Реферат: Основные экономические показатели работы компании ООО Эколас за последние 2 3 года , их

Название: Основные экономические показатели работы компании ООО Эколас за последние 2 3 года , их
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

1. Характеристика организационно – хозяйственной деятельности компании ООО «Эколас».

1.1 Общая характеристика компании ООО «Эколас». Структура аппарата управления, его организационная схема, структурные подразделения, персонал.

Официальной датой возникновения компании «Эколас» является 7 июня 1990 года. Несмотря на то, что с того самого дня компания пройдет еще очень длинный и тернистый путь в своем развитии, кардинально поменяет направленность своей деятельности, этот день останется для нее самым значимым, и ежегодно будет отмечаться как День рождения фирмы.
Компания «Эколас», по праву занявшая место продавца обуви среднего ценового сегмента, изначально была основана как Северокавказский филиал Внешнеэкономической экологической ассоциации. Ассоциация функционировала на базе государственных и общественных учреждений, кооперативных предприятий и ставила своей целью объединить их усилия для разработки и внедрения экологически чистых технологий и проведения мероприятий по защите окружающей среды.
Основываясь на заработанном фирмой при проведении экологических исследований и изысканий капитале, фирма «Эколас» начала торговлю на обувном рынке Северного Кавказа с августа 1993 года в рамках совместной деятельности с таким крупным производителем обуви, каким в то время являлось Российско-Германское СП «Ленвест».
В период с 1993года по настоящее время была создана собственная фирменная торговая сеть в городах: Ростов-на-Дону ( с 1993г.), Астрахань (с 1996г.), Волгоград (с 2001 г.), Воронеж (с 2001г), Краснодар (с 1997 г.), Нижний Новгород (с 2002г.), Ставрополь (с 1997г.), Москва (с 2003г.), насчитывающая более 30 салонов и домов обуви.
Франчайзинговые филиалы представлены в городах: Зерноград, Волгодонск, Новочеркасск, Сальск, Славянск-на-Кубани, Таганрог, Заволжье, Кстово, Саров, Майкоп, Азов. Кроме того, фирма осуществляет мелкооптовую торговлю.
В настоящее время торговая компания «Эколас» на основе дилерских договоров осуществляет продвижение на обувном рынке России продукции таких известных фирм-производителей обуви как: «Elche», «Laura Berti», «Baden», «MOTT», «Liska», «Alba», «John Jeniford», «Nazareno Giani», «Sergio Mattone», «Фабрика им. Муханова», «Caprise Elite», «ТОФа», «M-Shoes», «Alibi», «Paolo Conte» «Respect», «Белвест», «Марко», «Vigorous», «J&Elisabet»h «Антилопа», «Багира», «Флип», «Котофей», «Алигаша» и многих, многих других.
Для расширения круга покупателей, стимулирования и увеличения объемов продаж руководство фирмы уделяет большое внимание поиску новых поставщиков обуви, а так же проводит гибкую политику цен. Помимо постоянно действующих скидок, предоставляемых постоянным клиентам и отдельным категориям граждан, в салонах «Эколас» систематически проводятся различные рекламные акции с розыгрышем призов, распродажи. Непрерывно ведутся маркетинговые исследования в сфере розничной торговли обуви, позволяющие определить потребности и предпочтения покупателей, и исходя из этого, планировать дальнейшую работу компании.
Расширение торговли и достаточно большие объемы продажи позволили торговой компании «Эколас» занять достойное место на Российском обувном рынке. Основываясь на разработанном фирмой капитале при проведении экологических исследований и изысканий, фирма "Эколас" начала торговлю на обувном рынке Северного Кавказа с августа 1993 года в рамках совместной деятельности, с таким крупным производителем обуви, каким в то время являлось Российско-германское СП "БЕЛВЕСТ".

В период с 1993 года по настоящее время была создана собственная фирменная сеть в городах Ростов-на-Дону, Астрахань, Краснодар, Ставрополь, Волгоград. Кроме того, фирма осуществляет мелкооптовую торговлю в Ростовской области и на территории Северокавказского региона. На сегодня фирма в своих салонах ведет продажу средств по уходу за обувью, предметов кожгалантереи и чулочно-носочных изделий.

В настоящее время торговая компания "Эколас" на основе дилерских договоров осуществляет продвижение на обувном рынке Северного Кавказа продукции таких известных фирм - производителей обуви, как "БЕЛВЕСТ" (с 1994 г.), "Марко" (с 1996 г.), "Рокланд" (с 1998г.), "Ле-гранд" (с1999 г.), "Эльче" (с1999г.), "Сивильга" (с 1999г.), "Вигорос" (с1999г.), "Баден" (с 1998г.), "Подова" (с 2000г.), "Эгле" (с 2000г.), "Амур" (с 2000г.), "Бионика" (с 2000г.), "Бинелли" (с2001г.), "Пирамида" (с 2001г.).

