Реферат: Закон спроса и предложения 2

Название: Закон спроса и предложения 2
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Контрольная работа № 1.

по дисциплине:

Основы экономики.

Студента четвёртого курса заочного отделения

Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рязановского сельскохозяйственного техникума

Исаева Юрия Алексеевича

Шифр 3058

1. Закон спроса и закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения.

2. Новое во взаимосвязи конкуренции и монополии во второй половине ХХ века.

3. Мировая валютная система. Валютный курс, его виды.

1.Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные История осознания закона

Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.

Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий публичных торгов и соперничества покупателей и продавцов.

Кроме спроса и предложения Матьенсо также рассматривал и другие факторы, влияющие на определение справедливой цены, и описывающие столь вариативную морфологию рынка. В посмертно изданном трактате «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniae. — Mantuae Carpentanae : Excudebat Franciscus Sanctius, 1580» перечислены:

изобилие или нехватка товаров

изобилие покупателей и продавцов

необходимость в каком-нибудь товаре

работа и издержки производства

преобразование сырья

расходы на транспорт и на его износ

изобилие или нехватка денег

географические и погодные факторы

субъективное мнение участников рынка

наличие или отсутствие монопольных структур

ожидание будущего состояния всех вышеперечисленных факторов

Исследователь Оресте Попеску (Oreste Popescu) замечает по поводу этого списка: «Европа даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний» в XVI веке.[1]

[править]

Терминология

Спрос — отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе.

2. Размеры рынка.

3. Мода, сезонность.

4. Наличие товаров-субститутов (заменителей)

5. Инфляционные ожидания

Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

[править]

Описание

Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).

По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.

Аналогично, закон спроса означает то, что по низкой цене покупатели готовы приобрести больше товара, чем при высокой. Функция спроса как функция цены от количества покупаемого товара убывает на всей области определения

[править]

Примеры

[править]

Продукты питания

Чтобы обходить закон спроса и предложения в Евросоюзе перепроизводство масла хранится в складах, на так называемой «горе масла» (нем. Butterberg). Тем самым происходит искусственное сдерживание предложения и цена остаётся стабильной.

[править]

Акции, валюта, финансовые пирамиды

На акции, продаваемые и покупаемые на бирже, может быть устойчивый спрос, поскольку предприятия передают держателям акций часть своей прибыли в форме дивидендов. Когда предложение превышает спрос (увеличилось число продающих или закончились покупатели), цена понижается. Как правило, после движения в одном из направлений цена задерживается возле некоторого уровня. Дивиденды продолжают поступать и после перехода в состояние равновесия и после падений, поэтому спрос на акции рано или поздно восстанавливается.

Валютообменные операции не имеют внутренней доходности в виде дивидендов, дисконтов или процентов. Спрос и предложение валют для обменных операций формируют не трейдеры, а предприятия и финансовые организации, которым обмен нужен для осуществления своей основной деятельности.

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:

  • С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).
  • С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

Закон спроса не действует в следующих случаях:

  • Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)
  • Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)
  • Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")
  • Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)
  • Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.

Закон предложения

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

Предложение исследуется по трем временным интер6валам:

  • Краткосрочный — до 1 года
  • Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
  • Долгосрочный — более 5 лет

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ спроса и предложения — другие факторы, кроме цен, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, запасы и ряд других факторов, в том числе психологической природы.

2.Конкуренция и монополия

Конкуренция: ее сущность и формы. Индивидуальная конкуренция, ее условия и результаты рыночной игры. Сущность и последствия националь­ной конкуренции. Зависимость рыночной цены от массового спроса и мас­сового предложения.

Причины образования и виды монополий. Абсолютная монополия и коренное изменение механизма образования рыночных цен. Антимонопо­листическое регулирование.

Новое во взаимосвязи конкуренции и монополии во второй половине XX века. Монополистическая конкуренция и олигополия. Неценовая конку­ренция.

Россия: путь к современному развитому рынку.

Новое во взаимосвязи конкуренции и монополии во второй половине ХХ века.

Тенденции современного рынка.

