются политологией и социологией на протяжении длительного периода времени, споры по этим проблемам продолжаются и поныне. В самом общем виде эти причины и факторы делятся на социально-экономические, социально-психологические, этнокультурные и институционально-правовые.

В качестве основного показателя обычно называют социально-экономическое неравенство. В современной России разрыв между богатыми и бедными увеличивается - по некоторым подсчетам, разрыв между уровнем дохода 10% самых бедных и 10% самых богатых россиян во много раз превышает аналогичный показатель в странах Запада. По данным многих опросов, произошло не только фактическое падение жизненного уровня большинства населения страны, но и рост недовольства этого большинства своим материальным положением. В России ситуация усугубляется еще и тем, что значительная доля граждан (от 40% до 65% в разных исследованиях) критически оценивают проводимую правительством экономическую реформу.

Социально-психологические аспекты политического радикализма связаны с феноменом массовых политических настроений. Радикализм заметно активизируется в периоды кризисного обострения обстановки или коренной перестройки общественно-государственной и социальной структур. В эти периоды общественное мнение, морально подготовленное к переменам, ищет быстрейшие пути выхода из кризисной ситуации, усматривая возможность решения, прежде всего радикальными средствами как наиболее эффективными и требующими кратких по времени сроков.

Институционально-правовые факторы и причины характеризуют влияние на политический радикализм особенностей политико-государственного устройства, права и правовых институтов и их функционирования. Так, авторитарные политические режимы, насилие и репрессии со стороны государственных (в том числе правоохранительных) органов, армии рано или поздно порождают ответный политический экстремизм. Свыше половины существующих на сегодня государств мира содержат в тюрьмах людей за их убеждения. В настоящее время более 60 государств прибегают к пыткам и другим видам государственного террора в отношении инакомыслящих и политической оппозиции. Согласно оценкам самих западных исследователей, даже в условиях западной либеральной демократии правовые и иные государственные институты подвергают отдельных граждан неоправданному физическому или символическому насилию, принудительному подчинению государственно-политическому режиму или частной власти. Наряду с названными причинами и факторами политического радикализма следует назвать влияние внешней окружающей государство среды. Это влияние может проявляться в форме дискриминации русскоязычного населения в ряде бывших союзных республик или прямого иностранного вмешательства одного государства во внутренние дела другого государства.

Наконец, акты политического радикализма всегда тесно связаны с психическими и другими личностными чертами политических деятелей. Лидеры радикальных течений не обременяют себя глубокими размышлениями о конечных целях и судьбах своего народа, основное внимание сосредоточивается прежде всего на разрушении существующей модели государственно-экономического развития, компрометации действовавших институтов власти, видных государственных и общественных деятелей и т.п.

Внимательный анализ тех, кто возглавляет радикальные движения, показывает, что социально-психологический портрет этих людей характеризуют такие качества, как авантюризм, эгоцентризм, политическая безответственность и игнорирование не только объективных законов общественного развития, но и воли собственного народа.

Развитие радикальных настроений и рецептов преобразования действительности во многом связано с недостаточной гибкостью, способностью к саморазвитию и самореформированию общественно-политических структур, запаздыванием с адекватной реакцией на динамично развивающиеся экономические, социально-политические и духовные процессы общественной жизни.

Источником радикализма в обществе является и весьма невысокий уровень политической культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.

В своих концепциях, установках и программах радикалы, как правило, демонстрируют тотальное отрицание всех имеющихся достижений предшественников, стремятся разом решить все накопившиеся общественные проблемы, выступают за полное разрушение общественного здания, забывая о том, что последующим поколениям придется долгое время жить на его руинах и пепелище.

Совокупность основных программных заявлений радикалов грешит теми же пороками субъективизма и волевого подталкивания естественно-исторического процесса развития, которые они громогласно инкриминируют своим историческим и нынешним политическим оппонентам.

Заключение

В заключение хотелось бы еще раз отметить насущную необходимость и своевременность усиления внимания к жизни молодежи. Именно в этой питательной среде имеют обыкновение зарождаться разнообразные революционные вирусы с весьма ярко выраженными радикальными и экстремистскими проявлениями. И тем более странным выглядит тот очевидный на сегодня факт, что до сих пор в России не появилось ни одного сколько-нибудь всерьез общепринятого молодежного лидера. Подобный лидер не может быть сегодня ни красным, ни белым, он не может принадлежать к какой-либо четко очерченной политической конфигурации. Учитывая нынешний социальный состав молодежи, очевидно, что лидером здесь может стать только представитель (и выразитель) идеологии взбесившегося буржуа - низший средний класс, а в области теории - смесь лево-правого радикализма.

2. Средства массовой информации в политической системе.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, нежелающие всматриваться в своё истинное отражение, плохо кончали.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть имущих на "распоясавшуюся печать", на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции "подручного", но и с участием в качестве субъекта политической деятельности.

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.

Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами.

СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.

Особо следует сказать об участии СМИ в формировании и реализации государственной внешней политики. Уходит в прошлое политика конфронтации, усилились международные контакты людей. В связи с эти изменились сама сущность и тон освещения СМИ взаимоотношений между странами и народами:

1. информация стала более объективной и достоверной. Многочисленные материалы печати о "загнивающем" капитализме уступили место серьёзным публикациям, анализирующим реальное состояние жизни за рубежом; - затухание длившейся десятилетиями "холодной" войны изменило сам подход к освещению международных проблем. Конфронтация уступила место поиску точек соприкосновения;

2. В СМИ появилось множество материалов, несущих положительный опыт работы зарубежных фирм, предприятий, организаций медицинского обслуживания. СМИ буквально открыли многим глаза на мир, раньше невидимый, укрытый от нашего человека туманом проклятий и извращений. Благодаря телевидению, в частности организации телемостов, а также публикациям зарубежных авторов в нашей печати рассеяны годами создаваемые мифы о ненавистном строе, безжалостно эксплуатирующем бедных трудящихся. И, наоборот, за рубежом получили, возможность убедиться в том, что россияне не имеют ничего общего с теми монстрами, какими изображала нас их массовая пропаганда.

Таким образом, в процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.