Таблица 4

Основные поставщики обуви фирмы ООО "Эколас"

Фирма-поставщик

Страна-производитель

1. СП "Белвест"

Беларусь

2. "Марко"

Беларусь

3. "Ле Гранд"

Беларусь

4. "Антилопа"

Словакия-Россия

5. "Эльче"

Испания-Россия

6. "Бионика"

Россия

7. "Баден"

Германия-Россия

8. "Чевляр"

Беларусь

9. "Олип"

Италия-Россия

10. "Инвито"

Италия-Россия

11. "Вигорос"

Вьетнам

12. Фабрика им. Муханова

Россия

13. "Айторг"

Турция

14. "Евротайм"

Россия

15. "Красный Октябрь"

Россия

16. "Парижская коммуна"

Россия

17. "М-Шуз"

Россия-Германия

Таблица 5

Основные поставщики аксессуаров фирмы ООО "Эколас"

Фирма-поставщик

Страна-производитель

1. ООО "Нексит"

Россия

2. "Доплер"

Германия-Россия

3. "Булладжи"

Голландия

4. "Либерти Стайл"

Италия

Таблица 6

Основные поставщики кожгалантерии фирмы ООО "Эколас"

Фирма-поставщик

Страна-производитель

1. ООО "Нексит"

Россия

2. "Булладжи"

Голландия

3. "Либерти Стайл"

Италия

Таблица 7

Основные поставщики сопутствующих товаров фирмы ООО "Эколас"

Фирма-поставщик

Страна-производитель

1. "Саламандер"

Германия

2. "Твист"

Россия

3. "Дивидик"

Россия

4. "Эрдал"

Германия

Таблица 8

Основные поставщики чулочно-носочных товаров фирмы ООО "Эколас"

Фирма-поставщик

Страна-производитель

1. "Леванте"

Италия

2. "Омса"

Италия – Россия

3. "Азира"

Испания

4. "Гламур"

Франция

5. "Голден Леди"

Италия

Как видно из вышеприведенных таблиц, фирма сотрудничает с 30 поставщиками, из которых 17 – поставщики обуви, а 13 – поставщики прочей продукции.

Целью фирмы "Эколас" является достойное служение обществу путем удовлетворения его потребности в обуви на территории России. Дальнейшее развитие розничной торговли в среднем сегменте потребительских товаров, и за счет полученной прибыли удовлетворение разумных потребностей сотрудников фирмы.

Основными задачами службы менеджмента ООО "Эколас" является:

- формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на обувь в рамках среднего сегмента потребительского рынка;

- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания;

- обеспечение достойной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процесса в ООО "Эколас";

- максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, и обеспечение ее эффективного использования.

Маркетинговая стратегия ООО "Эколас" основывается на нескольких основных принципах:

- наиболее полное изучение потребителя и рынка;

- определение оптимального ассортимента товара;

- разработка наиболее эффективной сбытовой политики.

Главной и единственной задачей всех служб и отделов фирмы "Эколас" является скорейшее продвижение товара с момента его поступления покупателю. Несмотря на простоту формулировки задачи, цепочка условий этого продвижения является не очень короткой и включает в себя: работу по оформлению заказа на обувь, которую могут купить у нас, получение и прием обуви складом, работу над качеством поступившей обуви, учет поступившей обуви, распределение этой обуви по торговой сети фирмы, ее отбор складом, развоз обуви по торговой сети г. Ростов-на-Дону и филиалов, при этом в срок не позднее 12 часов с момента поступления обуви на склад, учет и уточнение всех передвижек товара, прием товара на торговых точках фирмы, и, наконец, реализация ее покупателю с соответствующим уровнем обслуживания и учет этой реализации.

Это лишь одна сторона движения, которая невозможна без второй:

- учет реализации по всей сети;

- учет брака по всей сети;

- анализ всех этих данных;

- прогнозирование будущих продаж;

- формирование заказов новых поставок обуви.

В процессе товародвижения необходим большой объем работы, обслуживающий весь этот цикл:

- хозяйственно-строительная служба, поддерживает функциональное состояние торговой сети и занимается ремонтом и реконструкцией приобретенных или арендованных помещений;

- бухгалтерия, ведет весь учет материальных ценностей и соответствующую отчетность перед учредителями фирмы, государством по налогам; экономический учет движения денежных потоков фирмы:

Рекламно-оформительская работа, в рамках которой функционирует маркетинговая служба, объединяющая в себе:

- отдел сбыта и складские помещения;

- отдел маркетинговых исследований и учета движений товара.

Структура аппарата управления ООО «Эколас»:

Структура управления в магазине:

Контингент покупателей состоит из лиц разного возраста, с различным уровнем доходов. В своей товарной политике фирма в основном ориентируется на покупателей со средним уровнем достатка. Анализ структуры потребительского рынка отражен на рисунке 5.

1 3 1 – высокий, свыше 5 т. руб.;

2 2 – средний, от 2 до 3 т. руб.;

3 – низкий, до 1 т.руб.

Рисунок 5. Анализ структуры потребительского рынка по уровню доходов.

Как видно из рисунка 6, фирма "Эколас" обслуживает покупателей с различным уровнем доходов, но большая доля приходится на средний сегмент потребителей, то есть со средним уровнем достатка.

1 3 1- до 20 лет;

2 – до 50 лет;

2 3 – от 50 и выше.

Рисунок 6. Анализ структуры потребительского рынка по возрасту.

Как видно из рисунка 6, товарная политика фирмы "Эколас" ориентирована на различный возрастной состав потребителей, но акцент делается на среднее поколение.

Магазин работает по будням с 10-00 до 20-00, в выходные дни с 10-00 до 18-00, без перерыва и выходных. Режим работы этого торгового предприятия позволяет жителям города, то есть потенциальным покупателям, совершать покупки в удобное время.

В салонах имеется три отдела: обувь, кожгалантерея, аксессуары, сопутствующие средства по уходу за обувью.

1.2 Основные экономические показатели работы компании ООО «Эколас» (за последние 2 – 3 года), их анализ.

Для всесторонней оценки эффективности деятельности СФ ООО "Эколас" необходим анализ системы показателей. Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются:

- товарооборот;

- издержки обращения;

- прибыль;

- рентабельность.

По нашему, мнению именно внутренний анализ этих показателей позволит отразить механизм достижения предприятием максимальных результатов. На основе данного подхода, мы оценили результаты хозяйственно-финансовой деятельности фирмы "Эколас" за период.

Показатели эффективности хозяйственной деятельности ООО "Эколас".

