Реферат: Теневая экономика 14

Название: Теневая экономика 14
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Глава 1

1.1.Теневая экономика

Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.

1.2.Причины и особенности существования

Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.

Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Автономная некоммерческая организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП) выдвинула версию основных на 2007 год причин "ухода в тень":

Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим "неналоговым фактором" респонденты считают коррумпированность государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.).

1.3. Понятие теневой экономики.Учетно-статистический подход к теневой экономике

Формально-правовой подход к теневой экономике

Криминологический подход к теневой экономике

Комплексные подходы к теневой экономике

Классификация теневых экономических явлений

Структура теневой экономики

Понятие и структура криминальной экономики

Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) "Подпольная экономика" (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.

В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем.

В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора (1992, 1993), в том числе специально для стран СНГ.

В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.

В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности.

Возможно, наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.

При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.

В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.

Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.

На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).

На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.

На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.

Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.

В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).

Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.

Понимание теневой экономики различными ее исследователями во многом определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере.

В зависимости от этого критерия различаются учетно-статистический, формально-правовой и комплексный подходы.

Рассмотрим конкретные подходы к определению и структурированию теневой экономики.

Учетно-статистический подход. При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).

В соответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики разделяются на две группы:

а) продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП;

б) преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.

В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:

1. Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств;

2. Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе:

деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;

деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).

3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);

нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).

Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Результаты расчетов параметров теневой экономики по методологии СНС являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики, особенно в сложившейся в России ситуации, когда проблема контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических.

Вместе с тем, данный подход не лишен недостатков. Отметим наиболее важные. В рамках концепции СНС не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики, а с другой стороны их учет ограничивается тем влиянием, которое они оказывают на производство и потребление ВВП текущего года и использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических расчетов.

Существует также категория экономических правонарушений и преступлений, которым в рамках данной методологии количественная оценка не может быть дана в силу их специфического воздействия на экономическую систему. Это происходит в том случае, если в результате их совершения имеет место либо перераспределение, не приводящее к изменению общего объема ВВП, либо упущенная выгода экономики в целом или отдельных субъектов, например, в результате недобросовествной конкуренции, монополизации рынка, возрастания инвестиционных рисков. Кроме того, неоцененным является ущерб, возникший в ситуациях информационной асимметрии, перенесения ущерба от преступлений на потребителя посредством увеличения цен, значительных отрицательных внешних эффектов (например, в связи с наркотизацией населения).

Серьезной проблемой при использовании этого подхода может стать отсутствие или несовершенство информационной базы статистических расчетов.

Например, масштабы теневой экономики в России являются заниженными, поскольку Госкомстат России при расчетах объема ВВП не учитывает последний из перечисленных видов теневой экономической деятельности в связи с отсутствием информации.

По мере совершенствования информационной основы расчетов, статистический подход может быть более эффективно использован для оценки масштабов деструктивных видов экономической деятельности, а также для оценки роли теневой экономики не только в производстве, но и в потреблении ВВП. Таким образом, учетно-статистический подход к определению теневой экономики, основанный на методологии СНС, может быть эффективно использован для выявления производительных секторов теневой экономики, оценки их масштабов и формировании экономической и правовой политики. Вместе с тем он нуждается в дополнении иными подходами, в большей степени способными отразить перераспределительный характер противоправной и общественно вредной экономической деятельности.

Формально-правовой подход. В качестве ключевого критериям выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретными критериями являются: уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля; противоправный характер.

Д.Макаров В.М.Есипов главной отличительной особенностью теневой экономической деятельности считают ее неконтролируемый характер. Последний заключается в недоступности экономической информации для ее получения открытыми контрольными методами.

В.О.Исправников для отнесения экономических явлений к теневым использует критерий противоправности и уклонения от официальной регистрации.

П.Ореховский использует для отнесения к теневой экономике более жесткий критерий - отсутствие государственной регистрации сделок.

Даллаго Б. (Dallago B.) для обозначения теневых экономических процессов использует понятие иррегулируемая экономика, под которой понимается деятельность экономических агентов, которая не подчиняется регулярным правилам и законам или каким либо образом скрыта от государственных органов управления и контроля.

Криминологический подход. В рамках подходов, которые могут быть обозначены как криминологические, используется критерий общественной вредности (опасности) экономической деятельности. Рассмотрим некоторые примеры.

К.Улыбин для выделения теневых экономических отношений использует критерий деструктивности, нанесения вреда обществу и его членам, присвоение нетрудовых доходов. Если критерий получения нетрудовых доходов можно не учитывать как явно не адекватный современному типу экономики и основанный на ортодоксальной политико-экономической теории, то второй критерий однозначно оценить вряд ли возможно. Идея общественной вредности обладает значительным конструктивным потенциалом, поскольку позволяет рассматривать объект относительно независимо от действующей системы правового регулирования.

