Реферат: Макроэкономическая нестабильность и инфляция 2

Название: Макроэкономическая нестабильность и инфляция 2
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы макроэкономической нестабильности и инфляции. 5

2. Инфляционные процессы в России и механизмы их регулирования

на современном этапе развития. 11

3. Антиинфляционная политика России на современном этапе. 15

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 22

Приложения. 24


Введение

Одной из наиболее актуальных проблем современной российской экономики, на решение которой обращалось первоочередное внимание государственных органов в 90-е годы XX века, является инфляция. В начале XXI века в условиях стабилизации экономики и наметившегося экономического роста проблема инфляции не только не утратила своего значения, но и приобрела еще большую актуальность. Это связано с тем, что нет единства мнений в отношении определяющих ее факторов и антимонопольных мер.

В современной открытой экономике в условиях экономической интеграции, интернационализации хозяйственной жизни и глобализации необходимо учитывать воздействие внешнеэкономических отношений на развитие инфляционных процессов.

Инфляция в трансформируемой российской экономике, переходной от централизованной системы к смешанной, основанной на преобладающем действии рыночного механизма, не может не иметь специфических особенностей. Они связаны как с исходной базой трансформируемой экономики, созданной в недрах плановой системы, так и с выбором либеральной модели перехода к рыночным условиям.

Изложенное выше позволяет утверждать, что теоретическая и практическая значимость исследования представляется актуальной и обоснованной.

Как известно, на экономическую стабильность в стране влияет много факторов, в числе которых и политическая стабильность, однако нельзя забывать и об обратной связи – ведь макроэкономическая стабильность, низкий уровень безработицы и инфляции являются важнейшим условием внутриполитической стабильности в стране, привлекательности экономики для иностранных инвесторов, долговременного экономического роста и благосостояния общества. Учитывая эти обстоятельства, главным образом актуальность и важность данной тематики, мы остановили свой выбор на теме: «Макроэкономическая нестабильность и инфляция».

Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических и методологических основ исследования макроэкономической нестабильности и инфляции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить сущность и формы проявления макроэкономической нестабильности и инфляции в экономической системе;

2) рассмотреть инфляционные процессы применительно к анализу инфляции в российской экономике;

3) изучить возможные предложения по совершенствованию государственной антиинфляционной политики.

1. Теоретические основы макроэкономической нестабильности и инфляции

Макроэкономическая нестабильность является одной из основных недостатков рыночной экономики. В то время как в командной экономике, или коммунизме, все решения относительно экономической политики государства, распределения ресурсов и организации производства принимаются центральным плановым органом, в рыночной экономике, как известно, эти решения никем не согласуются. В этих условиях механизм саморегуляции рынка очень часто дает сбои. Этот недостаток рыночной экономики является «жертвой» принесенной ради эффективного распределения ресурсов, интенсивного экономического роста и других достоинств капиталистического устройства общества. Однако, чистого капитализма на практике не существует - во всех странах с рыночной экономикой практикуются смешанные системы, которые занимают некоторое промежуточное положение между командой экономикой и чистым капитализмом. Государство в таких системах играет определенную роль в экономической жизни общества. В частности, оно обеспечивает выпуск некоторых товаров и услуг, которые рыночная система не производит, также правительство проводит в жизнь определенную экономическую политику, разработанную на основе экономических целей и реалий и направленную на нейтрализацию недостатков рыночной экономики. Одной из главных целей государственной политики является достижение макроэкономической стабильности, то есть достижение устойчивого экономического роста при стабильном уровне цен и незначительном уровне безработицы. Основными инструментами регулирования рыночной экономики являются фискальная и кредитно-денежная политика. Необходимо отметить, что к пониманию необходимости вмешательства государства в экономические процессы для достижения макроэкономической стабильности экономисты пришли не сразу. Совершим небольшой экскурс в историю экономической мысли.

