Статья: Проблемы энергосбережения в России 2

Название: Проблемы энергосбережения в России 2
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: статья

Московский государственный институт международных отношений МИД России

Международный институт энергетической политики и дипломатии

Реферат

на тему:

«Проблемы энергосбережения России»

Выполнил слушатель 1го курса Щетинкина О.И.

программы МВА

Москва

2010г

Прежде чем подойти к понятию энергосбережение, я хотела бы остановиться на термине энергоэффективность, мотивируя это тесной взаимосвязью понятий и общей для них проблематикой.

Энергоэффективность — рациональное использование энергетических ресурсов — достижение экономически оправданной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды.

Эффективное использование энергии, или «пятый вид топлива» — использование меньшего количества энергии, чтобы обеспечить тот же уровень энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.

В России вопрос о повышении энергоэффективности из года в год поднимается все чаще. И на то есть причины.

При рассмотрении периода с 2000 по 2007 годы видно, что энергоемкость ВВП в стране действительно достаточно быстро снижалась. Результат зависит от методики расчета, но темпы снижения составляют примерно 4 % в год. Обуславливается это снижение наличием структурных сдвигов в экономике, из-за них потребление энергии росло медленнее. Основной вклад в экономию на структурных сдвигах внесли промышленность и жилой сектор: они развивались медленнее, чем рос ВВП. В 2006 году Россия оставалась одной из самых неэнергоэффективных стран в мире (рис. 1). Она находится между Казахстаном и Украиной, а другие страны, причем не только более развитые, по уровню энергоемкости ВВП находятся на гораздо более благоприятной позиции. К сожалению, Россия занимает 12-е место в мире по энергорасточительности, даже несмотря на то, что в последние годы энергоемкость быстро уменьшалась.

Рис. 1

Данные Международного энергетического агентства (МЭА), в долл. США 2000 года по ППС**

*ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития.

**Паритет покупательной способности (ППС) представляет собой количество единиц валюты, необходимое для покупки сопоставимого стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базисной страны (или одну единицу общей валюты группы стран)

Энергоемкость полезно сравнивать со странами с близкими природно-климатическими условиями. Такими для России являются страны Скандинавии и Канада. Наблюдается отставание в 2,5-3 раза. Отсюда становится очевидной неконкурентоспособность российской продукции на мировом рынке.


По оценкам некоторых экспертов ожидается снижение экспорта российского газа. То есть Россия ставит под сомнение свою геополитическую роль надежного поставщика энергетических ресурсов на внешние рынки. Прогнозируемый дефицит добычи природного газа и возможный недостаток прироста электрогенерирующих мощностей могут быть компенсированы за счет энергоресурсов, высвобождаемых в результате повышения энергоэффективности. Для наращивания производства энергоресурсов России потребуется более 1 трлн долл., в то время как высвобождение энергоресурсов за счет повышения эффективности их использования обойдется экономике в три раза дешевле.

Россия может сэкономить 45% своего полного потребления первичной энергии. В настоящее время объем неэффективного использования энергии в России равен годовому потреблению первичной энергии во Франции. Для реализации потенциала повышения энергоэффективности необходимы инвестиции частных и государственных организаций, а также домохозяйств в размере 320 млрд. долл. США. Данные инвестиции приведут к годовой экономии для конечных потребителей в размере примерно 80 млрд. долл. США и могут окупиться всего за четыре года. Эффект для экономики в целом значительно больше: 120-150 млрд. долл. США в год экономии на энергетических издержках и дополнительных доходов от экспорта газа. На уровне национальной экономики капиталовложения в энергоэффективность могут окупиться за два-три года.

Реализовав потенциал повышения энергоэффективности, Россия сможет сэкономить:

· 240 млрд. куб. м природного газа,

· 340 млрд. кВтч электроэнергии,

· 89 млн. т угля,

· 43 млн. т сырой нефти и ее эквивалента в виде переработанных нефтепродуктов.

Наибольшим техническим потенциалом повышения энергоэффективности обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность. На Рис. 2 показан потенциал повышения энергоэффективности по секторам .

