Реферат: Управление жилыми домами в условиях ЖК РФ

Название: Управление жилыми домами в условиях ЖК РФ
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы управления жилыми домами………..….5

1.1. Понятие управления жилыми домами в условиях

Жилищного кодекса РФ…………………………………………...…5

1.2. Особенности управления домами в РФ…………………..…….8

Глава 2. Современные способы управления жилыми домами в РФ…...11

2.1. Непосредственное управление жилым домом………………..11

2.2. Управление ТСЖ, ЖК, ЖСК…………………………….…….14

2.3. Управление управляющей компанией…………………….…..17

Глава 3. Проблемы управления жилыми домами и пути их решения….22

3.1. Современные проблемы управления жилыми домами………22

3.2. Пути рения проблем управления жилыми домами…………...25

Заключение…………………………………..……………………………..28

Список литературы…………………………………………………..…….30

Приложения………………………………………………………………...32


Введение

В декабре 2004 г. был принят Жилищный кодекс РФ, опреде­ливший переход к рыночным отношениям в жилищно-коммуналь­ном хозяйстве. В настоящее время проводятся активные преобра­зования в данной сфере, жители домов выбирают способ управле­ния, образуются компании, специализирующиеся на управлении многоквартирными домами. Востребованной становится литерату­ра, в которой четко описаны способы управления многоквартир­ными домами, их преимущества и недостатки; рассмотрен процесс управления; определены основные понятия, используемые при осуществлении данной деятельности.

Жилье играет важную роль в жизни человека. Вот почему к его состоянию, обеспечению комфортных условий и безопас­ности проживания человека, к стандартам качества жилищных и коммунальных услуг предъявляются сегодня достаточно высокие требования. В связи с этим вопрос управления жилыми много­квартирными домами становится наиболее актуальным. Долгое время не существовало нормативной базы, полностью отвечаю­щей современным требованиям функционирования системы жи­лищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Вступивший в действие с 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс Российской Федерации (да­лее — ЖК РФ) ввел ряд новшеств.

В частности, новое жилищное законодательство меняет пред­ставление об управлении многоквартирным домом. Происходит разделение функций управления жилищным фондом и его обслу­живания, развиваются принципы конкуренции в сфере обслужи­вания жилья. Теперь каждый собственник вправе определить способ управления своим домом, однако не все собственники знают о существовании у них данного права. Жильцы мало про­информированы о способах управления жилыми домами и имею­щихся у них правах, предусмотренных новым ЖК РФ. Жилищный кодекс устанавливает, что жители могут образовывать товарище­ство собственников жилья (ТСЖ) и управлять своим имуществом самостоятельно либо нанять управляющего. Выбранный способ управления становится обязательным для всех собственников жилья. Если собственники помещений до 1 января 2007 г. не смогли определить, какой из способов управления для них лучше, данная обязанность возлагается на орган местного самоуправле­ния, который проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (УО) для управления многоквартирным домом. В этом случае собственники обязаны заключить договор управ­ления с выбранной по итогам конкурса организацией.

Эффективное управление многоквартирным домом признает­ся основным вопросом жилищно-коммунального хозяйства — вопросом новым, сложным и неоднозначным.

Управление многоквартирным домом должно обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, над­лежащее содержание общего имущества в многоквартирном до­ме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление иных жилищных и коммунальных услуг гражданам. Выполнение данных условий возможно лишь при эф­фективной работе лиц, осуществляющих управление домом.

Целью написания данной курсовой работы является изучение управления жилыми домами в условиях Жилищного кодекса РФ.

Для реализации поставленной цели в настоящей курсовой работе решаются следующие задачи:

- Дается понятие управления жилыми домами в условиях Жилищного Кодекса РФ;

- Описываются особенности управления домами в РФ;

- Изучаются современные способы управления жилыми домами в РФ;

- Выявляются проблемы управления жилыми домами и предлагаются пути их решения.

Объектом изучения в данной курсовой работе выступает управление жилыми домами. Предметом – теоретические и практические аспекты управления жилыми домами в условиях Жилищного кодекса РФ.

В ходе исследования использовались общенаучные, а также специальные методы познания: анализ, синтез, обобщение.

Практическая значимость написания настоящей работы заключается в выявлении проблем управления жилыми домами в условиях Жилищного кодекса РФ и предложении путей их решения.

При написании настоящей курсовой работы были использованы современные источники литературы по жилищному праву, управлению в сфере ЖКХ, как российских, так и зарубежных авторов.

Глава 1. Теоретические основы управления жилыми домами

1.1. Понятие управления жилыми домами в условиях

Жилищного Кодекса РФ

Жилищный кодекс РФ не дает понятия «управление многоквартирным жилым домом», хотя управлению многоквартирными домами посвящен целый раздел кодекса.

Чтобы определить какое-либо явление, необходимо выделить его признаки. К признакам управления многоквартирным домом относятся:

— деятельность. Управление — это всегда процесс, растянутый во времени. Временные рамки управления конкретным многоквартирным домом зависят от жизненного цикла дома — с момента его постройки и до момента сноса;

— объект. Управление всегда направлено на какой-либо объект. В данном случае объектом управления выступает многоквартирный дом;

— субъект. Субъект управления — лицо, оказывающее давление на объект в целях управления им. В данном случае субъектами управления являются собственники помещений в многоквартирном доме (первичный субъект) или лица, привлеченные ими для управления домом (опосредованный субъект). В некоторых случаях субъектом управления многоквартирным домом могут быть органы местного самоуправления (в случае, если собственники сами не выбирают способ управления домом, за них управляющую компанию выбирают органы местного самоуправления);

— согласованность и единство. Управление многоквартирным домом, жилые и нежилые помещения в котором принадлежат различным собственникам, может осуществляться только на основе единых условий, согласованных ими. Собственники могут вырабатывать эти условия сами или делегировать свои права по их формированию управомоченному ими лицу, которое будет представлять интересы всех собственников при выборе и заключении договоров с управляющими компаниями;

— целенаправленность. Как и любая деятельность, управление многоквартирным домом должно быть максимально эффективным («эффект» (от лат. effectus — исполнение, действие, от efficio — действую, исполняю) — результат, следствие каких-либо причин, действий)1, т.е. любые действия должны дать результат, на который они направлены, с наименьшими затратами на его достижение[1] .

Но в жизни зачастую это не так. Либо результат четко не сформирован (и вся деятельность превращается в каждодневную рутину, связанную с решением оперативных вопросов), либо результат сформирован, но для его достижения не предпринимаются «нужные» действия и как следствие — не достижение результата или увеличение расходов на его достижение.

Таким образом, управление многоквартирным домом — это согласованная деятельность собственников помещений в много-квартирном доме или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме[2] .