Тематика макроэкономической нестабильности является одной из основных в современной макроэкономике. Ведь понимание причин и природы макроэкономической нестабильности в рыночной экономике является необходимым условием для разработки экономической политики, направленной на ликвидацию макроэкономической нестабильности, т. е. достижение стабилизации уровня цен и производства, соответствующему полной занятости. Кроме того, одной из основных функций современного государства является осуществление экономической политики, направленной на смягчение цикличности развития рыночной экономики, на ликвидацию последствий экономических спадов. Неслучайно, что данная тема является одной из наиболее дискуссионных в макроэкономике – существуют множество мнений различных экономистов о том, какой должна быть роль государства в вопросе регулирования рыночной экономики. Каждое мнение, каждый подход к достижению макроэкономической стабильности экономики имеет как сильные, так и слабые стороны; соответственно, экономисты, выражающие те или иные идеи, приводят примеры из реальной жизни, из истории экономики, подтверждающие правильность их собственных воззрений. Однако, опыт показывает, что до сих пор не найдена панацея против нестабильности в рыночной экономике. Принципы стабилизации экономики, хорошо сработавшие в определенной экономической ситуации, приводят к совершенно неожиданному, отрицательному эффекту в другой подобной ситуации. К примеру, кейнсианская теория, хорошо зарекомендовавшая себя во время Великой Депрессии, не принесла ожидаемых результатов в США, в 60-е годы.[1]

Общество только выиграет, если государство будет согласовывать действия отдельных индивидов, конечно в разумных пределах. Вернемся к «Закону рынков» Ж. Б. Сэя. Его закон сводится к утверждению, что производство само создает себе спрос: «Всякий продукт с момента своего создания открывает рынок сбыта для других продуктов на всю величину своей стоимости».

Главный вывод Сэя состоит в том, что в рыночной экономике вся продукция, произведенная в экономике, будет реализована, то есть достаточно лишь произвести продукт, и он будет продан, надо только лишь следить за тем, чтобы структура производства соответствовала структуре спроса.

Современные макроэкономические теории опровергают «закон рынков» Сэя. В основе современного учения макроэкономического равновесия лежит идея о том, что не весь доход, полученный от реализации продукции, идет на потребление – определенная часть сберегается, тратится на импорт и налоги.

В своей новой макроэкономической теории Кейнс объяснил причины реально существовавшей безработицы и депрессии и высказал необходимость ак-

тивного государственного вмешательства для борьбы с ними. То есть Кейнс впервые в истории экономической мысли причислил проблему безработицы к экономическим проблемам, а между тем до Кейнса она рассматривалась скорее как социальная проблема – проблема бедности.

Последователи Кейнса развили и совершенствовали теорию занятости Кейнса. Современная модель совокупных расходов – это совершенствованная теория занятости Кейнса, которая отражает кейнсианскую экономическую теорию.

Независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин, таких как сезонные колебания рынка, изменения конъюнктуры, монополизация рынка, рост производительности труда, государственного регулирования в экономике, введение новых налоговых ставок, внешнеэкономические воздействия, стихийные бедствия и т.д. Это, в целом, естественное явление.

Проблемы, создаваемые инфляцией, почти полностью связаны с неопределённостью. “Они возникают не потому, что ценность денег падает, а потому, что будущая ценность денег непредсказуема”. В этом смысле низкий, но плохо предсказуемый темп инфляции страшнее, чем высокий, но хорошо прогнозируемый.

С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.[2]

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

1. Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.

2. Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.

3. Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют.[3]

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены

различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В России и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.

С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.

В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, я уже затронул вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.

При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличения их у других групп населения.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять волну инфляции.

Таким образом, проявлением макроэкономической нестабильности и инфляции в экономической системе является повышение общего уровня цен; процесс обесценения денег, мешающий деньгам хорошо выполнять свои функции; переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Экономика России в настоящее время находится в состоянии экономического подъема, ориентирами которой должна быть умеренная инфляция, существенное ослабление нагрузки на бизнес, контролируемое повышение непроцентных расходов инновационных статей бюджета государства, рост внутренних и внешних инвестиций. Подробнее об этом будет сказано в следующем пункте.[4]

2. Инфляционные процессы в России и механизмы их регулирования
на современном этапе развития

Ухудшение инфляционной ситуации в России создает риск роста дефицита бюджета в связи с социальной ориентированностью расходов бюджета, говорится в обзоре Альфа-банка.