В XX в., особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние рынка. Однако в учении о рынке эти изменения долгое время не получали адекватного (вполне соответствующего) отражения. Сторонники новоклассического направления экономической теории отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемое за непререкаемую истину) о совершенной конкуренции.

Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит их множества независимых мелких фирм. Из-за своих небольших размеров предприятия не могут влиять на рыночную цену. Они производят одинаковую продукцию. Покупатели имеют "совершенное знание" о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция является чистой - не зависит от вмешательства государства и монополий.

И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых ученых, революция, которая покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933) она заявила: "Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай... правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай".

Существенный вклад в понимание несовершенной конкуренции внес американский экономист Эдуард Чемберлин. В книге "Теория монополистической конкуренции" (1933) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

Примечательно, что нынешние авторы экономике в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. Вот как об этом заявляют профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус: "В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность... В самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. Добро пожаловать в мир, в котором мы живем, в мир несовершенной конкуренции".

Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию монополий и конкуренции во второй половине XX в.

Первая тенденция - к усилению монополизации рынка. Как уже было сказано в теме 3, научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в различные хозяйственные комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство (магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электрической и тепловой энергии и т. п.). В макроэкономике возник монополистический по своей природе государственный сектор.

Вторая тенденция - к обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охватывая все страны с открытой экономикой.

Стало быть, на исходе XX столетия сложилась парадоксальная ситуация.

На рынке одновременно усиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Спрашивается: к каким последствиям приводит столкновение двух указанных тенденций?

Во-первых , в корне меняется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX - первой половины XX в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями, используя в течение определенного срока патентное право для обновления технологии. Профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи отмечают:

"...правительства большинства стран в целях ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии. В Соединенных Штатах патенты обеспечивают монопольные права в течение 17 лет... Законы, охраняющие профессиональные секреты, иногда дают толчок к развитию даже монополий-"долгожителей".

Во-вторых , внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от этого именно монополии, используя высокие доходы, могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.

В-третьих , в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а также обеспечивает их другими экономическими преимуществами.

Определенным ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показатели 46 стран мира), в 90-х годах наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гон-Конг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2-го на 10-е место, Германия - с 5-го на 14-е, Франция - с 15-го на 19-е. Россия устойчиво занимала 46-е место.



Итак, очевидно, что в современный период характерен необычный синтез (ф. synthesis- соединение, сочетание) конкуренции и монополии.

Формы синтеза конкуренции и монополии

Основными формами своеобразного сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. О новом состоянии рынка дает представление табл. 7.2.

Таблица 7.2 Формы сочетания конкуренции и монополии

Параметры состояния рынка

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число продавцов

Много

Мало

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

Обычно есть

Дифференциация продукта

Есть

Возможна

Участие фирм в контроле над ценами

Цена индивидуализированного продукта контролируется

Нелегальный контроль



В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов. Поясняя коренную особенность монополистической конкуренции, Э. Чемберлин писал: "Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает".

По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

При подитоживании процесса развития конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий перед нами развертывается современная панорама взаимоотношений субъектов рынка. Она включает следующие элементы:

· Сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции.

· Острое противоборство монополий с аутсайдерами (независимыми мелкими и средними хозяевами).

· Соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках.

· Монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии.

· Государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах.

Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни свободной конкуренции, ни чистой, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране.

На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей . Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство сними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

3.Мировая валютная система. Основные понятия

Мировая валютная система — это совокупность экономических отношений в мировой хозяйственной сфере, связанных с функционированием валюты.

Основной задачей мировой валютной системы (МВС) является регулирование сферы международных расчетов для обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания равновесия во внешнеторговом обмене.

Основой валютной системы является валюта.

Под валютой понимается денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара или услуги. Если рассматривать понятие валюты с позиции международных финансовых отношений, то можно привести следующее определение: валюта — это денежная единица государства, обращающаяся на внутреннем рынке и за его национальными границами.

Развитие мировой валютной системы

Международная валютная система (мировая валютная система) — мировая денежная система всех стран, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы и осуществляется международный платежный оборот.