Эффективность управления — сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Для этого существует организация, которая должна обеспечить это преобразование не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Иными словами, затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. В этом заключается сущность понятия эффекта и эффективной деятельности. Хороший менеджер видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, результативность функционирования которых зависит от непрерывного развития и движения этой системы.

При управлении стремятся к максимальному сокращению. Затраты в организации не однородны и не всегда отражаются деньгами (хотя все стараются перевести их в денежную форму). Обычно затраты подразделяют на:

• материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;

• трудовые затраты (время работы и квалификация работников);

• финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги)[3] .

Результаты деятельности указываются в целях организации, которые могут быть долгосрочными (стратегическими — 1-5 лет и более), краткосрочными (тактическими — квартал, полугодие), оперативными (еженедельные, ежедневные).

Цели управления многоквартирным домом определены Жилищным кодексом РФ, к ним относится обеспечение:

• благоприятных и безопасных условий проживания граждан;

• надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;

• решения вопросов пользования общим имуществом;

• предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме[4] .

Исходя из перечисленных целей, не видно тех результатов, которые должны быть, достигнуты при управлении домом. Каждая управляющая компания, ТСЖ формулирует их для себя по каждому конкретному дому. Цели при этом должны обладать рядом характеристик:

• быть конкретными и измеримыми. Тем самым создается четкая база отсчета для последующих решений и оценки хода работы (контроля достижения результатов);

• быть ориентированными во времени. Следует точно определять, когда должен быть достигнут результат;

• быть достижимыми. Недопустимо установление целей, которые превышают возможности организации из-за недостаточности ресурсов или из-за внешних факторов, что может привести к катастрофическим последствиям. Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет;

• быть взаимно поддерживающими. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей[5] .

После того, как были правильно сформулированы цели, возникает вопрос об их достижении. Для этого необходимо определить принципиальные направления движения к ним путем постановки задач (что необходимо сделать для их достижения?).

Можно выделить следующие общие задачи, которые обычно решают УК, ТСЖ при управлении многоквартирным домом:

• поиск и отбор поставщиков услуг;

• организация жилищно-коммунального обслуживания многоквартирного дома;

• контроль объема, качества и сроков выполнения работ и услуг, защита интересов жильцов по вопросам недопоставки услуг;

• организация системы учета и сбора платежей;

• подготовка и обоснование бюджета расходов на содержание, развитие и модернизацию общего имущества и придомовой территории, целевое использование бюджета;

• поиск и использование законных возможностей коммерческого использования общего имущества;

• организация подготовки и предоставления достоверной и полной отчетности перед членами ТСЖ и государственными органами;

• обеспечение своевременного сбора платежей от собственников жилых помещений;

• обеспечение своевременной и полной оплаты услуг по счетам поставщиков услуг[6] .

Данный перечень может быть дополнен или сокращён в зависимости от поставленных целей. Для реализации поставленных задач следует определить мероприятия (те шаги, которые необходимо сделать на пути к поставленной цели) в виде годового плана управления.

Для реализации поставленных задач следует определить ме­роприятия (те шаги, которые необходимо сделать на пути к по­ставленной цели) в виде годового плана управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что управление многоквартирным жилым домом – это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

1.2. Особенности управления домами в РФ

Указом Президента России от 29 марта 1996 г. N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" предусматривался поэтапный переход к конкурсному принципу отбора организаций-подрядчиков любой организационно-правовой формы для выполнения работ по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов[7] .

Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством России, органом государственной власти субъекта Федерации и органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 163 ЖК РФ). Управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора об управлении данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без его проведения[8] .

По сравнению с ранее действующим законодательством Жи­лищный кодекс РФ внес следующие изменения в способы управ­ления жилыми домами.

Во-первых, непосредственное управление стало доступным неограниченному числу собственников помещений. Ранее этот способ мог применяться в домах, в которых было не более четы­рех помещений, принадлежащих двум, трем или четырем различ­ным собственникам. Однако в настоящее время наметилась тен­денция к включению в законодательство ограничения числен­ности собственников помещений для непосредственного управ­ления шестнадцатью собственниками.

Во-вторых, раньше напрямую с собственниками помещений могли работать только государственные или муниципальные службы заказчика. Частные управляющие организации должны были работать через ТСЖ, т.е. требовалось первоначально соз­дать ТСЖ, а затем передавать управление управляющей органи­зации. Теперь все управляющие организации любой организаци­онно-правовой формы получили право заключать договоры управления как напрямую с собственниками помещений, так и через ТСЖ[9] .

Перечень способов управления является закрытым, поэтому на практике не могут применяться какие-либо смешанные или дополнительные способы управления.

Для того чтобы схема управления домом, характерная для конкретного способа управления, заработала, необходимо вы­брать и реализовать данный способ.

Выбор способа управления может быть организован двумя путями:

1) собственники могут самостоятельно выбрать способ управления, приняв решение на общем собрании собственников помещений с оформлением протокола, подтверждающего сде­ланный выбор;

2) если собственники не выбрали способ управления до уста­новленного законодательством срока, то орган местного само­управления обязан провести конкурсный отбор управляющей ор­ганизации. Данная процедура признается выбором способа управления[10] .

Выбор способа управления зависит от того, сколько квартир в доме, насколько платёжеспособны и дисциплинированы жители, какие управляющие организации есть на рынке жилищно-коммунальных услуг, какие отношения сложились с ресурсоснабжающими организациями, установлены ли общедомовые и поквартирные приборы учета и т.д.

Критерии выбора способа управления домом приведены в таблице 1.1. (приложение 1)[11] .

Собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно выбирают способ управления домом исходя из выбранных критериев в зависимости от конкретной ситуации.

Множественность вариантов управления имеет целью демонополизировать хозяйственную и управленческую деятельность в данной сфере, и создать правовые условия для свободной конкуренции субъектов управления многоквартирными домами в целях стимулирования их заинтересованности в повышении качества обслуживания. Если собственники помещений многоквартирного дома сочтут избранный ими ранее способ управления недостаточно эффективным, то они вправе своим решением изменить его (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ)[12] .

Глава 2. Современные способы управления жилыми домами в РФ

2.1. Непосредственное управление жилым домом

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Выбор непосредственного управления домом говорит о том, что собственники готовы самостоятельно осуществлять деятель­ность по управлению общим имуществом в доме, без привлече­ния управляющих организаций и без создания ТСЖ.

Собственники помещений не создают никакой управленче­ской надстройки для управления домом, так как при непосредст­венном управлении не нанимается штат для выполнения управ­ленческих функций. Собственники берут эти функции на себя на добровольных началах. Поэтому с финансовой точки зрения дан­ный способ является малозатратным. Однако это касается только расходов на управление домом, остальные расходы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, собственники несут в обязательном порядке[13] .

