Реферат: Примерное положение о портфолио ученика общеобразовательного учреждения

Название: Примерное положение о портфолио ученика общеобразовательного учреждения
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

Примерное положение о портфолио

ученика общеобразовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Портфолио ученика — это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных дости­жений, выполняющих роль индивидуальной накопитель­ной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок оцен­ки деятельности учащихся общеобразовательного учреж­дения по различным направлениям с помощью составле­ния комплексного портфолио.

1.3. Портфолио разрабатывается администрацией об­щеобразовательного учреждения, утверждается прика­зом руководителя и является обязательным для всех уча­щихся.

1.4. Портфолио учащегося состоит из трех частей:

• перечень документов: резюме, зачетная ведо­мость успеваемости, ведомости оценки деятельнос­ти в творческих, спортивных мероприятиях, участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, докумен­ты, подтверждающие участие и получение призовых мест в конкурсах всех видов и уровней;

• перечень творческих, курсовых и проектных ра­бот;

• пакет отзывов, рецензий, высказываний.

1.5. Для оценки участия в различных мероприятиях и результатов учебной деятельности разрабатывается шка­ла баллов оценки портфолио специально созданной экс­пертной комиссией.

1.6. Портфолио является основанием для составле­ния рейтингов учащихся по параллелям за каждое полу­годие и по итогам учебного года.

2. Цели и задачи составления портфолио

2.1. Основными целями являются развитие самосто­ятельности и объективности в оценке деятельности уча­щихся, повышение их конкурентоспособности.

2.2. Основными задачами являются:

• систематизация контроля за различными вида­ми деятельности учащихся, включая учебную, вне-учебную, научную, творческую, спортивную деятель­ность;

• создание условий для индивидуальной оценки де­ятельности каждого учащегося;

• организация сравнения результатов деятельности учащихся с помощью разработанной шкалы баллов портфолио;

• развитие навыков рефлексивной и оценочной (са­мооценочной) деятельности учащихся.

3. Основные направления деятельности по составлению портфолио

· Заполнение портфолио осуществляется учащи­мися общеобразовательного учреждения.

· Классные руководители осуществляют контроль за наполняемостью и правильностью заполнения порт­фолио.

· Учителя общеобразовательного учреждения, ад­министрация, руководители курсовых и проектных работ, педагоги отделений дополнительного образования име­ют право составления отзывов и рецензий для портфо­лио о проделанной учащимися работе.

· Выставление баллов по различным видам де­ятельности и подведение итогового балла портфолио осуществляется членами экспертной комиссии.

Участие и информация о присвоении призовых мест в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях должны быть подтверждены документально (гра­моты, дипломы, свидетельства, удостоверения и т.д.).

3.6. Оценка результатов деятельности учащихся осуществляется в соответствии со шкалой баллов портфолио.

· Итоговый балл портфолио за каждое полугодие и по результатам учебного года определяется как совокуп­ный балл по всем видам деятельности учащегося.

· На основании итогового балла составляется рей­тинг учащихся общеобразовательного учреждения по па­раллелям.

4. Структура и содержание Портфолио ученика

· Титульный лист (обложку);

· Содержание (оглавление);

· I раздел «Мой портрет»;

· II раздел «Мои документы»;

· III раздел «Мои достижения»;

· IV раздел «Портфолио отзывов»;

· V раздел «»Копилка».

4.2. Раздел I«Мой портрет» содержит сведения об учащемся, владельце Портфолио. Данный раздел включает в себя:

· личные данные учащегося, ведущего Портфолио;

· автобиографию обучающегося;

· результаты психологической диагностики обучающегося [1] ;

· информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;

· результаты проведенного обучающимся самоанализа;

· описание целей, поставленных учащимся на определенный период, анализ их достижений;

· результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению обучающегося.

4.3. Раздел II «Мои документы» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося. В этом разделе помещаются:

· перечень представленных в Портфолио официальных документов;

· все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности;

· табели успеваемости;

· грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях и т.п.:

· сертификаты о прохождении учащимися курсов по выбору учащихся, элективных курсов, о результатах тестирования;

· благодарственные письма.

4.4. Раздел III «Мои достижения» содержит комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ обучающегося.