Мировая валютная система представляет собой:

  • определенный набор международных платежных средств;
  • режим обмена валют, включая валютные курсы;
  • условия конвертируемости, механизм обеспечения валютно-платежными средствами международного оборота;
  • регламентацию форм международных расчетов;
  • режим международных рынков валюты и золота;
  • статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения;
  • сеть международных и банковских учреждений, осуществляющих международные расчетные и кредитные операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Цель этой системы заключается в обеспечении эффективности международной торговли товарами и услугами.

Мировая валютная система в своем развитии прошла следующие этапы:

Парижская валютная система (1816-1914 гг.)

В ее основу был положен золотомонетный стандарт. Золотомонетный стандарт — это собственная (классическая) форма золотого стандарта, связанная с использованием золота и золотых монет в качестве денежного товара. Действовал с 1816 по 1914 г. (впервые официально введен в Великобритании), в основу Парижской валютной системы был положен в 1867 г. Характерными признаками золотомонетного стандарта являются исчисление цен товаров в золоте, обращение золотых монет и их неограниченная чеканка государственными монетными дворами для любых владельцев, свободный обмен кредитных денег на золотые монеты по номиналу, отсутствие ограничений на ввоз и вывоз золота; обращение на внутреннем рынке наряду с золотыми монетами и банкнотами неполноценной разменной монеты и государственными бумажными деньгами с принудительным курсом.

Парижская валютная система признала золото единственной формой мировых денег. Банки свободно меняли банкноты на золото. При этом в развитых странах законодательно фиксировалось золотое содержание национальной денежной единицы, т. е. золотой паритет.

Золотой паритет — соотношение денежных единиц различных стран по их официальному золотому содержанию. Он служил основой формирования валютных курсов и был отменен МВФ в
1978 г.

Позднее введен золотослитковый стандарт — это урезанная форма золотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег не слитки золота весом 12,5 кг. Золотослитковый стандарт действовал с 1914 по 1941 г.

Постепенно наряду с золотом в международных расчетах стали использоваться доллары США и фунты стерлингов. Так появился золотодевизный стандарт, положенный в основу Генуэзской валютной системы.

Генуэзская валютная система (1922-1944 гг.)

Золотодевизный (золотовалютный стандарт) — урезанная форма золотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта и затем на золото. При золотодевизном стандарте валюты одних стан ставились в зависимость от валют других стан, обесценение которых вызвало неустойчивость соподчиненных валют. Действовал с 1922 по 1944 г.

Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.)

В ней сохранялось некоторое подобие золотодевизного стандарта, особенность которого в том, что был, во-первых, золотодевизный стандарт только для центральных банков, а во-вторых, при этом только доллар США обменивался на золото, т. е. это был золотодолларовый стандарт.

Основные принципы системы:

  • сохранение функции мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных платежных и резервных валют национальных денежных единиц (доллар);
  • обязательность обмена резервной валюты на золото иностранным правительственным учреждением и центральным банкам по официальному курсу (35 долларов США за тройскую унцию);
  • взаимное приравнивание и обмен валют на основе согласованных с МВФ, выражаемых в золоте и долларах США валютных паритетов, которые должны быть стандартными;
  • жесткая привязка валют к доллару (допустимое отклонение рыночных валютных курсов — не более 1%).

В 1969 г. МВФ были введены для расчетов специальные права заимствования СДР, и золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР. В августе 1971 г. правительство США официально прекратило продажу золотых слитков на доллары.

Ямайская валютная система (1976 г. — по настоящее время)

См.далее: ямайская валютная система

Проблемы реформирования мировой валютной системы

Если рассматривать мировую валютную систему с позиции ее предназначения, то она носит подчиненный характер по отношению к мировой торговле. Другими словами, мировая валютная система обеспечивает международное движение товаров, услуг и капиталов. Поэтому и эффективность функционирования мировой валютной системы следует оценивать исходя из позитивных или негативных процессов в мировой экономике.

Таким образом, отметим, что мировая валютная система последние десятилетия функционирует недостаточно эффективно. В первую очередь за счет своей нестабильности, следствием этого является нестабильность международных экономических отношений в целом, что и определяет необходимость ее реформирования.

