Реферат: Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику

Название: Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»

Кафедра экономики

и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

Иностранные инвестиции и способы их привлечения в российскую экономику

Выполнила студентка

факультета экономики и управления

гр. 21 Мб

Пирниязова Р.П.

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Иваненко И.А.

Стерлитамак 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……….3

1.Сущность инвестиций, их классификация и характеристика.............................5

2. Роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики….12

3. Способы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую

экономику………………………...……………………….…………...…………18

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………...27

Введение

Современное экономическое состояние страны можно характеризовать как экономику переходного периода, имеющий свою специфику развития. Особенность экономики такого периода заключается в том, что в ней в наименьшей степени наблюдаются классические формы становления экономики, принятые в экономически развитых странах. Экономика переходного периода характеризуется, прежде всего, наличием по преимуществу бартерного обмена, уход от налогов и прочих выплат в госбюджет, инфляцией, нестабильностью экономического и политического развития общества и т.д. Понятно, что в этот период говорить о прямой и тем более интенсивной инвестиционной политики не приходится. Классические формы участия зарубежного капитала в российской экономике по большей части не срабатывают. И этому имеются вполне объективные причины.

Во-первых, отсутствие законодательной базы, правового поля. В условиях постоянно меняющихся законов и нормативных актов вести стабильный, перспективный и объемный инвестиционный бизнес очень трудно. Слишком велика опасность потери вложенных денег, велик риск не получить необходимую прибыль и т.д.

Во-вторых, немаловажное значение имеет политическая ситуация, которая также весьма существенно сдерживает иностранных инвесторов. За нестабильностью политической ситуации стоит непредсказуемость шагов существующего правительства. Сама по себе политическая неопределенность оказывает отрицательное влияние на инвестиционные решения, не говоря уже о том, что политические решения могут весьма сильно расходиться и даже противоречить объективным законам экономического развития общества.

В-третьих, отсутствует историческая традиция рыночных отношений. Соответственно, отсутствует класс людей, способных эффективно решать экономические проблемы в новых, принципиально иных социально-экономических условиях. Хотя общий образовательный, профессиональный и культурный уровень работоспособного населения страны достаточно высок, чтобы быстро перейти к рыночным условиям хозяйствования, тем не менее для этого потребуется не один десяток лет.

Все перечисленные преграды необходимо преодолеть государству, ведь Россия остается весьма привлекательным регионом для зарубежных инвесторов, поскольку страна располагает очень емким рынком, дешевой и относительно профессионально подготовленной рабочей силой. Все это позволяет решать инвестиционные задачи с высокой долей эффективности.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время для эффективного развития российской экономики в условиях рыночных отношений большую роль играют инвестиционные вложения иностранного капитала.

Целью данной курсовой работы является изучение природы иностранных инвестиций, их понятия, содержания и сущности, а также механизмов, процессов и способов привлечения иностранного капитала на российский рынок.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– описать сущность, характеристику и классификацию инвестиций;

– выявить роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики;

– рассмотреть способы и методы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

1. Сущность инвестиций, их классификация и характеристика

Одним из главных проявлений процесса глобализации в конце XX – начале XXI века стало постепенное формирование общемирового инвестиционного пространства с крупномасштабным трансграничным переливом капитала, в том числе в производительной форме, в виде прямых иностранных инвестиций. Проблемы привлечения в экономику России иностранных инвестиций рассматриваются на фоне общемировых тенденций и зарубежного опыта.

Понятие «инвестиции» является многоаспектным, в научной экономической литературе существует немало определений инвестиций. Общепризнано следующее определение, которое определяет инвестиции как вложения в любые экономические объекты и процессы, такие как средства производства, запасы, резервы, информационные ресурсы, ценные бумаги, «человеческий капитал».[1]

Большинство авторов, определяя иностранные инвестиции, сходятся на том, что они являются собственностью иностранных инвесторов, выступающей в различных формах и видах, вывезенной из одного государства и вложенной в какое-либо дело на территории другого государства, причем инвестиции рассматриваются в самом широком смысле. Это не только средства, вложенные в капитальное строительство, в ценные бумаги предприятий и правительств, но и кредиты в различных формах и даже безвозмездные перечисления средств, имеющие целью достижение социального эффекта.

В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:

– инвестиции в физические активы;

– инвестиции в денежные активы;

– инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т.п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т.д.