Потенциал повышения энергоэффективности по секторам Рис. 2

Как видно из Рис. 2, потенциал повышения энергоэффективности в секторах конечного потребления значительно выше, чем в производстве энергии. В частности, финансовый потенциал в секторах конечного потребления в четыре раза выше, чем в производстве электроэнергии и в системах теплоснабжения вместе взятых. Более того, экономия энергии для конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи энергоресурсов. Например, снижение потребления электроэнергии на 1 кВтч конечным пользователем означает экономию почти 5 кВтч первичных энергоресурсов.

Как упоминалось ранее, с понятием энергоэффективность неразрывно связано понятие энергосбережение, то есть реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на рациональное использование и экономное расходование энергии.

Наиболее значительные барьеры на пути повышения энергоэффективности (в т. ч. и за счет энергосбережения) в жилых зданиях связаны с рекомендательным характером федеральных норм по теплозащите зданий, сложившимися поведенческими стереотипами населения и трудностями в организации и финансировании мер по повышению энергоэффективности в местах общего пользования. Внедрение обязательных стандартов энергоэффективности для новых и реконструируемых зданий является одним из наиболее экономически эффективных способов обеспечения экономии энергии в жилом секторе. Безусловно, работы в этом направлении ведутся. В ноябре 2009г был принят Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ". "Особое место в законе уделено жилищной сфере", - пояснял директор департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России Сергей Михайлов. По его словам, на фасаде каждого многоквартирного дома должны появиться указатели класса его энергетической эффективности. Кроме того, все дома будут оснащены приборами учета тепла, электроэнергии, газа и воды. С их помощью жильцы будут платить только за реально потребленные энергоресурсы. А имеющиеся в процессе их "доставки" до пользователей потери лягут на поставщиков. Это заставит компании заняться реальными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а не перекладывать собственную энергорасточительность на плечи потребителей. Начиная с 2010 года все меньше будут использоваться лампы накаливания. Вся бытовая техника, начиная с 2010 года, должна была быть поделена на классы в зависимости от их энергоэффективности, и в обязательном порядке снабжена специальными ярлычками с информацией. Для наиболее крупных энергоемких заводов и фабрик закон прописывает обязательное проведение энергетических обследований, наличие программ по энергосбережению. В законе предусмотрены и финансовые стимулы для того, чтобы предприятиям было выгодно экономить. Но, к сожалению, не все вновь введенные нормы реально работают.

Чтобы быть эффективными, стандарты должны:

а) быть обязательными

б) регулярно обновляться

в) иметь прозрачный механизм контроля исполнения.

Правительство может способствовать становлению энергоэффективности как социальной нормы в России и таким образом влиять на бытовое энергопотребление через проведение информационных кампаний для населения и поощрение повсеместного применения приборов учета. Для активного внедрения мер по повышению энергоэффективности в местах общего пользования необходимы следующие условия:

а) разработанные типовые контракты для управляющих компаний, в которых оплата рассчитывается исходя из достигнутой экономии

б) предоставление гарантий по займам на проведение энергоэффективного ремонта и реконструкции зданий

в) проведение информационных кампаний для населения о коллективном управлении зданиями.

Весьма показателен опыт США в мотивации энергокомпаний в проведении энергосберегающих мероприятий у себя и у Потребителя.

Эмбарго на арабскую нефть в 1973 году и последовавший за этим второй нефтяной шок 1979 года, связанный с революцией в Ираке, резко взвинтили цены на топливо, инфляцию и процентные ставки по кредитам. Возникшая ситуация заставила задуматься и определила новые экономические подходы к энергопотреблению. Во главу угла был поставлен Потребитель с его интересами. Остальные отрасли воспринимались в качестве вспомогательных для решения проблем выпуска товарной продукции и для жизнеобеспечения населения. Исходили из следующего:

- Потребителю нужны не киловатт-часы, а конечные услуги и товар, которые обеспечивает энергия;

- Потребитель заинтересован в надежном, удобном, дешевом энергообеспечении;

- У киловатт-часов от поставщика энергии должны быть конкурентные возможности для обеспечения необходимых Потребителю услуг и товаров. Например, экономия той же энергии, использование альтернативной энергии и более совершенных технологий;

- У Потребителя должен быть выбор компаний, которые могут обеспечить альтернативу поставляемой энергии и обеспечение ее экономии;

- У поставщиков энергии должен быть выбор: или участвовать в энергосбережении у Потребителя, либо постепенно прекратить свой бизнес;

Государство, местные власти, комитеты по энергетике должны создать правила игры, которые обеспечат реализацию выше перечисленных принципов (комитеты по энергетике похожи на наши региональные энергетические комиссии, только наделены большими полномочиями).