Причиной недостаточной эффективности мировой валютной системы в ее нынешнем виде во многом стало реформирование Бреттон-Вудской валютной системы, закрепленное Ямайскими соглашениями. Основополагающими в Ямайских соглашениях являются два элемента:

  • вытеснение золота из международных расчетов и выдвижение на роль мировых денег СДР и отдельных национальных валют;
  • право стран — членов МВФ выбирать режим валютного курса, что фактически узаконило плавающие валютные курсы. Соответственно произошел переход от золотодолларового стандарта к долларовому. Хорошо это или плохо?

Здесь необходимо отметить, что таким образом мировая валютная система была поставлена в зависимость от денежно-кредитной политики США. При этом отсутствуют какие-либо серьезные ограничители для финансовых институтов США при проведении ими внутренней денежной политики (например, проведение дополнительной денежной эмиссии).

Ранее твердые золотые паритеты служили одним из сдерживающих факторов роста денежной массы и темпов инфляции. В настоящее время использование плавающих курсов валют не дает автономии при проведении экономической политики в отдельных государствах и не устраняет перенос инфляции из одних стран в другие. Плавающие курсы реагируют на разницу в процентных ставках и другие факторы экономического и платежного характера. В условиях плавания курсов значительно возрос валютный риск и значительно возросла доля спекулятивных операций на валютном рынке. Таким образом, проблемы реформирования мировой валютной системы в значительной степени связаны с реализацией основных положений Ямайских соглашений.

Поэтому, если рассматривать варианты реформирования мировой валютной системы, то практически все они в тех или иных вариациях предполагают использование новых международных ликвидных средств в качестве мировых денег и отход от свободного плавания валют.

В основе одного из вариантов фундаментальной перестройки мировой валютной системы должны быть две основы:

  • универсальный Мировой Центральный банк;
  • международная валютная единица, базирующаяся на реальных ценностях и приемлемая для международных платежей.

Универсальный Мировой Центральный банк должен эмитировать мировые деньги, а также выдавать займы центральным банкам стран, дополняя их резервы. В свою очередь центральные банки стран должны хранить в универсальном Мировом Центральном банке определенную долю своих пассивов. На роль мировых денег он выдвигает не золото, а коллективный труд, добровольно принимаемый в платежи. Что касается СДР, то чтобы обладать атрибутами международной валюты, они не должны быть коктейлем валют и должны иметь полное обеспечение. Поэтому механизм эмиссии СДР должен опираться на товарную единицу — корзину товаров, сохраняемых и используемых всеми.

Другой вариант реформирования предполагает создание трехполюсной (поливалютной) валютной системы — т. е. воссоздание золотовалютного стандарта, опирающегося на три ключевые валюты — американский доллар, японскую иену и евро. В этой системе предпочтение должно быть отдано фиксированным, но периодически регулируемым валютным курсам, поскольку в таком режиме нуждается международная торговля. Согласно этому проекту, золото должно играть роль всеобщего эквивалента на основе его рыночной цены.

По мнению многих западных экономистов, восстановление конверсии в золото по внешним обязательствам США Центральным банком совместно с введением такой конверсии другими ведущими странами является возможным средством стабилизации международных валютно-кредитных отношений.

В настоящее время нет единого мнения в отношении вариантов реформирования мировой валютной системы. Но ясно только одно — новая мировая валютная система должна удовлетворять следующим условиям:

  • ее функционирование не должно зависеть от каких-либо финансовых институтов отдельных стран;
  • она должна содействовать эффективному проведению международных торгово-экономических отношений;
  • она должна быть способной автоматически выравнивать дисбалансы, возникающие в мировой экономике.

Валютные курсы.

Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой.

Поскольку валютный курс представляет собой соотношение двух валют, он может быть выражен двумя способами.

Возьмем, например, американский доллар и французский франк. Один способ показать соотношение этих двух валют — это определить цену доллара во франках; скажем, 1 доллар стоит 5 франков. Можно поступить иначе, то есть определить цену франка в долларах: 1 франк стоит 0,2 дол., или 20 центов. В таблице 8 представлены обменные курсы валют десяти стран в долларах США и, соответственно, доллара Е ЭТИХ валютах на 1994 год. Сразу же отметим, что сегодня эти валютные курсы колеблются буквально ежедневно.