Вместе с тем, этому подходу присущ такой недостаток, как чрезмерное расширение сферы теневой экономики за счет включения в ее состав легальных, однако экономически неэффективных, неоптимальных форм экономических отношений, к которым можно отнести различные несовершенства рынка и государства.

В работе Вакурина и А.В.Нестерова воспринят предыдущий подход, однако сфера теневой экономики ограничена деформациями экономических отношений, которые не нашли отражения в законодательстве, не признаются правонарушениями, а их совершение не влечет наступления юридической ответственности.

Комплексные подходы. В рамках комплексного подхода в качестве основы выделения теневой экономики используются различные сочетания рассмотренных ранее критериев.

Например, А.Н. Шохин использует для выделения явлений теневой экономики такие критерии, как отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность.

Т.И.Корягина в состав теневой экономики включает экономическую деятельность не фиксируемую статистикой, запрещенную законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления).

Классификация теневых экономических явлений

Рассмотрим классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям.

В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность:

производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;

перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику.

Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется Д. Макаровым.

Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается Гинзбург В. (Ginsburgh V.), который рассматривает ее как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы.

В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют:

теневое производство;

теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);

теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);

теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

Трактовка теневой экономики у большинства авторов включает в ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП.

Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим:

теневой рынок;

неформальную экономику;

властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь не многими исследователями.

По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют:

теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг;

на рынках инвестиционных товаров;

на финансовых рынках;

на рынке труда;

других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).

В литературе, с точки зрения данного критерия, развиваются следующие концепции.

Потребительская концепция, при которой сфера теневой экономики ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком. Данный подход был реализован Т.И. Корягиной. Среди зарубежных авторов данной позиции придерживались Welish и Findlay.

Трудовая концепция теневой экономики ограничивает последнюю нерегистрируемой и нерегулируемой трудовой деятельностью.

Обе названные выше концепции были эффективны при изучении теневых явлений в условиях административно-командной системы. Для условий рыночной и переходной экономики отмеченные подходы являются узкими.

Предпринимательская концепция теневой экономики развивалась А.А.Крыловым и была основана на отождествлении теневой экономики с теневым предпринимательством (бизнесом).

Названные концепции являются конструктивными для решения конкретных исследовательских задач, однако, не могут рассматриваться в качестве основы для формулирования универсального определения теневой экономики, которая охватывает сегодня практически все виды рынков и экономических ресурсов.

Предложенные в литературе подходы к определению теневой экономики существенно различаются в зависимости от избираемого элементарного объекта теневой экономической деятельности. В числе наиболее конструктивных можно назвать такие как контракт, сделка, операция, производственные (экономические) отношения, институт, деловое предприятие, количественные параметры теневой экономической деятельности. Соответственно, можно выделить следующие концептуальные подходы.

Контрактная (договорная) концепция, развиваемая В.Исправниковым, трактует теневую экономику как уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение при их регистрации. Данный подход к определению является необоснованно узким, поскольку общепринятое понимание коммерческого контракта исключает из анализируемой сферы трудовые отношения, отношения в сфере политического рынка, деятельность криминальных институтов организованной преступности. Таким образом, по критерию субъекта теневых экономических отношений рассматриваемая концепция может быть обозначена как предпринимательская.

Кроме того, данное определение неявно предполагает, что в составе теневой экономики учитываются лишь коммерческие договора, которые должны быть, согласно закону, официально зарегистрированы. Данное определение является также чрезмерно узким, уже только потому, что исключает большинство экономических преступлений и сектор запрещенных видов экономической деятельности.

Трансакционная концепция (концепция незарегистрированных государством сделок). Введение понятия сделки как первичной единицы теневой экономической деятельности расширяет границы теневой экономики по сравнению с предыдущей точкой зрения поскольку договор является лишь частным случаем сделки, в которой необходимо согласование воли двух и более лиц. Вместе с тем, концепция необоснованно ограничивает сферу теневой экономики лишь сделками, которые не зарегистрированы государством. Государственная регистрация предусмотрена российским законодательством для ограниченного круга сделок, к которым относятся сделки внешнеэкономические, с недвижимостью и ряд других. Кроме того, подобное понимание теневой экономики исключает из нее неформальную и нелегальную экономику, а также перераспределительный криминальный сектор.