Показатели

2007

2008

% выполнения 1999 к 1998

2009

% выполнения 2000 к 1999

отклонения факт к плану 2000 г.

план

Факт

план

факт

план

факт

Товарооборот, тыс. руб.

12000

13600

30000

33000

242,6

60000

63600

192,7

3600

Валовый доход, тыс. Руб

1300

13691

2500

2949,6

21,5

5200

5389,6

182,7

189,6

Сумма издержек обращения, тыс. руб.

1900

1785,5

3900

4126,3

231

8300

8427,2

204,2

127,2

Торговая надбавка средне- факт. %

3000

3400

7500

8250

242,6

15000

15900

192,7

900

Уровень суммы валового дохода, %

10

10,06

8,3

8,9

-

8,5

8,6

-

0,1

Уровень суммы издержек обращения , %

15,8

13,1

13

12,5

-

13,8

13,2

-

0,7

Прибыль тыс. руб.

898

901

2010

2121

235,4

3997

4001

188

41880

Рентабельность

14,2

14,9

15

15

-

16,5

17

-

0,5

Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы: за 2009. ООО "Эколас" перевыполнил план товарооборота на 3600, по сравнению с 2008. отклонение составило 192,7.

При этом уровень валового дохода в 2009 году вырос на 182,7, причиной этого то, что товары продавались с более высокими надбавками, а также улучшилась ассортиментная группа товаров, пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода превысила плановую на 189,6 тыс. рублей.

В процессе деятельности работники в 2009г. году допустили перерасход издержек обращения на 13,2. Это говорит о том, что с ростом товарооборота увеличиваются издержки обращения, а так же прибыль. Можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, в течении всей деятельности, в 2009г. году рентабельность равна 17 %.

К основным факторам, определяющим финансовое состояние ООО "Эколас" относятся: выполнение финансового плана и пополнение собственного оборотного капитала за счет прибыли; скорость оборачиваемости оборотных средств.

Сигнальным показателем финансового состояния предприятия является его платежеспособность. Постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 года номер 498 утвердило систему критериев для определения удовлетворительного состояния структуры баланса и платежеспособности предприятия. К основным показателям, характеризующим финансовое положение ООО "Эколас", отнесены коэффициент текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и уровень платежеспособности. Анализ финансового состояния включает в себя: финансовую устойчивость, платежеспособность, расчет показателей которые приведены ниже:

Расчет коэффициентов финансового состояния предприятия:

Кавт = СС/Б ; (8) где Кавт - коэффициент автономии,

СС - собственные средства (руб),

Б - итог баланса (руб).

СС

Куст = --------- ; (9)

Зс + Кз

где Куст - коэффициент финансовой устойчивости,

Зс - заемные средства (руб),

Кз - кредиторская задолженность (руб).

СОбс

Кman =---------- ; (10)

СС

где Кman - коэффициент маневренности,

СОбс - собственные оборотные средства (руб),

ОС - основные средства и вложения.

ОбС

К покр =---------- ; (11)

КК + Кг

где Кпокр - покрытие,

ОбС - оборотные средства,

КК - краткосрочные кредиты и заемные средства.

ДС + ЦБ

К абс лик = ----------- ; (12)

КК + КЗ

где К абс лик - коэффициент абсолютной ликвидности

ДС - денежные средства,

ЦБ - ценные бумаги и краткосрочные вложения,

ХП

РП = ----. 100% ; (13)

Б

где РП - рентабельность предприятия

ХП - чистая прибыль

Б - итог баланса. [15], [16],[18].

1.3 Характеристика материально – технической базы компании ООО «Эколас».

Предприятие осуществляет свою деятельность в арендуемом им нежилом помещении общей площадью 450 м2. В состав арендуемой площади входят следующие ее виды:

торговый зал - 150 м2;

склад - 250 м2;

офисные помещения - 50 м2.

Торговый зал магазина служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале магазина организованы рабочие места продавцов. Устройство и планировка торгового зала магазина выполнены, исходя из следующих требований: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Основные складские помещения служат для выполнения основных технологических операций, в том числе для хранения товаров, экспедиции. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также различных служб и иных целей. Оптимальное соотношение основных и вспомогательных складских площадей - 2:1, т.е. соотношение основных и вспомогательных складских площадей предприятия близко к норме. Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки единиц хранения, использования складского оборудования и условия для полной сохранности товара. Такой принцип внутренней планировки зон склада позволяет поддерживать поточность и непрерывность складского технологического процесса.

2. Принципы формирования ассортиментной политики торгового предприятия ООО «Эколас».

2.1 Структура ассортимента, широта, полнота, степень новизны и устойчивости ассортимента .

Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.

Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [1], [22], [24]

Так же автор обращает внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделяет следующие стадии:

- внедрение – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;

- рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;

- зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;

- устаревшие – распродажа остатков товара.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.

В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров. [5]

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

Результаты проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для магазинов:

- товары для детей;

- товары для женщин;

- товары для мужчин;

- товары для дома;

- культура в быту и организация досуга;

- товары для шитья и вязания.

Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов магазинов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.

В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.

Таблица 1

Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации

Формы специализации магазинов

Размеры торговой площади, кв. м.

до 250

251-630

631-1000

свыше 1000

Обувь

до 300

301-500

501-800

св.800

Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.

Для оптимизации ассортиментного перечня товаров применяют данные, сгруппированные следующим образом.

Наименование микрокомплекса (товарной секции)

Наименование товаров

Количество разновидностей товаров

Период торговли (месяц)

Наряду с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:

Оn

Ку = 1 - --------- ; (1)

n x a

где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;

О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);

a - количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;

n - количество проверок.

При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.

Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже

- для магазинов обуви и одежды - 0,75;

Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.