«Высокий рост цен усиливает наши опасения по поводу того, что бюджетный дефицит за 2011 год, вероятно, превысит официально запланированные 3,6% ВВП, поскольку планы правительства повысить пенсии на 10% в этом году сделаны исходя из сценария инфляции в 2011 году на уровне 6-7%, и этот уровень, скорее всего, будет превышен, что потребует от бюджета дополнительных социальных расходов», — отмечается в материалах банка.

Напомним, что, по данным Росстата, инфляция в России с 12 по 17 января 2011 года составила 0,6%, с начала месяца — 1,4%. Гречневая крупа за отчетную неделю подорожала на 2,9%, пшено — на 1,9%, сахар-песок — на 1,6%, говядина — на 1,4%, отдельные виды хлеба и масло подсолнечное — на 0,6-0,9%. На плодоовощную продукцию цены в среднем увеличились на 2,4%. Цены на бензин выросли на 1,3%, на дизельное топливо — на 2%.

«Хотя сильный рост, который наблюдается с начала месяца, частично связан с сезонным ростом цен на коммунальные услуги, включая повышение тарифов на электроэнергию на 7% с начала месяца, ускорение роста ИПЦ (индекса потребительских цен — ред.) стало следствием инфляционного шока, случившегося летом 2010 года, — считают экономисты банка. — Недельные данные роста ИПЦ говорят о том, что в конце января 12-месячная инфляция, скорее всего, достигнет 9,2-9,4%».[5]

Разгон инфляции во второй половине минувшего 2010 года указывает, что в 2011 году правительству и ЦБ будет чрезвычайно трудно уложиться в официальные 6-7%, отмечают эксперты, давая прогнозы с двузначными числами. Теперь и для ЦБ РФ инфляция выше 10% в течение года уже не кажется чем-то нереальным. Напомним, по данным Росстата, инфляция в России в целом за 2010 год составила 8,8%.

Первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев видит возможность ускорения инфляции в России в первом квартале 2011 года. Об этом он заявил, выступая на конференции Deutsche Bank в Лондоне. "Я чувствую, что в первом квартале мы увидим ускорение инфляции. Возможно, ситуация изменится во втором квартале, я надеюсь на это", - сказал он.

Он также отметил, что к середине года инфляция может достичь двузначных значений в годовом выражении, однако, по мнению Улюкаева, это будет "временным явлением". По словам Улюкаева, риски инфляции в начале года могут восприниматься более остро, чем риски роста экономики.

Инфляция станет вызовом в 2011 году - в инфляционных процессах сформировался целый ряд негативных тенденций, которые "не обещают легкой жизни" в наступившем году, отмечают эксперты Центра Развития и Высшей школы экономики (ВШЭ).

В отношении перспектив 2011 года не стоит ожидать резкого торможения роста продовольственных цен - дефицит продовольствия как результат засухи, а также проникновение высоких мировых продовольственных цен на внутренний рынок непременно дадут о себе знать, в наибольшей степени - в первом полугодии. Разгону внутренних цен будут способствовать и увеличение налоговой нагрузки на бизнес: ускорение роста акцизов на бензин и табачную продукцию, но главное - увеличение суммарной ставки страховых взносов с 26 до 34%. Все это, как отмечают эксперты в бюллетене "Новый курс", прибавит к итоговой инфляции за год 1-1,5 п.п. [6]

"В целом инфляция в 2011 году практически наверняка будет не ниже, чем в 2010 году. При этом если на рынках не произойдет обвала цен, то она может достичь уровня 10-11%. Не исключается, что инфляция может быть и выше, а потолок инфляции пока оценивается в 12,7%", - считают эксперты.

