Реферат: Сущность и структура культуры 3
Название: Сущность и структура культуры 3 Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
1. Сущность и структура культуры
Культура (от латинского cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в процессе и результатах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура – феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия. Культура – многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. Культура – саморазвивающаяся система и форма бытия, порожденная деятельностью человека. Она включает в себя: 1) «сверхприродные» качества человека, т.е. такие, которые не даны ему от природы, а формируются у него (на основе данных природой возможностей) в ходе общественной жизни; 2) многообразие предметов – материальных, духовных, художественных, - которые составляют «вторую природу», возникающую благодаря деятельности человека; 3) «сверхприродные» (в том же смысле, что и качества человека) способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» (воплощают) и «распредмечивают» (извлекают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности; 4) общение как способ реализации потребности людей друг в друге. Сейчас существует около 500 толкований культуры. Культура (с лат.) - обрабатывать, возделывать (почву). Впервые термин «культура» встречается в произведениях римского философа Цицерона (45 г. До н. э.). В 18 веке термин «культура» приобрел элитарный характер и означал цивилизованность. Современный смысл термина «культура» приобрел только в 20 веке и утратил прежний элитарный и вообще оценочный характер. Понятие «культура» является центральным в социальной и культурной антропологии. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье. В этот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия. Под культурой понимается содержание социальной жизни людей. Одни и те же «естественные» процессы (например, отношения полов, поглощение пищи) в разных обществах имеют разные внешние социально санкционированные формы; члены одного и того же общества, существующие в рамках одних и тех же социальных структур, могут ориентироваться на различные эталоны поведения, действий, взаимодействий, оценок. Многие культурологи отмечали, что культура материализуется в многочисленных объективированных формах прошлого и настоящего, но ее реальное существование проявляется только во взаимодействии, информационном содержательном обмене между людьми. Это означает также, что каковым бы ни было происхождение культурных объектов, понятие подразумевает, что речь идет о социальном, а не об индивидуальном специфичном явлении. Подобно всем другим проблемам теории культуры, вопрос о строении культуры также относится к числу остро дискуссионных. Не все авторы отдают себе отчет в том, что решение вопроса о структуре культуры неотделимо от идеи культуры, от понимания культуры как неструктурированного целого, предшествующего частям. Системосозидание на стихийно, эмпирически складывающейся, а не на идейной основе - заведомо убогий путь, не сулящий ничего, кроме эклектической мешанины. Такое отсутствие методологизма - со времен самого Канта и неокантианцев справедливо оценивается либо как неотрефлектированность, своего рода «философская безвкусица», либо просто как проявление непрофессионализма. Беда в том, однако, что отсутствие системопорождающей идеи как основы структурирования чаще всего оборачивается произволом в нанизывании слов друг на друга - даром, что авторы таких произвольных конструкций сами-то склонны гордо именовать эту свою активность построением типологий, типологизацией или еще более шикарно - таксономизацией. Социальная культура: 1. Хозяйственная культура 2. Правовая культура 3. Политическая культура Культура познания мира: 1. Научная культура 2. Религиозная культура 3. Художественная культура Культура коммуникаций: 1. Культура СМИ 2. Информационная культура 3. Культура образования Культура реабилитации: 1. Сексуальная культура 2. Культура физического развития 3. Медицинская культура 4. Культура отдыха, релаксации. Типология культур: по отношению к религии 1. Религиозные 2. Светские - религиозная принадлежность - этническая культура - принадлежность к историческому типу общества - хозяйственный уклад - сфера деятельности - связь с территорией 1. Сельская 2. Городская - по уровню мастерства Уровни и виды культуры: 1. Народная культура 2. Массовая культура 3. Элитарная культура 4. Субкультура и контркультура Народная культура - это культура, адресованная широким кругам общества и включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т. д. Народная культура: Фольклорная - описывает прошлое. Популярная - описывает сегодняшнее. Народное искусство - песни, сказки, и т. д. Существует народная медицина, народная педагогика. Массовая культура - (поп-культура) эта культура отличается безвкусицей, штампом, носит упрошенный характер, развлекательный характер и очень подвержена моде. Зародилась в США на рубеже 19-20 веков, основателями считаются бизнесмены Голливуда. Массовая культура носит коммерческий характер, ориентирована на широкую публику, для распространения массовой культуры используются СМИ, для массовой культуры характерна стереотипность, шаблонность. Элитарная культура - высшая культура. Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Субкультура и ее особенности . Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных, и т. д.) постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, профессиональной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее, субкультура не противостоит доминирующей культуре. Контркультура и ее особенности. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры. Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и США, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, конформизм и рационализм. Список литературы1. Философский энциклопедический словарь. М., 19832. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. СПб., 1996 3. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995 4. М. А. Ариарский Прикладная культурология. СПб, 2001 |