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками возможны следующие варианты отношений со сторонними организациями, предоставляющими жилищные и коммунальные услуги:

Договоры на поставку коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) заключаются с каждым собственником помещения в доме от своего имени рис. 2.1[14] .

Рис. 2.1. Заключение договоров на коммунальные услуги с каждым собственником помещения в доме.

Договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме заключаются со всеми или с большинством собственников помещений в доме. При этом, все или большинство собственников выступают в качестве одной стороны в договоре рис. 2.2[15] .

Рис. 2.2. Заключение договоров на жилищные услуги, одной из сторон в которых являются все собственники помещений в доме.

В интересах всех собственников по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников по доверенности от остальных собственников помещений в доме рис. 2.3[16] .

Рис. 2.3. Заключение договоров на жилищные услуги от имени всех собственников помещений в доме одним из собственников, действующим по доверенности.

Основным преимуществом непосредственного управления многоквартирным домом является отсутствие расходов на содержание штата ТСЖ или расходов связанных с привлечением к управлению управляющей компании, так как управление в этом случае осуществляется непосредственно инициативными собственниками многоквартирного дома. Однако это является и главным недостатком такого вида управления в том случае, если в доме проживает достаточно большое количество жильцов и площадь общего пользования является значительной. Ведь чем больше дом - тем больше может возникнуть проблем с его управлением и разногласий между жильцами. А найти такого управляющего, который по своей инициативе решал бы массу вопросов достаточно сложно. Таким образом, выбор непосредственного управления оптимален в небольших многоквартирных домах, где объем работы по управлению домом минимален[17] .

Таким образом, непосредственное управление домом самими собственниками требует от них высокой организованности и сплоченности между собой. Несмотря на то, что от их имени во взаимоотношениях с государством и третьими лицами может выступать на основании доверенности один из них или иное лицо, принимать наиболее важные решения придется на общем собрании. Организовать каждое такое собрание и обеспечить его легитимность (соответствие требованиям закона) в доме с большим количеством собственников потребует немалого труда.

2.2. Управление ТСЖ, ЖК, ЖСК

Одним из самых распространенных способов управления многоквартирным домом является управление объединением собственников помещений в доме, в основном ТСЖ или ЖК и ЖСК (таблица 2).

Понятие ТСЖ приводится в ст. 135 ЖК РФ. Так, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Из данного определения можно сделать вывод, что ТСЖ — это юридическое лицо, которое относится к некоммерческим организациям. Целями создания и деятельности этой некоммерческой организации в многоквартирном доме являются:

— совместное управление комплексом недвижимого имущества;

— обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества;

— владение общим имуществом;

— пользование общим имуществом;

— в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом[18] .

Единственным учредительным документом ТСЖ является устав, который принимается на общем собрании собственников большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.

Решение о создании ТСЖ должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, и оно считается принятым в том случае, если за него проголосовали собственники помещений, имеющие более 50% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в доме. Отношения в ТСЖ строятся на основании добровольного членства. Собственник помещения может стать членом ТСЖ после подачи соответствующего заявления. Отношения ТСЖ с собственником помещения, не являющимся членом ТСЖ, строятся на основании договора о содержании и ремонте общего имущества[19] .

Органами управления ТСЖ являются:

— общее собрание членов ТСЖ;

— правление ТСЖ.

Общее собрание членов ТСЖ является высшим органом управления товарищества. Руководство текущей деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества, которое избирается общим собранием членов ТСЖ. Управление многоквартирным домом, в котором создано ТСЖ, может осуществляться:

1) членами правления во главе с председателем, избранными из числа членов ТСЖ;

2) профессиональным управляющим, привлеченным членами правления товарищества со стороны.

Жилищным кооперативом (ЖК) или жилищно-строительным кооперативом (ЖСК) в соответствии с ч. 1 ст. 110 ЖК РФ признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме[20] .

Жилищный кодекс Российской Федерации не дает четкого разграничения между ЖК и ЖСК, однако из положений ст. 110 ЖК РФ можно сделать вывод, что при создании ЖК его члены приобретают, реконструируют и содержат уже готовый многоквартирный жилой дом, а члены ЖСК своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании дома. Целями создания ЖК и ЖСК являются удовлетворение потребностей граждан в жилье, а также управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Создание ЖК, ЖСК возможно при наличии не менее чем 5 членов кооператива, но их количество не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме.

Органы управления ЖК, ЖСК — общее собрание членов жилищного кооператива, конференция, если число участников общего собрания членов ЖК более 50 и это предусмотрено уставом ЖК, правление ЖК и председатель правления ЖК.

Таким образом, ТСЖ, ЖК и ЖСК являются юридическими лицами и относятся к некоммерческим организациям. На ТСЖ, ЖК и ЖСК наряду с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются нормы Федерального закона РФ от 12 января 1996 г.

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом, другими потребительскими кооперативами), указанные юридические лица вправе заключать в соответствии с законодательством РФ договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах собственников помещений в доме.

Таким образом, существует две схемы договорных взаимоотношений между собственниками помещений в многоквартирном доме и организациями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг при способе управления домом посредством ТСЖ, ЖК, ЖСК:

Собственники помещений в многоквартирном доме делегируют право заключения договоров на поставку жилищно-коммунальных услуг товариществу собственников жилья (ЖК, ЖСК). Делегирование функций на заключение договоров может быть закреплено в решении общего собрания собственников, в уставе ТСЖ, ЖК, ЖСК, в договоре управления рис 2.4[21] .

Рис. 2.4. Заключение договоров на жилищно-коммунальные услуги ТСЖ, ЖК, ЖСК от имени всех собственников помещений в доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме делегируют право заключения договоров на поставку жилищно-коммунальных услуг товариществу собственников жилья (ЖК, ЖСК), а товарищество собственников жилья (ЖК, ЖСК) в свою очередь заключает договор управления с управляющей организацией, которая осуществляет поиск поставщиков услуг и заключает с ними договоры от имени товарищества собственников жилья (ЖК, ЖСК) рис. 2.5.

Рис. 2.5. Заключение договоров на жилищно-коммунальные услуги управляющей организацией от имени ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Таким образом, управление многоквартирным домом ТСЖ (ЖК, ЖСК) — это деятельность указанных юридических лиц, на­правленная на обеспечение благоприятных и безопасных усло­вий проживания, надлежащего содержания общего имущества, решения вопросов пользования этим имуществом, а также пре­доставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в до­ме, которая осуществляется ТСЖ (ЖК, ЖСК) самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций (управляю­щих компаний).