По базовому прогнозу "ВТБ Капитала", инфляция в России в 2011 году составит 8,5%. Но, как полагает главный экономист "ВТБ Капитала" Алексей Моисеев, к двузначному рубежу по инфляции "мы очень близко подойдем в январе-феврале текущего года". По его оценкам, рост инфляции в годовом сопоставлении в эти месяцы составит 9,8-10,2%. "Но если эти значения достигнут 10,8-11%, то это будет служить еще одним поводом для беспокойства", - отметил Моисеев. При этом экономист ожидает, что в апреле недельная инфляция будет составлять 0,2% и к концу месяца выйдет на уровень 0,1% за неделю, и это будет позитивным сигналом. [7]

В инвесткомпании "Ренессанс Капитал" и Российской экономической школе (РЭШ) также ожидают, что инфляция в 2011 году может вновь стать двузначной. "Рубеж в 10% может быть превышен уже к апрелю, поскольку рост цен на продовольственные товары вряд ли замедлится до следующего урожая", - говорится в отчете "Ренессанс Капитал" и РЭШ.

Инфляция уже продемонстрировала свой норов. По мнению специалистов рост потребительских цен в январе в РФ составит 2,1-2,3%.

Набиуллина отметила, что в январе по сравнению с первым месяцем прошлого года темпы инфляции возросли. По ее словам, к традиционному январскому росту тарифов ЖКХ добавился эффект аномальной прошлогодней жары, который "имеет влияние на длительный период времени и будет исчерпан только к началу второго полугодия".

"Те меры, которые правительство запланировало для снижения инфляции и обсуждало в середине декабря, не могли по определению заработать в течение января", - сказал помощник президента. По его словам, надо смотреть данные по итогам квартала, а не одного месяца.

Дворкович также сообщил, что прогноз по инфляции на 2011 год пересматривать пока не планируется.

В 2010 году инфляция в России составила 8,8 процента, как и в 2009 году. При этом изначально в Минэкономразвития рассчитывали, что рост цен по итогам прошлого года составит 6-7 процентов. Однако этому помешала засуха, из-за которой осенью резко подорожала сельскохозяйственная продукция. В частности, стоимость гречки за прошлый год выросла примерно втрое. [8]

Итак, обобщая инфляционные процессы применительно к анализу инфляции в российской экономике можно отметить, что в настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

3. Антиинфляционная политика России на современном этапе

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная политика включает в себя:

1. регулирование совокупного спроса;

2. регулирование совокупного предложения.

Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.

Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.[9]

Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ.

Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа – обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.

Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования) (рис.10.6.2). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.

Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год.[10]

Выбор метода шоковой терапии и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских государств.

Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методам борьбы с инфляцией). Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.[11]

Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.

В 70-80-е гг. ХХ в., в период стагфляционных кризисов, школа «экономики предложения» выдвигает свой путь борьбы со спадом и инфляцией в экономике. В противовес кейнсианскому стимулированию спроса теоретики «экономики предложения» выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования А.Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможности инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность.

Изменение структуры налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.

Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции определяется и комплекс борьбы с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др., которые и предопределяют набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.


Заключение

Теоретические основы макроэкономической нестабильности и инфляции представляют собой важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключении необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам.

Список использованной литературы

1. Артемова Л., Назарова А. Макроэкономические пропорции (по данным национальных счетов) // Экономист. - 2010. - № 5. – С. 36-41.

2. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2007 году и прогноз на 2008 год // Экономист. - 2007. - № 1. – С. 3-19.

3. Бирюков А.Г. О сбалансированности консолидированных бюджетов Российской Федерации в 2009году // Финансы. - 2010. - № 2. – С. 7-10.

4. Бюллетень банковской статистики. 2011. - № 12 – С. 11-23.

5. Вдовиченко А. Г. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньшее? // Банковское дело. - 2009. - № 5. – С. 4-6.

6. Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. - 2010. - № 2. – С. 3-6.

7. Золотухина Т. Укрепление национальной валюты и рост российской экономики // Вопросы экономики. - 2009. - № 6. – С. 95-111.