Существуют различные основания классификации инвестиций и разные подходы к этой проблеме. Предпринимаются попытки выявления общих классификационных критериев деления инвестиций вне зависимости от того, являются ли данные инвестиции иностранными. Можно привести в качестве примера два различных подхода к проблеме деления инвестиций на виды.

В.Г. Ворониным инвестиции подразделяются на:[2]

– материальные (реальные) инвестиции – это инвестиции в материальные объекты;

– финансовые (номинальные) инвестиции – это финансовые средства собственника, вкладываемые в ценные бумаги, в долю, вклады, а также предоставление кредита за счет собственных средств;

– нематериальные инвестиции – это инвестиции в общие условия воспроизводства, формирование рынка с помощью рекламы, научно-технические проекты, квалификацию сотрудников, организацию предприятия, социальные мероприятия.

Ю.А. Бабичева делила инвестиции на:[3]

– прямые инвестиции – вложения средств в производство, приобретение реальных активов;

– ссудные инвестиции – предоставление денежных средств в долгосрочную ссуду в национальной или иностранной валюте (валютный портфель);

– портфельные инвестиции в форме приобретения ценных бумаг.

С помощью деления на основе двучленной формулы можно распределить основные виды инвестиций следующим образом:

1) капиталообразующие и интеллектуальные;

2) государственные и частные;

3) иностранные и национальные.

Одним из основных классификационных критериев деления инвестиций выступает цель инвестиций – получение прибыли и достижение положительного социального эффекта. В зависимости от этого, инвестиции подразделяются на капиталообразующие и интеллектуальные. В литературе высказано предположение о необходимости деления инвестиций в зависимости от этого же основания на: коммерческие и некоммерческие. Дифференциация инвестиций на коммерческие (доходные) и некоммерческие (социальные) позволила бы установить отдельный правовой режим для них.

Капиталообразующие инвестиции – это инвестиции, направленные на увеличение или прирост материальных и нематериальных активов. Иначе говоря, это инвестиции в их традиционном понимании, потому что, как правило, инвестиции являются капиталообразующими, т.е. выступают способом или средством получения прибыли или дохода.

Интеллектуальные инвестиции – это инвестиции, направленные на подготовку специалистов различных уровней, а также повышение их квалификации, проведение научных исследований, и т.д. Наиболее распространенными видами интеллектуальных инвестиций в настоящее время являются государственные и частные кредиты на получение высшего образования.

Собственность является неотъемлемой частью понятия инвестиций, поэтому форма собственности также выступает основанием для их классификации. Соответственно можно выделить государственные инвестиции (осуществляемые за счет бюджетных средств) и частные инвестиции (осуществляемые за счет собственных или заемных средств негосударственными юридическими лицами или гражданами).

Государственные (бюджетные) инвестиции отличаются от частных инвестиций тем, что им присущи следующие признаки:[4]

1) источниками государственных инвестиций являются бюджетные средства;

2) государство устанавливает порядок предоставления этих инвестиций;

3) размеры государственных инвестиций зависят от утвержденного государственного бюджета;

4) государство следит за целевым использованием бюджетных инвестиций;

5) государственные инвестиции обеспечиваются имуществом государственной казны.

Частные инвестиции и порядок их осуществления регулируются нормами законодательства об инвестициях, гражданского законодательства, законодательства о недрах и недропользовании и нормами других отраслей законодательства. Главные особенности частных инвестиций, отличающие их от государственных, заключаются в том, что источники, объемы и объекты инвестиций определяются самим инвестором, а государство обеспечивает защиту прав инвестора от возможных посягательств, в том числе и со стороны государственных органов.

Однако наиболее урегулированными в законодательном плане до недавнего времени являлись такие виды инвестиций, как иностранные инвестиции и прямые инвестиции (к которым могли быть отнесены и иностранные, и национальные инвестиции).

В соответствии с подходом, выработанным международной теорией и практикой инвестирования, деление инвестиций на национальные и иностранные имеет большое значение. Пока еще рано говорить о едином правовом режиме для всех иностранных и национальных инвестиций, вследствие того, что еще предстоит кропотливая работа по приведению в соответствие с Законом об инвестициях ранее принятых нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и сохранивших различия в правовом статусе иностранных инвесторов (в первую очередь налогового законодательства).