Так же применительно к области формирования и размещения товаров в магазинах заслуживает внимания опыт ряда фирм США, Франции, ФРГ, Канады.

Численность ассортиментных позиций в магазинах этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении 66:34.

Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, грампластинки и кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.

Во Франции ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м кв. насчитывает 3000 позиций, из них 1700 - бакалейные товары, 500 - замороженные и молочные продукты, 130 - овощи и фрукты, 180 - гастрономические продукты, 100 - мясопродукты. Длина выкладки товарных линий составляет 66 погонных метров.

Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв.м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53 %, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%. Длина выкладки - 170 погонных метров.

Из изложенного можно сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы показателей эффективности ассортимента товаров и его формирования. Выделяют следующие показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент обновления и коэффициент устойчивости ассортимента. [][][]

Но несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.

Я считаю, что в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

По моему мнению, для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится.

Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, по нашему мнению, являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности.

Я считаю, что для повышения социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный ориентир для покупателя.

Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия, на наш взгляд, наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

Расчеты устойчивости ассортимента позволяют судить об отсутствии перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.

Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью. [3],[5].

Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "Эколас"

Ассортиментный перечень товаров ООО "Эколас" представлен в таблице 12.

Таблица 12

Наименование секции

Наименование товара

Кол-во разновидностей товара

Период торговли

1. Обувь

сапоги,
ботинки
полуботинки

350

ноябрь, декабрь

туфли, сабо,
сандалии

410

апрель, май

2.Кожгалантерея

Перчатки
сумки

40
35

ноябрь, декабрь
12 мес.

3. Аксессуары

зонты

150

март, апрель,

4. Средства по уходу за обувью

крема, щеткиаэрозоли,
ложки для
обуви
губки,
растяжители

47

12 мес.

Одним из показателей, характеризующим ассортимент товара в магазине является коэффициент устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в магазине ассортиментного предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции. Для обувной продукции оптимальным является значение коэффициента, равное 0,75. На основании данных таблицы 12, я рассчитала коэффициент устойчивости товарного ассортимента ООО "Эколас".

Оценка устойчивости товарного ассортимента ООО "Эколас":

Наименование товара

1998

1999

2000

Отклонения

1. Обувь

0,66

0,71

0,73

0,02

2. Аксессуары

-

0,83

0,71

-0,12

3.Сопутствующие

0,6

0,68

0,7

0,02

4. Кожгалантерея

-

0,71

0,68

-0,03

2.2 Анализ, направления развития, совершенствования, обновления ассортимента.

Проведенный анализ показал, что магазин имеет сформированный ассортимент, отличающийся широтой и глубиной и приносящий предприятию достаточную прибыль. В работе предлагается развивать ассортимент в направлении увеличения товаров импульсного спроса. Наиболее правильным считается размещение их в самых «проходных» местах зала: у входа и выхода, в прикассовой зоне, на так называемых гондолах - специальных стеллажах в торцовой части торгового ряда. Способен увеличить объем продаж и такой прием, как дублирование товара. Например, организовав фирменный уголок товара, его же можно разместить у кассы.

2.3 Предложения по рационализации ассортиментной политики предприятия.

Моим предложением является отказ от сотрудничества с такими поставщиками обуви как "Бионика" и "Инвито", обувь этих фирм не отвечает стандартам предъявляемым фирмой. Хотя обувь этих фирм пользуется спросом, на их долю брака приходится слишком большой процент – 17. Чтобы не снижать уровень ассортиментных групп, можно увеличить поставки обуви таких фирм как: "М-Шуз", и "Евротайм" – это товар, находящийся на стадии роста, а следовательно характеризуется быстрым увеличением объема реализации, возрастанием прибыли.

Я считаю, что потенциальные возможности сбыта фирмы "Эколас" зависят от того, на сколько предлагаемый ассортимент товаров соответствует запросам покупателей, формирующихся под воздействием рекламы. Для этого я предлагаю принимать заказы потребителей по каталогам, несколько моделей из каталогов следует показывать в витрине магазина, используя блик-фанги: яркие декоративные рисунки, организующие тему витрины, рекламные тесты и другие ярковыраженные декоративные детали.

Эффект психологического воздействия рекламы, т.е. степень привлечения внимания покупателей к витрине я определила по формуле (

О

В = ----- ; (7)

П

где, В - степень привлечения внимания прохожих;

О - число людей, обративших внимание на витрину в течение

определенного периода;

П - общее число людей, которые прошли мимо витрины в тот же период.) и она составила 0,32. Следовательно – это дополнительно 30 % привлечения потенциальных клиентов.

Таким образом, действие рекламы реально может принести дополнительный товарооборот и прибыль.

Магазин работает по будням с 9.00 до 20.00. В выходные дни с 9.00 до 18.00 часов без перерыва и выходных. Я предлагаю тщательно продумать режим работы "Эколас" в весенне-летний сезон. Учитывая особенность месторасположения "Эколас", я считаю, что необходимо увеличить продолжительность работы магазина до 21.00. В это время на проспекте много потенциальных покупателей, посетителей близлежащих кафе, баров и ресторанов.

Увеличение работы магазина до 21.00 может способствовать рациональному распределению графика работы персонала, т.е. в две смены: с 9.00 до 17.00 и с 13.00 до 21.00. Рациональное разделение труда даст значительный эффект, при котором будет обеспечиваться наиболее целесообразное использование работников и повышение эффективности их труда. Так же мною предлагается распределить прирост товарооборота не равномерно, а прямопропорционально скачкам товарооборота, т.е. где выше положительный пик, там и выше прирост. Аналогично должны проводиться маркетинговые мероприятия, т.е. где существует большой прирост товарооборота, там должно проводиться и больше мероприятий, в данном случае учитывая, что спад обуславливается летним дачным и отпускным сезоном, сокращается количество покупателей, приходящих в магазины фирмы "Эколас",и, следовательно, уменьшается действенность методов продвижения товаров. Я предлагаю распределить бюджет маркетинга главным образом на время наплыва покупателей. Торговое предприятие "Эколас" получит возможность разработать более эффективные методы продвижения товара, а следовательно, увеличить обновляемость товарного ассортимента.