Основной принцип, который должен реализоваться на практике - выгодность энергосбережения для всех участников отношений на рынке энергопотребления. А самая лучшая покупка для Потребителя должна быть самым выгодным капиталовлежением для энергокомпании. Процесс поиска необходимого решения занял годы. Принимаемые варианты сталкивались со значительным противодействием энергокомпаний. По сути, решалась дилемма: вложиться в строительство новых мощностей взамен выбывающих или инвестировать средства в сокращение энергопотребления без нарушения интересов и планов Потребителей.

В итоге был скорректирован базовый принцип формирования прибыли энергокомпании в зависимости от объема продаж. Начиная с 1980 г. прибыль была "развязана" с объемом проданной энергии:

- на основании прогнозов потребности комитетами по энергетике устанавливались объемы выработки энергии и нормы прибыли;

- излишки прибыли от реализации энергии выше установленных порогов не попадали в компанию, а заносились на ее баланс;

- деньги с баланса возвращались компании для возмещения понесенных компанией экономических потерь;

- компаниям было предоставлено право получать в качестве дополнительной прибыли часть того, что она сберегла своим заказчикам, действуя в качестве энергосервисной компании по реализации проектов энегосбережения.

В соответствии с принятыми нормативами, если энергокомпания инвестировала средства в энергосбережение у Потребителя, то 15% средств от экономии поступали в прибыль энергокомпании, а 85% средств оставались у Потребителя. Для энергокомпаний это оказалось значительно выгодней, чем вложение средств в строительство новых мощностей. Для энергокомпаний эффективность оказалась самым дешевым и прибыльным ресурсом:

- Энергокомпании практически не несли никаких рисков в связи с реализацией проектов энергосбережения. Все риски брал на себя Потребитель;

- Сроки окупаемости по проектам повышения энергоэффективности в большинстве случаев не превышали года, а сроки окупаемости при строительстве новых электростанций от 10 до 20 лет;

- уровень платежеспособности Потребителя возрос, что привело к снижению рисков финансового оборота энергокомпаний;

- появились возможности привлечения дешевых кредитов в реализацию проектов, формирующих быструю прибыль.

Для потребителей энергии это оказалось также чрезвычайно выгодным:

- по энергосервисным соглашениям 85% средств от экономии оставалось в распоряжении потребителей;

- как правило, потребители получали организационную и методическую поддержку от энергокомпаний при проведении мероприятий;

- кредитный рейтинг потребителя существенно возрастал, что открывало ему доступ к получению дешевых кредитов;

- часть сэкономленных средств потребители совместно с энергокомпаниями могли направлять на новые мероприятия энергосбережения на очень выгодных для себя условиях.

Один из примеров результатов проведенных работ:

В 1992 г. Тихоокеанская Компания потратила 170 миллионов долларов на помощь Потребителям в энергосбережении. Инвестиции, сделанные в течение одного года принесли 300-400 миллионов чистой прибыли, из которых 85% досталось потребителям, 40 миллионов поступило в энергокомпанию. В дальнейшем доля прибыли от энергосбережения для энегокомпаний была была повышена до 30%, что никаким образом не повлияло на заинтересованность потребителей в дальнейшем энергосбережении.

Несколько позже подобным образом стимулирование энергосбережения в связке "Энергетик-Потребитель" было осуществлено в Западной Европе. Результаты были практически такими же.

В России проведена реформа электроэнергетики. Выделены в отдельный бизнес производители электрической энергии, передача энергии по сетям, оптовая и розничная продажа энергии. Во многом организационная структура электроэнергетики стала похожа на сложившуюся систему взаимоотношений в энергетике США.

Ситуация, сложившаяся с организацией энергосбережения в нашей стране во многом подобна проблемам, с которыми столкнулись американцы 25 лет тому назад и европейцы чуть позже. Принятым Законом РФ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" вводится ряд новых правил, открывающих возможности реализации вышеупомянутых подходов:

- введение достаточно подробного описания деятельности энергосервисных компаний, основной задачей которых является реализация проектов повышения энегоэффективности;

- в обязанности компаний, поставляющих энергию и энергоресурсы теперь входит установка приборов учета у Потребителей и предложение им проведения энергосберегающих мероприятий (в т.ч. оказание методической поддержки);

- введена возможность формирования цен и тарифов регулируемыми организациями и энергокомпаниями с учетом долгосрочных соглашений по проведению мероприятий повышения энергоэффективности у Потребителя;

- открыта возможность проведения торгов по проектам снижения энергопотребления при формировании государственного и муниципального заказа.