Образование ТСЖ, содержание аппарата ТСЖ (управляющего, бухгалтера) силами собственников оказалось выгодным только в новых домах, в которых подавляющее большинство квартир принадлежит самим жильцам. В этом случае отсутствует необходимость немедленных вложений в ремонт дома, что дает возможность аккумулировать средства на будущие нужды. Не нужно привлекать представителей органов муниципального управления к участию в собраниях и голосованиях. Как правило, в таких домах низкий процент малообеспеченных граждан, что дает возможность собирать весомые денежные взносы с каждого жильца, облегчает процедуру расчета и получения от государства субсидий и льгот.

2.3. Управление управляющей компанией

Управление многоквартирным домом с помощью привлечения управляющей компании является одним из трех способов управления предлагаемых жилищным кодексом РФ. При управлении многоквартирным домом управляющей компанией между сторонами заключается письменный договор который в котором стороны закрепляют перечень работ и услуг, осуществляемых управляющей компанией и их стоимость, права и обязанности и ответственность сторон.

Управляющая организация — это коммерческая организация, которая выбирается на общем собрании собственников помеще­ний в многоквартирном доме и которой на основании решения данного общего собрания передаются полномочия по управлению общим имуществом многоквартирного дома, предоставлению жи­лищных и коммунальных услуг, а также созданию благоприятных и безопасных условий проживания граждан[22] .

Решение общего собрания о выборе способа управления со­гласно ст. 161 ЖК РФ является обязательным для всех собствен­ников помещений в многоквартирном доме.

Правовой основой деятельности, общей для всех управляю­щих организаций, являются нормы Гражданского кодекса Россий­ской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, Фе­дерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также договор управления многоквартирным домом. Но в зависимости от органи­зационно-правовой формы управляющей организации к ней будут применяться нормы различных нормативных актов, например, фе­деральных законов «Об обществах с ограниченной ответственно­стью», «Об акционерных обществах», «О государственных и муни­ципальных унитарных предприятиях», «О производственных коо­перативах»[23] .

Необходимо исходить из того, что управляющая компания, как и любая другая коммерческая организация, является юридическим лицом, созданным с целью получения прибыли. Деятельность управляющей компании представляет собой вариант предприни­мательской деятельности. В свою очередь, предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполне­ния работ или оказания услуг лицами (ст. 2 ГК РФ)[24] .

Важным является тот факт, что в соответствии с постановле­нием Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 в качестве управляющей компании могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Таким образом, управляющая компания — это юридическое ли­цо независимо от организационно-правовой формы или индивиду­альный предприниматель, которые осуществляют управление мно­гоквартирным домом.

Управляющая компания (УК) по своей сути – коммерческая организация, действующая на основании Договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с условиями договора управляющая компания по заданию собственников помещений многоквартирного дома в течение определенного срока обязуется (Статья 162 Жилищного кодекса РФ):

- Оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

- Предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и другим жильцам данного дома.

- Осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.

Строго говоря, управляющая компания может оказывать таковые услуги как самостоятельно, так и заключив договоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг – ресурсоснабжающими организациями, компаниями, оказывающими услуги по техническому обслуживанию домов, их санитарному содержанию и т.п., организациями, занятыми расчётом и приёмом платежей от населения.

На практике реализуется в основном второй подход: УК только организует предоставление жилищно-коммунальных услуг и контролирует техническое и санитарное состояние дома. То есть УК занимается тем, чем должна заниматься – управлением. Обеспечивает условия проживания в доме, отвечающие нормативам. Организует работы по проведению текущего и капитального ремонта:

• производит выбор обслуживающей организации и заключает договор на проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома,

• обеспечивает устранение аварий и неисправностей инженерного оборудования,

• проводит работы по подготовке к сезонной эксплуатации дома,

• разрабатывает и предоставляет собственникам помещений многоквартирного дома предложение о постановке дома на капитальный ремонт, разрабатывает смету на проведение работ и сроки их выполнения[25] .

Для создания и поддержания рабочих отношений между УК и собственниками помещений в доме необходимо иметь механизмы контроля заказчиком (собственниками) деятельности исполнителя (УК).

Согласно действующему законодательству, УК обязана:

• предоставлять уполномоченному представителю собственников жилья доступ к информации, связанной с деятельностью по управлению общим имуществом многоквартирного дома, проекты планов, плановые задания, отчеты и иную документацию по вопросам, затрагивающим материальные интересы собственников при получении услуг,

• предоставлять собственникам помещений многоквартирного дома координаты подрядных организаций и перечень выполняемых ими работ с расценками на их осуществление,

• рассматривать поступившие от собственников помещений жалобы и предложения и принимать необходимые меры в установленные сроки,

• ежегодно проводить отчётное собрание с жителями о выполнении договора управления[26] .

Кроме того УК обязана предоставлять в установленном порядке льготы и субсидии жильцам многоквартирного дома. Использовать полученные бюджетные средства, платежи за жилищно-коммунальные услуги только по целевому назначению. Выполнять условия договоров с подрядными организациями, своевременно производить оплату, оказанных ими услуг и выполненных работ.

Обязанности собственников предельно просты: не нарушать порядок и вовремя оплачивать счета. Как правило, получатели жилищно-коммунальных услуг оплачивают их непосредственно через УК, если договором между УК и поставщиком ЖКУ не предусмотрен иной способ оплаты. УК получает вознаграждение за выполнение работ по управлению многоквартирным домом. Его размер устанавливается договором – это может быть процент от суммы, полученной с собственников помещений многоквартирного дома за оказанные ЖКУ, либо некая сумма, утвержденная общим собранием проживающих.

При выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, собственники помещений в многоквартирном доме заключают с выбранным управляющим договоры управления, в которых должно быть указано:

1. состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2. перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3. порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4. порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Договор управления, заключаемый с управляющей организацией по всем своим признакам, подпадает под признаки договора оказания возмездных услуг, предусмотренного гражданским законодательством РФ.

В соответствии со ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель (Управляющая организация) обязан оказать услуги лично. То есть, управляющая организация либо сама оказывает часть жилищно-коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом, либо является посредником между собственниками помещений в доме и поставщиками жилищно-коммунальных услуг[27] .

Договоры с организациями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг заключаются управляющей организацией с поставщиками от имени собственников помещений в доме (рис. 2.6.)[28] .

Рис. 2.6. Заключение договоров на жилищно-коммунальные услуги управляющей организацией от имени всех собственников помещений в доме.

При детальном анализе возможных способов управления можно выделить следующие положительные и отрицательные моменты для каждого из них таблица 2.1. (приложение 2)[29] .

Таким образом, существующее жилищное законодательство достаточно полно отражает реалии сложившихся отношений в области управления многоквартирными жилыми домами, предоставляет собственникам возможность выбрать наиболее удобный способ управления недвижимостью как инструмент реализации права распоряжения своей собственностью.

Глава 3. Проблемы управления жилыми домами и пути их решения

3.1. Современные проблемы управления жилыми домами

Практика показывает, что собственники большинства жилых домов не решаются брать ответственность по управлению собственным домом на себя. Но и в тех домах, где образовано товарищество собственников жилья, как правило, не только члены правления, но и председатель избираются из числа непрофессиональных управленцев. Часто это происходит на общественной основе, без оплаты работы (для членов правления) или с небольшой оплатой (для председателя правления и бухгалтера). Поэтому такая работа редко является основной, и председатель правления, и бухгалтер должны где-то еще подрабатывать. Платить же, сколько действительно стоит управление многоквартирным домом, собственники обычно не готовы. Поэтому и качество управления различается в разных ТСЖ в зависимости от оплаты труда председателя и бухгалтера[30] .

Нередко собственники жилых помещений в многоквартирном доме вообще не готовы платить за управление кому-либо из “своих” жильцов, считая, видимо, что общественная работа старшего по дому вполне может перерасти в такую же общественную работу председателя ТСЖ. То, что при этом резко возрастает объем работы, возложенной на конкретного человека, как правило, многих собственников не интересует. Более того, расходование собранных с самих жильцов денежных средств управляющей организацией собственников волнует меньше, чем получение зарплаты соседом в ТСЖ.

Вот и получается, что из решившихся возглавить ТСЖ по пальцам можно сосчитать тех, кто профессионально разбирается в вопросах экономики, права и жилищно-коммунального хозяйства. Опыт приходится нарабатывать методом проб и ошибок, а также через дополнительное обучение.

Управлять объектом жилой недвижимости для управляющей компании намного тяжелее, чем коммерческой. Основная причина в том, что у нежилого объекта, как правило, один хозяин, и УК нужно соблюдать только его интересы, а в жилом доме может быть несколько десятков собственников, и УК должна удовлетворять желания каждого из них. Наибольшие проблемы возникают при социально неоднородном составе жителей дома. Такое относительное социальное расслоение нередко выливается в осложнение управления домом, когда одна часть собственников (с меньшими доходами, а соответственно, и потребностями) выступает за сокращение статей расходов на содержание и эксплуатацию жилого комплекса, а вторая часть, наоборот, желает видеть максимальное количество опций в услугах по эксплуатации дома. Компромисс теоретически достижим, но чем больше квартир в жилом доме, тем сложнее их собственникам договориться.

Неплательщики встречаются не только среди малообеспеченных слоев населения. За коммунальные и другие услуги по обслуживанию дома не платят и вполне хорошо обеспеченные люди. Самая острая проблема в управлении жилыми домами - это задолженность по оплате обслуживания. Не секрет, что недвижимость в элитных домах в докризисные времена очень часто приобреталась не столько как место для проживания, сколько в качестве вложения средств. В такой ситуации убедить собственников "инвестиционных" квадратных метров в том, что независимо от того, живет в кто-то в квартире или нет, пользуется услугами управляющей компании или нет, оплачивать счета необходимо, очень сложно. Многие эксперты называют и другую проблему - это нехватка квалифицированных кадров на рынке услуг по управлению жилой недвижимостью[31] .

Пока не разработаны условия передачи многоквартирных домов от предыдущей управляющей организации к вновь избранной: собственниками на общем собрании или органом местного управления по конкурсу. Очень сложно такой дом новой компании забрать из управления прежней организации. Ведь что означает принять дом в управление? Значит, помимо акта приема-передачи, подписанного передающей и принимающей стороной, принимающая сторона должна получить всю техническую документацию, необходимую для управления и обслуживания дома, финансовую и юридическую документацию, необходимую для перезаключения договоров как с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, так и с пользователями жилищных и коммунальных услуг: физическими и юридическими лицами – собственниками, нанимателями и арендаторами квартир и нежилых помещений многоквартирного дома. Кроме того, необходимы документы, определяющие состав общего имущества многоквартирного дома, включая инженерное оборудование внутри дома и снаружи и придомовый земельный участок. Необходимо иметь достоверную информацию о проведенных ранее ремонтных работах, их составе и объемах и еще многое другое.

Кроме документации, новой управляющей компании необходимо своевременно получить финансовые средства. Это не только платежи жителей и владельцев нежилых помещений, но и бюджетные средства, причитающиеся этому дому. К таковым относятся субсидии малоимущим гражданам, возмещение льгот соответствующим категориям граждан и субвенции на покрытие убытков от предоставления гражданам социальных гарантий (оплата технического обслуживания по минимальным утвержденным ставкам).

А до тех пор, пока нет четкого регламента, определяющего порядок передачи дома в управление, процедура может быть затянута на неопределенное время. Особенно эта проблема скажется на получении финансирования.

Вторая проблема – недостаточность предложенного объема объектов управления. Чем больше объект управления (многоподъездный многоэтажный жилой дом, еще лучше компактно расположенная группа таких домов, или квартал, или целый микрорайон), тем меньше управленческие издержки и выше эффективность управления. Правда, если объект управления слишком велик (район – на примере ДЕЗа), то эффективность управления теряется, а качество предоставляемых услуг снижается.

Третья проблема – большая изношенность жилищного фонда, его хронический недоремонт, в связи с чем затраты на управление такими домами будут существенно выше, чем если бы управляющая компания получила новенький (без строительных недоделок!) жилой комплекс, либо жилой дом после основательного капитального ремонта.

Одним из важнейших вопросов управления жилыми домами был и остается вопрос об оплате коммунальных услуг. Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления, которые всячески поддерживают миф, что альтернативные организации, управляющие комму­нальным хозяйством, обойдутся собственникам дороже. Между тем собственники квартир в многоквартир­ном доме, организованные в ТСЖ, могут выбрать дру­гую управляющую организацию, отказавшись от услуг ЖЭУ. Объявив конкурс, можно попытать­ся получить самое выгодное предложение. Собственники квартир также могут нанять работников на осуществление оп­ределенных функций - тех же дворников, электриков и сантехников,- а если, предположим, подъезд нуж­дается в ремонте, пригласить на конкурсной основе строительную бригаду. Если же при этом ТСЖ будет рационально использовать помещения, находящиеся в общей собственности, то размеры ежемесячных взносов могут быть существенно ниже[32] .

Малообеспеченные собственники квартир - глав­ным образом пенсионеры - боятся, что со вступлением в ТСЖ они потеряют предоставляемые им сейчас льго­ты по оплате коммунальных платежей. На самом деле льготы соответствующим категориям соб­ственников предоставляются в том же порядке, а недос­тающая часть взноса в бюджет ТСЖ вносится местны­ми органами самоуправления или городскими органами исполнитель­ной власти из соответствующего бюджета. В случае ес­ли субсидии муниципалитета или города не предостав­ляются, ТСЖ может взыскать их в судебном порядке.

Каждый, кто решит провести собрание собственников, столкнется со впол­не ожидаемыми трудностями. Прежде всего, необходимо узнать, кто из ваших соседей является соб­ственниками квартиры, а кто живет в ней на условиях муниципального найма. В последнем случае орган местного самоуправления должен выделить своего представителя для участия в собрании. Если в доме мно­го неприватизированных квартир, то участие предста­вителя муниципалитета или города обеспечит кворум.

Второй проблемой являются пожилые люди, которые всегда с подозрением относятся к лю­бым нововведениям, поэтому наверняка придется при­ложить большие усилия для того, чтобы убедить их проголосовать за создание ТСЖ. Еще одной проб­лемой яв­ляются пустующие или сдаваемые внаем квартиры. Как правило, наниматели не сообщают вовремя соб­ственникам о предстоящем собрании, а разыскать соб­ственников пустующих квартир бывает довольно проблематично.

Поэтому заняться серьезной подготовкой к собра­нию необходимо минимум за месяц. Также нелишним будет тщательно изучить Жи­лищный кодекс и иные нормативные акты, регламенти­рующие порядок проведения собрания и/или заочного голосования. В противном случае решение собрания бу­дет легко оспорено в суде.

В любом случае, при принятии решения о создании ТСЖ, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а при необходимости обратиться в организацию оказывающую собственни­кам помощь в этих вопросах.

Однако есть все признаки того, что рынок управления жилой недвижимостью будет развиваться. Сейчас под обслуживанием управляющих компаний уже находятся и дома экономкласса. Собственники квартир имеют право выбрать на свое усмотрение компанию, которая может помочь сделать управление более качественным и при правильных расчетах - недорогим. Так что все идет к тому, что жильцы не только домов высокой категории, но и экономкласса перейдут в недалеком будущем на новый качественный уровень проживания в своих домах.

3.2. Пути рения проблем управления жилыми домами

Если большинство квартир в доме приватизированы, то существует решение, позволяющее объединить положительные моменты существующих способов управления жилым домом и свести к минимуму отрицательные – создать управляющую компанию по управлению жилым домом силами самих собственников квартир так, чтобы они являлись ее участниками - учредителями (владельцами долей уставного капитала). Владелец доли уставного капитала имеет право на часть прибыли компании. После государственной регистрации организации на общем собрании собственников жилья необходимо принять решение о передачи управления домом этой управляющей компании. Решение принимается простым большинством голосов присутствующих на собрании собственников или их представителей. Согласно п. 3. Ст. 45 ЖК: «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов». Решение общего собрания собственников может быть принято без проведения собрания: путем проведения заочного голосования - передачи в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование[33] .

Таким образом, при выборе управляющей компании:

1) исключается риск выбрать мошенников (у самих себя воровать трудно);

2) образуется дополнительная мотивация управляющей организации, кроме денежной;

3) достигается максимальное участие всех граждан в управлении (высший орган управления – общее собрание участников)

4) ведется контроль за руководителем (по решению участников он может быть в любое время снят с должности);

5) исключаются трудности, связанные с созданием и регистрацией ТСЖ.

Рекомендуемая организационно-правовая форма для такой компании – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Но нужно помнить, что количество участников ООО не должно превышать пятидесяти, и поэтому, если собственников больше, целесообразно выбрать по одному участнику от квартиры или отобрать их по иному критерию. Для разработки учредительных документов и регистрации ООО понадобится юрист, но по сравнению с ТСЖ это обойдется значительно дешевле и займет меньше времени - около двух недель.

Чтобы организовать работу по управлению домом необходимо учитывать ее основные моменты:

1) переоформление договоров тепло-, газо-, водоснабжения, вывоза мусора на управляющую компанию;

2) расчет платежей за коммунальные услуги и содержание жилого фонда с учетом льгот и субсидий;

3) сбор оплаты от граждан и компенсации льгот и субсидий на расчетный счет организации (понадобится кассовый аппарат или договор с банком);

4) перевод денежных средств по договорам снабжающим организациям;

5) сбор информации о необходимости текущих ремонтных работ;

6) организация оперативного реагирования и проведения работ.

В отличии от ТСЖ, виды деятельности общества с ограниченной ответственностью могут быть разнообразны, т.е. «общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству». Иными словами, каждый из собственником жилых помещений, практически ничем на рискуя, может стать совладельцем новообразуемой коммерческой организации, которая будет действовать в его интересах и в дальнейшем может приносить ему доход[34] . При этом:

1) общество с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам только своим уставным капиталом (10 000 рублей);

2) каждый участник имеет право выйти из общества в любое время, независимо от согласия других участников.

Главное, в чем нуждается дело управления жилым фондом - это энергичные, честные и ответственные люди!


Заключение

Проблемы реализации нового жилищного кодекса, а именно выбора способа управления жилыми домами, стали сегодня одной из актуальнейших тем.

По новому жилищному кодексу многие заботы, например о капитальном ремонте, ложатся на плечи самих собственников жилья. Но наиболее важный здесь момент – выбор способа управления многоквартирными домами.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Как видно, формулировка законодателя стала намного жестче. Действующий закон предписывает собственнику выбор способа управления многоквартирным жилым домом в обязательном порядке.

Характеризуя предложенные законодателем способы управления многоквартирными домами, следует отметить, что теоретически каждый из них может быть применен на практике, однако необходимо учитывать их конкретные недостатки. И в прежнем, и в новом законодательстве указана возможность непосредственного управления домовладельцами (собственниками помещений в многоквартирном доме), но Закон при этом вводил оправданные ограничения, оговаривая, что использование упомянутого способа целесообразно при незначительных размерах кондоминиума и ограниченном числе домовладельцев. Действительно, наладить взаимодействие между значительным количеством собственников жилых помещений практически невозможно.

Законодательство требует от жильцов жилых многоквартирных домом брать управление в свои руки. Это задача оказывается очень сложной для подавляющего большинства домов. Для некоторых домов решение задачи управления может оказаться невыполнимой.

Основные проблемы управления жилых многоквартирных домов:

- разный материальный уровень жильцов;

- прочные иждивенческие настроения;

- разный возраст и интересы жильцов;

- отсутствие опыта управления;

- недостаток знаний.

Одним из эффективных способов решения данных проблем может явиться организация собственной управляющей компании, а так же:

- в управлении домом должны принимать участие все жильцы дома.

- Если возраст жильцов дома сильно различается, и большая часть жильцов пенсионеры, то в управлении домом им, все равно, придется принимать посильное участие.

- Если трудоспособные жильцы дома не могут, или не хотят постоянно участвовать в управлении домом, то они должны платить больше денег за управление домом, чем остальная часть жильцов дома.

Наиболее эффективная организация управления жилым многоквартирным домом смешанная, заключающаяся в том, что в управлении домом принимают посильное участие пенсионеры дома и трудоспособная часть населения дома

Список литературы:

1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юридическая литература, 2006.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

3. Жилищный кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 11. – Ст. 16.

4. Актуальные проблемы жилищного права / Отв. ред. Е.С. Гетман, П.В. Крашенинников. - М.: Прогресс, 2009.

5. Андрианов И.И. Жилищное законодательство: практические вопросы. / Андрианов И.И. - М.: Право, 2009.

6. Аскназий С.И., Брауде И.Л., Пергамент А.И. Жилищное право / Под ред. Аскназий С.И. - М.: Феникс, 2009.

7. Акимкин А.И. Проблемы управления жилыми домами после принятия нового Жилищного Кодекса // Менеджмент. – 2009. - №8.- С. 11-13.

8. Абрамова Т.С. Эффективное управление жилым домом. / Абрамова Т.С. – М.: Прогресс, 2009.

9. Бархатов. С.С. Управление многоквартирными жилыми домами. Подводные камни // ЖКХ. – 2009. №5. – С. 4-5.

10. Бусыгин Н.Л. Управление жилым фондом: анализ возможных способов управления, открытый конкурс на управление жилым домом, методы воздействия на управляющую компанию// Регистрация и лицензирование. – 2008. - №7. – С. 12-14.

11. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России: Учебное пособие. / Грудцына Л.Ю. - М.: Эксмо, 2008.

12. Горбатова С.Ю. Управление многоквартирными жилыми домами в условиях реформы ЖКХ. / Горбатова С.Ю. – Спб.: Питер, 2009.

13. Жилищное законодательство. Комментарий / Отв. ред. В.Ф. Яковлев, П.И. Седугин. - М.: Прогресс, 2008.

14. Жилищное право. Учебник / Под ред. проф. И.А. Еремичева, проф. П.В. Алексия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

15. Жилищное право: сборник нормативных документов. - М.: ГроссМедиа, 2007.

16. Комментарии к жилищному кодексу РФ / М.В. Поминов, Н.Н. Ковалев, С.Д. Олейник. - М. Издательство «Экзамен», 2007.

17. Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации / Отв. ред. Г.А. Жилин. - М.: Проспект, 2008.

18. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. О.А. Городова. - М.: Право, 2008.

19. Корнеева И.Л. Жилищное право Российской Федерации: Учебное пособие. / Корнеева И.Л. - М.: Юристь, 2009.

20. Крашенинников П.В. Жилищное право. / Крашенинников П.В. - М.: ЮНИТИ, 2008.

21. Комаров В.Д. Жилищное право. / Комаров В.Д. - М.: Право, 2008.

22. Кудашкин А.В. Жилищное право: Учебное пособие. / Кудашкин А.В. - М.: Право, 2008.

23. Ледовских Н.Л. Поглавный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. / Ледовских Н.Л. - М.: Эксмо, 2009.

24. Литовкин В.Н. Жилищное право, жилищное законодательство - соотношение с гражданским правом. / Литовкин В.Н. - М.: Феникс, 2007.

25. Лыкова Э.Б. Жилищное право России: Учебное пособие. / Лыкова Э.Б. – Воронеж: Зеркало, 2008.

26. Марткович И.Б. Жилищное право. Закон и практика. / Марткович И.Б. - М.: БЕК, 2009.

27. Михайлов В.К. Место многоквартирного дома в системе объектов гражданских и жилищных прав // Семейное и жилищное право. – 2008. - №1. – С. 23-28.

28. Никитюк П.С. Жилищное право. / Никитюк П.С. - М.: Логос, 2008.

29. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Фе­дерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. - М.: Эксмо, 2005.

30. Порхомчук О.А. Об управлении жилыми домами и Управляющих компаниях // ЖКХ. – 2009. - №1. – С. 12-13.

31. Рынок управления многоквартирными домами / Под ред. А.И. Тимошенко. - М.: Прогресс, 2009.

32. Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. / Седугин П.И. - М.: Норма, 2008.

33. Толстой Ю.К. Жилищное право. / Толстой Ю.К. - М.: Право, 2008.

34. Фаршатов И.А. Жилищное законодательство. Практика применения, теоретические вопросы. / Фаршатов И.А. - М.: ЮНИТИ, 2008.

35. Эффективное управление жилым домом: практическое руководство / Под общ. ред. В.Н. Субботина. — М.: Эксмо, 2008.


Приложение 1

Таблица 1.1.

Критерии (условные) выбора способа управления домом

Способ управления

Непосредственное управление

ТСЖ, ЖК, ЖСК

Управляющие организации

Критерии дифференциации

Заключение договоров с организациями – поставщиками ЖКУ

Договоры на коммунальные услуги заключаются с каждым собственником помещения отдельно, в договорах на поставку жилищных услуг одной стороной договора выступают все собственники

Заключаются ТСЖ, ЖК и ЖСК с организациями – поставщиками ЖКУ

Заключаются управляющими организациями с поставщиками ЖКУ

Заключение договора управления многоквартирным домом

Заключения договора не требуется

Заключаются с каждым собственником, если такое решение принято на общем собрании. Заключение договоров не обязательно, так как функции по управлению домом прописаны в Уставе ТСЖ и протоколе общего собрания собственников, на котором принято решение создать ТСЖ (ЖК, ЖСК).

Заключается с каждым собственником отдельно

Обучение персонала

Может потребоваться, если собственники выберут из своего состава представителя по доверенности для ведения дел.

Имеет место, если в органы управления выбраны лица – не профессионалы в области управления многоквартирным домом.

Не предполагается, так как управляющие компании работают на профессиональной основе.

Затраты на обучение персонала

Могут быть.

Могут быть.

Нет.

Затраты на управление домом, содержание штата управления

Нет.

Есть.

Есть.

Количество собственников в доме

До 4 (по аналогии с ранее действовавшим ФЗ «О товариществах собственников жилья»).

От 4 (условно).

От 4 (условно).

Защита прав и законных интересов собственников помещений в доме

Собственники помещений в доме сами осуществляют защиту своих прав и законных интересов лично либо через представителей.