«Портфолио работ» может включать в себя:

· перечень представленных обучающимся проектных, исследовательских, творческих работ;

· результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;

· доклады и рефераты обучающегося;

· проектные работы обучающегося;

· исследовательские работы обучающегося;

· описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся;

· результаты технического творчества обучающегося;

· описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии;

· статьи обучающегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;

· сочинения обучающегося;

· работы по искусству;

· сведения о посещении обучающемся театров, концертов, выставок, экскурсий;

· аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося на уроке, школьной конференции, семинаре;

· различные практики: языковая, трудовая, педагогическая, социальная;

· результаты работы обучающегося по социальному проектированию;

· результаты проведенных обучающимся социальных и профессиональных проб;

· сведения о занятиях обучающегося в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;

· таблица «Мое участие в школьных и внешкольных мероприятиях», в которой учащийся фиксирует все виды творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения Портфолио;

· сведения об общественной деятельности учащегося;

· индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки обучающегося, в котором указываются курсы по выбору, выбранные обучающимся;

· индивидуальный учебный план обучающегося на старшей ступени обучения;

· «Зачетный лист» - документ, подтверждающий прохождение обучающимся курсов по выбору, элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах, заверенный директором школы;

· Зачетные книжки обучающегося;

· «Зачетный лист», заверенный директором школы, подтверждающий изучение обучающимся предметов на расширенном, углубленном, профильном уровне с целью пропедевтики;

· сведения о посещении обучающимся факультативных занятий;

· сведения об изучении обучающимся информационных технологий;

· сведения о книгах, статьях, журналах, прочитанных обучающимся;

· сведения о газетах, журналах, читаемых и выписываемых в семье обучающегося;

· сведения о просмотренных обучающимся мультфильмах, фильмах, познавательных телевизионных передачах;

· таблица «Моя медиатека»;

· таблица «Моя заработная плата»;

· сведения о готовности обучающегося к выполнению различных социальных ролей;

· результаты малых экзаменов (например, «Как выбирать профессию»), собеседования (например, «Как выбирать друга»).

4.5. Раздел IV « Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим. Портфолио отзывов может включать в себя:

· перечень представленных отзывов и рекомендаций;

· заключение о качестве выполненной работы;

· рецензии;

· резюме с оценкой собственных достижений;

· рекомендательные письма;

· эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

· благодарственные письма из различных органов и организаций.

4.6. Раздел V «Копилка» содержит памятки, инструкции, полезную информацию, конспекты занятий, лекций и т.п.

5.Оформление Портфолио

5.1. Портфолио обучающийся оформляет в соответствии со структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения, в папке с файлами. Обучающийся имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.

5.2. При оформлении должны соблюдаться следующие требования:

· систематичность и регулярность ведения Портфолио;

· достоверность сведений, представленных в Портфолио;

· аккуратность и эстетичность оформления;

· разборчивость при ведении записей;

· целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

· наглядность;

· наличие оглавления, эпиграфа.

4.3. Индивидуальные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в Портфолио в течение года.

4.5. В конце учебного года производится анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки личных достижений обучающегося в образовательной деятельности.

4.6. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки производится классным руководителем того класса, в котором учится обучающийся.

4.7. По итогам исчисления итоговой оценки Портфолио обучающегося заполняется карта оценки Портфолио, которая подписывается классным руководителем, утверждается директором школы и заверяется гербовой печатью школы.

4.8. По результатам оценки Портфолио учащихся школы производится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе (параллели).

4.9. Обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов по Портфолио в классе (параллели), награждаются грамотами.

4.10. Хранятся Портфолио учащихся в классных кабинетах.

6. Полномочия и функции комиссии по портфолио

Комиссия:

· руководит работой по созданию и отработке мо­дели портфолио;

· разрабатывает его структуру, проект и представ­ление итогового документа, формы учета индивиду­альных достижений;

· определяет формы взаимодействия учащихся, учителей, родителей;

· определяет период сбора портфолио;

· осуществляет ранжирование сертифицированных документов;

· устанавливает критерии отбора документов;

· несет ответственность за информирование всех субъектов образовательного процесса об установ­ленных в образовательной сети формах, задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки.