Контрольная работа: по Культорологии 2

Название: по Культорологии 2
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: контрольная работа

Культурология

Содержание:

1) Функции культуры.

2) Правовая культура.

3) Культура западноевропейского средневековья.

4) Библиографический список.

1) Функции культуры.

Выделить основные функции культуры – значит определить основные направления деятельности человека. С развитием форм труда усложняются формы общения, связи, регуляции, коммуникации. Культурные знания служат своеобразным щитом, чтобы оградить человека от превратностей природных стихий и социальных явлений. Знания накапливаются, закрепляются в определенной знаковой системе, символах, передаются от поколения к поколению в нормах и правилах мышления и поведения, социализируя личность, развивая ее индивидуальные склонности и задатки, выполняют функцию эмоциональной разрядки, снимая стрессы, беспокойство и агрессивность.

Функция освоения и преобразования мира, в ее основе – потребность человека в приспособлении к окружающей среде, необходимость в средствах существования: пище, одежде, жилье, пространстве, которое можно было бы назвать своим (здесь я живу, работаю, творю, все вокруг – мое, мой «дом»). Человек кА бы создает материальную базу своего бытия, осваивая и преобразуя окружающий мир, в первую очередь удовлетворяет свои биологические потребности. Они не так велики, и эту проблему довольно быстро можно решить, но человечество на этом не останавливается, «добирается» далее до космоса, стремясь к выходу на бесконечное. Преобразуя природу, человек способен преобразовать самого себя, формироваться как личность глубокая, гармоничная, духовно наполненная, главной сущностью которой является творчество как таковое (речь идет, разумеется, об идеальной ситуации, от которой мы, увы, далеки).

Коммуникативная функция – функция делает возможным обмен информацией, энергией, эмоциями. Ведь именно через культуру человек ведет диалог с миром, природой, себе подобными, прошлым, настоящим, будущим, другими народами, Вселенной. Человечество - единое целое, и делает его таковым общее информационно- коммуникативное поле, оно снимает барьеры, препятствия, разобщенность. Коммуникация преодолевает апатию мышления и поведения, чисто психологические вещи: одиночество, тоску (синдром Робинзона); «выбрасывает» избыток информации, дает дополнительную, недостающую. Чем выше культурный уровень человека, тем сильнее потребность в любой информации. Для коммуникации необходима система символов, знаков, известная участникам общения, которая принимается ими, выражает их мысли и представления.

Знаковая (сигнификативная) функция – это когда любая информация закрепляется в системе значений, знаковых символов, наглядных образах, звуках, условных жестах, словах, приветствиях, украшениях, деталях одежды, ритуалах. Прежде всего – это речь (устная и письменная), основная функция которой обозначать, называть явления природы и общества. Обозначить – значит назвать, показать, через внешнюю форму раскрыть внутренний смысл, содержание. Вся наша деятельность построена на знаковой системе, мы окружены ею, внедрены в нее. Дать имя, значит сделать шаг к познанию, начать процесс узнавания.

Функция накопления и хранения информации – это основа культурно-исторического бытия, прогресса. Наши знания, умения, навыки, опыт систематизируются, накапливаются, хранятся, передаются по наследству. У животных этот процесс осуществляется генным путем, у людей сначала через естественную память, средства записи информации: рукописи, книги, пластинки, картины, другие произведения искусства, дискеты и т. п. Более всего процесс накопления и хранения связан с наличием письменности, а самый весомый вклад в него вносят деятели культуры – ученые, философы, творческие работники-профессионалы. Именно они формируют золотой фонд культуры, источником их творчества является опыт прошлый, знание настоящего, предвидение будущего. Уничтожить народ – значит уничтожить его культуру, разрушить историческую память, прервать процесс культурной преемственности. Человечество должно знать откуда, куда и зачем оно идет.

Сегодняшняя ситуация «информационного взрыва» требует революции в способах хранения, накопления, систематизации информации.

Нормативная функция т.е. вся культура нормативна, в ней зафиксированы нормы, стандарты человеческой деятельности и мышления. Норма оговаривает поле деятельности, его границы, пределы необходимого и возможного, указывает цели, к которым надо стремиться. Можно привести аналогию с любой игрой: есть ограниченное пространство (поле) игры, есть ее правила, которых неукоснительно следует придерживаться, есть судьи, которые следят за игроками и т. д. Норма устанавливает рамки деятельности, и в этом смысле особое место в системе культуры занимают право и мораль, которые и регламентируют, «нормируют» положение человека в обществе. Норма – условие поддержания устойчивого равновесия социальной системы, способов, форма снятия тенденций, ведущих к хаосу, беспорядку, произволу, дезорганизации. Она закрепляется в сознании и поведении человека, в чувствах, эмоциях, разуме, знании, оценках. Личность обязана осознавать свои нормы, иначе она окажется «вне игры», вне общества. Нормы поддерживают традиции, сложившийся порядок вещей. Отличаясь друг от друга обязательностью, они побуждают либо запрещают. Нормы прививаются, их ценность измеряется эффективностью, они имеют исторически изменчивый характер.

Например, эволюция нормативного образца личности зависит от характера наличествующих общественных отношений. В эпоху формирования социально неоднородного общества – это тип «благородного мужа» - аристократа, дворянина, затем джентльмена. У аристократии ценились происхождение, древность рода, что, якобы гарантировало «высокие» личностные качества: благородство, внешняя физическая красота, забота о чести, достоинстве, стремление к славе и подвигам, щедрость, даже расточительность, презрение к физическому труду, умение играть в шахматы, фехтовать, слагать стихи Прекрасной даме и т.п.

Патриархально-крестьянский образец личности предполагал стремление к порядку, труду как основе благополучия, отрицательное отношение к насилию, грабежу, мастеровитость, бережливость, осторожность, этакую хитринку, стремление избежать случайностей, добрососедство…

Буржуа вырастает из крестьянина: трудолюбив, деловит, предприимчив, обязателен, воздержан в еде и питье, немногословен, решителен, бережлив, спокоен, целомудрен, скромен…

Следование норме фиксирует другую функцию культуры – регулятивную. На основе правил, норм поведения формируются регулятивы, правила поведения, общения, которыми следует руководствоваться, чтобы не выглядеть «белой вороной».

Иногда особо рассматриваются функции защиты и производной от нее разрядки.

Люди живут и действуют в условиях неустойчивого равновесия с природой и обществом. Постоянно существовала зона риска, опасности, и культура создала определенные нормы защиты, противовесов. Огонь, жилище, одежда, оружие, магия, заговоры, молитвы, колдовство помогали человеку в борьбе со стихиями, врагами. Появилась медицина, лекарства – защита от болезней, инфекций, ран. Маски , противогазы, лесополосы, спецодежда – все эти вещи охраняют человека. Появилась система «табу» - запретов (моральных, правовых, религиозных), позднее – система современной психологической защиты: разные методики, приемы, охраняющие от стрессов, эмоциональных и информационных перегрузок. Защитные функции свойственны всей структуре индивидуальной культуры: от мыла и белья, личной гигиены до режима труда. Формируются осевые системы психологической, эмоциональной разрядки, важную роль здесь играет искусство, с его помощью (смех, плач, эмоции) очищаются душа и тело человека. Есть особые ритуалы, гимнастика, охота, рыбалка, наконец, игры. Все это целая система, без которой немыслим сегодня разумный, культурный человек.

И в качестве важнейшей функции культуры, можно выделить, гуманитарную. Гуманизм входит в культуру, жизненную практику как реальное качество людских взаимоотношений, когда человек рассматривается как цель, а не как средство ее достижения. Принципы добра, справедливости, милосердия, сострадания, взаимопомощи, истинно человеческого соучастия никогда не теряют своей ценности; они находят свое выражение в движении философско-этических идей под лозунгами свободы, социальной справедливости, прав человека, начиная с первых памятников письменной культуры, знаменитой древнеегипетской «Книги мертвых» (XXV-XXIVвв. до н.э.), где содержится исповедь покойного на загробном суде, в царстве мертвых: «Я не делал вероломного зла никакому человеку… Своими делами я не сделал никого на робким, ни больным, ни страдальцем, ни несчастным… Я не заставлял голодать… Я не убивал… Я не отнимал молока ото рта младенца…». Только наличие морально-этических качеств, а отнюдь не голый интеллект делает человека личностью. В культурологи есть понятие «крест культуры». Человек как бы «распят» на кресте культуры, где движение по горизонтали – путь к материальному комфорту, благополучию, вертикальное восхождение – подъем к духовному – тяжкий труд, требующий большого желания, воли, мужества. Эта «вертикаль» значительно короче: тяжек путь наверх к истинам подлинным и вечным, и так притягивает вещное, простое; а потому падаешь с нее, скользишь, срываясь. Да и не всегда, как известно, за добро платят добром, а гуманное приносит капитал. На это способны немногие, лучшие, способные удержаться на вершине, ибо прав современный поэт Игорь Губерман (его четверостишья по имени собственному называются «Гарики»):

«Слой человека в нас чуть-чуть

Наслоен зыбко и тревожно,

Легко в скотину нас вернуть –

Поднять обратно очень сложно».

2) Правовая культура .

Правовая культура – это часть общей культуры, где различается правовая культура личности и правовая культура общества.

Правовая культура личности – это, прежде всего, уровень знания права каждого из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характеризуется определенным уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, к кого знания юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Современная правовая культура – это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Какие же функции выполняет правовая культура в современном обществе?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка.: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно – ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие – подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

· определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общества;

· утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

· правовую активность граждан в осуществлении своих прав;

· активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм .

(от лат. nihil – ничто, ничего). Для него характерны недооценка роли права

или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное

к нему отношение. Это приводит к различным правонарушениям, например к

умышленному правонарушению законов, массовому несоблюдению

правовых норм, нарушению прав человека. Правовой нигилизм бывает

личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты

право и правовые традиции.

В российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма. В настоящее время этому способствуют некоторые негативные условия нашей современной жизни: недостатки проводимых социально – экономических преобразований, незавершенность правовой реформы, неэффективная работа органов государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышения уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима продуманная система правового воспитания. В ее основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовые обучение и воспитание являются элементами образования в целом и могут осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); правовое просвещение (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант – плюс», «Кодекс»); юридическая практика (передача юридической информации, знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

3) Культура западноевропейского средневековья.

Длительная по времени и насыщенная по содержанию эпоха средневековья породила яркую и многогранную культуру. Средневековая культура представляет собой сложную систему, включающую в себя множество элементов, тесно взаимосвязанных и переплетенных между собой. Такими системообразующими элементами являются городская культура, народная культура, официальная культура, церковная культура, рыцарская культура, университетская культура и т.д. Все эти субкультуры составляют единое целое средневековой культуры, соответственно, имеют много общих характеристик, отражают типичные черты своего времени.

Но вместе с тем эти субкультуры обладают известной долей самостоятельности и несут в себе специфические, отличительные свойства, имеют свои характерные особенности.

Рост городов и образование централизованных государств в Западной Европе способствовали подъему культуры. По сравнению с ранним средневековьем сильно продвинулись техника производства, образование, наука и искусство.

Огромное значение в технике производства имело усовершенствование водяного двигателя, который стали применять в горном деле и ремесле. Существовало два вида водяного колеса: нижнебойное и верхнебойное. Водяное колесо применялось и при обработке металла, а также в производстве бумаги.

В XIV веке начали строить домны – большие плавильные печи, достигавшие 3 – 4 метра в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, которые с силой вдували в печь воздух. Благодаря чему в домне достигалась очень высокая температура, получался жидкий чугун. Металла теперь выплавляли гораздо больше, чем прежде. Совершенствовались и простейшие механизмы, в частности – механические часы и т.п.

Долгое время европейцы не решались пускаться в далекие плавания в открытое море . Более безопасно стало , когда у моряков появился компас. В XV веке был создан быстрый легкий парусник – каравелла.

С развитием ремесла продолжала расти грамотность в городах. Для школьников и студентов требовалось все больше учебников. Прежде перепиской книг были заняты в основном монахи, но с ростом городов появилось много мастерских, которые брали заказы на переписку книг (библиотек, книг с университетов , у королей, знатных и богатых людей.

В XV веке немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Так Гутенберг изобрел печатный станок.

Изобретение книгопечатания – одно из величайших открытий в истории чело

вечества.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА.

С развитием городов и торговли люди чаще стали покидать родные места. На дорогах Европы можно было встретить немало купцов, бродячих подмастерьев, школяров, актеров и паломников. У них появился интерес к жизни людей в далеких странах.

Одним из рассказчиков о странах Дальнего Востока в XIII веке был венецианский купец и путешественник Марко Поло. Вернувшись в Италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.

Растущим городам и королевской власти требовались образованные люди. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах. Короли нуждались в подготовленных чиновниках и судьях. В городах возникали нецерковные школы – они были частными или содержались на средства городских советов. В XII веке в Европе появились первые высшие школы – университеты. В долгой борьбе с городскими властями университеты добивались самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд, студенты освобождались от военной службы. Уже тогда были введены факультеты, возглавлявшие деканами, а также глава университета – ректор.

Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и общему подъему культуры.

Ученые - богословы мало наблюдали природу. Источником знаний для них был прежде всего авторитет: они искали готовые ответы в Библии, сочинениях «отцов церкви» и других религиозных книгах. Сопротивление авторитету церкви решительно выразил в п.п. XII Петр Абеляр. Он доказывал, что знание выше «слепой веры». По его мнению, христианское учение, изложенное в книгах, должно было подкреплено доводами разума. «Истинно только то, что доказано разумом», - утверждал Абеляр.

Вершиной богословия считаются взгляды ученого XIII века Фомы Аквинского. Этот благочестивый монах отличался колоссальной работоспособностью. За свою не столь уж долгую жизнь Фома написал много книг. Самая известная из них – «Сумма богословия», в ней Фома защищает и обосновывает христианское учение ссылками на Библию и другие бесспорные авторитеты, он излагает представления церкви о торговле, ростовщичестве, морали, устройстве мира и прочем. После смерти Фоме было присвоено почетное звание «ангельский доктор», а вскоре церковь объявила Фому Аквинского святым.

Успехи в хозяйстве приводили к зарождению новых знаний. В средние века процветали такие своеобразные науки, как астрология и алхимия. Астрологи утверждали, будто бы по звездам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники, прежде чем что – либо предпринять. Алхимики были заняты поисками «волшебного камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото.

Накапливала полезные знания и медицина. Больницы сначала создавали епископы и монастыри, а позже – и городские советы.

В университетах появились отдельные ученые, пытавшиеся вырваться из окон средневековой науки. В их числе был англичанин Роджер Бэкон. Он доказывал, что для познания истины авторитет и разум недостаточны, а нужны также наблюдения и опыт. Только с помощью опыта можно проверить, верны ли наши знания. Цель науки, утверждал Бэкон, состоит в том, чтобы изучать природу и поставить ее на службу людям. Он критиковал нравы духовенства. Некоторые из его сочинений были осуждены церковью.

ЛИТЕРАТУРА.

В XII веке стали создаваться литературные произведения в городах. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни. Их героями чаще всего был ловкий, хитрый горожанин или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов.

Развитие литературы имело место и в средневековой деревне. Представление крестьян о жизни отразились в устном народном творчестве: песнях, сказках, поговорках, балладах. Песня сопровождала и труд, и развлечения крестьян. Среди немногих образованных крестьян появились писатели, сочинявшие произведения о крестьянской жизни. Показанные в них крестьяне понимают, что своим трудом они кормят всех людей, и гордятся этим. В одной немецкой балладе в ответ на похвальбу рыцаря знатного рода крестьянин отвечает: «Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой знаменитый род». Были и свои поэты в эпоху средневековья. К ним относится великий Данте Алигьери, учился в городской школе, считал свое образование недостаточным, всю жизнь изучал философию, астрономию , античную литературу. В изгнании Данте написал великую поэму, которую назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Восхищенные потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Используя богатства народного языка, Данте выразил мысли о судьбе родины: он сожалел о ее политической слабости и мечтал об объединении Италии.

Знаменитая «Песнь о Роланде» дошла до нас в рукописи середины XII в. Найдена она была случайно в библиотеке университета в Оксфорде и впервые опубликована в Париже в 1837 году. С этого времени началось ее триумфальное шествие по странам мира. Ее издают и переиздают в переводах и оригинале, изучают в университетах. Пишут о ней статьи и книги. Многие исторические события, большего масштаба и большей исторической важности, чем описанное в «Песне о Роланде», остались за пределами памяти народной, забылись, затерялись в ходе времен, между тем как факты не столь уж значительные, если рассматривать их «с космических» высот, неожиданно ярко многопланово высвечиваются, и свет их преодолевает века, а иногда и тысячелетия.