Если функция защиты прав и законных интересов собственников прописана в уставе ТСЖ, ЖК, ЖСК, то собственники могут обратиться непосредственно в ТСЖ, ЖК, ЖСК. Органы управления ТСЖ, ЖК, ЖСК либо сами представляют интересы собственников, либо нанимают для этого специалистов со стороны.

Если функция защиты прав и законных интересов собственников помещений в доме прописана в договоре управления, то, собственники могут обращаться за помощью непосредственно в управляющую компанию.

Возможность снижения затрат собственников на содержание и обслуживание дома

Нет расходов на управление домом.

- оказание некоторых видов услуг собственными силами (дворники, сантехники, уборщицы);- содействие органов местного самоуправления в виде предоставления бюджетных средств на капитальный ремонт и обучение персонала (ст. 165 ЖК);- осуществление коммерческой деятельности (перечень видов деятельности – ст. 137 ЖК).

Выбор управляющей организации, предоставляющей услуги по ценам, удовлетворяющим интересы собственников помещений в доме.


Приложение 2

Таблица 2.1.

Положительные и отрицательные моменты способов управления жилыми домами

Способ управления

Плюсы

Минусы

Силами жильцов

-личный контроль качества оказываемых услуг

-сниженные управленческие затраты

-заключение договоров на коммунальные услуги с каждым из собственников

-трудности при защите личных и коллективных интересов

- трудности созыва и проведения собраний (применим только для небольших домов на три-пять квартир)

-отсутствие юридического лица и банковского счета, на котором можно аккумулировать сэкономленные средства

Управляющая

организация

-четкие договорные отношения с каждым собственником

-высокий профессионализм сотрудников

-регламентированный порядок предоставления услуг и их фиксированная цена

-экономия на платежах за счет применения эффективных методов эксплуатации

-минимальное участие всех граждан в управлении

-заинтересованность управляющего в получении дополнительной прибыли за счет экономии на эксплуатации

-отсутствие у управляющей организации иной мотивации, кроме денежной

-сложный порядок заключения договора на управление (подписание договора с каждым собственником на условиях, указанных в решении общего собрания)

-риск выбрать мошенников

ТСЖ

-все собранные деньги тратятся на нужды дома

-возможность постоянного учета мнения большинства собственников

-мотивация к качественному оказанию услуг

-упрощенная смена УК, поставщиков и подрядчиков (на основании решения правления)

-возможность отстаивать свои права в суде коллективно, а не поодиночке.

-потребность в помещении для размещения органов управления

-отсутствие профессионалов-управленцев

-трудности создания и регистрации ТСЖ

-сложности с получением дополнительной прибыли от сдачи в аренду нежилых помещений и мест под рекламу


[1] Эффективное управление жилым домом: практическое руководство / Под общ. ред. В.Н. Субботина. — М.: Эксмо, 2008. С. 34.

[2] Крашенинников П.В. Жилищное право. - М.: ЮНИТИ, 2008. С. 54.

[3] Литовкин В.Н. Жилищное право, жилищное законодательство - соотношение с гражданским правом. - М.: Феникс, 2007. С. 172.

[4] Комаров В.Д. Жилищное право. - М.: Право, 2008. С. 143.

[5] Никитюк П.С. Жилищное право. - М.: Логос, 2008. С. 213.

[6] Лыкова Э.Б. Жилищное право России: Учебное пособие. – Воронеж: Зеркало, 2008. С. 163.

[7] Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Фе­дерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. - М.: Эксмо, 2005. С. 182.

[8] Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005. С. 269.

[9] Жилищное право: сборник нормативных документов. - М.: ГроссМедиа, 2007. С. 179.

[10] Аскназий С.И., Брауде И.Л., Пергамент А.И. Жилищное право. - М.: Феникс, 2009. С. 218.

[11] Актуальные проблемы жилищного права / Отв. ред. Е.С. Гетман, П.В. Крашенинников. - М.: Прогресс, 2009. С. 127.

[12] Кудашкин А.В. Жилищное право: Учебное пособие. - М.: Право, 2008. С. 263.

[13] Комментарии к жилищному кодексу РФ / М.В. Поминов, Н.Н. Ковалев, С.Д. Олейник. - М. Издательство «Экзамен», 2007. С. 365.

[14] Андрианов И.И. Жилищное законодательство: практические вопросы. - М.: Право, 2009. С. 184.

[15] Фаршатов И.А. Жилищное законодательство. Практика применения, теоретические вопросы. - М.: ЮНИТИ, 2008. С. 137.

[16] Корнеева И.Л. Жилищное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Юристь, 2009. С. 184.

[17] Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. С. 133.

[18] Ледовских Н.Л. Поглавный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2009. С. 234.

[19] Жилищное право. Учебник / Под ред. проф. И.А. Еремичева, проф. П.В. Алексия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 314.

[20] Грудцына Л.Ю. Жилищное право России: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2008. С. 211.

[21] Горбатова С.Ю. Управление многоквартирными жилыми домами в условиях реформы ЖКХ. – Спб.: Питер, 2009. С. 25.

[22] Жилищное законодательство. Комментарий / Отв. ред. В.Ф. Яковлев, П.И. Седугин. - М.: Прогресс, 2008. С. 125.

[23] Толстой Ю.К. Жилищное право. - М.: Право, 2008. С. 128.

[24] Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. О.А. Городова. - М.: Право, 2008. С. 432.

[25] Марткович И.Б. Жилищное право. Закон и практика. - М.: БЕК, 2009. С. 174.

[26] Абрамова Т.С. Эффективное управление жилым домом. – М.: Прогресс, 2009. С. 328.

[27] Абрамова Т.С. Эффективное управление жилым домом. – М.: Прогресс, 2009. С. 126.

[28] Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации / Отв. ред. Г.А. Жилин. - М.: Проспект, 2008. С. 172.

[29] Бусыгин Н.Л. Управление жилым фондом: анализ возможных способов управления, открытый конкурс на управление жилым домом, методы воздействия на управляющую компанию// Регистрация и лицензирование. – 2008. - №7. – С. 12-14.

[30] Михайлов В.К. Место многоквартирного дома в системе объектов гражданских и жилищных прав // Семейное и жилищное право. – 2008. - №1. – С. 23-28.

[31] Рынок управления многоквартирными домами / Под ред. А.И. Тимошенко. - М.: Прогресс, 2009. С. 161.

[32] Порхомчук О.А. Об управлении жилыми домами и Управляющих компаниях // ЖКХ. – 2009. - №1. – С. 12-13.

[33] Акимкин А.И. Проблемы управления жилыми домами после принятия нового Жилищного Кодекса // Менеджмент. – 2009. - №8.- С. 11-13.

[34] Бархатов. С.С. Управление многоквартирными жилыми домами. Подводные камни // ЖКХ. – 2009. - №5. – С. 4-5.