Российский рубль относится пока не к свободно кон

вертируемой валюте, а к внутренне конвертируемым. Вы

можете купить доллары или марки, обратившись в рос

сийский банк или так называемый пункт обмена валют.

Можно проделать и обратную операцию. Но ни «Чейз Ман-'

хэттен бэнк» в США, ни «Сосьете де банк Сюио в Швей

царии обменивать ваши рубли не станут.

Курс рубля в иностранных валютах либо валют других стран по отношению к рублю рассчитывается аналогичным образом,

Валютные курсы могут иметь разные режимы: плавающие и фиксированные.

Фиксированные валютные курсы предполагают осуществление обмена одной валюты на другую на основе золотого паритета. Золотой паритет определяется равен-: ством золотого содержания валют.

Например, если золотое содержание валюты А равно 0,4г золота, а золотое содержание валюты В — 0,1г золота, то золотой паритет составит: 1 денежная единица А = 4 денежным единицам В.

Фиксированный валютный курс колеблется вокруг золотого паритета в зависимости от спроса и предложения. Однако эти ограничения обычно не превышают 1 % паритета. В противном случае государство будет вынуждено повысить или понизить золотое содержание своей валюты. Фиксированные валютные курсы были характерны для золотого, золотодевизного и золотодолларового стандартов.

Плавающий валютный курс предполагает обмен одной валюты на другую в зависимости от спроса и предложения.

Плавающие валютные курсы характерны для современного многовалютного стандарта, когда устарело само понятие «золотое содержание» валюты. Существуют различные виды плавающих валютных курсов. Валютные курсы могут плавать свободно, т. е. исключительно под воздействием спроса и предложения на валютном рынке. К таким валютам относятся самые «сильные», например доллар. Валютные курсы могут плавать совместно. Страны, использующие совместные валютные курсы, в расчетах друг с другом фиксируют колебания курсов, а с другими странами используют режим свободного плавания. Такими странами являются страны Общего рынка, кроме Великобритании. Валюты также могут плавать связанно другими валютами. Страны, использующие связанные валютные курсы, устанавливают жесткую фиксацию своего валютного курса по отношению к валюте одной из ведущих стран (как правило, к доллару США или французскому франку) или к какой-нибудь коллективной валюте (обычно, к СДР). Валюты этих стран плавают вместе с валютой, к которой они привязаны.

Почему же валютные курсы колеблются? И что лежит в основе колебаний спроса и предложения на данную валюту? Докажем теорему.

Теорема. Валютные курсы выражают паритет (равенство) покупательной способности национальных валют.

Виды валютного курса

Одним из важнейших элементов любой валютной системы является валютный курс . Валютный курс необходим для:

- взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного покупательного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту за национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;

- сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

- периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков. Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменение внутриэкономической ситуации, а также изменяя поведение фирм, работающих на экспорт или конкурирующих с импортом. Используя валютный курс, предприниматель сравнивает собственные издержки производства с ценами мирового рынка. Это дает возможность выявить результат внешнеэкономических операций отдельных предприятий и страны в целом. На основе курсового соотношения валют, с учетом удельного веса данной страны в мировой торговле рассчитывается эффективный валютный курс. Валютный курс оказывает определенное влияние на конкурентоспособность фирм, прибыль предприятий. Резкие колебания валютного курса усиливают нестабильность международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений, вызывают негативные социально-экономические последствия, потери одних и выигрыши других стран.

Классификация основных видов валютного курса

1. По способу фиксации (режим ВК) различают следующие виды валютных курсов:

а) Фиксированный валютный курс – это официально установленное соотношение между национальными валютами на основе взаимного паритета. При режиме фиксированного курса центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к валютной корзине (обычно в нее входят валюты основных торгово-экономических партнеров) или к международной денежной единице. Особенность фиксированного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени (нескольких лет или нескольких месяцев), т.е. не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра (девальвации – понижения или ревальвации – повышения). Режим фиксированного валютного курса обычно устанавливается в странах с жесткими валютными ограничениями и неконвертируемой валютой. На современном этапе его применяют в основном развивающиеся страны. Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей :

1) курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют развивающиеся страны по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов.