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА и ЖИВОПИСЬ.

В XI веке в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла храмы, чтобы они могли вмещать возросшие массы местных жителей и паломников. Строители того времени, обычно монахи вместе с нанятыми ремесленниками, многое восприняли от архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения XI – XII веков называют романскими (от лат. слова «Рома» – Рим).

Романский храм – удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи. На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел.

Становление культуры средних веков является неотъемлемой частью историко – культурного процесса.

Средневековый Запад зародился на развалинах Римской империи после ее раздела в 395 г. Решающую роль в этом процессе сыграли варварские нашествия V века. На территории Западной Римской империи угасали города, возникали варварские королевства, в которых местное население смешивалось с пришельцами.

Вторжение германцев, ставших впоследствии истинными хозяевами Западной Европы, привело также и к формированию нового художественного мышления. Так в слиянии традиций варварского и римского миров искусство Западной Европы постепенно обретало свой облик. Важную роль в этом процессе играло христианство, вытеснившее прежние языческие культы и давшее новые формы и содержание художественным произведениям. В преддверии своего расцвета Европа представляла собой мрачное зрелище. Следствием феодальной раздробленности и междоусобных войн были голод и нищета, эпидемии и нашествия извне, которые вызывали естественный страх населения. Как в зеркале, это отразилось в архитектуре – ведущем виде средневекового искусства. Церкви и монастыри с мощными стенами выглядят как неприступные крепости. Повсеместно возникали феодальные замки. На первых порах это примитивные сооружения, состоявшие из земляных валов и деревянных стен. Начиная с x века во Франции они уже строятся из камня. Посередине плаца – прямоугольная или круглая башня – донжон, обнесенная крепостной стеной. Вокруг стены – ров, наполненный водой, через него на цепях переброшен мост, который в случае опасности поднимается с помощью ворота и становится надежной защитой для единственного входа в замок. В каждом замке отряд воинов несет сторожевую вахту на башне замка или за воротами. Рыцари одеты в доспехи – кольчуги и шлемы. В такой же одежде они предстают перед нами на знаменитом ковре из Байе, вышитом, по преданию, королевой Матильдой , женой Вильгельма Завоевателя в XI веке.

Главное оружие рыцаря и символ его достоинства – меч. В средневековом мире о мечах складывались легенды, их наделяли личными прозвищами. Мечи имеют различную форму: большие – двуручные, длиной более метра, и поменьше – меч в полторы руки, мечи с узким лезвием – кончары. Владение мечом – большое искусство. В работе с ним левая рука должна была свободно заменять правую , и не только из – за ранений, которые рыцарь мог получить в бою. Знаменитые винтовые лестницы замков были устроены так, что защищавшие замок, находясь на них, держали меч правой рукой, а нападавшие должны были в совершенстве владеть левой. Но не только рыцари – воины жили за неприступными стенами. Воинами во Христе называли тогда и монахов, живших в монастырях. В этот период христианская церковь играла важную роль в политической и экономической жизни Европы. Монастыри, построенные в уединенных местах, мало чем отличались, от средневековых замков. Они также были обнесены неприступными стенами, за которыми находилась церковь, монашеские кельи, хозяйственные пристройки. Монастырь был средоточием культуры. Всемирно известны монастырские библиотеки, хранившие знания прошлого. Здесь писались исторические хроники, создавались памятники прикладного искусства.