Операционная концепция в качестве первичного элемента теневой экономики использует понятие теневой экономической операции. Данный подход хотя и декларирован в литературе, но не проведен последовательно, поскольку зачастую фактически экономическая операция отождествляется со сделкой. Однако понятие операции шире понятия сделки и может включать любые экономически значимые действия, имеющие целью получение теневого дохода. К ним, например, относятся незаконные операции в системе бухгалтерского учета и многие другие.

Концепция делового предприятия является разновидностью предпринимательской концепции теневой экономики и развивается применительно к криминальным формам экономической деятельности. Ее особенностью является рассмотрение теневой экономики как системы криминальных деловых предприятий. Она развивается как на методологической основе экономических наук (теория фирмы Р.Коуза), так и юридических (концепция преступного делового предприятия, реализованная в правовой системе США в целях контроля над организованной преступностью).

Институциональная концепция рассматривает теневую экономику как совокупность институтов, то есть правил поведения, норм, санкций за их нарушение. Исследование институтов осуществляется на основе социологической теории, а также неоинституциональной экономики.

Политико-экономическая концепция рассматривает теневую экономику как совокупность производственных отношений и как сектор производства. Результаты ее дальнейшего развития на базе ортодоксальной марксистской методологии имели ограниченную ценность для формирования государственной политики в отношении неконтролируемого сектора. Вместе с тем, необходимо отдать должное его объяснительному и прогностическому потенциалу, что наглядно проявилось в ряде опубликованных работ, посвященных накоплению криминального капитала и формированию криминальной буржуазии в советский период.

Некоторой спецификой отличается подход к определению теневой экономики для условий нерыночной хозяйственной системы.

Понимание теневой экономики определяется также типом хозяйственной системы. В частности, в условиях административно-командной экономики это понимание имеет ряд особенностей.

Гроссман (Grossman) (1977 г.) определяет теневую экономику в СССР как все производство и обмен, для которых выполняется хотя бы одно из следующих свойств: деятельность для частной выгоды; деятельность, нарушающая существующее законодательство. Данное определение исходит из того, что, поскольку социалистическая экономика не может служить частной выгоде, оба эти свойства достаточно надежно определяют сферу теневой экономической деятельности.

В работах других исследователей ( Welish и Findlay, 1986 г.) рассматривается теневой сектор, который ограничивается производством продукции исключительно потребительского назначения.

Особое внимание в работах зарубежных исследователей (Lipton, Stahl, Alexeev, Polterovich) уделяется анализу важнейшего сектора советской теневой экономики - "черного рынка", то есть отношениям, связанным с перепродажей по рыночным ценам товаров, выпущенных государственным сектором.

Таким образом, для зарубежных исследователей было характерно понимание теневой экономики в нерыночной хозяйственной системе как производительного сектора, скрытого от учета и контроля либо противоправного, а также перераспределительной сферы - теневого рынка. Характерной особенностью теневого сектора в условиях командной экономики признается также его ограниченность сферами потребительского рынка и занятости.

Рассмотрев основные подходы к пониманию феномена теневой экономики, рассмотрим собственную ее трактовку, пригодную для использования в дальнейшем для решения вопросов контроля над криминальной экономической деятельностью.

Критериями отнесения экономических явлений к теневой сфере являются следующие:

получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска;

осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.

В качестве элементарного объекта теневой экономической деятельности целесообразно рассматривать операции и паттерны (схемы, модели, шаблоны) экономического поведения. Паттерн теневой экономической деятельности - это совокупность взаимосвязанных действий, направленная на получение экономической выгоды и сокрытие значимых параметров деятельности. Его можно определить также как стратегия или множество стратегий такой деятельности. Паттерн включает в качестве элементов теневые операции и иные действия. Он характеризуется повторяемостью, стабильностью, наличием устойчивой структуры, алгоритма. Характеризуя этот аспект деятельности в криминальной сфере речь идет о схемах совершения преступлений, специфическом "почерке" и т.п.

К операциям относятся прежде всего сделки (трансакции), а также учетные, расчетные, информационные процедуры. К прочим действиям можно отнести различные скрытые соглашения, организационные, коммуникативные, физические действия.

Среди теневых операций в сфере легальной экономики можно выделить:

а) хозяйственные операции (технологические, производственные, трудовые, маркетинговые, сбытовые, операции по материально-техническому обеспечению, торговые и ряд других);

б) финансовые операции (расчетные, кредитные, фондовые, валютные, страховые);

в) учетные операции, связанные с осуществлением бухгалтерского, управленческого, статистического учета экономической деятельности.

В зависимости от цели теневые операции в легальной экономике могут быть направлены на достижение различных целей, среди которых наиболее важны:

а) снижение налоговой нагрузки;

б) ограничение конкуренции;

в) получение льгот, привилегий, исключительных прав у государства, в том числе путем коррупции и лоббирования законопроектов;

г) ограничение риска;

д) легализация незаконно полученных доходов;

е) незаконное присвоение прав на экономические блага.