3. Порядок проведения количественной и качественной приёмки товаров.

3.1 Анализ процедуры приёмки товара по количеству и качеству (на примере женской кожаной обуви органолептическим методом).

Первой технологической операцией закупочной логистики является приемка товаров поступивших на предприятие.

После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное уделяется борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения в магазине предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских площадей.

Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса является подготовка товаров к продаже. Подготовкой товаров к продаже занимаются товаровед, который ставит розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишет ценники, где указывает наименование товара и его данные.

Экспертиза качества женской кожаной обуви органолептическим методом .

Экспертиза качества женской кожаной обуви органолептическим методом проводилась в соответствии с ГОСТ 9289 «Обувь. Правила приемки», ГОСТ 28371 «Обувь. Определение сортности» и ГОСТ 7296 «Обувь. Упаковка. Маркировка. Транспортирование и хранение».

Согласно ГОСТ 9289 «Обувь. Правила приемки» приемка обуви производится партиями. За партию принимают количество пар обуви одного артикула, изготовленной за определенный период времени (не более 6 суток), оформленной документом, удостоверяющим качество продукции и содержащим: наименование предприятия-изготовителя и его товарного знака, артикул, номер партии, дату выпуска.

Проверки качества обуви по внешнему виду, правильности упаковки и маркировки требование нормативной документации изготовитель подвергает каждую пару обуви. Проверка качества обуви потребителем и при контрольных проверках осуществляется выборочно.

Объем выборки, значение приемочного и браковочного числа зависит от объема партии. Партия обуви принимается, если количество дефектных единиц обуви в выборке меньше или равно приемочному числу. Партия бракуется, если количество дефектных единиц продукции в выборке больше или равно браковочному числу.

Согласно ГОСТ 28371 «Обувь. Определение сортности», обувь в паре должна быть одинаковой по размерам, полнотам, структуру и мерее, цвету материалов, хорошо отформованной, отделанной, без пятен, складок и морщин. Обувь оценивают попарно путем наружного осмотра по худшей полупаре. Обувь, которая не соответствует техническим требованиям нормативной документации, считается нестандартной и приемке не подлежит.

Приемка товаров по качеству осуществляется при наличии соответствующего сертификата качества.

Туфли женские повседневные, материал верха натуральная кожа, цвет материала верха темно-коричневый, материал низа кожволон, клеевой метод крепления подошвы, каблук средний, на союзке декоративная строчка.

Туфли женские повседневные с верхом из искусственной кожи, цвет материала верха темно-синий, материал низа кожволон, клеевой метод крепления подошвы, каблук низкий, на союзке украшение в виде пуговиц.

Туфли женские повседневные с верхом из натуральной кожи, цвет материала верха черный, подошва из непористой резины, клеевой метод крепления подошвы, каблук средний (столбик), на союзке украшение в виде декоративной пряжки.

В силу того, что партии обуви, поступивщие в магазин ООО «Эколас» по объему являлись небольшими, при экспертизе качества женских кожаных повседневных туфель органолептическим методом был проведен сплошной контроль.

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы.

По результатам приемки 105 пар туфель женских повседневных количество дефектных единиц составило 7 пар (6,7%). Следует отметить, что в 3 парах (2,9%) туфель были обнаружены пороки, которые согласно ГОСТ 28371 являются допустимыми, а в 4 парах (3,8%) туфель обнаружены пороки, которые согласно ГОСТ 28371 «Обувь. Определение сортности» не допускаются и согласно договору о поставках между магазином ООО «Эколас» и поставщиками подлежат возврату предприятию- изготовителю. Копия договора поставки на женскую кожаную обувь приведена в приложении.

Так, в 2 парах (5,8%) туфель, полученных от ООО «Эльче» город Москва, были обнаружены следующие пороки: в одной паре - разная высота между полупарами 2 мм; в другой паре туфель были обнаружены слабо выраженные царапины на заднике. Данные пороки согласно пункту 5 ГОСТ 28371 «Обувь. Определение сортности» является допустимыми. Партия женских повседневных туфель, в количестве 35 пар, была принята.

В результате экспертизы качества органолептическим методом партия женских повседневных туфель в количестве 40 пар, полученных от «ФИМ» город Москва были обнаружены 2 пары (5,0%) туфель с наличием пороков. В одной паре неустойчивость покрытия (порок производственный), неприклеенные подошвы. Данные пороки возникли в результате применения в процессе производства низкокачественных клеев и красителей. В другой паре были обнаружены ярко выраженные царапины на союзке, которые возникли при отделке в результате механических повреждений.

Согласно ГОСТ 28371 «Обувь. Определение сортности» в обуви не допускаются механические повреждения деталей, неустойчивость покрытия, неприклеенные подошвы. Поэтому партия была принята за исключение 2 пар (5,0%) туфель с наличием недопустимых пороков, которые согласно договору с поставщиком, подлежат возврату предприятию-изготовителю.

Таким образом, данному поставщику-изготовителю следует усилить контроль за выполнением отделочных операций и производственными процессами, в частности прикрепление подошвы к заготовке верха.