8. Ильяшенко В.В. Инфляция: проблемы теории и практики. - М.: Приор, 2008. - 441 с.

9. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 256 с.

10. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи. // Финансы. - 2008. - № 10 – С. 74-80.

11. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. - М.: Юнити, 2009. – 208 с.

12. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики: Конспект лекций. - М.: Владос, 2009. – 172 с.

13. Леонтьев В.Е., Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. – 552 с.

14. Петров В. Российский финансовый рынок – не допустить головокружения от успехов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 23 (254). – С. 31-34.

15. Райская Н.Н. Исследование взаимосвязи факторов инфляционных процессов в России // Экономическая наука современной России. - 2006 - № 2 – С. 47-79.

16. Свиридова А., Сосунов К. Рост ВВП: а что внутри? // Финансы, 9-15 августа. - 2008. - № 29 (70). – С. 21.

17. Солнцев О. Г., Белоусов Д. Р., Сальников В. А. Риски политики «сильного рубля» // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. – С. 29-33.

18. Тарасова В.Ф., Савченко Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение. - М.: Юнити, 2009. – 288 с.

19. Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. -2011. - № 20 (158). – С. 54-56.


Приложения

Приложение 1

Краткосрочный и долгосрочный эффекты, оказываемые
на динамику инфляции принятыми мерами

Цены на бензин в России 2010 год

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо по России, Москве и Санкт-Петербурге в 2010 году