Среди теневых операций в легальном секторе экономики, направленных на уклонение от налогов, выделяют: неучтенные, сокрытие части оборота, псевдооперации, незаконные операции.

Объектами теневых экономических операций являются имущественные и неимущественные права, материальные, финансовые, человеческие, информационные и иные виды экономических ресурсов.

По отношению к действующим базовым социальноэкономическим институтам теневые действия и операции могут носить двойственный характер:

а) укрепление базовых институтов, обеспечение выполнения ими функций более эффективным способом;

б) деформация, разрушение, усиление дисфункций базовых институтов, их использование в асоциальных и преступных целях.

При этом часто обе целевые функции тесно взаимосвязаны.

Наиболее общим признаком теневых экономических отношений является их неконтролируемость. При этом следует выделить различные сферы неконтролируемых экономических отношений.

Во-первых, это экономическая деятельность, операции в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля;

Во-вторых, к данной сфере может быть отнесена экономическая деятельность, за осуществление которой предусмотрена юридическая ответственность. Это экономическая деятельность в нелегальном секторе.

В-третьих, в состав указанной сферы следует включать экономическую деятельность, осуществляемую без специальных операций по сокрытию от контроля. Это деятельность, формально не скрываемая от контроля, но осуществляемая в расчете на бездействие либо неадекватную реакцию контролирующих и правоохранительных органов.

В числу причин подобного положения можно отнести:

коррумпированность контролирующих и правоохранительных органов;

неэффективность деятельности контролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и иными ограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);

несовершенство законодательства, препятствующее выявлению, расследованию, пресечению деятельности, привлечению к ответственности виновных.

Последняя особенность нормативной системы регулирования исследовалась в специальной литературе, а формы ее проявления были обозначены как lex imperfecta и lex simulata.

Lex imperfecta - несовершенный закон, беззубое право.

Lex simulata - имитационное, мнимое право - законодательство, создающее успешный, на первый взгляд, механизм, применять который не предполагают ни связанные с его реализацией исполнители, ни потенциальные объекты воздействия. Данное явление имеет место, если законодательство становится средством утверждения интересов социальных групп, оказывающих воздействие на законодательный процесс.

Такое понимание неконтролируемого характера теневой экономики не изменяет объем данного понятия, однако обогащает знание о его структуре, что имеет значение для выработки мер по контролю над анализируемой сферой.

1.4.Структура теневой экономики

В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.

Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;

в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.

Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

Т.И.Корягина использовала термин "фиктивная экономика" - экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег.

В.О.Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.

Существую два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Общинная экономика - это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный, характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываетмый характер.

Данные сектора, на наш взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрирации и уплаты налогов законодательство не предусмотривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики.

Глава 2

2.1.ТЕНИ РЫНКА - НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В КАЛИНИНГРАДЕ

«Теневая экономика» – этот термин широко известен не только в деловых кругах. Но никто не может привести достоверные показатели значимости этого феномена, а тем более проследить его развитие или однозначно оценить влияние.

Для Калининградской области проблема изучения теневой экономики стоит достаточно остро. Если, согласно официальным данным, объем теневой экономики по России в целом в 2005 году превышает 40 % ВВП и составляет около 400 миллиардов рублей, то в Калининграде этот показатель почти вдвое превышает среднероссийский и составляет, по оценкам экспертов, от 70 до 90 % всей экономики области.

Первая оценка уровня теневой экономики и ее структуры в Калининградской области была проведена в 2002 году в рамках проекта ТАСИС «Содействие в развитии экономики и инвестиций в Калининградской области – Россия».

Размещение

Лидерами же по неформальной экономике являются естественные монополии, государственные предприятия, лицензирующие органы (при этом борьба с теневой экономикой, проводимая властями, началась в первую очередь с малых предприятий).

Каждый калининградец знает расценки за решение того или иного вопроса. Технология взимания взяток модифицировалась. Никто не «заносит» напрямую взятки в кабинет, чаще всего они платится через «брокера» – фирму-посредника, где обычно есть родственник чиновника или главы монополии.

По мнению экспертов, в Калининградской области в 2002 году сложилась следующая структура теневого ВРП на стадии образования и использования доходов

По данным исследования Фонда ИНДЕМ, проведенного в 2005 году, в рамках проекта «Диагностика российской коррупции», объем российского рынка деловой коррупции сопоставим с доходами федерального бюджета, которые в интервале от 2001 до 2004 года выросли почти на 140 %.