В результате проверки по качеству органолептическим методом партии женских повседневных туфель в количестве 30 пар, полученной ООО «Эвита» г. Москва, в 3 парах (10,0%) туфель были обнаружены пороки. В оной паре (3,3%) туфель был обнаружен сырьевой порок в виде слабовыраженной отдушистости на заднике. Данный порок, согласно пункту 5 ГОСЬ 28371, является допустимым. В другой паре туфель (3,3%) было обнаружено загрязнение подкладки.

Данный порок отделки является, согласно пункту 4 ГОСТ 28371, недопустимым. В третьей паре туфель были обнаружены порезы на внешней стороне, которые возникли в результате механического повреждения при отделке согласно пункту 4 ГОСТ 28371 не допускаются. В связи с этим, ООО «Евротоп М» г. Москва рекомендуется усилить контроль за качеством сырья, а также за выполнением отделочных операций.

Партия туфель женских повседневных, полученная от ООО «Vigoros» г. Москва принимается, за исключением двух пар (6,6%) туфель с наличием не допустимых пороков, которые подлежат возврату, согласно договору с поставщиком-изготовителем.

Анализируя полученные данные видно, что пороков маркировки, упаковки, транспортирования и хранения при приемке женской кожаной обуви по качеству органолептическим методом обнаружено не было. Это связано с тем, что данная обувь поступало в магазин ООО «Эколас» от поставщиков-изготовителей из близлежащих регионов, при этом не подвергалась длительному хранению при транспортировке на значительные расстояния.

Таким образом, по результатам экспертизы качества органолептическим методом, наиболее качественной оказалась партия женских кожаных повседневных туфель поступивших от ООО «Vigirous» город Москва. В партии состоящей из 35 пар туфель в двух парах (5,8%) были обнаружены допустимые пороки, поэтому вся партия была принята.

Такому поставщику-изготовителю как ТК «Эльче» г. Москва, следует усилить контроль за выполнением отделочных операций и производственными процессами, в частности прикрепление подошвы к заготовке верха обуви.

ООО «Евротоп М» г. Москва рекомендуется усилить контроль за качеством сырья, а также за выполнением отделочных операций. Так как в обуви данного поставщика изготовителя были обнаружены в одной паре 3,3% туфель отдушистость на заднике и двух парах 6,6% туфель такие пороки отделки, как загрязнение подкладки и механические повреждения.

В сложившейся ситуации товароведам ООО «Эколас» рекомендуется заключать договора поставок с уже известными поставщиками, которые зарекомендовали себя с хорошей стороны и при заключении договоров обращать внимание на качество обуви, степень удаленности поставщика от магазина ООО «Эколас», ассортимент предлагаемой продукции, при этом необходимо искать новые источники поступления качественной обуви.

3.2 Порядок приёмки, перечень сопроводительных документов, участники приёмки.

Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица (экспедитор, товаровед). При приемке товаров по количеству проверяются соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все комплектующие должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на комплектующие должна соответствовать сертификату качества. Сопроводительные документы — это вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши и т.п. При отсутствии таких документов проверяется фактическое количество поступившего товара. В случае обнаружения на первом этапе факта недостач или повреждения товара получатель должен определить порядок дальнейшей приемки. Здесь действуют следующие правила.

Дальнейшая приемка по количеству производится комиссией, в состав которой входят представители покупателя и поставщика. Если поставщик и покупатель находятся в одном городе, то получатель обязан вызвать представителя поставщика, а тот должен явиться в назначенное время. Если поставщик находится в другой местности, то вызов его необходим, если это предусмотрено договором. При отсутствии такого условия в договоре вызов не требуется. Если вызов направлен, то поставщик в суточный срок по телеграфу должен известить, будет ли направлен его представитель и когда он прибудет.

4. Особенности продажи непродовольственных товаров .

Характерной чертой научно-технического прогресса на современном этапе является его развитие не только в промышленности, но и в других отраслях народного хозяйства - сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и т.д.

Технологический процесс в торговле в широком понимании представляет собой совокупность способов и средств завершения процессов производства в сфере обращения, перемещения товаров из пунктов производства в районы потребления и их продажи.

Основными принципами организации технологических процессов в непродовольственных магазинах являются:

- комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

- соответствие технологии современному научно-техническому уровню;

- экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;

- сохранение качества товаров.

В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, различают три основные схемы технологического процесса продажи.

Первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приёмки товаров и для их продажи.

Во второй схеме технологический процесс состоит из трех операций: приемки, хранения товаров и их продажи.

Наиболее сложной является третья схема технологического процесса, которая применяется при организации продажи товаров, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал (например, освобождение от фабричной упаковки, утюжка, чистка и т.д.). Её применение требует наличие еще одного функционального помещения-помещения для полготовки товаров к продаже. В большинстве случаев в непродовольственных магазинах применяются все три схемы технологического процесса.

Неотъемлемой частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основных его функций.

Составные элементы процесса продажи товаров в непродовольственных магазинах делятся на:

- основные. К ним относятся:

а) предложение товара; б) консультации покупателей; в) операции по отпуску товара; г) раcчетно- кассовые операции.

- вспомогательные.К ним относятся: а) приемка товаров; б) размещение и укладка их на складе;

в) подготовка товаров,рабочих мест и зон обслуживания покупателей к продаже;

г) внутренняя транспортировка товаров.

Приемка и хранение товаров являются важными этапами работы торгового предприятия.Несоблюдение правил приемки товаров,неправиль ное ее оформление приводит к осложнению предъявления претензий к поставщику или к транспортной организации за недопоставку или поставку недоброкачественных товаров.