Соборы, построенные в это время в Европе, как и прежде, имели форму базилик, зданий, некогда возводившихся в Риме. Заметив это сходство, ученые XIX века назвали стиль, господствовавший в X – XII веках, романским, т.е. римским. План романской базилики имел форму латинского креста. Она строилась не из кирпича, а из камня. Тяжелые каменные блоки держались друг на друге за счет собственного веса, без связующего раствора. Стены таких соборов необычайно массивны, поэтому романские соборы кажутся приземистыми и тяжеловесными даже в том случае, когда высота центрального нефа достаточно велика. Наиболее типичными постройками в романском стиле были церкви, монастыри и замки. Характерными особенностями романского стиля были четкость форм, суровая мужественная красота, внушительность и торжественная мощь. Романский храм представляет собой дом Бога, место для объединения верующих и совершения ритуалов. Ранние романские постройки украшались настенной живописью. Но в конце XI – XII вв. ведущим видом декора стали монументальные рельефы, в начале плоские, а затем все более выпуклые, но сохраняющие органичную связь со стеной, вырастающие из нее. Главными темами романского изобразительного искусства стало изображение божественного могущества, картин «Страшного суда», устрашающих верующих.

Главное, что определяло лицо Европы XII – XV вв., - это развитие и рост городов – коммун и новой городской культуры. Сформировавшись во Франции, готическая культура получила развитие и в других европейских странах. И каждая из них вносила в этот стиль что – то свое, новое. Если французский собор рос ввысь, то английский разрастался вширь. Немцы были мастерами однобашенных соборов. Итальянцы увлекались стрельчатыми арками, в изобилии покрывавшими фасады зданий. Динамикой насыщена не только архитектура, но и скульптура, окружающая готический храм со всех сторон.

Скульптура избавилась от романской скованности, ожила, наполнилась движением, но главное – воплотила представления о собственной красоте человека. На портале Реймского собора в изысканном поклоне, словно паж перед светской дамой, склоняется ангел перед своей прекрасной госпожой Марией. Так в недрах готики родились новые ростки интереса к человеку и к миру, в котором он живет.

Возможно, самое важное из всех изменений, которые являет нам средневековое искусство, - это то, которое породило – вместе с реализмом – новый взгляд на мир, новую систему ценностей. Этот взгляд задерживался теперь на видимом, на мире, даваемом в ощущениях, вместо того, чтобы быть лишь простым символом скрытой реальности. Этот мир обретал ценность сам по себе, становился объектом непосредственного восхищения. В готическом искусстве цветы стали настоящими цветами, человеческие черты стали чертами индивидуальными, пропорции стали определяться естественными соотношениями, а не символическими значениями.

Средневековый словарь чрезвычайно богат выражениями, обозначающими бесчисленные формы лжи и бессчетные разновидности лжецов. Даже среди пророков встречались лжепророки, а чудеса иногда оказывались фальшивыми.

Первая видимость – это тело. Его следовало принизить. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - говорил Людовик Святой Жуанвилю. Однако идеал воинственности в такой же степени прославлял тело, в какой христианский идеал его принижал. Юные герои поэм о героических деяниях белокожи и кудрявы. Они атлетически сложены. Жизнь все время от рыцаря требовала физических сил на охоте, на войне, на турнире. Карл Великий получал удовольствие, купаясь нагим вместе со своими приближенными в бассейне дворца в Аахене. Даже мертвое тело являлось объектом тщательного ухода.

В готических статуях точнее, чем в романских, передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в их позах больше движения.

В XIV веке средневековая культура сначала в Италии, а позже и в других странах уступает место новой культуре – культуре Возрождения.

Возникновение новой культуры было связано с расцветом итальянских городов. Большинство горожан были не только грамотными, но и хорошо образованными. В городах было открыто много школ на средства городских советов. Горожане , особенно богатые, по – новому оценивали мир, в котором жили. В отличие от феодалов они стремились нажить богатство прежде всего не грабежом на войне и захватами земель, а торговлей, денежным делом и производством товаров. Городские богачи были деятельны и предприимчивы. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает». Внимание деятелей новой культуры привлекали прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от латинского слова «гоманус» - человеческий). Отказ от радостей жизни, внушаемый религией, сменился живым интересом к миру. Писатели – гуманисты воспевали природу, восхищались ее красотой. Живописцы стали изображать людей на фоне пейзажа.

4) Библиографический список .

1. А.И. Лысенко Культурология часть1 «теория культуры» учебное пособие. Новосибирск – 1997.

2. Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологии. – М., 2000.

3. Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. – М., 1979.

4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб., 1995.

5. Гуревич А.Я. Средневековый мир. – М., 1990.

6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейская искусство. – М., 2000.

7. Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культу-ры. - Л., 1989.