Деление инвестиций на государственные и частные, иностранные и национальные можно определить и как классификацию по субъектному признаку. Остается только лишний раз отметить, что по законодательству об инвестициях государственные (бюджетные) инвестиции исключены из числа инвестиций, к ним отнесены инвестиции физических и юридических лиц.

Другим достаточно значимым основанием для классификации инвестиций выступает объект инвестиций. И если в отношении основного деления (например, деления на иностранные и национальные инвестиции) все достаточно ясно, то здесь имеют место различные подходы к разрешению проблемы. Суммировав и обобщив высказанные в юридической и экономической литературе мнения, можно прийти к выводу, что инвестиции бывают реальными и финансовыми, либо прямыми и портфельными.

Реальные инвестиции − это вложение средств в обновление имеющейся материально-технической базы предприятия, наращивание его производственной мощности, освоение новых видов продукции или технологий, инновационные нематериальные активы, строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на экологию и др.[5]

Данное определение можно признать расширенной трактовкой понятия «реальные инвестиции». Наряду с этим, существуют более сжатые представления о реальных инвестициях: М.З. Бор, А.Ю. Денисов к ним относят долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства; Н.В. Игошин[6] − капитальные вложения в производственный капитал (строительство зданий, машин, оборудования, сооружений, приобретение средств информации и связи и т.п.), жилищно-коммунальное хозяйство. Все названные позиции объединяет понимание реальных инвестиций как инвестиций, осуществляемых в сфере материального производства.[7]

В отношении же финансовых инвестиций подходы различаются существенно. Финансовые инвестиции включают в себя: вложения в ценные бумаги, в том числе государственные и корпоративные; и вложения в банковские депозиты и сертификаты. М.З. Бор, А.Ю. Денисов[8] предлагают понимать финансовые инвестиции, как инвестиции в государственные краткосрочные облигации (государственные бескупонные ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства государства и предоставляющие право владельцам на выплату в установленный срок номинальной суммы облигации). Иначе говоря, финансовые инвестиции понимаются как инвестиции в государственные ценные бумаги.

Прямые инвестиции – вложение денежных средств с целью участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, и получения дохода от участия в его деятельности.

В соответствии с принятой международной классификацией иностранных инвестиций, к прямым инвестициям относятся инвестиции, в результате которых инвестор получает долю в уставном капитале предприятия не менее 10%.[9]

В отличие от прямых иностранных инвестиций, портфельные инвестиции более выгодны для самих иностранных инвесторов. Объясняется это, прежде всего, возможностью для иностранных инвесторов (в том числе и транснациональных корпораций) реально контролировать иностранные предприятия, приобретая только портфельные инвестиции. Также немаловажным фактором предпочтительности портфельных инвестиций по сравнению с прямыми инвестициями, для иностранного инвестора является возможность более быстрого ухода с рынка принимающей страны.

Основываясь на вышесказанном, следует отметить, что вопрос о классификации инвестиций на виды не получил однозначного разрешения в литературе. Самыми спорными остаются вопросы подразделения иностранных инвестиций на виды.

2. Роль и значение иностранных инвестиций для национальной экономики

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.

Международный переток капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации – инвестору.

Недостаток глубоких структурных преобразований в российской экономике ставит дальнейшие перспективы роста в зависимости от тенденций на мировых сырьевых рынках. Поэтому в настоящее время главная задача заключается в том, чтобы вовлечь в процесс экономического роста внутренние источники развития, среди которых одно из важнейших мест занимает инвестиционная сфера.

Цели инвестирования могут быть разными. Однако в целом их можно свести в четыре группы:[10]

1) сохранение продукции на рынке;

2) расширение объемов производства и улучшение качества продукции;

3) выпуск новой продукции;

4) решение социальных и экономических задач.

Повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов играет положительную роль. Уровень прямых иностранных инвестиций является одним из решающих факторов в увеличении ВВП. Следовательно, задача правительства страны – сделать всё от него зависящее для их притока.

1. Правительство страны должно стремиться к повышению доверия населения к своей деятельности и выбранному курсу развития.

2. Государство должно обращать внимание на базовые аспекты инвестиционного климата, например на недопустимость, так называемых интервенций (насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, направленное против его территориальной целостности). То есть механизм адресной поддержки отдельных отраслей через бюджетные субсидии должен быть исключён, так как это противоречит базовым принципам рынка.[11]

В качестве шагов правительства, направленных на улучшение инвестиционного климата в России, можно отметить:

1) проведение административной реформы, которая «формирует способность государства, как продвигать все остальные реформы по широкому кругу вопросов, так и своевременно и адекватно отвечать вызовы, возникающие в экономики»;

2) дерегулирование экономики;

3) защита прав собственности;

4) совершенствование налогового администрирования, так как сами ставки налогов невысоки.