2) курс национальной валюты фиксируется к СДР .

3) «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны.

4) курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

б) Колеблющийся валютный курс – это валютный курс, который свободно изменяется под воздействием спроса и предложения. Разновидность колеблющегося валютного курса –п лавающий валютный курс, который предполагает использование механизма валютного регулирования со стороны ЦБ страны.

Размеры спроса и предложения на валютном рынке зависят от трех факторов:

- от объемов взаимной торговли между странами. Чем больше торговый обмен с Японией, например, тем больше спрос на йену;

- от масштабов инфляции и состояния экономики страны;

- от покупательной способности каждой национальной валюты.

Режим «плавающего» или колеблющегося курса характерен для стран, где валютные ограничения отсутствуют или незначительны. Режим плавающего курса не исключает проведение центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса. С марта 1973 г. страны перешли к плавающим валютным курсам. Однако преобладает регулируемое государством плавание курсов валют. Данный режим имеет два вида.

Так, в системе «свободного плавания» валютный курс формируется под воздействием рыночного спроса и предложения. Валютный рынок при этом наиболее приближен к модели совершенного рынка: количество участников как на стороне спроса, так и на стороне предложения огромно, любая информация передается в системе мгновенно и доступна всем участникам рынка, искажающая роль центральных банков незначительна и непостоянна.

В системе управляемого плавания, кроме спроса и предложения, на величину валютного курса оказывают сильное влияние центральные банки стран, а также различные временные рыночные искажения.

в) К промежуточным между фиксированным и плавающим вариантами режима валютного курса можно отнести: режим «скользяще фиксации», при котором центральный бан ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов и др.

- режим «валютного коридора», при котором центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса. Режим «валютного коридора» называют как режим «мягкой фиксации» (если установлены узкие пределы колебания), так и режимом «управляемого плавания» (если коридор достаточно широк). Чем шире «коридор», тем в большей степени движение валютного курса соответствует реальному соотношению рыночного спроса и предложения на валюту;

- режим «совместного», или «коллективного плавания», валют, при котором курсы валют стран – членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют, не входящих в группировку.

2. По способу расчета выделяют: Паритетный и фактический валютные курсы

Покупательная способность валюты определяется количеством одинаковых товаров и услуг, которые можно купить на стандартную сумму различных национальных валют. Например, на 100 долларов, евро и т.д. Но соотношение валют по их покупной способности в разных странах различно по различным товарам. Поэтому в мировой практике в настоящее время валютный курс определяется на основе так называемого паритета покупательной способности . Этот паритет есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на рынках различных стран в национальной валюте. В этом случае в корзину отбирают одинаковый набор товаров и определяют сумму денег, необходимую для приобретения этого набора в различных странах.

Объективность сравнения может быть достигнута только при использовании очень большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину двух стран. Так, если, например, в России такая корзина стоит 2000 рублей, а в США 100 долларов, то цена одного доллара (валютный курс) будет равна 20 рублям, а цена одного рубля 5 центов. Поэтому если в России цены удвоятся, а в США останутся прежними, то при прочих равных условиях обмена курс доллара к рублю вырастет в два раза. Однако валютный курс в действительности может значительно отклоняться в ту или другую сторону в зависимости от многих причин. Например, чем больше спрос на данную валюту, тем больше будет повышаться курс обмена этой валюты на денежную единицу другой страны и наоборот.

Но самая большая сложность заключается в том, что не существует единого способа определения состава потребительской корзины. В разных странах структура потребления разных товаров и услуг, входящих в корзину весьма различна. Но, тем не менее, другого способа определения валютного курса, чем корзинный, не существует.

3. По видам сделок выделяют:

а) курсы наличных сделок (курс «спот»), при которых валюта поставляется немедленно (в течение двух рабочих дней). Курс «спот» – базовый курс валютного рынка. По нему происходит урегулирование текущих торговых и неторговых операций.