Если подсчитать, сколько доходов федерального бюджета содержится в годовом доходе рынка деловой коррупции, то выяснится, что в 2001 году коррупционный рынок был на треть меньше годового дохода федерального бюджета. В 2005 году рынок деловой коррупции превзошел доходы федерального бюджета в 2,66 раза. Значит, если измерить коррупционный рынок по размерам доходов федерального бюджета, то объем коррупционного рынка вырос в четыре раза. Средний размер взятки в нашей стране, по оценке Фонда ИНДЕМ, составляет 135 тысяч долларов.

А согласно результатам недавнего опроса, проведенного Всемирным банком, 78% российских компаний сообщили о том, что им приходилось платить взятки.

На фоне этих цифр объем бытовой коррупции, по оценкам экспертов – 3 млрд долларов, кажется несущественным.

Что же послужило причиной возникновения имиджа Калининграда как одного из неблагополучных российских регионов?

Проблема массового построения теневых моделей региональными компаниями обусловлена действующей в Калининграде экономической моделью, в основе которой лежит принцип компенсации конкурентных слабостей региона за счет эксклюзивных льгот. Принимая в 1996 году закон об ОЭЗ, руководство ставило своей целью добиться поддержания благосостояния жителей на приемлемом уровне. Но проводимая политика принесла и побочные результаты. Основной побочный эффект состоял в значительном росте торгового оборота области, что послужило толчком к всплеску неформальной деятельности и появлению дополнительных видов деятельности, где генерируются и оседают теневые доходы (множество фирм-посредников, часто принадлежащих одной группе компаний, которые способствуют уходу от таможенных платежей и НДС) при продаже товара конечному потребителю.

Противоречивы данные и об уровне потребления и жизненных стандартах жителей Калининградской области. Согласно официальной статистике, по валовому внутреннему продукту на душу населения наша область находится ниже среднероссийского уровня (по данным Федеральной службы государственной статистики, на период 2004 года валовый региональный продукт Калининградской области составил 69227,5 руб. на душу населения, в то время как среднероссийский – 84968,2 руб.). Однако, по тем же официальным данным, расходы калининградцев превышают доходы на значительные суммы.

Кроме того, растут и сбережения на счетах в банках. Таким образом, благодаря теневой экономике благосостояние калинингрдцев значительно выше, чем указывается в официальных источниках.

Так выглядит отраслевая структура теневого ВРП Калининградской области

Кроме снижения собираемости налогов и занижения экономических показателей, «тень» – это всегда источник криминала и коррупции. Люди начинают привыкать к двойным стандартам. Чиновник должен сделать что-то бесплатно, но, зная, что предприниматель имеет «теневые» доходы, будет вымогать у него взятку и не считать себя при этом неправым. Иллюстрация к этому – исследование бизнес-среды, которое было проведено в регионе в 2003 году. Оно показало, что бизнес-среда у нас не просто неблагоприятная, а агрессивная. Высота административных барьеров в области выше, чем в среднем по России.

Кроме этого, не имея реальной и достоверной экономической информации, невозможно эффективное стратегическое и экономическое планирование развития региона, возникают проблемы с инвестициями и интеграцией в европейскую экономику.

Что же может заставить субъектов экономики выйти из «тени»?

Одним из средств является изменение налогового законодательства – не столько снижение налогового бремени (оно в области довольно низкое по сравнению с ближайшими соседями – Литвой и Польшей), сколько упрощение и стабилизация налогообложения.

Возникает вопрос, почему в стране с более низким налоговым обложением, расходами на заработную плату и энергию не идут инвестиции? Значит, есть дополнительное бремя на бизнес, которое называют эвфемизмом транзакционных издержек.

Немаловажно и влияние психологического фона. По данным исследования группы ЦИРКОН, 65% калининградцев считают, что «федеральное правительство обязано оказывать области масштабную финансовую помощь».

Таким образом, у большинства жителей области пока нет мотивации к использованию тех преимуществ, что есть у области, и к созданию легальной, конкурентоспособной экономики.

Попытки борьбы с теневой экономикой в рамках «приказано выйти из тени», лишь загоняют проблемы внутрь. Экономика не любит резких движений. Поэтому сиюминутный подъем налоговых поступлений чреват экономическим спадом, так как бизнес перестает инвестировать, сворачивает долгосрочные планы развития, воспринимая меняющиеся правила игры как еще один элемент риска.

Вступить в договоренности, соблюсти их, сломать саму коррупционную модель гораздо сложнее, чем действовать насилием. Но только этот путь, как показывает мировая практика, привел к снижению теневого сектора во Франции, Италии, Ирландии, США.