5. реформа образования, так как «доставшаяся в наследство система подготовки кадров не отвечает новым потребностям рынка труда и современной экономики является «миной замедленного действия».

Таким образом, реализация намеченных Правительством мер по развитию российской экономики в целом, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, позволяет прогнозировать ежегодный рост объемов ВВП.

Главной причиной инвестиционного кризиса в стране является неумение использовать эффективные формы управления инвестиционной деятельностью как в народном хозяйстве, так и на предприятиях. Результатом этого является осуществление несостоятельной инвестиционной политики.

Важнейшим моментом, приведшим к кризисному состоянию инвестиционную сферу, стало устранение государства от проведения активной политики, как это делается во всех развитых странах. Принимая различные стратегические документы в отношении той или иной отрасли (или их комплекса), правительство занижает роль центральных органов как распорядителей бюджетных средств в отношении государственных инвестиционных вложений.

Инициатором и гарантом осуществления инвестиционной деятельности в стране должно быть только государство в лице своих компетентных органов. Механизмы же реализации государственной инвестиционной политики могут быть всевозможными. В частности, они могут учитывать высокую степень коррумпированности чиновников, оказывая инвестиционную поддержку предприятиям, минуя государственный бюджет.

В тех отраслях, которые в условиях устойчивого экономического роста могут самостоятельно осуществлять техническое обновление производства, для выхода из кризиса также требуется государственная инвестиционная поддержка, являющаяся, в частности, гарантом для привлечения в ту или иную сферу частных вложений.

Что же касается несостоятельной инвестиционной политики, то она в основном связана с неподготовленностью и отчасти с недостаточной информированностью руководителей и специалистов относительно применения современных, наиболее эффективных методов привлечения и рационального использования финансовых ресурсов.

По расчетам Минэкономразвития, для того чтобы экономика нормально функционировала, необходимо инвестировать в реальный сектор не менее 22-23% ВВП.

Правительство распорядилось, чтобы были приняты меры по активизации инвестиционной деятельности. Программно-целевой подход к формированию государственной инвестиционной политики предполагает следующие моменты:

– проведение расчетов инвестиционных потребностей экономики в целом с разбивкой по отраслям и регионам;

– определение долго-, средне- и краткосрочных приоритетов такой политики с учетом имеющихся и перспективных финансовых ресурсов;

– разработку отраслевых программ и инвестиционных проектов по каждому из заявленных приоритетов. При этом должны использоваться единый методический подход и осуществляться постоянный и целенаправленный контроль за распределением инвестиций на государственном уровне.

Инициатива и ответственность лежит полностью на государстве, которое до недавнего времени во многом устранялось от выполнения данных функций. Решение проблемы использования инвестиций в качестве ключевого фактора экономического роста должно стать главным в программе действий нового состава правительства.

В России общий уровень сбережений составляет более 30% ВВП, а объем инвестиций – лишь около 20%. Это соотношение показателей свидетельствует о низком уровне использования накопленных денежных ресурсов и интересах экономического развития.

Существуют следующие проблемы превращения сбережений в инвестиции в экономике России:

1. Уровень доходов создает проблемы для сбережений, а общественный фонд для осуществления нормальных сбережений не достаточен. При этом сбережения достаточно большие и растут, однако в России слабо развит инвестиционный сектор и навыки сбережения населения, так как значительная часть сбережений хранится в наличной форме.

2. Часть сбережений превращается в наличную валюту, идет в банки, ставка процента низкая и не прекращает инфляции.

3. Не развитость не банковского инвестиционного сектора, не развитость рынка ценных бумаг (акции, облигации, ценные бумаги инвестиционных компаний и фондов, пенсионных фондов, страховых фондов). Существует недоверие к рынку ценных бумаг со стороны домашнего хозяйства, поэтому сбережения населения огромны и идут к фирме через этот канал.

4. Сбережения активно уходят за границу (бегство капитала).

5. Недостаточен приток иностранных инвестиций. Инвестиционная активность в России очень низкая.