б) курсы срочных сделок (форвардные ), при которых реальная поставка валюты осуществляется через четко определенный период времени. Форвардный курс устанавливается участником валютной сделки, которая реально будет осуществлена через определенный период времени на фиксированную дату.

Например, при курсе продавца «спот» 1 сентября 1996 г. во Франкфурте-на-Майне 1$=1,5655 DM форвардный курс на срок три месяца (с поставкой 1 декабря) составляет 1$=1,5700 DM. Это означает, что немецкий банк готов продать доллар клиенту за 1,5655 DM с поставкой немедленно или за 1,5700 DM с поставкой 1 декабря. При этом банку совершенно необязательно до декабря иметь доллары. Главное, что 1 декабря он обязан их продать клиенту по курсу, установленному 1 сентября, независимо от того, какой курс «спот» будет в декабре

Таким образом, форвардный валютный курс на срок три месяца нельзя путать с будущим курсом «спот» через три месяца. Форвардный валютный курс – это своеобразное «бронирование» курса на определенную дату в будущем.

4. По видам платежных документов, которые являются объектом обмена, различают

а) курсы телеграфного перевода – курсы валютных сделок (заключительных), публикуемых в котировальных таблицах (курсы продавцов и курсы покупателей). На их основе определяются курсы других платежных средств. Курс телеграфного перевода обычно выше курса почтового перевода, чека, срочной тратты, банкноты, поскольку банк выплачивает валюту немедленно или на следующий день после получения перевода от банка-партнера.

б) курс чека, как и курс почтового перевода, ниже курса телеграфного перевода на величину процентов за число дней, необходимых для доставки этого платежного документа авиапочтой из одной страны в другую. Обычно курс чека выше курса тратты, т.к. при определении курса последней учитываются срок ее оплаты, надежность, валюта платежа.

Выплата по чеку производится после его пересылки в страну – место платежа, где он будет оплачен по предъявлении.

в) курс срочной тратты ниже курса телеграфного перевода на величину, равную сумме процентов за число дней с момента покупки векселя до его оплаты. Проценты обычно определяются по ставке страны, в валюте которой выписан вексель. Для первоклассных торговых векселей проценты могут определяться на основе учетной ставки ЦБ, а если тратта является банковским акцептом, то по рыночной учетной ставке, которая несколько ниже официальной.

г) курс иностранных банкнот приближается к курсу почтового перевода, отклоняясь от него вверх или вниз в зависимости от спроса и предложения этого платежного средства. При покупке курс банкнот ниже курса чека, а при продаже – выше.

5. В зависимости от учета инфляции выделяют следующие валютные курсы

1. Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны. Он не учитывает уровень инфляции.

2. Реальный валютный курс. Учет уровня инфляции в обеих странах при определении валютного курса позволяет перевести номинальный валютный курс в реальный. Его можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте. Так,

Кr =Ph /Pf *Kn ;

где Кr – реальный валютный курс;

Р h – национальный индекс потребительских цен;

Р f – индекс потребительских цен за рубежом;

К n – номинальный валютный курс.

6.По способу установления ВК

1. Официальный

2. Неофициальный

7.По отношению к паритету покупательной способности валют выделяют

1. Завышенный ВК

2. Заниженный ВК

3.Паритетный ВК

8.По отношению к участникам сделки.

1. Курс покупки

2. Курс продажи

Список используемой литературы:

    1. Н.А. Волкова, О.А. Столярова “Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий” (2005г).
    2. Е.Ф. Борисов ”Основы Экономики”(2004г).
    3. В.К. Скляренко, В.М. Прудников “Экономика предприятия” (2008г).
    4. А.П. Казаков, Н.В. Минаева ”Экономика” (1996г).
    5. А.А. Угаров “Экономика с/х предприятий” (2000г).
    6. И.А. Минакова ”Экономика сельского хозяйства” (2003г).
    7. О.И. Волков ”Экономика предприятия(фирмы)” (2002г).
    8. Б.А. Райзберг ”Основы экономики” (2003г).