Россия

Москва

Санкт-Петербург

АИ-92

АИ-95

ДТ

АИ-92

АИ-95

ДТ

АИ-92

АИ-95

ДТ

11 янв

21,45

23,41

18,36

21,63

23,45

19,45

20,97

23,55

18,62

18 янв

21,33

23,29

18,39

21,61

23,47

19,41

20,88

23,52

18,71

25 янв

21,33

23,29

18,51

21,56

23,45

19,36

20,88

23,52

18,78

01 фев

21,36

23,32

18,58

21,55

23,44

19,36

20,86

23,50

18,88

08 фев

21,39

23,35

18,68

21,51

23,39

19,36

20,86

23,50

19,05

15 фев

21,43

23,39

18,78

21,50

23,38

19,36

20,80

23,45

19,07

24 фев

21,46

23,39

18,83

21,49

23,38

19,35

20,80

23,45

19,07

01 мар

21,49

23,39

18,85

21,48

23,38

19,37

20,81

23,45

19,09

09 мар

21,51

23,41

18,84

21,60

23,47

19,51

20,81

23,45

19,09

15 мар

21,58

23,48

18,84

21,90

23,74

19,68

20,81

23,45

19,09

22 мар

21,61

23,51

18,85

21,93

23,78

19,71

20,81

23,45

19,09

29 мар

21,65

23,53

18,84

21,95

23,82

19,74

20,89

23,54

19,11

05 апр

21,70

23,58

18,83

22,06

23,92

19,83

20,90

23,56

19,12

12 апр

21,82

23,68

18,83

22,33

24,20

20,02

20,90

23,48

19,12

19 апр

21,88

23,77

18,88

22,42

24,30

20,07

20,92

23,49

19,22

26 апр

21,97

23,86

18,95

22,7

24,54

20,32

21,00

23,56

19,38

04 мая

22,06

23,91

18,99

22,73

24,59

20,40

21,28

23,75

19,39

11 мая

22,10

23,96

19,01

22,79

24,67

20,49

21,31

23,82

19,42

17 мая

22,25

24,08

19,08

22,80

24,69

20,51

21,34

23,85

19,42

24 мая

22,32

24,13

19,11

22,85

24,71

20,52

21,54

23,99

19,47

31 мая

22,34

24,16

19,13

22,96

24,83

20,54

21,54

23,99

19,47

07 июн

22,37

24,19

19,11

23,16

24,97

20,59

21,56

24,00

19,49

15 июн

22,36

24,20

19,10

23,18

24,99

20,61

21,56

24,00

19,49

21 июн

22,39

24,24

19,11

23,21

25,03

20,61

21,63

24,05

19,53

28 июн

22,41

24,28

19,11

23,23

25,03

20,61

21,63

24,05

19,53

05 июл

22,48

24,36

19,14

23,22

25,04

20,63

21,81

24,29

19,53

12 июл

22,57

24,45

19,17

23,24

25,06

20,63

22,01

24,49

19,53

19 июл

22,62

24,50

19,18

23,25

25,07

20,64

22,07

24,53

19,57

26 июл

22,66

24,54

19,19

23,25

25,07

20,64

22,25

24,75

19,77

02 авг

22,68

24,56

19,19

23,25

25,07

20,64

22,38

24,88

19,82

09 авг

22,71

24,61

19,20

23,25

25,07

20,64

22,52

25,00

19,83

16 авг

22,74

24,64

19,21

23,25

25,07

20,65

22,52

25,03

19,85

23 авг

22,75

24,66

19,21

23,25

25,07

20,65

22,52

25,03

19,85

29 авг

22,76

24,69

19,21

23,25

25,07

20,65

22,53

25,03

19,85

06 сен

22,78

24,70

19,21

23,25

25,08

20,65

22,53

25,03

19,85

13 сен

22,78

24,71

19,20

23,26

25,08

20,65

22,53

25,03

19,85

20 сен

22,77

24,71

19,20

23,25

25,07

20,66

22,54

25,03

19,85

27 сен

22,78

24,72

19,20

23,25

25,07

20,66

22,54

25,03

19,85

04 окт

22,79

24,73

19,20

23,27

25,08

20,66

22,56

25,06

19,90

11 окт

22,81

24,76

19,21

23,28

25,09

20,66

22,61

25,09

20,00

18 окт

22,84

24,78

19,25

23,29

25,10

20,65

22,74

25,18

20,16

25 окт

22,88

24,82

19,32

23,29

25,11

20,65

22,74

25,18

20,16

01 ноя

22,94

24,86

19,47

23,31

25,15

20,73

22,76

25,19

20,40

08 ноя

23,01

24,90

19,75

23,53

25,30

21,07

22,77

25,19

20,42

15 ноя

23,14

25,02

20,28

23,81

25,59

22,02

22,85

25,32

20,64

22 ноя

23,20

25,09

20,91

23,98

25,77

22,55

22,88

25,36

21,04

29 ноя

23,25

25,15

21,27

24,01

25,83

22,76

22,91

25,39

21,35

06 дек

23,30

25,20

22,05

24,05

25,88

23,22

23,15

26,65

22,39

13 дек

23,34

25,25

22,66

24,12

25,97

24,00

23,15

26,65

23,20

20 дек

23,3

25,30

23,19

24,12

26,03

24,59

23,34

25,84

24,22

27 дек

23,46

25,38

23,55

24,19

26,10

25,19

23,42

25,88

25,10

Средние цены на бензин по России на 2010 год


[1] Ильяшенко В.В. Ифляция: проблемы теории и практики. - М.: Приор, 2008. - 209 с.

[2] Ильяшенко В.В. Инфляция: проблемы теории и практики. - М.: Приор, 2008. - 441 с.

[3] Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 74 с.

[4] Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. - 2010. - № 2. – С. 3-6.

[5] Бюллетень банковской статистики. 2011. - № 12 – С. 11-23.

[6] Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. -2011. - № 20 (158). – С. 54-56.

[7] Чикарова М. Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. -2011. - № 20 (158). – С. 54-56.

[8] Солнцев О. Г., Белоусов Д. Р., Сальников В. А. Риски политики «сильного рубля» // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. – С. 29-33.

[9] Артемова Л., Назарова А. Макроэкономические пропорции (по данным национальных счетов) // Экономист. - 2010. - № 5. – С. 36-41.

[10] Леонтьев В.Е., Н.П. Радковская Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. – 552 с.

[11] Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2007 году и прогноз на 2008 год // Экономист. - 2007. - № 1. – С. 3-19.