К сожалению, такой мощной и осознанной работы региональных энергетических комиссий, направленной на энергосбережение, как в приведенном примере, у нас не наблюдается. Экономика США отличается своими либеральными подходами к рынку. Тем не менее, при формировании условий ведения бизнеса весьма жестко и оперативно используются методы административного давления, создающие условия и выгоды в нужных для страны направлениях.

Основные барьеры для энергосбережения в России:

· Недостаток мотивации. Мягкие бюджетные ограничения и изъятие получаемой экономии в бюджетном и тарифном процессах. Например, если в школе или в больнице был сэкономлен какой-то объем энергоресурсов, то бюджет эту экономию изымет.

· Недостаток информации. Информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений часто игнорируется.

· Недостаток финансовых ресурсов и «длинных» денег. Требования к окупаемости проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек существенно более жесткие, чем требования к проектам с новым строительством. Обычно в России проблемы дефицита решаются за счет наращивания производства, а не за счет повышения энергоэффективности. Конечно, мы медленно движемся в сторону энергосбережения – пока это не вошло в нашу культуру и не стало правилом.

· Недостаток организации и координации. Имеет место на всех уровнях принятия решений.

Когда мы говорим об энергоэффективности, у нас нет материального ощущения ресурса энергоэффективности. При постройке атомной электростанции можно видеть: вот она – АЭС, при освоении нефтяного месторождения – вышки, качающие нефть. А вот ресурс эффективности очень сильно распределен. Поэтому к данному ресурсу многие относятся с большим недоверием. Называются огромные цифры экономии, но потребитель не понимает и не ощущает, из чего эти цифры могут складываться.

Нельзя оставить без должного внимания и особенности менталитета:

· Ориентация на ценности выживания: «задача – выжить, а не самовыразиться».

· Индивидуализм. Этнографами были проведены специальные исследования и оказалось, что жители нашей страны – самые большие индивидуалисты. Поэтому нам трудно формировать устойчивые коалиции для обеспечения интересов отрасли повышения энергоэффективности, где очень ограничена централизация.

· Высока дистанция от власти. Централизованное планирование и огромное влияние монопольных структур – не самая лучшая среда для устойчивого повышения энергоэффективности.

· Избегание неопределенности. Мы живем и работаем в условиях неопределенности, действуем по стереотипам, в которых не укоренился рациональный стиль поведения. Эффект от мер по повышению энергоэффективности воспринимается как менее гарантированный. Например, многие полагали, что цены на нефть и газ всегда будут высокими, и, исходя из этого, строили свои инвестиционные планы. А когда цены снижались, инвестиционные программы и планы многих предприятий сворачивались. То есть неопределенность в ТЭК выше, чем в повышении энергоэффективности.

· Низкая долгосрочная ориентация. Неспособность (или нежелание) решать стратегические задачи заставляет действовать по принципу «Пока гром не грянет…».

· Готовность поговорить, но не готовность делать.

Ставшая донельзя актуальной проблема энергосбережения упирается в старую как мир проблему изменения сознания, которое должно предшествовать любому изменению в той или иной прикладной сфере.


Список использованных материалов:

1. «Энергоэффективность России: скрытый резерв», - отчет подготовленный группой Всемирного банка в тесном сотрудничестве с Центром по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ).

2. «Энергия - Потребитель - Экономия. Как найти баланс интересов?», - 11.01.2010, Коваль Сергей Петрович, статья ресурса http://portal-energo.ru/ в рубрике: Аналитика / Организация энергосбережения / Мотивация к энергосбережению.

3. «До и после лампочки», - 27.11.2009, Татьяна Зыкова, «Российская газета».

4. «Вопросы экономики. Российский ресурс энергоэффективности: масштабы, затраты и выгоды», - 2009г, И.А. Башмаков.

5. «Потенциал энергосбережения в России», - И.А. Башмаков, журнал «Энергосбережение» №1/2009.