В условиях централизованной доставки приемка товаров ведется в магазинах. Она осуществляется материально ответственными лицами по количеству и качеству (заведующими отделами,секциями,товароведами) на основании сопроводительны х документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных,описей, упаковочных ярлыков).Если товары прибыли без сопроводительных документов,приемка проводится по акту, в котором указывают фактическое наличие товара и отмечают отсутствие документов. Особенности приемки отдельных товаров определяются особыми условиями-поставки, стандартами ,техническими условиями, договорами поставки и др. [2], [11].

5. Анализ условий и сроков хранения товаров на торговом предприятии.

5.1 Ознакомление с техникой укладки товаров на хранение.

Рациональная схема размещения товаров.

Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи или в штабеля. Большое значение для осуществления оперативного контроля и ухода за товарами, быстрой их отборки и отпуска имеют разработка и соблюдение рациональной схемы размещения товаров , которая предусматривает закрепление за товарами определённых групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения ( секций, участков, стеллажей и т. д.). При разработке таких схем необходимо учитывать объём и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное соседство и возможность повседневного наблюдения за их сохранностью.

Способы укладки товаров. На хранение товары укладывают различными способами, выбор зависит от:

-формы товара и тары,

-массы каждого тарного места,

-физических свойств товаров и других факторов.

Предпочтение отдаётся такому способу укладки , при котором не

допускается повреждение товара и тары, более рационально используются

складские помещения и оборудование , создаются удобства для контроля за

состоянием товарных запасов. Различают два способа укладки товаров:

штабельный и стеллажный.

Штабельную укладку применяют при хранении различных

продовольственных и непродовольственных товаров, затаренных в мешки, кипы, кули, ящики, бочки.

Различают три способа штабельной укладки :

- прямую;

- в перекрёстную клетку;

- в обратную клетку. При укладке товаров в штабеля необходимо следить за тем, чтобы в складском помещении обеспечивалась нормальная циркуляция воздуха и выполнялись санитарные требования . С этой целью штабеля должны размещатся не ближе 0.5 м отвнешней стены и 1.5 м от отопительных приборов . между штабелями должны быть проходы шириной около 1.5 м .

Широкое распространение получил стеллажный способ укладки товаров на хранение. При этом способе распакованные товары, а также товары во внешней таре различными способами ( рядами, десятками и т.д.) укладывается на стеллажи. Наиболее эффективно стеллажное хранение , уложенных на поддоны. Оно обеспечивает широкое применение подъёмно-транспортных механизмов, создаёт хорошие условия для повседневного оперативного учёта товаров. Стеллажное хранение товаров позволяет более рационально использовать ёмкость склада.

5.2 Внесение предложений по улучшению организации хранения товаров.

После приемки товары направляются в места хранения. Хранение товаров — составная часть торгово-технологического процесса, целью которого является:

доведение товаров до покупателей с сохранением их качества и минимальными потерями;

повышение эффективности торгово-технологического процесса;

эффективное использование площадей для хранения и экспозиционных площадей магазина;

создание наиболее благоприятных условий для торгового персонала.

В магазинах хранение товаров должно быть организовано с учетом товарного соседства, санитарных правил, норм складирования и пожарной безопасности. Ответственность за соблюдение этих требований несут материально ответственные лица.

Для сохранения количества и качества товаров должны быть проведены организационные, технические и санитарно-гигиенические мероприятия.

Организационные мероприятия включают определение частоты и размера партии завоза товаров, составление технологических карт размещения товаров, обеспечение охраны товар­но-материальных ценностей и т.д.

Технические мероприятия заключаются в выборе соответствующих видов и типов оборудования для хранения, обеспечении режимов хранения и контроля за ними.

Санитарно-гигиенические мероприятия предполагают организацию санитарного надзора и контроля за хранением.

Процесс хранения включает в себя следующие операции:

размещение товаров на хранение;

укладка в местах хранения;

создание соответствующих режимов хранения;

наблюдение и поддержание условий хранения.

Товары укладывают на храпение в затаренном или распакованном виде штабельным или стеллажным способами, навалом или в подвешенном состоянии.

При стеллажной укладке распакованные товары (или в мягкой упаковке) укладываются на стеллажи рядами или стопками.

Создание соответствующих режимов хранения заключается в поддержании необходимой температуры, влажности, освещенности и санитарно-гигиенических условий, соблюдении сроков хранения.

Наблюдение и поддержание условий хранения возлагается на материально ответственных лиц. Чем качественнее осуществляются их функции, связанные с условиями и режимами хранения, тем меньше количественные потери товаров и выше качество.

Рекомендую оборудовать подсобные помещения лестницами для удобства продавцов – консультантов. Обезопасить лестницу, по которой продавцы – консультанты спускаются в подсобное помещение, оборудовать её периллами.

Заключение.

Проходя производственную практику в салоне обуви ООО «Эколас», я ознакомилась с организационно – хозяйственной деятельностью компании, структурой аппарата управления, его организационной схемой ,структурными подразделениями компании.

Рассмотрела основные экономические показатели работы компании, материально – техническую базу компании. Участвовала в количественной и качественной приёмке товаров. Ознакомилась с сопроводительными документами, которые необходимы при приёмке товара.

Изучила принципы формирования ассортиментной политики торгового предприятия ООО «Эколас». Рассмотрела структуру ассортимента компании.

Контингент покупателей состоит из лиц разного возраста, с различным уровнем доходов. В своей товарной политике фирма в основном ориентируется на покупателей со средним уровнем достатка.

Экономическая эффективность рекламы магазина, как правило, определяется измерением ее влияния на товарооборот, действие рекламы реально могут принести дополнительный товарооборот и прибыль фирмы ООО «Эколас» - 27 тыс. руб. за тридцать дней рекламного периода.

Я считаю, что проблема управления ассортиментом является одной из пограничных областей в сфере менеджмента и маркетинга.