В России в развитие теории сбережений населения в последние годы значительный вклад внесли исследования профессора Ю.И. Кашина, по анализу сберегательного процесса в стране на фоне опыта государств разного уровня развития, с учетом исторического наследия, национальных особенностей и черт.[12]

Рассматривая понятие «сбережения», многие экономисты воспринимают его не столько как не потребляемую часть стоимости совокупного годового продукта, сколько как сумму сбереженных, накопленных денежных средств, расходуемых на покупку капитального имущества. Происходит трансформация понятий: первоначально сбережения, как часть годового продукта, рассматриваются как накопление денежных средств, за время, определяемое текущим годом и рядом предшествующих лет. При этом состав сбережений в своей основе формируется на основе амортизационных отчислений. И если эта сумма будет израсходована на приобретение нового оборудования, то сумма инвестиций будет равна сумме сбережений.

Однако, такой подход верен в случае простого воспроизводства. В случае расширенного воспроизводства сбереженных денежных средств, которыми располагает покупатель основных фондов, как правило, не хватает для приобретения дополнительного (в целях развития производства) оборудования.[13]

На помощь в таком случае приходит кредит. Реальный сектор экономики создает новые стоимости (ценности) и новые потребительные стоимости, но не создает деньги. Следовательно, для получения дополнительных денег, которые могли бы обслужить такой прирост стоимостей, необходим их приход в реальный сектор из банковской системы. Таким образом, суммируя имеющиеся в форме сбереженных средств амортизационные накопления и банковский кредит, получается необходимая для расширенного производства сумма. Из этого выводится условие экономического роста:

И (инвестиции) = С (сбережения) + К (банковские кредиты),

где банковские кредиты – результат эмиссии.

Таким образом, в условиях становления рыночных отношений, формирование частного капитала и значительных объемов денежных средств, представляемых сбережениями населения, необходимо принимать во внимание и их участие в процессе расширенного воспроизводства. При этом часть кредитов может быть предоставлена за счет результатов денежной эмиссии и других институциональных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции.

3. Способы и методы привлечения инвестиций в российскую экономику

Одной из приоритетных задач экономической политики в России является привлечение российских и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Очевидно, что существуют два основных пути преодоления инвестиционного кризиса, которые могли бы обеспечить обновление технологической базы и выхода на стандарты устойчивого роста. Первый из них связан с преимущественной ориентацией на государственные инвестиции, второй с ориентацией на частный капитал, как российский, так и иностранный. С учетом ограниченности бюджетных средств и низкой эффективности бюджетных инвестиций основным приоритетом в инвестиционной сфере должно стать привлечение капиталовложений частного сектора, включая прямые иностранные инвестиции.

Российские корпорации в настоящее время как никогда нуждаются в финансировании. Растущая экономика и все возрастающие рыночные возможности требуют значительных инвестиций как в капитальные вложения, так и в оборотный капитал. Более того, конкуренция на мировых рынках, да и на внутреннем рынке, подразумевает не только высокое качество производимой продукции, но и ускоренный цикл внедрения нововведений и конкурентную себестоимость. Все это означает неминуемо крупные инвестиционные вложения и ускоренный рост производительности.

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:[14]

1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг – непосредственно в предприятия).

2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).

3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.

Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась.

Основными способами привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России являются:

1) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе – путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

2) регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

3) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

4) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций. В дальнейшем, когда недостатки «советской» формы совместных предприятий стали очевидными, преобладающей формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия.

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции, эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для инвесторов и т.п., что, в конечном счете, сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ иностранных вложений.

На сегодняшний день Россия выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат.

Прежде всего это:

1) крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, Philip Morris);[15]

2) средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;

3) компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию «стороннего наблюдателя» по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.

С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач: [16]

1) пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

2) пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг;

3)эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рынок корпоративных ценных бумаг началось фактически лишь в ходе ваучерной приватизации. Приватизация впервые обеспечила рыночное предложение акций российских промышленных предприятий для сторонних инвесторов.

В этот период выявились наиболее привлекательные для западных портфельных инвесторов акции российских предприятий. За весьма редкими исключениями к ним относились: [17]

– акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятий цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых других сырьевых отраслей;

– акции предприятий – национальных или региональных монополистов в стратегических отраслях национального хозяйства – энергетике, телекоммуникациях и т.п.

Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение при вложениях отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакеты акций которых были закреплены за государством. Это являлось своеобразной страховкой от грубого нарушения прав мелких акционеров крупными.

Спекулятивные тенденции среди иностранных портфельных вложений в России стали фактически доминирующими. Отрыв спекулятивного рынка акций от нуждающегося в инвестициях реального сектора приводит к тому, что портфельные инвестиции не оказывают практически никакого прямого положительного воздействия на экономику и не выполняют своей основной задачи - привлечения финансового капитала в наиболее эффективные в экономическом смысле отрасли и предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина этого лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего экономического кризиса и проведения чековой приватизации.

Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем. Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование бюджета является неинфляционным - это особенно важно для тех государств, которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных бумаг).

Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в государственные ценные бумаги:

– привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;

– размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Заключение

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно- технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение

России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере, можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.

Список использованной литературы

1. Бабичев М.Ю., Бабичева Ю.А. и др. Банковское дело: Справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Академия, 2004. – 428 с.Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. – М.:НИМБ, 2001. – 288 с.

2. Борисов И. Риски внешнего финансирования российской экономики // Вопросы экономики. − 2008. − № 2. − 26-43 с.

3. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. − СПб: Питер, 2003. − 288 с.

4. Воронин В. Г. Организация и финансирование инвестиций. – Омск: Издательство «Омский дом печати», 1999. – 212 с.

5. Воспроизводство и экономический рост. / Под ред. проф. В.Н. Черковца, доц. В. А. Бирюкова. – М.: ТЕЙС, 2001. – 282 с.

6. Государственные инвестиции: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aetoshyips.com/gos.html.

7. Елизаветин М.Е. Иностранный капитал в экономике России. – 2004. – 264 с.

8. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. − М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. − 542 с.

9. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от А до Я. / Под ред. М.З. Бора, А.Ю. Денисова. − М.: Издательство «ЛИС», 1998. − 208 с.

10. Караваев В. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России // Мировая экономика и международные отношения. − 2005. − № 9. − С. 12-21.

11. Кашин Ю.И. Россия в мировом сберегательном процессе. − М.: НИКА, 1999. − 226 с.

12. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: учебник для вузов. − СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. − 422 с.

13. Молева О.В. Методологические аспекты привлечения иностранного капитала: [Электронный ресурс] // Экономика региона. – 2007. – № 18. – Режим доступа: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=272.

14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. − М.: ИНФРА − М, 2003. − 288 с.

15. Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России // Деньги и кредит. − 2008. − № 1. − С. 17-32.

16. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

17. Экономический словарь / Никитин А.Ф. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – 672 с.


[1] Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. – М.:НИМБ, 2001. – С. 224.

[2] Воронин В.Г. Организация и финансирование инвестиций. – Омск: Изд-во «Омский дом печати», 1999. – С. 11.

[3] Бабичев М.Ю., Бабичева Ю.А. и др. Банковское дело: Справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: Академия, 2004. – С. 144.

[4] Государственные инвестиции: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aetoshyips.com/gos.html.

[5] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. − М.: ИНФРА-М, 2003. − С. 152.

[6] Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: учебник для вузов. − М.: ЮНИТИ, 1999. − С. 108.

[7] Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от А до Я. / Под ред. М.З. Бора, А.Ю. Денисова. − М.: Изд-во «ЛИС», 1998. − С. 62.

[8] Инвестиции и инновации: Словарь-справочник от А до Я. / Под ред. М.З. Бора, А.Ю. Денисова. − М.: Изд-во «ЛИС», 1998. − С. 64.

[9] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

[10] Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник для вузов. − СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. − С. 5.

[11] Экономический словарь / Никитин А.Ф. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006. – С. 218.

[12] Кашин Ю.И. Россия в мировом сберегательном процессе. – М.: НИКА, 1999. − С. 123.

[13] Воспроизводство и экономический рост. / Под ред. проф. В.Н. Черковца, доц. В. А. Бирюкова. – М.: ТЕЙС, 2001. – С. 143.

[14] Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. − СПб: Питер, 2003. − С. 152.

[15] Молева О.В. Методологические аспекты привлечения иностранного капитала: [Электронный ресурс] // Экономика региона. – 2007. – № 18. – Режим доступа: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=272.

[16] Елизаветин М.Е. Иностранный капитал в экономике России. – 2004. – С. 82.

[17] Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. − М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. − С. 385.