Можно сделать вывод, что в 2009г на обувную товарную группу приходится 84% всей прибыли, это на 2 больше чем в 2008г, на все остальные товарные группы присутствующие в ООО "Эколас" приходится 16%.

В следствие этого фирма уделила внимание расширению ассортимента обуви и средств по уходу за обувью. Цены данных ассортиментных групп ориентированы на средний сегмент рынка, а следовательно присутствует сбалансированность предложения и спроса.

Подъем объемов товарооборота ООО "Эколас" совпадает с периодом 30% скидок, а так же с зимним и весеннем сезонами, летний период отличается наибольшим спадом товарооборота всех секций комплекса.

Товары таких фирм как, "Белвест", "Бионика", "Эльче", "Вигорос", "Баден", "Инвито" пользуются наибольшим спросом у клиентов фирмы "Эколас". Но на долю таких фирм как "Бионика" и "Инвито" приходится 17% возвратов обуви, следствием является брак обуви. На долю фирмы "Бионика" - 11,1% брака, "Инвито" - 5,9%. Выше нормы в 0,17 раз.

На основе анализа показателей ассортимента фирмы "Эколас" я сделала следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента обуви, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных экономических показателей свидетельствует о правильном формировании ассортимента товаров в магазине. В магазинах фирмы "Эколас" ассортимент женской и мужской обувных групп обладает достаточной его широтой и глубиной.

Предлагаю на основе дилерских договоров с такими поставщиками детской обуви как "Парижская коммуна", "Марко", "Баден", "Рязаньвест" а так же с поставщиками с которыми сотрудничаем "Антилопа" и "Чевляр" расширить и углубить ассортимент детской обуви, т.к. существует достаточно высокий спрос на детскую обувь.

Считаю, что потенциальные возможности сбыта фирмы "Эколас" зависят от того, на сколько предлагаемый ассортимент товаров соответствует запросам покупателей, формирующихся под воздействием рекламы. Для этого я предлагаю принимать заказы потребителей по каталогам.

Так же предлагаю тщательно продумать режим работы, т.е. увеличить продолжительность работы магазина до 21.00 часа. В следствие этого рационально распределить труд персонала фирмы СФ ООО "Эколас"

Предлагаю распределить прирост товарооборота не равномерно а прямопропорционально скачкам товарооборота, т.е. где выше положительный пик, там и выше прирост.

Практическое внедрение моих предложений позволит повысить товарооборот и прибыль на 19%, и дополнительно привлечь постоянных клиентов фирмы СФ ООО "Эколас".

Список используемых источников:

1. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. М, "Финансы и статистика ", 1998 - 416.

2. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товароа. М, Прогресс, 1990 - 392.

3. Бланк И.А. Торговый менеджмент.- К: Украинско - Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. - 408.

4. Бланк И.А. Управление торговым предприятием.- К: Украинско-

Финский институт менеджмента и бизнеса, 1999 - 501.

5. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА - М,1997 - 576.

6. Весин В.Р. Основы менеджмента. Учебник.- М: Триада.Лтд, 1996-384.

7. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник - М: Гардарики, 1999.- 296с.

8. Гиркин В.А. О сущности торговли и природе кооперации. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 - 232с.

9. Германова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. Учебник - Мн: БЭГУ, 1996 -307с.

10. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М:

Международные отношения, 1998.

11. Шапов С.Ю. Товароведение обувных товаров. М: СОФИТ,1990 - 201с.

12. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для мелких предприятий. ПЕР.с англ. М: Прогресс,1998.

13. Котлер Ф. Основы маркетинга. М: Прогресс,1998.

14. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская пер спектива: перевод с франц.- спб: Наука, 1998.

15. Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий// Маркетинг.

2000,- номер 5 - с 72.

16. Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000 №10 - с 52.

17. Маркетинг / Под редакцией академика А.Н. Романова М: Банки и биржи

1997.

18. Мескон М.Х.,Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М: "Дело", 1997- 704.

19. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под.ред. проф.

В.М. Власовой М:,, Финансы и статистика", 1999.

20. Панкратов Ф.Г.,Сергеина Т.К.,Шахурин В.Г. Рекламная деятельность М:

Информ - внедр. центр " Маркетинг ",1998 - 244с.

21. Рацкий К.А. Экономика предприятия: М: Информационно – внедренческий центр " Маркетинг ", 2000-696с.

22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн: ИП "

Экоперспектива ", 1997 - 498с.

23. Теория потребительского поведения и спроса./ Под ред. В.М. Гальперина

С - Пб, 1998.

24. Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В.Басконова М: ИНФРА - М, 1997 - 416с.

25. Экономика торгового предприятия. Под ред. проф. А.И. Гребнева,1997

ПРИЛОЖЕНИЕ

Должностная инструкция продавца магазина.

Продавец отвечает за поддержание и развитие оборота магазина

Продавец обязан:

· досконально знать перечень продукции, представляемых магазином, ее качественные характеристики и потребительские свойства, постоянно поддерживать качественный уровень этой информации;

· консультировать клиентов по телефону и при личном общении по цене и свойствам продукции;

· уверенно отстаивать интересы компании при общении с клиентами;

· в случае необходимости продажи ниже установленной цены запрашивать разрешение на данную операцию у коммерческого директора;

· оформлять процесс продажи продукции компании (кассовый и товарный чек и т. д.); · разбираться в причинах потери клиентов, вырабатывать и реализовывать меры по их «возврату» и добиваться положительного результата.

· раскрывать потребности клиента, предлагать возможности их удовлетворения, проводить презентации, добиваться положительного результата;

· информировать потенциальных клиентов о новых услугах магазина и новых возможностях удовлетворения потребностей клиента, о существующих и планируемых маркетинговых компаниях, добиваться положительного результата.